Внебюджетные средства являются налоговыми доходами бюджета и могут расходоваться
Обновлено: 25.04.2024
Осуществление сбалансированной финансово-хозяйственной деятельности бюджетных, автономных и казенных учреждений требует от руководителей, главных бухгалтеров и экономистов учреждений четкого понимания правил, требований по осуществлению и прикладных особенностей приносящей доход деятельности. Основное внимание семинара уделено теме платных услуг учреждения. Рассматриваются актуальные требования к осуществлению платных услуг, порядок определения стоимости платных услуг и особенности учета в соответствии с Федеральными стандартами.
Внебюджетная деятельность, направленная на получение доходов от собственности, рассматривается подробно как в теоретическом, так и в практическом аспекте.
Семинар предназначен для: Руководителей, главных бухгалтеров и бухгалтеров, специалистов планово-экономических отделов организаций госсектора.
ПРОГРАММА
Организация приносящей доход деятельности и платных услуг.
Правовые основы ведения платной деятельности учреждениями.
- Общие требования законодательства и условия для оказания платных услуг бюджетными, автономными и казенными учреждениями. Отраслевые особенности организации приносящей доход деятельности.
- Оформление права на платную деятельность. Разрешённые и неразрешённые виды деятельности.
- Локальные НПА учреждения для организации приносящей доход деятельности в учреждении.
- Виды платных услуг. Особенности предоставления платных услуг учреждениями.
Правила оказания платных услуг учреждениями.
- Правила оказания платных услуг учреждениями и их обновление для отдельных отраслей в 2021 году:
- Новый порядок оказания платных образовательных услуг — обзор Постановления Правительства РФ от 15.09.2020 N 1441;
- Требования к оказанию гостиничных услуг в 2021 году — Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 N 1853.
Оформление приносящей доход деятельности.
- Общий алгоритм по оказанию платных услуг.
- Документальное оформление приносящей доход деятельности.
- Порядок заключения договора на оказание платных услуг учреждениями. Особенности оформление правоотношений с покупателями.
- Риски учреждения при оказании платных услуг. Типовые нарушения в рамках приносящей доход деятельности. Прикладные вопросы законодательства о защите прав потребителей.
Планирование приносящей доход деятельности.
- Порядок и правила планирования в 2021 г. Особенности планирования поступлений казенных учреждений. План ФХД и бюджетная смета.
- Особенности планирования поступления доходов от платных услуг.
- Отражение в плане финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений доходов и расходов от оказания платных услуг в увязке с показателями отчетности.
- Формы обоснований (расчетов) плановых показателей, применяемых при составлении плана ФХД и бюджетных смет.
- Особенности планирования поступления доходов от собственности, доходов от реализации, доходов от штрафов и пеней.
- Особенности планирования налогов, уменьшающих доходы учреждения (НДС, НП).
Бухгалтерский учет приносящей доход деятельности учреждений в 2021 году в соответствии с Федеральными Стандартами.
НПА и Федеральные Стандарты, регулирующие порядок отражения в бухгалтерском учете приносящей доход деятельности:
Порядок бухгалтерского учета приносящей доход деятельности учреждений.
Порядок расчета и бухгалтерского учета себестоимости платных услуг.
Формирование фактической стоимости и распределение доходов от предпринимательской деятельности.
- Требования и порядок учета реализации готовой продукции. Формирование фактической стоимости изготовления готовой продукции, выполнения работ, услуг. Списание общехозяйственных расходов, накладных расходов в себестоимость готовой продукции.
- Нормирование затрат для услуг (работ) в рамках приносящей доход деятельности учреждений. Отраслевые методики Минфина по определению нормативных затрат на услуги (работы). Практический обзор формирования нормированных затрат в учреждении.
- Требования и ограничения по распределению средств, поступивших за оказание платных услуг. Положение о внебюджетных средствах учреждения. Особенности требований эффективности деятельности учреждения в части увязки доходов от платных услуг и стимулирующей части оплаты труда.
- Перераспределение доходов от предпринимательской деятельности по статьям расходов. Расходование денежных средств целевого назначения.
Порядок сдачи имущества в аренду бюджетными и автономными учреждениями.
Управление дополнительными источниками финансирования.
Учет доходов и налогообложение. Дебиторская задолженность.
- Особенности определения налоговой базы по НДС и налогу на прибыль во внебюджетной деятельности учреждений. Порядок отражения отдельных доходных операций.
- Налог на прибыль: доходы и расходы при исчислении налога на прибыль. Особенности исчисления налога на прибыль казенными учреждениями. Порядок применения ставки по налогу на прибыль 0% процентов. Распределение сумм налога на прибыль по обособленным подразделениям учреждения. Построение системы налоговых регистров для заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль.
- Налог на имущество: определение налоговой базы по различным категориям имущества. Особенности распределения сумм налога на имущество между бюджетной и приносящей доход деятельностью.
- Отражение в учете расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов при отражении операций по приносящей доход деятельности.
- Работа с дебиторский задолженностью. Применение инструментария сомнительной задолженности для актуализации информации о дебиторской задолженности реальной к взысканию. Особенности формирования резерва по сомнительной задолженности.
ПРЕПОДАВАТЕЛИ
Спикер
Эксперт, Преподаватель РАНХиГС (Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной службы).
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ
Стоимость участия в ОЧНОМ формате - 13 400 рублей, в ONLINE - 13 400 рублей.
При единовременном участии двух и более сотрудников в одном мероприятии предоставляется скидка - 7 %.
В стоимость обучения входит: Методический материал, обеды, кофе-паузы.
Документ по окончании обучения: Сертификат об участии в семинаре.
Иногородним клиентам оказывается помощь в бронировании гостиницы на период прохождения обучения.
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА - денежные средства, поступающие в бюджет в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Доходы бюджета города формируются на основе прогноза социально-экономического развития города Москвы, с учетом действующего законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым устанавливаются нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы, а также законодательства Российской Федерации, законов города Москвы, устанавливающих неналоговые доходы бюджета города Москвы.
Учет и контроль за осуществлением платежей в бюджет, а также пеней и штрафов по ним осуществляют Администраторы доходов бюджета.
ОТКУДА ПОСТУПАЮТ ДОХОДЫ?
Доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.
Налоговые доходы бюджета города Москвы формируются из федеральных, региональных и местных налогов, а также доходов от применения специальных налоговых режимов.
Налог – обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на территории всей Российской Федерации. Распределение федеральных налогов между федеральным бюджетом, региональным и местными бюджетами осуществляется в соответствии с нормативами, установленными Налоговым и Бюджетным кодексами Российской Федерации.
К федеральным налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина;
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.Из федеральных налогов и сборов основными налоговыми доходами бюджета города Москвы являются: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций.
Региональные налоги и сборы установлены и обязательны к уплате на территории города Москвы.
К региональным налогам относятся:
- налог на имущество организаций;
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес.Местные налоги и сборы установлены нормативными правовыми актами о налогах и сборах органов муниципальных образований (законы города федерального значения Москвы) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
К местным налогам и сборам относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- торговый сбор.Специальные налоговые режимы устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
К специальным налоговым режимам относятся:
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
- единый сельскохозяйственный налог;
- патентная система налогообложения;
- налог на профессиональный доход.Неналоговые доходы бюджета города Москвы формируются за счет:
- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности города Москвы, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений города Москвы, а также имущества государственных унитарных предприятий города, в том числе казенных;
- доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности города Москвы, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений города, а также имущества государственных унитарных предприятий города, в том числе казенных;
- доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями города Москвы;
- части прибыли унитарных предприятий, созданных городом Москвой, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
- платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- доходов от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти города Москвы, передачи в аренду таких земельных участков, продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков;
- и других неналоговых поступлений.Безвозмездные поступления – это межбюджетные трансферты (средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому)
К безвозмездным поступлениям в бюджет относятся:
- субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету города Москвы на условиях долевого финансирования целевых расходов;
- субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету города на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
- дотации - бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов бюджету Москвы;
- иные межбюджетные трансферты;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.Финансирование закупок — это выделение средств на госзаказ из бюджетов разных уровней. Заказчики также используют и внебюджетные средства, то есть деньги от ведения предпринимательской деятельности и безвозмездные поступления.
Какие средства идут на закупки по ФЗ-44
Государственные закупки в рамках Федеральной контрактной системы — целевые. Это значит, что ведутся закупки на деньги, выделенные на определенные цели: заказчик не вправе потратить целевое финансирование на иные потребности.
Все трансферты бюджета строго контролируются. На стадии планирования проводится финансовый контроль: казначейство проверяет планы-графики, сверяет источник финансирования закупки по 44-ФЗ по смете или ПФХД, лимиты бюджетных обязательств и финансовые объемы, которые организация заложила на заказ.
Исполнение госзаказа и целевое использование денег проверяют другие контролирующие органы — счетная палата, контрольно-ревизионное управление, распорядители бюджета. РБС и ГРБС устанавливают, как правильно распоряжаться деньгами от госконтрактов, на региональном и муниципальном уровне и доводят локальные нормативы до подведомственных учреждений.
Следите за изменениями в закупках с помощью КонсультантПлюс!
В БК РФ и Федеральной контрактной системе указано, какие источники финансирования используются при государственных закупках по закону №44 (ст. 6 БК РФ, ст. 15 44-ФЗ):
- бюджетные;
- внебюджетные;
- иные.
К бюджетным средствам относятся трансферты из федерального, регионального и местного бюджета. Субсидирование госзакупок ведется из доходов бюджета. В нормативах БК РФ разъясняется, получение госзаказа — внутренний или внешний источник финансирования: внешний, т. к. деньги на госзакупки выделяют из федеральных субсидий или местных бюджетов.
Организации проводят субсидированные закупки не за счет налогоплательщиков. Налоговые поступления — это не основной источник бюджетного дохода. Кроме налогов, доходную часть формируют неналоговые доходы (внешнеэкономическая деятельность, использование государственного имущества, продажа активов) и безвозмездные поступления. Все эти деньги перераспределяются в равных долях и формируют расходную часть бюджета РФ. В целом на госзакупки отправляется не больше 7% всех расходов.
На поступления из бюджета госзаказчики проводят закупки. Вот куда обычно отдел закупа переводит деньги — поставщикам, которых определили по результатам конкурентных процедур и с которыми подписали контракт (в том числе и единственным поставщикам).
Кроме денег из бюджета, для заказов по закону №44 используют и внебюджет. В ст. 15 закона №44 закреплено, как по 44-ФЗ работать с внебюджетными средствами:
- Разместить положение о закупке не позже 15 дней с момента утверждения и закупать по ФЗ-223.
- Если не разместили положение, закупать по нормам ФЗ-44, но за внебюджетные деньги.
Кроме того, заказчики используют для госзакупок по ФЗ-44 иные внебюджетные средства — деньги внебюджетных фондов (ФФОМС), субвенции на конкретные цели, гранты (ч. 1 ст. 15 44-ФЗ).
За счет чего проводятся заказы по ФЗ-223
Обычно если источники финансирования в договоре — внебюджетные средства, то соглашение заключили по ФЗ-223 (исключения — в ст. 15 закона №44). Закон о закупках отдельными видами юридических лиц предусматривает осуществление заказов за счет собственных средств организации. Если заказчик разместил положение в ЕИС, он использует внебюджетные деньги только по ФЗ-223.
Основной источник финансирования по 223-ФЗ — это поступления от предпринимательской и приносящей доход деятельности. Во внебюджете учитывается оплата услуг и безвозмездные поступления, пожертвования. Эти средства отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) и распределяются на госзакупки наравне с трансфертами из бюджета.
Закупочная деятельность отдельными видами юридических лиц ведется только за счет внебюджетных средств: бюджетные деньги по 223-ФЗ не используются.
Об авторе этой статьи
Александра Задорожнева Бухгалтер, эксперт проекта Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.Так ли это на самом деле? Предлагаем разобраться в том, как распределяются между регионами поступающие в бюджет налоги.
За счёт чего пополняется бюджет
Доходы бюджета формируются согласно налоговому и бюджетному законодательству РФ.
В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджета включают в себя:
-
Налоговые доходы — налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет.
В этой статье мы более подробно остановимся на налоговых доходах.
Налоги и сборы делятся на федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги обязательны к уплате на территории всей страны, размер региональных определяется самостоятельно субъектами РФ, местные налоги устанавливаются органами местного самоуправления. Но это не означает, что федеральные налоги идут только в федеральный бюджет, а региональные — в бюджеты субъектов РФ. Размер налогов и сборов устанавливает Налоговый кодекс РФ (НК РФ) , а процент и бюджет, в который он зачисляется, определяет Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) . Например, НДФЛ — федеральный налог, который обязателен к уплате на территории всей России, но зачисляется НДФЛ в региональный (85%) и местный бюджет (15%).
Все налоги поступают в консолидированный бюджет РФ, который представляет собой свод бюджетов всех уровней (федеральный, бюджет субъекта, местный бюджет).
Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — города федерального значения, то есть они являются субъектами РФ и имеют региональный, а не местный бюджет.
Как распределяются налоги по уровням бюджета
Раздел II Бюджетного кодекса РФ определяет порядок формирования доходов по уровням бюджетной системы страны. Те налоги и сборы, которые поступают в федеральный бюджет, распределяются на основании решений федеральных органов власти. Налоги и сборы, поступающие в региональный и местный бюджет, распределяются по усмотрению органов власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Распределение основных налогов и сборов по уровням бюджетной системы, %
Местный бюджет РФ ( гл. 9 БК РФ )
Налог на добычу общераспространённых полезных ископаемых
*остальные 37% уплачиваются в ФФОМС
**в 2017–2024 гг., согласно ст. 284 НК РФ . После 2024 г. будет распределение 18% и 2%. В 2017–2022 гг. регионы могут понижать ставку до 12,5%, после 2024 г. — только до 13,5%
***на сегодняшний день торговый сбор взимается только на территории Москвы. Согласно ст. 410 НК РФ , торговый сбор могут взимать города федерального значения. Однако Санкт-Петербург и Севастополь пока не используют это право.
Рис. 1. Источник: Бюджетный кодекс РФ
Структура доходов Москвы
Доходы бюджета Москвы по итогам 2020 г. составили 2,9 трлн руб., из них более 81% составляют налоговые поступления. В структуре налоговых доходов наибольший вес приходится на НДФЛ и налог на прибыль организаций.
Напомним, НДФЛ поступает только в региональный и местный бюджет, как и бо́льшая часть налога на прибыль.
Структура налоговых доходов Москвы, %
Кроме того, Москва делает самые большие отчисления в пенсионный фонд, ФФОМС и ФСС, так как, согласно данным Росстата , в столице самые высокие заработные платы по стране.
Топ-15 субъектов РФ по налоговым доходам за 2020 г., % в доходе бюджета РФ
Нюансы уплаты налогов
В региональный бюджет поступает НДФЛ, который составляет более 40% московских доходов. В целом чуть больше половины налоговых доходов Москвы идёт в бюджет города, остальная часть — в федеральный бюджет за счёт НДС и части налога на прибыль.
ХМАО является крупнейшим плательщиком налога на добычу природных ископаемых (НДПИ) и налога на добавленный доход (НДД), которые поступают в федеральный бюджет. При этом ХМАО — Югра является регионом-донором, то есть не получает субсидии и дотации со стороны государства, согласно Приказу Минфина РФ № 1030 от 11.11.2020 . В то время как Москва ежегодно получает межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
От чего зависит благосостояние регионов?
Нельзя сказать, что Москва кормит регионы. Но и обратное утверждение ошибочно. В формировании федерального бюджета, из которого потом поступают субсидии, дотации и другие межбюджетные трансферты, участвуют все субъекты РФ. И чем богаче регион, чем больше предприятий функционирует на его территории, тем больше доходов он приносит в федеральный бюджет.
Благосостояние региона зависит от нескольких факторов:
В следующих статьях более подробно рассмотрим самые богатые регионы, доходы которых зависят от размещённых на их территории предприятий.
Кстати, если вы хотите поделиться мнением об этой статье или о нашей работе в целом – это можно сделать через форму обратной связи. Напишите нам, и мы обязательно к вам прислушаемся!
Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий
Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4
Читайте также: