Волжские булгары платили в казну государства свадебный налог

Обновлено: 17.05.2024

ВО`ЛЖСКАЯ БУЛГА`РИЯ (Волжская Болгария, Волжско-Камская Булгария), (Идел буе Болгары), (начало X века–1236 год), средневековое феодальное государство в Волго-Уральском регионе. Возникло в результате переселения булгар в конце VII века с правобережья Среднего Дона в Поволжье. Они заняли территорию вдоль Волги от Самарской Луки до устья Камы. В процессе формирования государства наиболее сильным оказался союз племён булгар во главе с правителем Алмушем, создавший в 1-й половине IX века Болгарский и Суварский эмираты. В 920–921 годах посольство Алмуша посетило Бухару и Багдад, в 921–923 годах посольство багдадского халифа аль-Муктадира – город Булгар. Таким образом в 922 году состоялось дипломатическое признание Волжской Булгарии. Источники (в том числе нумизматические) сообщают о существовании династии булгарских правителей из рода Алмуша – Джаффаридов. Известны имена булгарских правителей:

  • Шилки
  • Алмуш
  • Микаил ибн Джагфар
  • Микаил ибн Ахмад
  • Абдаллах ибн Микаил
  • Талиб ибн Ахмад
  • Мумин ибн Ахмад
  • Мумин ибн аль-Хасан
  • Абд ар-Рахман ибн Мумин
  • Абу Исхак Ибрагим ибн Мухаммад.

Распад Хазарского каганата (около 980 года) привёл к образованию единого булгарского государства. Волжская Булгария вела борьбу с хазарами, Киевской Русью. В 985 году булгарский правитель заключил мир с киевским князем Владимиром I. К началу XI века Волжская Булгария занимала территорию от Окско-Свияжского междуречья на западе до Южного Урала на востоке, от Посурья и Самарской Луки на юге до Предкамья на севере. В XII веке булгарские правители расширили своё влияние на Верхнем Прикамье и Нижнем Поволжье с центром в городе Саксин.

По письменным и археологическим источникам известны остатки около 150 городов (Болгарское, Билярское, Богдашкинское, Джукетауское, Суварское городище), 800 сёл, а также небольших городков-замков. В X веке в Болгаре и Суваре чеканилась булгарские монета. Столица государства в X – 1-й половине XII века – Болгар, с середины XII века – Биляр. Булгарская культура градостроительства восприняла традиции тюркских государств (Тюркского каганата, Великой Болгарии, Хазарского каганата), а также стран мусульманского Востока и Руси. Многие крупные города Волжской Булгарии делились укреплениями на внутренний и внешний город (Биляр, Сувар, Джукетау). Большинство булгарских городов имело усадебно-квартальную планировку. Иногда за пределами городских укреплений располагались постройки караван-сараев. Массовая застройка городов состояла из наземных деревянных жилищ, полуземлянок и землянок, а также хозяйственных построек (производственных помещений, металлургических печей, гончарных горнов). Среди них выделялись здания монументальной архитектуры – кирпичные и белокаменные общественные здания (мечети, бани, караван-сараи) и мавзолеи. В некоторых случаях близ крупных городов строились небольшие укреплённые поселения (например, Николаевобаранское II и Горкинское близ Биляра). Города имели систему укреплений в виде рвов и земляных валов, поверх которых сооружались деревянные стены.

Сформировался булгарский литературный язык на основе тюркского языка кыпчако-огузского типа, который существовал в виде различных диалектов ещё у тюрко-булгарских племён. Об этом свидетельствуют, в частности, надписи на бытовых предметах.

Декоративно-прикладное искусство в Волжской Булгарии развивалось на основе местных традиций, но под сильным влиянием мусульманской культуры. Булгарские ювелиры работали с различными металлами и сплавами – от золота и серебра до меди и свинца – с использованием разнобразной ремесленной техники и приёмов художественной обработки металла: художественного литья, чеканки, гравировки, тиснения (басма), волочения, плакировки, скани (филигрань), зерни и, возможно, черни. В Волжской Булгарии высокого развития достигли резьба по кости, камню и дереву, а также по драгоценным и полудрагоценным камням. Характерны женские украшения – шейные гривны, серебряные височные подвески, серьги, браслеты, перстни, поясные накладки, парадное оружие (орнаментированные топорики), конское снаряжение, металлическую посуду, бытовые изделия – замочки, штампы, зеркала. Развивалось стеклоделие, в том числе изготовление посуды (бытовой и алхимической), оконного стекла, бус и поливной керамической посуды. Высокого уровня развития достигло производство керамической посуды, включавшей набор разнообразных керамических изделий – от мисок, кружек, светильников и до кувшинов, корчаг и полутораметровых хумов для воды и хранения продуктов. Расцвет Булгарского государства, рост городов, формирование литературного языка и утверждение на всей территории страны единой духовной и материальной культуры мусульманского типа способствовали формированию единой этнополитической общности – булгарского народа, составлявшего основное население страны. В составе Булгарии находились также восточно-финские (предки мордвы, мари и удмуртов), тюркские (печенеги, кипчаки) и угорские (маджары) народы.

Войско, состоявшее из гвардии эмира и ополчений различных областей во главе с беками, насчитывало 50 тысяч воинов. Костяком армии была военно-служилая знать, из среды которой выдвигались военачальники и формировались отряды тяжеловооружённых всадников. Вспомогательную роль в боевых действиях играла пехота. Для перевозки войск часто использовался речной флот. Было развито оперативно-тактическое искусство: основой тактики в наступательных войнах служил внезапный набег, а при отражении нападения – активная оборона. В полевом сражении булгары использовали маневры и охваты противника.

Население Волжской Булгарии явилось основой татарского этноса. Культура Волжской Булгарии стала одним из важнейших компонентов историко-культурного наследия татарского народа.


Волжских булгар неспроста называют одним из самых загадочных народов мира. Языковеды и историки до сих пор ведут споры о том, какое название этого народа является более правильным - “булгары” или “болгары".

В X веке этим племенам, занявшим в ходе миграций немалые территории, удалось создать могущественное государство, Волжскую Булгарию, что имело огромное влияние на землях Поволжья. Культура волжских булгар нашла отражение в традициях соседних народов, что старались перенимать некоторые обычаи. Но как же сформировался этот народ? И почему сегодня о его государстве можно говорить лишь в прошедшем времени?

Карта Царства Булгарского

Название и земли волжских булгар

Знакомство с историей волжских булгар я бы начала с рассмотрения их необычного названия, что и сегодня вызывает немало вопросов исследователей. Современные люди привыкли к слову “болгары”, оно же упоминается в текстах русских летописцев.

Однако в византийских источниках встречается вариант “булгары”. Норма использования какого-либо из этих названий не является жёсткой, но немало историков придерживаются лишь одного конкретного варианта.

Кубрат и его сыновья.

О любом народе многое может рассказать местность его расселения, но как же булгары оказались в Поволжье? На этот вопрос ответ можно найти в записях Мовсеса Хоренаци, знаменитого армянского историка, жившего в V веке. Он рассказывает о “суто” (бунтах и смутах), произошедших у Кавказской горы.

В результате столкновений разных племён булгар несколько общин отделились и направились к землям Армении. Происходило это приблизительно в III-II веках до нашей эры. Нельзя исключать, что именно это событие могло стать причиной переселения части булгар к волжским землям.

Первое государство

Как отмечается в греческих и кавказских источниках, соседями волжских булгар были гунны и авары. Последние занимали господствующее положение в долинах Дуная, где изначально располагались булгарские племена. Из-за натиска тюркских завоевателей власть авар ослабляется, а в 632 году хан Кубрат провозглашает независимость своего народа.

Этот правитель стал объединителем булгарских общин, после чего возглавил государство, названное Великой Булгарией. Благодаря миграции булгар и завоеванию новых территорий оно занимало земли Нижнего Прикубанья и Восточного Приазовья. Увы, могущественная империя булгар так и не сложилась, поскольку после смерти Кубрата его сыновья разделили государство на несколько частей.

Меч Кубрата, основателя Древней Великой Болгарии / ru.wikipedia.org

Волжская Булгария

Временем расцвета волжских булгар как народа можно назвать домонгольский период, длившийся с X века до первой четверти XIII столетия. В эту пору происходит процесс становления и развития могущественного булгарского государства Волжской Булгарии. Оно имело огромное значение не только для формирования своего народа, но и влияние в экономических, политических и культурных аспектах на соседние племена.

Наиболее точные сведения касательно территории Волжской Булгарии есть в средневековых источниках, однако и они порой противоречивы. Историки и путешественники восточного мира, Ибн Хаукаль, Гардизи в своих трудах отмечали, что в X-XI веках земли булгар находились на границе с территорией проживания славянских народов. Эти данные подтверждают и современные археологи. Их находки убеждают нас, что в те далёкие времена булгарские поселения находились даже на землях Самарской и Пензенской областей.

Булгары - кто такие?

Рассказывая о становлении Волжской Булгарии, не могу оставить без внимания выдающуюся историческую личность, князя Альмаса. Он стоял во главе молодого государства в X веке, учредив первые законы и налоги для граждан.

В заметках арабского путешественника Ахмеда Ибн Фадлана правитель упоминается как справедливый владыка своих земель. При Альмасе (иногда его называют Алмуш) булгары приняли ислам. Стоит отдать должное, новая религия вошла в прежнюю культуру мирно, в отличие от соседних государств. Несмотря на это, многие булгарские традиции были сохранены, и мусульманские обычаи Волжской Булгарии нельзя назвать традиционными багдадскими.

Чтобы укрепить собственное государство и заручиться поддержкой могущественного покровителя, булгары каждый год выплачивали дань каганату. Тот же Ибн Фадлан в своей книге “Рисале” (“Записка”) писал, что каждая булгарская семья должна была ежегодно передавать соболиную шкурку в качестве обязательного налога.

Прибытие ибн-Фадлана на реку Итиль

Волжские булгары и народ Руси

Влияние каганата не мешало Волжской Булгарии становиться всё сильнее. Значительное развитие и экономическое укрепление государства происходило благодаря торговым отношениям с Русью. Ещё в X столетии был проложен путь “из Болгар до Куябы”, благодаря которому купцы доходили до Киева за двадцать дней.

Впрочем, отношения с булгарами у русских были далеко не всегда доброжелательными. Разница в менталитете, стремление к господству на соседних территориях стали причиной негласного противостояния между народами. Древняя Русь и Волжская Булгария так и не стали союзниками, хотя стремились к общей цели - потеснить хазар. А в летописных источниках 985 года упоминается, что князь Владимир Святославич совершил набеги на булгарские земли.

Булгары - кто такие?

По мере усиления религиозных различий становилось заметнее и противостояние. Если в X веке волжские булгары стремились к освобождению из-под власти Хазарского каганата, то в последующие столетия их конкурентами стали народы Владимиро-Суздальского княжества.

Волжская Булгария хотела закрепить за собой господствующее положение на Волжско-Каспийском торговом пути, что удавалось ей долгое время. Увы, приход монголо-татарских завоевателей положил конец существованию великого Булгарского государства.

В 30-х годах XIII века Волжская Булгария была завоёвана Монгольской империей, после чего вошла в состав Золотой Орды. Население этого некогда могущественного государства стало ассимилироваться, однако не исчезло бесследно. Волжские булгары стали предками современных болгар, балкарцев, казанских татар, приняв участие в сложном этногенезе. Без сомнения, история и исследователи этого народа ещё сумеют удивить нас новыми фактами и открытиями.

В 7 веке в степях близ Черного и Азовского морей обитали полукочевые разрозненные племена булгар. Хан Кубрат в 632 году смог объединить булгарские племена и создать государство, которое называлось Великая Болгария. Просуществовало это государство недолго – Кубрат умер, а его сыновья поделили племена между собой, что ослабило Великую Болгарию, которая скоро пала от набегов хазар. Истоки Волжской Булгарии Какие-то племена ушли в Италию, какие-то – в Македонию, часть осталась на месте. Большая группа булгар двинулась на запад, в район Дуная, где ассимилировав с местными племенами славян, образовало славянское государство Болгарию. А еще часть племен ушла на север, в район рек Волги и Камы, где уже жили финские и тюркские племена, и, осев там, со временем создала новое государство Волжскую Булгарию, подчинив себе при этом местное население.
Объединение булгарских племен в единое государство было осуществлено при правителе Алмасе (Алмуше) в конце 9 века. Булгары были первыми, кто создал в Среднем Поволжье государственность. К 10 веку Волжская Булгария стала экономически развитым и довольно большим раннефеодальным государством. Его города и села располагались на территории нынешнего Татарстана, Ульяновской, Самарской, Пензенской областях, в Чувашии.

Булгары уже были знакомы с инженерной наукой, умели строить дома и города и, переселившись на Волгу, стали применять свои знания. Для строительства городов они выбирали самые удобные для проживания места. Главное в этом было присутствие рядом воды для питья, лесов для строительства, удобных пастбищ для скота и полей для выращивания урожая. Заселялись берега крупных и малых рек, озёр и ручьёв. Уделялось большое внимание и защите городских поселений от возможного нападения вражеских войск, так как войны в средние века происходили нередко. Поэтому булгары часто селились на высоких берегах рек, на мысах между глубоких оврагов и других защищённых природой территориях.

Первыми городами были Булгар и Сувар . Сведения о них донесли до нас арабские писатели и путешественники начала Х века. Из этих письменных источников мы узнаём, что число жителей обоих городов достигало 10 тысяч человек. Это очень много для того времени. Сами булгары жили зимой в деревянных домах, а летом переселялись в юрты из войлока, где было, не так жарко.

Уже во второй половине Х века на территории Волжской Булгарии начинается быстрый рост городов. Сначала их было несколько десятков, а затем вскоре и около двухсот. Большинство из них располагалось в левобережье Волги и Закамье. Здесь находился и самый центр страны. Если же смотреть по карте как были распространены булгарские поселения, то можно увидеть, что на востоке они доходили до реки Зай, на юге – до реки Самары и Самарской Луки. На западе большая их часть находилась на реке Свияга, а на севере - выше реки Казанки. Кроме этого, они располагались в бассейне верхнего течения рек Сура, Мокша, Вад и других, то есть далеко на юго-западе от центральных районов Булгарского государства.

Большое место во внутренних делах Булгарии занимало градостроительство. Укреплялись и расширялись города, основанные еще в X в., такие как Биляр (Великий город), Булгар (Бряхимов русских летописей), Ошель, Сувар; возникли новые: Казань, Кашан, Жукотин, Кременчук, Мардан и другие. Возникновение городов, возведение вокруг них оборонительных сооружений укрепляло самосознание булгарского этноса, придавало ему уверенностью в своих делах, которые будут защищены от иноземных захватчиков. В городах строились общественные здания: мечети, караван-сараи, правительственные и судейские палаты, бани, а также дворы знати, сначала деревянные, а затем каменные и кирпичные (“кирпич” лингвисты считают булгарским словом). Однако большая часть домов в городах продолжала оставаться деревянными: дома строились из сосновых бревен, а крепостные стены были дубовыми. В скандинавских странах Булгарию называли не только “Булгарленд” (Булгарская земля), но и страной городов - “Гардарика”. Идея градостроительства была важным элементом этноноосферы булгар.

2.Из этих названий городов выберите города Золотой Орды.

Булгар,Сувар , Биляр, Кашан, Хорезм, Кара-Корум , Крым ,Сарай-Бату Сарай-аль Махруса , Мохша

3.Кто такая Гаухаршад (Ковгоршад, Горшанда) ее имя в разных источниках написано по разному. Почему мы считаем ее одной из знаменитых женщин Казанского ханства?

Гаухаршад (Ковгоршат, Ковгоршад, Горшанда) (1481 — не ранее 1546) — казанская ханбика (в русской терминологии — царевна), активная участница общественно-политических событий в Казанском ханстве в 1531—1545 гг., регентша при несовершеннолетнем хане Джан-Али (1531—1533). Дочь Ибрагим хана и Нур-Султан бикем, сестра казанских ханов Мухаммед-Эмина и Абдул-Латифа.

Проживала в Казани. После смерти Мухаммед-Эмина в 1519 году и пресечении мужской линии династии вопрос о её участии во власти не обсуждался. В памяти татарского народа осталась как умная и образованная женщина.

В прошлом наши предки могли быть по национальности, кем угодно - в настоящее время нам это абсолютно безразлично. Я по национальности тот, кем я себя осознаю, а чья кровь во мне течет, для меня не имеет никакого значения. Важно только то, в сетях этноноосферы какого этноса находится мое мышление и мои чувства.

Содержание

1Государственное устройство Булгарского государства Волжская
Булгария
1
Введение
4
1.1 Предварительные сведения
8
1.2 Образование нового государства – Волжская Булгария
10
1.3 Хозяйство, ремесло, военное дело
15
1.4.Общественно – политический строй
19
Вывод
24
Список использованных источников
25

Вложенные файлы: 1 файл

контр Истр Тат.docx

Просьба болгарского князя была удовлетворена: из Багдада через Среднюю Азию в 922 году прибыло к болгарам посольство во главе с послом Сусаном ар-Расси и секретарем посольства Ахмедом ибн- Фадланом. Посольство прибыло в страну древних болгар 12 мухаррема 310 года по хиджри, что соответствует 12 мая 922 года по нашему летосчислению.

Хиджри (хиджра) – в переводе с арабского “переселение”, “уход” – и действительно означает переселение пророка Мухаммеда из его родного города Мекки в другой город Медина в 622 году. Начало этого года является точкой отсчета мусульманского летосчисления, ведущегося до настоящего времени по восточному лунному календарю. Мусульманский лунный год на 11 дней короче христианского солнечного, ибо в нем нет месяцев из 31 дня, а месяцы состоят из 29 (нечетных) и 30 (четных) дней. Если перенести на европейский солнечный календарь, начало лунного года – первое мухаррема – ежегодно переносится на 11 дней вперед.

Булгарским царем Алмасом (как главу государства Ибн-Фадлан называет его “ малик”, что в переводе с арабского означает царь) был устроен весьма торжественный прием посольства. Арабы преподнесли ему дорогие подарки и знамя халифата – символ покровительства халифа. Через несколько дней, в пятницу, было проведено торжественное богослужение: произнесли хутбу, т. е. пятничную молитву, что является чрезвычайно важным ритуалом в мусульманском вероисповедании. Через два месяца, собрав всеболгарский съезд, Алмас при тех же багдадских послах всенародно закрепил официальное принятие ислама.[4;92]

Таким образом, принятие ислама в качестве государственной религии явилось завершающим этапом объединения разрозненных болгарских и родственных племен и стало началом окончательного становления нового централизованного государства болгар на севере – Волжской Булгарии. Впредь эти города стали называть народа, его государства и главного города в формах “булгары”, “Булгария”, “Булгар” через “у”, что принято у археологов и историков, чтобы отличать их от приазовских, дунайских и в целом ранних болгар.

В 1989 году–в 1410 году по хиджри – было торжественно отмечено 1100-летие принятия ислама в Волжской Булгарии (1410–310=1100). Торжества прошли на развалинах древнего Булгара на Волге. Отмечать этот большой юбилей приехали из более чем 20 мусульманских стран Востока, а также из исламских общин ряда стран Западной Европы. Как и 1100 лет назад, при большом стечении народа после торжественного азана, т. е. призыва к молитве, была прочтена пятничная хутба. Это был большой праздник в духовной жизни Татарстана и соседних республик.

1.3 Хозяйство, ремесло, военное дело

Основным видом хозяйства волжских булгар было развитое земледелие. Землю пахали тяжелыми плугами и легкими сохами. Сеяли пшеницу, ячмень, просо, чечевицу. Об этом писал еще в самом начале Х века Ибн-Русте: “Болгаре народ земледельческий и возделывает всякого рода зерновой хлеб, как то: пшеницу, ячмень, просо и другие”. Почти то же самое повторил чуть позднее и Ибн-Фадлан, говоря о продуктах булгарского земледелия и в целом об их питании: “Пища их – просо и мясо лошади, но и пшеница и ячмень в большом количестве, и каждый, кто что-либо посеял, берет это для самого себя”. Известный уже нам персидский географ и историк XI века ал-Гардизи к пшенице и ячменю добавил чечевицу, а также некоторые бахчевые культуры, например, тыкву и бобы. Вот таким довольно широким был ассортимент сельхозпродуктов в начальный период феодализма в Волжской Булгарии. [4; 52]

Из слов Ибн-Фадлана мы узнаем, что булгарин оставлял весь урожай для себя. Может возникнуть такой вопрос: какую же подать или ренту он платил тогда государству, ведь его надо было поддерживать, ибо он жил в этом государстве и оно его защищало. На этот вопрос ответил тот же Ибн-Фадлан, сообщив, что “у царя нет на это (т. в. на посевы) никакого права, кроме лишь того, что они платят ему в каждом дому от каждого шкуру соболя”. [4; 56]

Обратимся по данному вопросу к Ибн-Русте, писавшему свое сочинение всего за каких-нибудь 10–15 лет до Ибн-Фадлана: “Подать царю своему платят они (булгары) лошадьми и другим”. Это так по первому переводу книги Ибн-Русте, сделанному еще в прошлом веке Д.А.Хвольсоном. Более поздний переводчик, ученый-арабист Б.Н.Заходер передал эту форму подати как “вьючное животное”. Если и быка, по Ибн-Фадлану, и лошадь, по Ибн-Русте, отнести к категории вьючных животных, то большой разницы мы не увидим. И, конечно, такая форма подати, в отличие от “соболя”, будет более близка к истине. [4; 56]

Подать податью, но булгары, естественно, не оставляли казну без хлеба: просто свои излишки они продавали государству. В русских летописях сохранилось еще известие вот о таком событии: в 1229 году булгарский эмир, т. е. великий князь, послал великому князю Северо-Восточной Руси Юрию Всеволодовичу подарок в 30 речных судов (“насадов”), груженных пшеницей. Тогда на Руси был большой голод, и русские ходили за хлебом к булгарам, которые продали своим соседям много хлеба.

В Волжской Булгарии хлеба было достаточно. Развитию земледелия в этой стране способствовала и прежняя земледельческая культура добулгарских, местных племен. Принято считать, что в Волжской Булгарии существовала паровая система земледелия.

Паровая система земледелия–это такая система севооборота, при которой большая часть площади поля занята зерновыми культурами и плодородие почвы восстанавливается в так называемом паровом поле. Пар–это поле севооборота, которое не занимается посевами в течение всего периода роста и развития растений. В этот период пар содержится в рыхлом и чистом от сорняков состоянии. В целом пар–это средство повышения плодородия почвы и накопления в ней влаги.

Хлеб убирали серпами, которые, кстати, время от времени обнаруживаются при археологических исследованиях. Раскопками выявлены также скопления различных сельскохозяйственных злаков–остатков зерен. При археологических изучениях отдельных городов и поселений открыты многочисленные зерновые ямы, обшитые дубовыми досками. Зерно хранили также в специальных корчагах-хумах, т. е. больших глиняных горшках.

Хозяйством, подчиненным земледелию, было скотоводство: разводили лошадей, коров, мелкий рогатый скот. Занимались булгары и охотой, добывая куниц, белок, бобров и других зверей. Пушнины у них было много. Использовали ее булгары и для своих нужд, и для вывоза за границу. Хотя они получали значительную часть дорогих мехов от своих, в первую очередь северных соседей, но и сами булгары, надо полагать, являлись неплохими промысловиками. Занимались они также рыболовством и бортничеством, т. е. лесным, бортевым пчеловодством (от слова “борть” – дупло дерева). В волжских и камских водах, в их многочисленных притоках и прилегающих озерах было много рыбы, а в лесу – меда. Часть этой продукции также шла на продажу в другие страны.

В Волжской Булгарии были широко развиты строительное дело и ремесло. Если на рубеже IX–Х веков сохранялись еще пережитки кочевничества, и люди в летнее время переходили жить в юрты, то вскоре, с возникновением городов, все быстрее стала развиваться архитектура, наладилось строительное дело. Сооружали из кирпича и белого камня дворцы, мечети, крепостные башни, общественные бани, жилые дома. Однако основная часть строений состояла из деревянных домов. Жили также в глинобитных и полуземляночных жилищах.

Большое развитие получила металлургия, в первую очереди обработка железа. Из железа делали многочисленные орудие труда и различные бытовые предметы: топоры, пилы, молоты косы, серпы, зубила, долота, клещи, цепи, петли, гвозди, замки рыболовные крючки и многое другое. Особую категорию кузнецов составляли оружейники, которые изготовляли почти все виды оружия и вооружения, часть которых вывозилась даже на внешний рынок.

Медный и костяной промыслы, обработка кожи, гончарное производство, прядение и ткачество, резьба по камню – эти важнейшие виды ремесел достигли у булгар довольно высокого уровня развития. Особо отличались ювелиры. Изделия золотых и серебряных дел мастеров славились даже за пределами государства. В Х веке в двух больших и известных городах, в Булгаре и Суваре, чеканились серебряные монеты. Вначале булгары пользовались привозными монетами–арабскими диргемами, которые начали чеканить позднее в своих городах, но вскоре наладили чеканку собственных монет от имени своих великих князей. Чеканились монеты в Волжской Булгарии в Х веке, но потом это прекратилось, и последующие XI–XII века называют даже безмонетными. Данное явление еще не нашло своего научного объяснения.

На высоких берегах Волги и Камы, на пограничных рубежах и на пересечении караванных дорог располагались военные крепости-форпосты по охране этих зон и торгово-стратегических путей. В пограничных же районах и вблизи крупных городских центров воздвигались дополнительные укрепления в виде длинных валов и рвов протяженностью порой до десяти километров.

Не менее развитым было и вооружение. Ибн-Русте писал, что булгары ездят верхом, носят кольчуги и имеют полное вооружение. При археологических исследованиях булгарских городов и селений находят почти все виды средневекового оружия и вооружения: мечи, сабли, боевые топоры, кистеня, наконечники стрел и копий, рогульки (железки с острыми шипами для подбрасывания под атакующую конницу противника), шпоры, кольчуги, шлемы. [ 4;89]

1.4 Общественно – политический строй

Волжская Булгария была типичным раннефеодальным государством. Высшая власть в стране принадлежала эмиру. В начальный период существования государства его глава назывался эльтебер – так же называли правителей союзов племен и военачальников еще в Тюркском каганате, позднее в Хазарии. Точное значение этого слова еще окончательно не выяснено, но его корень “эль” у древних тюрков означал общину, союз племен, государство или страну (современная его форма “ил” у тюркских народов также означает страну). Позднее, уже в период широкого распространения мусульманства, этот термин заменяется арабским словом “эмир”. В то же время некоторые авторы, прежде всего тот же Ибн-Фадлан, по общепринятой в арабском мире традиции называли правителя булгар общим термином “малик”, означающим царя. [ 5;62]

Подать или налог государству у булгар не ограничивались лишь лошадьми или другими вьючными животными.

Ибн-Фадлан обратил внимание еще на такой факт: “Каждому, кто у себя устраивает свадьбу или созывает пир, необходимо сделать отчисление царю, в зависимости от размеров пиршества”. Это “отчисление” арабский путешественник конкретизирует как “сахрадж медового набиза”, т. е. ковш или кубок напитка из меда, кроме того, еще какое-то количество пшеницы. [ 5;65 ] Все это отчислял царю в пользу государства любой член общества, будь он простолюдин или высокопоставленный князь. Женил сына или выдал замуж дочь – выдели долю своего состояния и государству. Честь по чести – живешь в государстве, оно тебя защищает, и ты его поддержи.

Феодализм в Волжской Булгарии возник и получил свое начальное развитие в государственной форме. Это означает следующее: до вовлечения крестьян в поземельную зависимость от светских и духовных феодалов практиковалось обложение свободного населения разными государственными повинностями.

Помимо вышеуказанных форм подати в пользу государства, свободное население страны обременялось различными публично- государственными повинностями. Так, например, они должны были участвовать в строительстве военных крепостей на важнейших стратегических путях, в возведении больших оборонительных линий на пограничных зонах, в целом в строительстве городов и иных важнейших поселений государственного значения. Бесспорно, в этих работах участвовали и военнопленные, но и на долю свободных общинников выпадало немало дел.

Однако в Волжской Булгарии, как в любой другой феодальной стране, была и частнопомещичья форма подчинения. Хотя прямых указаний на этот счет в письменных источниках нет, существование феодалов и феодальных отношений подтверждается наличием большого числа городищ – остатков феодальных замков на всей основной территории Булгарского государства. Это – небольшие городища площадью в среднем 3–4 га, но с мощными укреплениями и несколькими окружающими селищами. Последние являются остатками деревень, в которых жило крепостное население, подчиненное феодалу, обитавшему со своей дружиной в укрепленном замке.

Развитию феодализма в Волжской Булгарии способствовало принятие единой монотеистической религии– ислама–в самом начале зарождения государства (“монотеизм” означает единобожие). Период после 922 года характеризуется широким распространением мусульманства во всей стране. Обращение к первоисточникам, располагая их в хронологическом порядке, не оставляет сомнений в этом. Приведем всего несколько примеров. Современник Ибн-Фадлана, уже известный нам ал-Балхи писал: “Болгар имя страны, жители которой исповедуют ислам”. Выдающееся персидское сочинение конца Х века “Худуд ал-алам” (“Границы мира”) население Волжской Булгарии также назвало мусульманами. [3;73]

О распространении у булгар ислама в качестве официальной, общегосударственной религии можно найти интересные сведения и в русских летописях в связи с историческим событием 986 года, когда к киевскому великому князю Владимиру прибыли булгарские послы с предложением принятия своей веры. На вопрос князя, что же собой представляет эта вера, булгары ответили, что они делают обрезание, не едят свинины, не пьют вина. По утверждениям летописцев, Владимир сказал, что обрезание и запрещение есть свиное мясо ему не нравится, а насчет вина сказал твердо: “Руси есть веселие пити, не можем без того быти”. [ 3;75] После булгар приезжали в Киев немцы, иудеи из хазар, греки, и все они хвалили свою религию. Через год великий князь собрал у себя бояр и посоветовался с ними, как быть. Те предложили послать в эти страны людей, чтобы увидеть все своими глазами. Так и сделали. Приехали киевские послы в Булгарию, увидели, что мусульмане в своих храмах молятся, с их точки зрения, как-то странно кланяются, что “там нет веселья, только одна печаль”. [3;78] Короче, не понравилось киевлянам у мусульман, приехали домой, доложили своему государю все как было, и ислам был отклонен. Еще через год, т. е. в 988 году, Русь была крещена.

Читайте также: