В каком случае не предусмотрен штраф за загрязнение окружающей среды газпромнефть

Обновлено: 12.06.2024

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории.

В силу п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории. К данной категории объектов законодателем отнесены офисы (офисные здания).

При этом Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, факт которого удостоверяется выдачей организации (или ИП) соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации об объекте.

Таким образом, законодательством в настоящее время не предусматривается взимание платы за установленные в ст. 16 Закона № 7-ФЗ виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории. Напомним, данное освобождение действует с 1 января 2016 года (ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ). К указанным объектам согласно п. 6 ч. IV Критериев относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям:

– наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 т в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
– отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

По мнению чиновников Росприроднадзора, характерными примерами указанных объектов являются офисные помещения, школы, детские сады и т. д. (см. Письмо от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054). Напомним, контроль правильности исчисления и своевременности внесения платежей за негативное воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет именно Росприроднадзор (п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780). Названное ведомство наделено также правом давать разъяснения по вопросам исчисления и уплаты таких платежей, что и делает довольно регулярно.

В связи с этим предлагаем обратить внимание на разъяснения, данные Росприроднадзором в Письме от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591, по поводу реализации правил об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Сразу оговоримся, даны они не в пользу плательщиков экологических платежей и являют собой пример сомнительной логики официальных органов.

Дословно авторы комментируемого письма указали на следующее: в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.

Сказанное ими, очевидно, надо понимать так. Если у хозяйствующего субъекта имеется несколько объектов, относящихся к IV категории, то плату за негативное воздействие на окружающую среду вносить не нужно, поскольку эти объекты наносят окружающей среде минимальный вред. Однако при появлении у субъекта хотя бы одного более вредного объекта (отнесенного к I, II или III категории) сразу все объекты без исключения (в том числе относящиеся к IV категории) становятся источниками, приносящими окружающей среде невосполнимый вред. А значит, их владелец, по мнению чиновников Росприроднадзора, должен вносить плату, компенсирующую подобное негативное воздействие на окружающую среду, по всем этим объектам.

И еще. Как упоминалось ранее, присвоение какому-либо объекту той или иной категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ).

В связи с этим возникает вопрос: нужно ли ставить на государственный учет офис (офисное здание), наносящий минимальный вред окружающей среде, для правомерного применения фискальной преференции?

В Письме Росприроднадзора от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270 даны такие разъяснения: освобождение юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду возможно лишь после присвоения объекту соответствующей категории. Иначе говоря, реализовать право на освобождение от уплаты экологических платежей организация (или ИП) может, только если в свидетельстве о постановке объекта на государственной учет указана принадлежность этого объекта к IV категории.

В Письме № АС-06-02-36/3591 чиновники Росприроднадзора снова затронули данный вопрос. Они подчеркнули, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, которые не относятся к объектам I, II, III и IV категорий. Поэтому, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях (п. 6 Критериев), такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается).

С учетом сказанного получается, что офисные здания, которые в силу п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ относятся к объектам IV категории (то есть наносящим минимальный вред окружающей среде), все-таки нужно ставить на государственный учет. С этим сложно поспорить. Действительно, только при наличии у владельца офиса (офисного здания) свидетельства о постановке на государственный учет он сможет реализовать свое право на применение освобождения от уплаты экологических платежей. Иного альтернативного способа доказать (помимо получения обозначенного свидетельства), что объект относится к IV категории, действующим законодательством не предусмотрено.

Между тем несколькими месяцами ранее (а точнее, 1 декабря 2016 года) Росприроднадзор на своем сайте опубликовал информацию, из которой следовало, что большинство офисов не нужно ставить на государственный учет, так как они оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду. В обоснование этой позиции ведомство привело такие доводы. Собственно образование и накопление отходов на объекте не являются критериями его отнесения к какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду. А в заявке о постановке объекта на государственный учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на данном объекте. Поэтому если организация(например, офис, школа или детский сад) образует отходы, но не осуществляет деятельность по их размещению самостоятельно и не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, то у такой организации объект негативного воздействия на окружающую природу не определяется. Иными словами, по мнению чиновников, большая часть офисных зданий вообще не относятся к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Следовательно, владельцы этих офисов не должны ставить их на государственный учет.

Однако привлекательность изложенной позиции нивелируется ее спорностью. Ведь из нормы, установленной п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, явственно следует, что получить освобождение от экологических платежей субъекты смогут лишь при осуществлении деятельности на объектах IV категории. А факт присвоения объекту этой категории подтверждается только свидетельством о постановке на государственный учет и ничем иным.

Ответственность за невыполнение хозяйствующими субъектами, осуществляющими выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, мероприятий по уменьшению выбросов в период прогнозирования неблагоприятных метеорологических условий

Согласно ст. 1 вышеуказанного закона под понятием загрязняющее вещество понимается химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.

Также указанной статьей определено, что под источником выброса следует понимать сооружения, технические устройства, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества.

Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

При этом вопросы разработки для конкретного предприятия мероприятий по уменьшению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий регулируются порядком проведения таких работ, установленным в соответствующем субъекте Российской Федерации.

На территории Оренбургской области организация работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, определена постановлением Правительства Оренбургской области от 27.03.2012 № 263-п.

За не разработку и не выполнение мероприятий по уменьшению выбросов в периоды прогнозирования неблагоприятных метеорологических условий определена административная ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 1 до 2 тыс. руб., на должностных лиц - от 2 до 5 тыс. руб.; на юридических лиц - от 20 до 100 тыс. руб.

Кроме того, в случае если невыполнение мероприятий в период прогнозирования неблагоприятных метеорологических условий повлекло загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха за указанное деяние предусмотрена уголовная ответственность по ч. 1 ст. 251 УК РФ, в виде наказания от штрафа в размере 80 тыс. руб. до ареста на срок до трех месяцев.

Если вышеуказанное деяние, повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью человека то за это предусмотрена ответственность от штрафа в размере до 200 тыс. руб. до лишения свободы на срок до 2 лет (ч. 2 ст. 251 УК РФ).

В случае если деяния указанные в ч. 1 и ч. 2 ст. 251 УК РФ повлекли по неосторожности смерть человека, то за это предусмотрена ответственность от принудительных работ на срок от двух до пяти лет, либо лишение свободы на срок до пяти лет.

Разъяснение подготовлено Орской природоохранной межрайонной прокуратурой

Прокуратура
Оренбургской области

Прокуратура Оренбургской области

3 ноября 2020, 09:56

Ответственность за невыполнение хозяйствующими субъектами, осуществляющими выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, мероприятий по уменьшению выбросов в период прогнозирования неблагоприятных метеорологических условий

Согласно ст. 1 вышеуказанного закона под понятием загрязняющее вещество понимается химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.

Также указанной статьей определено, что под источником выброса следует понимать сооружения, технические устройства, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества.

Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

При этом вопросы разработки для конкретного предприятия мероприятий по уменьшению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий регулируются порядком проведения таких работ, установленным в соответствующем субъекте Российской Федерации.

На территории Оренбургской области организация работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, определена постановлением Правительства Оренбургской области от 27.03.2012 № 263-п.

За не разработку и не выполнение мероприятий по уменьшению выбросов в периоды прогнозирования неблагоприятных метеорологических условий определена административная ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 1 до 2 тыс. руб., на должностных лиц - от 2 до 5 тыс. руб.; на юридических лиц - от 20 до 100 тыс. руб.

Кроме того, в случае если невыполнение мероприятий в период прогнозирования неблагоприятных метеорологических условий повлекло загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха за указанное деяние предусмотрена уголовная ответственность по ч. 1 ст. 251 УК РФ, в виде наказания от штрафа в размере 80 тыс. руб. до ареста на срок до трех месяцев.

Если вышеуказанное деяние, повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью человека то за это предусмотрена ответственность от штрафа в размере до 200 тыс. руб. до лишения свободы на срок до 2 лет (ч. 2 ст. 251 УК РФ).

В случае если деяния указанные в ч. 1 и ч. 2 ст. 251 УК РФ повлекли по неосторожности смерть человека, то за это предусмотрена ответственность от принудительных работ на срок от двух до пяти лет, либо лишение свободы на срок до пяти лет.

С 01.01.2019 в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), I–IV категорий применяется дифференцированный подход к нормированию и оформлению разрешительной документации. Вместе с тем законодателем не решен вопрос о постановке на учет объектов, при эксплуатации которых происходит исключительно образование отходов (объекты так называемой V категории). Рассмотрим указанную проблему в контексте взимания платы за НВОС и ведения производственного экологического контроля (далее — ПЭК).

Словарь

Объект, оказывающий НВОС, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков[1].

Отметим, что ранее действовавшие редакции Федерального закона № 7-ФЗ (п. 2 ст. 16) указывали на конкретные виды НВОС:

• выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

• сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

• загрязнение недр, почв;

• размещение отходов производства и потребления;

• загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

В действующей редакции ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ указаны исключительно виды НВОС, за которые взимается плата:

• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

• сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

• хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

При постановке объекта НВОС на государственный учет в форме соответствующей заявки указываются исключительно:

• сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

• сведения о количестве и составе выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов;

• сведения о выпусках и сбросах сточных вод;

• сведения о размещении отходов производства и потребления.

Следовательно, законодателем в качестве объекта НВОС понимается сооружение или территория, частью которых являются стационарные источники выбросов, сбросов или же объект размещения отходов. На практике использование данного определения для идентификации объекта НВОС осложнено рядом правовых пробелов.

Дифференцированный подход

• для объектов I категории предусмотрена необходимость оформления комплексного экологического разрешения;

• для объектов II категории — представление декларации о воздействии на окружающую среду;

• для объектов III категории — направление по итогам отчетного периода отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

Объекты IV категории освобождены от необходимости оформления разрешительной документации и представления специальной отчетности.

Анализ изменений, вносимых в природоохранные акты, показывает, что основным элементом при регулировании общественных отношений, связанных с охраной окружающей среды, должен стать объект НВОС.

Указанную позицию подтверждает тот факт, что:

• ПЭК, разработка программы ПЭК и представление отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК;

• заполнение декларации о плате за НВОС;

• составление формы № 2-ТП (воздух);

• документирование результатов инструментального определения показателей выбросов в отчете о результатах инвентаризации выбросов[2],

осуществляются в отношении объектов НВОС.

Таким образом, согласно логике законодателя всем объектам, при эксплуатации которых осуществляются выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, должна быть присвоена одна из четырех категорий.

Однако практика правоприменения выявила проблему, с которой природопользователи сталкивались на протяжении многих лет при внесении платы за НВОС: кто должен нести ответственность за НВОС при размещении отходов?

К сведению

[2] Обратите внимание: 26.04.2019 вступил в силу новый порядок инвентаризации выбросов.

Узнать больше:

НВОС, которого нет: за что платить, если объекту не присвоена категория?

С 01.01.2019 в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), I–IV категорий применяется дифференцированный подход к нормированию и оформлению разрешительной документации. Вместе с тем законодателем не решен вопрос о постановке на учет объектов, при эксплуатации которых происходит исключительно образование отходов (объекты так называемой V категории). Рассмотрим указанную проблему в контексте взимания платы за НВОС и ведения производственного экологического контроля (далее — ПЭК).

Словарь

Объект, оказывающий НВОС, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков[1].

Отметим, что ранее действовавшие редакции Федерального закона № 7-ФЗ (п. 2 ст. 16) указывали на конкретные виды НВОС:

• выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

• сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

• загрязнение недр, почв;

• размещение отходов производства и потребления;

• загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

В действующей редакции ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ указаны исключительно виды НВОС, за которые взимается плата:

• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

• сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

• хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

При постановке объекта НВОС на государственный учет в форме соответствующей заявки указываются исключительно:

• сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

• сведения о количестве и составе выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов;

• сведения о выпусках и сбросах сточных вод;

• сведения о размещении отходов производства и потребления.

Следовательно, законодателем в качестве объекта НВОС понимается сооружение или территория, частью которых являются стационарные источники выбросов, сбросов или же объект размещения отходов. На практике использование данного определения для идентификации объекта НВОС осложнено рядом правовых пробелов.

Дифференцированный подход

• для объектов I категории предусмотрена необходимость оформления комплексного экологического разрешения;

• для объектов II категории — представление декларации о воздействии на окружающую среду;

• для объектов III категории — направление по итогам отчетного периода отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

Объекты IV категории освобождены от необходимости оформления разрешительной документации и представления специальной отчетности.

Анализ изменений, вносимых в природоохранные акты, показывает, что основным элементом при регулировании общественных отношений, связанных с охраной окружающей среды, должен стать объект НВОС.

Указанную позицию подтверждает тот факт, что:

• ПЭК, разработка программы ПЭК и представление отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК;

• заполнение декларации о плате за НВОС;

• составление формы № 2-ТП (воздух);

• документирование результатов инструментального определения показателей выбросов в отчете о результатах инвентаризации выбросов[2],

осуществляются в отношении объектов НВОС.

Таким образом, согласно логике законодателя всем объектам, при эксплуатации которых осуществляются выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, должна быть присвоена одна из четырех категорий.

Однако практика правоприменения выявила проблему, с которой природопользователи сталкивались на протяжении многих лет при внесении платы за НВОС: кто должен нести ответственность за НВОС при размещении отходов?

К сведению

[2] Обратите внимание: 26.04.2019 вступил в силу новый порядок инвентаризации выбросов.

Нарушение действующего экологического законодательства чаще всего карается штрафами, а в некоторых случаях может грозить виновным уголовной ответственностью. Регламентируются наказания в области экологической сферы Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным Кодексом РФ.

Если совершено экологическое преступление, нанесшее непоправимый вред окружающей среде или повлекшее за собой вред здоровью людей, виновный понесет уголовную ответственность. Нарушения экологического законодательства, выявленные на предприятии в ходе проверки надзорных органов, предусматривают административные наказания, в виде штрафов различного размера.

Размеры штрафов за нарушения природоохранного законодательства

Административный кодекс содержит Главу №8, определяющую ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Наказание определяется характером правонарушения, формой собственности предприятия и правовым статусом виновного лица. В случае экологических правонарушений административное законодательство предусматривает следующие меры воздействия:

  • предупреждение;
  • штрафы;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискацию незаконно выпущенной продукции;
  • лишение права на занятие определенной деятельностью.

Рассмотрим отдельные статьи Административного кодекса и штрафы, предусмотренные в рамках действующего законодательства.

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

Административная ответственность предусмотрена при несоблюдении экологических требований в процессе планировки территории и разработки проектной документации. Также наказание предусмотрено в случае несоблюдения положений утвержденного проекта в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта. В соответствии со статьей 8.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении нарушителей предусмотрены штрафы в следующих размерах:

  • для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 2 до 5 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами

Нарушения в сфере организации и согласования сбора, хранения, размещения, транспортировки и утилизации отходов различного класса опасности, предусматривают такие штрафы в отношении виновных лиц:

  • для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 100 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.4. часть 1 Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы

Если государственная экспертиза не проведена вовсе, нарушителям грозят материальная ответственность в таких размерах:

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.4. часть 2 Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы

Если природопользователь провел экологическую экспертизу, получил положительное заключение от государственных органов, но на практике осуществляет деятельность не согласованную в рамках этой экспертизы, в отношении него будут наложены следующие штрафы:

  • для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 150 тысяч рублей.

Важно также отметить, что если природопользователь подает заявление в государственные органы на проведение общественной экологической экспертизы и получает незаконных отказ, для должностных лиц также предусмотрена административная ответственность. Должностному лицу, нарушившему закон, грозит штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Некоторые недобросовестные природопользователи, чтобы получить разрешение на ведение хозяйственной деятельности, искажают или вовсе не предоставляют в государственные органы информацию о текущем состоянии окружающей среды (атмосферный воздух, водные и земельные ресурсы). Также искажение нередко касается информации о загрязняющих факторах на предприятии. За такое преступление предусмотрены следующие штрафы:

  • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Статья 8.13. часть 1 Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления

  • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Статья 8.13. часть 2 Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования

  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 2 до 3 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.13 часть 3 Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов

  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей.

Статья 8.13 часть 4 Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 30 до 40 тысяч рублей.

Статья 8.14 Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты

При получении разрешение на водопользование определенным водным объектом, находящимся в государственной собственности, разрабатывается ряд правил, регламентирующих возможности природопользователя. Если надзорными органами будет установлено нарушение этих правил или превышение объема сброса сточных вод, размер штрафов определяется в таких пределах:

  • для физических лиц – от ,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.21. часть 1 Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения

Одни из самых строгих наказаний Административным кодексом предусмотрены за нарушения в области вредного воздействия на атмосферный воздух. Связано это с высокими рисками для жизни и здоровья людей, работающих на предприятии и проживающих в регионе. Штрафы лежат в таком диапазоне:

  • для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 40 до 50 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 180 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.21. часть 2 Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.21. часть 3 Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры

  • для должностных лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 1 до 2 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду

Каждый природопользователь, деятельность которого сопровождается негативными воздействиями на окружающую среду, обязан своевременно (в соответствии с графиком) вносить в бюджет экологические платежи. Если в установленные сроки оплата не производится, в отношении нарушителя предусматриваются следующие штрафы:

  • для должностных лиц – от 3 до 6 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

Экологические законодательство – законный инструмент защиты окружающей среды от негативного воздействия деятельности человека. Каждый, кто не соблюдает природоохранные законы, будет нести ответственность в соответствии с нанесенным экологии ущербом.

Читайте также: