Возмещение земельного налога по 44 фз

Обновлено: 17.05.2024

Когда орган местного самоуправления заключает договор аренды муниципального имущества не по итогам торгов, в большинстве случаев он устанавливает регулируемую плату. Ее размер ОМСУ определяют с учетом предельных размеров и ставок, установленных на федеральном уровне. И органы местного самоуправления, и арендаторы часто не могут разобраться в правилах ценообразования и обращаются в суд. Но затруднения возникают и у судей: суды разных инстанций нередко принимают противоположные решения. Поэтому рекомендуем опираться на позиции Верховного суда. В этой статье — ответы на три вопроса о регулируемой арендной плате, которые Верховный суд дал в своих определениях в 2019 году.

Достаточно ли установить плату за землю ниже, чем по результатам торгов

Закон обязывает ОМСУ руководствоваться семью основными принципами определения арендной платы за землю (п. 1 ст. 39.7 ЗК, определение Верховного суда от 25.05.2017 № 83-АПГ17-6). Они указаны в постановлении Правительства от 16.07.2009 № 582. Какие это принципы и что они означают, посмотрите в таблице ниже. Если ОМСУ нарушил хотя бы один из семи принципов, арендатор может оспорить размер платы в суде.

Прежде чем установить арендную плату, оцените экономические факторы, которые влияют на доходность земельного участка.

Принцип экономической обоснованности означает, что собственник земли должен обеспечить ее эффективное использование. Прежде чем установить арендную плату, ОМСУ должен оценить экономические факторы, которые влияют на уровень доходности земельного участка (определение Конституционного суда от 28.02.2017 № 424-О). Если местные власти эту обязанность не выполнили, арендатор может оспорить размер платы. Судьи не примут во внимание то, что вы установили плату ниже, чем при заключении договора аренды по результатам торгов.

ПРИМЕР 1. Компанию не устроила ставка арендной платы, которую установила городская дума. Руководство компании посчитало, что ОМСУ нарушил принцип экономической обоснованности и неправильно определил коэффициент аренды.

Суд первой инстанции с компанией согласился. ОМСУ не провел анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка.

Городская дума подала апелляционную жалобу, в которой просила отменить решение суда первой инстанции. ОМСУ ссылался на то, что арендная плата за землю была бы значительно выше, если бы с арендатором заключили договор по итогам торгов.

Верховный суд встал на сторону компании. Он указал, что при определении платы за участок ОМСУ не учел экономический фактор — вид разрешенного использования земельного участка. То, что при заключении договора аренды по результатам торгов арендная плата была бы значительно выше, значения не имеет. Размер арендной платы по договору без торгов определяется в другом порядке (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда от 22.05.2019 № 70-АПА19-1).

7 принципов определения арендной платы за земельный участок

Принцип Что это означает
1. Принцип экономической обоснованности Размер арендной платы должен соответствовать доходности земельного участка. Учитывайте категорию земель, к которой отнесен земельный участок, и вид его разрешенного использования
2. Принцип предсказуемости расчета размера арендной платы ОМСУ должен определить в муниципальных нормативных правовых актах порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен ее пересмотр в одностороннем порядке по требованию арендодателя
3. Принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы Арендную плату нужно определять на основании кадастровой стоимости участка
4. Принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев, когда они переоформляют права на земельные участки При переоформлении прав на земельный участок арендная плата не должна превышать сумму земельного налога более чем в два раза
5. Принцип учета социально значимых видов деятельности и интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога Арендная плата не должна превышать сумму земельного налога
6. Принцип запрета необоснованных предпочтений Порядок расчета размера арендной платы за муниципальные земельные участки, отнесенные к одной категории земель, одним видам деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться
7. Принцип учета ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения Размер арендной платы за участок не должен превышать размер земельного налога, взимаемого за такой же участок, приобретенный в собственность

Какую плату установить за участок, ограниченный в обороте

Участки, отнесенные к ограниченным в обороте землям, нельзя предоставить в частную собственность (п. 2 ст. 27 ЗК). Но такой участок может находиться в аренде у собственника здания или сооружения, расположенного на этой земле. Если арендуемый земельный участок ограничен в обороте, плата за него не должна превышать земельный налог, который взимался бы за аналогичный участок, находящийся в собственности.

Если вы завысите размер платы, собственник здания или сооружения может обратиться в суд. Судьи заставят вас снизить арендную плату.

ПРИМЕР 2. Арендатор муниципального земельного участка передал свои права и обязанности другой компании. Та построила здание и зарегистрировала право собственности на него. Компания попыталась зарегистрировать такое же право и на участок, но получила отказ. Причина в том, что участок входит в зону реконструкции автодороги федерального значения и ограничен в обороте. Компания попросила местную администрацию снизить ставку арендной платы до размера земельного налога. Это предусмотрено основными принципами определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности. Но администрация ответила отказом. Компания обратилась в суд.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении иска. Они посчитали, что основные принципы распространяются только на федеральные земли. Спорный участок относится к землям, право собственности на которые не разграничено. Значит, ставку надо определять согласно региональному закону.

Верховный суд не согласился с выводами нижестоящих судов. Арендная плата за участки, ограниченные в обороте, не должна превышать земельный налог на обычные земельные участки, которые используются в таких же целях и на которых есть здания и сооружения. Это правило действует, если размер платы не определен федеральным законом и не установлен по результатам торгов. Оно распространяется на все публичные земли, а не только на федеральные.

Если нормативный акт региона или муниципалитета предусматривает иные правила, то их применять нельзя. Верховный суд направил дело на пересмотр (определение от 24.06.2019 № 305-ЭС19-4399).

Установить арендную плату не выше земельного налога за данный участок придется еще в шести случаях.

1. Арендатор имеет право на предоставление в собственность бесплатно муниципального земельного участка без проведения торгов. Участок зарезервирован для муниципальных нужд.

2. Орган местного самоуправления заключил с арендатором земельного участка договор о развитии застроенной территории. Данный участок образован в границах застроенной территории, подлежащей развитию, и предоставлен этому лицу.

3. С арендатором участка заключили договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого или социального использования. При этом орган местного самоуправления предоставил участок для освоения данной территории.

4. Арендатор — гражданин, который имеет право на первоочередное или внеочередное приобретение земельного участка. Это право гражданину предоставлено федеральным или региональным законом.

5. Земельный участок — неделимый. Находящиеся на участке здания, сооружения, помещения в них принадлежат арендатору на праве оперативного управления.

6. Арендатор — юридическое лицо, с которым орган местного самоуправления заключил договор об освоении территории или о ее комплексном освоении в целях строительства стандартного жилья. Земельный участок юрлицу предоставили по этому договору.

На заметку: Чем ограничен размер регулируемой арендной платы

Должен ли ОМСУ уведомлять арендатора об изменении регулируемой платы

Муниципалитет может изменить регулируемую арендную плату за земельный участок, если изменился вид его разрешенного использования и/или категория земель, к которой он относится. Если вы изменили размер регулируемой арендной платы решением ОМСУ, но не уведомили об этом арендатора — это не нарушение. Арендатор обязан производить платежи по новой ставке.

Даже если вы не направили арендатору уведомление об изменении регулируемой платы, он все равно должен вносить платежи по новой ставке

Компания обратилась в суд с просьбой обязать ответчика заключить договор купли-продажи муниципального имущества с рассрочкой оплаты. Первый суд истец проиграл, но второй выиграл. Суд апелляционной инстанции исходил из того, что на момент, когда компания обратилась в орган власти с заявлением, она соответствовала всем требованиям статьи 2 Закона № 159-ФЗ, а задолженность появилась не по ее вине.

Орган власти дошел до Верховного суда и доказал свою правоту. Судьи указали, что уполномоченный орган утвердил новую ставку своим нормативным актом. Это не является изменением условия договора о размере арендной платы, а представляет собой его исполнение на условиях, которые стороны согласовали изначально. Арендодатель не обязан уведомлять арендатора о пересмотре регулируемой арендной платы. Компания обязана вносить ее в размере, установленном уполномоченным органом, без дополнительного изменения условий договора аренды. То, что орган власти не направил компании уведомление об изменении размера платы, этой обязанности не отменяет (определение Верховного суда от 20.06.2019 № 305-ЭС19-143).

На заметку: Еще три причины, по которым суд заставит пересмотреть арендную плату

1. Если вы устанавливаете арендную плату за земельные участки с одним и тем же видом разрешенного использования, не применяйте различные коэффициенты в зависимости от организационно-правовой формы юрлица. Верховный суд считает это нарушением (апелляционное определение от 22.09.2016 № 31-АПГ16-7).

2. Не выбирайте методику расчета в зависимости от даты заключения договора. В результате у вас может получиться разная плата за одинаковые участки. Истец успешно оспорит в суде методику, при применении которой плата оказалась более высокой (апелляционное определение Верховного суда от 21.12.2017 № 9-АПГ17-25).

Выводы и рекомендации

1. При определении размера арендной платы за земельный участок проведите анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень его доходности. Если этого не сделать, суд посчитает, что вы нарушили принцип экономической обоснованности размера арендной платы, и обяжет пересмотреть его.

2. Если сдаете в аренду участок, ограниченный в обороте, установите плату не выше земельного налога, взимаемого с собственника такого же участка.

3. Если вы не направили уведомление об изменении регулируемой арендной платы, это не будет нарушением. Но чтобы избежать задолженности по арендным платежам и не тратить время на споры в суде, рекомендуем все же сообщать арендаторам о том, что вы пересмотрели арендную плату. В уведомлении укажите выходные данные нормативного акта, в котором вы закрепили это решение.

Земельный налог

Земельный налог – местный налог, устанавливается местными властями и регламентируется главой 31 НК.

Земельный налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения земельного участка.

Именно муниципальные органы определяют ставки налога, порядок уплаты, налоговые льготы.

Решения местных властей в городах, где расположены офисы ЦБУ:

    городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 21.11.2017 № 241 (в редакции от 25.02.2020) городской думы Краснодара от 24.11.2005 № 3 п.2 (в редакции от 19.11.2020) Совета депутатов Минераловодского городского округа от 20.11.2020 № 18

Размер земельного налога зависит не от финансовых результатов деятельности плательщика, а только от таких характеристик, как плодородность, месторасположение участка и т.д.

Кто платит земельный налог?

Владельцы земельных участков.

Плательщиками земельного налога являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, обладающие земельными участками на праве:

  • собственности,
  • постоянного бессрочного пользования,
  • пожизненного наследуемого владения.

Земельный налог не платится за участки, находящиеся на праве безвозмездного срочного пользования или по договору аренды

Объекты налогообложения?

Облагаются земельным налогом участки земли, расположенные на территории муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не являются объектом налогообложения:

  • участки, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте;
  • участки из состава земель лесного фонда;
  • участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома и др.

Ставка земельного налога

Ставки земельного налога зависят от категории земли. Категория земли – это ее назначение.

Чтобы узнать налоговую ставку нужно:

  1. определить категорию земли,
  2. в решении местных органов власти узнать ставку по категории своего участка.

Категория земли может быть указана в выписке из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости), свидетельстве о праве собственности на землю, государственном кадастре недвижимости, договоре купли-продажи и т.д.

Налоговая ставка устанавливается местными властями, но не может превышать:

  • 0,3% в отношении следующих земельных участков:
    • сельскохозяйственного назначения;
    • занятых;жилищным фондом и коммунальными комплексами;
    • для подсобного или дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
    • ограниченных в обороте для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

    Если местная власть не определилась со ставкой, то действует общая ставка – 1,5%, а для некоторых категорий земель – 0,3%

    Как узнать кадастровую стоимость земли?

    Кадастровая стоимость участка является налоговой базой по земельному налогу. Она утверждается органами власти в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог. Если земельный участок образован в течение расчетного года, то берется кадастровая стоимость на день внесения в ЕРГН.

    Кадастровая стоимость может быть изменена в течение года в случаях:

    • изменения вида разрешенного использования;
    • перевода участка из одной категории земель в другую;
    • изменения площади земельного участка.

    Расчет налога на землю

    Годовая сумма налога рассчитывается по формуле:

    Если в течение года менялось право собственности на земельный участок: возникло или прекратилось, то сумма налога корректируется на специальный коэффициент.

    В течение года может измениться кадастровая стоимость участка: при изменении площади, вида разрешенного использования или категории земли. Тогда расчет производится с учетом корректировки кадастровой стоимости и даты регистрации новой стоимости в ЕГРН.

    Льготы по земельному налогу

    В НК предусмотрены льготы по земельному налогу для физических лиц и организаций. Например, полностью освобождаются от земельного налога коренные малочисленные народы либо участки, используемые для автодорог общего пользования. Для некоторых льготников, например, инвалидов, налоговая база уменьшается на 10 000 рублей.

    Местное законодательство может устанавливать дополнительные льготы.

    При наличии налоговой льготы советуем подать в инспекцию соответствующее заявление. Иначе у налоговиков может не оказаться нужных сведений, и они посчитают налог без учета льготы.

    Вместе с заявлением можно подать документы, подтверждающие право на данную льготу.

    Льготу могут учесть и без заявления, если на момент исчисления налога у инспекции будут сведения о том, что у владельца есть право на льготу.

    Порядок расчета налога для организаций и физических лиц

    Владельцы земли: организации и граждане – это налогоплательщики земельного налога. Налогоплательщики обязаны оплатить налог. Налоговый период – год.

    Однако расчет налога и сроки уплаты у юридических и физических лиц отличаются.

    Организации исчисляют земельный налог самостоятельно. Кроме этого компания должна уплачивать авансовые платежи и сдавать в налоговый орган декларацию.

    Расчет и оплата земельного налога

    Организация должна уплачивать авансовые платежи по итогам 1, 2 и 3 кварталов, если в местном нормативном акте:

    • установлены отчетные периоды,
    • не предусмотрено освобождение от уплаты авансовых платежей.

    Сумма авансового платежа за 1, 2 и 3 кварталы рассчитывается как ¼ от суммы земельного налога.

    По итогам года нужно перечислить налог за минусом авансовых платежей. В случае, когда компания не должна платить авансовые платежи, оплачивается вся годовая сумма налога.

    Сроки уплаты

    Сроки уплаты налога и авансовых платежей во всех регионах едины.

    • Для авансовых платежей – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
    • Для налога – не позднее 1 марта следующего года.

    Если окончание срока выпадает на выходной день, перечислить платеж нужно не позднее следующего рабочего дня

    Декларация по земельному налогу

    Начиная с налогового периода 2020 г. организации больше не сдают в налоговый орган декларацию.

    В последний раз декларация должна быть представлена за 2019 год. Срок подачи декларации – не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. Например, декларацию за 2019 год необходимо сдать до 1 февраля 2020 года.

    При предоставлении первичных или уточненных деклараций до 2019 года включительно действует прежний порядок – заполняется тот бланк, который действовал в сдаваемом периоде.

    Формы налоговой декларации по земельному налогу:

    Новая обязанность для юрлиц

    С 2021 года компании, владеющие земельными участками, которые попадают под налогообложение, должны уведомить о них налоговиков, если:

    Сделать это нужно один раз до 31 декабря года, следующего за отчетным.

    Связанные темы

    Расчет земельного налога для физических лиц и ИП осуществляется налоговой инспекцией.

    Срок оплаты земельного налога – 1 декабря следующего года. Так, за 2020 год земельный налог нужно оплатить не позднее 1 декабря 2021 года.

    За несвоевременную оплату будет начислена пеня за каждый день просрочки. Налоговики могут уведомить работодателя и потребовать удержать недоимку из зарплаты должника либо ввести ограничения на выезд из страны.

    Если землевладелец уведомление не получал, то необходимо проявить инициативу и сообщить об этом в налоговую инспекцию.

    Связанные темы

    В заключении следует отметить, что налоговая нагрузка на владельцев земли с каждым годом увеличивается. Это связано с увеличением налоговой базы – кадастровой стоимости земли.

    Можно ли уменьшить земельный налог?

    1. Для начала необходимо проверить право владельца на федеральную либо местную льготу. Для получения льготы в налоговую инспекцию нужно представить заявление и подтверждающие документы.
    2. Необходимо проверить соответствие кадастровой стоимости земли и рыночной. Если разница существенная, то можно через суд снизить кадастровую стоимость земли.
    3. Если земельный налог оплачивается по уведомлению, то нужно проверить расчет суммы. Например, правильно ли определена налоговая ставка.

    Справочная информация

    Земельный налог в Краснодаре

    Земельный налог в Новороссийске

    В Новороссийске ставки и льготы по земельному налогу установлены Решением Городской думы от 26.11.2013 № 351 (в редакции от 25.11.2014).

    Земельный налог в Минводах

    В городе Минеральные Воды ставки и льготы по земельному налогу установлены Решением Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 13.11.2015 года № 63

    Сразу скажем, что обратиться к данной теме нас побудило Письмо ФНС России от 26.01.2018 № БС-4-21/1390@. В этом письме Федеральная налоговая служба направила нижестоящим налоговым органам для изучения копии судебных постановлений по делу № А41-90821/2016 (включая Определение ВС РФ от 15.01.2018 № 305-КГ17-20424) и перечислила обстоятельства, свидетельствующие об использовании участков в предпринимательской деятельности и, соответственно, о необоснованности применения льготной ставки налога.

    Рассмотрим, какие это обстоятельства и есть ли у налогоплательщиков (организаций и ИП) шансы доказать право уплачивать налог исходя из пониженных ставок.

    Подробнее о содержании Письма № БС-4-21/1390@.

    Тема письма – размер налоговой ставки в отношении земельных участков, предназначенных для дачного строительства, принадлежащих индивидуальным предпринимателям. Сославшись на обстоятельства дела № А41-90821/2016 и учитывая, что судьи (в том числе на уровне Верховного суда) признали доначисления обоснованными, ФНС сообщила, что о неправомерности применения льготной ставки земельного налога (0,3 % вместо 1,5 %) могут свидетельствовать следующие обстоятельства:

    имеются признаки коммерческого землепользования (для извлечения прибыли), в том числе создание на соответствующей территории инфраструктуры (построены дороги, подведено электричество для дальнейшей застройки и т. п.), наличие фактов дальнейшей реализации участков, то есть их использования налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

    Иными словами, ФНС призвала налоговые органы на местах выявлять перечисленные обстоятельства, производить доначисления и отстаивать свою точку зрения в судебных инстанциях, обращая внимание арбитров на позицию, выраженную в Определении ВС РФ от 15.01.2018 № 305-КГ17-20424.

    Подробнее о деле № А41-90821/2016.

    Инспекция начислила недоимку, пени и штраф.

    Три судебные инстанции единодушно встали на сторону налогового органа, отметив следующее:

    исходя из системного толкования пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, п. 2 ст. 7, ст. 77, 78 и 81 ЗК РФ, ст. 1 Закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ допускается использование льготного налогообложения по ставке 0,3 % тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан либо непосредственно физическим лицам;

    по смыслу действующего налогового законодательства пониженные ставки земельного налога установлены для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли;

    основным видом деятельности ИП является покупка и продажа земельных участков;

    на территории построены дороги, подведено электричество для дальнейшей застройки;

    участки реализовывались физическим лицам, в аренду не предоставлялись.

    Отказывая в передаче дела для пересмотра, судья ВС РФ отметил: подход судов согласуется с позицией, изложенной Судебной коллегией в Определении ВС РФ от 18.05.2015 № 305-КГ14-9101 по делу № А41-63325/13.

    Подробнее о правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

    В данном случае, признавая решение инспекции незаконным, суды исходили из того, что земельные участки классифицируются по правовому режиму, который не зависит от статуса собственника земли, а устанавливается на основании сведений о целевом назначении и виде разрешенного использования, содержащихся в государственном кадастре недвижимости. В связи с этим, по мнению судов, пониженная ставка земельного налога:

    подлежит применению в отношении земельных участков с соответствующим правовым режимом;

    может использоваться как некоммерческими, так и коммерческими организациями при условии использования этих земельных участков по целевому назначению.

    Установив, что организация на спорных участках ведет строительство дачного комплекса, то есть, по мнению судов, земельные участки используются обществом по целевому назначению, суды пришли к выводу о правомерности применения пониженной ставки налога.

    Однако Верховный суд признал мнение судов ошибочным и разъяснил, что по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, в то время как организация осуществляет на этих участках строительство дачного комплекса для последующей реализации юридическим и физическим лицам земельных участков, объединенных в этот комплекс, в целях извлечения прибыли.

    Земельный налог: ставка для юридических лиц.

    Обратите внимание:

    Позиция Коллегии ВС РФ взята налоговиками на вооружение, поскольку она была направлена инспекторам для использования в работе Письмом ФНС России от 24.12.2015 № СА-4-7/22683@ (см. п. 25 письма).

    Появление данной правовой позиции означало, что попытки коммерческих организаций доказать в суде обоснованность использования льготной ставки земельного налога обречены на неудачу. И этот вывод был многократно подтвержден впоследствии (определения ВС РФ от 06.12.2017 № 305-КГ17-17796 по делу № А40- 230150/2016, от 04.12.2017 № 305-КГ17-17315 по делу № А41-64401/2016, от 05.09.2017 № 305-КГ17-12101 по делу № А41-68338/2016).

    Вместе с тем некоторые ИП считали, что эта позиция к ним не применима, поскольку они являются физическими, а не юридическими лицами и условие об использовании земли в целях удовлетворения личных потребностей не является определяющим. Январское определение ВС РФ, упомянутое в январском же письме ФНС, свидетельствует о том, что данная правовая позиция распространяется и на предпринимателей.

    Как налоговики собирают доказательства?

    Напомним, ФНС в Письме № БС-4-21/1390@ назвала два обстоятельства, свидетельствующие о необоснованности применения пониженной ставки налога. Во-первых, наличие в собственности ИП большого количества земельных участков. Во-вторых, наличие признаков коммерческого землепользования (в том числе создание инфраструктуры для дальнейшей застройки) и фактов дальнейшей реализации участков.

    Рассмотрим пару судебных актов, чтобы понять, какие доказательства приводят контролеры, чтобы убедить судей в обоснованности доначислений.

    Предпринимателю на праве собственности принадлежали 157 земельных участков категорий:

    В отношении спорных земельных участков предприниматель при исчислении земельного налога применил пониженную ставку в размере 0,3 %.

    Арбитры обосновали свое решение так. Из абзаца 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ следует, что для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 %, необходимо соблюдение одновременно двух условий:

    отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах);

    использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

    В случае если земельный участок признан уполномоченным органом не используемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по налоговой ставке, установленной в отношении прочих земель и не превышающей 1,5 %, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.

    Исчерпывающий перечень признаков неиспользования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369.

    На основании информации, представленной администрациями сельских поселений, установлено, что спорные земельные участки:

    не вспахивались, не использовались под сенокос, под пастбища для выпаса сельскохозяйственных животных, не засеивались сельскохозяйственными культурами;

    заросли сорными растениями, кустарником и деревьями;

    Из договоров, первичных документов, оборотов по расчетным счетам предпринимателя установлено, что в проверяемом периоде отсутствовали операции по закупке удобрений, ядохимикатов, сельскохозяйственной техники, скота, стройматериалов, реализации сельскохозяйственной продукции, оплате услуг сторонним организациям за организацию и проведение сельскохозяйственных работ.

    Арбитры приняли во внимание и такие обстоятельства:

    общая площадь земельных участков составляет более 2 тыс. га, ИП провел их межевание с целью дальнейшей перепродажи, часть участков продана;

    согласно постановлениям по делам об административных правонарушениях ИП неоднократно привлекался к ответственности за невыполнение обязанностей по рекультивации земель и других обязательных мероприятий по их улучшению и охране почв;

    покупатели земельных участков, приобретенных у налогоплательщика, подтвердили, что на момент покупки земельные участки представляли собой пустое поле без насаждений и построек, заборов и ограждений, электричества, газа, воды, дорог и прочих коммуникаций.

    Указанные обстоятельства позволили судьям сделать вывод о том, что земельные участки не используются для сельскохозяйственного производства, возведения жилых домов, ведения личного подсобного хозяйства, что свидетельствует об отсутствии у коммерсанта права применять льготную налоговую ставку в размере 0,3 %.

    Важно, что арбитры отклонили ссылку ИП на п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, согласно которому неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной п. 1 ст. 394 НК РФ. Судьи указали:

    коммерсант осуществлял реализацию участков в целях извлечения прибыли.

    Постановление АС ПО от 24.10.2017 № Ф06-25127/2017 по делу № А65-706/2017.

    Этот случай интересен тем, что налогоплательщик (организация) пытался создать видимость использования земельных участков для сельскохозяйственного производства. В материалы дела был представлен договор подряда, в соответствии с условиями которого налогоплательщик поручил ООО выполнить работы по однократной поверхностной обработке спорного земельного участка площадью более 4,7 га путем дискования в период с 5 по 30 октября 2015 года.

    Налоговый орган выяснил, что среднесписочная численность работников ООО за 2015 и 2016 годы составляет 0 человек и у него нет в собственности соответствующей специальной техники.

    Налогоплательщик возражал:

    имеется договор аренды сельскохозяйственной техники и акт приема-передачи, из которых следует, что ООО получило во временное пользование трактор с дискатором без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации;

    есть письмо ООО о том, что в целях экономии все работы по договору были выполнены силами директора, в связи с чем дополнительная рабочая сила не привлекалась, вся площадь земельного участка была обработана в 2015 году.

    Инспекция не сдавалась:

    ООО заключило договор на обработку почвы не только с налогоплательщиком, но и еще с тремя лицами. При этом сроки выполнения работ во всех четырех договорах идентичны – октябрь 2015 года;

    суммарная площадь земельных участков и сроки выполнения работ по всем четырем договорам свидетельствуют о том, что выполнить работы одному лишь руководителю ООО (при отсутствии иных работников) было невозможно;

    руководитель ООО не имеет удостоверения тракториста-машиниста;

    привлечение ООО сторонних работников опровергается письмом данной организации;

    выполнение работ подтверждено только договором и актом сдачи-приема, отсутствуют счет-фактура и платежные документы.

    Суд не принял во внимание представленную налогоплательщиком фотографию земельного участка, отметив, что она не позволяет каким-либо образом идентифицировать изображенный на фотографии земельный участок.

    Судьи учли:

    информацию, отраженную в акте обследования земельного участка, которое было проведено органом муниципального земельного контроля и показало, что земля не используется для сельскохозяйственного производства;

    сведения из ЕГРЮЛ о видах деятельности налогоплательщика: деятельность по аренде и управлению собственным или арендованным недвижимым имуществом.

    Вердикт суда:

    налогоплательщик является коммерческой организацией, созданной не в целях ведения сельскохозяйственного производства, а для оказания иных услуг;

    налогоплательщик не осуществляет выпуск сельскохозяйственной продукции, не несет обычные для сельхозпроизводителей риски, не использовал в проверяемый период спорный земельный участок по его целевому назначению;

    у налогоплательщика не возникло права применения пониженной налоговой ставки в размере 0,3 %. Иное понимание норм закона может привести к нарушению публичных интересов, поскольку по одной и той же налоговой ставке будут облагаться как возделываемые земли сельскохозяйственного назначения, так и заброшенные земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения.

    Отметим, что налогоплательщику не удалось добиться передачи дела для пересмотра. Приняв такое решение, судья ВС РФ в Определении от 14.02.2018 № 306-КГ17-22570 отметил:

    налогоплательщик не доказал ведение сельскохозяйственной деятельности на спорном земельном участке;

    совокупность установленных обстоятельств дает основания полагать, что общество является коммерческой организацией, созданной не в целях ведения сельскохозяйственного производства, а для оказания иных услуг.

    Выводы.

    Пониженные ставки земельного налога установлены:

    для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли сельскохозяйственного назначения в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли;

    для коммерческих организаций и физических лиц, использующих земли в целях ведения сельскохозяйственного производства.

    Указывая на необоснованность применения льготной ставки налога, инспекторы в качестве доказательств ссылаются на следующее:

    в собственности налогоплательщика находится большое количество земельных участков;

    на спорных землях создаются объекты инженерной инфраструктуры в целях дальнейшего строительства объектов недвижимости;

    выявлены факты реализации земельных участков.

    Налоговые органы представляют в суды акты осмотров земельных участков, протоколы допросов покупателей земли и даже постановления по делам об административных правонарушениях.


    Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия)

    Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

    ПОДЛЕЖИТ ЛИ КАЗНА НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ?

    ПОДЛЕЖИТ ЛИ КАЗНА НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ?

    Земельный участок как объект права представляет собой часть земной поверхности и имеет уникальные характеристики. К таким характеристикам относятся кадастровый номер земельного участка, площадь, категория земель, вид разрешенного использования, кадастровая стоимость земельного участка и другие характеристики. Все эти сведения о земельном участке отражаются в государственном кадастре недвижимости.

    Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка путем проведения государственной кадастровой оценки.

    По общему правилу, налогоплательщиками земельного налога являются граждане и юридические лица, имеющие земельные участки в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненно-наследуемом владении. При этом, земельные участки могут находиться в публичной собственности (собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

    Публичные образования – Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования – выступают в гражданских правоотношениях наравне с юридическими лицами (организациями) и гражданами через органы государственной или муниципальной власти.

    Например, от имени городских и сельских поселений администрации соответствующих поселений своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности в рамках их компетенции. Они могут распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования, заключать договоры аренды и купли-продажи земельных участков, регистрировать право собственности в порядке разграничения земельных участков и другое.

    Соответственно, орган государственной власти, орган местного самоуправления, распоряжаясь земельными участками, находящимися в публичной собственности и реализуя полномочия по учету имущества казны, не выступают налогоплательщиками по этому имуществу независимо от способа его учета. Суды высших инстанций неоднократно высказывались о том, что органы местного самоуправления не могут признаваться организацией - налогоплательщиком в смысле, придаваемом этому понятию Налоговым кодексом Российской Федерации.

    Таким образом, налогообложению не подлежат:

    1. земельные участки, составляющие казну муниципальных образований, казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации;
    2. земельные участки, не предоставленные юридическим лицам или гражданам.

    Ефремова И.И., заместитель руководителя Департамента по земельным отношениям Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я)

    А как на практике? С требованиями налоговых органов о предоставлении налоговых деклараций по земельному налогу в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), столкнулось и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия). В базе данных налоговых органов республики содержатся сведения, предоставленные органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о 399 земельных участках, правообладателем которых числится Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия). При этом основная часть земельных участков находится в индивидуальной собственности министерства (?), а остальная часть на праве постоянного (бессрочного) пользования. Стоит отметить, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) осуществляет регистрацию права государственной собственности Республики Саха (Якутия) на земельные участки, возникающего в процессе разграничения государственной собственности на землю, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации; управляет и распоряжается в установленном порядке находящимися в государственной собственности Республики Саха (Якутия) земельными участками; осуществляет учет государственного имущества, ведение реестра государственного имущества, в том числе земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия).

    Если учесть, что налоговыми органами осуществляются мероприятия по подъему в федеральное хранилище данных сведений об объектах имущественной собственности, учтенных в базе данных налоговых органов, то в целях их актуализации, а также синхронизации баз данных налоговых и регистрирующих органов, органам публичной власти необходимо правильно заполнять заявления на государственную регистрацию права публичной собственности на земельные участки, а также проводить сверку сведений о правообладателях таких земельных участков.

    Ефремова И.И., заместитель руководителя Департамента по земельным отношениям Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я)

    Читайте также: