Вертикальная и горизонтальная налоговая политика

Обновлено: 13.05.2024

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ - основана на соблюдении принципов горизонтальной и вертикальной справедливости. Принцип горизонтальной справедливости предполагает применение одинаковых мер ко всем лицам, находящимся в одинаковом положении, тогда как принцип вертикальной справедливости основан на применении дифференцированных мер к лицам, находящимся в неравном положении. Так, в соответствии с принципом горизонтальной справедливости предполагается единая налоговая ставка на равные по величине доходы независимо от их источников, а принцип вертикальной справедливости устанавливает разную по величине налоговую ставку на разные по величине доходы. Ключевой проблемой обоих принципов является определение равенства, которое имеет морально-этический характер. Например, сравним две семьи. В каждой семье работает один человек. Работающие получают одинаковой величины доходы (заработную плату). [c.280]


ПРИНЦИП ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ -принцип налогообложения, в соответствии с которым субъекты, находящиеся в равных условиях, должны трактоваться налоговыми законами одинаково. [c.569]

ПРИНЦИП ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ — принцип налогообложения, при котором к налогоплательщикам, находящимся в равных условиях, применяется одинаковое отношение налоговых органов. [c.501]

Принцип горизонтальной справедливости 50/ [c.801]

О Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что находящиеся в равном положении должны трактоваться налоговыми законами одинаково. Принцип вертикальной справедливости предполагает, что находящиеся в неравном положении должны трактоваться неодинаково. [c.380]

Предположим, что двое работают по 40 ч в неделю и один получает зарплату, работая по найму, тогда как другой зарабатывает на жизнь своим собственным бизнесом, скажем, ресторанным. Предположим, что прибыль собственника ресторана в точности равна величине заработной платы наемного работника. Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что каждый человек должен выплачивать налог одинаковой величины. Если же налоговая система облагает налогом прибыль по одной ставке, а заработную плату — по другой, то принцип горизонтальной справедливости будет нарушен. Принцип вертикальной справедливости гласит, что тот, кто получает больше, должен и больше платить в виде налогов, даже если его заявленные (т.е. облагаемые налогом) доходы по какой-либо причине искусственно занижены. [c.380]


ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАВЕНСТВА. Естественной отправной точкой является следующая мысль налоговой системой в качестве равных рассматриваются те, у кого равны текущие доходы. Но текущие доходы в действительности не являются подходящим показателем того, насколько человек богат. Студент-медик, обладающий такими же доходами, как и дворник, все же богаче последнего, поскольку имеет более высокую сумму доходов, полученных в течение жизни. Возможно, мы должны определить равных через их суммарные доходы, полученные в течение жизни. Даже если мы сможем надежно оценить суммарные доходы (кроме всего прочего, некоторые студенты-медики отчисляются за неуспеваемость), ряд трудных вопросов все равно остается. Рассмотрим двух людей, каждый из которых имеет одинаковые совокупные доходы. Оба теперь на пенсии. Один, будучи молодым, делал сбережения и теперь живет хорошо. Другой в молодости хорошо проводил время и теперь живет очень бедно. Равны ли они Или рассмотрим двух людей, работающих на одном заводе, делающих одинаковую работу и получающих одинаковую оплату. Один из них имеет на иждивении пятерых детей. Равны ли они Это этические вопросы, и, к сожалению, принцип горизонтальной справедливости в подобных случаях не дает конкретного ответа На практике вопрос решается законодателями, которые, голосуя по вопросу о налогах, видимо, основываются на принципах, подобных принципу горизонтальной справедливости. Однако у них есть, разумеется, и множество других политических соображений, и, кроме того, на них оказывается политическое давление [c.380]

Принцип справедливости. Согласно этому принципу идентифицируются и контролируются два условия — горизонтальная справедливость, т. е. юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях по объектам обложения, платят одинаковые налоги, и вертикальная справедливость — справедливое перераспределение платежей между богатыми и бедными первые платят пропорционально больше налогов, чем вторые. [c.98]


Справедливости ради замечу, что, будучи профессионалами в названных областях, они поначалу прекрасно справлялись со своей просветительской задачей, но - переусердствовали и, впав в искушение, вступили на узкий и тернистый путь науки управления. Благие намерения создать совершенную, с их точки зрения, организационную структуру предприятия воплотились в уродливой схеме, противоречащей жестким принципам горизонтального и вертикального разделения труда. В результате сыграло свою негативную роль доверие руководства по отношению к авторитетным специалистам, прекрасно справившимся со своей основной первоначальной задачей. Мне пришлось приложить немало усилий к тому, чтобы изжить "червя сомнений" из сознания руководства по по- [c.84]

Принцип способности заплатить налог предполагает введение двух понятий вертикальной и горизонтальной справедливости. Вертикальная справедливость означает, что налогоплательщики, обладающие высокой способностью к уплате налогов, должны вносить в бюджет государства большую сумму. Горизонтальная справедливость означает, что налогоплательщики с равной способностью платить налоги должны вносить одинаковые суммы. Несмотря на распространенность этих понятий, они достаточно редко используются для оценки налоговой системы. [c.266]

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Объясните принцип получаемых выгод и принцип способности заплатить налог. Что такое вертикальная справедливость и что такое горизонтальная справедливость Почему для оценки справедливости налоговой системы необходим анализ распределения налогового бремени [c.272]

Средняя ставка налога Принцип получаемых выгод Горизонтальная справедливость Прогрессивный налог [c.273]

В рамках рассмотренных принципов налогообложения при анализе концепции "налоговой справедливости" экономисты различают горизонтальное и вертикальное равенство потерь при уплате налогов. Горизонтальное равенство предполагает, что находящиеся в равном положении налогоплательщики должны трактоваться налоговым законодательством одинаково и платить равные налоги. Вертикальное равенство предполагает, что находящиеся в неравном, с точки зрения доходов и имущества, положении домохозяйства не могут одинаково трактоваться соответствующим законодательством, и обязаны платить разные налоги. Очевидно, что обеспечение в форме вертикального равенства представляет собой сложную задачу, в решении которой пока нет четких научно-практических рекомендаций. Однако существует инструментарий, с помощью которого государство стремится обеспечить справедливость налогообложения, как в форме горизонтального, так и вертикального равенства. Этот инструмента- [c.594]

Третий пример касается налогообложения детей. Рассмотрим две семейные пары с одинаковыми доходами. И та и другая хотели бы иметь двоих детей, но одна пара бездетна, а у другой двое детей. Ясно, что положение пары с двумя детьми лучше, чем бездетной. Принцип, по которому тот, кому лучше, платит больше налогов, предполагает, что семья с детьми должна платить больше налогов. Но на деле налоговый закон приводит к тому, что эта пара платит меньше. Проведенный анализ показал, что хотя принципы вертикального и горизонтального равенства на первый взгляд, кажется, обеспечивают "разумные" основы для разработки справедливой налоговой системы, на деле они помогают только частично. Сложные вопросы — как определить того из двух людей, кто находится в лучшем положении или который обладает большей способностью платить, а также, что мы понимаем под одинаковым подходом к людям — эти вопросы остаются без ответа. Более того, принцип вертикального равенства не указывает, насколько больше должен платить государству находящийся в лучшем положении. Утверждается только то, что он должен платить больше. [c.383]

Теория налогообложения исходит из того, что принцип равенства предполагает, прежде всего, соблюдение горизонтальной и вертикальной справедливости. Первая означает, что находящиеся в равном положении (получающие одинаковый доход) должны платить одинаковые налоги. Вертикальная справедливость означает, что находящиеся в неравном положении (получающие разные доходы) должны платить разные налоги. [c.270]

Закрепленная законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему. В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы всеобщность (охват налогами всех юридических и физических лиц, располагающих доходами, имуществом) обязательность (юридические и физические лица, облагаемые налогами, обязаны уплачивать их в строго установленные сроки, нарушение сроков или уклонение от уплаты карается законом) равнонапря-женность (взимание налогов по единым ставкам независимо от субъекта обложения) однократность (недопущение того, чтобы с объекта обложения налог взимался более одного раза) стабильность (ставки налоговых платежей и порядок их отчисления не должны часто изменяться) простота и доступность для восприятия гибкость (налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики) справедливость. В теории налогообложения различают принципы горизонтальной и вертикальной справедливости. Первый предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны уплачивать одинаковые налоги. Второй — то, что налогоплательщики, находящиеся в неравном положении, должны уплачивать неравные налоги. [c.115]

Принципы налогообложения, разработанные в XVIII-XIX вв., с учетом реалий экономической и финансовой теории и практики XX в. не утратили своего значения и сформулированы следующим образом Справедливость налогообложения в вертикальном и горизонтальном аспектах. Справедливость налогообложения в вертикальном разрезе означает, что налог должен взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного лица, т.е. что с повышением дохода ставка налога увеличивается. Справедливость налогообложения в горизонтальном разрезе - это принцип, предполагающий единую налоговую ставку для лиц с одинаковыми доходами. Эффективная налоговая система подразумевает наличие в ней инструментов, стимулирующих экономический рост, хозяйственную деятельность индивидов и предприятий. Нейтральность налогообложения предполагает рав-новеликость налоговых изъятий независимо от сфер приложения капитала и видов экономической деятельности. Простота налоговой системы выражается в легкости и доступности для широких кругов техники подсчета налогов и заполнения различных форм налоговой отчетности 2. [c.106]

С учетом этих факторов и критериев развивалась идея справедливости в налогообложении, которая, как мы уже знаем, нашла свое выражение в принципе общности и равномерности обложения. Этот принцип, провозглашенный А. Смитом в конце XVIII в., уточнялся вплоть до конца XX в., когда он получил окончательную формулировку как принцип справедливости с конкретизацией ее вертикального и горизонтального разреза в налоговой системе США. [c.110]

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Межбюджетные отношения………………………………………..5
1. Межбюджетные отношения в федеративном государстве…………. 5
1.2. Особенности и проблемы межбюджетных отношений……………….9
Глава 2.Горизонтальные и вертикальные межбюджетные отношения……14
2.1. Вертикальное межбюджетное выравнивание………………………. 15
2.2. Горизонтальное межбюджетные выравнивание……………………..18
2.3. Механизм вертикального и горизонтального бюджетного выравнивания……………………………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………..24
Библиографический список………………………………………………. 25

Вложенные файлы: 1 файл

Горизонтальное и вертикальное финансовое выравнивание.doc

Вместе с тем решение задачи обеспечения каждому гарантированных государством услуг и благ связано с большими различиями в экономическом положении тех или иных регионов, с различным уровнем затрат и большой дифференциацией бюджетных возможностей региональных и местных органов власти, дифференциацией населения по уровню получаемых денежных доходов; региональными различиями в прожиточном минимуме, связанными с уровнем цен региональных потребительских рынков. В соответствии с концепцией реформирования межбюджетных отношений в России осуществляется переход от индивидуальных и постоянно меняющихся нормативов к финансовым трансфертам на основе единой для всех регионов методики их исчисления 19 .

Горизонтальное выравнивание предполагает пропорциональное распределение налогового бремени между субъектами федерации для устранения или, по крайней мере, снижения неравенства налоговых возможностей различных территорий, а также учет дифференциации населения по уровню среднедушевого бюджетного дохода и нивелирование региональных различий в прожиточном минимуме, денежных доходах и расходах населения 20 .

Рассмотрим общий механизм горизонтального выравнивания в Российской Федерации, который является частью финансового федерализма.

Задача горизонтального финансового выравнивания в России чрезвычайно сложна, поскольку это связано с большими различиями в экономическом положении тех или иных регионов, уровнем затрат и с большой дифференциацией бюджетных возможностей региональных и местных органов власти. Существенное воздействие на обеспечение социальных стандартов, гарантированных государством, оказывают рыночные процессы и сложная экономическая ситуация, приведшие к дифференциации населения по уровню денежных доходов, возникновению существенных региональных различий в прожиточном минимуме и сохранению разного уровня цен. Все это значительно усложняет задачу бюджетного выравнивания. Для горизонтального финансового выравнивания в настоящее время в РФ используются следующие методы: трансферты, дотации, субвенции, взаимные расчеты, бюджетные компенсации 21 .

Перечисленные выше методы горизонтального бюджетного выравнивания применяются практически во всех странах с рыночной экономикой, имеющих федеративное устройство. Тем не менее соотношение этих методов, практика их применения и методики расчетов размеров оказываемой помощи во всех странах различны, поскольку они адаптируются к конкретной экономической ситуации, в которой формируется определенная модель межбюджетных отношений.

2.3. Механизм вертикального и горизонтального бюджетного выравнивания

Главным принципом построения механизма горизонтального и вертикального выравнивания является законодательное разграничение полномочий органов, ответственных за ведение бюджета.

Вертикальная сбалансированность отмечается по отношению не только к вышестоящим органам власти, но и к нижестоящим. Это создано для эффективного распределения и сбалансированности средств между субъектами РФ, чтобы в случае необходимости оказать финансовую помощь.

Принцип вертикальной сбалансированности предъявляет требования как к вышестоящему уровню власти (бюджету), так и к региональным и местным властям (бюджетам). В случае если потенциальные возможности по обеспечению доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для финансирования предоставления услуг (выполнения функций), за которые отвечает тот или иной региональный или местный орган, то центральное правительство обязано предоставить этому нижестоящему уровню власти недостающие бюджетные ресурсы 22 .

Вертикальное выравнивание не решает всех проблем бюджетного сбалансирования. Оно должно сочетаться с процессом горизонтальной сбалансированности бюджетов.

Пропорциональное распределение налогов между субъектами Федерации (регионами) по определенной формуле для устранения (или снижения) неравенства в налоговых возможностях (потенциалах) различных территорий (субъектов Федерации и Муниципалитетов).

В условиях Российской Федерации задача горизонтального выравнивания сложна, как ни в одной другой стране. Решение задачи обеспечения каждому гарантированных государством услуг и благ связано с большими различиями в экономическом положении тех или иных регионов, с различным уровнем затрат и большой дифференциацией бюджетных возможностей региональных и местных органов власти, дифференциацией населения по уровню получаемых денежных доходов; региональными различиями в прожиточном минимуме, связанными с уровнем цен региональных потребительских рынков.

Горизонтальное выравнивание перераспределение финансовых подразумевает ресурсов между регионами. Горизонтальное выравнивание не подразумевает простого перечисления доходов богатых регионов в расходы бедных. Средства помощи всегда выделяются из централизованных фондов, созданных не только за счет налоговых поступлений.

Горизонтальное выравнивание проявляется в форме дотаций, субвенций, спецфондов (таких, например, как Федеральный фонд поддержки регионов), причем все они имеют централизованный характер, поэтому говорить о действительно горизонтальном распределении трудно. По сути межбюджетные отношения в России базируются на противоречии Конституции РФ, которое заключается в ответственности центра за весь комплекс жизненных условий в регионах. Несмотря на данное противоречие, та к о е положение регламентируется множеством федеральных законов. Поэтому необходима работа по реформированию горизонтального выравнивания. Следует перейти на новые методы распределения средств между субъектами РФ. Их суть заключается в обеспечении максимально возможной бюджетной независимости субъектов РФ. Для выполнения своих функций согласно Конституции РФ каждый из уровней власти должен в достаточной мере обеспечиваться собственными финансовыми средствами.

В области используемых механизмов сглаживания горизонтального финансового дисбаланса и системы финансового выравнивания доминирование федерального начала проявляется 23 :

  1. в сохранении значительных перераспределительных финансовых потоков, замыкающихся на федеральном бюджете;
  2. в построении системы трансфертов, при которой на федеральном уровне производится постатейный учет не только доходов бюджетов субъектов федерации, но и их расходов;
  3. в скрытом перераспределении через систему трансфертов доходов от собственных и закрепленных источников бюджетов нижестоящего уровня.

Это является решением политических и экономических проблем. Необходимо появление у регионов действенных стимулов к увеличению своих доходов, финансовому самообеспечению, максимально рациональному и ответственному применению средств бюджета. Кроме того, перераспределение доходов в сторону бюджетов субъектов РФ не должно оказывать влияние на качество решения стратегических задач, таких как обеспечение обороны страны и безопасности государства, поддержка фундаментальных научных исследований и других задач, имеющих статус задач общенационального характера.

Целью горизонтального и вертикального выравнивания является выравнивание возможностей реализации минимального уровня социальных гарантий, который регламентируется Конституцией РФ и федеральным законодательством. Социальные гарантии должны финансироваться из всех бюджетов, причем независимо от их уровней.

В соответствии с концепцией реформирования межбюджетных отношений в России осуществляется переход от индивидуальных и постоянно меняющихся нормативов к финансовым трансфертам на основе единой для всех регионов методики их исчисления.

Сфера межбюджетных отношений является максимально широкой, содержание межбюджетных отношений охватывает практически все бюджетные отношения.

В системе межбюджетных отношений регионов и центра в РФ является проблема самообеспечения регионов и муниципальных образований, проблема повышения доходности бюджетов всех уровней.

Межбюджетные отношения определены как взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса".

Исходным пунктом реформирования системы межбюджетных отношений и непременным условием выхода страны на устойчивые экономические показатели должна стать целенаправленная и скоординированная работа по совершенствованию бюджетно-финансового законодательства РФ и по исправлению ошибок и недочетов, которые существуют в нынешней бюджетной системе.

Главным принципом построения механизма горизонтального и вертикального выравнивания является законодательное разграничение полномочий органов, ответственных за ведение бюджета.

Целью горизонтального и вертикального выравнивания является выравнивание возможностей реализации минимального уровня социальных гарантий, который регламентируется Конституцией РФ и федеральным законодательством. Социальные гарантии должны финансироваться из всех бюджетов, причем независимо от их уровней.

В соответствии с концепцией реформирования межбюджетных отношений в России осуществляется переход от индивидуальных и постоянно меняющихся нормативов к финансовым трансфертам на основе единой для всех регионов методики их исчисления.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Российская газета", 5.12.1993.

  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823, в последней редакцией 09.02.2009 № 310-ФЗ

Вагапова А.Р. Совершенствование межбюджетных отношений в Российской Федерации: Автореф. дисс. канд. экон. наук. - М., 2007.

Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. - М.: Дашков и Ко. - 2002.

Казанцева Т.В. Региональный аспект формирования межбюджетных отношений (на примере Приморского края): Автореф. дисс. канд. экон. наук. - Хабаровск, 2006.

Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. Под ред. Бобкова, О.В.. М.: Изд-во Экзамен. - 2006.- 671. с

Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы.- М.: УРСС, 1997.

Пантюхина С.А., Галиев А. И. Межбюджетные отношения и проблема распределения расходов между бюджетами всех уровней //ВЕСТНИК ТИСБИ № 4 2007

Парыгина, В.А., Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) М.: - 2007 г. - 560 с.

Финансовое право: учеб.—2-е изд., перераб. и доп./A. Б. Быля О. Н. Горбунова, Е. Ю. Грачева [и др.]; отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко.- М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007,- 528 с.

Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2003.

Финансовое право: Учебник / О. Н. Горбунова, Е. Ю. Грачева и др.; Отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г, П. Толстопятенко.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 536 с.

Экономический словарь. Под ред. А.И.Архипова, ТК "Велби", издательство "Проспект", 2004 г.

1 Финансовое право: учеб.—2-е изд., перераб. и доп./A. Б. Быля О. Н. Горбунова, Е. Ю. Грачева [и др.]; отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко.- М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007,- 528 с.

2 Финансовое право: Учебник / О. Н. Горбунова, Е. Ю. Грачева и др.; Отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г, П. Толстопятенко.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 536 с.

3 Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2003.

4 Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2003.

5 Христенко В. Развитие бюджетного федерализма в России: итоги 1990-х годов и задачи на перспективу // Вопросы экономики, 2002, №2.

6 Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. - М.: Дашков и Ко. - 2002. - С. 101.

7 Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. Под ред. Бобкова, О.В.. М.: Изд-во Экзамен. - 2006.- 671. с

8 Парыгина, В.А., Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) М.: - 2007 г. - 560 с.

10 Казанцева Т.В. Региональный аспект формирования межбюджетных отношений (на примере Приморского края): Автореф. дисс. канд. экон. наук. - Хабаровск, 2006. С. 3.

11 Вагапова А.Р. Совершенствование межбюджетных отношений в Российской Федерации: Автореф. дисс. канд. экон. наук. - М., 2007. С. 3.

Процедура сглаживания разницы между доходами и расходами в уровнях социально экономического развития, выполненная вышестоящими органами управления власти, с целью симметрировать бюджет на всех уровнях, реализовать социальные гарантии называется бюджетным выравниванием. Процесс осуществляется с помощью структур, сопряжении приемов финансовых технологий и правил, вследствие которых происходит воздействие на процессы формирования, использование бюджетных фондов для достижения целей. Простыми словами, дополнение денежной недостачи бюджета, и есть выравнивание.

Выделяют основные концепции федерализма:

  • одна цель для общегосударственного развития, и для социального населения страны, которая действует основой сглаживания всех интересов на трех уровнях управления;
  • разделяя бюджетно-налоговые обязанности, учитывать слияние централизма, децентрализации;
  • благоусмотрение органов власти всех уровней за сбалансированностью бюджета;
  • вклад Федерации в создание, реализацию бюджетно-налоговой политики страны, внося межбюджетные связи.
  1. По срокам активации инструментов.
  2. Стадия совместного воздействия.
  3. По маршруту действия и направления.

По срокам активации направления различают:

  1. Краткосрочное – переадресация средств из активов финансовой помощи в нижестоящие бюджеты с предназначением поддержания конкретную ступень государственного расходования, а также изъятие, перенаправление, изменение дефицита в краткосрочном периоде.
  2. Долгосрочное – возобновление денежных возможностей конкретного неблагополучного региона, задача которого поднять из угнетенного состояния до среднего потребительского состояния.

По стадиям совместного воздействия делятся на:

  1. Активное – размежевание собственнических компетенций.
  2. Пассивное – разделение государственных предназначений между ступенями управления, которое разграничивает распределение расходных компетенций, за ними идет распределение доходных полномочий.

По маршруту действия механизм распределения средств между бюджетами имеет два направления, горизонтальное и вертикальное, призванных решать двуединую задачу. В совершенстве тип общегосударственного расчета предполагает, что конкретный уровень закрепленной власти обязан обеспечить одинаковую как доходность полномочий членов федерализма, так и расходность. Такая модель существует только теоретически, на практике существует разрыв между двумя линиями финансирования. Неравномерный разрыв провоцирует горизонтальный и вертикальный денежный дисбаланс.

Дотации

Вертикальное выравнивание ставит перед собой цель достижения сбалансированности между разными уровнями потребителей власти и федеральная помощь нижестоящим бюджетам. Требования предъявляют ко всем уровням власти, как высшему, так и региональному, местному бюджету. В том случае, если местный бюджет не может обеспечить полное финансирование для выполнения конкретно указанных функций, то центральные органы высшего управления обязаны предоставить недостающую финансовую помощь.

Несоответствие между региональными затратами и вложениями, заложенными за этим уровнем бюджета показывает вертикаль. Ее устранить очень сложно, поскольку точной идентичности налогового резерва и объективных потребностей почти не встречается. По этой причине столичные власти, имеющие финансовое преимущество перед местными властями, вынуждены покрыть неравномерное распределение, недостаток средств на региональном уровне.

Вертикальное выравнивание между региональным и местным бюджетом предписывает обязательное обеспечение финансирования за заложенными функциями, обеспечить население аутентичными услугами. При этом нужно сохранить собственный уровень доходного ресурса. Одного вертикального сбалансирования недостаточно, оно должно работать параллельно, синхронно с горизонтальным выравниванием баланса.

Горизонтальное выравнивание – это параллельное делегирование пошлины между формами Федерации по конкретной схеме для нейтрализации неравенства в финансовых возможностях разных территорий. Такое возникновение расхождений у регионов рассматриваются подобно неравенству дифференциации доходов, субъективных накоплений среди различных параллелей населения как вид проявления социального неравенства.

На территории России задача горизонтального сбалансирования очень сложна, потому как следуя Конституционному закону, каждому гражданину страны положены неограниченные социальные, гражданские права и свободы, гарантия безопасности со стороны государства, его долг предоставлять широкий спектр услуг; право на социальное обеспечение, право на труд и выплату вознаграждения по трудовому кодексу не меньше оплаты минимального размера оплаты труда и т.д.

Задача обеспечения сограждан всеми социальными правовыми нормами связано с неравной региональной экономической ситуацией каждого слоя населения. В связи сложившейся ситуации реформирования разных слоев бюджетных сфер на территории России реализуется переход от неповторяемых, все время меняющихся нормативов к финансовым переводам на основе цельной для всех методики исчисляемости.

Типы

Суть горизонтального выравнивания бюджета состоит в стандартизации одного уровня расходования государственных услуг обитателями разных регионов государства путем употребления унитарных формализованных методов раздачи федеральной финансовой поддержки нижестоящим слоям власти.

Гораздо важнее и сложнее целью есть осуществление вертикального сбалансирования. Допуская равновесие доходов и расходов разных сфер финансирования, сохраняются в значительной степени различия бюджетного положения разных регионов. Местная власть здесь не причем, действуют совсем другие условия влияния: количество населения, ступень экономического развития территории, расположение территории, ее климат.

Вертикальное выравнивание возникает в результате использования дотаций, субсидий, бюджетного кредита, бюджетной ссуды. Необходимую функцию вертикального сбалансирования выполняет личностный доход и управляемые налоги. Также существование вертикальной балансировки может быть за счет оказания отдельным регионам специального экономического режима.

На территории Российской Федерации горизонтальная сбалансированность – одна из сложнейших задач, по сравнению с другими странами. На сегодняшнее время целью руководства стоит двойная миссия: применять возможности бюджетного федерализма для решения бюджетных, налоговых, других противоречий, при этом не давать активизироваться дальнейшей децентрализации бюджетной программы. При этом теряется ее цельность и возможность быть управляющим механизмом финансовой сферы.

В условиях нарастания конкуренции конкретное деление расходных возможностей создаст мотивацию и стимул для высших органов власти улучшить эффективность и результативность правление общественными финансами, снабжению прозрачности делегированных полномочий.


Принципы построения налоговой системы определяют взаимоотношения налогоплательщиков и государства. Какая система действует на территории России? Каковы принципы построения системы налогов в РФ? Об этом мы поговорим в данной статье.

История построения налоговой системы в нашем государстве

Для того чтобы понять принципы построения налоговой системы в России, рассмотрим несколько исторических моментов, связанных с ее формированием. История построения налоговой системы в нашей стране довольно длинная.

В период Золотой Орды было введено множество сборов с простого населения, так как разоренное в результате непрерывной войны русское государство нуждалось в поступлениях в казну и уплате дани монгольским ханам.

В XIV веке в Московском государстве сформировалась система кормлений — сборов за управление определенной территории в пользу великого князя.

Глобальными налоговыми реформами отличился император Петр I. Он ввел чрезвычайные налоги: рекрутские, драгунские, корабельные сборы. Также известны подушные подати, гербовые сборы, знаменитый налог за бороды, налог с орехов, продажи продуктов питания и другие. Примечательно, что именно Петр I принял на государственную службу прибыльщиков, которые следили за уплатой податей и сборов, а также придумывали новые налоги. Это стало своего рода прототипом современной налоговой службы.

При Александре II система налогообложения была изменена ввиду отмены крепостного права в 1861 году. Было введено обложение земельных угодий и доходов от недвижимого имущества, приняты винный и табачный акцизы (за продажу спиртной продукции — чем не прототип современных акцизов?), соляной налог, таможенные сборы. Остался и подушный налог.

Главным событием в экономической жизни Советской России стала НЭП (новая экономическая политика), введенная в 1921 году. Она фактически вернула ту налоговую систему, которая существовала до Революции. Были введены так называемые классовые налоги — индивидуальное обложение сельскохозяйственным налогом кулацких хозяйств.

Период с 1930 по 1932 год ознаменован кардинальными переменами в налоговой жизни государства. Была полностью упразднена система обложения акцизами, предприятиям был вменен налог с оборота и прибыли.

В военной и послевоенной России вводились весьма любопытные налоги, например, налог на холостяков (действовал вплоть до 1990 года). В связи с экономической ситуацией в стране граждане СССР дополнительно уплачивали военный налог, сбор с владельцев домашнего скота. С 1986 по 1991 год действовал налог с продаж, а также государственные пошлины за регистрацию и выдачу определенных документов. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая в дальнейшем была переименована в Государственную налоговую службу.

В 1998 году появилось Министерство РФ по налогам и сборам, которое затем было ликвидировано, а его функции переданы Минфину РФ. С 2004 года деятельность по контролю в сфере налогообложения осуществляет уже привычная нам Федеральная налоговая служба.

Принципы построения налоговой системы в РФ

Налоговая система Российской Федерации — это совокупность налогов и сборов, которые взимаются в пользу государства с физических и юридических лиц.

Об характеристиках основных элементов налога читайте здесь.

В РФ действует трехуровневая налоговая система, которя состоит из федеральных, региональных и местных налогов.

Она строится на определенных принципах и регулирует налоговые взаимоотношения государства и плательщиков налогов и сборов.

Какую систему налогообложения может выбрать организация? Сделать выбор вам помогут рекомендации от экспертов КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к правовой системе бесплатно и переходите в Готовое решение.

Принципы налоговой системы РФ можно найти в Налоговом кодексе, в частности, в ст. 3 прописаны основные понятия. Если их обобщить, то можно выделить несколько принципов построения налоговой системы РФ:

Каждый налог должен быть установлен НК РФ и иметь все необходимые элементы: объект налогообложения, налоговая база, период и ставка, порядок исчисления налога и сроки его уплаты. Все неопределенности налогового законодательства толкуются в сторону плательщика.

Он предполагает всеобщность налогообложения. Каждое юридическое или физическое лицо должно уплачивать налог, если оно признано плательщиком по нему. Налогоплательщик должен принимать участие в пополнении бюджета РФ и финансировании его расходов.

Каждый налогоплательщик должен знать о тех налогах и сборах, которые он обязан платить в определенные НК РФ сроки и порядке. Прежде всего, этот принцип направлен на исполнение плательщиком своих налоговых обязательств, а также предотвращение злоупотребления властью со стороны налоговых органов.

Все налогоплательщики несут одинаковую налоговую нагрузку в соответствии с налоговым законодательством РФ независимо от положения и социального статуса. Каждый участник налоговых отношений (плательщики и государство) имеет право на отстаивание своих интересов в суде.

Итоги

Современная налоговая система Российской Федерации начала формироваться после распада СССР в 1991 году одновременно со становлением рыночной экономики. С тех пор она претерпела множество изменений. Они касались не только налогового законодательства, но и деятельности налоговых органов. Ст. 3 НК РФ определяет базовые принципы, на которых строится налоговая система России.

На сегодняшний день продолжают вноситься изменения в обе части НК РФ. Прежде всего, они направлены на улучшение взаимоотношений государства и налогоплательщиков, уменьшение неопределенностей в нашем налоговом законодательстве.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: