Налоги и специальные платежи недропользователей в рк презентация

Обновлено: 16.05.2024

Недропользователями в Казахстане в основном являются нефтяные, газовые и горнодобывающие компании, которые заключают контракты на недропользование для получения прав на разработку запасов полезных ископаемых.

В данном обзоре описывается налоговое законодательство с учетом изменений от 22 июля 2011 года. Нужно отметить, что в текущем законодательстве остается много неясных вопросов, а с введением 1 января 2009 года нового Налогового кодекса 1 их количество увеличилось.

1. Закон РК № 99-IV от 10 декабря 2008 года.

В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что до построения модели налогового режима или заключения на его основании договоров необходимо получить консультации специалистов.

Существуют два вида контрактов на недропользование: соглашение о разделе продукции (СРП) и контракт, включающий в себя положение о налоге на сверхприбыль (НСП контракты). В Казахстане действует ограниченное количество СРП, заключенных еще до 2009 года. Все контракты, заключаемые в настоящее время и которые будут заключены в дальнейшем, будут являться НСП контрактами.

Законодательство о недропользовании

Экономические условия, определяемые контрактами на недропользование, регулируются двумя основными законами. Они включают Закон «О недрах и недропользовании 2 и Налоговый кодекс.

Для небольшого количества СРП, действующих на 1 января 2009 года, сохраняется стабильность налогового режима при условии, что они прошли обязательную налоговую экспертизу. По существу, такая экспертиза представляет собой оценку СРП со стороны налоговых органов на соответствие налоговых положений соглашения законодательству, действующему на момент подписания (заключения) СРП. Контракты, утвержденные Президентом Республики Казахстан, также сохраняют стабильность налогового режима.

Налоговый режим НСП контрактов не стабилизируется, за исключением случаев утверждения таких контрактов Президентом РК. Контракты со стабильным налоговым режимом могут быть изменены по взаимному соглашению сторон.

В консорциуме каждый недропользователь отвечает за свои налоговые вопросы, включая налоговый учет, налоговую отчетность и расчет по налоговым обязательствам. Тем не менее некоторые аспекты могут быть делегированы оператору консорциума при условии соблюдения установленных для этого требований. Особые административные положения, например исполнение налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, действуют в отношении некоторых консорциумов, ведущих деятельность по СРП.

Налоговый кодекс содержит детальные требования в отношении налоговой политики и налоговых регистров, которые обеспечивают отражение данных бухгалтерского учета в налоговой отчетности.

Согласно Налоговому кодексу, условия уплаты налогов и других обязательных платежей, связанных с операциями недропользования в Республике Казахстан, могут устанавливаться только Налоговым кодексом. Такие условия налогообложения не могут определяться отдельными соглашениями с правительством.

Налоги, применимые к недропользователям

Налоговый режим. Данный раздел описывает режим налогообложения для большинства действующих и всех новых контрактов с 1 января 2009 года. Этот режим применяется ко всем контрактам, за исключением СРП, которые вступили в силу до 1 января 2009 года, и контрактов, специально утвержденных Президентом Республики Казахстан.

Общеприменимый режим налогообложения, который применяется для контрактов по разведке и добыче в нефтяной отрасли Казахстана, состоит из комбинации корпоративного подоходного налога, рентного налога на экспортируемую нефть, бонусов и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Деятельность в рамках контракта должна облагаться налогом отдельно от внеконтрактной деятельности (например, переработка и сбыт нефтепродуктов), а также по каждому контракту в отдельности.

Налог на добычу полезных ископаемых. НДПИ является налогом типа роялти, основанным на объеме добычи, и применяется к сырой нефти, газовому конденсату и природному газу. Ставки увеличиваются в зависимости от объема. Различные ставки и налогооблагаемые базы применяются в зависимости от того, что добывается, отправляется ли продукция на экспорт или реализуется на внутреннем рынке.

Бонусы. Недропользователи платят подписной бонус и бонус коммерческого обнаружения.

Ставка корпоративного подоходного налога (КПН). В 2011 году ко всем компаниям применяется ставка КПН в размере 20 %.

Рентный налог на экспортируемую нефть. Базой для исчисления налога является стоимость экспортируемой сырой нефти и газового конденсата, которая используется для расчета НДПИ при экспорте. Налоговая ставка варьируется от 7 % до 32 % и применяется когда мировые цены на сырую нефть и газовый конденсат превышают $40 за баррель.

Налог на сверхприбыль. НСП исчисляется на ежегодной основе. Налог уплачивается по прогрессивной шкале ставок, применяемой к части чистого дохода, превышающей 25 % от суммы вычетов. Чистый доход распределяется по шкале ставок путем применения коэффициента к вычетам.

Перенос налоговых убытков. Налоговые убытки по контрактам на недропользование могут быть перенесены на срок до 10 лет.

Таможенная пошлина на экспорт сырой нефти. С 1 января 2011 года экспортная пошлина установлена в размере $40 за тонну сырой нефти.

Режим налогообложения

Налоги, применяемые к недропользователям, представлены в таблице 1.

Для определения объекта налогообложения применяются специальные правила в тех случаях, когда углеводородная продукция проходит переработку до продажи (например, сырая нефть перерабатывается в бензин или дизельное топливо). В таких случаях вероятность возникновения обязательств по НСП фактически очень мала.

Платежи по возмещению исторических затрат . Начиная с 2009 года платеж по возмещению исторических затрат включен в список обязательных платежей в государственный бюджет. Это установленный платеж, предназначенный для того, чтобы возместить расходы государства на геологическое изучение и обустройство соответствующей контрактной территории, понесенные до заключения контракта на недропользование.

Обязательство в отношении платежа по возмещению исторических затрат возникает с даты заключения соглашения о конфиденциальности между недропользователем и уполномоченным государственным органом по изучению и использованию недр.

Налог на добычу полезных ископаемых применяется к сырой нефти, газовому конденсату и природному газу. Налоговой базой является стоимость добытой продукции. При экспорте стоимость основана на ценах на мировом рынке (без корректировок).

Цена на мировом рынке на сырую нефть и газовый конденсат определяется как среднеарифметическое значение ежедневных котировок Urals Mediterannean (Urals Med) и Dated Brent (Brent Dtd) в налоговом периоде, на основании информации, публикуемой в источнике Platt’s Crude Oil Marketwir 3 . При отсутствии в нем информации по ценам на указанные сорта используется источник Argus Crude 4 .

3. Издательство The McGraw-Hill Companies Inc.

4. Издательство Argus Media Ltd.

Цена на мировом рынке на природный газ определяется как среднеарифметическое значение ежедневных котировок Zeebrugge Day-Ahead в налоговом периоде на основании информации, публикуемой в источнике Platt’s European Gas Daily. При отсутствии в нем информации используется источник Argus European Natural Gas.

Налоговые ставки определяются на основе годового объема производства. Налоговые ставки по экспортируемой нефти, включая газовый конденсат, представлены в таблице 3. Данные ставки снижаются на 50 %, если переработка продукции проводится производителем или покупателем на внутреннем рынке Казахстана. В таких случаях также предусмотрены специальные правила для определения налогооблагаемой базы.

В отношении экспортируемого природного газа применяется единая ставка в размере 10 %. Если газ реализуется на внутреннем рынке Казахстана, то применимая ставка составляет 0,5–1,5 %, в зависимости от годового объема добычи.

Бонусы. Недропользователи выплачивают два вида бонусов: подписной бонус и бонус коммерческого обнаружения.

Подписной бонус является разовым платежом за право осуществления деятельности по недропользованию. Для контрактов по разведке нефти, по которым запасы утверждены, бонус устанавливается в размере 2 800 МРП 5 (для нефтяных контрактов), что составляет приблизительно 4 233 600 тенге.

Для контрактов на добычу нефти, по которым запасы еще не были утверждены, бонус устанавливается в размере 3000 МРП, что составляет приблизительно 4 536 000 тенге. Если резервы были утверждены, бонус рассчитывается по формуле с применением ставки 0,04 % к утвержденным резервам и 0,01 % к предварительно утвержденным резервам, но не менее 3 000 МРП, что составляет приблизительно 4 536 000 тенге.

Бонус коммерческого обнаружения является разовым платежом недропользователя за каждое коммерческое обнаружение на контрактной территории.Базой для его исчисления является стоимость объема извлекаемых запасов полезных ископаемых, утвержденных уполномоченным государственным органом. Стоимость извлекаемых запасов рассчитывается по биржевой цене, установленной на Международной (Лондонской) бирже по данным источника Platts Crude Oil Marketwire. Бонус коммерческого обнаружения уплачивается по ставке 0,1 % от стоимости подтвержденных извлекаемых запасов.

КПН исчисляется всеми компаниями по ставке 20 % от налогооблагаемого дохода. Налогооблагаемый доход определяется как разница между совокупным годовым доходом (с учетом корректировок) и вычетами, предусмотренными законодательством.

Вычеты. Вычету подлежат все расходы налогоплательщика, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода. Список некоторых видов расходов, подлежащих вычету, приведен ниже:

1. Вознаграждения (в пределах норм).

2. Расходы на ликвидацию последствий разработки месторождений и суммы отчислений в ликвидационные фонды. Порядок и размер таких отчислений устанавливаются контрактом на недропользование.

3. Расходы на геологическое изучение и подготовительные работы для добычи природных ресурсов.

4. Расходы на научно-исследовательские и научно-технические работы.

5. Расходы по договору о совместной деятельности (консорциум), которые относятся на вычет на основании информации, предоставленной оператором.

6. Командировочные и представительские расходы (суточные относятся на вычет полностью на основании внутренней политики налогоплательщика, тогда как представительские расходы относятся на вычет в размере 1 % от расходов по заработной плате).

7. Отрицательная курсовая разница (превышение отрицательной курсовой разницы над положительной курсовой разницей).

8. Страховые премии, за исключением премий по договорам накопительного страхования.

9. Выплаты по погашению сомнительных требований, ранее признанных доходами.

10. Вычет по сомнительным требованиям, не удовлетворенным в течение трех лет.

11. Налоги в пределах уплаченных (кроме налогов, исключаемых до определения совокупного годового дохода, КПН и налогов на доходы, уплаченных на территории Казахстана и в других государствах, а также НСП).

12. Штрафы и пени, за исключением тех, которые подлежат уплате в государственный бюджет.

13. Расходы на техническое обслуживание и текущий ремонт.

14. Расходы на капитальный ремонт (в пределах норм, установленных законодательством).

15. Расходы на обучение казахстанских кадров и развитие социальной сферы регионов, фактически понесенные недропользователем (в пределах сумм, установленных контрактом на недропользование).

К расходам недропользователя на геологическое изучение, разведку и подготовительные работы для добычи полезных ископаемых относятся затраты на оценку и подготовительные работы, общие и административные расходы, понесенные до момента начала добычи после коммерческого обнаружения, а также расходы по уплате бонусов. Такие расходы наряду с затратами на приобретение основных средств и нематериальных активов (расходы, понесенные налогоплательщиком в связи с приобретением права на геологическую разведку, разработку или добычу полезных ископаемых) подлежат амортизации по отдельной группе. Эти расходы могут вычитаться из совокупного годового дохода в виде амортизационных отчислений, исчисляемых по методу уменьшающегося остатка по норме, не превышающей 25 % после начала добычи при коммерческом обнаружении. Расходы, понесенные после начала добычи при коммерческом обнаружении, включаются в эту же группу, увеличивая ее остаточную стоимость, если такие расходы капитализируются в стоимость активов по МСФО, которые уже были включены в группу.

В случае заключения договора о приобретении доли участия недропользователь капитализирует стоимость приобретения права на недропользование. При продаже доли участия недропользователю необходимо уплатить корпоративный налог на доход от прироста стоимости.

Налоговый кодекс также предусматривает уменьшение налогооблагаемого дохода на сумму определенных расходов (таких как спонсорская помощь и благотворительные вклады) в размере 3 % от налогооблагаемого дохода.

Дивиденды . Дивиденды, распределенные в Казахстане (т.е. от местной дочерней организации к местной материнской компании), не подлежат налогообложению. Дивиденды, распределяемые за пределами Казахстана, подлежат обложению налогом у источника по ставке 15 %, которая обычно снижается до 5 % в соответствии с международными соглашениями. Филиалы иностранных юридических лиц подлежат обложению налогом на чистый доход филиала по аналогичным ставкам. Чистым доходом филиала признается налогооблагаемый доход, уменьшенный на сумму КПН.

Рентный налог на экспорт. Плательщиками этого налога являются юридические и физические лица, реализующие на экспорт сырую нефть, газовый конденсат и уголь. Базой для исчисления налога является стоимость экспортируемой сырой нефти на основе, аналогичной для НДПИ. Налоговой базой для рентного налога на экспорт угля является фактический объем экспортируемого угля, при этом ставка налога составляет 2,1 %. Ставки налога, применимые к экспортируемой нефти и газовому конденсату, варьируются так, как представлено в таблице 4.

Налоговым периодом для рентного налога на экспорт является календарный квартал.

В целях налоговой амортизации основные средства разделяются на четыре группы. Активы амортизируются по ставкам, которые не превышают предельные нормы, указанные в таблице 5.

Основные средства, помимо прочего, включают в себя:

· основные средства, инвестиции в недвижимость, нематериальные активы и биологические активы, учитываемые в соответствии с МСФО и казахстанскими стандартами бухгалтер

Горнодобывающая промышленность являет­ся становым хребтом всей экономики Республи­ки Казахстан, обеспечивая существование как самого независимого государства, так и выжи­вание народа в постоянно штормящем океане перестройки.

Поскольку, согласно статье 6 Конституции Республики Казахстан, её недра находятся в государственной собственности, то система пла­ты на пользование ими, в принципе, должна быть построена таким образом, чтобы каждый казах-станец в собственном кармане ощущал, что он, наряду с другими соотечественниками, являет­ся собственником этих самых недр.

В настоящее время плата за пользование не­драми осуществляется в виде двух бонусов -подписного и коммерческого обнаружения, ро­ялти и налога на сверхприбыль.

Пока основная налоговая нагрузка в боль­шинстве случаев приходится на роялти. Осо­бое значение роялти приобретает в связи с за­дачей, поставленной Президентом, создать за счёт роялти фонд будущих поколений, для чего необходимо существенно пересмотреть ныне действующие положения платежей за пользова­ние недрами, учитывая, что сейчас сложились весьма благоприятные условия для осуществле­ния этих мероприятий.

В настоящее время платежи за пользование недрами носят слишком жесткий характер вследствие значительных размеров сумм, упла­чиваемых в виде подписного бонуса, платы за геологическую информацию, возмещения истори­ческих затрат (часто недостаточно обоснованных) и бонуса коммерческого обнаружения, уплачи­ваемых до начала добычи полезного ископае­мого, что вызывает активные возражения ин­весторов на стадии переговоров по заключе­нию контрактов на недропользование. Особен­но трудно бывает объяснить иностранному инвестору смысл бонуса коммерческого обна­ружения и ответить на его вопрос: почему он при высокой степени не компенсируемого про­изводственного риска, затратив обычно милли­оны, нередко десятки, а иногда и сотни милли­онов долларов на геологоразведочные работы и открыв месторождение, должен ещё за это, т. е. за свои материальные, финансовые, интеллектуальные и трудовые затраты, что-то платить государству?

Поэтому отмена бонуса добычи (Законом от 01.07.98 г.), первая уплата которого в

большинстве случаев происходит не раньше пяти лет после начала добычи, при оставле­нии в составе платежей за пользование недрами бонуса коммерческого обнаружения, на наш взгляд, было не достаточно продуманным и обо­снованным шагом. Более рационально было бы сделать наоборот.

Особенно сомнительными в юридическом от­ношении являются платежи за геологическую информацию и исторические затраты. Сейчас уже всем стало совершенно ясно, что Казахстан ни в настоящее время, ни в период существова­ния в качестве союзной республики не может и не мог самостоятельно в необходимых объёмах финансировать геологосъемочные, геологопоис­ковые и геологоразведочные работы на своей тер­ритории. В настоящее время они финансиру­ются преимущественно, а геологоразведочные работы — в основном, иностранными инвестора­ми, а в советское время финансировались за счёт средств союзного бюджета. Следовательно, в принципе, собственником всей информации в то время являлся Советский Союз, а в настоя­щее время права собственности перешли к пра­вопреемнику всех активов и пассивов бывшего Союза ССР. Этим правопреемником, как изве­стно, является Российская Федерация, которая приняла на себя все зарубежные активы и пас­сивы бывшего Советского Союза, освободив от уплаты долевой части долгов бывшего Союза ССР все бывшие союзные республики и ли­шив их тем самым права на активы бывшего Союза.

Поскольку по отношению к России террито­рия Казахстана является территорией зарубеж­ного государства, то, возможно, вся геологичес­кая информация и все исторические затраты, ‘понесённые на всей территории бывшего СССР, принадлежат России.

Таким образом, может получиться юридичес­кий казус, состоящий в том, что недра Казах­стана принадлежат ему, а информация о них -России, и Казахстан продаёт зарубежным ин­весторам не принадлежащие ему активы.

Вполне возможно, что это не так, и существу­ют какие-то, не известные нам закрытые дого­ворённости по этому вопросу (что весьма со­мнительно), но лучше не будировать этот слож­ный вопрос и исключить платежи за геологи­ческую информацию и исторические затраты из официальных платежей недропользователей Казахстана, фактически перенеся их в состав подписного бонуса. При этом необходимо со­вместно с геологической службой установить ра­зумные пределы для этих платежей. По нашему мнению, иногда эти платежи носят явно завы­шенные размеры.

Опыт ведения переговоров с иностранны­ми инвесторами показывает, что для боль­шей привлекательности Казахстана для вло­жения инвестиций в горнодобывающую про­мышленность необходимо максимально пони­зить все платежи, уплачиваемые до начала эксплуатации месторождения, отменить бонус коммерческого обнаружения и восстановить ранее отменённый бонус добычи.

В связи с платежами за недропользова­ние необходимо внести изменения в бюд­жетное законодательство, предусмотрев в нём разделение платежей за недра между республиканским и местными бюджетами, что давно уже и сделано в соседней Рос­сии.

Ситуация, когда неприятные последствия недропользования вынуждены терпеть тер­ритории, не имея за это никаких компен­саций, а вся выгода уходит в республи­канский бюджет и распределяется между дотационными областями (или тратится на трудно понимаемые провинцией празднества и роскошества новой столицы), чревата очень тяжёлыми социально-политическими послед­ствиями, вплоть до потрясений основ госу­дарственности.

Проблема усугубляется тем, что часто юри­дическая и налоговая регистрации не совпада­ют с местом изъятия полезного ископаемого.

Поэтому не надо прятать голову в песок, как некая бескрылая птица, а своевременно решать уже назревшие и назревающие проблемы.

Необходимо также пересмотреть принципи­альные положения по уплате роялти.

В настоящее время принципы установления величины роялти зависят от вида добываемого полезного ископаемого:

— по общераспространённым полезным иско­паемым и подземным водам применяется фик­сированная ставка роялти, устанавливаемая на основе постановления Правительства Республи­ки Казахстан от 12 сентября 1997 года № 1330;

— по всем остальным полезным ископаемым -индивидуально в каждом контракте, исходя из экономики проекта, основанной на технико-эко­номических расчетах.

Причём по углеводородному сырью роялти устанавливается по скользящей шкале как оп­ределённый процент, в зависимости от объёмов добычи, в то время как по твёрдым полезным

ископаемым (за исключением общераспростра­нённых) — в виде фиксированного процента, не зависящего от объёмов добычи, на весь срок действия контракта.

Мы считаем этот принцип не способствующим стабильности и развитию горнодобывающих предприятий, особенно в неблагоприятные пе­риоды для сбыта продукции, и ущемляющим интересы бюджета при росте цен и увеличении объёмов сбыта добываемого сырья.

Более целесообразно, если роялти будет иметь гибкий характер в зависимости от объё­мов добычи, реализации и динамики цен.

Снижение цены на добываемое сырьё неиз­бежно приводит к уменьшению прибыли инве­стора и может привести даже к убыточности разработки месторождения, в то время как од­новременное с понижением цен снижение став­ки роялти позволит инвестору, во-первых, в оп­ределённой мере снизить себестоимость произ­водимой продукции и выстоять в конкурентной борьбе, а во-вторых, покажет, что государство в тяжёлый для инвестора период в какой-то мере разделяет с ним предпринимательский риск.

В настоящее же время, будучи вынужден­ным снижать себестоимость производимой про­дукции, предприниматель обычно идёт на мак­симально Возможное сокращение производствен­ного состава, что при общеизвестных существу­ющих проблемах с занятостью в Республике Казахстан усиливает и без того высокую соци­альную напряжённость, особенно в тех регио­нах, где крупное горнодобывающее предприя­тие является градообразующим и, нередко, един­ственным крупным работодателем.

По нашему мнению, лучше сохранить мак­симально возможную занятость трудоспособно­го населения за счёт некоторого уменьшения платежей в республиканский бюджет, куда ухо­дит роялти, чем увеличивать безработицу.

Как показывает опыт, цены на минеральное сырьё испытывают периодические колебания, по­этому при скользящей шкале роялти в зависи­мости от цены реализации государство в пери­оды возрастания цен доберут суммы роялти, потерянные в периоды снижения. Почти трёх­кратные колебания цен на нефть в последнее время является прекрасной иллюстрацией к вы­шеизложенному положению.

Помимо этого у каждого горнодобывающего предприятия есть определённый минимальный объём затрат, которые оно должно нести для поддержания в рабочем состоянии скважин, шахт, карьеров или разрезов. В эти периоды возмож­на реализация продукции даже по цене ниже себестоимости и взимание в это тяжёлое время роялти по такой же ставке, как и в особо благо­приятные периоды, фактически означает стал­кивание предприятия в пропасть банкротства со всеми вытекающими отсюда тяжёлыми соци­альными, экономическими и политическими по­следствиями. Но если шахта, рудник, карьер, разрез, НГДУ не удержится в штормовом море предпринимательской деятельности и разорит­ся, то уже с него больше ничего бюджет не по­лучит. Поэтому, мы считаем, что государство должно сделать всё для поддержания на плаву работающего предприятия в тяжёлый, не зави­сящий от него период, одновременно должно изы­мать в бюджет государства почти весь дополни­тельный доход, образовавшийся не за счёт вло­жений дополнительного труда, а за счёт благо­приятной конъюнктуры рынка. Одним из та­ких мероприятий, по нашему мнению, является установление скользящего роялти в зависи­мости от объёма добычи и цены реализации для всех видов полезных ископаемых, вклю­чая и общераспространенные.

В свете вышеизложенного целесообразно по­ставить и продумать вопрос о снижении став­ки подоходного налога при снижении самого объекта налогообложения. В настоящее время для недропользователей отношения с государ­ством в части подоходного налога носит явно асимметричный характер: если предприятие по-

лучило большую прибыль, превышающую ус­тановленный законом размер, то будь добр зап­лати налог на сверхприбыль, если же прибыль ничтожна — ставка не снижается. Трудно такие отношения назвать партнёрскими, особенно в психологическом плане.

Проблема здесь состоит в том, что отдельные недропользователи всегда платили налогов не­сколько больше, чем их коллеги или представи­тели других отраслей промышленности. Но эти платежи имели тогда рентную основу и назы­вались фиксированными (рентными) платежа­ми. Принципиальных возражений данные пла­тежи ни у кого не вызывали, во-первых, потому что они взимались с ограниченного круга не­дропользователей — в основном, с нефте- и газо­добытчиков, а во-вторых, потому что всем, при­частным к этим платежам, ещё со студенческой скамьи было внушено, что у отдельных недро­пользователей может образовываться не принад­лежащая им так называемая дифференциальная рента I, обусловленная лучшими природными условиями разрабатываемого ими месторожде­ния, а принадлежит эта рента собственнику мес­торождения в лице государства.

Для того, чтобы совершить такой фискальный кульбит, из-под налога на сверхприбыль необ­ходимо было выбить рентное основание и заме­нить его чем-то туманным, наукообразным и мало кому понятным.

Что и было сделано, в результате чего объек­том налога на сверхприбыль стала сумма чис­того дохода недропользователя по каждому от­дельному контракту за отчётный год, по которо­му получена внутренняя норма прибыли выше двадцати процентов.

В результате введённых изменений и дополне­ний исчезли природное и экономическое обосно­вания налога на сверхприбыль и равенство в на­логообложении, поскольку у недропользователей неизбежно возник вопрос: это почему же при оди­наковых показателях внутренней нормы прибыли мы должны платить налог на сверхприбыль, а дру­гие отрасли народного хозяйства нет? Ответа на этот вопрос до сих пор также нет. Как и нет ответа на вопрос: почему из многих относительно простых показателей оценки эффективности ин­вестиций принята в налоговых целях довольно сложная, ранее не применявшаяся у нас иност­ранная конструкция, труднопонимаемая и труд­но воспринимаемая подавляющим большинством рядовых бухгалтеров и экономистов.

Поскольку система налогообложения долж­на быть доступна и понятна именно рядовому бухгалтеру и экономисту, то сейчас, когда раз­рабатывается новый Налоговый кодекс, настал самый подходящий момент для упрощения про­цедуры исчисления налога на сверхприбыль.

Поскольку рентная основа налога на сверх­прибыль хороша только в теории (кто в своё время в Министерстве финансов Республики Казахстан занимался рентными платежами, я уверен, полностью меня поддержат), а на прак­тике в условиях неустойчивой экономики труд­но реализуема, то мы предлагаем:

1. Налогом на сверхприбыль обложить все
предприятия и коммерческие структуры, имею-
щие уровень рентабельности выше определён-
ного, установленного Законом размера, что бу-
дет соответствовать широко декларируемому
равенству всех перед Законом;

2. Непривычную и не совсем понятную ря­довому экономисту и бухгалтеру внутреннюю норму прибыли, как основу установления став­ки налога на сверхприбыль, заменить традици­онным, всем привычным и понятным уровнем рентабельности;

3. Для того, чтобы сохранялась экономичес­кая преемственность налогообложения, предла­гаем для обсуждения следующие ставки налога на сверхприбыль:

Читайте также: