Виды специальных режимов налогообложения применяемые к аптечным организациям это

Обновлено: 17.05.2024

В отношении платных медицинских услуг действуют следующие налоговые льготы и преференции.


Налог на добавленную стоимость (НДС)

  • услуги, предоставляемые в рамках обязательного медицинского страхования;
  • сбор у населения крови (по договорам с медицинскими организациями, которые оказывают медпомощь в амбулаторных и стационарных условиях);
  • услуги скорой медицинской помощи населению;
  • дежурство медицинского персонала у постели больного;
  • услуги патологоанатомические;
  • услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;
  • услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2001 г. № 132 ( далее Перечень)

В настоящей статье мы рассмотрим льготу только в отношении медицинских услуг, оказываемых населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (абз.3 пп.2 п.2 ст.149 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

С 1 января 2011 года до 1 января 2020 года организации, осуществляющие медицинскую деятельность, имеют право применять налоговую ставку 0% на основании п.1.1. ст.284 НК РФ, в порядке, предусмотренном пп. ст. 284.1 НК РФ. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Лица, оплатившие свое лечение или лечение близких родственников, а также стоимость лекарственных препаратов для медицинского применения, имеют право на получение налогового вычета по налогу на доход физических лиц на основании пп.3 п.1 ст. 219 НК РФ и в порядке предусмотренном пп. 3 п. 1 и п. 2 ст. 219 НК РФ.

Региональные льготы. Налог на имущество

Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты

Общим условием для применения льготы для всех налогов является наличие у медицинских организаций лицензии на осуществление медицинской деятельности. Очевидно, что, не подтвердив льготу, налогоплательщик должен будет пересчитать налоговую базу и ему придется оплатить штраф за занижение налоговой базы и пени за несвоевременную уплату налога, это касается НДС, налога на прибыль, налога на имущество.

Льготы по различным налогам отличаются не только порядком/правом использования, условиям применения, но, что важно, для каждого налога установлен свой предмет льготирования: по НДС это медицинские услуги, для Налога на прибыль это медицинская деятельность, для НДФЛ это расходы на лечение, для Налога на имущество это помещения, используемые для осуществления медицинской деятельности. Поэтому важно еще и разобраться, что понимается под каждым из этих терминов.

Таблица 1. Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты.

- если организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- если доходы организации за налоговый период от осуществления медицинской деятельности, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с 25 главой НК РФ, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ

- если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;

- если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

- если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
(п. 3 ст. 284.1 НК РФ)

  • о доле доходов организации от осуществления медицинской деятельности
  • о численности работников в штате организации.
  • сведения о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации.

- плательщики НДФЛ - получатели доходов, облагаемых по ставке 13% (п.1. ст.219 НК РФ)

Проблемы и задачи, встающие перед бухгалтером для обеспечения права на применение льготы у коммерческой организации, оказывающей платные медицинские услуги

Перечни льготируемых услуг. Первой особенностью, которая создает проблему при обоснованности применения льгот, является отсутствие единой унифицированной терминологии для всех нормативных актов, касающихся медицины и налогообложения. Перечням льготируемых услуг, на которые ссылается Налоговый Кодекс, не хватает конкретики, чтобы достаточно легко и просто сопоставить с ним услуги любой медицинской организации, и разделить их на льготируемые и нельготируемые, медицинские и немедицинские. В Клиниках, оказывающих широкий спектр услуг, эта проблема встает очень остро. Компетенции бухгалтера здесь недостаточно, требуется оценка специалиста от медицины, причем достаточно широкого профиля и высокого уровня компетентности.

Второй особенностью является то, что Перечень льготируемых услуг свой для каждого из налогов НДС, НДФЛ, Налогу на прибыль. Следовательно, бухгалтер должен организовать несколько видов учета , чтобы обеспечить получение льготы по каждому из налогов.

Лицензирование. Как уже говорилось выше, общим условием для применения льготы является наличие лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Чтобы осуществить возможность применения льготы, необходимо всю номенклатуру услуг сопоставить с имеющейся у Клиники лицензией, выявить услуги, на которые у нее нет лицензионного разрешения и правильно организовать учет таких услуг. Клиники не всегда имеют лицензии на все виды лицензируемой медицинской деятельности и часто пользуются услугами подрядчиков, поэтому возникает вопрос в отношении применимости льгот к услугам, оказанным подрядчиками.

При большом объеме и номенклатуре оказываемых услуг и привлечении нескольких исполнителей с разными тарифами встает проблема расчета стоимости собственно медицинской части услуг - в пределах стоимости подрядчиков и дополнительного дохода - суммы превышающей стоимость подрядчика; а также правильного оформления договоров и документов.

Прочие критерии. Как видно из таблицы, набор критериев для применения льгот для каждого налога свой, поэтому контроль за соблюдением критериев и необходимые расчеты по ним должны обеспечиваться отдельно по каждому налогу. Для подтверждения права на льготу по НДС и снижения налоговой нагрузки необходимо ведение раздельного учета облагаемых и необлагаемых услуг. Для оценки доли медицинской деятельности в общей сумме доходов, учитываемых для налогообложения прибыли необходим раздельный учет услуг относящихся к медицинской деятельности. Для применения вычета по НДФЛ надо вести учет дорогостоящих и не дорогостоящих видов лечения.

Программное обеспечение. При большой номенклатуре услуг, которые исчисляются тысячами и объеме оказываемых услуг, количество которых исчисляются десятками тысяч, стандартного бухгалтерского программного обеспечения недостаточно, необходим качественный программный ресурс, который собственно сопровождает медицинскую деятельность (регистратура, расписание, история болезней) и позволяет вести персонифицированный учет оказываемых услуг, обеспечивая дифференциацию льготируемых и нельготируемых услуг и интеграцию этих данных в стандартные бухгалтерские программы для дальнейшего корректного формирования налоговых регистров.

Теперь, когда общий круг проблем обрисован, можно приступить ко второй части статьи и погрузиться в детали и реалии применения льгот, пройтись по ряду важных проблем их применения для каждого из налогов. Такая детализация может представлять интерес для бухгалтеров медицинских организаций, для методологов и аудиторов.

В частности, до начала 2019 года плательщики страховых взносов, перечисленные в подпунктах 5, 6 и 9 п. 1 ст. 427 НК РФ, при начислении страховых взносов применяли пониженные тарифы:

  • 20,0% — Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • 0,0% — Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • 0,0% — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

К числу плательщиков страховых взносов, имевших право применять указанные тарифы, относились:

  1. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности которых является льготный, а доход от него не меньше 70% в общем объеме доходов;
  2. Аптечные организации, уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности (п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).
  3. ИП на патенте, но только по выплатам сотрудникам, которые заняты в деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход устанавлена Налоговым кодексом и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переходить на нее могут налогоплательщики ИП и организации в добровольном порядке.

Таким образом, аптечная организация помимо розничной торговли лекарственными препаратами может производить изготовление и отпуск лекарственных препаратов, осуществлять их хранение.

Следовательно, аптечная организация может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход в отношении деятельности по розничной торговле лекарственными средствами и, в то же время, применять иные режимы налогообложения в отношении доходов, получаемых от видов деятельности, не относящихся к розничной торговле (например, от изготовления лекарственных средств, продажи лекарственных средств юридическим лицам и пр.).

Аптечная организация была вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в случае, если она применяет упрощенную систему налогообложения, а в рамках основного вида экономической деятельности переведена на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.


Соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.

Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом признание соответствующего вида экономической деятельности основным исходя из суммы доходов осуществляется вне зависимости от того, какой вид деятельности организации указан в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) в качестве основного.

Основной вид экономической деятельности должен подтверждаться плательщиком страховых взносов путем представления в территориальный орган Фонда Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма-4 ФСС).

Если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджет Фонда социального страхования РФ.

С начала 2020 года пониженные тарифы страховых взносов для всех вышеперечисленных категорий отменены. Теперь они обязаны платить их в общем порядке и по общим тарифам:

Читайте также: