Недостатки в налоговом законодательстве

Обновлено: 06.05.2024

Корректировки налогового законодательства, утвержденные в конце 2020 г., уже начали действовать в текущем году, а часть из них вступит в силу с 1 июля 2021 г. К примеру, в скором времени начнет использоваться закрытый перечень оснований, при обнаружении которых декларация будет считаться непредставленной в ИФНС.

Для декларации по НДС будет действовать особое основание — несоответствие показателей расчета утвержденным контрольным соотношениям.

Кроме того, увеличится срок , по истечении которого налоговики вправе заблокировать расчетный счет при неподаче декларации.

Корректировки законодательства действуют на основании Закона от 23.11.2020 г № 374-ФЗ.

Декларация или расчет не представлены — какие будут последствия?

С 1 июля 2021 г. начнет действовать новая редакция ст. 80 НК РФ, в которой будет закрытый список обстоятельств. Их выявление при камеральной проверке декларации или расчета будет означать непредставление данного отчета.

К примеру, если отчет подписан неуполномоченным лицом, в ЕГРЮЛ есть запись о прекращении деятельности компании до даты сдачи отчета и т.д.

Для декларации по НДС имеется отдельное условие — отчет не представлен, если его показатели не соответствуют контрольным соотношениям. Пока действуют контрольные соотношения, установленные Письмом ФНС от 23.03.2015 г. № ГД-4-3/450@, но разрабатываются новые в связи с принятием Закона от 23.11.2020 г № 374-ФЗ.

Важно! Новые обстоятельства будут действовать по отношению к отчетам, представленным после 1 июля 2021 г.

Если имеется хотя бы одно из таких обстоятельств (исключение — прекращение деятельности юрлица) ИФНС направит налогоплательщику уведомление о признании ранее поданного отчета непредствленным. В таком случае для налогоплательщика могут наступить неблагоприятные последствия, если срок сдачи отчета будет пропущен.

Налоговики вправе приостановить операции по расчетному счету налогоплательщика, если он не сдаст декларацию (расчет) в установленные законом сроки. ИФНС принимает такое решение в течение 10-ти рабочих дней по окончании срока представления отчета.

С 1 июля 2021 г. данный срок будет увеличен с 10-ти до 20-ти рабочих дней. К тому же ИФНС может (но не обязана) уведомить налогоплательщика о неисполнении его обязанности по сдаче декларации (расчета). При этом она может предоставить ему 14 рабочих дней для сдачи соответствующей отчетности. Когда срок истечет, расчетный счет организации и переводы электронных денежных средств могут быть заблокированы.

Кроме того, налогоплательщик будет оштрафован по ст. 119 НК РФ, если не сдаст декларацию или расчет.

Если непредствленной будет признана уточненная декларация, то по первоначальной декларации возобновится камеральная проверка. Тогда в срок камеральной проверки первоначальной декларации не будет включен срок проверки уточненки, которая прекратится из-за признания документа непредставленным. Такое правило также будет действовать с 1 июля 2021 г.

Пользователь получит уведомление от сервиса 1С-Отчетность о том, что ИФНС отказала в приеме декларации или расчета. В этом случае сдать отчетность можно снова и при этом соблюсти сроки представления документов.

1Спарк риски

Оценка надежности и мониторинг контрагентов в 1С для принятия взвешенных решений о сотрудничестве и сокращении налоговых рисков

  • Индекс должной осмотрительности
  • Индекс финансового риска
  • Индекс платежной дисциплины
  • Мониторинг контрагентов

Сроки отправки требования об уплате пени

Если налоговики обнаружат недоимку по налогам или страховым взносам, они направляют налогоплательщику требование о ее уплате. В него включается также сумма штрафов и пени по данной недоимке, которые были начислены на день формирования этого требования (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Соответственно, с даты формирования требования об уплате налога или взносов до даты его исполнения есть время, в течение которого начисляется пеня. Но в ст. 70 НК РФ не указывался срок направления требования о ее уплате.

С 23 декабря 2020 г. этот срок установлен. Данное требование должно направляться налогоплательщику не позже 1 года с момента уплаты задолженности по первоначальному требованию или с момента, когда размер пени, начисленной после формирования первоначального требования, будет больше 3 тыс. руб.

Если ИФНС нарушит срок выставления требования об уплате задолженности и пени, документ все равно является действительным. Однако нарушение этого срока не приводит к увеличению срока принятия мер по взысканию долгов, пени и штрафов в принудительном порядке согласно ст. 46-48 НК РФ.

Доверенность в электронной форме для представления интересов налогоплательщика, являющегося физлицом (в том числе ИП)

До 23 декабря 2020 г. представитель налогоплательщика-физлица (в т.ч. ИП) могли осуществлять полномочия на основании нотариальной доверенности или доверенности, которая приравнена к такой согласно п. 2 ст. 185.1 ГК РФ.

Но с 23 декабря внесены корректировки — теперь такая доверенность не оформляется нотариально, если она в виде электронного документа, подписанного ЭЦП доверителя.

Ограничения на перерасчет транспортного налога физлица (в том числе ИП)

Физлица, в т.ч. и индивидуальные предприниматели платят транспортный налога согласно уведомлению от налоговой инспекции. Причем направление уведомления допускается не больше, чем за 3 календарных года, предшествующих году его направления. Этот же момент относится и к уведомлению, связанному с перерасчетом ранее рассчитанного размера налога.

С 1 июля 2021 г. ИФНС не может пересчитывать транспортный налог физлица, если пересчет приведет к увеличению суммы, уплаченной ранее. Таким образом, если на дату пересчета налог не уплачен, ИФНС может пересчитать его в большую сторону.

Такое правило действует в настоящий момент по земельному и имущественному налогу физлиц.

Всегда быть в курсе всех изменений в законодательстве и как они реализованы в программах 1С бухгалтеру поможет Информационно-методологическая база 1С, полный доступ к которой дает ИТС ПРОФ.

Физлица (в т.ч. индивидуальные предприниматели) должны сообщать налоговикам о наличии у них объектов недвижимости или транспорта, подлежащих обложению налогом (на имущество, транспорт или землю). Так нужно поступать, если налогоплательщику не прислали из ИФНС уведомление об уплате налога.

С 23 декабря пакет документов можно подать не только этими способами, но и через МФЦ.

Корректировки налогового законодательства, утвержденные в конце 2020 г., уже начали действовать в текущем году, а часть из них вступит в силу с 1 июля 2021 г. К примеру, в скором времени начнет использоваться закрытый перечень оснований, при обнаружении которых декларация будет считаться непредставленной в ИФНС.

Для декларации по НДС будет действовать особое основание — несоответствие показателей расчета утвержденным контрольным соотношениям.

Кроме того, увеличится срок , по истечении которого налоговики вправе заблокировать расчетный счет при неподаче декларации.

Корректировки законодательства действуют на основании Закона от 23.11.2020 г № 374-ФЗ.

Декларация или расчет не представлены — какие будут последствия?

С 1 июля 2021 г. начнет действовать новая редакция ст. 80 НК РФ, в которой будет закрытый список обстоятельств. Их выявление при камеральной проверке декларации или расчета будет означать непредставление данного отчета.

К примеру, если отчет подписан неуполномоченным лицом, в ЕГРЮЛ есть запись о прекращении деятельности компании до даты сдачи отчета и т.д.

Для декларации по НДС имеется отдельное условие — отчет не представлен, если его показатели не соответствуют контрольным соотношениям. Пока действуют контрольные соотношения, установленные Письмом ФНС от 23.03.2015 г. № ГД-4-3/450@, но разрабатываются новые в связи с принятием Закона от 23.11.2020 г № 374-ФЗ.

Важно! Новые обстоятельства будут действовать по отношению к отчетам, представленным после 1 июля 2021 г.

Если имеется хотя бы одно из таких обстоятельств (исключение — прекращение деятельности юрлица) ИФНС направит налогоплательщику уведомление о признании ранее поданного отчета непредствленным. В таком случае для налогоплательщика могут наступить неблагоприятные последствия, если срок сдачи отчета будет пропущен.

Налоговики вправе приостановить операции по расчетному счету налогоплательщика, если он не сдаст декларацию (расчет) в установленные законом сроки. ИФНС принимает такое решение в течение 10-ти рабочих дней по окончании срока представления отчета.

С 1 июля 2021 г. данный срок будет увеличен с 10-ти до 20-ти рабочих дней. К тому же ИФНС может (но не обязана) уведомить налогоплательщика о неисполнении его обязанности по сдаче декларации (расчета). При этом она может предоставить ему 14 рабочих дней для сдачи соответствующей отчетности. Когда срок истечет, расчетный счет организации и переводы электронных денежных средств могут быть заблокированы.

Кроме того, налогоплательщик будет оштрафован по ст. 119 НК РФ, если не сдаст декларацию или расчет.

Если непредствленной будет признана уточненная декларация, то по первоначальной декларации возобновится камеральная проверка. Тогда в срок камеральной проверки первоначальной декларации не будет включен срок проверки уточненки, которая прекратится из-за признания документа непредставленным. Такое правило также будет действовать с 1 июля 2021 г.

Пользователь получит уведомление от сервиса 1С-Отчетность о том, что ИФНС отказала в приеме декларации или расчета. В этом случае сдать отчетность можно снова и при этом соблюсти сроки представления документов.

1Спарк риски

Оценка надежности и мониторинг контрагентов в 1С для принятия взвешенных решений о сотрудничестве и сокращении налоговых рисков

  • Индекс должной осмотрительности
  • Индекс финансового риска
  • Индекс платежной дисциплины
  • Мониторинг контрагентов

Сроки отправки требования об уплате пени

Если налоговики обнаружат недоимку по налогам или страховым взносам, они направляют налогоплательщику требование о ее уплате. В него включается также сумма штрафов и пени по данной недоимке, которые были начислены на день формирования этого требования (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Соответственно, с даты формирования требования об уплате налога или взносов до даты его исполнения есть время, в течение которого начисляется пеня. Но в ст. 70 НК РФ не указывался срок направления требования о ее уплате.

С 23 декабря 2020 г. этот срок установлен. Данное требование должно направляться налогоплательщику не позже 1 года с момента уплаты задолженности по первоначальному требованию или с момента, когда размер пени, начисленной после формирования первоначального требования, будет больше 3 тыс. руб.

Если ИФНС нарушит срок выставления требования об уплате задолженности и пени, документ все равно является действительным. Однако нарушение этого срока не приводит к увеличению срока принятия мер по взысканию долгов, пени и штрафов в принудительном порядке согласно ст. 46-48 НК РФ.

Доверенность в электронной форме для представления интересов налогоплательщика, являющегося физлицом (в том числе ИП)

До 23 декабря 2020 г. представитель налогоплательщика-физлица (в т.ч. ИП) могли осуществлять полномочия на основании нотариальной доверенности или доверенности, которая приравнена к такой согласно п. 2 ст. 185.1 ГК РФ.

Но с 23 декабря внесены корректировки — теперь такая доверенность не оформляется нотариально, если она в виде электронного документа, подписанного ЭЦП доверителя.

Ограничения на перерасчет транспортного налога физлица (в том числе ИП)

Физлица, в т.ч. и индивидуальные предприниматели платят транспортный налога согласно уведомлению от налоговой инспекции. Причем направление уведомления допускается не больше, чем за 3 календарных года, предшествующих году его направления. Этот же момент относится и к уведомлению, связанному с перерасчетом ранее рассчитанного размера налога.

С 1 июля 2021 г. ИФНС не может пересчитывать транспортный налог физлица, если пересчет приведет к увеличению суммы, уплаченной ранее. Таким образом, если на дату пересчета налог не уплачен, ИФНС может пересчитать его в большую сторону.

Такое правило действует в настоящий момент по земельному и имущественному налогу физлиц.

Всегда быть в курсе всех изменений в законодательстве и как они реализованы в программах 1С бухгалтеру поможет Информационно-методологическая база 1С, полный доступ к которой дает ИТС ПРОФ.

Физлица (в т.ч. индивидуальные предприниматели) должны сообщать налоговикам о наличии у них объектов недвижимости или транспорта, подлежащих обложению налогом (на имущество, транспорт или землю). Так нужно поступать, если налогоплательщику не прислали из ИФНС уведомление об уплате налога.

С 23 декабря пакет документов можно подать не только этими способами, но и через МФЦ.


НЕСОВЕРШЕНСТВО НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СО СТОРОНЫ БИЗНЕСА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В Российской Федерации рыночная экономика развивается стремительно, в доказательство этому огромное количество бизнесменов, предпринимателей, акционерных обществ и т.д. Однако, в условиях политической и экономической нестабильности бизнесу стало тяжело выживать. Виной этому есть несколько внешних причин, связанных с падением рубля, различными санкциями со стороны других государств и прочее. Тем не менее, на мой взгляд, важнейшую роль играет внутренняя политика государства по отношению к бизнесу, а именно система налогообложения. Не секрет, что на экономике России очень сильно отразились изменения во внешней политике, что существенно подорвало российский бизнес.

Проблема несовершенства налогового законодательства является актуальной и злободневной. По статистическим данным за последние 3 года количество обанкротившихся предприятий выросло практически в 2,5 раза. В 2014 году количество предприятий, прекративших свою деятельность составило 37,8 тысяч, в 2015 г. – 49,2 тыс., на конец 2016 г. – 63,5 тыс. Таким образом, если не внедрять новые мероприятия по улучшению условий существования бизнеса, то к концу 2017 года разорившихся предприятий будет уже около 100 тыс. В кризисное время у любого бизнеса повышаются издержки и всевозможные дополнительные затраты, при этом бизнесмены обязаны уплачивать налоги в определенном размере и в определенное время. Безусловно, налоги – это важнейший элемент существования государства. Однако, невозможность уплачивать налоги приводит некоторых налогоплательщиков к уклонению от их уплаты. Таким образом, компании экономят на государстве, при этом пытаясь сохранить свою организацию, и конечно, нарушая закон Российской Федерации. Как видно, несовершенство налогового законодательство влечет за собой дополнительные проблемы как для государства, так и для налогоплательщика. Решив данную проблему, можно предотвратить появление других.

Хотелось бы отметить, что существование специальных налоговых режимов существенно упрощает жизнь многим организациям. Однако, только на малом и среднем бизнесе экономика не сможет достичь темпов роста мировой экономики. Организациям с доходом свыше 45 млн. руб. за 9 месяцев не доступен переход ни на один из видов специальных режимов. Крупные предприятия вынуждены находиться на общем режиме налогообложения и обязаны уплачивать налог на прибыль организации, либо налог на доходы физических лиц, налог на имущество организации (физических лиц), а также налог на добавленную стоимость. В то время как организации, находящиеся на специальном налоговом режиме платят один налог. Также при общем режиме налогообложения ведется бухгалтерский учет, для которого необходимы определенные знания либо грамотный бухгалтер, а значит дополнительные затраты.

Для того, чтобы решить вышеизложенную проблему необходимо провести несколько мероприятий.

Во-первых, необходимо разработать специальные налоговые режимы не только для малого и среднего бизнеса, но и для крупнейших налогоплательщиков. Безусловно, следует ввести также определенные условия для перехода на специальные режимы: определить сумму дохода, количество рабочих и определенные виды деятельности. С одной стороны может показаться, что это мероприятие займет не только много времени, но и денежных средств. Однако, с другой стороны крупные предприятия избегут банкротства и смогут вновь выйти на конкурентный рынок.

Таким образом, крупнейшие налогоплательщики, попавшие в кризисное положение, смогут сократить издержки за счет уменьшения налоговых выплат. Тем самым крупный бизнес будет взаимодействовать с государством, помогая друг другу. Предприятия, сократив затраты, сможет работать наиболее эффективно, развивая экономику страны в целом.

Во-вторых, возможно ввести пропорциональную систему налогообложения. Таким образом, если предприятие за последний год получило прибыли гораздо меньше, чем в прошлом, то и процентная ставка соответственно меньше. На мой взгляд это наиболее действенный метод, однако он вызывает много разногласий и споров как со стороны государства, так и со стороны бизнеса.

В-третьих, стоит внедрить определенные изменения для среднего и малого бизнеса. В Российской Федерации для малого бизнеса открыты все двери. Государство оказывает помощь и поддержку в открытии своего дела, предоставляя субсидии, субвенции, кредиты. Малый бизнес начинает старт своей деятельности, однако продолжить развитие ему не удается. Одной из таких причин также является налоговое бремя.

Таким образом, следует пересмотреть условия специальных налоговых режимов и сделать их менее жесткими. К примеру, если доход организации на упрощенной системе налогообложения составил выше 60 млн. руб., то данная организация автоматически переходит на общий режим налогообложения, то есть вместо одного платит три вида налога. С одной стороны данная мера оправдана и имеет место быть, однако везде есть свои исключения, для которых также должно быть место в российском законодательстве. Например, переводить организацию, чей доход выше 60 млн. руб. не автоматически, а через три месяца стабильного дохода выше заявленного.

Предложенные рекомендации позволят бизнесу в кризисное время сохранить свои позиции на рынке, а государство получит стабильное улучшение экономики и перейти из цикла спад на цикл подъем. Таким образом, и бизнес и государство получаются определенные выгоды.

Читайте также: