Водный налог контрольная работа

Обновлено: 02.07.2024

Взимается на всей территории Российской Федерации. Основным нормативным документом является Налоговый Кодекс РФ часть 2 глава 25.2.

Основные характеристики изображены схематически в табл. 1 [4;21]

Таблица 1 – Водный налог

Плательщики

налогообложения

Налоговая база

Сроки уплаты

организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации

виды пользования водными объектами

по видам водопользования;

при заборе воды;

при использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

при использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях

не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Налоговые ставки

За забор воды из поверхностных водных объектов для технологических нужд в пределах установленных лимитов, в отношении налогоплательщиков, осуществляющих эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, на период с 1 января по 31 декабря 2005 г. включительно применяется коэффициент 0,85

1. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:1) при заборе вод из:

поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:

Экономический район

Бассейн реки, озера

Налоговая ставка в рублях за 1 тыс.куб.м воды, забранной

из поверхностных водных объектов

из подземных водных объектов

Прочие реки и озера

Северо-Западный

Прочие реки и озера

Центральный

Прочие реки и озера

Волго-Вятский

Прочие реки и озера

Черноземный

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Северо-Кавказский

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Озеро Байкал и его бассейн

Прочие реки и озера

Дальневосточный

Прочие реки и озера

Калининградская

Прочие реки и озера

территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:

Налоговая ставка в рублях

за 1 тыс.куб.м морской воды

Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации)

2) при использовании акватории:

поверхностных водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях:

Налоговая ставка (тыс.рублей в год) за 1 кв.км используемой акватории

территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод:

Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории

Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации)

3) при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики:

Бассейн реки, озера, моря

Налоговая ставка в рублях

за 1 тыс.кВтхч электроэнергии

Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень

Прочие реки бассейна Балтийского моря

Прочие реки бассейна Белого моря

Реки бассейна Баренцева моря

Бассейн озера Байкал и река Ангара

Реки бассейна Восточно-Сибирского моря

Реки бассейнов Чукотского и Берингова морей

Прочие реки и озера

4) при использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях:

Бассейн реки, озера, моря

Налоговая ставка в рублях за

1 тыс.куб.м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые

Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень

Прочие реки бассейна Балтийского моря

Прочие реки бассейна Белого моря

Прочие реки и озера, по которым осуществляется лесосплав в плотах и кошелях

5) Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

1. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита. [1]

ВАРИАНТ 4. ЗАДАЧИ

Организация оплатила в мае две туристические путевки стоимостью 30 000 руб. каждая для своего сотрудника – резидента РФ и его супруги, не работающей в этой организации.

Зарплата сотрудника составляет 10 000 руб./мес.

В начале года сотрудник подал заявление в бухгалтерию организации с просьбой предоставить ему стандартный налоговый вычет в размере 400 руб.

Задание: определить сумму НДФЛ, удержанную у сотрудника в июне.

Решение:

Определим налоговую базу за июнь:

Стоимость туристических путевок, оплаченных организацией, не освобождается от налогообложения в соответствии со статьёй 217 п.9 НК РФ.

Налоговая база: 30 000*2 + 10000 = 70 000;

Сотрудник получает стандартный налоговый вычет в размере 400 руб. только за январь, т.к. уже в феврале его доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода превысил 20 000 руб.

Ставка налога – 13 %;

Определим сумму НДФЛ, удержанную у сотрудника в июне:

70 000*0,13 = 9100 руб.

Ответ: сумма НДФЛ, удержанная у сотрудника в июне составила 9 100 рублей.

Организация игорного бизнеса является владельцем семнадцати игровых автоматов и одной букмекерской конторы.

Задание: определить размер налога на игорный бизнес за год.

Решение:

Налоговая база по каждому объекту налогообложения определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

Ставки налога для организации с учетом регистрации и расположения игровых автоматов и букмекерской конторы:

За один игровой автомат – 1 500 рублей;

За одну букмекерскую контору – 125 000.

Определим размер налога на игорный бизнес за год:

(17*1 500 + 1*125 000)*12 = 1 806 000 руб.

Ответ: размер налога на игорный бизнес за год составит 1 806 000 рублей.

Первоначальная стоимость основного средства объекта – 240 000 руб.

Срок полезного использования основного средства составляет 2 года.

Амортизация начисляется линейным способом.

Льгот по налогу на имущество у организации нет.

Задание: рассчитать размер налога на имущество организации за год.

Решение:

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество учитывается по остаточной стоимости.

Амортизация начисляется линейным путем, следовательно, ежемесячные амортизационные отчисления составляют:

240 000 руб./ 24 мес. = 10 000 руб./мес.

Определим остаточную стоимость имущества:

на 1 января – 240 000 руб.

на 1 февраля – 230 000 руб.

на 1 марта – 220 000 руб.

на 1 апреля – 210 000 руб.

на 1 мая – 200 000 руб.

на 1 июня – 190 000 руб.

на 1 июля – 180 000 руб.

на 1 августа – 170 000 руб.

на 1 сентября – 160 000 руб.

на 1 октября – 150 000 руб.

на 1 ноября – 140 000 руб.

на 1 декабря – 130 000 руб.

на 1 января следующего года – 120 000 руб.

Итого: 2 340 000 руб.

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

Среднегодовая стоимость имущества составит:

2 340 000/13 = 180 000 руб.

Налоговая ставка – 2,2 %.

Налог на имущество организации за год:

180 000*0,022 = 3 960 руб.

Ответ: размер налога на имущество организации за год составит 3 960 рублей.

1. Порядок исчисления и уплаты водного налога.
2. Задание в тестовой форме
Вопрос 1. НДС относится к:
1. Региональным налогам;
2. Местным налогам;
3. Федеральным налогам
Вопрос 2. Акциз – это
1. Прямой налог
2. Косвенный налог
Вопрос 3. Принцип определенности
1. Согласно которому, налог должен взиматься в такое время и таким образом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
2. Из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны заранее известны налогоплательщику;
3. Заключается в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам.

Файлы: 1 файл

ВОДНЫЙ НАЛОГ.docx

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Контрольная работа по налогам и налогообложению

студентка ЗО ФК

Порядок исчисления и уплаты водного налога

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации. [1]

Налоговым законодательством определены случаи признания и непризнания объектами налогообложения видов водопользования, осуществляемых в РФ.

Объектом налогообложения признаются:

  • забор воды из водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Объектом налогообложения не признаются:

  • забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а термальных вод;
  • забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствии аварий;
  • забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
  • забор воды из водных объектов и использование акватория водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  • использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, зашитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
  • использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  • использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
  • использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  • использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
  • особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
  • забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан,
  • забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.[2]

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

В случае если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды, исходя из, времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100. Налоговым периодом признается квартал.[3]

Для учета потенциала водных ресурсов и интенсивности водопользования в разных регионах налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.

Ставки налога при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов устанавливаются по экономическим районам, в этих районах — по бассейнам рек и озер и измеряются в рублях на 1000 м3 забранной воды. Для морской воды налоговая ставка установлена в зависимости от моря, из которого забирается вода, также в рублях за 1000 м\

Кроме того, существуют ставки налога при использовании акватории объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, устанавливаемые в тысячах рублей в год за 1 км2 используемой акватории в зависимости от экономического района. Аналогично устанавливаются ставки налога при использовании акватории территориального моря РФ и внутренних морских вод и в тех же единицах.

Помимо прочего, определены ставки налога при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики , (в рублях за 1000 кВт * ч), а также ставки налога при использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях (в рублях за 1000 м3 сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава). В этих случаях ставки установлены в зависимости от бассейнов рек, озер и морей.

Водопользование в пределах установленных лимитов — важное условие рационального потребления водных ресурсов. Нарушение этого требования влечет за собой применение по отношению к водопользователям определенных экономических мер воздействия. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. Если у налогоплательщика нет утвержденных квартальных лимитов водопользования, то этот показатель определяется расчетным путем как 1/4 утвержденного годового лимита.

При заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения предусмотрен льготный порядок налогообложения, который выражается в применении пониженной налоговой ставки — 70 руб. за 1000 м3 воды, забранной из водного объекта. [4]

Исчисление водного налога

Множество специалистов отмечает, что расчёт водного налога часто весьма проблематичен. Налог исчисляется самим предпринимателем исходя из суммы налогов по всем объектам налогообложения. Законодательство предусматривает различные налоговые ставки по водному налогу в зависимости от вида водопользования, то есть объекта налогообложения. В НК РФ содержится перечисление ставок в фиксированном размере. При этом, для расчета налоговых платежей необходимо ориентироваться на нормы Водного кодекса РФ, например, на годовые лимиты водопользования по видам и объектам.

Поэтому вопрос, как рассчитать водный налог, требует для ответа знания не только налогового, но и водного законодательства. Эти требования важны и для определения налоговой нагрузки по данному налогу, так как она напрямую зависит от объемов водопользования.

Плательщики водного налога могут осуществлять как один вид водопользования, так и сочетать несколько. Сам же налог подлежит уплате единой суммой, независимо от числа видов пользования водными ресурсами. Налоговая декларация по водному налогу, в свою очередь, должна отражать все объекты налогообложения и сумму исчисленного по ним налога, а также итоговую сумму, подлежащую перечислению в бюджет. Стоит обратить внимание, что расчет строится исходя из лимитов, установленных для различных субъектов и видов водопользования. Данные лимиты могут быть законодательными, а также установленными надзорными органами для конкретного налогоплательщика. Бухгалтерский учет водного налога проводится по тем же правилам, что и любых иных налоговых отчислений. При перечислении же необходимо учитывать, что данный налог относится к федеральным и подлежит перечислению в федеральный бюджет по соответствующим КБК. [ 5]

Порядок и сроки уплаты налога

Общая сумма налога, исчисленная в соответствии с пунктом 3 статьи 333.13 настоящего Кодекса, уплачивается по местонахождению объекта налогообложения.

Налог уплачивается по месту нахождения водного объекта в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Формой контроля за правильностью и своевременностью уплаты водного налога является налоговая декларация, представляемая налогоплательщиком налоговый орган по месту нахождения объекта в срок, установленный для уплаты налога. Кроме того, налогоплательщики — иностранные лица представляют копию налоговой декларации в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего лицензию на водопользование.[6]


Водный налог присутствует в НК РФ с 2005 года и изменениям подвергается редко. Однако каждое изменение по водному налогу приводит к принципиальной корректировке его элементов. Рассмотрим, что представляет собой водный налог на сегодняшний день, кто должен его уплачивать и как правильно рассчитать сумму водного налога к уплате.

Плательщики водного налога

Плательщики водного налога — юридические и физические лица, в том числе ИП, которые на основании лицензии занимаются:

  • забором воды;
  • использованием акватории (кроме лесосплава);
  • использованием гидроэнергетических ресурсов;
  • лесосплавом.

При этом к плательщикам водного налога относят также тех, кто продолжает использовать поверхностные водные объекты на основании лицензий или договоров водопользования, выдававшихся в период действия старого Водного кодекса РФ, утратившего силу с 01.01.2007.

Когда пользователи водного объекта не признаются налогоплательщиками

Новый Водный кодекс РФ, вступивший в силу с 2007 года, не предусматривает лицензирования для использования поверхностных водных объектов. Вместо него введена возможность использования водного объекта либо по договору водопользования, либо по решению о предоставлении его в пользование.

Оба документа оформляются органом власти того субъекта РФ, в чьей собственности находится водный объект. Платежи по ним представляют собой арендную плату за пользование водным объектом (неналоговый платеж), а не водный налог.

Не облагают водным налогом некоторые виды водопользования, которые условно можно разделить на четыре группы:

  • деятельность, неразрывно связанная с водным объектом (рыбоводство, рыболовство, судоходство, строительство, орошение, разработка месторождений);
  • деятельность, попадающая под обложение другим налогом (извлечение минеральных и термальных вод);
  • деятельность, относящаяся к водоохранной;
  • если по виду деятельности предоставлены льготы (обеспечение пожарной безопасности, нужд обороны, отдых инвалидов и детей).

Налоговая база по водному налогу

Налоговая база водного налога зависит от способа использования воды:

  • при заборе определяют объем забранной воды;
  • использовании акватории (исключая лесосплав) учитывают предоставленную площадь;
  • использовании гидроэнергетических ресурсов в расчет берут объем выработанной электроэнергии;
  • лесосплаве базу считают как произведение объема древесины (в тысячах кубических метров) и расстояния сплава (в километрах), которое делят на 100.

Налоговый период по водному налогу

Водный налог рассчитывают за квартал. Представляют декларацию в ФНС и уплачивают налог до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по месту нахождения объекта, в отношении которого исчисляется водный налог. Крупнейшие налогоплательщики представляют декларацию по водному налогу в ту ИФНС, где они стоят на учете.

Ставки водного налога

Ставки водного налога для основных видов водопользования установлены п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Они зависят от региона использования объекта, а для забора воды — еще и от его вида (поверхностный или подземный). В законодательстве также имеется льготная ставка для забора воды с целью водоснабжения населения (п. 3 ст. 333.12 НК РФ).

Начиная с 2015 года ставки водного налога, указанные в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, должны применяться с корректировкой повышающими коэффициентами, значения которых на период с 2015 по 2025 год приведены в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. В 2020 году повышающий коэффициент равен 2,31.

С 2026 года повышающий коэффициент станет расчетным и будет определяться фактическим изменением потребительских цен за год, предшествующим году начала применения соответствующего расчетного коэффициента. Каждый следующий коэффициент будет применен к фактически сложившейся ставке водного налога за предшествующий год. Ставка, рассчитанная с учетом коэффициента, должна быть выражена в целых рублях.

Ежегодные повышающие коэффициенты должны применяться также при расчете ставки в случаях обязательного применения иных повышающих коэффициентов:

  • 5-кратного — при сверхлимитном заборе воды;
  • 10-кратного — при заборе подземных вод для их дальнейшей продажи;
  • 10-процентного — при отсутствии средств измерения объемов забранной воды.

С 2015 года повышена льготная ставка водного налога, предусмотренная для забора воды в целях водоснабжения населения. Для нее тоже планируется планомерный рост в течение 2015–2025 годов, но он выражен не в коэффициентах, а в конкретных рублевых значениях. В 2020 году — 162 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды (п. 3 ст. 333.12 НК РФ) и применяется на территории всей РФ вне зависимости от субъекта.

С 2026 года к этой ставке в порядке, аналогичном введенному для ставок водного налога по основным видам водопользования, также начнет применяться расчетный повышающий коэффициент, зависящий от изменения потребительских цен.

Порядок расчета водного налога

Ставку по основным видам водопользования определяют путем перемножения ставки водного налога, указанной в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, и всех коэффициентов, которые необходимо учесть для ее расчета.

Водный налог в 2020 году рассчитывается по формуле:


Где:

  • объем воды — объем воды в пределах лимита, указанного в лицензии;

Внимание! Если лимит установлен на год, его нужно разделить на 4. Если установлен суточный лимит, то чтобы определить квартальный, нужно умножить его на количество дней в квартале (письмо ФНС от 22.01.2015 № ГД-4-3/721@).

  • ставка — базовая ставка, утв. ст. 333.12 НК РФ.
  • 2,31 — повышающий коэффициент в 2020 году.

Если воды забрано сверхлимита, то для сверхлимитного забора воды применяется ставка, увеличенная на повышенный коэффициент. Формула для сверхлимитного забора воды будет выглядеть следующим образом:


Пример расчета водного налога см. здесь.

С 2026 года применение коэффициента станет обязательным и для льготной ставки водного налога, установленной для забора воды с целью снабжения населения.

Как связан с использованием воды налог на водный транспорт в 2020 году и кто его платит

Водный налог не уплачивают по деятельности, связанной с судоходством (подп. 6 п. 2 ст. 333.9 НК РФ). Однако собственники водного транспорта могут оказаться плательщиками транспортного налога по нему. Транспортный налог регулируется гл. 28 Налогового кодекса и законами субъектов РФ. Таким образом, налог на водный транспорт не имеет отношения к водному налогу.

Итоги

Плательщиками водного налога являются юрлица, предприниматели и физлица, осуществляющие забор воды на основании лицензии. Ежеквартально они должны подавать декларацию по водному налогу и уплачивать полученную сумму в бюджет по месту нахождения водного объекта не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

  • Налоговый кодекс РФ
  • Водный кодекс РФ

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Цель данной темы – изучение содержания, назначения и порядка исчисления и уплаты водного налога.

В Российской Федерации основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов является платность водопользования. В систему платежей, предусмотренных за пользование водными объектами ст. 123 Водного кодекса РФ, включены:

  • плата за пользование водными объектами (с 1.01.2005 г. – водный налог);
  • плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов;
  • сбор за выдачу лицензий за водопользование.

С 1 января 2005 г. налогообложение водопользования в Российской Федерации регулируется гл. 25.2 НК РФ, регламентирующий порядок исчисления и уплаты водного налога.

После изучения материалов данной темы студенты смогут:

  • дать характеристику содержания и значения водного налога;
  • назвать состав налогоплательщиков и объект обложения водного налога;
  • определить налоговую базу водного налога;
  • применять ставки водного налога;
  • рассчитать водный налог с указанием конкретных сроков его уплаты в бюджет.

Оглавление

6.2.1. Налогоплательщики и объект налогообложения

Плательщиками водного налога являются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.

Объектами налогообложения водным налогом являются следующие виды водопользования:

  • забор воды из водных объектов;
  • использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях (например, проведение буровых или строительных работ и т. п.);
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

Не являются объектами налогообложения:

  1. забор из подземных водных объектов воды:
    • содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
    • для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствии аварий;
    • для санитарных, экологических и судоходных попусков;
    • морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река – море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
    • для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
    • для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
    • шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  2. использование акватории водных объектов для:
    • плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
    • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
    • размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
    • проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
    • размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
    • организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
    • проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
    • рыболовства и охоты;
  3. особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.

6.2.2. Налоговая база и ставки водного налога

Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно по каждому водному объекту и виду водопользования (см. табл. 6.2).

Особенности определения налоговой базы по видам водопользования

Объем воды, забранной из водного объекта, за налоговый период (тыс. м 3 ), определяемый:

  • на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды;
  • при отсутствии водоизмерительных приборов – исходя из времени работы и производительности технических средств;
  • в случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств – исходя из норм водопотребления

Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях

Произведение объема древесины (тыс. м 3 ) и расстояния сплава (км), деленного на 100

Использование акватории водных объектов в других целях

Площадь предоставленного водного пространства, определяемая:

  • по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование);
  • в случае отсутствия в лицензии (договоре) данных – по материалам соответствующей технической и проектной документации

Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики

Количество электроэнергии, произведенной за налоговый период

Если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговые ставки дифференцированы по различным признакам (см. табл. 6.3):

  • видам водопользования;
  • бассейнам рек, озер, морей;
  • экономическим районам (при заборе воды);
  • вида водного объекта: поверхностный или подземный (при заборе воды).

Дифференциация ставок водного налога

Единица
измерения ставки

Примеры дифференциации
налоговых ставок

В рублях за 1 тыс. м 3 забранной воды

По экономическим районам (реки и озера):

Северо-западный экономический район:

Нева – 258 при заборе из поверхностных вод, 342 – при заборе из подземных вод.

По бассейнам морей:

Балтийское – 8,28; Белое – 8,40; Баренцево – 6,36; Азовское –14,88; Черное – 4,88; Каспийское – 11,52 Карское – 4,80; Лаптевых – 4,68; Восточно-Сибирское – 4,44; Чукотское – 4,32; Берингово – 5,28; Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) – 5,64; Охотское – 7,68; Японское – 8,04

Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях

В рублях за 1 тыс. м 3 древесины, сплавляемой в плотах и кошелях на 100 км сплава

По бассейнам рек, озер и морей:

Нева – 1 656,0; реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень – 1 705,2; прочие реки бассейна Балтийского моря – 1 522,8; Северная Двина – 1 650,0; прочие реки бассейна Белого моря – 1 454,4; Печора – 1 554,0; Амур – 1 476,0; Волга – 1 636,8; Енисей – 1 585,2; Лена – 1 646,4; Обь – 1 576,8; прочие реки и озера, по которым осуществляется лесосплав в плотах и кошелях, – 1 183,2

Использование акватории водных объектов в других целях

В тыс. руб. в год за 1 м 2 используемой акватории

По экономическим районам (реки, озера):

Северный – 32,16; Северо-Западный – 33,96; Центральный – 30,84; Волго-Вятский – 29,04; Центрально-Черноземный – 30,12; Поволжский – 30,48; Северо-Кавказский – 34,44; Уральский – 32,04; Западно-Сибирский – 30,24; Восточно-Сибирский – 28,20; Дальневосточный – 31,32; Калининградская область – 30,84.

По бассейнам морей:

Балтийское – 33,84; Белое – 27,72; Баренцево – 30,72; Азовское – 44,88; Черное – 49,80; Каспийское – 42,24; Карское –15,72; Лаптевых –15,12; Восточно-Сибирское – 15,00; Чукотское – 14,04; Берингово – 26,16; Тихий океан (в пределах территориального моря РФ) – 29,28; Охотское – 35,28; Японское – 38,52.

Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики

В рублях за 1 тыс. кВт/ч электроэнергии

Нева, Неман, Северная Двина, реки бассейна Баренцева моря – 8,76; Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень; прочие реки бассейна Белого моря – 9,00; Кубань, прочие реки бассейна Балтийского моря –8,88; Амур – 9,24; Волга – 9,84;Дон – 9,72;

Енисей –13,70; Лена – 13,50;

Обь – 12,30; Сулак – 7,20; Терек – 8,40; Урал – 8,52; Бассейн озера Байкал и река Ангара –13,20; Реки бассейна Восточно-Сибирского моря – 8,52;Реки бассейнов Чукотского и Берингова морей – 10,44; прочие реки и озера – 4,80.

Забор воды водоснабжения населения

В рублях за 1 тыс. м 3 забранной воды

При заборе воды сверх установленных лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения увеличиваются в пять раз.

6.2.3. Порядок исчисления и сроки уплаты водного налога

Налогоплательщики исчисляют сумму налога самостоятельно по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы и ставки налога.

Налоговым периодом является квартал.

Водный налог определяется отдельно по каждому виду водопользования. При расчете общей суммы водного налога производится сложение сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Водный налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по местонахождению объекта налогообложения.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

Для налогоплательщиков – иностранных лиц предусмотрено представление копии налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование. Она подается в срок, установленный для уплаты налога.

Читайте также: