Возврат таможенной пошлины проводки

Обновлено: 01.05.2024

Сотрудники Центрального таможенного управления ответили на вопросы участников ВЭД, связанные с использованием единого лицевого счета.

Порядок возврата излишне уплаченных пошлин, налогов и иных денежных средств.

В случае, если зачет в счет авансовых платежей излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, не произведен, плательщику необходимо обращаться в таможенный орган, в котором осуществлялось декларирование.

Порядок возврата денежного залога.

В соответствии с пунктом 36 Временного порядка, возврат плательщикам денежного залога осуществляется в форме зачета в счет авансовых платежей информационной системой таможенных органов в случаях, установленных пунктом 9 статьи 67 и пунктом 9 статьи 76 ТК ЕАЭС, при поступлении в ресурс единых лицевых счетов сведений о возникновении указанных случаев без представления лицом, внесшим денежный залог, заявления о таком зачете.

Контроль за исполнением обязательств, обеспеченных денежным залогом, осуществляется таможенным органом, принявшим денежный залог.

В какой таможенный орган обращаться за возвратом авансовых платежей.

После открытия лицевого счета плательщика в ресурсе ЕЛС его администрирование осуществляют региональные таможенные управления в соответствии с местом налогового учета плательщика исходя из кода причины постановки на учет, содержащегося в отношении данного лица в Едином государственном реестре юридических лиц (первые два символа кода причины постановки на учет (далее – КПП) (ХХ**01***)), за исключением Центральной энергетической таможни, которая осуществляет администрирование плательщиков таможенных пошлин, налогов, сумма уплаченных таможенных платежей при экспорте энергоносителей, классифицируемых в отдельных позициях и подсубпозициях группы 27 ТН ВЭД ЕАЭС и отдельных подсубпозициях группы 29 ТН ВЭД ЕАЭС, которых составляет более 100 млн рублей в течение года, предшествующего началу администрирования лицевых счетов данных плательщиков в ресурсе ЕЛС.

Администрирование единых лицевых счетов в соответствии с местом налогового учета плательщика осуществляют:

  • Центральное таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 31, 32, 33, 36, 37, 40, 44, 46, 48, 57, 62, 67, 68, 69, 71, 76, (кроме Москвы (77) и Московской области (50), открытие счетов, которым осуществляется в заявительном порядке);
  • Северо-Западное таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 10, 11, 29, 35, 51, 53, 60, 83 (кроме Санкт – Петербурга (78) и Ленинградской области (47), открытие счетов, которым осуществляется в заявительном порядке);
  • Южное таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 01, 08, 23, 30, 34, 61, 91, 92;
  • Приволжское таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 02, 12, 13, 16, 18, 21, 43, 52, 56, 58, 59, 63, 64, 73, 81;
  • Уральское таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 45, 66, 72, 74, 86, 89;
  • Сибирское таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 03, 04, 17, 19, 22, 24, 38, 42, 54, 55, 70, 75, 80, 84, 85, 88;
  • Дальневосточное таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 14, 25, 27, 28, 41, 49, 65, 79, 82, 87;
  • Северо-Кавказское таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 05, 06, 07, 09, 15, 20, 26;
  • Калининградская областная таможня в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 39.

После открытия лицевого счета плательщика в ресурсе ЕЛС региональные таможенные управления в соответствии с местом налогового учета плательщика осуществляют возврат авансовых платежей юридическим лицам, использующим единый лицевой счет, на основании заявлений о возврате авансовых платежей, поданных данными лицами в соответствующие таможенные органы.

Форма заявления о возврате авансовых платежей.

Перечень документов необходимых для возврата авансовых платежей.

Согласно статье 122 Федерального закона к заявлению о возврате авансовых платежей должны прилагаться следующие документы:

  1. платежный документ, подтверждающий перечисление авансовых платежей;
  2. копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, засвидетельствованная в нотариальном порядке либо заверенная таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
  3. копия свидетельства о государственной регистрации, засвидетельствованная в нотариальном порядке либо заверенная таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
  4. документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, засвидетельствованный в нотариальном порядке либо заверенный таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
  5. образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, засвидетельствованный в нотариальном порядке либо заверенный таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление;
  6. копия документа, подтверждающего правопреемство, в случае, если заявление о возврате авансовых платежей подается правопреемником лица, внесшего авансовые платежи, заверенная нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
  7. иные документы, которые могут быть предоставлены лицом, подавшим заявление о возврате авансовых платежей, для подтверждения обоснованности возврата (справка из банка, подтверждающая наличие счетов).

В случае необходимости заверения таможенным органом документов, указанных в частях 4-7 статьи 122 Федерального закона, необходимо наличие оригинала и копии заверяемых документов, а также наличие оригинала и копии документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей.

Возврат авансовых платежей через личный кабинет.

В настоящее время возврат авансовых платежей осуществляется только при подаче письменного заявления, поданного в соответствии со статьей 122 Федерального закона.

Предоставление отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей.


Госпошлина - проводки в бухучете по отражению операций с ее участием мы разберем в данной публикации - является федеральным сбором. Вы узнаете о том, какие бывают виды госпошлин и от чего зависит тот или иной способ их фиксации в бухгалтерском учете.

Нюансы бухгалтерского учета госпошлины в 2021-2022 годах

Подробнее о классификации налогов и сборов в РФ читайте здесь.

При этом вид корреспондирующего счета при начислении госпошлины зависит от ее типа. Госпошлина может уплачиваться в связи:

  • с приобретением некоторых имущественных объектов;
  • осуществлением хозопераций по основной деятельности компании;
  • осуществлением операций, не имеющих отношения к ее основной деятельности;
  • участием фирмы в судебных разбирательствах.

Рассмотрим, как ведется учет госпошлины и какими проводками необходимо зафиксировать операцию по начислению соответствующих сумм в перечисленных ситуациях.

Алгоритм заполнения реквизитов платежного поручения на уплату госпошлины вы найдете в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и переходите к разъяснениям экспертов.

Начислена госпошлина при покупке имущества: какой счет бухгалтерского учета используется

Дт 08 Кт 68/госпошлина.

Такие записи будут использоваться, например, при уплате госпошлины в связи с регистрацией приобретенного объекта основных средств.

О бухучете основных средств читайте в этом материале.

Учет госпошлины в бухгалтерском учете: проводки по операциям, связанным с основной деятельностью

В случае уплаты госпошлины за те или иные действия, необходимые для осуществления текущей работы предприятия, ее сумма относится на расходы по обычным видам деятельности (пп. 5, 7 ПБУ 10/99). Бухучет госпошлины будет строиться таким образом, чтобы при этом в дебете записи по начислению госпошлины стоял один из затратных счетов:

Дт 20 (25, 26, 44…) Кт 68/госпошлина.

Примеры подобных расходов: заверение рабочей документации фирмы и ее копий, регистрация договоров, заверение подписей сотрудников, корректности перевода с одного языка на другой и т. д.

Можно ли отразить в бухгалтерском учете расходы учредителя на уплату госпошлины за регистрацию юридического лица? Ответ на данный вопрос дала советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Горчилина И. О. Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.

Некоторые нюансы возникают при отражении в бухгалтерском учете госпошлины, внесенной за лицензии, получаемые на определенный временной промежуток, как правило, на несколько месяцев (например, лицензии на розничную продажу алкоголя). На сегодняшний день есть несколько вариантов учета такой госпошлины:

  1. Ее сумма может быть списана в расходы единовременно (письмо Минфина РФ от 12.04.2013 № 03-03-06/1/12248).
  2. Существует также мнение, что подобные затраты должны быть предварительно учтены в расходах будущего периода, а уже затем они списываются на издержки (письмо Минфина РФ от 12.01.2012 № 07-02-06/5).

Тогда в проводках по госпошлине за выдачу лицензии будут использоваться следующие записи:

Дт 97 Кт 68/госпошлина — начислена госпошлина;

Дт 44 Кт 97 — часть госпошлины отнесена на расходы.

Последняя проводка будет делаться в соответствии с порядком, применяемым фирмой для учета расходов будущих периодов, до полного списания госпошлины на издержки.

  1. Есть также позиция, что такие лицензии образуют НМА (п. 3 ПБУ 14/2007, пп. 4, 9, 17 IAS 38). В этом случае сумма госпошлины будет списана на издержки в качестве амортизации:

Дт 08 Кт 60, 76 — отнесена сумма госпошлины за лицензию в стоимость НМА;

Дт 04 Кт 08 — оприходована лицензия;

Дт 44 Кт 05 — начислена амортизация.

ВАЖНО! По НМА с неопределенным сроком полезного использования амортизацию не начисляют (п. 23 ПБУ 14/2007).

Стоит понимать, что каждый из перечисленных способов организации бухгалтерских проводок для госпошлины имеет свои плюсы и минусы. Безусловно, выбранный метод учета подобных расходов необходимо закрепить в учетной политике фирмы.

Бухучет госпошлины по операциям, не связанным с основной деятельностью

Госпошлина за осуществление действий, не относящихся к основной деятельности фирмы, должна быть отнесена на прочие расходы (п. 11 ПБУ 10/99):

Дт 91.2 Кт 68/госпошлина.

Такая проводка найдет применение, в частности, при начислении госпошлины, уплачиваемой при отчуждении некоторых видов активов (п. 11 ПБУ 10/99).

Аналогично учитывается госпошлина, уплаченная за участие в судебном процессе.

О налоговом учете прочих расходов см. наш материал.

Плата, взимаемая частными нотариусами: отражение в бухгалтерском учете

Дт 20 (23, 25, 26, 44, 91.2) Кт 76.

Начисление и оплата госпошлины: проводки

В записях по оплате госпошлины в проводках используется корреспонденция сч. 51 и 68:

Дт 68/госпошлина Кт 51.

Однако на практике часто встречаются ситуации, когда госпошлина уплачивается не с расчетного счета фирмы, а наличными через ее представителя. Правомерны ли такие действия? Ответ на этот вопрос нам дает письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 01.06.2012 № 03-05-04-03/43, в котором чиновники подтвердили правомочность подобных действий. При этом, уплачивая госпошлину, к платежной квитанции необходимо приложить документы, подтверждающие принадлежность уплаченных средств фирме, совершающей действие, за которое взимается госпошлина. Это может быть доверенность на представителя, копии учредительных документов, расходный ордер о выдаче представителю наличности для уплаты госпошлины.

Бухгалтерские проводки по уплате госпошлины в этом случае будут иметь следующий вид:

Дт 71 Кт 50 — выдана наличность под отчет представителю;

Дт 20 (23, 25, 26, 44, 91.2) Кт 71 — отражена сумма уплаченной госпошлины.

Возмещение госпошлины по решению суда: проводки

Госпошлина может быть не только уплаченной, но и полученной компанией в составе судебных издержек. Согласно ст. 110 АПК РФ и ст. 98 ГПК РФ все судебные издержки взыскиваются с проигравшей стороны. А поскольку госпошлина — часть судебных издержек, то фирма, уплатившая ее при подаче иска в суд (и выигравшая дело), может с полным правом рассчитывать на ее возмещение проигравшей стороной.

При этом для госпошлины, подлежащей получению по решению суда, проводки в бухучете будут выглядеть так:

Дт 76 Кт 91.1 — госпошлина к возмещению по решению суда;

Дт 51 Кт 76 — поступило возмещение госпошлины.

Как отражается госпошлина в налоговом учете

Все виды госпошлины в налоговом учете входят в категорию прочих расходов. Причем отражать ее следует на момент начисления (подп. 1 п. 1 ст. 264 НКРФ). Для разных обстоятельств этот момент может приходиться или на дату уплаты, или на дату оформления регистрационных документов и пр.

Так, при регистрации каких-либо действий госпошлина уплачивается заранее, однако в расходы ее следует включать только после приема регистрационных документов уполномоченным органом. А вот при оплате госпошлины при лицензировании она учитывается в момент начисления (письмо ФНС России от 28.12.2011 № ЕД-4-3/22400). Если же госпошлина обусловлена покупкой внеоборотных активов, то сумма госпошлины войдет в первоначальную стоимость объектов, при условии что она внесена до их приобретения. Если после, то в категорию прочих расходов.

Итоги

Госпошлина - проводка в бухучете этого платежа имеет многочисленные особенности. Госпошлина может быть отнесена на расходы по основной деятельности, прочие расходы или на увеличение стоимости актива.

При списании госпошлины проводки ведутся с использованием затратных счетов в корреспонденции со сч. 68, к которому открывается соответствующий субсчет. Плата за совершение юридически значимых действий, взимаемая частными нотариусами, госпошлиной не является, поэтому при проведении в бухучете подобных хозопераций сч. 68 не используется.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: