Введение налога на роскошь за и против

Обновлено: 25.04.2024


Статья посвящена анализу законопроектов введения налога на роскошь в Российской Федерации. Проанализированы основные положения законопроектов о введении налога на роскошь на территории Российской Федерации, выделены их слабые и сильные стороны. Дана оценка эффективности применения положений законопроектов. Рассмотрены основные проблемы введения налога на роскошь в Российской Федерации.

Ключевые слова: налог, налогообложение, налог на роскошь, предметы роскоши, сверхдоход, законопроект, закон.

Вариантом борьбы с социальным неравенством общества, а так же в целях пополнения федерального бюджета в наиболее кризисные периоды, государства применяют специальные меры, направленные на выравнивание уровня налоговой нагрузки для всех налогоплательщиков. Одной из таких мер может являться введение налога на роскошь для специальной категории граждан, имеющих в собственности предметы роскоши и получающих сверхдоход. В Российской Федерации вопросы применения налога на роскошь рассматриваются на протяжении более 10 лет (с 2003 года), но только сейчас делаются первые шаги к его реальному использованию.

В рамках настоящей статьи, на основе положений законопроектов о введении налога на роскошь на территории Российской Федерации делается попытка осуществить общий анализ каждого из законопроектов, выделить их сильные и слабые стороны; а также дать оценку возможной эффективности применения положений данных законопроектов.

1) жилые дома, квартиры, дачи и иные строения, помещения и сооружения, земельные участки (доли в них) стоимостью более 15 млн. рублей;

3) драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, произведения живописи и скульптуры стоимостью более 300 тысяч рублей.

Налоговой базой признавалась рыночная стоимость имущества по состоянию на 1 января каждого года. Налоговая ставка варьировалась исходя из предмета налогообложения и рассчитывалась по прогрессивной шкале. При этом все поступления от уплаты данного налога засчитывались бы в федеральный бюджет.

К положительным факторам в случае применения данного налога можно отнести то, что введение данного налога являлось бы эффективным средством корректирования общей системы налогов, особенно в условиях отсутствия прогрессивной шкалы подоходного налога, и способствовало бы развитию Российской Федерации как социального государства, путем внесения большей равномерности в распределение налогов, являясь средством к усиленному обложению более состоятельных лиц.

Согласно положениям законопроекта организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, обладающие предметами роскоши на праве собственности, признавались налогоплательщиками. Отдельно в законопроекте был поименован закрытый перечень категорий граждан, не являющихся плательщиками налога на объекты роскоши. В рамках нового законопроекта предметами роскоши (объектами налогообложения) признавались расположенные на территории РФ:

1) жилые дома, части жилого дома, квартиры, части квартир стоимостью от 30 млн. рублей и выше;

2) дачи и иные жилые строения, помещения и сооружения, а также земельные участки, на которых находятся указанные объекты недвижимости, дачные и садовые земельные участки (а так же доли в них) стоимостью от 30 млн. рублей и выше;

3) объекты незавершенного жилищного строительства вместе с земельными участками, по истечении трехлетнего срока строительства стоимостью от 30 млн. рублей и выше;

4) автомобили, пассажирские морские, речные и воздушные суда: самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера стоимостью от 3 млн. рублей и выше.

Налоговой базой в новом законопроекте была определена рыночная стоимость имущества, с учетом принципов, осуществления государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на основе метода массовой оценки, по состоянию на 1 число первого месяца налогового периода. Налоговая ставка, так же как и в первом рассматриваемом законопроекте, варьировалась исходя из предмета налогообложения и рассчитывалась по прогрессивной шкале.

Данный законопроект по оценкам экспертов мог бы дополнительно обеспечить доходы казны в размере 200 млрд. рублей. Кроме того введение нового налога являлось бы эффективным средством борьбы с социальным неравенством общества.

Стоит отметить, что в 2013 году к вышеуказанным законопроектам присоединились варианты проектов закона введения налога на роскошь от Минэкономразвития РФ и членов Российского союза промышленников и предпринимателей, где параметры нового вводимого налога примерно совпадали с параметрами налога в рассмотренных выше законопроектах. Однако они так же не имели особого успеха в принятии нового закона, так как существовали определенные недоработки в виде исключения из предметов роскоши драгоценностей, одежды, мебели из-за сложности администрирования; имущества, попадающего под определение роскоши, которым владеет государство и так далее [4].

С 1 января 2014 года на территории Российской Федерации начал действовать новый закон на роскошь в виде обложения транспортных средств стоимостью свыше 3 млн. рублей. То есть законодатель определил повышенные коэффициенты расчета налога в зависимости от года выпуска таких автомобилей. Согласно подписанному президентом закону, коэффициент 1,5 применяется для автомобилей стоимостью от трех до пяти миллионов рублей, с момента выпуска которых прошло не более года. На 1,3 сумма транспортного налога умножается в отношении машин аналогичной стоимости возрастом от одного до двух лет, а на 1,1 — возрастом от двух до трех лет. Удвоенный сбор взимают с владельцев автомобилей стоимостью от пяти до десяти миллионов рублей, с момента выпуска которых прошло не более пяти лет. В три раза транспортный налог увеличился для хозяев машин стоимостью от 10 до 15 миллионов рублей и свыше 15 миллионов рублей в случае, если с момента выпуска этих транспортных средств прошло не более 10 и 20 лет соответственно.

Однако уже сейчас видны определенные недоработки принятого закона: налоговой базой признается стоимость транспортного средства, определяемая официальными дилерами, без учета различных пошлин и сборов, которые уже входят в данную стоимость (НДС, таможенные пошлины, утилизационный сбор, валютный курс и так далее); размер налога на роскошь дифференцирован в зависимости от региона постановки на учет транспортного средства, логичнее было бы сделать дифференциацию именно критерия роскоши по регионам. Таким образом, данный закон, с нашей точки зрения, требует определенных доработок для выполнения его социальной функции.

Таким образом, в России существуют попытки введения налога на роскошь и кроме того осуществлена реализация в части налогообложения конкретного предмета роскоши исходя из его стоимости, однако данную реализацию нельзя считать безусловно успешной. Необходимо детально проработать вопрос о предметах роскоши, дать им четкое определение, оценить их рыночную стоимость исходя из индивидуальной оценки (а не массовой), поднять вопрос о борьбе со схемами ухода от уплаты данного нового налога, оценить самих налогоплательщиков. Анализ законопроектов введения налога на роскошь в Российской Федерации позволил выявить основные проблемы, существующие в данной сфере, которые необходимо решить в ближайшее время с целью социального выравнивания и перенаправления денежный средств в реальный сектор экономики. К ним относятся:

- соотнесение налога на роскошь с другими уже применяемыми налогами (на имущество физических и юридических лиц, земельный налог, транспортный налог) с целью исключения двойного налогообложения;

- конкретное разделение налогоплательщиков по критерию приобретения предметов роскоши с целью исключения из налогообложения новым налогом среднего класса;

- определение оптимального уровня налоговой нагрузки для налогоплательщиков, попадающих под вводимый налог, с целью устранения возникновения нелегальных схем ухода от уплаты данного налога;

- обеспечение оптимального администрирования с целью повышения экономической целесообразности вводимого налога.

Таким образом, введение налога на роскошь на территории Российской Федерации, на наш взгляд, способно решить задачи социального выравнивания общества, однако, очевидно, что перед введением необходимо проделать очень большую работу, в том числе и на законодательном уровне.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, введение налога, предмет роскоши, роскошь, законопроект, налог, Налоговый кодекс, Государственная Дума, налоговая база, налоговая нагрузка.

В России существует довольно большой список разнообразных налогов. С развитием экономики и согласно актуальной финансовой ситуации это список постоянно корректируется: вносятся поправки в существующие налоги, некоторые налоги упраздняются, а некоторые, наоборот, только внедряются. Так, в 2014 году в нашу налоговую систему был введен так называемый налог на роскошь.


Что такое налог на роскошь?

Данный вид налога тесно связан с транспортным налогом, который всегда уплачивается при покупке автомобиля. База транспортного налога очень специфическая и подразумевает под собой количество лошадиных сил, т.е. мощность автомобиля, плюс налоговая ставка и время владения. Но если вы купили автомобиль, который стоит больше, чем 3 миллиона рублей, то вы должны рассчитать налог на роскошь.

Таким образом, согласно законодательным нормам, те, кто покупает себе дорогие автомобили, должны пополнить казну и уплатить дополнительный налог, который, по сути, представляет собой увеличенный в размерах транспортный налог.

Следовательно, данный вид налога не относится к самостоятельным видам налога, а входит в структуру стандартного транспортного налога.

Порядок расчет и уплаты налога на роскошь

В России величина налога рассчитывается следующим образом: количество лошадиных сил автомобиля умножается на величину транспортного налога, установленную в регионе регистрации транспортного средства, и на повышающий коэффициент.

Вся суть налога на роскошь автомобиля в 2022 году заключается именно в повышающем коэффициенте, который зависит от двух базовых показателей:

  • стоимость автомобиля;
  • возраст автомобиля (год выпуска).

В зависимости от сочетания этих двух показателей и формируется повышающий коэффициент:

от 3 до 5 млн. руб.

от 5 до 10 млн. руб.

от 10 до 15 млн. руб.

свыше 15 млн. руб.

Очевидно, что все-таки более весомым показателем является именно стоимость автомобиля. Для расчета налоговые органы возьмут стоимость нового автомобиля вашей модели, с учетом года выпуска и количества лошадиных сил (все показатели должны быть идентичными). Поэтому вас не должен удивить тот факт, что стоимость автомобиля для расчете налога может несколько отличаться от фактически уплаченной вами при его покупке.

СмартВклад с повышенной ставкой

Это означает, что перед покупкой автомобиля каждый может проверить, попадает под налог на роскошь выбранная им модель или нет.

Сделать это можно, в том числе, благодаря тому, что Министерство промышленности и торговли составляет полный список автомобилей, на которых данный налог распространяется.

Стоит отметить, что он постоянно корректируется (как минимум, 1 раз в год). Связано это с тем, что любые колебания курса рубля приводят к повышению или понижению рублевого эквивалента стоимости автомобиля. Следовательно, какие-то автомобили вносятся в перечень, а какие-то могут быть исключены. До сегодняшнего дня перечень только расширялся.

Полный список автомобилей, попадающих под налог на роскошь 2022, можно найти на официальном сайте Минпромторга. На данный момент в этом перечне уже 708 автомобилей, хотя в 2015 их было меньше больше, чем в три раза.

Кроме этого, каждый производитель автомобилей при покупке, как правило, может подсказать, входит ли ваш автомобиль в перечень, и какой налог вам придется заплатить.

Платит данный налог тот, кто является собственником автомобиля. Если же транспорт разделен на доли, то и налог делится между всеми дольщиками. А если полноправных владельцев несколько, то они сами должны договориться о том, кто будет платить налог.

Применяется налог на роскошь и для новых, и для поддержанных автомобилей. Но от его уплаты (т.е. от повышения транспортного налога) могут быть освобождены следующие группы граждан:

  • инвалиды (включая все группы);
  • ветераны ВОВ;
  • родители в многодетных семьях;
  • признанные участники военных действий;
  • герои России.

Кроме этого, есть и группы транспортных средств, по которым данный налог не начисляется:

  • транспорт, который находится в собственности компаний и используется для грузоперевозок или для перевозки людей;
  • транспорт, который относится к сельхозтехнике;
  • автомобили, которые находятся в розыске или угоне.

Иных законных способов избежать уплаты данного налога нет (несмотря на очень большой шквал критики после его введения).

Стоит отметить, что введение данного налога во многом стало попыткой законодательной системы уравнять положение разных групп населения (такой налог ввели и для дорогой недвижимости). Безусловно, это стало только первым шагом, и данный законопроект постоянно пересматривается и дорабатывается.

like

2

smile

1

normal

0

sad

0

dislike

1

Читайте также: