Виды ответственности за налоговые правонарушения в зарубежных странах

Обновлено: 08.07.2024

Изучение опыта ведущих зарубежных стран может оказать большое влияние на становление в России института ответственности за налоговые правонарушения. Автор статьи анализирует особенности структуры юридической ответственности в налоговой сфере на примере США

Применение ответственности за налоговые правонарушения в США урегулировано нормами налогового права. На уровне федерации ответственность за совершение налоговых правонарушений и налоговых преступлений закреплена разделом 26 Свода законов США, в основе которого лежит Закон о внутренних доходах, именуемый Кодексом внутренних доходов.

Основная цель правового регулирования налоговых отношений в США заключается в установлении такого механизма воздействия, который в первую очередь обеспечивает добровольное соблюдение налоговой обязанности [ сноска 2 ] . И хотя государство оставляет за собой право в принудительном порядке обеспечивать взыскание налогов и сборов, государственное принуждение налогоплательщика возможно только посредством судебного принуждения через общий гражданско-правовой порядок привлечения к ответственности. Судебный гражданско-правовой порядок рассмотрения спора обеспечивает процессуальное равенство налогоплательщика и налогового органа.

Налоговые правоотношения в силу своей природы имеют имущественный характер, вследствие чего правонарушения в данной сфере наносят государству определенный материальный ущерб, под которым в налоговых правоотношениях можно понимать расходы, которые государство, чье право на получение дохода в виде уплаты обязанным лицом в бюджет и внебюджетные фонды налогов и сборов было нарушено, понесло или должно будет понести для восстановления нарушенного права.

Налогоплательщики в США знают, что именно благодаря нормальному функционированию налоговой системы развивается структура социальных служб и устанавливаются государственные гарантии социальной защиты. При этом налогоплательщику всегда предоставляется возможность добровольно восстановить нарушенное право, самостоятельно исчислив и уплатив денежные взыскания и пени.

Налоговый орган может оспорить правильность исчисления нарушителем размеров налоговых санкций только в судебном порядке. Налоговые санкции не освобождают налогоплательщика от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

Меры ответственности за налоговые правонарушения

Денежные взыскания могут устанавливаться как в процентном отношении от суммы неуплаченного налога, так и в твердом размере. Большие размеры денежных взысканий не только позволяют пополнить бюджет, но и, что не менее важно, помогают провести психологическую границу между правомерным и неправомерным поведением налогоплательщика [ сноска 3 ] . В противном случае налоговые отношения ничем не отличались бы от отношений по получению и выплате банковского кредита.

Требования к доказательствам правонарушения

Каждый состав налогового правонарушения в США имеет ряд особых признаков, наличие которых является обязательным условием ответственности. Согласно общему правилу обязанность по доказыванию основных элементов правонарушения возложена на государство. Каждое доказательство, согласно правилам доказывания, применяемым в судах США, подлежит оценке с точки зрения достаточности для разрешения судебного дела. Выделяют три критерия достаточности доказательств (см. текст на полях, с. 68–69).

Критерии достаточности доказательств

• Критерий бесспорности доказательств (beyond a reasonable doubt). В случае привлечения лица к уголовной ответственности сторона обвинения должна представить доказательства, соответствующие высшему стандарту достаточности и убедительности. Требуется предоставление доказательств, которые исключают любые обоснованные сомнения по каждому признаку преступления.

• Критерий более веских доказательств (preponderance of the evidence). Стандарт доказанности по гражданским делам (включая большинство дел о налоговых правонарушениях) должен соответствовать требованию наличия более веских доказательств. Согласно данному критерию доказательства должны свидетельствовать о факте совершения правонарушения более чем

с 50%-й вероятностью.

Важно подчеркнуть, что в основе доказательной базы по гражданским делам о налоговых правонарушениях может использоваться обвинительный приговор по делу об уголовной ответственности. Данное обстоятельство объясняется более высоким требованием к процессу доказывания по уголовным делам. Однако оправдательный приговор по уголовному делу автоматически не освобождает налогоплательщика от гражданско-правовой ответственности. Доказательства, не соответствующие требованиям уголовного процесса, могут оказаться вполне достаточными для привлечения лица к гражданско-правовой ответственности.

Рассмотрим отдельные группы налоговых правонарушений, существующие в США [ сноска 4 ] .

Виды налоговых правонарушений

Налоговые мошенничества (Tax Frauds). Основными признаками налоговых мошенничеств являются следующие:

  • налогоплательщик должен сознательно и умышленно просрочить исполнение обязанности по уплате всего налога или его части;
  • неуплата или неполная уплата сумм налога должна происходить в результате мошеннических действий налогоплательщика.

Мерой ответственности за такие правонарушения является денежное взыскание в размере 75% от суммы неуплаченного налога.

О мошеннических действиях могут свидетельствовать факты нарушения порядка ведения отчетности, сокрытия объектов налогообложения, подделки документов, предоставляющих право на налоговые льготы, отказа от предоставления сведений по запросу налогового органа, незаконной предпринимательской деятельности.

Различают прямые и косвенные способы доказывания мошенничества.

Самый распространенный прямой способ доказывания по делам о налоговых мошенничествах заключается в выявлении нарушений правил учета определенных объектов налогообложения, повлекших занижение налоговой базы (неправильное отражение в документах бухгалтерской отчетности определенных денежных операций, отсутствие первичных документов и т. д.).

К основным косвенным способам установления факта занижения налоговой базы и доказывания мошеннических действий относятся:

  • метод процентной надбавки (percentage markup method) – определение соотношения между затратами на производство продукта и ценой реализации продукта. Найденная цифра будет прямо соотноситься с прибылью организации от продаж продукта за отчетный период;
  • экстраполяция прибыли (extrapolation of income) – за образец берется отчет о прибылях и убытках организации за определенный период, и на основе динамики развития рынка полученные доходы проецируются на весь отчетный период;
  • статистический метод (statistical analyses) – отчет о прибылях организации сопоставляется со статистическими данными о средних нормативах доходности по отрасли (могут использоваться и другие статистические сведения).

Налоговый орган должен доказать наличие всех признаков налогового мошенничества, при этом доказательства должны быть ясными и убедительными. Как только налоговый орган докажет, что хотя бы часть недоимки является результатом мошеннических действий, вступает в силу презумпция о том, что вся сумма неуплаты налога за отчетный период явилась следствием мошеннических действий налогоплательщика. Таким образом, взыскание в размере 75% начисляется на всю сумму причитающегося к уплате налога за отчетный период.

Квалифицированным видом правонарушения в рамках рассматриваемой группы является неуплата сумм налога с целью уклонения (attempt to evade tax). Мера ответственности в таком случае возрастает до 100% от суммы неуплаченного налога.

Правонарушения, связанные с порядком исчисления налога (Accuracy-Related Tax Delinquencies). Можно выделить два основных вида правонарушений, совершаемых при исчислении налога:

  • невыполнение или недолжное выполнение предписаний налоговых органов относительно порядка исчисления налога;
  • существенное занижение налоговой базы [ сноска 5 ] .

Мерой ответственности за совершение указанных правонарушений является денежное взыскание в размере 20% от суммы неуплаченного налога. Ответственность наступает, если правонарушение не содержит признаков состава налогового мошенничества. Санкции в рамках рассматриваемой группы налоговых правонарушений не суммируются, то есть при совершении налогоплательщиком двух и более правонарушений в сфере порядка исчисления налога санкция взыскивается только один раз.

Субъективная сторона в форме вины налогоплательщика подлежит доказыванию только по первому виду правонарушений. По второму виду достаточно доказать признаки объективной стороны (ответственность наступает независимо от наличия вины).

Если неуплата возникла вследствие уважительных причин и добросовестных действий налогоплательщика, он освобождается от ответственности. Примером может служить надлежащее выполнение налогоплательщиком разъяснений должностного лица налогового органа.

Важно отметить, что налогоплательщик освобождается от ответственности во всех случаях, если докажет, что актами налоговых органов предъявляются неправомерные требования (a doctrine of good faith challenge).

Специальные правила применяются при нарушении налогоплательщиком правильности определения стоимостной характеристики объекта налогообложения. В данном случае налоговому органу достаточно доказать занижение стоимости объекта налогообложения более чем в два раза по сравнению с надлежащей стоимостью. А если будет доказано, что стоимость объекта налогообложения, указанная в декларации, занижена в четыре раза, то размер взыскания увеличивается на 100% (до 40% от суммы неуплаченного налога).

Нарушение сроков представления налоговой декларации (Failure to File Tax Return on Time). Ответственность за правонарушения такого рода наступает в виде денежного взыскания в размере 5% от суммы налога, подлежащего уплате по налоговой декларации. Взыскание начисляется за каждый месяц просрочки исполнения обязанности, но максимальный размер взыскания не может превышать 25% от суммы налога, подлежащего уплате по налоговой декларации.

Налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что нарушение сроков представления декларации произошло вследствие уважительных причин и добросовестных действий налогоплательщика.

Уважительные причины освобождения от ответственности

• Возврат налоговой декларации вследствие неправильной оплаты почтового отправления или указания неверного адреса налогового органа.

• Смерть или тяжелое заболевание близкого родственника налого-плательщика.

• Уничтожение учетных данных налогоплательщика вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных обстоятельств.

• При заблаговременном обращении в налоговый орган за разъяснением по вопросам заполнения налоговой декларации налогоплательщик не получил ответа в установленный срок.

Квалифицированным составом в рамках рассматриваемого правонарушения является непредставление налоговой декларации в мошеннических целях. Если будет доказана мошенническая цель правонарушения (уклонение от уплаты налога, сокрытие объектов налогообложения и т. д.), то размер взыскания увеличивается до 15% за каждый месяц просрочки исполнения обязательства, но не более 75% от суммы налога, подлежащего уплате по налоговой декларации.

Основными признаками, свидетельствующими о наличии мошеннической цели, является отказ налогоплательщика от представления объяснений по факту правонарушения или представление ложных сведений. О наличии мошеннической цели может свидетельствовать высшее профессиональное образование налогоплательщика в области налогов или его высокое должностное положение в государственных органах.

Поскольку неуплата налога в результате мошеннических действий налогоплательщика (налоговое мошенничество) и непредставление налоговой декларации в мошеннических целях рассматриваются как два самостоятельных вида налоговых правонарушений, то при совокупности правонарушений размер взыскания может доходить до 150% от суммы неуплаченного налога.

Нарушение сроков уплаты сумм налога (Late Tax Payment). Ответственность за нарушение сроков уплаты налога наступает в виде денежного взыскания в размере 0,5% от неуплаченной суммы. Взыскание начисляется за каждый месяц просрочки исполнения обязанности по уплате налога, но не может превышать в совокупности 25% от неуплаченной суммы налога. Денежное взыскание за нарушение сроков уплаты сумм налога применяется совместно с начислением пеней, процентная ставка которых зависит от базовой учетной ставки рефинансирования.

В случае одновременного нарушения сроков уплаты сумм налога и нарушения сроков представления налоговой декларации ответственность устанавливается по совокупности правонарушений. Причем денежное взыскание за нарушение сроков представления налоговой декларации сокращается до 4,5% за каждый месяц просрочки, но не более 22,5%, а максимальная совокупная ответственность не может превышать 47,5% от неуплаченной суммы налога по одной декларации.

Налогоплательщик освобождается от ответственности, если докажет, что при совершении правонарушения он действовал с должной деловой осмотрительностью, а исполнение налоговой обязанности в установленный срок поставило бы его в тяжелое материальное положение. Кроме того, при назначении наказания учитывается реальная возможность налогоплательщика получить доход от неуплаченного в установленный срок налога.

Нарушение сроков уплаты авансовых платежей (Failure to Deposit Taxes on Time). Законом в течение одного налогового периода может предусматриваться уплата предварительных платежей по налогу – авансовых платежей (tax deposits). Например, по налогу на прибыль корпораций налогоплательщик уплачивает авансовые платежи четыре раза в год. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном порядку уплаты налога.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законом сроки на их сумму начисляются денежное взыскание и пени. Взыскание и пени устанавливаются в таком же размере, как и в случае нарушения сроков уплаты налога.

Неисполнение обязанности по представлению информационных отчетов (Failure to File Correct Information Return). К информационным отчетам относятся документальные сведения, представляемые одним налогоплательщиком другому (см. текст на полях, с. 74). Главная цель такого отчета – обеспечить добровольное соблюдение установленного порядка уплаты налога. На основании содержащихся в отчете сведений налогоплательщик составляет налоговую декларацию.

Примеры информационных отчетов

• Форма W-2 – документ, который работодатель передает сотрудникам организации для ознакомления с суммой полученной зарплаты и размером подоходного налога, удержанным работодателем как налоговым агентом.

• Форма 1099-DIV – отчет, указывающий на размер дивидендов, выплаченных акционерам в течение года.

• Форма 1098 – отчет о процентах, начисленных банком по долговому обязательству.

Копии информационных отчетов представляются в налоговый орган, который использует сведения из отчетов для контроля правильности исчисления, удержания и перечисления налогов. Любое расхождение между сведениями в налоговой декларации и сведениями в информационном отчете служит основанием для проведения налоговой проверки.

Ответственность за неисполнение обязанности по представлению информационных отчетов наступает в виде денежного взыскания в размере 50 долл. за каждый непредставленный или недостоверный отчет, но не более 250 тыс. долл. в течение календарного года. В случае добровольного внесения изменений в течение 30 дней размер взыскания сокращается до 15 долл. за каждый уточненный отчет.

Содействие в совершении налогового правонарушения (Aiding and Abetting). Содействие в совершении налогового правонарушения представляет самостоятельную группу налоговых правонарушений. Субъектом правонарушений признается любое лицо, которое:

  • разрабатывало налоговую политику для организации или оказывало квалифицированную помощь, консультацию или иным способом содействовало в оформлении налоговой декларации, заявлений налогоплательщика и других официальных документов (простая техническая помощь в заполнении документов не признается содействием);
  • осознавало или должно было осознавать противоправность намерений налогоплательщика (независимо от осознания противоправности самим налогоплательщиком);
  • предвидело или должно было предвидеть, что его профессиональный совет будет использован в целях занижения налоговой обязанности.

В качестве содействия могут рассматриваться и указания лицу, находящемуся в служебной зависимости. Ответственность за содействие в совершении налогового правонарушения наступает в виде денежного взыскания в размере 1 тыс. долл. за каждый случай оказания содействия физическому лицу и 10 тыс. долл. за каждый случай оказания содействия юридическому лицу.

Если содействие оказывалось в форме квалифицированной помощи в оформлении налоговых документов, то санкция взыскивается за каждый подготовленный документ. Однако лицо не может привлекаться повторно к ответственности за содействие тому же налогоплательщику за тот же налоговый период по одному налогу.

[ сноска 1 ] Об отдельных особенностях структуры юридической ответственности в налоговой сфере России см.: Егоров А.Е. Ответственность за правонарушения в налоговой сфере: налоговый и административно-правовой аспект // Налоги. 2007. № 16.

[ сноска 4 ] Кодекс внутренних доходов США на сегодняшний день содержит более 140 составов налоговых правонарушений.

[ сноска 5 ] Существенным признается занижение налоговой базы в размере более 5 тыс. долл. для подоходного налога с физических лиц, для налога на прибыль корпораций – 10 тыс. долл. или в размере, превышающем 10% подлежащей уплате суммы налога.

Ключевые слова: зарубежный опыт, налоговое правонарушение, привлечение к ответственности, США

Налоговые правонарушения — это совершенные умышленно или по неосторожности действия либо бездействие налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, которые нарушают законодательство о налогах и сборах и порождают ответственность по НК РФ. Расскажем о понятии, функциях и признаках налоговой ответственности, ее основаниях. Поясним, в каком порядке к ней привлекают, какие обстоятельства от нее освобождают. Расскажем и о том, что может ее смягчить или, наоборот, усугубить. Также разберемся в видах ответственности, грозящей за нарушение налогового законодательства.

Что говорит НК

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение — так буквально называется раздел VI части первой НК РФ ( гл. 15 - 18 ). Первая из них регулирует общие положения об ответственности за соответствующие деяния. Налоговая ответственность НК РФ урегулирована в гл. 16 и 18, где описаны конкретные нарушения со следующими за их совершение штрафами.

Понятие, функции и признаки налоговой ответственности

В данном случае выделяют две функции:

  • юридическую, с двумя аспектами — карательным и правовосстанавливающим;
  • социальную, которая выражается в общем и частном предупреждении фискальных нарушений, т. е. в побуждении лиц, участвующих в соответствующих отношениях придерживаться правил, предусмотренных надлежащими нормами.

Ее признаками являются следующие моменты:

  • государственное принуждение, как основа и конкретная форма реализации в виде санкций, определенных в финансово-правовых нормах;
  • наступление после совершения деяния, с признаками фискального правонарушения (противоправностью — нарушением актуальных норм налогового законодательства; реальностью — грозит только за фактические деяния, т. е. действия по несоблюдению запретов или бездействие по неисполнению обязанностей; вредностью — государство теряет доходы; виновностью — совершение умышленно или по неосторожности, наказуемостью — за их совершение назначают штраф);
  • применяется к организациям, физическим лицам и ИП;
  • правонарушителя ждут определенные материальные потери;
  • воплощается процессуально (в установленном порядке).

Основания налоговой ответственности

По п. 3 ст. 108 НК , основание для привлечения лица за нарушение фискального законодательства — это фактическое доказывание вступившим в силу решением налоговиков совершения данного нарушения.

Таким образом можно выделить три основания:

Виды ответственности за нарушение налогового законодательства

Нарушителей закона ждут следующие виды санкций:

  • налоговые — мерой налоговой ответственности является взыскание твердых или процентных (от конкретной суммы) штрафов (гл. 16, 18 НК). Другими словами, мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является соответствующая санкция, которая устанавливается и применяется как денежное взыскание, прописанное в статьях указанных глав. Размер штрафов варьируется от 200 руб. до полумиллиона, а процентных — от 0,2 до 100 %. Возможно также принудительное взыскание недоимок по обязательным платежам по ст. 46–48 НК: с организаций — бесспорно, с физлиц — через суд или проявляться как обеспечительные меры ( гл. 11 НК ) (имущественный залог, поручительство, пеня, приостановление операций по банковским счетам, арест имущества, банковская гарантия). О том, с какого возраста наступает налоговая ответственность, говорит п. 2 ст. 107 НК — это 16 лет. Срок давности, когда к ней можно привлечь, равен трем годам (с момента совершения нарушения). Иные нюансы, связанные с этим временным отрезком, прописаны в ст. 113 НК . Вопрос срока давности по взысканию штрафов регулирует ст. 115 НК ;
  • дисциплинарные ( ст. 192 ТК ) по приказу работодателя возможны, скажем, для бухгалтеров, которые не вовремя подали необходимую отчетность;
  • административная ответственность за нарушение налогового законодательства урегулирована гл. 15 КоАП ;
  • уголовные (ст. 198 – 199.2 УК РФ ).

Порядок привлечения к налоговой ответственности

Обозначенный режим состоит из четырех этапов:

  1. Выявление должностными лицами контролирующих органов (в пределах их компетенции, через соответствующие ревизии, получения объяснений налогоплательщиков, фискальных агентов и плательщиков сбора, страховых взносов, проверки учетных данных и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, а также в других формах, предусмотренных НК) фактов нарушения налогового законодательства.
  2. Рассмотрение материалов дела и вынесение решения. Обнаружение соответствующих нарушений благодаря проверкам (камеральной или выездной) означает, что указанный порядок будет регулировать ст. 101 НК. Она же используется, когда речь идет о нарушениях ст. 120 , 122 и 123 НК . Выявление соответствующих деяний иными мерами фискального контроля (вызовом налогоплательщика письменным уведомлением для дачи пояснений по уплате обязательных платежей, осмотром, инвентаризацией его имущества, вне фискальных проверок) указывает на регулирование рассматриваемого порядка уже по ст. 101.4 НК .
  3. Обжалование решений органов ФНС. Использовать при этом нужно отдельные положения гл. 19 , 20 НК , а именно ст. 137 , частично 138 , о праве и режиме обжалования — ст. 139 —– порядок и срок подачи жалобы, 139.2 — ее форма и содержание, 139.3 — случаи оставления без рассмотрения, 140 — рассмотрение жалобы.
  4. Исполнение решений налоговиков ( ст. 101.3 НК ).

Освобождение от налоговой ответственности

По ст. 109 НК , нарушитель не привлекается к ответственности, когда есть минимум один из нижеперечисленных факторов:

  • отсутствует событие подобающего правонарушения;
  • лицо безвинно в его совершении;
  • нарушитель моложе 16 лет;
  • прошли сроки давности ( ст. 113 НК ).

Также к ней не привлекут нарушителя, который преступил закон в попытках приобрести, применить, распорядиться имуществом и(или) проверяемыми зарубежными предприятиями плюс счетами (вкладами), отмеченными в отдельной декларации и(или) ее приложениях и (либо) информации, которая представлена по ст. 3 ФЗ от 08.06.2015 № 140. Избежать санкций в этой ситуации поможет предоставление копии такой спецдекларации и ее приложений или данных с отметкой о приеме налоговиками.

Обстоятельствами, исключающими вину нарушителя за фискальное нарушение, по ст. 111 НК , являются:

  • стихийное бедствие, иные чрезвычайные (непреодолимые) условия, которые не нужно специально доказывать, поскольку их устанавливают через общеизвестные факты, публикации в СМИ, другим образом;
  • болезнь лица, которая не позволяет ему руководить своими действиями, подтверждается документами, относящимися к расчетному периоду, в котором состоялось нарушение;
  • исполнение нарушителем каких-либо письменных разъяснений от компетентного госоргана (указанные обстоятельства устанавливаются соответствующим документом этого органа, который касается расчетных периодов, когда произошло правонарушение, независимо от даты его издания). Тем, кто не сможет должным образом подтвердить обозначенные обстоятельства, не стоит ждать освобождения;
  • иные обстоятельства, исключающие вину, которые признаются судом или налоговиками при рассмотрении дела.

Смягчение и отягчение

Ответственность за налоговые нарушения смягчается или отягчается благодаря наличию обстоятельств, перечисленных в ст. 112 НК . Смягчают ее:

Михаил Кобрин

Что такое налоговое правонарушение и ответственность за него

Налоговое правонарушение — это действия, которые нарушают положения Налогового кодекса и за которые установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). За совершение незаконного деяния закон предусматривает штрафы, а иногда и уголовное наказание. Наказание зависит от вида нарушения и наличия умысла.

По НК РФ нельзя оштрафовать должностное лицо компании — штраф налагается на юридические и физические лица. Но это не значит, что генеральный директор и главбух вольны делать что угодно. Одновременно со штрафами для организации по НК РФ к должностным лицам могут быть применены статьи КоАП или даже УК РФ.

Физлица несут налоговую ответственность с 16 лет. Даже если у ребенка возникла обязанность по уплате налога или сдаче декларации до 16 лет, исполнить ее должны его родители или опекуны. Иначе вся ответственность ляжет на них (ст. 107 НК РФ).

Виды налоговых правонарушений и штрафы

Полный перечень налоговых правонарушений есть в главе 16 НК РФ. В таблице мы собрали основные виды правонарушений и штрафы, которые установлены Налоговым кодексом.

10 000 рублей, если нарушения совершены в одном отчетном периоде

30 000 рублей, если нарушения совершены в более чем одном периоде

20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей, если из-за грубого нарушения занижена налоговая база

20 % от неуплаченной суммы, если деяние неумышленное

40 % от неуплаченной суммы, если есть злой умысел

200 рублей за каждый документ

100 000 рублей за документы из п. 5 ст. 25.15 НК РФ;

при непредставлении расчетов по НДФЛ сотрудников — 1 000 рублей за каждый месяц просрочки

5 000 рублей за первое нарушение в году

20 000 рублей за повторное

Помните, штраф не освобождает от ответственности по исполнению обязательства. Нельзя заплатить 20 % от неуплаченных налогов и забыть при них или отдать 200 рублей и не приносить документы по требованию инспектора. Выполнить обязательства все равно придется.

Ответственность за налоговые правонарушения

В каких случаях штраф могут уменьшить

Закон устанавливает перечень ситуаций, которые смягчают ответственность за нарушения в части налогов и сборов. К ним относятся (п. 1 ст. 112 НК РФ):

  • тяжелые личные или семейные обстоятельства;
  • совершение деяния под угрозой или по принуждению;
  • другие обстоятельства, которые суд или ФНС сочтут смягчающими.

Закон любит равновесие. Поэтому есть и отягчающее обстоятельство — повторное нарушение.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

Ответственность за налоговые нарушения по КоАП РФ

Административную ответственность по КоАП несут должностные лица, чаще всего это директор или главный бухгалтер компании. Нарушения по налогам и сборам законодатель выделил в гл. 15 КоАП РФ.

100 — 300 рублей для граждан

300 — 500 рублей для должностных лиц

5 000 — 10 000 рублей за первое нарушение

10 000 — 20 000 рублей или дисквалификация за повторное нарушение

Уголовная ответственность

Организация уголовную ответственность не несет. Но за серьезные нарушения могут быть привлечены директор, главбух, учредители и иные лица, которые имеют существенное влияние на компанию.

Наказание зависит от размера нанесенного бюджету ущерба: крупный или особо крупный. Для каждого нарушения критерии отличаются. За первое нарушение уголовной ответственности можно избежать, если погасить всю задолженность по налогам и уплатить пени и штрафы по доброй воле.

100 000 — 300 000 рублей

принудительные работы на срок до 1 года

лишение свободы до 1 года

200 000 — 500 000 рублей

принудительные работы или лишение свободы на 3 года

100 000 — 300 000 рублей

принудительные работы на 2 года

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3-х лет

арест на полгода

лишение свободы на 2 года

200 000 — 500 000 рублей

принудительные работы на 5 лет

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3-х лет

лишение свободы на 6 лет

100 000 — 300 000 рублей

принудительные работы на 2 года

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3-х лет

арест на полгода

лишение свободы на 2 года

200 000 — 500 000 рублей

принудительные работы на 5 лет

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3-х лет

лишение свободы на 6 лет

Чтобы избежать санкций просто платите налоги в полном размере и в срок, отчитывайтесь вовремя, а бухучет ведите без ошибок. В этом поможет облачный сервис Контур.Бухгалтерия. Система сама рассчитает налог к уплате, заполнит декларацию и напомнит о сроках уплаты. Всем новичкам мы дарим бесплатный 14-дневный доступ.

Государство следит за налоговыми отчислениями в бюджет и строго наказывает тех, кто нарушает налоговое законодательство. Ответственность за это установлена Налоговым Кодексом РФ, КоАП и даже Уголовным Кодексом. Разберемся, кого и за какие нарушения закон привлекает к ответственности.


Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

Налоговые правонарушения — понятие и сущность

Налоговое правонарушение — это несоблюдение норм налогового права лицом, у которого имеются определенные обязательства по уплате налогов. Действующий НК РФ определяет исчерпывающий перечень таких нарушений (гл. 16 НК РФ).

В частности, к ним относятся:

  • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
  • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
  • неуплата (полная или частичная) налогов;
  • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).

Основаниями для признания деяния правонарушением и наложения на виновника определенной санкции являются:

  1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
  2. Факт совершения такого деяния.
  3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут не только организации, но и физлица, причем последние не привлекаются к ответственности в том случае, если в момент нарушения закона они не достигли 16-летия.

Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.

Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

  1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
  2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

Согласно положениям п. 3 ст. 114 НК РФ, размер санкции, применяемой к нарушителю, может быть уменьшен в 2 раза или более относительно значения, установленного законодателем, если правонарушение было совершено при обстоятельствах, признаваемых смягчающими.

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.

Виды ответственности за налоговые правонарушения

Ответственность за налоговые правонарушения зависит от ряда факторов, оценить которые необходимо при вынесении решения о наказании, применяемом к налогоплательщику. Причем действующий НК РФ не является единственным нормативным документом, устанавливающим санкции и порядок их применения к нарушителю. КоАП и УК РФ также определяют меры ответственности за налоговые правонарушения.

Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

  • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
  • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

Согласно п. 1 ст. 114 НК РФ, мера ответственности выражается в наложении на виновное лицо налоговой санкции. При этом п. 2 этой же статьи указывает на то, что в качестве санкции применяется наложение на виновника денежного взыскания в размере, установленном НК РФ.

В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

  1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
  2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
  4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
  5. За несоблюдение правил ведения учета:
  6. однократное — 10 тыс. руб.;
  7. совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
  8. ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
  9. За неуплату (полную или частичную) налога:
  10. неумышленную — 20% суммы недоимки;
  11. умышленную — 40%.
  12. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

Описание налоговых правонарушений и ответственности за их совершение содержится в статьях, содержащихся в гл. 15 КоАП РФ. При этом к административной ответственности, в соответствии с примечанием к ст. 15.3 КоАП РФ, могут быть привлечены только должностные лица, которые нарушили закон в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей. Физлица (в том числе имеющие статус ИП) к административной ответственности за налоговые правонарушения по ст. 15.4–15.9 и 15.11 КоАП РФ не привлекаются.

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
  2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
  3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

К уголовной ответственности за совершение налогового преступления может быть привлечено только физическое лицо. В том случае, если нарушение законодательства было допущено организацией, санкция будет наложена на ее директора или главного бухгалтера, хотя в некоторых случаях возможно и привлечение к ответственности учредителей или иных лиц, которые оказывали непосредственное влияние на осуществляемую ей деятельность.

Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).

При этом законодатель освобождает от уголовной ответственности лиц, совершивших налоговое преступление впервые и погасивших сформировавшуюся у них задолженность, а также уплативших все сопутствующие пени и штрафы (п. 3 ст. 198, п. 2 ст. 199, п. 2 ст. 199.1 УК РФ). Для нарушителей, совершивших деяние, предусмотренное ст. 199.2 УК РФ, подобное послабление не предусмотрено.

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Положения ст. 198 УК РФ определяют ответственность физлица (в том числе и ИП) за уклонение от уплаты налогов, реализованное путем непредставления обязательной документации в контролирующий орган. Точно так же является нарушением умышленное включение в такую документацию сведений, не соответствующих действительности.

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

Особо крупный размер ущерба наказывается штрафом в размере заработка за период от года до 3 лет или в виде фиксированной суммы от 200 до 500 тыс. руб. Также суд может вменить осужденному выполнение принудительных работ сроком до 5 лет или лишить его свободы на срок до 6 лет.

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

За налоговые правонарушения возникает ответственность не только у налогоплательщиков, но и у налоговых агентов. Налоговый агент — это лицо, обязанное своевременно производить расчет размера налоговых платежей, удерживать средства с налогоплательщиков и перечислять их в бюджет государства (ст. 24 НК РФ). Ярким примером налогового агента является работодатель, который удерживает с зарплаты своих работников НДФЛ и самостоятельно передает его в ФНС.

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

В ст. 199.2 УК РФ устанавливается ответственность предпринимателей и организаций в случае сокрытия принадлежащего им имущества, на которое может быть обращено взыскание при неисполнении ими своих обязательств налогоплательщиков (налоговых агентов).

В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Наиболее распространенными видами дохода от источников за пределами РФ являются:

Налоговые последствия

В случае, если налоговый резидент РФ получает доход от источников за пределами РФ (зарубежный доход), то он обязан самостоятельно в срок до 30 апреля (см. наш Налоговый календарь) каждого года задекларировать такой доход, исчислить и уплатить с него налог - НДФЛ. Ставка НДФЛ, применяемая для резидентов - 13%.

Обращаю внимание, что обязанность по декларированию и уплате налога с зарубежного дохода в РФ лежит только на налоговых резидентах РФ, т.е. лицах, которые по итогам конкретного отчетного налогового периода (год) находились в РФ более 183 дней (при этом, неважно, когда именно лицо стало "набирать" указанные 183 дня, главное, что в отчетном году лицо суммарно в течение 12 следующих друг за другом месяцев находилось на территории РФ).

Избежание двойного налогообложения. Зачет налога, уплаченного в иностранном государстве

В случае, если с полученного за рубежом дохода иностранное государство удерживает налог (например, такое чаще всего происходит, например, при получении дохода от сдачи в аренду недвижимости), то Вы вправе зачесть сумму налога, уплаченного в иностранном государстве по соответствующей ставке с налогом, подлежащим уплате в РФ по ставке 13%. Если сумма уплаченного за рубежом налога - выше 13%, то в РФ ничего платить не нужно (но и возврата налога - также не предусмотрено), в случае же, если сумма уплаченного за рубежом налога - меньше 13%, то в РФ необходимо доплатить до 13%. В ФНС, при этом, необходимо предоставить документ из компетентного органа иностранного государства (иностранная ФНС), подтверждающий факт и размер уплаченного в иностранном государстве налога.

Обращаю Ваше внимание, что очень часто в некоторых странах при расчете базы возможно принимать к вычету некоторые связанные с доходом расходы - например, при получении за рубежом арендных платежей в некоторых странах возможно принять в расходы коммунальные платежи, платежи, связанные с недвижимостью и т.д. Таким образом, даже если ставка в такой стране будет выше 13%, то фактически уплаченная сумма налога может оказаться меньшей, чем 13% с общей суммы дохода (т.к. в РФ базой будет являться вся сумма дохода, без каких-либо расходов). Таким образом для верного расчета рекомендую именно сравнить две суммы - сумму дохода, полученного в иностранном государстве и сумму налога, уплаченного в иностранном государстве - и оценить, составляет ли сумма налога больше либо меньше 13%.

Если сумма уплаченного за рубежом налога - выше 13%, то формально в РФ необходимо заполнить и подать 3-НДФЛ, с указанием в ней суммы дохода и суммы налога, уплаченных в иностранном государстве и кода, указывающего на отсутствие налога к уплате. Однако, за непредставление такой декларации возможно применение штрафа только в размере 1 000 руб. - ст.119 НК РФ (ввиду отсутствия неплаченного налога).

Место уплаты налога по разным видам дохода, а также ставки налога регулируются соглашениями об избежании двойного налогообложения с конкретными государствами. Возможность зачета уплаченного налога также возможна только в случае наличия такого соглашения между РФ и страной, где Вы заплатили налог. В случае, если такое соглашение не заключено или не ратифицировано (напр., с Эстонией), то налог возможно будет необходимо заплатить дважды - в стране - источнике выплаты и в стране налогового резидентства получателя дохода.

Ответственность за неуплату налога

1) ст. 119 НК РФ - непредставление декларации - штраф 5% от суммы неуплаченного налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

Срок давности - 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то декларация 3-НДФЛ должна быть подана до 30 апреля 2015 г.
Срок давности истекает: 01.05.2015 г.+ 3 года = 01.05.2018 г.

2) ст.122 НК РФ - Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога - 20% от суммы неуплаченного налога (40% - если будет доказан умысле на неуплату налога)

Срок давности - 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

В 2019 г. проводится камеральная проверка за 3 предыдущих отчетных года - 2016, 2017, 2018. Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то налог с нее должен быть заплачен до 15 июля 2015 г.
Срок давности истекает: 01.01.2016 г.+ 3 года = 01.01.2019 г.

Налогоплательщик освобождается от ответственности за данное правонарушение, если им самостоятельно исчислен и уплачен в бюджет налог ДО того, как ФНС направило налогоплательщику соответствующее предписание.

3) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки (начиная с 15 июля)

4) ст.ст. 198 УК РФ - уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

Срок давности - 2 года

Валютное регулирование и валютный контроль

Как правило, в большинстве случаев зарубежный доход зачисляется на зарубежный счет, открытый российским налоговым резидентом в иностранном банке. В этой связи, если российский налоговый резидент является также и российским валютным резидентом, то он обязан:

При этом статусы налогового и валютного резидента РФ соотносятся следующим образом:

  • налоговые резиденты - п.2 ст.207 НК РФ - лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Указанный период не прерывается на периоды выезда лица за пределы РФ на срок менее шести месяцев для лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья;
  • валютные резиденты - ст.1 ФЗ-173 "О валютном регулировании и валютном контроле" - граждане РФ и иностранные граждане, имеющие российский ВНЖ.

Валютное законодательство РФ - ФЗ-173 "О валютном регулировании и валютном контроле" - устанавливает, что с 2020 года зачисление валютными резидентами РФ денежных средств от валютных нерезидентов на их зарубежные банковские счета возможно по любым основаниям, при условии, что такой банковский счет открыт в стране, с которой у России имеется соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией или в стране ЕАЭС - п.5.2. ст. 12 ФЗ 173 "О валютном регулировании и валютном контроле".

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Напоминаю, что штраф за совершение незаконных валютных операций по зарубежному счету составляет от 75% до 100% от суммы незаконной валютной операции - ст.15.25 КоАП РФ.

Как ФНС может узнать о наличии у лица дохода за рубежом

Информация о наличии у российского налогового резидента иностранного счета, а также данные об остатках на начало и конец отчетного периода, а также суммы всех поступлений и списаний по счету будет передана в РФ в рамках автоматического обмена налоговой информацией, который впервые состоялся в сентябре 2018 года за 2017 год. Передача информации в дальнейшем будет осуществляться в сентябре каждого года за прошедший год.

Читайте также: