В налоговой неправильно разнесли платежи

Обновлено: 19.05.2024

В процессе работы предприниматель иногда сталкивается с ситуацией, когда за ним числится переплата или задолженность по тому или иному налогу. И главный вопрос, который волнует налогоплательщика в этот момент, — какие будут санкции за неверное исчисление или уплату налога.

Самые распространенные причины образования переплаты или задолженности по налогу:

  • Естественные причины. Переплата налога может образоваться по естественным причинам. Пример: в 2021 году предприятие первые 9 месяцев имело доход, исчисляло с него налог и своевременно уплачивало авансовые платежи. В 4 квартале доходы отсутствовали или предприятие терпело убыток. В этом случае сумма произведенных за 9 месяцев авансовых платежей по налогу УСН может превысить сумму исчисленного по итогам года налога, и за предприятием будет числиться переплата.
  • Ошибки в исчислении налога. Переплата или задолженность может появиться, когда были допущены ошибки при исчислении налога и, соответственно, была произведена неверная его уплата. При обнаружении ошибок предприятие подает уточненный отчет за тот период, в котором образовалась ошибка в исчислении налога. Если неверное исчисление налога повлекло занижение суммы налога, то предприятию грозят штрафы и пени, причем довольно значительные (по ст. 122 НК РФ — до 40% от неуплаченной суммы налога).

Ошибки в платежных документах на уплату налога. Ошибки в платежке могут привести к серьезным последствиям. В зависимости от того, в каком именно поле платежки допущена ошибка, можно определить её критичность для налогоплательщика. Не каждая ошибка приводит к неперечислению налога в бюджет, и в ряде случаев обязанность налогоплательщика по уплате налога все равно считается исполненной.

Для того, чтобы платеж считался перечисленным, следующие поля платежного поручения должны быть заполнены верно:
Наименование банка получателя (поле 13);
Реквизиты банка получателя ( поля 14,15 ).

Остальные ошибки в платежном поручении, согласно ст. 45 НК РФ не влекут неперечисление налога в бюджет. В частности, ошибки в полях:

Счет получателя (поле 17) — с 2019 года уточнить можно и платежи, которые попали на неверный счёт Федерального казначейства;
Наименование получателя (поле 16);
ИНН — КПП получателя (поле 61 и 103);
КБК (поле 104);
Код ОКТМО (поле 105);
Основание платежа (поле 106);
Налоговый период (поле 107);
Номер документа (поле 108);
Дата документа (поле 109);
Тип платежа (поле 110);
Дата (к полю 4);
Статус плательщика (поле 101);
Назначение платежа (поле 24).

  • Неверная сумма в платежке (поле 7) может привести к образованию переплаты или задолженности по налогу. Все, что нужно в таком случае, — доплатить налог или решить, что делать с переплатой.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Если у предприятия имеется задолженность по налогам или сборам, то её следует погасить как можно скорее. Чем быстрее предприятие погасит задолженность, тем меньше будет сумма пеней. И не стоит забывать про необходимость оплаты самих пеней и штрафов. В случае их неуплаты средства могут быть взысканы с расчетного счета предприятия и даже за счет его имущества через суд.

Для того чтобы узнать суммы переплат и задолженностей, а также те КБК налогов, на которых они образовались, лучше всего сделать сверку с налоговой.

Если имеется переплата по какому-либо налогу, то согласно ст. 78 НК РФ предприятие в течение трёх лет может:

На практике решение вопроса о возврате (зачете) сумм переплат осложняется еще и тем, что налоговики часто не учитывают арбитражную практику и руководствуются ведомственными интересами. Это может быть причиной для проведения камеральной проверки, особенно, когда предприятие подает уточненный отчет в связи с уменьшением суммы исчисленного налога.

Как итог – переплата по налогу лучше, чем недоимка. Переплата может служить своего рода страховкой на случай выявления недоимки по данному налогу, например, в случае налоговой проверки. Из судебной практики следует, что компания может быть освобождена от ответственности за несвоевременную уплату налога, даже если переплата налога образовалась позже, чем задолженность. Главное, чтобы компания заявила об имеющейся переплате и произвела зачет до назначения проверки.

Статья актуальна на 02.02.2021

Теория

1. Не подчиняться

Налоговым законодательством предусмотрено право налогоплательщика не выполнять неправомерные требования. Эту неправомерность можно обосновать во время анализа акта налоговой проверки.

Когда речь идёт о доначислениях в результате налоговой проверки, у плательщика есть право оспорить вынесенное решение. Первое и главное, что нужно делать, увидев непомерные суммы в акте, — не паниковать. С момента вручения акта у плательщика есть месяц на предоставление возражений, а после их рассмотрения — месяц на обжалование решения. Но даже если этот срок пропущен, решение может быть обжаловано в течение года в вышестоящем налоговом органе.

2. Изучить декларацию

3. Проверить реквизиты

Порой даже из-за самой безобидной ошибки деньги зависают в невыясненных платежах и требуют уточнения. Самые важные реквизиты в платёжке: наименование получателя, ИНН — КПП получателя, реквизиты банка получателя и счёт получателя. Если эта информация указана верно, значит, деньги точно дошли до налоговой и пени и штрафы вам не грозят. Ошибки в остальных реквизитах не влекут неперечисление налога в бюджет, но нужно обратиться в налоговую с заявлением на уточнение платежа и копией платёжки.

4. Свериться с налоговой

5. Найти ошибки налоговой

Обязательно обращайте внимание на сроки получения документов. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки. Если сроки не соблюдены, об этом обязательно надо заявлять в суде в рамках оспаривания требования об уплате налога. Под днём выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога, а в случае представления налоговой декларации — следующий после её представления день.

6. Запросить все платежи по конкретному налогу

Нужно запросить все платежи и начисления по налогу, по которому обнаружено расхождение. Зачастую налоговая инспекция, получая платёжное поручение, распределяет его на другой ОКТМО. Вследствие чего по одному ОКТМО у вас переплата, а по другому — недоимка. Так часто случается при смене налогоплательщиком юридического адреса. Налоговая инспекция должна самостоятельно переносить переплаты на новый ОКТМО, но на практике не делает этого. Если это чисто техническая ошибка и неправильно указаны ОКТМО или КБК, нужно в письме ИФНС указать правильные данные.

7. Подготовить письменные возражения

На их подготовку даётся месяц со дня получения акта проверки. Важно привести убедительные аргументы по предъявленным претензиям со ссылками на нормы закона, судебную практику, полученные экспертизы и нотариально заверенные допросы. Помимо оспаривания предъявленных налоговых претензий в возражениях следует указать нарушения, допущенные инспекцией при проведении проверки.

8. Вызвать дополнительную проверку

Если начисления сделали после проведения выездной проверки и вы с ними не согласны, вы можете в течение месяца представить в инспекцию свои аргументированные возражения на акт налоговой проверки. В течение 10 дней их рассмотрит группа проверяющих инспекторов и руководство налоговой инспекции. Как правило, эти возражения не имеют никакой практической пользы. Эта стадия нужна только тем, у кого есть веские возражения не только по нарушению процедуры проверки, но и по качеству проведённой проверки. Обычно налоговики или не учитывают эти замечания, либо назначают мероприятия дополнительного налогового контроля — допрос, истребование документов или экспертиза. Со 2 июня 2016 года стало возможно представлять возражения и после этих мероприятий. Оценив все возражения, налоговики вынесут решение в 10-дневный срок по результатам налоговой проверки и укажут сумму недоимки, пени и тот штраф, который инкриминируют налогоплательщику.

9. Оспорить решение

После того как вы разобрались в причинах доначисления, можно подавать жалобу. Её следует оформить в письменном виде как официальное письмо и указать: ваши реквизиты; название, номер, дату обжалуемого решения и наименование ИФНС, которая его вынесла; ссылки на законодательство, которые подтверждают, что действия налоговой неправомерны; ваше требование отменить решение налоговой о доначислении налога; перечень подтверждающих документов. Жалобу отнесите в налоговую, чьё решение требуете отменить. А уже затем она перенаправит в вышестоящий орган — региональное управление ФНС.

10. Обратиться в суд

Как только налоговая примет решение по вашей жалобе, в течение трёх рабочих дней его направят вам. Если решение окажется не в вашу пользу, в течение трёх месяцев в арбитражный суд нужно подать заявление о признании решения налогового органа недействительным.

Перед обращением в суд налогоплательщик обязан соблюсти процедуру досудебного урегулирования спора — обратиться в вышестоящее УФНС с апелляционной жалобой на результаты проверки.

11. Попросить об обеспечительных мерах

Если суд неизбежен, подготовьте требования о применении обеспечительных мер. По ходатайству налогоплательщика суд вправе приостановить действие оспариваемого решения налогового органа, что защитит вас от обращения за взысканием денежных средств и имущества. Соберите документы, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер затруднит или сделает невозможным исполнение судебного решения или причинит заявителю значительный ущерб. Как правило, это документы о финансовом состоянии налогоплательщика, доказательства, свидетельствующие об угрозе неисполнения кредитных или лизинговых обязательств, обязательств в рамках государственных или муниципальных контрактов, риске невыплат зарплат, утраты или повреждения имущества. Налогоплательщик также должен подтвердить, что принятие обеспечительных мер не повлечёт за собой невозможность взыскания доначисленных сумм. Для этого предоставляют документы, свидетельствующие о наличии ликвидных активов, стабильности деятельности компании и её репутации на рынке. Будьте готовы в короткие сроки предоставить встречное обеспечение: банковскую гарантию, поручительство или иное финансовое обеспечение.

Практика

Обычно отстоять свою позицию на комиссии удаётся лишь тем компаниям, у которых убыток вызван действием однозначно трактуемых, понятных и очевидных факторов. Например, комиссия удовлетворилась объяснениями возникшего у компании-импортёра убытка, поскольку этот убыток целиком был обусловлен курсовыми разницами. Для обоснования своей позиции компания предоставила объяснение, содержащее подробнейшее описание ситуации, и расчёт, который убедительно доказывал, что в сложившихся обстоятельствах компания сделала всё от неё зависящее, чтобы избежать убытка.

Читайте также: