Вознаграждение за выслугу лет налог на прибыль

Обновлено: 31.05.2024

Как использовать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков (ежегодного вознаграждения за выслугу лет и вознаграждения по итогам года) в налоговом учете

Олег Хороший начальник отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой политики Минфина России

Если организация создает резервы предстоящих выплат сотрудникам (отпуска, вознаграждения по итогам работы за год и за выслугу лет), то все расходы, связанные с выплатой этих сумм, относите на использование соответствующего резерва (п. 2 ст. 324.1 НК).

Инвентаризация резерва

По состоянию на 31 декабря проведите инвентаризацию созданных резервов предстоящих выплат сотрудникам. В ходе инвентаризации сравните фактическую сумму расходов с фактической суммой отчислений в резервы.

Если окажется, что сумма начисленного резерва меньше суммы фактических расходов (перерасход резерва), то разницу включите в состав текущих затрат (п. 3 ст. 324.1 НК).

Если окажется, что сумма начисленного резерва больше суммы фактических расходов (резерв использован не полностью), то порядок учета разницы зависит от того, будет ли организация создавать такой же резерв в следующем году или нет.

Если при формировании учетной политики на следующий год организация отказалась от создания какого-либо резерва, то всю сумму недоиспользованного резерва по состоянию на 31 декабря текущего года включите в состав внереализационных доходов текущего года.

Такое правило установлено пунктом 5 статьи 324.1 НК.

Если организация решила продолжить создавать резервы, то остаток недоиспользованного резерва можно не включать в состав внереализационных доходов, а учесть эту разницу при формировании резерва на следующий год (письмо Минфина России от 5 апреля 2013 г. № 03-03-06/2/11148).

Уточнение резерва

По итогам инвентаризации резерв на оплату отпусков должен быть уточнен исходя из фактических данных о продолжительности неиспользованных отпусков и среднедневных суммах отпускных (с учетом обязательных страховых взносов).

Если расчетная сумма отпускных по неиспользованным отпускам превышает фактический остаток неиспользованного резерва на конец года, разницу включите в состав расходов на оплату труда. Если расчетная сумма отпускных по неиспользованным отпускам меньше фактического остатка неиспользованного резерва на конец года, разницу включите в состав внереализационных доходов.

Такой порядок установлен пунктом 4 статьи 324.1 НК.

При уточнении резерва на оплату отпусков необходимо:

  • определить, какие сотрудники не использовали отпуск (его часть) за текущий год;
  • определить точное количество дней отпусков, не использованных такими сотрудниками за текущий год;
  • рассчитать средний дневной заработок таких сотрудников.

Затем по каждому сотруднику рассчитайте, какую часть резерва можно перенести на следующий год. Для этого определите предполагаемую сумму отпускных за отпуск, не использованный сотрудником в текущем году:

Предполагаемая сумма отпускных за отпуск, не использованный сотрудником в текущем году = Фактическое количество дней отпуска, не использованных сотрудником в текущем году × Средний дневной заработок сотрудника + Сумма обязательных страховых взносов, относящаяся к рассчитанным отпускным


Получившиеся результаты по каждому сотруднику просуммируйте. Вы получите общую сумму резерва, которая переносится на следующий год. Ее присоедините к резерву на оплату отпусков предстоящего года. То есть часть неиспользованного резерва, переносимого на следующий год, в составе доходов не учитывайте.

Оставшуюся часть недоиспользованной суммы резерва включите в состав внереализационных доходов текущего года (абз. 2 п. 3 ст. 324.1, п. 7 ст. 250 НК). Эту сумму рассчитайте так:

Недоиспользованный резерв на оплату отпусков, подлежащий включению во внереализационные доходы = Начисленный за год резерв на оплату отпусков Фактические расходы на оплату отпусков за год Часть резерва, которая переносится на следующий год (предполагаемая сумма отпускных за отпуск, не использованный сотрудником в текущем году)


Такой порядок следует из пункта 4 статьи 324.1 НК и подтверждается письмами Минфина России от 20 марта 2012 г. № 03-03-06/1/131 и от 20 марта 2009 г. № 03-03-06/4/19.

Списание выплат по итогам прошлого года

Организация может начислить вознаграждения в текущем году по итогам прошлого года, за который резерв не создавался. При этом учетной политикой текущего года создание резерва предусмотрено.

В такой ситуации суммы вознаграждений можно списать за счет резерва текущего года (подп. 2 п. 2 ст. 272 НК). Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 24 января 2012 г. № 03-03-06/1/31.

Дата публикации 21.12.2020

Документ

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Комментарий

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ (далее – Закон) внес многочисленные изменения в НК РФ, в т. ч. в налог на прибыль организаций. Рассмотрим подробнее некоторые нововведения, которые вступят в силу с 01.01.2021.

Появилось определение остаточной стоимости НМА

С момента вступления в силу гл. 25 НК РФ (01.01.2002) прошло уже почти 19 лет, однако в ней никогда не было определения остаточной стоимости нематериальных активов. На практике обычно применяли соответствующий порядок расчета остаточной стоимости, установленный в абз. 8 п. 1 ст. 257 НК РФ для объектов ОС (в виде разницы между их первоначальной стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации).

Теперь аналогичный порядок определения остаточной стоимости установлен в п. 3 ст. 257 НК РФ для НМА (п. 23 ст. 2 Закона).

В составе инвестиционного налогового вычета можно будет учесть расходы на НИОКР

Напомним, согласно ст. 286.1 НК РФ сумму исчисленного налога на прибыль (авансового платежа по нему), подлежащего зачислению в региональный бюджет, можно уменьшать на расходы, включаемые в инвестиционный налоговый вычет (при условии введения такого вычета на территории конкретного субъекта РФ). На отдельные расходы можно также уменьшить федеральную часть налога на прибыль. Подробнее см. в Справочнике по налогу на прибыль.

Расходы налогоплательщика, которые в соответствии с законом РФ могут включаться в налоговый вычет, носят закрытый характер. Сейчас это (п. 2 ст. 286.1 НК РФ):

  • затраты на создание и капитальное улучшение (модернизацию и т. п.) объектов ОС;
  • затраты на пожертвования государственным (муниципальным) учреждениям культуры и некоммерческим организациям, поддерживающим указанные учреждения;
  • затраты на создание объектов инфраструктуры (в т. ч. транспортной, социальной, коммунальной).

С 01.01.2021 в ст. 286.1 НК РФ вносятся изменения, согласно которым в состав налогового вычета, уменьшающего региональную часть налога, разрешается включать расходы на НИОКР, указанные в пп. 1-5 п. 2 ст. 262 НК РФ и завершенные (в т. ч. по отдельным этапам) в текущем налоговом (отчетном) периоде (но не более 90 % от их суммы). Подробнее о том, что это за расходы, см. здесь (ссылка на подзаголовок "Состав расходов на НИОКР").

Виды НИОКР, по которым предоставляется (или не предоставляется) инвестиционный вычет, и иные ограничения установит закон субъекта РФ (пп. "д" п. 33 ст. 2 Закона). При этом налогоплательщик сможет выбрать среди этих видов НИОКР, по каким он будет применять налоговый вычет, а по каким – общий порядок в виде уменьшения налогооблагаемой прибыли (пп. "е", "ж" п. 33 ст. 2 Закона).

Если налогоплательщик воспользуется правом на инвестиционный вычет в отношении расходов на НИОКР и уменьшит на них сумму налога (авансового платежа), зачисляемую в региональный бюджет (не более 90 % от расходов на НИОКР), он также вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), зачисляемую в федеральный бюджет, на величину, составляющую ровно 10 % суммы этих расходов на НИОКР. Уменьшение федеральной части налога можно перенести и на будущие периоды, если аналогичный перенос предусмотрен и отношении налогового вычета (пп. "б", "з" п. 33 ст. 2 Закона).

Новые правила учета остатка или недостатка резерва на выплату вознаграждений (премий) по итогам года

Напомним, плательщики налога на прибыль в целях равномерного включения в расходы затрат на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год вправе создавать резерв предстоящих расходов на эти цели (ст. 324.1 НК РФ). В настоящий момент отчисления в соответствующий резерв производятся в том же порядке, что и отчисления в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков (п. 6 ст. 324.1 НК РФ). В частности, это означает, что на конец налогового периода (31 декабря) налогоплательщик обязан провести инвентаризацию резерва и, сравнив сумму отчислений в резерв с суммой начисленных (выплаченных) вознаграждений в течение года, включить положительную разницу между ними в доходы, а отрицательную – в расходы (п. 3 ст. 324.1 НК РФ). Положения п. 4 ст. 324.1 НК РФ о переносе резерва на будущий период к резерву на выплату вознаграждений (премий) по итогам года не применяются (письмо Минфина России от 11.12.2018 № 03-03-06/1/89911).

При этом на практике премии по итогам года начисляются (выплачиваются) работникам либо в декабре, либо уже в первом полугодии следующего года. С 01.01.2021 инвентаризацию резерва на выплату вознаграждений (премий) по итогам года можно будет проводить после окончания налогового или отчетного периода, но до момента представления налоговой декларации за этот период. Если сумма вознаграждений (премий), начисленных до даты инвентаризации, превышает сумму отчислений в резерв на последнюю дату отчетного (налогового) периода (за минусом начисленных на эту дату премий и вознаграждений), то сумма превышения включается в состав расходов отчетного (налогового) периода на оплату труда. В противном случае разница подлежит включению в состав внереализационных доходов отчетного (налогового) периода. Это следует из п. 36 ст. 2 Закона.

Таким образом, суммы вознаграждений (премий) по итогам предыдущего года, начисленные, например, в первом квартале текущего года, можно будет учесть именно в расходах года, по итогам которого они выплачены, а не в расходах первого квартала текущего года.

При определении доходов для применения льготной ставки IT-организации вправе не учитывать полученные бюджетные субсидии

Напомним, для IT-компаний ставка налога на прибыль снижена с 2021 г. до 3 % (мы писали об этом здесь).

Одно из условий применения льготной ставки следующее: доля доходов от передачи прав на разработанные (адаптированные, модифицированные) компьютерные программы и базы данных, их обновления, а также от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению этого ПО по итогам отчетного (налогового) периода должна составлять не менее 90 % в сумме всех доходов организации за указанный период. При этом не учитываются доходы в виде положительных курсовых разниц, указанные в п. 2, 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ, а также доходы от уступки прав требования долга, возникшего при признании доходов от реализации ПО и связанных с ним услуг.

Теперь к доходам, исключаемым из общей величины доходов, полученных IT-организацией, добавятся бюджетные субсидии, учитываемые в порядке п. 4.1 ст. 271 НК РФ (п. 1 ст. 7 Закона). Следовательно, больше IT-компаний смогут применить пониженную налоговую ставку.

Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет.

Первые пять из шести пунктов данной статьи посвящены резерву предстоящих расходов на оплату отпусков (расчету предельного размера резерва, определению на конец года суммы его недоиспользованного остатка или перерасхода).

Расчет ежемесячного процента.

К ак следует из п. 1 и 6 ст. 324.1 НК РФ, налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год, обязан:

  • отразить в учетной политике принятый им способ резервирования;
  • определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Обратите внимание:

Налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к прямым или косвенным относятся затраты на формирование резерва предстоящих расходов как в отношении работников, занятых в процессе производства, так и в отношении иных сотрудников организации, непосредственно не связанных с производственным процессом. Свой выбор налогоплательщик должен закрепить в учетной политике для целей налогообложения (Письмо Минфина России от 16.09.2013 № 03‑03‑06/1/38134).

Расчет процента отчислений в резерв можно производить отдельно по каждому подразделению организации. При этом резерв формируется в целом по организации (Письмо Минфина России от 07.12.2012 № 03‑03‑06/1/632).

Для определения ежемесячного процента отчислений в резерв составляется смета, в которой отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв (ПО) исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на выплату ежегодных вознаграждений (ЕВплан), включая сумму страховых взносов с этих расходов [1] . При этом процент отчислений в резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на выплату ежегодных вознаграждений (ОТплан) к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда (СВОТ).

Представим расчет ежемесячного процента в виде формулы:

Формирование резерва в течение года.

Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год формируется следующим образом.

Сумму фактических расходов на оплату труда за месяц (с учетом страховых взносов) необходимо ежемесячно умножать на процент отчислений в резерв, отраженный в учетной политике. Полученный результат будет учитываться для целей налогообложения согласно п. 24 ст. 255 НК РФ.

При этом сумма резерва, накопленного нарастающим итогом с начала года, не должна превысить предельную сумму, установленную в учетной политике.

Пример 1:

Организация в учетной политике для целей налогообложения на 2017 год закрепила положение о создании резерва предстоящих расходов на выплату вознаграждений по итогам года.

Планировалось, что в 2017 году расходы составят:

  • на оплату труда – 12 000 000 руб.;
  • на выплату вознаграждения по итогам работы за год – 1 500 000 руб.

В 2017 году тарифы страховых взносов с фонда оплаты труда равны: в ПФР – 22%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 5,1%. Деятельность предприятия относится к девятому классу профессионального риска, и тариф взносов на обязательное страхование от несчастных случаев составляет 1%. Итого общая ставка страховых взносов – 31% (22 + 2,9 + 5,1 + 1).

Ежемесячный процент отчислений в резерв предстоящих расходов на выплату вознаграждений по итогам года будет рассчитан следующим образом.

Предполагаемая годовая сумма на выплату ежегодного вознаграждения с учетом страховых взносов составит 1 965 000 руб. (1 500 000 руб. + 1 500 000 руб. x 31%). Исходя из этого расчета организация отразит в учетной политике, что предельная сумма отчислений в резерв равна 1 965 000 руб.

Предполагаемый годовой фонд оплаты труда с учетом страховых взносов – 15 720 000 руб. (12 000 000 руб. + 12 000 000 руб. x 31%).

Ежемесячный процент отчислений на 2017 год равен 12,5% (1 965 000 руб. / 15 720 000 руб. x 100%).

На основании этих расчетов налогоплательщиком была составлена смета.

В 2017 году ежемесячные отчисления в резерв составили:

Фактические расходы на оплату труда, руб.

Страховые взносы, руб.

Сумма отчислений в резерв, руб.

((гр. 2 + гр. 3) x 12,5%)

Сумма резерва на конец месяца, руб.

* Сумма резерва, накопленного нарастающим итогом с начала года, не должна превысить предельную сумму, установленную в учетной политике в размере 1 965 000 руб. Отчисления в резерв в январе – ноябре составили 1 834 000 руб., поэтому в декабре их величина равна 131 000 руб. (1 965 000 - 1 834 000).

В налоговом учете датой признания расходов в виде сумм отчислений в резерв является дата начисления резерва, а не дата выплаты вознаграждений за счет средств созданного резерва согласно пп. 2 п. 7 ст. 272 НК РФ. Таким образом, осуществляя ежемесячные отчисления в резерв, организация уменьшает базу по налогу на прибыль в период создания резерва на эти отчисления.

Что делать с остатком резерва?

В конце года организация должна выявить сумму недоиспользования резерва или его перерасхода и скорректировать облагаемую базу. Для этих целей на 31 декабря она обязана провести инвентаризацию резерва.

Еще раз отметим момент, который упоминался в преамбуле, – подробное описание порядка формирования резерва предстоящих расходов на оплату отпусков в п. 1 – 5 ст. 324.1 НК РФ и ссылка в п. 6 указанной статьи на аналогичный порядок при создании и использовании резерва на выплату ежегодных вознаграждений.

Однако на практике провести аналогию между двумя видами резерва в плане использования остатка резерва невозможно. Судите сами.

Выявленный по результатам инвентаризации остаток резерва на оплату отпусков отражается в налоговом учете так (п. 3 – 5):

Обратите внимание:

Резерв на выплату вознаграждения по итогам работы за год по своей сути отличается от резерва на оплату отпусков.

Неиспользованный резерв на оплату отпуска – это неиспользованные дни отпуска. За неиспользованный отпуск не начисляются отпускные, как следствие, резерв не используется.

Недоиспользованный резерв на выплату вознаграждения по итогам работы за год – это разница между начисленным резервом и фактически начисленными вознаграждениями.

Предположим, организация в 2017 году производила отчисления в резерв, а вознаграждения по итогам года выплатит только после того, как будут подведены годовые итоги, например, в марте 2018 года.

В этом случае, по мнению Минфина, организация должна поступить следующим образом (см. Письмо от 05.04.2013 № 03‑03‑06/2/11148).

Согласно п. 4 ст. 324.1 НК РФ резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год должен быть уточнен на конец налогового периода. При этом, поскольку порядок уточнения определен этой нормой только для резервов на оплату отпусков, в отношении резерва на выплату вознаграждений по итогам работы за год организация в учетной политике (помимо способа резервирования и порядка расчета предельной суммы отчислений в резерв) должна определить обоснованный критерий, по которому на последнюю дату налогового периода будет уточнять размер остатка резерва, переходящего на следующий налоговый период (например, процент от прибыли или сумма на одного работника и т. д.). Таким образом, если предприятие продолжает создавать резерв на предстоящую выплату вознаграждения по итогам работы за год в следующем году, остаток неиспользованной суммы может не включаться в состав внереализационных доходов и будет учитываться при формировании резерва на выплату вознаграждений по итогам работы за следующий год.

Пример 2:

Воспользуемся данными примера 1. Сумма сформированного за 2017 год резерва составила 1 965 000 руб. и будет отражена в расходах в декларации по налогу на прибыль за 2017 год.

В январе 2018 года начислены вознаграждения работникам по итогам работы за 2017 год (вместе со страховыми взносами) в размере 1 900 000 руб.

Разница между суммой начисленного резерва и суммой начисленного вознаграждения равна 65 000 руб. (1 965 000 - 1 900 000).

Если в 2018 году организация продолжит создавать резерв на предстоящую выплату вознаграждения по итогам работы за год, эта разница будет учтена при его формировании. Отражать ее во внереализационных доходах 2017 года не нужно.

Если в 2018 году резерв на выплату вознаграждения не будет создаваться, разница отражается во внереализационных доходах в декларации за 2017 год.

Подобный подход можно найти и в арбитражной практике. Например, в Постановлении АС ЦО от 06.06.2017 № А35-220/2016 рассматривался следующий налоговый спор.

По мнению ИФНС, организация неправомерно не включила в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль год сумму неиспользованного резерва на выплату вознаграждения по итогам года, начисленного в 2013 году, но не использованного в 2013 году, поскольку организация осуществила выплату за счет этого резерва 20.02.2014. Налоговики сослались на тот факт, что в приказе об учетной политике на 2013 год было закреплено положение о необходимости включения не использованных на конец налогового периода резервов во внереализационные доходы.

Судьи встали на сторону налогоплательщика. При этом они исходили из следующего.

Организацией произведены начисления по итогам за 2013 год в пределах суммы резерва, исчисленного для этой цели в 2013 году, и осуществлены выплаты работникам вознаграждения в феврале 2014 года согласно коллективному договору. При этом, как установлено судом, в 2014 году организация продолжала формировать резерв на вознаграждения по итогам работы за год.

Тот факт, что в приказе об учетной политике на 2013 год было закреплено положение о необходимости включения не использованных на конец налогового периода резервов во внереализационные доходы, не свидетельствует о наличии у организации не использованного на конец года резерва на выплату вознаграждения по итогам года, начисленного в 2013 году.

Обратите внимание:

Судьи пришли к заключению, что в случае превышения суммы резерва, перенесенного на следующий год, над суммой фактически начисленного вознаграждения по итогам работы за год, указанная сумма превышения согласно п. 5 ст. 324.1 НК РФ включается для целей налогообложения в состав внереализационных доходов текущего налогового периода, только если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик считает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков и вознаграждения. Если же организация не меняет учетную политику в отношении создания резерва на выплату вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год на следующий налоговый период, то остаток неиспользованного резерва может быть перенесен на следующий налоговый период.

Свой вывод арбитры сформулировали, опираясь на правовую позицию Президиума ВАС, изложенную в Постановлении от 26.04.2005 № 14295/04, согласно которой под остатком недоиспользованного (неиспользованного) резерва на выплату вознаграждения следует понимать разницу между суммой начисленного в отчетном периоде резерва на выплату вознаграждения и суммой начисленного вознаграждения по итогам года за этот же период.

Аналогичное понятие остатка недоиспользованного резерва на выплату вознаграждения дается и в письмах Минфина России от 20.03.2009 № 03‑03‑06/4/19, от 14.12.2007 № 03‑03‑06/2/227.

Если сумма вознаграждений по итогам года больше суммы сформированного резерва…

Согласно п. 3 ст. 324.1 НК РФ при недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на выплату вознаграждения (и, соответственно, сумму страховых взносов), по которым ранее не создавался указанный резерв.

Если сумма фактически начисленного вознаграждения по итогам работы за 2017 год превысит сумму резерва, превышение должно учитываться при расчете базы по налогу на прибыль за 2017 год в расходах на оплату труда на 31.12.2017.

Возникает вопрос: как быть, если по истечении года начислены вознаграждения в большей сумме, чем размер сформированного резерва, при этом начисление вознаграждения производится после подачи годовой налоговой декларации?

Разъяснения на этот счет даны в Письме Минфина России от 02.04.2012 № 03‑03‑06/4/25, смысл которых сводится к следующему. В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый период, в котором выявлены искажения, относящиеся к прошлому налоговому периоду, в случае когда допущенные искажения привели к излишней уплате налога. Поэтому если суммы сформированного в 2017 году резерва для выплаты вознаграждения по итогам работы за этот год окажется недостаточно и если вознаграждение будет начислено и выплачено в 2018 году, то положительная разница между фактически начисленной суммой вознаграждения и суммой сформированного резерва может быть учтена в расходах на оплату труда 2018 года без представления уточненной налоговой декларации за 2017 год.

Пример 3:

Воспользуемся данными примера 1. Сумма сформированного за 2017 год резерва составила 1 965 000 руб. В марте 2018 года начислены вознаграждения работникам по итогам работы за 2017 год (вместе со страховыми взносами) в размере 2 200 000 руб.

Разница между суммой начисленного резерва и суммой начисленного вознаграждения равна 235 000 руб. (2 200 000 - 1 965 000).

Несмотря на спорные вопросы, связанные с исчислением и использованием резерва на выплату вознаграждений по итогам работы за год, и трудоемкость расчета, формирование в налоговом учете резерва выгодно налогоплательщикам. Если организация не создает указанного резерва, вознаграждения, начисленные в начале года, следующего за отчетным, учитываются в целях налогообложения прибыли в периоде начисления (Письмо Минфина России от 19.10.2015 № 03-03-06/59642).

Например, если в начале 2018 года организация начисляет и выплачивает работникам вознаграждение по итогам 2017 года, то уменьшать базу по налогу на прибыль она будет только за 2018 год. При наличии резерва в 2017 году расходы на его формирование включались бы в облагаемую базу 2017 года.

[1] Имеются в виду страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.


Надбавка за выслугу лет является неотъемлемым элементом формирования доходов работников бюджетной сферы. Процентные ставки устанавливаются отраслевыми правовыми актами. Для коммерческих предприятий этот вид выплат носит добровольный характер. Надбавку можно использовать, как стимулирующий фактор.

Надбавка за выслугу лет: коммерческие организации

Полный перечень необязательных выплат, которые применяются на предприятии, должен быть отражен в локальном акте организации:

  • трудовом соглашении;
  • размер надбавок за время, проработанное в учреждении, прописывается в колдоговоре;
  • информация должна отражаться в Положении об оплате труда, Положении о порядке премирования.

В трудовом договоре разрешается не приводить шкалу применяемых коэффициентов для надбавки, можно ограничиться ссылкой на пункт документа, содержащего исчерпывающие сведения по этому вопросу. Надбавка к зарплате за выслугу лет устанавливается в процентном отношении к окладу за месяц. Выплата не может быть приостановлена на периоды, когда сотрудник находился в отпуске или командировке. Если за работником сохраняется средний заработок, то ему положены и все надбавки (на применение которых имеются основания).

Премия за выслугу лет должна соответствовать ряду критериев:

  • регулярность выплат;
  • привязка процента вознаграждения к стажу работы в определенной сфере или на конкретном предприятии;
  • начисление происходит путем умножения процента на сумму оклада за проработанное время по табелю;
  • при изменении процентной ставки или размера оклада вычисления должны производиться отдельно по каждому уровню тарифа.

Вознаграждение за выслугу лет в коммерческих структурах может выплачиваться с разной периодичностью. Руководство предприятий может установить правило ежемесячного начисления надбавки одновременно с заработной платой. Разрешается вариант с выплатой надбавки в качестве поощрения раз в году.

Как считается надбавка за выслугу в бюджетных структурах

Лица, признаваемые государственными служащими, получают в качестве дополнительной выплаты надбавки за стаж. Процентные ставки установлены Законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ в ст. 50 п. 5 пп. 1:

  1. При выслуге более 1 года, но менее 5 лет, служащему будут начислять дополнительно к окладу 10%.
  2. Если диапазон выслуги от 5 до 10 лет, то в составе зарплаты будет учитываться ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 15%.
  3. Лица с суммарным сроком службы от 10 до 15 лет могут рассчитывать на 20% надбавки.
  4. Те, кто трудился на должностях госслужбы более 15 лет, получают 30% от оклада.

В приказе МВД от 31 декабря 2008 г. № 1192 приводится порядок подсчета стажа, дающего право на получение доплаты за проработанное время. Выплаты за выслугу лет производятся по шкале процентов, утвержденной приказом от 27 августа 2008 г. № 751 (Приложение 4):

  • при стаже от 1 до 2 лет назначается надбавка в размере 5%;
  • при сроке службы более 2 лет, но менее 5 – 10%;
  • нахождение показателя накопленной выслуги в интервале от 5 до 10 лет приравнивается к 20%;
  • те, кто отслужил в сфере МВД более 10 лет (при условии, что стаж не превысил отметки в 15 лет), получают стимулирующие выплаты в размере 25%;
  • для служащих со стажем 15-20 лет действует надбавка, равная 30%;
  • в диапазоне выслуги 20-25 лет к окладам прибавляется 35%;
  • при превышении показателем срока службы порога 25 лет размер надбавки увеличивается до 40%.

Оплата за выслугу лет военнослужащим регламентируется нормами приказа МО РФ № 2700. Выплата за стаж начинается с 2 летнего служебного стажа и процентной надбавки, равной 10%. Гражданскому персоналу воинских частей надбавка начисляется по нормам Приказа МО РФ от 23 апреля 2014 г. № 255:

  • при стаже от 1 года надбавка составляет 5%;
  • при стаже от 2 лет – 10%;
  • при увеличении стажа до 3 лет ставка повышается до 15%;
  • при достижении 5-тилетнего стажа надбавка равна 20%;
  • при 10 годах ставка возрастает до 30%;
  • максимальный размер в 40% получают обладатели 15-тилетнего стажа.

Как рассчитать надбавку за выслугу лет гражданскому персоналу силовых ведомств – для бухгалтера 2 категории оклад равен 7870 руб. Например, у занимающего эту должность сотрудника имеется стаж работы в воинских частях 2 года и 6 месяцев. В октябре 2017 года он отработал весь месяц. Сумма надбавки за октябрь будет равна 787 руб. (7 870 х 10%).

Для военнослужащих порядок расчета будет отличаться, так как для них действуют две шкалы окладов – по званию и по должности. Например, рядовой занимает должность со 2 тарифным разрядом и имеет выслугу лет на уровне 5 лет. Оклад по званию равен 5 000 руб., по должности – 11 000 руб. (по приказу 2700), процент надбавки составит 15% (п. 40 приказа 2700). Расчет:

(5000 + 11 000) х 15% = 2400 руб.

Для начала выплат надбавки или изменения ее размера в отношении любой категории работников или служащих необходимо издавать приказ об установлении надбавки за выслугу лет. В нем указывается дата изменения ставки и ее значение для конкретного человека.

Читайте также: