Водный налог в других странах

Обновлено: 15.05.2024

Водный налог платят фирмы, которые используют водные объекты для предпринимательских целей, а именно:

  • забора воды;
  • эксплуатации акватории (то есть поверхности воды) для лесосплава или других целей;
  • гидроэлектроэнергетики.

По каждому виду водопользования установлены свои ставки и свой порядок расчета налога. Например, при заборе ставку налога умножают на объем полученной воды (налоговую базу), при эксплуатации акватории (за исключением лесосплава) ставку налога умножают на площадь используемого водоема и т. д.

То есть для расчета суммы налога кроме данных о базе (объеме забранной воды) нужны значения ставок. Они установлены дифференцированно по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в пункте 1 статьи 333.12 НК РФ. Отдельно выделены ставки водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения. Закон № 366-ФЗ установил их по годам вплоть до 2025 года.

Кроме того, эти ставки индексируются по годам. Повышение этих ставок введено Федеральным законом от 24.11.2014 г. № 366-ФЗ. Размеры коэффициентов приведены в пункте 1.1 статьи 333.12 НК РФ.

В ряде случаев к установленным ставкам налога применяют обязательные повышающие коэффициенты:

  • при сверхлимитном заборе воды – в пятикратном размере (п. 2 ст. 333.12 НК РФ);
  • при заборе подземных вод для их дальнейшей продажи – в десятикратном размере (п. 5 ст. 333.12 НК РФ);
  • при отсутствии средств измерения объемов забранной воды в размере 10% (п. 4 ст. 333.12).

Формула расчета водного налога: нужно умножить платежную базу (объем допустимого забора водных ресурсов) за квартал на соответствующую ей ставку платы, применить повышающий коэффициент и все дополнительные, если есть основания для их применения:

Пункт 4 статьи 333.12 гласит, что налогоплательщики, не имеющие средств измерений (технических систем и устройств с измерительными функциями) для измерения количества водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, применяют ставку водного налога, определяемую с учетом положений пункта 1.1 этой статьи, с дополнительным коэффициентом 1,1. В кодексе этот коэффициент именован как дополнительный, так как применяется независимо от повышающих коэффициентов индексации, устанавливаемых по годам (письмо Минфина РФ от 28 декабря 2015 г. № 03-06-06-02/76582).

В ситуации, когда водный объект, из которого производится забор ресурсов, располагается на территории различных муниципальных образований, единый лимит водопользования установлен лицензионным соглашением к лицензии на право пользования недрами без распределения по конкретным образованиям. При таких условиях водный налог нужно рассчитывать в отношении каждого кода ОКТМО муниципальных образований, где находятся водозаборные участки. Лимиты водопользования следует определять отдельно на основании сведений об обоснованной потребности в подземных водах, представленных в территориальный орган Роснедр, в составе документов для получения лицензии (письмо ФНС России от 4 марта 2015 г. № ГД-4-3/3508@ вместе с письмом Минфина России от 2 октября 2014 г. № 03-06-05-02/49452).

Сумму налога платят по месту нахождения водного объекта и полностью зачисляют в федеральный бюджет.

Положения Налогового кодекса применяются в отношении водопользователей, имеющих лицензию, и являющихся плательщиками водного налога. В отношении водопользователей, признаваемых плательщиками платы за пользование водными объектам на основании Водного кодекса, применяются положения других нормативных актов. Это постановления Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 876 и от 26.12.2014 г. № 1509. В них установлены ставки платы и коэффициенты (повышающие и дополнительные), которыми они обязаны пользоваться.

Положения главы 25.2 Кодекса в отношении указанных водопользователей не применяются.

Декларацию по водному налогу фирмы представляют в налоговую инспекцию по месту нахождения водных объектов. Сделать это нужно не позднее 20 дней после окончания налогового периода.

Если компания признается плательщиком водного налога, и имеет разрешительную лицензию на забор воды, то она обязана представлять декларацию по водному налога, даже несмотря на то, что забора воды в налоговом периоде не было (письмо ФНС России от 29 апреля 2016 г. № СД-4-3/7821). Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком независимо от того, исчислена ли сумма налога к уплате.

Налоговым периодом по водному налогу является квартал.

Если вы задержите подачу декларации, вашу компанию оштрафуют. Размер штрафа один, независимо от сроков: 5% от неперечисленного налога (на основании декларации за каждый месяц), но не более 30% от неперечисленной суммы и не менее 1000 рублей.

Кроме этого могут оштрафовать и руководителя организации. Сумма штрафа составит от 300 до 500 рублей (ст. 15.5 КоАП РФ).

Оштрафовать вас могут и в том случае, если вы обязаны представлять декларации в электронной форме, а делаете это на бумажном носителе. Штраф по этой статье составляет 200 рублей за каждый документ, представленный не тем способом (ст. 119.1 НК РФ).

Форма декларации по водному налогу утверждена приказом ФНС России от 9 ноября 2015 года № MMB-7-3/497@. В этом приказе есть и инструкция по ее заполнению.

Все значения стоимостных показателей декларации указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

В каждом поле указывается только один показатель.

В случае отсутствия какого-либо показателя, во всех знакоместах соответствующего поля проставляется прочерк.

Титульный лист декларации по водному налогу

При заполнении титульного листа необходимо указать:

1) ИНН и КПП, который присвоен организации тем налоговым органом, в который представляется декларация.

2) Номер корректировки.

3) Налоговый период (код), за который представлена декларация.

Коды, определяющие налоговый период, приведены в приложении № 1 к Порядку заполнения Декларации.

4) Код налогового органа, в который представляется декларация, код представления Декларации по месту нахождения (учета).

Коды представления налоговой декларации по водному налогу в налоговый орган приведены в приложении № 1 к Порядку заполнения Декларации.

Отражается полное наименование российской организации по учредительным документам, либо полное наименование иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории РФ. В случае подачи декларации физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, отражается его фамилия, имя, отчество полностью, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность налогоплательщика, построчно. Для иностранных физических лиц допускается при написании фамилии, имени и отчества использование букв латинского алфавита.

6) Код вида экономической деятельности налогоплательщика отражается согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014, утвержденному приказом Росстандарта России от 31 января 2014 года № 14-ст.

7) Код формы реорганизации либо код ликвидации организации указывается в соответствии с приложением № 1 к Порядку заполнения Декларации.

8) ИНН/КПП реорганизованной организации.

9) Номер контактного телефона налогоплательщика.

10) Количество страниц, на которых составлена декларация.

11) Количество листов подтверждающих документов или их копий, включая документы или их копии, подтверждающие полномочия представителя налогоплательщика, приложенных к декларации.

Здесь указываются следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество налогоплательщика, в соответствии с документом, удостоверяющим личность;

2) дата рождения (число, месяц, год) - в соответствии с записью в документе, удостоверяющем личность налогоплательщика.

4) сведения о документе, удостоверяющем личность налогоплательщика:

  • код вида документа, удостоверяющего личность налогоплательщика, в соответствии с приложением № 2 к Порядку заполнения Декларации;
  • серия и номер документа, кем выдан документ и дата его выдачи заполняются в соответствии с реквизитами документа, удостоверяющего личность налогоплательщика;

5) статус налогоплательщика: при наличии статуса налогового резидента РФ в соответствующем поле проставляется 1. При отсутствии такого статуса - 2.

6) адрес места жительства в Российской Федерации.

Элементы адреса (наименование района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома (владения), корпуса (строения), квартиры) места жительства в РФ указываются на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства (если указан не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность), с указанием реквизитов места жительства.

При отсутствии одного из элементов адреса в отведенном для этого элемента поле ставится прочерк.

Для иностранных граждан и лиц без гражданства при отсутствии адреса места жительства в РФ указывается адрес ведения деятельности в РФ.

Этот подраздел заполняется налогоплательщиком, осуществляющим забор воды из водных объектов, отдельно по каждому водному объекту и каждой лицензии с учетом целевого использования забранной воды.

В случае если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, подраздел 2.1 заполняется в количестве листов, соответствующем количеству расчетов водного налога применительно к каждой налоговой ставке.

По строке 010 указывается КБК, в соответствии с которым должно производиться зачисление сумм налога на счета органов федерального казначейства.

По строке 020 указывается код по ОКТМО по местонахождению объекта налогообложения.

По строке 030 указывается наименование водного объекта. При осуществлении забора воды из подземных водных объектов по данной строке указывается регистрационный номер артезианской скважины, например: артезианская скважина № ____.

По строке 050 указывается код водопользования с 11011 по 13140, определяемый в соответствии с приложением № 4 к Порядку заполнения Декларации.

Обратите внимание: при заборе воды из водных объектов, расположенных на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь, по строке 050 указываются коды водопользования 50091 или 50092 соответственно.

По строке 060 указывается общий фактический объем воды (в тыс. куб. м), забранной из данного водного объекта за налоговый период, относящийся к конкретному коду водопользования, независимо от того, производилось ли водопользование в пределах установленного лимита или осуществлялось сверхлимитное водопользование.

По строке 070 указывается фактический объем воды, забранной из водного объекта в целях, не признаваемых объектом налогообложения, на основании пункта 2 статьи 333.9 НК РФ.

По строке 080 указывается код цели забора воды, определяемый в соответствии с приложением № 5 к Порядку заполнения Декларации.

По строке 090 указывается лимит водопользования (в тыс. куб. м), установленный в лицензии для данного водного объекта и данной цели водопользования.

По строке 100 указывается общий объем воды, забранной из данного водного объекта за налоговый период, относящийся к конкретному коду водопользования и к конкретному коду цели забора воды, признаваемый объектом налогообложения водным налогом.

По строке 101 указывается фактический объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период, в пределах установленного лимита.

По строке 102 указывается фактический объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период, сверх установленного лимита.

По строке 110 указывается налоговая ставка, установленная подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.12 НК РФ, для исчисления налога, за объем воды, забранной из водного объекта, в пределах установленного лимита.

По строке 120 указывается налоговая ставка, применяемая при исчислении налога за объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период сверх установленного лимита. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере.

При заборе воды для водоснабжения населения по строкам 110 и 120 отражается налоговая ставка, установленная пунктом 3 статьи 333.12 НК РФ.

По строкам 130, 140 и 150 отражаются значения повышающих коэффициентов, применяемых к ставкам налога.

Так, по строке 130 указывается значение коэффициента, установленного пунктом 1.1 статьи 333.12 НК РФ. В 2016 году этот коэффициент равен 1,32.

По строке 140 указывается значение коэффициента, применяемого в случае отсутствия средств измерений (технических систем и устройств с измерительными функциями) для измерения количества водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, в соответствии с пунктом 4 статьи 333.12 НК РФ. Этот коэффициент равен 1,1.

По строке 150 указывается значение коэффициента, установленного пунктом 5 статьи 333.12 Кодекса, при добыче подземных вод (за исключением промышленных, минеральных и термальных вод) в целях их реализации после обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки в тару. Этот дополнительный коэффициент равен 10.

В случае неприменения дополнительных коэффициентов при определении ставки налога во всех знакоместах соответствующего поля проставляется прочерк.

По строке 160 указывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, значение которой определяется как сумма водного налога, исчисленная за забор воды в пределах установленного лимита, и сумма водного налога, исчисленная за забор воды в объеме, превышающем установленный лимит.

Ставка налога, определенная с учетом дополнительных коэффициентов, округляется до полного рубля.

В случае отсутствия показателей, участвующих в расчете суммы налога, значения данных (отсутствующих) показателей при расчете принимаются равными 1.

Этот подраздел заполняется налогоплательщиками, осуществляющими:

  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Подраздел 2.2 заполняется отдельно по каждому виду пользования водными объектами, водному объекту и каждой лицензии (договору).

В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, подраздел 2.2 заполняется в количестве листов, соответствующем количеству расчетов водного налога применительно к каждой налоговой ставке.

По строке 010 указывается КБК, в соответствии с которым должно производиться зачисление сумм налога на счета органов федерального казначейства.

По строке 020 указывается код по ОКТМО по местонахождению объекта налогообложения.

По строке 030 указывается наименование водного объекта (река, озеро, водохранилище и так далее).

По строке 050 указываются сведения о договоре на водопользование (договоре пользования водными объектами), заключенном налогоплательщиком с органом (органами) исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ и определяющим площадь предоставленного в пользование водного пространства.

По строке 060 указывается код водопользования, определяемый в соответствии с приложением № 4 к Порядку заполнения Декларации.

Например, при заполнении подраздела 2.2 налогоплательщик, осуществляющий использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, по строке 060 отражает код водопользования с 21010 по 22140 согласно приложению № 4. При этом по строкам 080 - 100 подраздела 2.2 декларации ставится прочерк. А по строке 070 указывается налоговая база, определяемая как площадь предоставленного водного пространства в квадратных километрах при использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях.

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики, по строке 060 отражается код водопользования с 30100 по 32100. В этом случае по строкам 070 и 090 - 100 подраздела 2.2 ставится прочерк. По строке 080 указывается количество произведенной за налоговый период электроэнергии в тысячах киловатт-час.

В случае использования водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях, по строке 060 отражается код водопользования с 40100 по 41200 согласно приложению № 4. При этом по строкам 070 - 080 подраздела 2.2 ставится прочерк. По строке 090 указывается объем древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период в тысячах кубических метров. По строке 100 указывается расстояние сплава леса в километрах на соответствующем водном объекте.

По строке 110 указывается налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 333.12 НК РФ.

По строке 120 указывается значение коэффициента, установленного пунктом 1.1 статьи 333.12 НК РФ. В 2016 году он равен 1,32.

По строке 130 указывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, по конкретному водному объекту и конкретной лицензии (договору).

При отражении по строке 060 кода водопользования с 30100 по 32100 согласно приложению № 4, сумма по строке 130 рассчитывается как произведение значений строк 080, 110 и 120.

После того как подразделы 2.1 и 2.2 готовы, оформляют раздел 1.

Раздел 1 заполняется налогоплательщиком в отношении сумм налога, подлежащих уплате по местонахождению объекта налогообложения.

По строке 010 указывается код бюджетной классификации РФ (КБК), в соответствии с которым должна осуществляться уплата соответствующих сумм налога.

По строке 020 указывается код муниципального образования, межселенной территории, населенного пункта, входящего в состав на территории которого осуществляется уплата водного налога.

По строке 030 отражается общая сумма налога по всем видам водопользования, подлежащая уплате в бюджет с кодом по ОКТМО, указанным в соответствующей строке 020 данного Раздела 1, по КБК, указанному по строке 010 данного Раздела 1.

Сумма налога, отражаемая по строке 030, определяется путем сложения сумм налога, исчисленных по всем видам водопользования в подразделах 2.1 и 2.2 раздела 2 Декларации с соответствующими КБК и кодом по ОКТМО.

В случае недостаточности строк Раздела 1 при заполнении декларации на бумажном носителе дополнительно заполняется необходимое количество листов Раздела 1.

Лимит забора воды равен 500 тыс. куб. м. Ставка водного налога за забор воды составляет 276 руб. за 1 тыс. куб. м воды. При сверхлимитном заборе она увеличивается в пять раз и составит 1380 руб./тыс. куб. м (276 руб./тыс. куб. м x 5).

Странные налоги со всего мира

Налог на бороду, окна или трусость – такие платежи существовали в разных странах мира в давние времена. Но и сейчас государства, которым нужны деньги, обязывают граждан платить больше под самыми разными предлогами. Перечисляем страны, в которых налогоплательщика заставят раскошелиться самые банальные, на первый взгляд, действия: от выбора имени для ребенка до желания запостить что-нибудь в Facebook, выпить банку Coca-Cola или выехать из страны. Разумеется, уже после окончания карантина.

В целом ряде стран – Великобритании, Франции, Ирландии, Норвегии, Чили и трёх десятках других государств – существует налог на высококалорийную еду и продукты с высоким содержанием сахара (например, в Великобритании импортеры и производители платят 18 пенсов (около 17 руб.) за литр напитка, если на 100 мл приходится 5 и больше граммов сахара, и 24 пенса (около 23 руб.) за литр, если объем сахара в 100 мл превышает 8 граммов). Так страны борются за здоровье населения. Меры логичны: по данным Всемирного банка, связанные с ожирением болезни входят в топ-3 причин по смертности населения. Некоторые предпринимали для борьбы с инфарктами и диабетом и более радикальные меры. Так, в 2008 году в попытке снизить уровень ожирения и повысить продолжительность жизни в Японии появился новый налог для компаний и региональных властей, которые нее смогли достичь определенных показателей. Людям в возрасте от 40 до 75 лет измеряли размер талии. Если он оказывался больше нормы (85 см для женщин и 90 см для мужчин), то муниципалитеты и бизнес должны были платить дополнительные суммы в бюджет. Программа просуществовала до 2015 года и способствовала снижению уровня ожирения. Сейчас этот показатель в Японии является одним из самых низких в мире.


Такой налог существует c 2006 года в Китае, где каждый год производится более 45 млрд одноразовых палочек для еды. Из-за этого производства в стране вырубили 25 млн деревьев, приводит расчеты зарубежная пресса. Чтобы сохранить леса и заставить людей обратить внимание на проблему экологии, китайские власти ввели дополнительный налог на одноразовые деревянные палочки в размере 5%. Чиновники уверены, что так они подтолкнут пользоваться другими материалами для производства столовых приборов.

В Индии дополнительным налогом облагаются развлекательные мероприятия: спортивные события, кино, театры, выставки и парки развлечений. В зависимости от штата налог варьировался от 15 до 110%. Но в 2017 году появился единый для всей страны налог с более узким диапазоном – от 5 до 28% (для билетов дороже 100 рупий (около 100 руб.).


Туристический налог платят желающие отдохнуть на курортах Ивисы, Майорки, Менорки и ряда других островов. Они заплатят €1 в день (около 80 руб.) за возможность побыть на солнце, а на эти деньги местные власти обещают усовершенствовать туристическую инфраструктуру. В Венеции платить приходится не за солнце, а за тень: платят владельцы зданий и конструкций, которые отбрасывают тень на землю муниципалитета. После введения налога в 1993 году многие кафе и рестораны отказались от тентов, чтобы платить меньше в бюджет. Сборы продолжают действовать до сих пор. В 2019 году речь шла и о том, чтобы брать плату с путешественников, которые просто хотят попасть в центр города. Но похоже, что введения выплат, как и появления туристов в Италии, в ближайшее время ждать не стоит.

Выбрать имя ребенку непросто, особенно когда в этом участвует третья сторона – налоговая служба. Согласовывать имя с налоговой приходится в Швеции. Родителям, которые назвали ребенка странными или неудобным для произнесения именем, в переводе на рубли придется заплатить около 53 000 руб. Чёткости правилам не хватает. Так, имена Икеа и Аллах находятся под запретом, а вот назвать ребенка Гугл или Лего можно бесплатно (впрочем, после очередного ужесточения закона в 2017 году понять, какое именно имя одобрят, всё сложнее). Платить надо не сразу: имя проходит проверку в налоговой, когда ребенку исполняется пять лет. Изначально налог появился в 1982 году, чтобы закрепить право на королевские имена. С налогом связан целый ряд историй. Так, в 1991 году шведская пара назвала ребенка Brfxxccxxmnpcccclllmmnprxvclmnckssqlbb11116 и отказалась платить налог, а в 2007 году одна из семей спорила с налоговой за право бесплатно назвать дочку именем Металлика (запрет, подтвержденный первой инстанцией, отменила апелляция). В 2018 году до суда дошло дело о запрете, казалось бы, на безобидное имя Форд, которое показалось шведским властям слишком похожим на фамилию. Кстати, желающие заключить брак в Швеции тоже идут в налоговую – за одобрением.


Такой налог ввели власти Уганды. С 1 июня 2018 года желающие использовать соцсети должны заплатить $0,05 (около 4 руб.) за каждый день пользования. Чиновники объяснили свое решение тем, что в соцсетях слишком много слухов, в том числе и касающихся местных властей, а на борьбу с дезинформацией и ее последствиями уходит слишком много денег. Еще больше приходится платить тем, кто хочет вести собственный блог. Сумма составит $440 (около 33 000 руб.) в год – большие деньги в стране, где значительная часть населения живет на $1 в день. За неуплату налога предусмотрено жесткое наказание: штраф от $2500 (около 187 000 руб.) или 12 месяцев лишения свободы.

Те, кто покидает страну, должны заплатить. Такое правило придумали в Японии, где ввели выездной налог для путешественников в размере 1000 иен (около 700 руб.). Налог распространяется как на местных жителей, так и на туристов. Он включен в стоимость билета на самолет или судно. Платить не надо тем, кто провел в стране меньше суток, детям до двух лет, а также послам и государственным гостям. В ходе Олимпиады 2020 года Япония надеялась получить в результате этого налога миллионы долларов.

Цель данной темы – изучение содержания, назначения и порядка исчисления и уплаты водного налога.

В Российской Федерации основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов является платность водопользования. В систему платежей, предусмотренных за пользование водными объектами ст. 123 Водного кодекса РФ, включены:

  • плата за пользование водными объектами (с 1.01.2005 г. – водный налог);
  • плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов;
  • сбор за выдачу лицензий за водопользование.

С 1 января 2005 г. налогообложение водопользования в Российской Федерации регулируется гл. 25.2 НК РФ, регламентирующий порядок исчисления и уплаты водного налога.

После изучения материалов данной темы студенты смогут:

  • дать характеристику содержания и значения водного налога;
  • назвать состав налогоплательщиков и объект обложения водного налога;
  • определить налоговую базу водного налога;
  • применять ставки водного налога;
  • рассчитать водный налог с указанием конкретных сроков его уплаты в бюджет.

Оглавление

6.2.1. Налогоплательщики и объект налогообложения

Плательщиками водного налога являются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.

Объектами налогообложения водным налогом являются следующие виды водопользования:

  • забор воды из водных объектов;
  • использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях (например, проведение буровых или строительных работ и т. п.);
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

Не являются объектами налогообложения:

  1. забор из подземных водных объектов воды:
    • содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
    • для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствии аварий;
    • для санитарных, экологических и судоходных попусков;
    • морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река – море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
    • для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
    • для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
    • шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  2. использование акватории водных объектов для:
    • плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
    • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
    • размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
    • проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
    • размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
    • организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
    • проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
    • рыболовства и охоты;
  3. особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.

6.2.2. Налоговая база и ставки водного налога

Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно по каждому водному объекту и виду водопользования (см. табл. 6.2).

Особенности определения налоговой базы по видам водопользования

Объем воды, забранной из водного объекта, за налоговый период (тыс. м 3 ), определяемый:

  • на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды;
  • при отсутствии водоизмерительных приборов – исходя из времени работы и производительности технических средств;
  • в случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств – исходя из норм водопотребления

Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях

Произведение объема древесины (тыс. м 3 ) и расстояния сплава (км), деленного на 100

Использование акватории водных объектов в других целях

Площадь предоставленного водного пространства, определяемая:

  • по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование);
  • в случае отсутствия в лицензии (договоре) данных – по материалам соответствующей технической и проектной документации

Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики

Количество электроэнергии, произведенной за налоговый период

Если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговые ставки дифференцированы по различным признакам (см. табл. 6.3):

  • видам водопользования;
  • бассейнам рек, озер, морей;
  • экономическим районам (при заборе воды);
  • вида водного объекта: поверхностный или подземный (при заборе воды).

Дифференциация ставок водного налога

Единица
измерения ставки

Примеры дифференциации
налоговых ставок

В рублях за 1 тыс. м 3 забранной воды

По экономическим районам (реки и озера):

Северо-западный экономический район:

Нева – 258 при заборе из поверхностных вод, 342 – при заборе из подземных вод.

По бассейнам морей:

Балтийское – 8,28; Белое – 8,40; Баренцево – 6,36; Азовское –14,88; Черное – 4,88; Каспийское – 11,52 Карское – 4,80; Лаптевых – 4,68; Восточно-Сибирское – 4,44; Чукотское – 4,32; Берингово – 5,28; Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) – 5,64; Охотское – 7,68; Японское – 8,04

Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях

В рублях за 1 тыс. м 3 древесины, сплавляемой в плотах и кошелях на 100 км сплава

По бассейнам рек, озер и морей:

Нева – 1 656,0; реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень – 1 705,2; прочие реки бассейна Балтийского моря – 1 522,8; Северная Двина – 1 650,0; прочие реки бассейна Белого моря – 1 454,4; Печора – 1 554,0; Амур – 1 476,0; Волга – 1 636,8; Енисей – 1 585,2; Лена – 1 646,4; Обь – 1 576,8; прочие реки и озера, по которым осуществляется лесосплав в плотах и кошелях, – 1 183,2

Использование акватории водных объектов в других целях

В тыс. руб. в год за 1 м 2 используемой акватории

По экономическим районам (реки, озера):

Северный – 32,16; Северо-Западный – 33,96; Центральный – 30,84; Волго-Вятский – 29,04; Центрально-Черноземный – 30,12; Поволжский – 30,48; Северо-Кавказский – 34,44; Уральский – 32,04; Западно-Сибирский – 30,24; Восточно-Сибирский – 28,20; Дальневосточный – 31,32; Калининградская область – 30,84.

По бассейнам морей:

Балтийское – 33,84; Белое – 27,72; Баренцево – 30,72; Азовское – 44,88; Черное – 49,80; Каспийское – 42,24; Карское –15,72; Лаптевых –15,12; Восточно-Сибирское – 15,00; Чукотское – 14,04; Берингово – 26,16; Тихий океан (в пределах территориального моря РФ) – 29,28; Охотское – 35,28; Японское – 38,52.

Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики

В рублях за 1 тыс. кВт/ч электроэнергии

Нева, Неман, Северная Двина, реки бассейна Баренцева моря – 8,76; Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень; прочие реки бассейна Белого моря – 9,00; Кубань, прочие реки бассейна Балтийского моря –8,88; Амур – 9,24; Волга – 9,84;Дон – 9,72;

Енисей –13,70; Лена – 13,50;

Обь – 12,30; Сулак – 7,20; Терек – 8,40; Урал – 8,52; Бассейн озера Байкал и река Ангара –13,20; Реки бассейна Восточно-Сибирского моря – 8,52;Реки бассейнов Чукотского и Берингова морей – 10,44; прочие реки и озера – 4,80.

Забор воды водоснабжения населения

В рублях за 1 тыс. м 3 забранной воды

При заборе воды сверх установленных лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения увеличиваются в пять раз.

6.2.3. Порядок исчисления и сроки уплаты водного налога

Налогоплательщики исчисляют сумму налога самостоятельно по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы и ставки налога.

Налоговым периодом является квартал.

Водный налог определяется отдельно по каждому виду водопользования. При расчете общей суммы водного налога производится сложение сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Водный налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по местонахождению объекта налогообложения.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

Для налогоплательщиков – иностранных лиц предусмотрено представление копии налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование. Она подается в срок, установленный для уплаты налога.


Руководители организаций не только зарабатывают, но и платят. В том числе и в федеральный бюджет поступают и средства, предназначенные за воду. Как выглядит водный налог для юридических лиц в 2022 году, какие у него появились новшества, журналисты "Комсомольской правды" узнали у экспертов в этой теме.

Плательщики водного налога для юридических лиц

Все организации и индивидуальные предприниматели, которые используют в своей деятельности водные объекты, подлежат лицензированию. Использование рек, озер, морей в личных целях - например, забор воды из водных объектов, использование последних для целей гидроэнергетики или сплава древесины - облагается определенной платой.

- Не признаются плательщиками налога организации и ИП, которые пользуются источниками воды на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие водного кодекса РФ, - рассказывает налоговый консультант компании "Маржу" Олеся Жукова.

Юрист Юридической компании "ЭЛКО профи" Кирилл Маркеев добавляет, что не предусмотрен водный налог за забор минеральной воды из подземных источников, за заборы воды для тушения пожаров, за использование водных объектов для выращивания рыб, за использование воды для полива сельскохозяйственных угодий. Некоторые другие виды деятельности, прописанные в статье 333.9 НК РФ, также водных налогом для юридических лиц не облагаются.

Сроки уплаты водного налога для юридических лиц

Сроки уплаты водного налога для юридических лиц такие же, как и у других видов налогов. Расчет ведется по итогам квартала. Налог следует выплатить в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сроки уплаты водного налога:

  • За 1 квартал-не позднее 20 апреля
  • За 2 квартал-не позднее 20 июля
  • За 3 квартал-не позднее 20 октября
  • За 4 квартал-не позднее 20 января

Ставка водного налога для юридических лиц

Как объясняет Олеся Жукова, ставки налога установлены за единицу налоговой базы. Последняя представляет собой виды водопользования, которые различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам, морям. В отношении каждого такого объекта отдельная ставка.

Расчеты водного налога для юридических лиц

Схема расчета водного налога для юридических лиц кажется простой. Налоговая база перемножается на соответствующую ей ставку, а та на специальный коэффициент, установленный статьей 333.12 НК РФ.

- Если имеются несколько видов водопользования, то общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленного по всем видам водопользования, - объясняет Жукова. - Если в отношении одного водного объекта установлены различные ставки, то налоговую базу необходимо определять применительно к каждой налоговой ставке.

Маркеев в свою очередь подчеркивает, что организация-налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно:

- К примеру, при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной с объекта за налоговый период, а при использовании водных объектов для целей гидроэнергетики – как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

Пени по водному налогу для юридических лиц

Опять же, как и в случае с другими налогами для юридических лиц, за просрочку уплаты водного налога начисляются пени.

- Они начисляются за каждый день просрочки платежа в размере - за каждый день в течение 1-го месяца просрочки 1/300 ставки рефинансирования, начиная со следующего дня по окончании 1-го месяца просрочки и далее - 1/150 ставки рефинансирования, - указывает Олеся Жукова.

Кроме того, если налог не уплачен в результате каких-либо нарушений - занижение налоговой базы, неправильное исчисление налога - то они влекут за собой штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы налога. Если установлено, что ошибка допущена умышленно, то речь идет о 40 %.

- Обращаю ваше внимание, что если превышается лимит потребления (указывается в лицензии или для расчета лимита берутся данные обоснованной потребности в водозаборе, указываемые в документах, представляемых вместе с заявкой на получение лицензии), то для расчета налога применяется повышенный коэффициент, - делится Олеся.

Сегодня в бухгалтерском ликбезе Алексей Иванов рассказывает о том, как устроена российская система налогов и сборов, и какие конкретно налоги платит бизнес.


Продолжаем налоговый ликбез. Сегодня разберемся какие налоги есть в нашей стране и куда они платятся. Этому посвящена глава 2 НК РФ, но я сожму её до одного поста.

В России есть три вида налогов и сборов:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги и сборы

Обязательны к уплате на всей территории страны, полностью описываются НК РФ. Неважно где находится налогоплательщик — правила везде одинаковы. Большая часть федеральных налогов сразу поступает в федеральный бюджет, крохи от некоторых достаются регионам. Некоторые федеральные налоги платятся всеми (например, НДС). Другие — только теми, кто занимается определенными видами деятельности (например, НДПИ). К федеральным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • налог на прибыль организаций;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • водный налог;
  • государственная пошлина;
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
  • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Региональные налоги

Обязательны к уплате на территориях субъектов федерации. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — региональными законами. Москва доверила регионам определять налоговые ставки в пределах установленного коридора, порядок и сроки уплаты налогов. Поэтому, например, транспортный налог в Челябинской области может быть вдвое выше, чем в Чеченской республике. Все региональные налоги полностью поступают в бюджет региона и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Вот эти налоги:

  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог на имущество организаций.

Местные налоги и сборы

Обязательны к уплате на территориях городов, районов и прочих муниципальных образований. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — решениями городских дум, советов районных депутатов и прочими нормативными актами представительных органов муниципалитетов. Местным депутатам, как и региональным, разрешено определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Все местные налоги и сборы полностью поступают в бюджет муниципалитета и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Всего в стране есть три вида местных налогов и сборов:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы составляют так называемую ОСНО — общую систему налогообложения. Кроме нее НК РФ предусматривает специальные налоговые режимы, применение которых освобождает от обязанности платить некоторые налоги. Переход на них доступен для малого бизнеса, соответствующего ряду ограничений, и компаний или ИП из отдельных отраслей. Поступления от таких налогов делятся между бюджетами различных уровней. Вот перечень спецрежимов:

  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощённая система налогообложения (УСН);
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Кроме этих налогов и сборов, есть ещё обязательные страховые взносы на пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и обязательное медицинское страхование, о которых я уже писал в прошлом выпуске рубрики.

Вы прослушали краткий пересказ статей 12-18 НК РФ. Респектуйте в комментариях, если чувствуете, что сэкономили кучу времени 😄 А в следующих выпусках ликбеза я расскажу как устроены налоги и сборы в целом и самые распространённые из них в частности.

Читайте также: