Возбуждение административного производства за неуплату назначенного штрафа срок

Обновлено: 20.05.2024

Правонарушения, наказываемые административным арестом

Среди наказаний по административным правонарушениям арест является наиболее строгой формой, ограничивающей свободу личности. По условиям 22 статьи Конституции РФ, арест россиянина происходит исключительно по соответствующему судебному решению.

Исключения: самовольное убытие из места отбывания ареста, либо уклонение от его отбывания, наказуемые 15 суточным административным арестом сразу же (ст.20.25 ч.2); управление автомашиной без прав вождения и в опьяненном состоянии незамедлительно наказывается 15 сутками ареста (ст.12.8 ч.3).

Согласно КоАП, установление ареста производится судьей за отдельные административные правонарушения из категории общественно-опасных:

  • игнорирование родителями (законными представителями) обязанностей к несовершеннолетним – до 5 суток (ст.5.35 ч.3);
  • незаконный оборот наркотиков (в т.ч. психотропных веществ) – до 15 суток (ст.6.8.);
  • потребление наркотиков (в т.ч. психотропных, психоактивных веществ) – до 15 суток (ст.6.9);
  • доход от проституции (т.е. сутенерство) – до 15 суток (ст.6.12);
  • пропаганда наркотиков (в т.ч. психотропных, психоактивных веществ) – до 15 суток (ст.6.13 ч.2);
  • мелкое хищение (имущество не дороже 1000 – 2500 руб.) – до 15 суток (ст.7.27);
  • взращивание (культивирование) наркотических (также психотропных) растений – до 15 суток (ст.10.5.1);
  • действия, создающие угрозу безопасности движения ж/д транспорту и метрополитену – до 15 суток (ст.11.1 ч.1);
  • нарушение норм поведения (неисполнение распоряжений КВС) на авиатранспорте – до 15 суток (ст.11.17. ч.6);
  • управление автотранспортом после лишения соответствующих прав – до 15 суток (ст.12.7 ч.2);
  • управление автотранспортом в нетрезвом состоянии и/или без соответствующих прав – до 15 суток (ст.12.8 ч.3);
  • не прохождение медосвидетельствования на опьянение водителем автотранспорта, не имеющим (лишенным) прав управления а/м – до 15 суток (ст.12.26 ч.2);
  • оставление места ДТП участвовавшем в нем водителем – до 15 суток (ст.12.27 ч.2);
  • игнорирование распоряжений судьи (также судебного пристава) в части исполнения судебных правил – до 15 суток (ст.17.3 ч.1);
  • неисполнение законного требования военнослужащего, обеспечивающего охрану госграницы РФ – до 15 суток (ст.18.7);
  • неисполнение законного распоряжений сотрудника силового ведомства (полиции, ФСБ, госохраны и т.п.) – до 15 суток (ст.19.3);
  • игнорирование обязанностей, определенных административным надзором по суду – до 15 суток (ст.19.24 ч.1);
  • демонстрация неуважения к обществу (в т.ч. в сети интернет), нарушение общественного порядка (мелкое хулиганство) – до 15 суток (ст.20.1);
  • создание помех деятельности объектов инфраструктуры (социальной, транспортной, жизнеобеспечения), препятствий движению пешеходов и/или автотранспорта к названным инфраструктурным объектам при проведении публичного мероприятия (митинга, собрания и т.п.) – до 15 суток (ст.20.2 ч.3);
  • организация массового единовременного пребывания (также передвижения) в общественных местах граждан (не публичного мероприятия), публичные призывы участия в массовом единовременном пребывании (также передвижении) в общественных местах граждан с нарушением общественного порядка, санитарных норм, препятствовании функционирования инфраструктурных объектов и/или доступа к ним – до 30 суток (ст.20.2.2 ч.4);
  • пропаганда, демонстрирование публично нацистской символики и/или атрибутики (также сходной с ними атрибутикой), либо иной запрещенной законом атрибутики и/или символики – до 15 суток (ст.20.3 ч.1);
  • публичное возбуждение ненависти (также вражды) по признакам языка, пола, национальности, расы, отношения к религии, происхождения, социальной принадлежности, в т.ч. в сети интернет – до 15 суток (ст.20.3.1);
  • игнорирование требований режима ЧС – до 30 суток (ст.20.5);
  • незаконное приобретение, хранение, передача, продажа, ношение или перевозка огнестрельного гладкоствольного оружия (гражданского) и ограниченного поражения – до 15 суток (ст.20.8 ч.6);
  • блокирование транспортных коммуникаций (участие, организация) – до 15 суток (ст.20.18);
  • нахождение в общественных местах (в общественном транспорте, на улицах, скверах и т.п.) в состоянии опьянения – 15 суток (20.21);
  • игнорирование обязанности соблюдения условий административного наказания – до 15 суток (ст.20.25);
  • препятствование ходу контртеррористической операции – до 30 суток (ст.20.27 ч.3);
  • производство, распространение материалов экстремистского характера, отмеченных в соответствующем федеральном перечне – до 15 суток (ст.20.29);
  • игнорирование норм поведения зрителей в процессе официальных спортивных соревнований – до 15 суток (ст.20.31).

Судебное санкционирование административного ареста по какой-либо из перечисленных выше статей КоАП происходит, если иные наказательные меры, соответствующие обстоятельствам дела и характеру административного проступка, будут признаны недостаточными. Чаще всего арестный формат наказания применяется при неисполнении ранее наложенной штрафной санкции (ст.20.25 КоАП).

Как отмечается законодательством, целью применение ареста при административном проступке является удержание как правонарушителя, так и других лиц от совершения очередных правонарушений административного характера (ст.3.1 ч.1 КоАП).

Административный арест за нарушение ПДД

К кому не применим административный арест

Законодательством не допускается санкционирование ареста по правонарушениям административного характера, прежде всего, к следующим лицам (ст.3.9 ч.2 КоАП):

  1. беременным женщинам;
  2. женщинам с детьми младше 14 лет;
  3. правонарушителям моложе 18 лет;
  4. инвалидам (группы I и II);
  5. военнослужащим;
  6. военнообязанным, призванным на военные сборы;
  7. сотрудникам силовых ведомств (следком, УИС, ОВД, нацгвардии, ОПИ, таможенных органов, противопожарной госслужбы), имеющим спецзвания.

Согласно определения КС РФ за №195-О от 13.06.2006 г. суды вправе учитывать самостоятельное воспитание отцом детей младше 14-ти лет, как обстоятельство, исключающее допустимость наказания административным арестом.

Зачастую административному аресту лица предшествует его административное задержание, производимое в качестве обеспечительной меры производства дел по проступкам административного характера, а также направленное на исполнение судебного постановления в отношении административного правонарушения (ст27.3 ч.1 КоАП).

Замечу, что отсчет периода административного задержания отсчитывается от времени доставления субъекта в служебное помещение силовиков. Если же доставлен пьяный гражданин – исчисление срока задержания для него происходит со времени отрезвления (ст.27.5 ч.4).

Протокол по правонарушению, наказуемому административным арестом, направляется для судебного рассмотрения незамедлительно, сразу после составления (ст.28.8 ч.2 КоАП). Рассмотрение судьей такого административного дела выполняется в день поступления протокола и материалов по правонарушению, а по административно задержанному согласно постановления прокурора – в 48 часовой срок от времени задержания (ст.29.6 ч.4 КоАП).

Организации, получившие судебное определение об истребовании данных по административному делу, наказанием по которому является арест, обязаны сообщить их незамедлительно, т.е. при возникновении технической возможности исполнить запрос (ст.26.10 КоАП). Следует отметить наличие ответственности за несвоевременность предоставления, либо не предоставление госоргану законно истребованных сведений (ст.19.7 КоАП).

Условия содержания административно арестованного

У лица, состоящего под арестом по статье КоАП, имеются следующие законные права (ст.7 закон 67-ФЗ):

По условиям 10 статьи закона за №67-ФЗ, для административно арестованного предоставляется одно свидание с родственниками-близкими за весь период ареста, длительностью один час. В VI разделе Правил отмечено, что видеться с арестованным могут единовременно до двух человек, в специальном помещении и исключительно при наблюдении сотрудников спецприемника.

Количество свиданий с юридическим представителем (адвокатом) для лиц, отбывающих административный арест, не ограничено (ст.11 закона за №67-ФЗ). Длительность встречи (свидания) с адвокатом – до 2 часов. Наблюдение администрацией при этом ведется лишь визуально, без техсредств прослушивания.

  • продукты питания нескоропортящиеся, не нуждающиеся в тепловой обработке, не просроченные (распознаваемые дата изготовления, срок годности). Все пищевые продукты должны быть промышленного производства, в оригинальной нераспечатанной упаковке компании-изготовителя;
  • сигареты, спички (курящим);
  • одежда (один комплект), без подтяжек, поясного ремня и галстука. Головной убор, сезонная обувь (металлические набойки запрещены);
  • спортивный костюм (мужчинам, один комплект), домашний халат (женщинам, один комплект);
  • нательное белье (только два комплекта);
  • носки, колготки, чулки;
  • перчатки, либо варежки (одна пара);
  • платки носовые;
  • тапочки комнатные, либо спортивные (одна пара);
  • туалетные принадлежности. Мыло (жидкое, туалетное, хозяйственное), шампуни, щетка зубная, паста или порошок зубные, футляры (пластик) для зубной щетки и мыла, кремы, пластиковые расческа и гребень;
  • сумка, либо вещевой мешок;
  • очки, пластиковые футляры для них;
  • карманное зеркало (если зеркала в помещении нет);
  • безопасные бритвы одноразовые, либо механические;
  • губка, либо мочалка;
  • ручка шариковая с запасными стержнями, карандаш простой;
  • письменная бумага, тетради ученические, открытки, почтовые конверты и марки;
  • бумага туалетная;
  • религиозно-культовые предметы (традиционные конфессии), предназначенные для пользования индивидуально (ношение нательное, карманное). При этом колюще-режущие культовые предметы, из драгметаллов и драгоценных камней, а также являющиеся культурно-исторической ценностью – полностью запрещены;
  • часы (карманные, наручные), не состоящие из драгметаллов;
  • постельное белье (комплект – наволочка, две простыни), полотенце;
  • литература (включая учебную, религиозную), периодические издания;
  • фотографии;
  • игры настольные.

Кроме того, состоящим под административным арестом женщинам дозволяется, по Правилам, иметь при себе или получать почтовыми отправлениями косынки, бюстгальтеры, пояса, вату, марлю, заколки, тампоны гигиенические, принадлежности косметического назначения, пластиковые бигуди. А арестованным лицам, имеющим соответствующее заключение медработника, разрешаются деревянные трости и костыли.

Сроки давности при административных правонарушениях

Как смягчить административное наказание

Ввиду исключительности случаев применения арестных наказаний (ст.3.9. ч.2 КоАП), решение о назначении этой формы наказания принимается судьей после пристального изучения дела о правонарушении.

Необходимо отметить, что законодательными нормами не предусмотрена возможность замены арестного наказания на штрафную санкцию, за исключением части 3 статьи 12.8 КоАП. Но там замена ареста штрафом при административном проступке допускается, лишь если нет самой возможности арестовать правонарушителя – тот относится категории лиц, неподлежащих аресту.

Как оспорить постановление о привлечении к административной ответственности

При поддержке адвоката возможно обжаловать постановление об аресте за административные проступки, добившись его замены штрафом. Обстоятельствами, смягчающими по условиям статьи 4.2 КоАП административную ответственность лица, являются:

Наконец, обстоятельствами смягчающего значения признаются совершение административного проступка при состоянии аффекта (также сложного стечение личных, семейных обстоятельств), осуществление правонарушения несовершеннолетним, либо беременной женщиной или воспитывающей малолетнего ребенка.

Последствия отбытия административного ареста

Арестное наказание по нормам КоАП не означает приобретения судимости, а непосещение рабочего места по причине нахождения под арестом – не выступает прямым поводом увольнения. Даже если арест займет 30 суток, то работодатель месячную з/плату не выплатит, но не уволит.

С даты вступления постановления о наказании по административному проступку в силу следующие 12 месяцев лицо будет признаваться подвергнутым наказанию (ст.4.6. КоАП). И если в данном годичном периоде лицом будет осуществлено административное правонарушение, однородное прежде совершенному (отягощающее обстоятельство) – то наказание будет наиболее строгим (ст.4.3. ч.1 п.2 КоАП).

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

1.1. Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.23 настоящего Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника - юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

1.2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

1.2-1. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения порядка осуществления федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо иным осуществляющим функции указанных органов органом или организацией, организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации.

1.2-2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, является принятие комиссией федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, решения, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

1.3. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.35 и 8.37 настоящего Кодекса, является акт о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, который составлен производственным охотничьим инспектором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;

5) утратил силу. - Федеральный закон от 09.11.2009 N 249-ФЗ;

6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

7) вынесения определения об истребовании сведений в соответствии с частью 5 статьи 26.10 настоящего Кодекса в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Примечание. При наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки. Дело об административном правонарушении, влекущем применение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, может быть возбуждено до оформления акта о проведении указанной проверки в случае необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности. Обо всех случаях возбуждения дел об указанных административных правонарушениях и применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности до оформления акта о проведении проверки должностное лицо, составившее протокол о временном запрете деятельности, уведомляет прокурора в течение двадцати четырех часов.

Судебная практика и законодательство — КоАП РФ. Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении

В целях обеспечения реализации данного конституционного права при производстве по делу об административном правонарушении федеральный законодатель в статье 25.5 КоАП Российской Федерации закрепил право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на юридическую помощь защитника, который может участвовать в таком производстве с момента возбуждения дела об административном правонарушении (часть 4). Согласно названному Кодексу дело об административном правонарушении считается возбужденным в том числе с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, к которым относится личный досмотр (пункт 3 части 1 статьи 27.1, статья 27.7, пункт 2 части 4 статьи 28.1).

Оценив представленные сторонами доказательства и установив обстоятельства, значимые для рассмотрения дела, в соответствии со статьями 71, 208, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 26.2, 26.7, 28.1, 28.2 КоАП РФ суды пришли к выводу о наличии в бездействии общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.1 Закона об административных правонарушениях Вологодской области.

О совершении данного противоправного деяния С. было сообщено в правоохранительные органы, что в соответствии со статьей 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило поводом к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении.

В целях обеспечения реализации данного конституционного права при производстве по делу об административном правонарушении федеральный законодатель в статье 25.5 КоАП Российской Федерации закрепил право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на юридическую помощь защитника, который допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения такого дела (часть 4). Согласно названному Кодексу дело об административном правонарушении считается возбужденным в том числе с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, к которым относится отстранение от управления транспортным средством (пункт 5 части 1 статьи 27.1), либо с момента составления непосредственно протокола об административном правонарушении (пункты 2 и 3 части 4 статьи 28.1).

Ссылка заявителя в обоснование данного довода на часть 2 статьи 99 Закона N 44-ФЗ не принимается, поскольку контрольное мероприятие в сфере закупок, как правильно установлено судами, было проведено в отношении заказчика, а дело об административном правонарушении в отношении общества было возбуждено по факту непосредственного обнаружения органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в силу статьи 23.66 КоАП РФ на рассмотрение дел о нарушениях в сфере закупок, достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, что соответствует части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.

Ссылка на допущенные нарушения по делу об административном правонарушении подлежат отклонению, поскольку в рассматриваемом случае акт осмотра являлся поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, определенным частью 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; событие и состав административного правонарушения установлены уполномоченным органом в рамках производства по делу об административном правонарушении.

Поскольку согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие признаков правонарушения, ссылка заявителя на нарушение административным органом положений части 1 статьи 27.8 указанного Кодекса подлежит отклонению, поскольку не представлено доказательств, что осмотр производился как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Доводы предприятия о проведении проверки с нарушением процессуальных требований КоАП РФ несостоятельны. Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие признаков правонарушения.

В кассационной жалобе заявитель указывает, что Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" закреплены полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов в сфере теплоснабжения по проверке готовности к отопительному сезону. Однако данное обстоятельство не имеет юридического значения для решения вопроса о возбуждении в отношении предприятия на основании пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ дела об административном правонарушении, признаки совершения которого были непосредственно обнаружены должностным лицом компетентного административного органа в ходе внеплановой выездной проверки.

Одновременно сообщаем, что статьей 114 Закона предусмотрена административная ответственность в порядке статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) в случае неисполнения банком или иной кредитной организацией исполнительного документа в установленный Законом срок при наличии денежных средств на указанных счетах. Данная мера в отношении банков или иных кредитных организаций применяется судебным приставом-исполнителем на основании сведений территориальных налоговых органов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП.

Объектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 20.4 Кодекса, являются общественные отношения в сфере пожарной безопасности. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Вместе с тем, решение комиссии антимонопольного органа не является поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.21 КоАП. Поводы для возбуждения дела по указанной статье являются общими и указаны в части 1 статьи 28.1 КоАП.

определяется соблюдение инспекторами Счетной палаты процессуального порядка и сроков составления протоколов об административных правонарушениях, установленных статьями 28.1 и 28.5 Кодекса, а также установленного частью 1 статьи 28.8 Кодекса срока направления протоколов об административных правонарушениях для рассмотрения дел об административных правонарушениях;

Поступление в контрольно-надзорный орган обращений и заявлений граждан, информации государственных органов и органов местного самоуправления, средств массовой информации может являться как основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, так и поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Оценивая часть 4 статьи 27.5 КоАП Российской Федерации, в силу которой срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется - в изъятие из общего правила, связывающего начало его течения с доставлением лица, подвергнутого задержанию, в соответствующее помещение, указанное в статье 27.2 данного Кодекса, в целях составления протокола об административном правонарушении, - со времени вытрезвления такого лица, нельзя не учитывать, что применение административного задержания является одним из оснований возбуждения дела об административном правонарушении (часть 4 статьи 28.1 КоАП Российской Федерации), после чего задержанное лицо приобретает статус участника производства по делу об административном правонарушении и, как следствие, право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами (часть 1 статьи 25.1 КоАП Российской Федерации).

При этом судам необходимо учитывать, что дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Вступление в силу решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей не является таким поводом, как это предусмотрено частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ в отношении вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым устанавливается факт нарушения антимонопольного законодательства.

В данном случае согласно части 1 статьи 28.1 КоАП поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

1. Штраф, назначенный в качестве наказания за совершение преступления (далее - штраф за преступление), взыскивается по правилам, установленным настоящим Федеральным законом, с особенностями, установленными настоящей статьей.

2. Исполнительный лист о взыскании штрафа за преступление может быть предъявлен к исполнению после вступления приговора в законную силу:

1) в течение двух лет при осуждении за преступление, за совершение которого Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не более трех лет;

2) в течение шести лет при осуждении за неосторожное преступление, за совершение которого Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более трех лет;

3) в течение шести лет при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более трех лет, но не более пяти лет;

4) в течение десяти лет при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет, но не более десяти лет;

5) в течение пятнадцати лет при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более десяти лет или более строгое наказание.

3. Вместе с исполнительным листом о взыскании штрафа за преступление в подразделение судебных приставов направляются копия приговора, на основании которого оформлен исполнительный лист, и распоряжение об исполнении приговора. Указанные документы передаются судебному приставу-исполнителю в день их поступления в подразделение судебных приставов. Постановление о возбуждении исполнительного производства или об отказе в его возбуждении выносится судебным приставом-исполнителем не позднее трех дней со дня поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов. Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и направляется в суд в день его вынесения.

4. Содержащееся в исполнительном листе требование о взыскании штрафа за преступление должно быть исполнено судебным приставом-исполнителем в течение шестидесяти календарных дней со дня вступления приговора в законную силу. Если исполнительное производство возбуждается через сорок пять и более календарных дней после вступления приговора в законную силу, то требование о взыскании штрафа за преступление должно быть исполнено судебным приставом-исполнителем в течение пятнадцати календарных дней со дня возбуждения исполнительного производства.

5. В постановлении о возбуждении исполнительного производства для добровольного исполнения требования об уплате штрафа за преступление (первой части штрафа, если судом принято решение о рассрочке его уплаты) устанавливается шестьдесят календарных дней со дня вступления приговора в законную силу. Если исполнительное производство возбуждается через двадцать пять и более календарных дней после вступления приговора в законную силу, то срок для добровольного исполнения устанавливается тридцать пять календарных дней со дня возбуждения исполнительного производства. Если судом принято решение о предоставлении рассрочки уплаты штрафа за преступление, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает сроки уплаты частей штрафа за преступление и размеры этих частей.

6. В постановлении о возбуждении исполнительного производства о взыскании штрафа за преступление, назначенного в качестве основного наказания, судебный пристав-исполнитель уведомляет должника о том, что неуплата штрафа (части штрафа, если его выплата назначена частями) в установленный срок в соответствии с частью первой статьи 32 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации является злостным уклонением от уплаты штрафа и влечет замену штрафа другим видом наказания.

7. Постановление о возбуждении исполнительного производства вручается должнику лично не позднее дня, следующего за днем его вынесения. Должник может быть вызван в подразделение судебных приставов для вручения ему постановления.

8. По заявлению должника или по требованию суда судебный пристав-исполнитель дает заключение об исполнении штрафа за преступление. Указанное заключение утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

9. Если по истечении десяти календарных дней со дня окончания срока уплаты штрафа (части штрафа), назначенного в качестве основного наказания, у судебного пристава-исполнителя отсутствуют сведения об уплате должником соответствующих денежных сумм, то он направляет в суд, вынесший приговор, представление о замене штрафа другим видом наказания.

10. Судебный пристав-исполнитель принимает меры по принудительному взысканию штрафа за преступление в общем порядке обращения взыскания на имущество должника, установленном настоящим Федеральным законом, в случаях, когда:

1) штраф за преступление, назначенный в качестве основного наказания, не уплачен должником в срок для добровольного исполнения и суд отказал в замене штрафа другим видом наказания;

2) штраф за преступление, назначенный в качестве дополнительного наказания, не уплачен должником в срок для добровольного исполнения;

3) штраф за преступление, совершенное несовершеннолетним, не уплачен лицом, на которое судом возложена обязанность его уплаты, в срок для добровольного исполнения.

11. Исполнительное производство о взыскании штрафа за преступление приостанавливается судебным приставом-исполнителем в случаях:

1) направления судебным приставом-исполнителем представления в суд о замене штрафа другим видом наказания;

2) обращения должника в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке выплаты штрафа;

3) смерти, объявления умершим или признания безвестно отсутствующим должника - лица, на которое суд возложил обязанность уплаты штрафа за преступление, совершенное несовершеннолетним;

4) утраты должником дееспособности;

5) нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;

6) нахождения должника в длительной служебной командировке;

7) участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта;

8) просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Одновременно с приостановлением исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктами 3 - 8 части 11 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель направляет в суд, вынесший приговор, представление об определении порядка взыскания штрафа за преступление.

13. В случае принятия судом решения об отказе в замене штрафа другим видом наказания исполнительное производство возобновляется. Одновременно с возобновлением исполнительного производства судебный пристав-исполнитель взыскивает с должника исполнительский сбор, за исключением случая, когда суд, отказывая в замене штрафа другим видом наказания, признал причины неуплаты штрафа в срок уважительными.

14. Исполнительное производство по взысканию штрафа за преступление прекращается в случае:

1) смерти должника-осужденного или объявления его умершим;

2) замены наказания в виде штрафа другим видом наказания;

3) освобождения от исполнения наказания в виде штрафа в порядке амнистии, помилования и в иных случаях, установленных уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

4) отмены обвинительного приговора в части назначения наказания в виде штрафа и прекращения уголовного дела по основаниям, указанным в пункте 1 или 2 части первой статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В этом случае должнику возвращаются денежные суммы, взысканные с него в процессе исполнения соответствующего исполнительного документа.

15. Исполнительное производство по исполнительному листу о взыскании штрафа за преступление оканчивается в случае:

1) выплаты штрафа в полном объеме;

2) возвращения исполнительного документа по требованию суда, выдавшего исполнительный документ.

По общему правилу административный штраф должен быть уплачен
не позднее 60 дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа (часть 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Исключение составляют следующие случаи:

  • Административный штраф, назначенный за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 11.26, 29, 12.9, частями 6 и 7 статьи 12.16, статьей 12.21.3 КоАП РФ, должен быть уплачен до выезда принадлежащего иностранному перевозчику транспортного средства, на котором совершено административное правонарушение, с территории Российской Федерации, но не позднее 60 дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа (часть 1.2 статьи 32.2 КоАП РФ);
  • Штраф за правонарушения, предусмотренные главой 12 КоАП РФ, уменьшается вдвое, если уплатить его не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа. В случае если копия постановления
    о назначении штрафа поступила в адрес оштрафованного лица после истечения указанного срока, он подлежит восстановлению. Для этого нужно обратиться
    с ходатайством в суд, орган или к должностному лицу, вынесшим постановление. Однако если исполнение постановления было отсрочено либо рассрочено, штраф уплачивается в полном размере (часть 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ).

Отсрочка и рассрочка уплаты административного штрафа

Лицо или орган, вынесшие постановление о наложении административного штрафа, вправе предоставить отсрочку или рассрочку его уплаты. Отсрочка на срок до месяца может быть предоставлена при наличии обстоятельств, вследствие которых уплата административного штрафа невозможна в установленные сроки. Рассрочка на срок до трех месяцев может быть предоставлена с учетом материального положения лица, привлеченного к ответственности (части 1, 2 статьи 31.5 КоАП РФ).

Заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты административного штрафа должно быть подано до истечения срока его уплаты
и рассматривается в трехдневный срок с даты поступления. Заявитель извещается о времени и месте рассмотрения заявления, однако его неявка не препятствует разрешению вопроса о предоставлении отсрочки (рассрочки) (части 1, 2 статьи 31.8 КоАП РФ).

Вместе с заявлением необходимо представить документы, подтверждающие обстоятельства, при которых отсрочка или рассрочка могут быть предоставлены (например, справка о зарплате, о пенсии, о наличии иждивенцев и т.д.).

Необходимо обратить внимание! Отсрочка или рассрочка не могут быть предоставлены лицам, которым назначен административный штраф за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.26, 11.29, 12.9, часть 6 и часть 7 статьи 12.16, статьи 12.21.3 КоАП РФ, в случае совершения данных административных правонарушений с использованием транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам (часть 3 статьи 31.5 КоАП РФ).

Способы уплаты административного штрафа

Сумму административного штрафа можно уплатить через банк, с помощью интернета, платежного агента, организацию федеральной почтовой связи (часть 3
статьи 32.2 КоАП РФ).

Уведомлять лицо или орган, вынесший постановление о привлечении
к административной ответственности, об уплате штрафа не нужно, так как это является обязанностью организации, которая приняла сумму в счет уплаты штрафа (часть 8 статьи 32.2 КоАП РФ).

Ответственность за неуплату административного штрафа

Неуплата административного штрафа в полном размере в установленный законом срок влечет административную ответственность по часть 1 статьи 20.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1 000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.

Необходимо обратить внимание! Административный арест не применяется
к лицу, которое не уплатило административный штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего КоАП РФ, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (п. 3 примечания
к статьи 20.25 КоАП РФ).

Реквизиты для уплаты административного штрафа

Реквизиты для уплаты административного штрафа указаны в постановлении
об административном правонарушении, например:

ИНН _______________, КПП _______________, БИК _______________

Получатель платежа_________________(Наименование, лицевой счет_________)

Необходимо обратить внимание! При оплате административного штрафа указание УИН обязательно.

Читайте также: