Верификация налоговой и бухгалтерской отчетности

Обновлено: 25.05.2024

С 2020 года ФНС России начала вести единый государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (сокр. ГИРБО), которую организации обязаны ежегодно сдавать в Налоговую службу. Также в 2020 году начал действовать Регламент предоставления информации из этого ресурса. Рассказываем, как получить информацию о бухотчетности контрагента и т. п. из ГИРБО.

Содержание Регламента

С 17 марта 2020 года действует приказ ФНС России от 25.11.2019 № ММВ-7-1/586, который утвердил Административный регламент предоставления информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, который ведёт Налоговая служба.

  • общие положения (кто может быть заявителем, требования к данной госуслуге);
  • стандарт предоставления информации из ГИРБО;
  • состав, последовательность, сроки выполнения госуслуги, требования к порядку выполнения, особенности;
  • формы контроля за предоставлением сведений из ГИРБО;
  • досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) налогового органа, его должностных лиц;
  • особенности процедур (действий) в МФЦ.

Также в Приложении № 1 к Регламенту ФНС утвердила форму запроса на оформление абонентского обслуживания ГИРБО.

Кто может быть заявителем

Получить информацию из ГИРБО могут:

  • физлица, не являющиеся ИП;
  • ИП;
  • организации (кроме органов власти и Центробанка).

Также заявителем может быть представитель любого из перечисленных лиц.

Кто предоставляет сведения из ГИРБО

Этим занимается ФНС России и территориальные налоговые органы.

Какую информацию можно получить

Речь идёт о бухгалтерской (финансовой) отчетности за прошлый год (2020 г. будет первым), а также аудиторском заключении о ней (когда её аудит обязателен).

Стоимость госуслуги

Любой заявитель вправе запросить информацию о бухотчетности конкретного экономического субъекта. И это бесплатно.

Однако если нужен постоянный доступ ко всему массиву сведений по бухотчетности, которым располагает ФНС, можно оформить абонентское обслуживание. Оно обойдётся в 200 000 рублей в год.

Например, что такой доступ полезен организациям, которые занимаются аналитикой.

Формат получения информации и доступ

Если сделан запрос на абонентское обслуживание, ИФНС установит доступ и направит заявителю уведомление. В течение 1 месяца с даты направления уведомления нужно войти в ресурс бухотчётности. Это считается началом предоставления доступа к информации из ГИРБО.

  • с апреля 2020 года – через систему межведомственного электронного взаимодействия (возможность госорганов получить сведения);
  • с мая 2020 года – с использованием специального интернет-сервиса на сайте ФНС.

Через указанный интернет-сервис заявитель может получить, например, информацию из таких документов компании – потенциального или действующего контрагента:

  • бух. баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств;
  • пояснения к годовому балансу и отчету о финансовых результатах;
  • аудиторское заключение об отчётности (если оно обязательно).
  • посмотреть эту информацию на экране своего монитора;
  • скачать текстовые документы и таблицы;
  • скачать документ с электронной подписью инспекции.

Уточним, что получить информацию можно как целиком (пакетом), так и по отдельным документам (файлам).

Как сделать запрос в ИФНС

Чтобы получить из ГИРБО бухотчетность конкретного юрлица, нужно подать только запрос. В нем заявитель указывает:

  • полное или сокращенное наименование;
  • ОГРН и ИНН интересующей организации.

Если нужно абонентское обслуживание, то заполняют форму запроса, которая приведена в Приложении № 1 к Регламенту. Он выглядит так:


  • на бумаге – если подаёте его лично в ИФНС либо МФЦ/Мои документы или по почте;
  • в электронной форме – через сайт госуслуг или сервис ФНС.

С нашего сайта по прямой ссылке бесплатно скачать бланк запроса на предоставление абонентского обслуживания из ГИРБО можно здесь:

Когда запрос не примут

Запрос о бухотчетности конкретной компании налоговая зарегистрирует всегда. А вот в приеме запроса на абонентское обслуживание могут отказать. Например, такое право есть у ИФНС, если:

  • нет каких-то сведений о заявителе (наименования, ОГРН, ИНН и т. д.);
  • нет подтверждения полномочий представителя (доверенность и т. п.);
  • нечитаемый текст запроса;
  • есть пороки в электронной подписи.

Срок ответа на запрос

Информацию о конкретном экономическом субъекте ИФНС должна предоставить в тот же день, когда зарегистрирует запрос заявителя.

Что касается предоставления абонентского доступа, то его придется подождать: уведомление направят в течение 10 рабочих дней.


ГИР БО — это государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности. С 2020 года его ведет ФНС. В ресурс попадает бухотчетность почти всех организаций, за исключением организаций:

  • госсектора;
  • отчитывающихся в ЦБ РФ и самого Центробанка;
  • религиозных;
  • бухотчетность которых содержит сведения, отнесенные к гостайне;
  • в некоторых случаях, установленных Правительством РФ. Например, это организации, находящиеся под иностранными санкциями (постановление от 22.01.2020 № 35).

Что за информация содержится в ГИР БО

В ГИР БО размещается следующая информация:

    организаций; к ней;
  • аудиторские заключения, в случае если отчетность подлежит обязательному аудиту;
  • отчетность организаций, поднадзорных Банку России.

В ресурс включена отчетность за 2019 и последующие годы. Для получения информации об отчетности за 2018 год и ранее необходимо обращаться в Росстат.

Нужно ли представлять промежуточную бухгалтерскую отчетность, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный доступ можно получить бесплатно.

В какие сроки нужно представлять отчетность

Сроки представления в ГИР БО:

  • обязательного экземпляра бухотчетности — не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода;
  • аудиторского заключения (когда аудит обязателен) — вместе с отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом;
  • скорректированной отчетности — не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения самого исправления либо за днем утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Для ООО — это 10 рабочих дней после 30 апреля, для АО — 10 рабочих дней после 30 июня.

Сдавать отчетность нужно только в ФНС (сдача в Росстат отменена) и только в электронном виде. С отчетности за 2020 год электронная сдача обязательна и для СМП (напомним, что сдать отчетность за 2019 год в порядке исключения они могли на бумаге).

Чем подтвердить прием отчетности

В общем случае отчетность является поступившей в ГИР БО, если организация получила квитанцию о приеме и извещение о вводе.

Но даже если налоговая прислала уведомление об уточнении, переживать не стоит. И в этом случае отчетность считается принятой. А уведомление об уточнении носит рекомендательный характер, и организация вправе самостоятельно решать, представлять скорректированную отчетность или нет. На это указала ФНС в письме от 18.02.2020 № ВД-4-1/2844@.

Когда отчетность действительно могут не принять

Основаниями для отказа в приеме отчетности в ресурс являются (письмо ФНС от 18.02.2020 № ВД-4-1/2844@):

  • несоблюдение формата;
  • отсутствие УКЭП или несоответствие данных владельца сертификата ключа проверки подписи данным в отчетности;
  • отправка отчетности не в тот налоговый орган.

Важно! КонсультантПлюс предупреждает
За нарушение правил представления бухгалтерской отчетности предусмотрена административная и налоговая ответственность. К таким нарушениям относится непредставление, несвоевременное представление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган или орган статистики.
Размеры штрафов смотрите в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.

Доступ к сведениям ГИР БО

С мая 2020 года для всех пользователей стал доступен интернет-сервис ГИР БО, позволяющий бесплатно получить информацию о бухгалтерской (финансовой) отчетности любой организации. Также есть возможность получить экземпляр отчетности, подписанный электронной подписью ФНС.

Кстати, на интернет-портале ГИР БО организована обратная связь. Если вы не находите в ресурсе свою отчетность или выявили в ней ошибку, можно подать соответствующее электронное обращение. Налоговики его рассмотрят, и если представленная отчетность действительно отличается от размещенной в ГИР БО, то оперативно ликвидируют расхождения.

Для тех, кому отчетность нужна для масштабной аналитики, есть платное абонентское обслуживание стоимостью 200 тыс. руб. в год. За эти деньги абонент получает доступ к ежемесячно обновляемой полной базе бухотчетности в том формате, в котором она поступает в ФНС.

Подробную информацию о работе ГИР БО вы найдете на сайте ФНС.

Сдают или нет уточненный баланс, узнайте из этой статьи.

  • Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ
  • Налоговый кодекс РФ
  • Постановление Правительства РФ от 22.01.2020 № 35
  • Письмо ФНС России от 18.02.2020 № ВД-4-1/2844@

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В ИФНС по месту учёта сдают бухгалтерскую и налоговую отчётность. В чём различия между ними? Есть ли ещё какая-то связь между этими двумя формами отчётности? Давайте разбираться.

Налоговая отчётность

Под сдачей налоговой отчётности подразумеваются подготовка и передача в налоговый орган документов, содержащих сведения об уплате и исчислении налогов. Налоговую отчётность сдают организации и индивидуальные предприниматели. К ней принято относить налоговую декларацию и расчёт авансового платежа.

Состав налоговой отчётности зависит от системы налогообложения, которую применяет ИП или ООО, а также от конкретных видов деятельности. Например, плательщики транспортного налога обязаны отчитываться по нему в соответствующей декларации.

Рассмотрим перечень отчётной документации, которую сдают налогоплательщики, в зависимости от применяемого спецрежима.

На общей системе налогообложения (ОСНО) предприятия и ИП платят подоходный налог (ООО — налог на прибыль, ИП — налог на доход физических лиц) и НДС, поэтому приходится сдавать несколько деклараций.

Отчётность по налогу на доход физических лиц сдаётся по форме 3-НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истёкшим налоговым периодом (п. 1 ст. 229 НК РФ). Срок сдачи декларации по налогу на прибыль зависит от того, с какой периодичностью ООО платит налог. Если это происходит ежеквартально, организация сдаёт промежуточные декларации. Срок сдачи — не позднее 28 числа месяца, который следует за отчётным кварталом (п. 3 ст. 289 НК РФ). Если налог рассчитывается по результатам фактической прибыли, декларацию сдают ежемесячно, не позднее 28 числа месяца, следующего за отчётным.

Годовую отчётность юридические лица обязаны сдавать не позднее 28 марта года, который наступил после отчётного (п. 4 ст. 289 НК РФ). При этом нет разницы, с какой периодичностью уплачивается налог.

Декларация по НДС сдаётся ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчётным кварталом (ст. 5 174 НК РФ)

ИП и ООО, которые применяют УСН, сдают только один вид декларации — по единому налогу, который они платят в соответствии со своей системой налогообложения. Срок, установленный для сдачи отчётности по УСН — не позднее 31 марта года (для юрлиц) или до 30 апреля (для ИП) года, который наступает за отчётным. Сроки для ИП и ООО на УСН установлены в п. 1 ст. 346.23 НК РФ.

До 31 марта ежегодно должны также отчитываться и плательщики ЕСХН. Если предприятие больше не работает сфере сельского хозяйства, сдать декларацию нужно не позднее 25 числа месяца, следующего после прекращения сельскохозяйственной деятельностью.

Если налогоплательщик применяет ПСН, отчитываться в налоговый орган не нужно. Налоговая декларация на патентной системе не сдаётся, поскольку сумма налога к уплате известна заранее. Расходы тоже не учитываются.

Отчётность по сотрудникам

Кроме отчётной документации, состав которой зависит от применяемого спецрежима, есть ещё один вид отчётности, которую юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны сдавать в налоговую. Это отчётность по сотрудникам.

В число отчётных документов по сотрудникам входят:

  1. Расчёт по страховым взносам (РСВ) — отчёт по страховым взносам на пенсионное, социальное и медицинское страхование, сдаётся всеми организациями и ИП с работниками. Срок сдачи — не позднее 30 числа месяца, наступающего за отчётным. Если у предприятия или ИП более 25 человек в штате, сдавать отчёт нужно только в электронном виде.
  2. Ежегодные данные о среднесписочной численности сотрудников. Этот документ необходимо представлять в налоговый орган раз в год не позднее 20 января следующего года.
  3. Расчёт по форме 6-НДФЛ. В отчёте отражаются данные о выплатах работникам и сумме НДФЛ, исчисленной из этих выплат. Сдаётся поквартально. Срок — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчётным периодом. Отражение данных о доходах физлиц, которое ранее осуществлялось в отчёте по форме 2-НДФЛ, с 1 января 2021 года перенесено в приложение 1 к расчёту 6-НДФЛ. Это приложение работодатели должны заполнять только в годовом отчёте 6-НДФЛ, который сдаётся до 1 апреля следующего года.

Специализированная налоговая отчётность

Помимо декларации по доходу, в ФНС сдают отчёты по:

  • налогу на имущество;
  • земельному налогу;
  • налогу на транспорт;
  • водному налогу;
  • налогу на добычу ископаемых;
  • налогу на игорный бизнес;
  • подакцизному налогу.

Отчитываться в налоговый орган необходимо также при работе с биоресурсами и объектами животного и водного мира.

Бухгалтерская отчётность

Бухгалтерская отчётность — документы, в которых содержится информация об итогах хозяйственной деятельности предприятия за отчётный период. Отражение этих сведений осуществляется в рамках бухгалтерского (финансового) учёта.

Вести бухгалтерский (финансовый) обязаны все предприятия, вне зависимости от того, какую систему налогообложения они применяют и есть ли у них штат наёмных работников. В соответствии со ст. 23 НК РФ и Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ, организации должны сдавать бухгалтерскую отчётность.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона № 402-ФЗ, индивидуальные предприниматели вправе не вести бухгалтерский (финансовый) учёт. Однако есть условие — бухучёт можно не вести лишь в том случае, если ИП ведёт учёт доходов, расходов и иных объектов налогообложения. Таким образом, несмотря на то, что ИП не обязаны вести бухучёт, им нужно вести Книгу Учёта доходов и расходов. Сдавать в налоговую её не нужно. Но инспектор может запросить КУДиР при проверке.

Бухгалтерская отчётность организаций может отличаться, но в общем порядке все ООО подают бухгалтерский баланс и следующие отчётные документы:

  • о финансовых результатах,
  • о движении денежных средств,
  • об изменении капитала,
  • о целевом использовании полученных средств.

Кроме того, в форме таблиц или в текстовом виде сдаются пояснения.

Предприятия, принадлежащие к категории малых, могут сдавать бухгалтерскую отчётность в упрощённой форме. К таким организациям относятся ООО с ежегодной выручкой, не превышающей 800 млн рублей, и штатом сотрудников менее 100 человек. Упрощённый вид бухгалтерской отчётности включает в себя лишь бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах.

Ранее бухгалтерская отчётность сдавалась в два ведомства: в ФНС и Росстат. Теперь компании отчитываются только в налоговую. Статистический отчёт сдавать больше не нужно. Однако есть исключения. В число организаций, которые обязаны сдавать статистическую отчётность, входят:

  • компании, отчётность которых содержит государственную тайну;
  • другие предприятия в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Срок, установленный для ежегодной сдачи бухотчётности — до 31 марта года, который наступает за отчётным.

Заключение

Как видно, ключевым отличием двух видов отчётности является разница в объекте отчёта: если в налоговой отчётности отражены сведения об уплате и исчислении налогов, то в бухгалтерской — о финансовых и имущественных показателях хозяйствующего субъекта.

Однако при всех отличиях оба вида отчётности одинаково сдают в налоговый орган как в бумажном, так и в электронном виде.

С 2021 года изменились критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности. Теперь аудит обязателен для организаций, получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб. Но есть и другие критерии. Рассказываем, как определить, нужно ли организации проводить аудит бухотчетности.

Кто освобожден от обязательного аудита бухотчетности за 2020 год

Федеральный закон от 29.12.2020 №476 изменил критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности. Новые нормы вступили в силу с 1 января 2021 года.

До 2021 года обязательный аудит проводился в случаях, если объем выручки организации (за исключением органов власти, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельхозкооперативов) за предшествовавший отчетному год превышал 400 млн рублей либо сумма активов превышала 60 млн рублей (согласно закону об аудиторской деятельности от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Но законом о развитии малого и среднего предпринимательства (от 24.07.2007 № 209-ФЗ) к малому бизнесу относятся организации с доходом за предшествующий календарный год не более 800 млн рублей.

В связи с этим законом № 476 финансовые критерии обязательного аудита по выручке повышены с 400 до 800 млн рублей, а по сумме активов бухгалтерского баланса – с 60 до 400 млн рублей. Таким образом, малый бизнес от проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности с 2021 года освобожден.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

  1. С 2021 года изменились критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности.
  2. Теперь аудит обязателен для организаций, получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб.
  3. Малый бизнес от проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности с 2021 года освобожден.
  4. Минфин ежегодно публикует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Перечень поможет определить, должна ли организация проводить аудит отчетности за 2020 год.
  5. Аудиторское заключение тем, кто подпадает под проведение обязательного аудита, нужно представить в налоговый орган и в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
  6. За непредоставление информации о проведении аудита организации и ее должностные лица могут быть оштрафованы.

Кто должен проводить обязательный аудит бухотчетности за 2020 год

Минфин опубликовал перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год.

Такой перечень публикуется министерством каждый год. В нем указывается законодательное обоснование проведения обязательного аудита, вид отчетности, подлежащей аудиту, а также кто вправе проводить аудит в каждом случае.

Перечень содержит 75 случаев проведения обязательного аудита.

СКАЧАТЬ

перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год.

Как проверить, подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности за 2020 год

В 2021 году (т. е. с отчетности за 2020 год) обязательный аудит проводится для организаций:

  • получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб.;
  • ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг или бюро кредитных историй;
  • являющихся фондами с поступлением имущества (в том числе денежных средств) за год, предшествующий отчетному, более 3 млн руб. (кроме государственных внебюджетных фондов, специализированных организаций управления целевым капиталом и международных фондов);
  • иных организаций в соответствии с федеральными законами (акционерные общества, инвестиционные фонды, клиринговые, кредитные, страховые, микрофинансовые и др.).

Обратите внимание! Чтобы определить, должна ли организация проводить обязательный аудит бухотчетности за 2020 год, данные о доходах нужно смотреть за 2019 год, как год, предшествующий отчетному 2020 году.

Организациям, которые не подпадают под обязательный аудит по новым правилам, проходить его в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год не нужно.

Есть исключение: если в 2020 году организация подпадала под требование об обязательном аудите и начала аудиторскую проверку за 2020 год до 1 января 2021 года, то такую проверку необходимо завершить. А изменения, принятые Федеральным законом от 29.12.2020 № 476, для этих организаций будут действовать с отчетности за 2021 год.

Куда представлять заключение о проведении обязательного аудита бухотчетности

Аудиторское заключение предоставляется в налоговый орган вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью или в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч. 5 ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ).

В органы государственной статистики бухотчетность и аудиторское заключение о ее достоверности представлять не нужно. Это требование отменено с отчетности за 2019 год для всех организаций, кроме тех, в которых годовая бухгалтерская отчетность содержит сведения, отнесенные к государственной тайне. Также это требование сохраняется еще в некоторых случаях, установленных Правительством РФ.

  • сведения, идентифицирующие заказчика аудита;
  • наименование аудиторской организации и идентифицирующие ее данные;
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, и период, за который она составлена;
  • дата аудиторского заключения;
  • мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Что грозит организации, которая не представит в налоговую аудиторское заключение

  • для должностного лица организации – от 300 до 500 руб.;
  • для юрлица – от 3 000 до 5 000 руб.

Если не внести данные в Реестр или внести их с ошибками, то должностных лиц организации оштрафуют на сумму от 5000 до 10 000 рублей (п. 7 ст. 14.25 КоАП РФ). А несвоевременное представление сведений в Реестр влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 рублей (п. 6 ст. 14.25 КоАП РФ).

Напомним, ранее налоговики часто штрафовали компании по ст. 126 НК РФ за несдачу в составе обязательной отчетности аудиторских заключений.

Такие штрафы компаниям удавалось оспаривать в судебном порядке (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.2016 № А55-24924/2015). Суды сходились во мнении, что непредставление в составе отчетности аудиторских заключений не образует состава правонарушения по вышеуказанной статье.

Теперь оспорить в суде штраф за непредставление вместе с бухотчетностью аудиторского заключения не удастся, поскольку и эта обязанность, и штраф прямо предусмотрены в законодательстве. Равным образом не получится оспорить и штраф/предупреждение за неразмещение данных о проведении обязательного аудита в Едином реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Форма бухгалтерского баланса начиная с отчетности за 2019 год дополнена строкой, в которой необходимо указывать, подлежит ли организация обязательному аудиту (приказ Минфина России от 19.04.2019 № 61н).

Без указания этих данных бухгалтерская отчетность не может быть выгружена и отправлена в налоговый орган.

Наталья Ванина

Теперь банки могут оперативно сверять ту отчетность, которую им показывает заемщик, с той информацией, которой владеет ИФНС. Банкиры смогут более эффективно контролировать кредитоспособность компаний, а ФНС – выявлять недобросовестных налогоплательщиков. Каким образом будет осуществляться обмен информацией об отчетности компаний, ФНС и Центробанк договорились в совместном письме ( письмо ЦБ РФ № 01-40-7/7949, ФНС России № ММВ-20-2/150@ от 02.10.2017 ).

Как будут сверять отчетность

Новая система обмена сведениями об отчетности будет работать так. В ходе проверок банков Центробанк изучает отчетность, предоставленную клиентами в кредитное учреждение при оформлении кредита. Если кредит выдан на сумму более 60 млн руб., в ЦБ сверят отчетность заемщиков с данными налоговиков. Для этого регулятор отправит запрос в ФНС для проверки достоверности отчетности. Налоговые органы должны подтверждать или опровергать соответствие бухгалтерской и налоговой отчетности.

Если показатели отчетности расходятся, об этом будут знать как налоговики, так и банкиры.

Последствия для бизнеса

Поскольку нововведение еще не обкатано, и практики по возможным ситуациям нет, сложно на 100% точно предугадать возможные варианты последствий для бизнеса. Но можно перечислить самые вероятные.

  • Блокировка счета, повышение ставки по кредиту и т.д.

При серьезном кредитовании банк и раньше мог запросить налоговую отчетность у самой компании (конечно, она могла ее не предоставить, но тогда возникли бы сложности с кредитом). Так что при получении крупных кредитов изменения маловероятны.

Сложнее с кредитованием на небольшие суммы, если речь идет о работе с малым и средним бизнесом, обычным банковским обслуживанием и т.д.

Если банк действительно сможет сравнивать свои данные и данные, поданные компанией-заемщиком в ИФНС, то нововведение может иметь довольно неприятные последствия для бизнеса.

Банки сейчас неохотно работают с потенциальными нарушителями. И если сообщить банку одну выручку (в том числе, плановую), а в отчетности – другая, то у компании возможны сложности. Какие именно – зависит от договора с банком, и от того, что от него нужно клиенту. Не исключено, что банк в договоре предусмотрит свое право заблокировать счет или расторгнуть договор на обслуживание, либо повысить ставки по кредиту. Все эти меры будут предусмотрены для тех, чья информация для банка не совпадает с отчетностью для ИФНС.

  • Сопоставление отчетности может привести к росту налогов

Стандартная ситуация: банк выдает кредит под залог основных средств и прочего имущества. Зачастую в такой ситуации компания приносит заключение оценщика о стоимости имущества. Если она значительно отличается от балансовой, то это не нарушение (в бухучете фирма вправе переоценивать основные средства, но не обязана).

Но очевидно, что подобные отличия могут вызвать у банкиров закономерный вопрос: оправдано ли заключение оценщика, если приведенная там стоимость в разы превышает балансовую? Значит, для получения кредита фирме лучше проводить переоценку и в бухучете. Но это лишняя работа и, главное, рост платежей по налогу на имущество.

  • Отказ в будущих кредитах и попадание на выездную налоговую проверку
  • В отношении руководителей компании могут возбудить уголовное дело за незаконное получение кредита

Это уже крайняя мера, но, тем не менее, такой вариант развития событий вполне возможен.

Электронный документооборот банкиров с налоговой

С 2018 года банки начали работать с госорганами в электронной системе ( постановление Правительства РФ от 02.10.17 № 1202 ). В электронном виде будут: налоговая отчетность, учредительные документы из ФНС, данные о недвижимости из Росреестра, бухгалтерская отчетность из Росстата, справки 2-НДФЛ, декларации 3-НДФЛ. Банки будут получать эти документы из госорганов в электронном виде. Ведомства автоматически перешлют их по запросу банка. Это упростит работу как банкирам, так и их клиентам, так как не нужно будет собирать бумажные документы и нести их в банк при оформлении кредитов или при открытии счета.

Очевидно, что компании должны быть заинтересованы в достоверности отчетности для банкиров (если они, действительно, могут ее сверять). Чтобы избежать проблем, важно следить за тем, чтобы компания сдавала в банк и в налоговую одинаковую отчетность.

Обеспечение налоговой безопасности вашего бизнеса в глазах налоговой и привлекательность вашей компании как заемщика входит в стандарты нашего обслуживания.

Одновременно следим за тем, чтобы компания не заплатила лишние налоги.

С нами вы будете уверены в том, что отчетность вашей компании понравится и налоговой, и банкам. А значит, не будет проблем с кредитованием и снизится риск назначения проверки.

Читайте также: