Вид коммуникации отчет вашей бухгалтерии переданный в налоговую инспекцию

Обновлено: 07.07.2024

Истребование документов и информации относится к мероприятиям налогового контроля, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и является одним из способов оперативного получения проверяющими налоговыми органами ключевых сведений о финансово-хозяйственной деятельности вашей компании, чтобы установить возможные факты нарушения налогового законодательства.

В последнее время налоговые органы очень часто злоупотребляют своими полномочиями и требуют те документы и информацию, которые требовать недопустимо.

Общий фон всего того, что касается истребования у компаний документов (информации) таков — с каждым годом оно становится все более изощренным.

Но к этому чуть позже, когда будем рассматривать истребование документов и информации через призму отдельных проверочных мероприятий (выездных и/или камеральных проверок).

Более детально рассмотрим, как и в каких случаях налоговые органы, при возникновении необходимости могут затребовать представить нужные им документы и информацию.

Истребование налоговым органом документов и информации о деятельности компании в двух случаях:

15 топ-менеджеров , которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.

Когда налоговый орган потребует у компании представить документы (информацию)

Начнем с того, что истребование документов при любой налоговой проверке — это стандартная первичная процедура получения налоговым органом базовой информации о финансово-хозяйственной деятельности компании.

Сразу возникает вопрос, а какие документы вправе истребовать налоговый орган, только те, ведение которых предусмотрено Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) и законодательством о бухгалтерском учете или те, ведение которых не является обязательным и не предусмотрено законодательством? Однозначный ответ на данный вопрос не дает даже арбитражная практика.

В идеале любой законопослушный предприниматель должен придерживаться позиции неправомерности истребования налоговым органом документов, не предусмотренных НК РФ и законодательством о бухгалтерском учете. Право обязывать компанию вести те документы, ведение которых не предусмотрено действующим законодательством, у налогового органа отсутствует.

Как истребуются документы при камеральных и выездных проверках (на практических примерах)

  • Истребование документов при выездных проверках

Вопросы регламентации проведения выездных проверок раскрывать не будем, а лишь обратим внимание, что в соответствии со статьей 89 НК РФ, выездная проверка может проводиться, как на территории компании, так и по месту нахождения налогового органа.

Налоговый орган вправе затребовать у проверяемой им компании необходимые для проверки документы на основании соответствующего требования. Требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю компании лично под расписку либо в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 НК РФ. Статья 93 НК РФ нам об этом и говорит.

Срок для представления документов — 10 дней со дня получения требования, но может быть продлен по после соответствующего уведомления от проверяемой компании.

Рассмотрим на конкретном примере, что может попросить налоговый орган при проведении выездной проверки:

Налоговый орган кроме стандартного набора первичных документов по сделке с вашим партнером может попросить у компании и другие документы и информацию.

Так, например, налоговому органу могут быть интересны различные приказы с работниками (приеме, увольнение и перевод), их должностные инструкции и регламенты, действующие в компании.

Кроме того, они могут попросить вас подготовить для них различные справки об имущественном положении, пояснительные записки со информацией об отдельных сотрудниках и аналитические таблицы со сведениями о платежеспособности компании.

Перечень истребуемых документов в нашей практике, как правило, ограничивается только фантазией проверяющего налогового инспектора.

К сожалению, в практике очень много негативных примеров, где налоговые органы и суды намеренно не отличают друг от друга мероприятия налогового контроля, которые проводятся в рамках налоговой проверки от мероприятий, которые уже вне рамок таких проверок.

Необходимо понимать, что в рамках выездной проверки проверяющие должны следовать только положениям статей 89 и 93 НК РФ при их взаимном применении и помнить, что в рамках выездной проверки могут истребоваться только документы, а не информация.

Однако, это идеальная картина, которая в угоду конъюнктурным выгодам крайне неинтересна юрисдикционным органам нашего государства.

Яркий пример тому — три относительно свежих кейса (Арбитражные дела №№ А40-49615/2020, А40-49591/2020, А40-31193/2020), где компания проиграла спор с налоговым органом.

Указанные выше кейсы лишь маленькое напоминание о том, как легко противозаконные действия проверяющих становятся законными. Увы, но на подобную негативную практику необходимо обращать пристальное внимание.

Однако есть и другая практика судов на основании разъяснений, данных самой же ФНС России, все-таки предлагающая идеальный алгоритм, который гипотетически может сработать.

В этом случае все индивидуально, поэтому детально разбирать данный алгоритм не будем, а лишь рассмотрим его ключевые моменты:

  1. Письмом ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/[email protected] отмечается, что налоговые органы вправе требовать от проверяемого лица только документы, которые служат основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налогов, а также документы, которые подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания, перечисления) налогов, сборов (ст. 31 НК РФ), а налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы только документы, которые необходимы для исчисления и уплаты налогов (ст. 23 НК РФ). Вывод: права на истребование у компании документов, не являющиеся первичными, в том числе отчетов или аналитических справок (обобщений), у налоговых органов нет. Постановление Верховного Суда РФ от 09.07.2014 N 46-АД14-15 вышеуказанную позицию полностью подтверждает.
  2. Согласно нормам статей 93 и 93.1 НК РФ законодатель разделяет права налогового органа по основаниям и объему запрашиваемых у налогоплательщика документов в зависимости от проводимой в отношении самой компании или ее контрагентов формы налогового контроля (Арбитражное дело № А40-211149/2018).

При принятии решения об отказе в представлении налоговому органу истребуемых им документов (информации) адекватно оценивать негативные последствия такого отказа, которые будут уже связаны с возможным привлечением к участию сотрудников полиции в выездной проверке вашей компании.

При выборе такого варианта идти до последней судебной инстанции и все-таки попытаться преодолеть порочную практику злоупотреблений со стороны проверяющих налоговых инспекторов.

  • Истребование документов и информации при камеральных проверках

Исходя из пунктов 1 и 7 статьи 88 НК РФ смысл камеральной проверки состоит в том, что такая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией.

При этом обязанность по представлению налогоплательщиком иных документов должна быть прямо предусмотрена НК РФ. Проверяющий налоговый инспектор при камеральной проверке налоговой декларации может попросить у компании только те документы, которые указаны в статье 88 НК РФ.

Однако налоговому органу могут быть интересны и другие документы и информация. Например, налоговые органы часто запрашивают анализы счетов и карточек счетов бухгалтерского учета в разрезе субсчетов и контрагентов, а также оборотно-сальдовые ведомости.

Во всех двух спорах суды были единогласны и соответственно смело выводим общую позицию:

Анализ счетов и карточек счетов бухгалтерского учета в разрезе субсчетов и контрагентов, оборотно-сальдовые ведомости не относятся к первичным документам.

Хоть статья и одна, но полномочия налоговых органов по ней четко дифференцированы по объему запрашиваемых у компании документов в зависимости от проводимой в отношении ее контрагента формы налогового контроля:

  • в ходе налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать у компании документы (информацию), касающиеся деятельности его проверяемого контрагента компании или иных лиц (пункт 1 статьи 93.1 НК РФ);
  • вне рамок проведения налоговых проверок проверяющий налоговый инспектор вправе истребовать лишь документы (информацию) в отношении конкретной сделки (пункт 2 статьи 93.1 НК РФ).

Срок для представления документов — 5 дней или 10 дней (зависит от основания истребования) со дня получения требования, но может быть продлен по после соответствующего уведомления от проверяемой компании.

В общих чертах получение проверяющим налоговым инспектором документов по пунктам 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ представляет собой перекрестную (или встречную) проверку.

Практика классических перекрестных (встречных) проверок не стоит на месте и подвержена влиянию соответствующие экономической конъюнктуры.

На сегодняшний день в практике налогового контроля происходит отраслевая и функциональная специализации направлений налогового контроля, что позволяет выделить несколько причин возможного интереса налоговых органов к вашей компании, которые важно знать и понимать.

Вот примеры некоторых из них:

В указанных выше случаях важно понимать главное — насколько само требование проверяющего налогового инспектора о представлении документов или информации соответствует требованиям налогового законодательства. Разъяснения судов могут в этом помочь.

Важно знать, что основная цель у налоговых органов — это не получение информации и документов, как таковых, а в перспективе вменение вам претензий по не уплаченным кем-то из ваших контрагентов налогов. Здесь имеют место намеренные нарушения со стороны налоговых органов при истребовании документов в рамках статьи 93.1 НК РФ.

Вот несколько возможных примеров, где налоговые органы, либо нарушают порядок получения нужной информации, либо находятся на грани разумных пределов своих полномочий:

  • 1. Налоговый орган запрашивает у компании документы по деятельности его проверяемого контрагента и указывает в требовании, что документы нужны в связи с иными мероприятиями налогового контроля, а запрашивает, при этом, документы и информацию, которые касаются деятельности компании в целом, не конкретной сделки, как того требует пункт 2 статьи 93.1 НК РФ.

В первом случае требование является незаконным. В случает отказа от представления документов и информации по нему будет шанс признать его незаконным. В практике такие случае имеются (Арбитражное дело № А76-15894/2019);

  • 2. Налоговый орган запрашивает у компании документы и информацию о конкретном вашем контрагенте, но за период до начала отношений с ним.

Второй случай — это случай, который, как сказано выше, находятся на грани разумных пределов полномочий налоговых органов. Грань состоит в том, что если в соответствующий период у компании не было отношений с конкретным контрагентом, то достаточно сообщить об этом налоговому органу, и это будет означать надлежащее исполнение такого требования.

Здесь мы также можем обратиться к соответствующей практике применения налогового законодательства (Арбитражное дело № А12-43960/2019).

Рекомендации директору и бухгалтеру компании при взаимодействии с налоговыми органами

Рекомендации при общении с налоговым органом при истребовании у компании документов и информации будут похоже на рекомендации при непосредственном (коммуницированном) общении с налоговыми органами, например, при вызове директора или бухгалтера компании для дачи пояснений или на допрос в качестве свидетеля.

В случае отказа от представления документов и информации статьями 126 и 129.1 Налоговым кодексом РФ предусмотрена ответственность компании. Кроме того, за отказ от представления налоговому органу документов и информации директор компании может быть привлечен к ответственности в соответствии со статьей 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если компания действует добросовестно и уверена в своих контрагентах, не ставила целью получить необоснованную налоговую выгоду и готова это подтвердить, то представлять документы нужно обязательно.

Если требование является необоснованным и противоречит налоговому законодательству, то такое требование необходимо оспаривать.

Давать или не давать документы и информацию налоговому органу — зависит от конкретных обстоятельств. Адекватная оценка, лицами, принимающих решения в компании, последствий неполного представления документов и информации или отказа от представления их в будущем может помочь избежать негативных последствий для компании при общении с налоговыми органами.

При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности каждый налогоплательщик сталкивается с необходимостью взаимодействовать с сотрудниками налоговой инспекции. В некоторых случаях она может вызвать некоторые трудности, особенно если бухгалтер или директор только приступили к своим обязанностям.

Для организации взаимоотношений с ИФНС необходимо ориентироваться на разные моменты, в том числе нормы законодательства, современные технологии, а также методы, предлагаемые самими налоговиками.

Начало сотрудничества

Сотрудничество с налоговиками начинается еще до открытия компании или ИП, поскольку они регистрируются именно в налоговой инспекции. Для этого необходимо подать соответствующий пакет документов, после обработки которого ИФНС включит компанию в государственный реестр. Однако только при условии, что процедура регистрации полностью соответствует требованиям законодательства.

На этом этапе выбирается юридический адрес компании, который не должен быть массовым. Именно на него налоговая инспекция будет присылать документы в бумажном виде, а потому он должен быть действующим.

В последующем можно организовать электронный документооборот через оператора передачи данных. В одних случаях - это обязательная процедура, а в других - личная инициатива руководства организации.

Электронный документооборот

В связи с развитием информационных технологий взаимодействие налогоплательщиков с налоговой инспекцией заметно упростилось. Теперь для отправки документов или отчетности предлагается использовать телекоммуникационные каналы связи. С их помощью можно не только быстро представить документы, но также иметь подтверждение, что они получены сотрудниками ИФНС.

В сервисе 1С:Отчетность бухгалтер после отправки отчетности получает извещение о получении электронного документа органом, принимающим отчетность. Если вдруг случается, что отправленный вами документ не соответствует каким-либо требованиям вам в течении 8 часов придет уведомление об отказе в принятии документа.

Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с законодательством некоторые виды отчетности нужно передавать только посредством ТКС, например, декларации по НДС. Кроме того, подавать отчетность в электронном виде необходимо тем компаниям, у которых среднесписочная численность сотрудников за предыдущий год составила более 100 чел. (в некоторых случаях - более 25 чел.).

При организации электронного документооборота документы, направляемые в ИФНС, могут быть трех видов:

  • созданные средствами программного обеспечения и выгруженные в цифровом виде;
  • созданные в бумажном виде и в последующем отсканированные в электронный формат;
  • созданные непосредственно через программное обеспечение, необходимое для организации электронного документооборота.

В любом случае при их подаче налогоплательщик должен использовать усиленную квалифицированную электронную подпись.

Налоговые проверки

Для контроля деятельности и проверки правильности формирования отчетности хозяйствующих субъектов налоговая инспекция проводит камеральные и выездные проверки.

При проведении камеральной проверки ИФНС проверяет документы, переданные в электронном или бумажном виде, но без посещения налогоплательщика. При этом ее сотрудники имеют право запрашивать дополнительные документы, но только в рамках проводимой проверки. На основании проведенной камеральной проверки налоговики принимают либо не принимают сданную отчетность.

При проведении выездной проверки сотрудники ИФНС проверяют документы непосредственно при посещении налогоплательщика. При этом они требуют предоставить их в бумажном виде, и зачастую их перечень достаточно обширен. Однако также сотрудники ИФНС могут запросить и электронные документы, и в этом случае компания должна предоставить доступ к программному обеспечению, в котором хранятся документы. Но в этом случае нужно организовать отдельный доступ для налоговиков, чтобы они не имели возможности просматривать абсолютно все документы. На основании проведенной выездной проверки налоговики составляют акт с указанием каких-либо выявленных ошибок и рекомендаций по их устранению.

Общение с налоговиками

Непосредственное общение с налоговиками может быть как через телекоммуникационные каналы связи (направление официальных писем или запросов), так и лично при посещении отделения ИФНС.

При первом варианте правила и механизм общения аналогичен, как и при обычном документообороте. При втором варианте необходимо обратить внимание на следующие нюансы:

  • для разбора какой-либо конфликтной ситуации целесообразно взять с собой оправдательные документы, которые будут подтверждать те или иные факты финансово-хозяйственной деятельности компании;
  • при невозможности прийти к компромиссному решению при общении с рядовыми сотрудниками можно обратиться к руководству ИФНС или в вышестоящую инстанцию;
  • при общении следует придерживаться официального тона без эмоций или оскорблений, поскольку в противном случае компанию могут оштрафовать на 50-100 тыс. руб., а ее должностное лицо на 10-30 тыс. руб. (ст. 5.61. КоАП РФ);
  • для решения мелких вопросов можно обойтись без посещения отделения ИФНС - достаточно позвонить сотруднику инспекции и по телефону получить или передать информацию.

Одним из методов информационного взаимодействия с налоговиками является посещение их бесплатных семинаров, проводимых с целью раскрытия актуальной информации по вопросам бухгалтерского и налогового учета. Такая форма общения позволяет не только получить поддержку госорганов, но также ознакомиться с теоретическими и практическими материалами, которые в последующем можно будет применить при ведении деятельности компании.

Кроме того, в последнее время налоговики используют вебинары как метод предоставления информации налогоплательщикам. Данный вариант особенно удобен тем, что предполагает удаленный формат сотрудничества, то есть компания может получить информацию даже при нахождении в другом регионе.

Ошибки при общении с налоговиками

При взаимодействии с сотрудниками налоговой инспекции следует избегать таких ошибок, способных привести к негативным последствиям:

  • неверный эмоциональный подход. Как положительные, так и отрицательные эмоции способны негативно отразиться на взаимодействии с налоговиками. При общении следует быть максимально спокойными, общаться уверенным официальным тоном, но без пренебрежительного отношения;
  • подарки или договоренности. Как правило, сотрудники ИФНС равнодушны к подаркам, а в некоторых случаях могут рассматривать их как способ откупиться. Такой вариант не подходит для построения партнерских отношений, поэтому если все-таки хочется подарить подарок, то лучше, если это будет сувенир с символикой компании;
  • устное общение. Общение в устной форме возможно лишь по весьма простым вопросам, а в серьезных и важных ситуациях необходимо все оформлять документально, например через сервис 1С:Отчетность.

В то же время специалисты рекомендуют контролировать действия сотрудников налоговой инспекции. Например, при проведении выездной проверки необходимо тщательно проверить составленный акт, поскольку в нем могут быть указаны документы, которые не были представлены налогоплательщиком.

Грамотная организация сотрудничества с налоговой инспекцией возможна только в том случае, если компания ведет бухгалтерский и налоговый учет в соответствии с нормами законодательства РФ. Для этого целесообразно использовать специализированное программное обеспечение, которое постоянно обновляется, что позволяет вести учет по установленным правилам.


Представление документов по требованию налоговой инспекции происходит по определенным НК РФ правилам, и в современных условиях для этого существует несколько способов. Расскажем об этом в нашем материале.

Способы представления документов

Если при камеральной проверке были потребованы различные документы, то в налоговую инспекцию их можно предоставить следующими способами (подп. 1 п. 2 ст. 93 НК РФ):

  • бумажные заверенные ксерокопии передаются лично налогоплательщиком или через представителя в налоговую инспекцию или заказным письмом по почте (подп. 2 п. 2 ст. 93 НК РФ);
  • в электронной форме по специальному формату и в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@;
  • в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика;
  • в виде скан-образов по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Налогоплательщик сам вправе выбрать, каким способом передавать ему документы по запросам и требованиям налоговиков (письмо ФНС России от 25.11.2014 № ЕД-4-2/24315).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Налогоплательщики, обязанные сдавать отчетность только в электронном виде, не вправе направлять уведомления о невозможности представления запрашиваемых ФНС документов почтой.

Подробности см. здесь.

 Как представить документы по требованию налоговой инспекции

ВАЖНО! Пояснения по НДС можно подать только в электронном формате. Подробности см. в этой статье.

Какие возможности предоставляют электронные личные кабинеты, узнайте из материалов:

Перечень документов, которые может затребовать ФНС зависит от вида мероприятия, которое проводится налоговиками. Какие документы подготовить в рамках проверок (выездной или камеральной), вне проверок, при встречных проверках, подробно рассказывают эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и приступайте к изучению Готового решения бесплатно.

Представление документов в электронной форме

Передать налоговикам требуемые документы в безбумажной форме можно по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) через оператора электронного документооборота (ЭДО) или через сайт ФНС России (подробности об этом способе см. по ссылке).

Как получить электронную подпись, узнайте из публикации.

Благодаря такой возможности вы:

  • избегаете технических ошибок благодаря применению электронных форматов;
  • экономите свои ресурсы (не нужно распечатывать документы и приходить в инспекцию или на почту для их передачи (отправки));
  • гарантированно получаете подтверждение доставки документов.

На подготовку и представление документов у вас есть:

  • 5 рабочих дней, если налоговики ждут от вас документы (информацию) о конкретной сделке или контрагенте, в отношении которого проводится проверка;
  • 10 рабочих дней, если документы истребуются в рамках камеральной или выездной проверки в отношении вашей компании.

Отсчет сроков производится со дня получения требования о представлении документов.

Скан-образы бумажных документов: на что ориентироваться при их представлении

При передаче налоговикам скан-образов документов, составленных на бумажном носителе, ориентируйтесь:

  • на абз. 4 п. 2 ст. 93 НК РФ, позволяющей представлять бумажные документы в электронной форме в виде электронных образов документов (составленных на бумаге документов, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов);
  • приказ ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@, которым утвержден универсальный формат описи для передачи в налоговую сканированных копий документов, позволяющий отправлять налоговикам сканы любых бумаг;
  • письмо ФНС от 09.02.2016 № ЕД-4-2/1984@, в котором отмечена возможность представления в ИФНС любых документов в электронном виде с использованием любого программного обеспечения, если они составлены по установленным ФНС форматам.

Решая вопрос о том, в какой форме представить налоговикам истребуемые документы, не забывайте, что отдельные документы налоговики принимают исключительно в электронной форме. Подробнее об этом узнайте по ссылке.

Как подписать ксерокопии документов

Если документы представляются в бумажном виде, то следует придерживаться ряда правил.

Ксерокопии документов необходимо заверить у руководителя или другого уполномоченного лица. Можно также скрепить их печатью, если она есть у организации. Но это необязательно. Налоговики разрешают не заверять представляемые копии печатью, даже если компания или ИП не отказалась от печати в своей деятельности (письмо ФНС России от 05.08.2015 № БС-4-17/13706@).

Уполномоченное лицо действует на основании доверенности, выданной руководителем. Доверенность должна быть составлена в соответствии с требованием законодательства (ст. 185-189 ГК РФ и подп. 1 п. 3 ст. 29 НК РФ).

Подпись на ксерокопии проставляется в соответствии с порядком оформления, определенном в п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 (постановление Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст). Этот стандарт указывает, в каком порядке должны стоять надписи. Это выглядит таким образом:

Должность заверяющего Личная подпись Инициалы, фамилия

Необходимо учитывать, что установленный порядок носит рекомендательный характер, поэтому считается необязательным (подп. 4 п. 1 ГОСТ Р 6.30-2003). Таким образом, надписи могут находиться в любом месте документа.

20 марта 2020 г.

Нотариально удостоверять копии документов не требуется (п. 2 ст. 93 НК РФ). Но может возникнуть ситуация, когда без нотариуса не обойтись. Узнайте об этом из следующего раздела.

Нужно ли ИП заверять доверенность у нотариуса

Если документы предпринимателя для предоставления в налоговую инспекцию заверяются уполномоченным лицом, то необходима доверенность, заверенная у нотариуса (подп. 4 п. 2 ст. 11, подп. 2 п. 3 ст. 29 НК РФ).

Такого же мнения придерживаются:

  • судебные органы (см. решение Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
  • чиновники Минфина (письма от 24.03.2014 № 03-02-08/12763, от 01.08.2013 № 03-02-08/30900, от 15.11.2012 № 03-02-08/99, от 07.08.2009 № 03-02-08/66);
  • налоговики (письма ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, от 16.10.2013 № ЕД-4-3/18527@).

Как оформить копии документов

Если законодательством не предусмотрена копия документов, заверенная нотариусом, то налоговые инспекторы не имеют право требовать заверенных копий (подп. 2 п. 2 ст. 93 НК РФ, дополнительно письмо Минфина России от 07.12.2009 № 03-04-05-01/886).

Поэтому налоговым инспекторам предоставляются копии документов, заверенные руководителем.

Многостраничная копия документа обязательно прошивается и ставится единая заверительная надпись на прошивке. Листы нумеруются, и общее количество проставляется на заверительной надписи. Прошивать листы необходимо с таким условием, чтобы впоследствии не было расшития пачки, и был свободный доступ для ксерокопирования любого листа. Все даты, подписи должны быть хорошо видны на копии документа (письма Минфина России от 07.08.2014 № 03-02-РЗ/39142, ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@ (п. 21)).

Если документов несколько, то копии заверяются отдельно и на каждой ставится заверительная надпись. Об этом сообщает финансовое ведомство в своих письмах от 11.05.2012 № 03-02-07/1-122, от 24.10.2011 № 03-02-07/1-374, от 30.11.2010 № 03-02-07/1-549 , а также налоговое ведомство в письме от 02.10.2012 № АС-4-2/16459. Такой же позиции придерживаются и судебные органы (постановление ФАС Московского округа от 05.11.2009 № КА-А41/11390-09).

Указанные письма относятся к встречным проверкам. Так как условия представления документов по требованию налоговых органов одинаковы, то могут применяться и к камеральным проверкам (п. 2 ст. 93, подп. 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Не следует для копии документов применять использованные листы. На обратной стороне ставятся данные об исполнителе документа – фамилия, инициалы и номер телефона (письмо от 01.02.2010 № 03-02-07/1-35).

Требование отсканированного варианта документа неправомерно

Действия налоговых инспекторов считаются неправомерными, если кроме заверенной копии документов запрашивается отсканированный вариант документа на дисках или в электронном виде.

В налоговом законодательстве не предусмотрено представление отсканированного варианта документа на дисках или в электронном виде, если ранее была представлена бумажная копия (ст. 93 НК РФ).

В какие сроки необходимо успеть подготовить и передать налоговикам документы, узнайте здесь.

Когда можно не исполнять требования налоговиков, мы рассказывали в этой публикации.

Итоги

При передаче документов электронным способом нужно учесть требования приказа ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@.

  • Налоговый кодекс РФ
  • приказ ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Наталья Ванина

Кому и для чего нужны учет и отчетность, и как с ее помощью управлять рисками компании, читайте в нашей публикации.

Отчетность для налоговой…

При изучении налоговых деклараций инспекторы:

1. Анализируют контрагентов компании

Теперь вместе с декларацией по НДС в ИФНС передается книга покупок и книга продаж, в которой перечислены все ваши закупки и продажи, а также данные контрагентов. ИФНС, используя программный продукт АСК НДС-2, сверяет в режиме онлайн данные вашей компании с информацией ваших контрагентов. При помощи умной программы сведения из отчетности налогоплательщика автоматически сопоставляются с данными его поставщиков и покупателей.

Если в цепочке есть расхождение, программа сигнализирует об этом компании. Компания в течение 5 дней должна пояснить, в чем причина. И если раньше на подобную проверку инспекторам требовалось много времени, то сейчас – считанные минуты.

Как избежать проблем? Необходимо быть уверенным в добросовестности ваших контрагентов.

2. Сравнивают бухгалтерскую отчетность с налоговой

Инспекторы ищут расхождения между данными в декларациях и бухгалтерской отчетностью (балансом, отчетом о прибылях и убытках и др.) для последующего запроса пояснений и более углубленного анализа деятельности компании.

Как действуем мы?

  1. Мы прекрасно знаем, что именно будет смотреть ИФНС и какие данные сопоставлять, поэтому осознанно и с пониманием возможных рисков ведем налоговый учет и формируем отчетность. Чтобы избежать ненужных вопросов о расхождениях в отчетности, наши специалисты ведут бухгалтерский учет по правилам налогового.
  2. Наши специалисты анализируют и выдерживают сотни контрольных соотношений в формах бухгалтерской и налоговой отчетности, на которые опирается ИФНС, принимая решение о более тщательной проверке налогоплательщика.
  3. В зоне налогового учета лежат основные риски для клиента, поэтому налоговому учету и отчетности мы уделяем первостепенное значение.

3. Выявляют отклонения от нормативов

Важный этап любой налоговой проверки – анализ отклонений налоговой отчетности от среднеотраслевых показателей (по доле вычетов, уровню зарплат, рентабельности, налоговой нагрузке и т.д.) – для последующего приглашения генерального директора компании на налоговую комиссию, а затем – для назначения выездной налоговой проверки.

Как действуем мы?

Важно!

4. Требуют пересдать декларации

В случае обнаружения расхождений в отчетности или занижении (по мнению ИФНС) налоговой базы или завышении вычетов по НДС инспекторы требуют переделать и сдать новую отчетность – уточненную декларацию и заплатить больше денег в бюджет.

  • Увеличивается вероятность обвинения по статье 126 Налогового кодекса (непредставление документов).
  • Увеличивается нагрузка на бухгалтера (по подаче документов).
  • Сложнее отстоять расходы.
  • Увеличивается вероятность выездной проверки.
  • Возможно ухудшение отношений с контрагентами, так как по дополнительным расходным документам инспекция будет проводить встречные проверки, что не порадует поставщиков.

Как действуем мы:

Кстати…

Отчетность компании – секретная информация или нет?

Для многих станет открытием то, что бухгалтерская отчетность – это не какие-то секретные сведения, а публичная информация, находящаяся в свободном доступе. Данные бухгалтерской отчетности любой компании на совершенно законных основаниях может получить любая другая организация или физлицо.

В отличие от бухгалтерской, налоговая отчетность защищена понятием коммерческой тайны, так как, к примеру, из декларации по НДС можно получить информацию о контрагентах компании и тонкостях ведения предпринимательской деятельности.

…для банков и не только

Когда компания обращается в банк за кредитом, самый объемный пакет документов – это ее бухгалтерская и финансовая отчетность. В нее входят балансы, отчеты о прибылях и убытках за несколько предыдущих периодов и различные бухгалтерские расшифровки.

Важно!

Директору компании, который заботится о безопасности бизнеса, стоит лично следить за тем, чтобы в банк и в ИФНС попадала одинаковая отчетность, либо передать бухгалтерию нам на аутсорсинг – тогда вы будете стопроцентно уверены в безупречности отчетности вашей компании в глазах как банкиров, так и ИФНС.

Отчетность для личных кредитов

Однако уже в ближайшее время ситуация изменится – уже в пилотном режиме внедряется механизм, по которому физлицо должно запросить 2-НДФЛ в инспекции, после чего справка в электронном виде и заверенная электронной подписью ИФНС поступит в банк. Поскольку в налоговую попадают данные из отчетности, которую сдает компания, из-за ошибок в отчетности могут возникнуть проблемы у физлица.

Отчетность для участия в тендерах

Для участия в тендерах компания должна предоставить комплект документов, в который в обязательном порядке входит бухгалтерская отчетность за несколько прошедших периодов. Также может потребоваться налоговая отчетность (требования к документам могут быть разные). Налоговая декларация и другие отчетные документы служат подтверждением того, что у компании-участника конкурса нет долгов перед бюджетом.

Дополнительные отчеты для компаний и ИП вводятся для решения каких-то проблем на государственном уровне. Так, например, недавно вдруг возникла необходимость предоставлять отчет в Федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Зачем, спрашивается, она понадобилась? Все просто: государство решило собрать статистику цен стройматериалов, чтобы контролировать цены в госконтрактах на строительство.

Как бы там ни было, проще сдать все необходимые отчеты в статистику, чем гадать: надо-не надо? Цена вопроса слишком велика – штрафы за несданный отчет исчисляются десятками тысяч рублей для директора и сотнями тысяч рублей – для самого юрлица.

Читайте также: