В россии одни запреты и штрафы

Обновлено: 25.06.2024

Россиян будут штрафовать за остекление балконов

С 2022 года на владельцев квартир в многоквартирных домах возлагается обязанность по поддержанию надлежащего состояния жилой площади. Планировка квартиры должна полностью соответствовать техническому паспорту.

Даже незначительная перепланировка и переустройство жилого помещения может принести жильцу штраф до пяти тысяч рублей с требованием демонтировать конструкцию за счет владельца квартиры.

По мнению экспертов, новые правила помогут региональным властям бороться с остеклением балконов. Под запрет попадает облицовка балкона сайдингом. Однако здесь идет речь о штрафе за нарушение правил пожарной безопасности.

Для водителей вводятся новые штрафы и запреты

Затратным 2022 год может стать и для водителей авто. Недавно Минюст подготовил измененный проект Кодекса об административных правонарушениях. Теперь в документе появились новые статьи о нарушении ПДД. Вводятся более жесткие санкции за повторное нарушение правил дорожного движения.

Новый проект кодекса вводит следующие штрафы:

  • за перевозку ребенка без автокресла водитель обязан заплатить штраф в пять тысяч рублей вместо трех;
  • за повторное вождение машины с нечитаемым номер предполагается штраф в пять тысяч рублей и лишение водительских прав на срок в пять месяцев;
  • за повторное вождение автомобиля с чрезмерным тонированием стекол предусмотрен штраф в три тысячи рублей;
  • за не первый отказ остановиться по требованию инспектора ГИБДД могут лишить прав на три года или обязать уплатить штраф в 40 тысяч рублей;
  • за стоянку не в специальном кармане на дороге предусмотрен штраф в три тысячи рублей;
  • за опасное вождение предусмотрен штраф в три тысячи рублей;
  • за превышение скорости на 60-80 км/ч водителя оштрафуют на сумму от двух до пяти тысяч рублей или лишат водительского удостоверения на полгода.

Отметим, что новые правила кодекса пока все еще находятся на согласовании. Минюст планировал ввести штрафы еще в прошлом году. Вполне возможно, что не введут новые правила и в следующем году, но быть готовым к этому стоит.

СмартВклад с повышенной ставкой


Вводятся штрафы для владельцев оружия

Изменения для владельцев оружия будут действовать с конца июня 2022 года. Изменения вводятся для того, чтобы сократить оборот оружия.

Повышаются штрафы за нарушение правил оформления и хранения оружия. Оно признается источником повышенной опасности. При использовании оружия без разрешения на это гражданин будет отвечать за это независимо от наличия вины, предупреждают юристы.

Лицензия на оружие теперь выдается с 21 года, вместо 18 лет. Усложняется процесс получения лицензии при наличии судимости и административных правонарушениях, предупреждают эксперты. В первые два года действия лицензии покупателю не смогут продать оружие с магазином, в том числе помповые модели.

Вводятся запреты для водителей внедорожной техники

Ограничения отразятся на владельцах квадроциклов, багги, снегоходов и вездеходной техники. Минсельхоз уже разработал ограничения, при которых будет запрещена эксплуатация таких транспортных средств.

Планируется ввести запрет на использование внедорожной техники с дефектами тормозов и люфтом рулевого управления. Запрет также вводится при неисправности выхлопной системы, звукового сигнала, неработающих фар, отсутствия номера, превышения в выхлопе вредных веществ и другого.


Эксперт отмечает, что в Госдуме планируют ввести штрафы за так называемое опасное вождение. В ПДД запрет на подобные маневры существует уже более пяти лет, однако наказания за это до сих пор не предусмотрено. Лихачей будут штрафовать на три тысячи рублей рублей за совершение нескольких некорректных перестроений, нарушений дистанции, резких торможений и аналогичных действий на дороге, предупреждает Осипов.

Появится отдельное наказание и для нарушителей-рецидивистов. Если грубо нарушить ПДД хотя бы трижды в течение года, нужно будет приготовить от десяти до 30 тысяч рублей на оплату дополнительного штрафа, либо же можно забыть о правах сразу на полтора года, говорит юрист.

Также с двух с половиной до пяти тысяч рублей увеличится максимальный размер штрафа за превышение скорости на 60-80 км/ч. Предельный срок лишения прав за такую езду по-прежнему будет составлять шесть месяцев.


WhatsApp

Что за новый закон об уголовной ответственности?

Речь идёт пока ещё только о законопроекте – то есть официально он ещё в силу не вступил и не действует. Он внесён в Государственную думу под номером 41607-8 17 декабря и в данный момент принят в первом чтении. Это означает, что остаются лишь несколько формальностей до начала действия – когда водителей начнут привлекать к уголовной ответственности за два самых распространённых нарушения.

Данным проектом в Уголовный кодекс вносится новая статья 264.2, состоящая из двух частей. И к ответственности будут привлекаться водители:

  • за повторное превышение скорости на величину более 60 км/ч,
  • за выезд на встречную полосу движения в нарушение ПДД (в том числе запрещённый обгон) – также повторный.

Наказание за повторный обгон

Однако, всё это будет работать не так просто и очевидно, как кажется на первый взгляд. Давайте рассмотрим подробнее эти тонкости!

За какие нарушения ПДД грозит УК РФ?

Итак, как мы выяснили, этих нарушений два. Однако, в КоАП РФ уже есть наказания за повторные нарушения скоростного режима и обгона. Что же это значит? Водителей будут привлекать сразу и к административному наказанию, и уголовному? Вовсе нет.

За повторное превышение скорости

В настоящее время мы фактически имеем 2 нормы законодательных актов, по которым могут привлечь автолюбителей-лихачей.

  1. Если вы нарушили в первый раз скоростной режим и превысили скорость на величины: от 60 до 80 км/ч или более чем на 80 км/ч, то соответственно будете привлечены по части 4 или 5 статьи 12.9 КоАП РФ. Тогда вам грозят либо штрафы в размере от 2 до 5 тысяч рублей, либо лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев.
  2. В случае же, если вы повторно попадётесь с одним из этих нарушений грубо в течение года после полной оплаты первого штрафа или истечения срока лишения прав, то будете привлечены уже по части 7 статьи 12.9. А она грозит уже лишением на 1 год. И только в случае фото- или видеофиксации превышения в автоматическом режиме придёт "письмо счастья" со штрафом 5 000 рублей.

Так вот, новый закон вводит уголовную статью, если вы превысите скоростной режим более чем на 60 км/ч от разрешённого, в третий раз. Всё вроде бы логично – если вас не вразумили первые штрафы или лишение прав, тогда, возможно, исправит уже лишение свободы или штраф по УК РФ куда большего размера.

За повторное нарушение обгона (выезд на "встречку")

Аналогичная ситуация касается и нарушения ПДД по части запрещённого выезда на встречную полосу. В 2021 году в КоАП также есть 2 меры наказаний за это.

  1. На первый раз вам грозит либо штраф 5 000 рублей, либо лишение водительских прав на 4-6 месяцев по части 4 статьи 12.15 Кодекса.
  2. В случае же повторного такого нарушения вас ждёт уже лишение на 1 год либо штраф 5 000 рублей, если вы были пойманы на камеру автофиксации.

И новый закон здесь аналогично вводит криминальную статью, если вы попадётесь в третий раз с запрещённым обгоном.

Что такое повторное нарушение?

Обратите внимание, что в контексте вышеописанного привлечь вас к ответственности за повторное нарушение можно в течение года. Однако, год этот начинается не с момента первого нарушения, а со дня исполнения по нему наказания.

  • если вам назначили штраф ГИБДД, то год начинается со следующего дня после его полной оплаты,
  • если вас лишили водительских прав, то с даты окончания срока такого лишения.

Какая уголовная ответственность предусмотрена за это?

Как мы уже указали выше, новый закон вводит новую статью 264.2 УК РФ, состоящую из двух частей. Дело в том, что фактически разные – с каждым разом более строгие – наказания вас будут поджидать не 3, а целых 4 раза.

Причём, обратите внимание, что поправки подразумевают уголовную ответственность, только если вы являетесь не только подвергнутым наказанию за повторное нарушение по КоАП, но и лишены за это прав. То есть, если вам назначили по "административке" штраф, то УК РФ вам по смыслу законопроекта грозить не должен.

Если попались повторно после лишения по КоАП РФ

Если вы попались в третий раз – например, в первый раз превысили скорость на 65 км/ч от разрешённой, во второй – на 75 км/ч (и вам было назначено лишение прав по части 7 статьи 12.9 КоАП), тогда в вашем случае образуется состав для привлечения по части 1 новой статьи 264.2 УК.

И санкций в этой статьи несколько:

  • либо штраф в размере от 200 000 до 300 000 рублей,
  • либо штраф в размере вашего дохода за 1-2 года,
  • либо обязательные работы до 480 часов,
  • либо принудительные работы до 2 лет,
  • либо лишение свободы до 2 лет.

Уголовная ответственность за повторное превышение скорости

Все вышеперечисленные наказания будут назначаться вместе с ещё одним лишением прав – на срок до 3 лет.

А вот что конкретно будет назначено в каждом конкретном случае, решает суд в зависимости от тяжести нарушения, его последствий и наличия совокупности смягчающих и отягчающих факторов. Обратите внимание, что эти меры ответственности перечислены по возрастающей строгости. То есть штраф назначат в лучшем случае, лишение свободы – в худшем.

Если попались в 4-й раз, имея судимость

А вот если вышеуказанные меры наказаний вас не вразумят, то последствия от четвёртого такого нарушения будут ещё более строгими. Таким образом, если вы, будучи судимыми по части 1 статьи 264.2 УК РФ, попадётесь ещё раз с превышением скорости более чем на 60 км/час или выездом с нарушением Правил на "встречку", то будет применена уже часть 2 этой же статьи.

И в ней меры вашего "перевоспитания" ещё более строгие:

  • сумма штрафа возрастает уже до диапазона от 300 до 500 тысяч рублей либо для определения считается зарплата или другой доход за 2-3 года,
  • либо будут грозить исправительные работы до 2 лет,
  • либо ограничение свободы до 3 лет,
  • либо принудительные работы до 3 лет,
  • либо лишение свободы до 3 лет.

И всё это уже с лишением прав сроком не до 3 лет, а до 6.

Что это за наказания?

Перечисляя данные меры, следует упомянуть о том, что они, собственно, собой представляют (кроме штрафа – здесь всё предельно ясно). Всё очень просто!

Исключение – если попались на камеру автофиксации

Обратите внимание на важный факт. Уголовная ответственность не будет применяться в отношении водителей, которые совершили вышеуказанные нарушения в виде значительного превышения скорости или обгона, и их зафиксировала камера, работающая в автоматическом режиме.

В этом случае водителю вообще полагается только штраф (да, лишить прав на камеру также не имеют права), но по статье КоАП как за повторное нарушение. То есть по части 7 статьи 12.9 или части 5 статьи 12.15 соответственно.

Когда вступит в законную силу?

Пока этого неизвестно. Как мы уже указали в начале статьи, в настоящее время новый закон принят в первом чтении. Это значит, что скоро он вступит в законную силу.

Однако, до этого должно произойти ещё 3 важных этапа:

  1. одобрение Советом Федерации России,
  2. подписание закона Президентом РФ,
  3. официальное опубликование на одном из утверждённых сайтов.

Уголовная ответственность за превышение скорости и обгон начнёт действовать по истечении 10 дней после официального опубликования.

А вот расписания, когда будет проведён тот или иной этап, не существует. Поэтому указать точную дату не представляется возможным. В любом случае, мы ежедневно мониторим обновления законодательства и обновим данную статью, как только новый закон вступит в законную силу.

Зачем этот новый закон?

Всё достаточно просто! Нарушителей именно по части слишком быстрой езды или "торопыг" по встречке не обуздывает повышенный штраф или лишение прав. Сами депутат приводят статистику по данным нарушениям:

  • если по частям 4 и 5 статьи 12.9 за 2020 год было привлечено почти 500 тысяч автовладельцев и водителей,
  • а по части 7 данной статьи – чуть более 200 тысяч.

То есть почти половину нарушителей не остановил первый штраф или лишение прав.

А по запрещённому выезду на встречку всё немного проще:

  • в первый раз было привлечено почти 600 000 человек,
  • а повторно – чуть менее 45 000 человек.

Таким образом, законодатели предлагают ещё более ужесточить именно повторные такие нарушения.

Скоростной режим и уголовные наказания

Мнение Верховного суда о введении УК за скорость и выезд на "встречку"

Между тем, Комиссия Верховного суда России отметила в официальной оценке к проекту, что данный законопроект "заслуживает особого внимания".

Так, ВС обратил внимание инициаторов на то, что, согласно постановления Конституционного Суда от 10.022017 г. №2-П, сама по себе повторность нарушения законодательства не является достаточным основанием для привлечения человека к уголовной ответственности. Для криминализации однородного нарушения, по мнению Верховного суда должны быть существенно нарушены конституционные ценности, иначе это противоречит Конституции. И уголовная ответственность не может наступать при отсутствии общественной опасности.

Согласно этой позиции, неоднократное совершение однородных административных правонарушений, за которые ранее лицо было подвергнуто административному наказанию, не является само по себе достаточным основанием для привлечения его к уголовной ответственности, которая может наступать только в случае, когда такое деяние повлекло за собой причинение вреда конституционно охраняемым ценностям или содержало реальную угрозу причинения такового. Иное означало бы возможность применения уголовной ответственности за деяния (действия, бездействие), которые не представляют общественной опасности, требующей их криминализации, и тем самым противоречило бы статьям 17 (части 1 и 3), 19 (части 1 и 2), 31 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Кроме того, Верховный суд задаётся вопросом, почему именно эти нарушения были взяты за основу ввести уголовные наказания за их повторность. Так, ВС приводит статистику по другим нарушениям – например, скрытие с места ДТП, езда на автомобиле лишённым прав водителем, а также ДТП с причинением вреда здоровью, по которым статистика аналогична. Однако, они не были подвергнуты ужесточению.

Кроме того, в пояснительной записке к законопроекту отсутствует обоснование причин, по которым предлагаются к криминализации в качестве общественно опасных именно указанные в законопроекте деяния, и не учитываются иные нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, способные причинить аналогичный по своим характеру и степени либо, в ряде случаев, больший вред общественным отношениям в рассматриваемой сфере.

И, наконец, Верховный суд ссылается на пункт 31 постановления Пленума Верховного Суда от 25.96.2019 г. №20, где говорится о том, что применение лишения прав не может применяться к лицам, которые таким правом не владели. А это означает, что и к уголовной ответственности таких лиц привлечь нельзя. Например, водитель без прав может хоть 10 раз превысить скорость и хоть на 200 км/ч. Его нельзя будет наказать по новой уголовной статье, потому что у него нет прав.

Таким образом, лица, которым право управления транспортными средствами не было предоставлено в установленном законом порядке, исходя из конструкции диспозиции проектной
нормы, не подпадают под сферу ее действия.

Изменения для водителей с января 2022 года


Какие изменения ждут российских водителей в январе 2022 года?

1. ПОДПИСАННЫЕ ПОПРАВКИ

Акцизы с 1 января 2022 года

Традиционно, с 1 января каждого года в России повышаются ставки акцизов. Не стал исключением и 2022 год.

Акцизы на легковые автомобили и мотоциклы

Акцизы на новые легковые автомобили и мотоциклы с 1 января 2022 года вырастут на 4%. Так выглядят актуальные значения акцизов (ставка за каждую л.с.):

  • автомобили до 90 л.с. - 0 руб.;
  • автомобили 90-150 л.с. - 53 руб.;
  • автомобили 150-200 л.с. - 511 руб.;
  • автомобили 200-300 л.с. - 836 руб.;
  • автомобили 300 - 400 л.с. - 1425 руб.;
  • автомобили 400 - 500 л.с. - 1475 руб.;
  • автомобили более 500 л.с. - 1523 руб.

Что касается мотоциклов мощностью свыше 150 л.с., акциз на них также вырастет на 4% и составит 511 руб. за л.с.

Акцизы на бензин и дизтопливо

Акцизы на бензин и дизтопливо также увеличатся на 4%, ставки с 1 января будут следующими (за тонну):

  • бензин, не соответствующий 5 экологическому классу - 14 169 руб.;
  • бензин 5 экологического класса - 13 793 руб.

Акцизы на пропан-бутан

Примечательно, что с 1 января 2022 года впервые вводятся акцизы на сжиженные углеводородные газы (СУГ), в том числе и на изрядно подорожавший в 2021 году пропан-бутан. Ранее СУГ акцизами не облагались.

С 1 января 2022 года за тонну СУГ, направленного на переработку, придётся заплатить акциз 4 500 руб.

Параллельно с этим, Федеральным законом №321 от 15 октября 2020 года, предусматривается введение обратного акциза на этан, СУГ и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье.

По этану и сжиженному углеводородному газу компаниям, активно инвестирующим в обновление и строительство новых производственных мощностей, будет предоставляться двойной налоговый вычет – обратный акциз с повышающим коэффициентом 2. Для этого им потребуется заключить соглашения с Минэнерго, в рамках которых будет контролироваться исполнение обязательств инвесторов.

Ожидается, что введение обратного акциза стимулирует нефтяные компании инвестировать средства на модернизацию мощностей по переработке СУГ.

Каким образом эта игра с акцизами скажется на ценах пропан-бутана на заправках, мы узнаем уже в 2022 году.

Пошлины на электромобили с 1 января 2022

Как стало известно сегодня, продлевать её не стали - с 1 января 2022 года ввозимые электромобили вновь облагаются пошлиной.

Ставка на ввоз электромобилей для юридических лиц составляет 15%, а для физических лиц — 48–54% от таможенной стоимости.

Отзыв автомобилей без "ЭРА-ГЛОНАСС" с 1 января 2022

17 августа 2021 года было принято решение Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) №101, согласно которому в странах ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения) до 31 декабря 2021 включительно временно было разрешено выпускать автомобили без установки "ЭРА-ГЛОНАСС". Это было связано с дефицитом чипов и резким ростом цен на полупроводники.

Речь идёт о транспортных средствах категорий M1, M2, M3, N1, N2 и N3 (легковые автомобили, автобусы и грузовики, за исключением транспортных средств для перевозки опасных грузов и транспортных средств, специально предназначенных для перевозки детей).

Речь идёт не о полной отмене требований по установке данных систем, а об отсрочке - до 30 июня 2022 года. До указанный даты автопроизводители будут вынуждены провести отзывные компании и дооснастить уже проданные автомобили модулями "ЭРА-ГЛОНАСС" за свой счет.

Вся информация также будет заноситься в систему электронных ПТС. Сведения о необходимости дооснащения автовладельцы получат в обязательном порядке на стадии приобретения и эксплуатации автомобилей. Все меры в рамках отзывных кампаний осуществляются за счёт автопроизводителя - для собственников автомобилей эти мероприятия являются бесплатными.

Электронные накладные с 1 января 2022

Согласно Федеральному закону №336, с 1 января 2022 года закреплена возможность применения электронных перевозочных документов на автомобильном транспорте.

С января 2022 года всем участникам перевозочного процесса на автомобильном транспорте (а это грузоотправители, перевозчики, грузополучатели, операторы электронного документооборота, контрольно-надзорные органы) будет предоставлена возможность обмена транспортными накладными в электронном виде через государственную информационную систему электронных перевозочных документов. Оператором системы определён Минтранс России.

С учётом накопленной практики добровольного применения электронных транспортных накладных Минтранс России подготовит предложения по закреплению обязанностей их использования, но уже с 2023 года. То есть если, с 1 января 2022 года электронные накладные будут применяться на добровольной основе, то с 2023 года это станет обязательным.

Следующим этапом развития электронного документооборота на автомобильном транспорте станет перевод в электронную форму путевых листов.

Отмена госпошлины за права с 1 января 2022

30 апреля 2021 года был утверждён федеральный закон №105-ФЗ, освобождающий призывников от госпошлины за права. Согласно тексту документа, в Налоговый кодекс РФ внесены поправки, освобождающие от уплаты двух видов госпошлины:

Документ вступит в законную силу с 1 января 2022 года.

Реестр автомобилей инвалидов с 1 января 2022

С 1 января 2022 года вносятся изменения в порядок регистрации транспортных средств в Федеральном реестре инвалидов. Напомним, с 1 июля 2020 года для получения права бесплатной парковки на транспортные средства, управляемые инвалидами или перевозящие инвалидов, необходимо зарегистрировать сведения о них в этом реестре.

Согласно приказу Минтруда №679н от 6 октября 2021 года, с 1 января 2022 года из перечня способов для внесения информации исключается личный кабинет Федерального реестра инвалидов. То есть, в 2022 году для этого останутся лишь два способа:

  • электронная подача сведений через портал Госуслуг;
  • подача сведений при личном посещении МФЦ.

Установка тахографов на автобусы с 1 января 2022

Перевозка опасных грузов с 1 января 2022

С 1 января 2022 года оформление разрешения на перевозку опасных грузов допускается осуществлять в электронном виде через Портал Госуслуг. При этом, если документы подаются в электронном виде, то и само разрешение будет выдано в электронном формате - в срок, не превышающий 1 дня с момента принятия решения (Приказы Минтранса №439 от 28 октября 2020 г. и №304 от 12 августа 2020 г.).

Обращение к омбудсмену по ОСАГО с 1 января 2022

С 1 января 2022 года в случае возникновения спорной ситуации со страховой компанией по ОСАГО обратиться к финансовому уполномоченному (омбудсмену) для досудебного урегулирования можно будет только при наличии учётной записи на портале Госуслуг - ей данные будут использоваться для авторизации.

Тарифы ОСАГО с 9 января 2022

Банк России расширил границы тарифного коридора по ОСАГО, чтобы страховые компании могли еще больше снижать тариф хорошим водителям и увеличивать стоимость страховки для автомобилистов с повышенным уровнем рисков. 28 декабря 2021 года Минюст зарегистрировал соответствующее указание Банка России №6007-У от 8 декабря 2021 года.

Согласно документу, с 9 января 2022 года расширение базовых ставок тарифов ОСАГО составит:

  • 10% - для легковых автомобилей физических лиц;
  • 4,9% - для общественного транспорта (автобусы, совершающие регулярные перевозки пассажиров, троллейбусы и трамваи);
  • 30% - для других категорий транспортных средств, в том числе и такси.

Кроме того, пересмотрены коэффициенты в зависимости от возраста и стажа водителя, а также коэффициенты за аварийность (коэффициент бонус-малус, КБМ) и проведена дополнительная калибровка региональных коэффициентов. Указание вступает в силу с 9 января 2022 года, за исключением положений о КБМ, которые начнут действовать с 1 апреля 2022 года. Подробности читайте тут.

Уголовное наказание для лихачей с 10 января 2022

Уголовная ответственность предусмотрена за следующие нарушения:

  • превышение скорости более чем на 60 км/час;
  • выезд в нарушение ПДД на полосу встречного движения или трамвайные пути встречного направления.

Уголовное наказание вводится для тех водителей, которые уже были лишены прав за любое из аналогичных правонарушений, совершенных повторно. При этом, предусмотрено исключение в отношении нарушений, зафиксированных камерами ГИБДД.

Согласно новой статье 264-2, наказание в случае повторного нарушения водителем, уже лишенным прав за такое же нарушение, составит:

  • штраф в размере 200-300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;
  • обязательные работы на срок до 480 часов;
  • принудительные работы на срок до 2 лет;
  • лишение свободы на срок до 2 лет.

В качестве дополнительного, к основному наказанию предусмотрено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Ещё более жёсткое наказание грозит тем, кто уже имеет неснятую или непогашенную судимость по этой же статье 264-2. Таким рецидивистам будет грозить:

  • штраф в размере 300-500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет;
  • исправительные работы до 2 лет;
  • ограничение свободы до 3 лет
  • принудительные работы на срок до 3 лет;
  • лишение свободы на срок до 3 лет.

В качестве дополнительного, к основному наказанию предусмотрено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПОПРАВКИ

Запрет на судимость в такси

Согласно поправкам, в качестве водителя такси не смогут работать граждане, имеющую неснятую или непогашенную судимость за следующие преступления:

  • убийство
  • умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;
  • похищение человека;
  • грабеж;
  • разбой;
  • изнасилование;
  • преступления против общественной безопасности;
  • преступления против конституционного строя и безопасности государства;
  • преступления против мира и безопасности человечества.

Для водителей автобуса, трамвая или троллейбуса список существенно меньше:

  • преступления против общественной безопасности;
  • преступления против конституционного строя и безопасности государства;
  • преступления против мира и безопасности человечества.

При трудоустройстве для работы в сфере перевозок пассажиров водители должны будут предъявить справку об отсутствии судимости или уголовного преследования либо справку о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

В случае получения информации о том, что водитель подвергается уголовному преследованию по указанным статьям, работодатель должен будет отстранить и не допускать его к работе. Водитель отстраняется на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

До 6 января 2022 года к документу принимаются замечания и дополнения, после чего состоится второе чтение Госдумы.

В случае подписания, поправки вступят в силу с 1 сентября 2022 года. При этом водители, уже работающие в перевозках пассажиров, будут обязаны предоставить справку об отсутствии судимости или уголовного преследования до 1 марта 2023 года. В случае непредоставления справки водители будут отстранены от работы.

Задержание иностранных перевозчиков

В случае выявления штрафов перевозчик должен их погасить в течение 3 часов с момента прибытия в пункт пропуска. В противном случае, ему придётся покинуть территорию РФ.

С 7 июня 2021 года вступила в силу вторая часть данного документа. Согласно поправкам, с этой даты иностранные перевозчики не смогут и выехать из России до оплаты полученных штрафов.

В декабре 2021 года Госдума в первом чтении одобрила очередные поправки, ужесточающие контроль за иностранными перевозчиками. Согласно законопроекту, транспортные средства иностранных перевозчиков разрешат задерживать до полной оплаты штрафов ГИБДД.

Задержание будет осуществляться путём эвакуации транспортного средства на штрафстоянку либо установкой механических блокираторов на колёса. Продолжить движение водитель сможет только после оплаты полученных штрафов за нарушения ПДД.

До 6 января 2022 года к документу принимаются замечания и дополнения, после чего состоится второе чтение Госдумы.

Новые требования к камерам ГИБДД

Согласно тексту поправок, в статью 2.61 внесут изменения, согласно которым Правительство будет устанавливать требования:

  • к программному обеспечению камер ГИБДД;
  • к материалам фото-видеофиксации;
  • к размещению автоматических камер ГИБДД;
  • к информированию водителей о наличии камер на дороге, в том числе при помощи знаков и разметки;
  • к порядку обработки и использования полученной камерами информации.

А согласно изменениям в статье 24.5 КоАП РФ, если какое-то из перечисленных выше требований не выполнено или нарушено, то штраф водителю должен быть аннулирован.

В декабре 2021 года Госдума рассмотрела в первом чтении и одобрила эти поправки. До 15 января 2022 года к документу принимаются замечания и правки, после чего состоится второе чтение. В случае подписания, они вступят в законную силу по истечении 180 дней после дня официальной публикации подписанного документа, то есть во второй половине 2022 года. Это сделано для того, чтобы Правительство успело выпустить соответствующий документ с описанием требований к камерам ГИБДД на федеральном уровне.

Бесплатная парковка для инвалидов

18 января 2022 года Госдума планирует рассмотреть в первом чтении законопроект о бесплатной парковке для инвалидов.

Как говорится в пояснительной записке к поправкам, б ывают ситуации, когда на платных парковках общего пользования все специальные парковочные места для бесплатной парковки инвалидов заняты. В этом случае инвалид вынужден искать свободные специальные бесплатные места на других парковках, что не всегда для него удобно, либо размещать транспортное средство на свободном месте данной платной парковки и оплачивать это место по определенному для всех автовладельцев тарифу.

В противном случае инвалиду будет выписан административный штраф. Теоретически, наложение санкций в виде штрафа можно обжаловать, но этот процесс длительный и требующий доказывания отсутствия свободных мест на специально отведенных местах для бесплатной парковки фото- и видеозаписью, а также необходимости парковки именно в данном месте.

Таким образом, инвалидам и детям-инвалидам, в отличие, например, от многодетных семей, не в полной мере гарантируется бесплатная парковка около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, то есть не обеспечивается беспрепятственный доступ инвалидов к данным объектам.

В случае одобрения, поправки вступят в законную силу со дня официальной публикации подписанного документа.

Новые правила ОСАГО 2022

В январе 2022 года запланировано первое чтение законопроекта, который должен позволить сделать ОСАГО более доступным для "проблемных" категорий транспорта. Не секрет, что сейчас владельцы таких видов транспорта, как, например, мотоциклы или грузовики, сталкиваются с проблемами при оформлении полисов ОСАГО. Учитывая риски и высокую убыточность данных сегментов, страховщики стараются всеми возможными способами отказать в оформлении полиса ОСАГО.

Чтобы это устранить, в Госдуму был внесён законопроект о так называемом перестраховочном пуле ОСАГО.

" Возможность передачи страховщиком в перестраховочный пул рисков по высокоубыточным сегментам ОСАГО обеспечит надлежащий уровень доступности ОСАГО, не создавая при этом угрозу финансовой устойчивости и платежеспособности отдельных страховщиков ", - говорится в пояснительной записке к данному документу.

Согласно тексту поправок, участниками данного пула должны стать все компании, продающие полисы ОСАГО, а риски по этим убыточным сегментам должны быть равномерно распределены между всеми страховщиками.

Говоря проще, это будет некий "общий котёл", куда будут "скидывать" рискованные полисы ОСАГО. Каждая страховая компания будет отчислять в этот пул определённую сумму, а из этого общего "кошелька" и будут в дальнейшем выплачивать ущерб по этим убыточным полисам ОСАГО.

В случае подписания, поправки вступят в силу по истечении 10 дней со дня официальной публикации подписанного документа.

Наказание для лихачей 2022

21 декабря 2021 года Госдума в первом чтении приняла поправки, вводящие уголовное наказание для злостных нарушителей ПДД за превышение скорости или выезд на встречную полосу, если ранее они уже были лишены прав за эти нарушения.

В рамках обсуждения данной инициативы депутат Ярослав Нилов в очередной раз поднял вопрос о необходимости введения штрафа за опасное вождение. Его поддержал председатель Госдумы Вячеслав Володин, который предложил в течение месяца подготовить соответствующие поправки, чтобы их можно было обсудить в январе и вынести на рассмотрение уже в феврале 2022 года.

По его словам, для подготовки законопроекта в Госдуме будет создана рабочая группа под руководством Ирины Яровой, куда войдут Председатель профильного Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, Ярослав Нилов, представители фракций.

3. ОТЛОЖЕННЫЕ ПОПРАВКИ

Ряд поправок для водителей, которые планировались в январе 2022 года, были отложены.

Новые правила медосмотра водителей - вступят в силу не с 1 января 2022 года, а с 1 марта 2022 года (читайте подробности ниже)

Покупка "красивых" госномеров - законопроект ЛДПР в декабре 2021 года был отклонён Госдумой, а поправки Минэкономразвития, предусматривающие покупку "красивых" госномеров через портал Госуслуг с 1 января 2022 года, вновь отложили.

Собрали 10 громких нововведений, которые заработают в наступившем году: ознакомьтесь, чтобы быть в курсе своих прав — и ничего не нарушить.


С 1 января начнут вступать в силу законы, которые мы обсуждали весь прошлый год. Рассказываем, что сулят 10 основных нововведений 2022 года.

Пенсии, зарплаты и социальные выплаты поднимут на новую величину

С 1 января в России подняли прожиточный минимум и МРОТ. Согласно закону о бюджете на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов прожиточный минимум увеличили на 1 тысячу рублей — до 12 654 рублей. Для трудоспособного населения этот показатель чуть выше — 13 793 рубля, но для пенсионеров — 10 882 рубля, для детей — 12 274 рубля. Минимальный размер оплаты труда тоже подняли — до 13 890 рублей. В 2022 году в России будут ориентироваться именно на эти цифры. Как отмечают в правительстве, от размера этих величин зависят почти все социальные пособия на детей, федеральная и региональная доплата к пенсии, страховые выплаты по больничным листам. Вице-премьер Татьяна Голикова подчеркнула, что повышение выплат затронет порядка 16 млн россиян, а увеличение МРОТ отразится на зарплатах 3 млн человек. Из федерального бюджета направят около 30 млрд рублей на то, чтобы поднять эти основополагающие величины на уровень выше инфляции. МРОТ, например, вырос сразу на 8,6%. Однако, и инфляция на конец года уже была выше 8,5%.

Увеличится в 2022 году и размер материнского капитала. Но индексацию проведут не 1 января, а 1 февраля, а чем говориться в ФЗ-415. Размер маткапитала будут рассчитывать по уровню фактической инфляции, а не прогнозируемой. Как заявила вице-премьер Татьяна Голикова, в ближайшие три года на выплаты материнского капитала бюджет потратит больше 1,6 трлн рублей. В 2022 году при рождении или усыновлении первого ребенка, по словам Голиковой, семья получит 503 237 тысяч рублей. За второго и последующих детей дадут 665 тысяч рублей.

Также с 1 февраля на 5,9% проиндексируют страховую пенсию по старости. По словам Голиковой, средний размер ежемесячных выплат пенсионерам в 2022 году составит 18 521 рубль. Закон об индексации пенсий работающим пенсионерам так и не приняли.

Зато утвердили документ, по которому страховые и социальные пенсии по инвалидности теперь будут назначать в беззаявительном порядке. После установления инвалидности ПФР назначит пенсию автоматически и пришлет извещение.

ЦБ сможет устанавливать ограничения на выдачу кредитов

Банк России получил право ограничивать выдачу необеспеченных потребительских кредитов. Закон вступает в силу 1 января 2022 года. По сути он дает право регулятору вводить лимиты на отдельные виды кредитов для отдельных банков — по своему усмотрению.

Прожиточный минимум должников защитят от списаний

С 1 февраля 2022 года вступит в силу закон, задача которого — защитить доходы должников от взысканий. Им оставят только самое необходимое — прожиточный минимум. Ориентироваться будут на среднюю цифру по стране или на величину прожиточного минимума в регионе проживания, если она выше.

Защищать деньги должников будут не автоматически. Для того, чтобы сохранить прожиточный минимум, нужно написать заявление в то подразделение судебных приставов, которое занимается взысканием, приложить к заявлению данные банковской карты или счета, на который поступают деньги, а также сведения о размере и источнике дохода. Приставы зафиксируют требование сохранить прожиточный минимум в постановлении, и банки будут обязаны его соблюдать.

Защищать будут не всех должников. Установленные ограничения не будут действовать при взыскании алиментов, возмещении причиненного преступлением ущерба и вреда здоровью, компенсации морального вреда или вреда в связи со смертью кормильца. Также ограничения не будут распространяться на административные и судебные штрафы.

Больничные начнут выдавать только в электронном виде

Электронные листки нетрудоспособности существуют не первый год, но с 1 января 2022 года их будут оформлять только в электронном виде. Соответствующие поправки в законодательство внес 126-ФЗ и приказ Минздрава № 1089н от 23 ноября 2021 года.

Это сделано для того, чтобы россияне могли в случае временной нетрудоспособности получать выплаты напрямую из Фонда социального страхования — в беззаявительном порядке.

Цифровые больничные врачи будут подписывать электронной подписью и отправлять в ФСС, где автоматически начислят выплаты (напомним, раньше работодатели оплачивали больничные листы из своих средств, а потом получали компенсацию из ФСС, теперь выплаты будут прямыми). Об открытии, продлении или закрытии электронного листка нетрудоспособности работодателям будут сообщать через систему электронного документооборота ФСС, к которой они должны подключиться с 1 января.

Бумажные больничные в виде исключения продолжат выдавать только тем россиянам, сведения о которых составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.

Обязательный техосмотр отменят, но не для всех

Для легковых автомобилей и мотоциклов не старше четырех лет техосмотр перестанет быть обязательным требованием для оформления полиса ОСАГО. При условии, что транспортное средство принадлежит физическому лицу и не используется в коммерческих целях. Закон принят Госдумой, одобрен Советом Федерации, и ожидает подписания президентом.

С 1 января 2022 года вступает в силу ряд положений закона, который обязывает иностранные IT-компании с суточной аудиторией больше 500 тысяч пользователей открывать представительства в России. Роскомнадзор уже включил в список Google, Apple, Meta Platforms, Twitter, TikTok, Telegram и других IT-гигантов.

Компаниям, помимо создания российского филиала, придется зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора — для взаимодействия с государственными органами РФ, установить на своем сайте рекомендованный ведомством счетчик посещаемости и разместить электронную форму обратной связи для российских пользователей. Также они должны будут ограничивать доступ к информации, нарушающей российское законодательство.

Игнорирование этих требований, а также ранее предусмотренных законодательством РФ запретов и ограничений в отношении иностранных платформ, повлечет за собой применение мер понуждения со стороны Роскомнадзора. Среди них — запрет на распространение рекламы, ограничение переводов денежных средств и приема платежей российских физических и юридических лиц, запрет на поисковую выдачу, запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных, частичная или полная блокировка. Указанные меры понуждения предполагается применять на основании решения Роскомнадзора.

Fan ID для болельщиков станет обязательным

В июне 2022 года вступит в силу закон о паспорте болельщика. Правительство определит список спортивных соревнований, попасть на которые можно будет только при наличии действующей персонифицированной карты и соблюдении установленного порядка идентификации и аутентификации, говориться на сайте Госдумы. Иными словами, Fan ID станет доступом к покупке билетов на соревнования из списка. Также его нужно будет предъявить на входе. Такое решение принято в целях обеспечения безопасности и общественного порядка, объяснили в Госдуме.

Напомним, что Fan ID использовался на Олимпиаде в Сочи в 2014 году, а также на Кубке конфедераций-2017 и на Чемпионате мира-2018.

Биометрические данные будут собирать в единую систему

Госдума приняла закон о создании в России единой государственной биометрической системы, в которой россияне, в том числе проживающие за рубежом, смогут самостоятельно, при наличии учетной записи и с использованием российского программного обеспечения, размещать свои биометрические данные без посещения государственных органов. Поскольку система будет носить статус государственной, правительству вменяется в обязанность обеспечивать безопасность этих данных.

Порядок функционирования этой системы и ее взаимодействия с другими информационными системами правительство утвердит после согласования с министерствами.

Пока понятного в этой истории со сбором биометрических данных в единую базу не много. Напомним, что депутаты приняли нормы о создании этой системы в оперативном порядке и без широкого обсуждения. Соответствующие изменения в отдельные законодательные акты были приняты Госдумой не самостоятельным законопроектом, а в виде поправок.

В качестве разъяснений председатель Госдумы Вячеслав Володин отметил, что закон будет учитывать отказ от идентификации по биометрии. Иными словами, если гражданин не захочет проходить аутентификацию с использованием его биометрических данных, то ему не смогут отказать в предоставлении госуслуги.

Налоговый вычет можно будет оформить за фитнес

Весной 2021 года Госдума приняла закон, разрешающий получать налоговый вычет на физкультурно-оздоровительные услуги. Возврат налогов можно будет оформить с той суммы, которая была потрачена на занятия фитнесом и спортом начиная с 1 января 2022 года. Это значит, что сам вычет придет в 2023 году, но чеки и договоры нужно собирать уже с начала 2022 года. Ограничение по сумме установлены в размере фактически произведенных расходов, но не больше 120 тысяч рублей за налоговый период в совокупности с другими социальными налоговыми вычетам. Максимальный размер вычета составит 15,6 тыс. рублей.

Законом также разрешается возвращать гражданам часть оплаченной суммы за занятия спортом детей в возрасте до 18 лет.

Россиянам впервые придут налоги на проценты по вкладам

Закон об уплате налогов по банковским вкладам свыше 1 млн рублей действует уже год, но первые налоговые извещения — по итогам 2021 года — придут россиянам уже в наступившем 2022 году. Подавать налоговую декларацию не нужно, банк сам передаст все данные в ФНС. Сотрудники налоговой соберут информацию обо всех счетах во всех банках, определят налоговую базу, рассчитают, сколько денег придется заплатить в бюджет, после чего вкладчику придет налоговое уведомление по почте или в личном кабинете налогоплательщика. При этом разбивать деньги по нескольким вкладам бессмысленно — учитываться будут все.

Если сумма вкладов не превышает 1 млн рублей, если ставка — меньше 1% годовых, налог платить не придется. Также освобождаются от уплаты НДФЛ владельцы эскроу-счетов.

Напомним, что обложить налогом доходы от вкладов свыше 1 млн рублей впервые предложил президент Владимир Путин в ходе своего мартовского телеобращения к россиянам. 1 апреля он уже подписал принятый Госдумой закон.

Читайте также: