В заработной плате водителей учитываются налоги на

Обновлено: 08.07.2024

учет работы водителей-экспедиторов

Добрый день!
Пожалуйста поделитесь опытом как правильно построить систему учета рабочего времени водителей-экспедиторов и оплату труда в компании занимающейся международными и междугородными перевозками грузов?
Будет ли правомерна сдельная оплата труда-единица учета сделанный рейс или обязательно необходимо за т/км?
Каким образом учитывать рабочее время (водители-экспедиторы работают более 8 часов в день и 40 ч в неделю)?
Заранее благодарна

рейсы разные бывают, единицей учета ставить нельзя (или у Вас стандартный километраж с тоннажем? - даже при этом могут вылезти вместо двух часов десять, если очередь на разгрузку машин).

мы считаем часы работы, за экспедирование надбавка часовая, за погрузо-разгрузочные надбавка по тоннажу.
С надбавками за дальность в межгороде я не работала.

Всё, что выпадает за рамки нормальной продолжительности работы, мы в официальном табеле не показываем, вынуждены оплачивать в конверте. За переработки можем отпустить человека лишний раз на отдых - если есть такая возможность.

проблема именно с его построением

рейсы разные бывают, единицей учета ставить нельзя (или у Вас стандартный километраж с тоннажем? - даже при этом могут вылезти вместо двух часов десять, если очередь на разгрузку машин).

рейсы разные, но не очень-котка, хамина-спб-москва или московская область и груз действительно весит по разному и продолжительность разная Вы правы

мы считаем часы работы, за экспедирование надбавка часовая, за погрузо-разгрузочные надбавка по тоннажу.

а как просчитать часы работы? на основании путевого? что значит за экспедирование надбавка часовая?

С надбавками за дальность в межгороде я не работала.

Всё, что выпадает за рамки нормальной продолжительности работы, мы в официальном табеле не показываем, вынуждены оплачивать в конверте. За переработки можем отпустить человека лишний раз на отдых - если есть такая возможность.

т.е. данные табеля учета рабочего времени не "идут" с путевыми листами?

в рамках нашей небольшой транспортной компании, где большинство водителей в штате не числятся, не особо заметно.
Всем прописать этот рецепт я не вправе.

надбавка за экспедирование = лишний час работы

У меня не идут. Если хотите точный учет суммированного рабочего времени считайте по тахограммам. Но имхо слишком трудоемко.

Урра, Вы ответили. Тоня, пожалуйста поделитесь как Вы реализовали учета рабочего времени и как построена система оплаты труда?
По тахограммам правы, слиииишком трудоемко, у нас еще есть система спутникового наблюдения со своими отчётами типа по такому то тягачу столько то мотодней, моточасов, из них на холостом ходу, только ведь наверное нельзя использовать для учёта рабочего времени, т.е. составления того же табеля?
и как связать сдельную оплату за рейс (желание руководства) с суммированным учётом рабочего времени?

Система ооочень далека от идеальной. Оклад + компенсация за разъездной характер по 168.1-ТК, выплачиваемая за каждый рейс на основании путевого листа и карнета (штампы о пересечении границы)

о! также. оклад+компенсация 168.1 (без есн и ндфл) за разъездной на основании пл. но руководство настаивает, да и сама понимаю, что не очень это правильно и хочет видеть сдельную (за рейс финл-спб-москва, или спб-москва или спб-финл).

именно так. потому как получается, что один водитель работает не покладая рук и ног весь месяц из рейса в рейс (только тссс. )), а другой сделает пару рейсов и сидит в ожидании работы, но в официале так как оклад, то получается и затраты и налоги одинаковы по обоим.

также, без налогов, через прочие расчеты с сотрудниками.
как считаете оплата за рейс правомерна?
только тогда никакой связи с отработанным временем, и как его учитывать, непонятно..

мы платим водителям процент от дохода (10%), т.е. клиент оплатил за рейс 100 т.р., следовательно, водитель получит 10 т.р.
А табель ведем так, чтобы соответствовал нормам рабочего времени, но с реальным он не совпадает.

т.е. от выручки? а процент у всех одинаковый?
а количество часов работы в день, месяц?
что перевозите, по городу?

отдаленно по теме . и без рекламы . СПРАШИВАЮ ПРОСТО

я в буклете издательского дома Панорама нашла такие завлекательные ежемесячные журналы:

"Автотранспорт"
"Транспортный цех"
"ОТиТБ на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах"
"Нормирование и оплата труда на автотранспорте"

Кто-то пользовался и может рекомендовать?
Или опять пресса ни о чем?

Установите к базовому окладу надбавку за время нахождения в рейсе


т.е. время в пути+остановки для отдыха+простои не по вине водителя и проч.?
или за время управления авто одна цифра за 1 час, за время простоя др., правда как это учитывать %)
а как быть с тем временем которое будет "выходить" за рамки определенного законодательством?

Ну кто ж вам разработает систему оплаты труда на вашем предприятии, кроме вас. За час вы ему будете платить, за рейс, будете ли учитывать простои и т.д.

да, Тоня, большое спасибо. понятно, что помоги себе сам ))). но может у кого то из форумчан была похожая, но решенная проблема

посмотрите этот документ
Примерная форма

Зам.председателя профсоюзного Генеральный директор
комитета

___________________________________ ________________________________
(наименование предприятия) (наименование предприятия)

_________________(фамилия,инициалы) _____________(фамилия, инициалы)
(подпись) (подпись)

" "_______________ 20__ года " "_______________ 20__ года

Положение
об оплате труда водителей большегрузных автомобилей,
осуществляющих международные и междугородние
перевозки грузов
(вводится с " " _______________ 20__ года)

1. Для оплаты труда водителей применяется индивидуальная
сдельно-премиальная оплата труда за величину общего пробега, выполненного
водителем за рейс по ставкам 1 км пробега.
2. Ставки заработной платы водителей за 1 км пробега одинаковы для
всех направлений международной и междугородней работы, не зависят от
соотношений пробегов по российской и иностранной территории и установлены
в размере __________ коп. за 1 км пробега (как для водителей, так и для
стажеров).
Для водителей, осуществляющих перевозки крупногабаритных и
тяжеловесных грузов с использованием низкорамных полуприцепов
(Гольдхофер), ставка заработной платы увеличивается на 15%, при работе
без полуприцепа ставка заработной платы снижается на 20%.
3. Установленные ставки заработной платы за 1 км общего пробега
рассчитаны как средневзвешанные величины нормативных базисных ставок
применяемой ранее системы, в основу которой заложены следующие исходные
данные:
- среднетехническая скорость движения - 51 км/час
- время движения в сутки для водителя - 7 час
- время движения в сутки для 2-х водителей - 14 час
- надбавка за классность - 25%
- доплата за особые условия труда при
международной работе - 20%
- доплата за экспедирование - 15%
4. Все целодневные простои оплачиваются из расчета:
_____ руб. _____ коп. (_____ руб. _____ коп. *7час *0,667)
Выходные и праздничные дни на линии считаются целодневными простоями
и подлежат оплате.
В особых случаях директору по перевозкам предоставлено право
принятия решения об оплате простоев (сверх трех суток за рейс) в размере
_____ руб. за каждый день простоя.
5. Оплата операций по погрузке и разгрузке полуприцепов производится
в размере _____ руб. _____ коп. за каждую операцию, а водителям грузовых
автомобилей, работающим с низкорамными полуприцепами и полуприцепами
"Юмбо", оплату операций по погрузке и разгрузке производить в размере
_____ руб. _____ коп. за каждую операцию. Вторая, третья загрузка
оплачиваются в половинном размере.
6. Оплата труда водителей, работающих по однодневному путевому листу
(форма 4-П) определяется путем умножения часовой тарифной ставки на
отработанное время, которое определяется как разность между часами заезда
и выезда минус время обеденного перерыва плюс
подготовительно-заключительное время медицинского осмотра.
Часовая тарифная ставка:
- при работе по обслуживанию предприятия - _____ руб. _____ коп.
- при работе у клиента - _____ руб. _____ коп.
7. Водителям, переведенным в АРМ для выполнения работ по
техническому обслуживанию и ремонту автомобилей (с согласия начальника
АРМ), оплата труда производится по тарифной ставке 3 разряда с выплатой
премии согласно положению о премировании ремонтных рабочих.
8. Водителям-стажерам, работающим по однодневному путевому листу
формы 4-П, оплата производится в размере 0,75 заработной платы
водителя-наставника, рассчитанной по этому путевому листу.
9. Учет рабочего времени:
Для водителей грузовых автомобилей, осуществляющих международные и
междугородние перевозки грузов, вводится 6-дневная рабочая неделя с одним
выходным днем, исходя из 7-часового дня при 40-часовой рабочей неделе.

Финансовый директор _______________________(фамилия, инициалы)
(подпись)

Интернет-издание The Village решило выяснить, как устроен личный бюджет представителей разных профессий. В последнем выпуске — дальнобойщик. Представители этой профессии работают как частные предприниматели или состоят в штате транспортных компаний. Их доход часто зависит от продолжительности и дальности поездки, а также от типа машины. Дальнобойщик, который возит грузы по всей России, рассказал, сколько он получает и на что тратит деньги.

Как стать дальнобойщиком

Как стать дальнобойщиком? Нужно отучиться в автошколе и получить две категории на грузовые машины — С (грузовые) и E (прицеп). Потом устраиваться на фирму и начинать с пятитонника, постепенно дойти до фуры, которая перевозит 20 тонн. И еще нужно, чтобы здоровье позволяло.

Особенности работы

Я ИП, работаю по упрощенной системе. Вожу все грузы: машины, балки, кирпичи. Все, что можно загрузить сверху, сбоку, сзади, — все вожу. В моем прицепе 30 ремней, могу закрепить любой груз и довезти в целости и сохранности. Не беру только скоропортящиеся грузы. Для них есть специальные прицепы, которые могут поддерживать температурный режим. Например, рыбу из Мурманска сутки везут двое водителей — там оплата выше.

Неделю назад я вернулся с рейса — 19 дней возил реконструкцию Великой Отечественной войны. Надо было перевозить военную технику: старый уазик, немецкие 80-летние мотоциклы, деревянные макеты танков. До этого 43 дня в паре с другим водителем мы ездили по стране с музыкальным фестивалем — собрали весь груз за три дня, загрузили в две фуры и поехали в Сочи, Новосибирск, Екатеринбург, Москву. Каждый выходной в каком-то городе проводил.

Дальнобойщик несет полную ответственность за груз. Если ты принял его, то должен в таком же состоянии отдать клиенту. Все испорченное, украденное, сломанное оплачивает водитель. На основании договора мы расписываемся о приеме груза, а при выгрузке составляется акт. Если везу, допустим, шампанское и что-то разбилось, то вскрывается каждый ящик и считается количество бутылок, которые я должен возместить.

В дороге может что угодно случиться. Могут ограбить, если остановиться где-нибудь на обочине и не заехать на стоянку. Может спустить колесо, но дальнобойщики обычно помогают своим. Аварии достаточно редко случаются. Мы не летаем: если взять распечатку прохождения маршрута в день, то средняя скорость фуры составляет 56 километров в час. Можно заснуть за рулем, особенно если нарушать график смен и пытаться доехать из Москвы до Йошкар-Олы за сутки.

Для поиска заказов есть специальные сайты, но у меня много постоянных клиентов, с которыми я сотрудничаю. Я сам выбираю себе маршруты. В день машина проходит 500 километров, это стандартная восьмичасовая смена. Потом нужно заехать на стоянку и отдохнуть — 8–12 часов вполне хватает. Сейчас я в основном работаю по Москве на короткие расстояния: так меньше затрат и больше отдачи.

Зарплата

Если работать по Москве, тебе платят минималку за восемь часов. Час стоит тысячу рублей. За диспетчерские услуги иногда отдаешь 10 %. Если выезд дальний, то к минималке прибавляется плата за километраж — 35 рублей за километр туда и обратно. Оплата за выезд может получиться и 8 тысяч, и 15 тысяч рублей, и больше. Но это грязными.

Расходов много. Через каждые 50 тысяч километров пробега нужно проходить сервисный ТО. Он стоит от 50 до 100 тысяч рублей. В год я делаю два техосмотра, потому что проезжаю от 80 до 100 тысяч километров. Еще нужно заплатить за топливо: на 100 километров тратится 30 литров топлива, а это около тысячи рублей. Все расходы на еду и отдых уже заложены в общую сумму. Бывает какой-нибудь форс-мажор. Например, можно колесо порвать, а новое стоит 32 тысячи рублей.

Расходы

У меня есть семья, две дочки — взрослая и маленькая. Супруга тоже работает, у нее хорошая должность — она учит людей бизнесу. Так что у нас получается приличный доход. Бюджет семейный: у жены даже есть доступ на мою ИП-шку, там можно проводить все операции и мне не говорить. Жена очень классный финансист: когда я с ней познакомился, у меня по бизнесу был долг в миллион рублей, который я за год закрыл. Я реально транжира.

На осень надо купить обувь, осеннюю одежду. Все сразу не покупаем, обычно постепенно: недавно жена купила четыре платья, а я толстовку. Этим жена занимается — что увидит, то купит. Ребенок вырос за лето, и тоже нужна новая одежда: сапоги, курточка, штаны.

Ребенок ходит по кружкам. В месяц уходит 5–7 тысяч рублей. А еще мы ходим на подготовку к школе: контракт на 46 тысяч рублей за восемь месяцев. Получается 6 тысяч рублей за два часа, и это на дошкольную фигню. За медицинскую страховку, которую разрабатывали специально для меня в страховой компании, плачу 96 тысяч рублей в год.

Очень хочется поехать на рыбалку. Иногда езжу в Крым весной или осенью, когда подходит обжорка — это маленькая ставридка. Можно кинуть пустые крючки и за час наловить кучу рыбы, чтобы пожарить. Просто наслаждение.

Еще я трачу на благотворительность. Когда еду в детский дом под Челябинском, беру загрузку туда и свой гонорар отдаю — получается что-то около 100 тысяч рублей в год. Подписчики моего канала тоже приезжают в детский дом с подарками.

Как максимально сэкономить на зарплатных налогах и не попасть на штрафы или не сесть в тюрьму

  • 50 000 рублей ÷ 0,87 = 57 471 рубль.
  • НДФЛ по ставке 13% — 7 471 рубль.
  • 12 792 рубля 30% = 3 837,6 рубля.
  • 12 792 рубля — это МРОТ, который действует с 1 января 2021 года. И эта сумма будет облагаться по полной ставке страховых взносов.
  • (57 471 рубль – 12 792 рубля) × 15% = 6 701,9 рубля.

Конечно, такое положение вещей, да еще при снижении рентабельности бизнеса, не может радовать бизнес. А если бизнес не относится к субъектам малого предпринимательства, то налоговая нагрузка может составлять до половины размера заработной платы.

Какие существуют легальные пути снижения зарплатных налогов?

ИП-управляющий вместо штатного директора

Самая высокая зарплата в компании, как правило, у ее директора. А значит и самые высокие страховые взносы в ПФР — до той поры, пока предельная величина не достигнет 1,465 миллиона рублей в год. А если годовой доход директора превысит 5 миллионов рублей, то с суммы такого превышения НДФЛ будет рассчитываться по ставке 15%.

Для того чтобы избежать подобных претензий со стороны налоговиков, нужно грамотно составить договор на управление компанией. Иначе налоговики могут переквалифицировать договор с управляющим-ИП на трудовой договор и, соответственно, доначислить страховые взносы и НДФЛ по полной программе. Конечно, особенно опасно заключать подобные договоры с бывшим директором, который на днях уволился и сразу зарегистрировался как ИП.

Использование самозанятых граждан

  • в рамках трудовых отношений;
  • от оказания ими услуг, работ по гражданско-правовым договорам, если заказчиками услуг, работ выступают их работодатели или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад.

Однако, невзирая на эти препятствия, некоторые работодатели все равно заключают договоры с бывшими работниками, а ныне — самозанятыми лицами. Но налоговики легко установят таких работников, ведь у них в базе есть сведения на всех работников компании.

В результате экономия страховых взносов у компании составляет 30%: Пенсионный фонд — 22%, в Фонд социального страхования — 2,9%, Фонд обязательного медицинского страхования — 5,1%.

Для самих самозанятых граждан предусмотрено применение налоговой ставки для работы с компанией 6%. При этом самозанятые единожды могут воспользоваться налоговым вычетом в размере 10 тысяч рублей в момент регистрации в качестве самозанятых граждан.

Вместо штатного работника компания заключила договор с самозанятым гражданином и перечислила ему 57 471 рубль.

А компания с перечисленной суммы самозанятому лицу не заплатит никаких страховых взносов и НДФЛ, а возьмет в налоговые расходы сумму вознаграждения в размере 2 299 рублей.

Но не всегда можно воспользоваться услугами самозанятого. Необходимо постоянно контролировать величину выплачиваемого дохода. Если годовой доход самозанятого превысил 2,4 миллиона рублей, то он теряет свой статус.

Использование ИП

  • размер вознаграждения соответствовал заработной плате;
  • со всеми ИП были заключены типовые, шаблонные формы договоров, не зависящие от индивидуальной специфики конкретного вида оказываемых услуг;
  • договоры перезаключались на аналогичных условиях с одними и теми же физическими лицами в течение длительного периода времени;
  • выплаты носили регулярный характер и совпадали с днем выплаты заработной платы.

Аренда личного имущества

В практике организаций часто встречаются ситуации, когда личное имущество работников используется в служебных целях. Наиболее популярным способом использования личного транспортного средства работника являются договоры аренды автомобиля без экипажа. Привлекательность этих договоров, прежде всего, состоит в том, что платежи, производимые работнику по договору аренды автомобиля без экипажа, не подлежат обложению страховыми взносами. В отношении НДФЛ льгот нет — полученные доходы работника облагаются в общем порядке.

Еще в 2017 году высшие судьи подтвердили, что под обложение страховыми взносами должна подпадать вся сумма арендной платы, если отдельно не выделена стоимость услуг аренды.

Даже если компания закрепит в трудовом договоре разъездной характер работы сотрудника и (или) обязанность по управлению автомобилем в служебных целях, не исключено, что налоговики все равно будет доказывать фактическое выполнение одновременно арендодателем и работником организации услуг управления транспортным средством.

На сегодняшний день самым безопасным является заключение двух договоров: аренды транспортного средства без экипажа и оказания услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства. В первом случае никаких страховых взносов не перечисляется, а во втором — только со стоимости управления, которая, как правило, является мизерной.

Организация осуществляет междугородные и международные перевозки. В зависимости от длительности поездки и специфики маршрута экипаж транспортного средства может состоять из двух водителей. Правомерно ли оформление данных сотрудников в командировку с соответствующей выплатой суточных и расходов на проживание и питание? Или же такая работа носит разъездной характер, который предполагает выплату установленных надбавок и компенсаций? Давайте разберемся.

В соответствии с положениями ст. 166 ТК РФ служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Несмотря на то что перечень категорий работников, чья трудовая деятельность носит подвижной (разъездной) характер, в настоящее время нормативно-правовыми документами не установлен, Минфин и ФНС по данному вопросу высказывались неоднократно. По мнению специалистов ФНС, направление в служебную командировку носит временный характер и ограничено определенным сроком (при этом налоговики ссылаются на п. 4 Инструкции N 62 ). Поэтому водителей, постоянно занимающихся международными перевозками грузов, можно приравнять к лицам, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной характер как на территории РФ, так и на территории иностранных государств (Письмо ФНС России от 24.01.2005 N 04-1-02/704). Ссылка в указанном Письме на продолжительность служебных командировок в пределах 40 дней формальна, так как Инструкция N 62 действует в части, не противоречащей ТК РФ, который не устанавливает временных ограничений для служебных командировок.

Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР". Действует в части, не противоречащей ТК РФ.

Работа водителей, занятых на междугородных маршрутах, носит разъездной характер. Об этом высказался Минфин в Письме от 01.06.2005 N 03-05-01-04/168. За основу им было взято Постановление N 579 , утвердившее Перечень профессий, должностей и категорий работников, в частности, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в размерах возмещения расходов и постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер. Согласно данному Постановлению это могут быть:

Следовательно, если водители постоянно работают на регулярных междугородных перевозках, то такие поездки служебными командировками не признаются. Аналогичное мнение было высказано в Письме Минфина России от 08.02.2005 N 03-05-01-04/21.

Если исходить из специфики деятельности предприятия - оказание транспортных услуг, - то со всей очевидностью можно предположить, что работа водителей осуществляется в пути, и поэтому оформлять такие поездки как служебные командировки нельзя. Соответственно, выдавать суточные и компенсировать сопутствующие расходы, как это принято при направлении сотрудника в командировку, неправомерно.

В соответствии со ст. 329 ТК РФ режим рабочего времени, время отдыха и условия труда работников, непосредственно связанного с движением транспортных средств, закреплены в Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее - Положение). Оно устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках) и указывает, каким образом осуществляется учет рабочего времени в соответствии со спецификой и условиями труда водителей, занятых на междугородных перевозках, в частности в случае направления в рейс двух водителей.

Приказ Минтранса России от 20.08.2004 N 15 "Об утверждении Положения "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей".

Обратите внимание: рабочее время водителей, выполняющих междугородные рейсы, должно оплачиваться с учетом всех установленных трудовым законодательством надбавок и доплат (сверхурочные, доплаты за работу в выходные и праздничные дни и т.д.). Более того, на основании ст. 149 ТК РФ данной категории работников может выплачиваться надбавка к месячному должностному окладу (тарифной ставке) за подвижной и разъездной характер работы или в связи с отклонением от нормальных условий труда.

Ранее нормы и порядок возмещения расходов работникам за подвижной и разъездной характер работы были установлены Постановлением Минтруда России N 51 . Однако Постановлением Минтруда России N 60 данный нормативный документ был признан утратившим силу. Таким образом, действовавшие надбавки за разъездной характер работы были отменены, а новые пока не утверждались. Поэтому чиновники решили, что самостоятельно установленные работодателем надбавки за подвижной и разъездной характер работы являются составной частью оплаты труда, а не компенсационными выплатами и должны облагаться НДФЛ и ЕСН в общеустановленном порядке.

Постановление Минтруда России от 29.06.1994 N 51 "О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории РФ".
Постановление Минтруда России от 26.04.2004 N 60 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Минтруда России".

К сведению: выплату надбавки необходимо предусмотреть в коллективном и трудовом договорах, а также в отдельном локальном нормативном акте (например, в положениях о труде и заработной плате или о порядке возмещения расходов, связанных с разъездным характером работы водителей). Только в этом случае организация сможет учесть выплату надбавок за разъездной характер работы в числе расходов на оплату труда, учитываемых при налогообложении прибыли (п. 1 ст. 255 НК РФ).

Налоговики в Письме от 24.01.2005 N 04-1-02/704 предлагают считать выдаваемые водителям деньги подотчетными суммами. Однако сэкономить на НДФЛ и ЕСН при этом варианте учета расходов не удастся. Если оплата питания, проживания и прочих расходов водителя в дороге будет закреплена в трудовом и коллективном договорах, то такие затраты уменьшат налогооблагаемую прибыль согласно ст. 255 НК РФ, но НДФЛ и ЕСН инспекторы потребуют уплатить. В обратном случае эти затраты придется списать за счет чистой прибыли, начислив НДФЛ.

Мы предлагаем другой путь. Наш вариант учета дополнительных затрат подойдет налогоплательщикам, которые готовы, в случае возникновения разногласий с контролирующими органами, отстаивать свои интересы в суде.

Итак, на основании п. 3 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли, в частности, относятся начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда. В их числе поименованы надбавки к тарифным ставкам и окладам, производимые в соответствии с законодательством РФ за:

  • работу в ночное время;
  • работу в многосменном режиме;
  • совмещение профессий;
  • расширение зон обслуживания;
  • за работу в тяжелых, вредных и особо вредных условиях труда;
  • сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни;

К сожалению, в этом перечне отсутствуют надбавки за подвижной и разъездной характер работы, к тому же документ, устанавливающий их, отменен. Однако обращаем внимание читателей на то, что в данный перечень входят надбавки за работу в многосменном режиме. В ст. 103 ТК РФ дано следующее определение сменной работы: это работа в две, три или четыре смены, которая вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Продолжительность рабочего времени каждой группы сотрудников устанавливается в соответствии с графиком сменности.

Согласно Положению особенности режима рабочего времени и времени отдыха являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Согласно п. 4 Положения графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. Пунктом 5 Положения предусмотрено, что на междугородных перевозках (при направлении в дальние рейсы), при которых водитель не может вернуться к постоянному месту работы в соответствии с графиком работы (сменности), работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля. На междугородных рейсах при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены. В том случае, если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха по возвращении к месту постоянной работы.

За многосменный режим работы пп. "а" п. 9 Постановления СМ СССР N 194 предусматривает доплату за работу в вечернюю смену в размере 20 процентов, а за работу в ночную смену - 40 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующей смене. Указанную доплату за работу в ночную смену производить в случае, если не менее 50 процентов ее продолжительности приходится на ночное время (с 10 часов вечера до 6 часов утра). Такие доплаты вводятся взамен дополнительной оплаты труда за работу в ночное время. В тех случаях, когда вводимые доплаты за работу в вечернюю или ночную смены меньше суммы дополнительной оплаты за часы работы в ночное время, сохранить действующий порядок оплаты труда за работу в ночное время, предусмотренный законодательством для работников отдельных отраслей.

Постановление СМ СССР от 12.02.1987 N 194 "О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства".

Напомним судебную практику, связанную с применением этой нормы. Решением ВС РФ от 21.05.2002 N ГКПИ2002-353 п. 9 данного Постановления признан незаконным и недействующим со дня вступления данного решения суда в законную силу. Затем суд изменил свою позицию и в Определении Президиума ВС РФ от 19.11.2003 N 48пв-03 отказал в удовлетворении требования о признании незаконным и недействующим п. 9 данного Постановления в части дополнительной оплаты работы в многосменном режиме, а также указал, что выплаты в пользу работников в качестве доплаты за сменный режим работы на основании п. 3 ст. 255 НК РФ уменьшают налогооблагаемую прибыль и (внимание!) носят компенсационный характер. Это значит, что в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 238 и п. 3 ст. 217 НК РФ такие выплаты не подлежат обложению ЕСН и НДФЛ.

Таким образом, грамотно организованная система доплат и надбавок к основной заработной плате водителей позволит сократить расходы по ЕСН и НДФЛ.

бухгалтерский учет и налогообложение"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: