Введение налога это первичное

Обновлено: 01.05.2024

1. Налог — одно из основных проявлений государственного суверенитета страны. Именно возможность обложения налогом является выражением суверенитета и независимости государства наряду с установлением и защитой границ, чеканкой монеты, отправлением правосудия и т.

д. Из всего этого следует, что налог устанавливается государством в одностороннем порядке без согласования с каждым налогоплательщиком по отдельности.

2. Фактическому взиманию с налогоплательщика любого налогового платежа обязательно предшествуют две последовательные и взаимосвязанные законодательные процедуры, посредством которых обуславливается сама юридическая возможность обложения лица налогом. К сожалению, данный аспект не нашел своего отражения и исследования практически ни в одном учебнике о налогах. Однако роль и значение процедур установления налога и введения налога нельзя недооценивать.

Установление налога непосредственно предусматривает возможность введения налога на соответствующей территории в рамках всей страны или только региона.

Введение налога — вторичное нормотворческое действие, принятие соответствующего нормативного акта, подробно регламентирующего условия, порядок и процедуру фактического взимания

того или иного налога в бюджет. При введении налога должны быть определены существенные элементы налоговых обязательств.

Иными словами, для того чтобы конкретный налоговый платеж мог быть фактически внесен налогоплательщиком или взыскан с него, сначала его нужно установить (т. е. предусмотреть возможность его взимания), а уже затем ввести, т. е. определить как он будет взиматься и определить существенные элементы налогового обязательства.

О наличии двух этих этапов, предшествующих реальному взиманию налога, свидетельствует положение ч. 2 ст. 2 Закона об основах налоговой системы, согласно которому взимание налогов, образующих налоговую систему, осуществляется в установленном порядке. Кроме того, согласно п. 1 ст. 11 этого закона, в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют необходимые элементы налога.

Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способов исчисления конкретных ставок и т. д.

Количество введенных и установленных налогов, как правило, не совпадает, но в любом случае число введенных налогов не может превышать число установленных налогов, так как неустановленные налоги не могут быть введены.

4. Установление и введение налогов осуществляются по строго определенной процедуре.

Так, статьей 1 Закона об основах налоговой системы пред-, усмотрено, что установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других налоговых платежей, а также льгот их плательщикам осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти.

С учетом произошедших изменений в системе государственных органов и органов местного самоуправления можно сделать однозначный вывод о том, что правотворческой компетенцией в налоговой сфере наделены только Федеральное Собрание, законодательные органы субъектов федерации, а также представительные органы местного самоуправления.

Главы администраций субъектов федерации и главы органов местного самоуправления вправе вводить налоги, если соответствующие полномочия были предоставлены (делегированы) им компетентными органами.

Однако высшей судебной инстанцией решение нижестоящего суда было отменено и дело направлено на новое рассмотрение для дополнительного исследования вопроса о полномочиях администрации области на установление местных налогов и сборов, поскольку судом не было учтено, что, согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 г. № 1617, функции представительных органов до их избрания и начала работы временно осуществляет администрация7.

Нормативные акты субъектов федерации по вопросам налогообложения должны приниматься на основе федеральных законов. Как следует из ч. 5 ст. 76 Конституции, в случае противоречия закона субъекта федерации федеральному закону должны применяться положения федерального закона.

Принятие федеральных налоговых законов, система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также установление федеральных налогов и сборов относятся к компетенции Федерального Собрания Российской Федерации.

Принятие налогового закона происходит в следующем порядке:

1) Законопроект об установлении или введении того или иного налога, а также о внесении изменений и дополнений в нормативный акт по налогообложению вносится на рассмотрение в Государственную Думу. В соответствии с п. 3 ст. 104 Конституции данный проект может быть внесен в Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

2) Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало большинство депутатов Государственной Думы.

3) В течение пяти дней принятый закон передается в Совет Федерации для одобрения. Если закон не будет одобрен Советом Федерации, может быть образована согласительная комиссия для устранения возникших разногласий. Несогласие Совета федерации также может быть преодолено путем повторного голосования (двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы).

4) После одобрения федерального закона членами Совета Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту для подписания и опубликования. Президент в течение четырнадцати дней должен одобрить закон или отказать в его одобрении (наложить вето) и вернуть закон на повторное рассмотрение. Президентское вето может быть преодолено Федеральным Собранием, если за принятие закона проголосует две , трети депутатов обеих палат парламента.

Отмена налога есть прекращение взимания налога на основании принятия соответствующего нормативного акта. Отмена налога происходит в результате:

а) отмены действия того или иного налогового закона (например, прекращения действия законов о налогообложении доходов банков и о налогообложении доходов от страховой деятельности, согласно Указу Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г.);

б) отмены взимания того или иного налога (согласно ст. 2 Федерального закона от 23 февраля 1995 г., с 1 января 1996 года был отменен специальный налог с организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации8);

в) истечения срока действия нормативного акта, которым был введен тот или иной налог;

г) проведения налоговой реформы.

В качестве особого, экстраординарного способа прекращения взимания налога можно назвать признание нормативного акта, установившего налог, неконституционным и, как следствие, утратившим силу. Подобный прецедент был создан Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 февраля 1997 года.9

8. Налоговая реформа представляет собой принципиальное и качественное изменение действующей налоговой системы.

Предложение о проведении налоговой реформы может быть внесено Правительством при рассмотрении парламентом вопроса о санкционировании бюджетных расходов в случае отклонения основных характеристик проекта бюджета. Рассмотрение предложений о налоговой реформе должно быть начато не позднее чем за три с половиной месяца до начала очередного финансового года и закончено к моменту утверждения закона 198

Понятие налоговой системы. Налоговая система РФ

Российской Федерации о федеральном бюджете. До принятия и введения в действие нового закона о налоговой системе или об отдельных налогах, взносах, обязательных платежах продолжает действовать прежняя налоговая система.

Предложения по налоговой реформе, вызванные другими обстоятельствами и причинами, могут вноситься Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и комитетами парламента не позднее чем за три с половиной месяца до начала соответствующего финансового года.

4. Шаталов С. Налоговый кодекс как гарант стабильности налоговой системы // Консультант, № 1. 1996. С. 70.

Читайте также: