Налоговые доходы регионального бюджета курсовая

Обновлено: 08.05.2024

Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функции. Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 5
1.1 Сущность доходов регионального бюджета…………………………………..5
1.2 Налоговые доходы регионального бюджета …………………………………11
1.3 Неналоговые доходы регионального бюджета ………………………………16
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ ДИНАМИКА ЗА 2010-2012 ГОДЫ 19
2.1. Общая характеристика динамики бюджета Омской области за 2010-2012 годы 19
2.2. Структура бюджета Омской области за 2010-2012 гг 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.Сат Лена.docx

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 5

1.1 Сущность доходов регионального бюджета…………………………………..5

1.2 Налоговые доходы регионального бюджета …………………………………11

1.3 Неналоговые доходы регионального бюджета ………………………………16

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ ДИНАМИКА ЗА 2010-2012 ГОДЫ 19

2.1. Общая характеристика динамики бюджета Омской области за 2010-2012 годы 19

2.2. Структура бюджета Омской области за 2010-2012 гг 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функции. Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет состоит из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Региональный бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Доходы регионального бюджета – это финансовая основа выполнения органами государственной власти субъектов РФ своих расходных обязательств. При этом приоритет краткосрочных целей над долгосрочными опасен для экономики страны. Ошибочно полагать, что эффективный бюджет – это только эффективное расходование. Структура доходной части регионального бюджета отражает степень реализации приоритетных целей и задач, определенных для оздоровления экономики. Всё это актуализирует проблему эффективного построения структуры доходов бюджета.

Таким образом, цель настоящей курсовой работы – рассмотреть сущность и структуру доходов регионального бюджета, проанализировать динамику доходных статей бюджета Омской области за 2010-2012 годы.

В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты формирования доходов бюджетов субъектов РФ;
  2. Выявить динамику и исполнение доходов бюджета Омской области за 2009-2011 годы;
  3. Рассмотреть основные проблемы и пути совершенствования системы формирования доходов региональных бюджетов РФ.

Объект курсовой работы – доходная часть бюджета Омской области.

Данная курсовая работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

1.1 Сущность доходов регионального бюджета

Все финансовые потоки, циркулирующие в экономике, всегда привязаны к определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют его на общерегиональные нужды и т.д. С другой стороны, в регионе имеются и финансовые потоки межрегиональных и интернациональных институциональных единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и отправляют их. Тем не менее, на определенной территории локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между всеми институциональными единицами, и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов[21, c.231].

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет[14, c. 178].

По своему материально-вещественному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

Статья 6 БК РФ определяет доходы бюджета как поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета [1, гл. 1. ст. 6].

Значение доходов бюджета для функционирования субъекта РФ предопределяется их юридическими и экономическими характеристиками.

В силу того, что бюджет субъекта РФ как составная часть бюджетной системы РФ имеет экономические характеристики, то поступающие в него доходы необходимо рассматривать с экономической точки зрения. Экономическая наука определяет доходы как сумму денежных поступлений от всех возможных источников. Из данного определения вытекают и экономические признаки доходов – экономическая обоснованность, объем поступлений, коммерческая деятельность в качестве источника формирования дохода.

Возникновение и развитие отношений формирования бюджетных доходов подчиняется определенному правовому режиму. Правовой режим доходов регионального бюджета обусловлен их юридическими признаками (денежный характер, безвозмездность и безвозвратность, публично-правовой характер, обязательность) [24, С. 246].

Охарактеризуем указанные выше признаки доходов региональных бюджетов.

1. Денежный характер.

Из буквального толкования статьи 6 БК РФ следует отнесение к доходам региональных бюджетов только денежных средств, само имущество не может рассматриваться в качестве бюджетного дохода. Таковым служат денежные средства, поступающие в собственность субъекта РФ в реализации имущества (продажи полученного в порядке наследования имущества, сдачи его в аренду и т.д.).

2. Безвозвратность доходов.

Безвозвратность доходов означает, что денежные средства, поступившие в законном порядке, в собственность субъектов РФ не подлежат возврату субъектам, предоставившим данные средства. Поступившие в бюджет денежные средства, к примеру в виде налогов, подлежат возврату только в случае излишне уплаченной суммы налога [3, гл. 12, ст. 78].

3. Безвозмездность доходов бюджета.

Данная характеристика заключается в том, что денежные средства поступают в бюджет субъекта РФ без ответного предоставления каких либо благ или услуг их плательщику.

4. Публично-правовой характер бюджетных доходов.

Отношения, которые связаны с поступлением доходов в бюджет, относятся к отношениям, существующим исключительно в правовой форме. Взимание платежей в пользу субъектов РФ в целях формирования доходов бюджета должно соответствовать нормам права. Неукоснительное подчинение формирования доходов бюджета правовым нормам – неотъемлемая черта их публично-правового характера.

5. Обязательность формирования доходов бюджета.

Этот признак вытекает из публично-правового характера доходов бюджета субъекта РФ. Данный признак состоит в том, что субъекты РФ не свободны в волеизъявлении на получение доходов. Они не могут отказаться от получения доходов, не вправе по своему усмотрению решать, получать доходы или нет.

Итак, доходы субъектов РФ – это опосредуемые экономическими отношениями распределения национального дохода денежные средства, поступающие в бюджет субъектов РФ в целях финансирования общественно значимых потребностей, выполнения задач органов власти субъектов РФ и характеризующиеся свойствами безвозмездности и безвозвратности, обязательности, а также подверженностью детальной нормативной правовой регламентации [24, С. 252].

Доходы бюджета классифицируются по различным признакам. По источникам образования они делятся на налоги с юридических лиц, налоги с населения, займы, поступления от реализации государственной собственности и др. По методу взимания – на налоговые и неналоговые; по видам налогов – на акцизы, НДС, налог на прибыль, подоходный налог и др.

Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости – специального дохода – выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Оно дает возможность проникнуть во внутреннюю их природу, раскрыть эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе. Налоги как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства.

Кроме общественного содержания налоги имеют материальную основу, т.е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения имеет одностороннее движение стоимости (от налогоплательщика к государству) без эквивалентного обмена.

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Они становятся собственностью государства и используются для военно-политических и социально – экономических мероприятий.

Налоги, будучи особой сферой производственных отношений, являются своеобразной экономической категорией с устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления. Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Эти налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

Налоги – не только экономическая категория, но и финансовая категория: они выражают общие свойства, присуще всем финансовым отношениям, имеют свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, т.е. функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Функции налогов выявляют их социально – экономическую сущность, внутреннее содержание. В современных условиях налоги выполняют две функции: фискальную и регулирующую, каждая из которых проявляет особую ее сторону как финансовой категории.

Налоги и их функции отражают базисные отношения, которые используются государством в налоговой политике через широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, способов обложения, льгот и т.п.), сопоставляющий налоговый механизм.

Особенности доходов региональных бюджетов [10.12.15]

Бюджетная система представляет собой сложный процесс планирования и прогнозирования, составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. В свою очередь, полноценные преобразования экономики требуют формирования эффективной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить рациональную бюджетную политику.

Перераспределяя денежные средства в пользу тех или иных сфер социальной, экономической, культурной, национальной жизни государства, власть стимулирует развитие или, наоборот, сокращение тех или иных областей деятельности государства.

В настоящее время, в условиях сложного внешнеполитического и экономического положения, для России важна крайне взвешенная бюджетная политика, нацеленная на преодоление кризиса промышленного и сельскохозяйственного производства, открывающая путь к экономическому подъему, достижению продовольственной безопасности, повышению уровня жизни и к восстановлению отечественной науки, образования и культуры. Состояние бюджетной системы оказывает особое влияние на финансовую стабилизацию, необходимую для достижения финансово-экономической самодостаточности государства.

Бюджет находится в постоянном развитии, движении. Последовательную смену состояний, стадий развития можно определить как бюджетный процесс. Законодатель определяет бюджетный процесс как регламентированную нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс является частью бюджетной деятельности государства.

Вместе с тем бюджетная деятельность осуществляется представительными и исполнительными органами власти Российской Федерации, ее субъектов и органами местного самоуправления, что обусловлено распределением функций, содержанием и масштабом аккумулирования, распределения и использования соответствующих бюджетных фондов. Важно обратить внимание, что в бюджетной деятельности роль органов государства и органов местного самоуправления проявляется в качестве носителей государственной власти.

В бюджетной сфере государство посредством права устанавливает виды доходов бюджетов, порядок их накопления, определяет способы использования и методы распределения бюджетных средств. Следовательно, при помощи бюджета, государственная власть направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые считают приоритетными на данном этапе развития, т.е. посредством бюджета государство осуществляет перераспределение национального дохода.

Отношения, возникающие в бюджетной деятельности, разнообразны и сложны. Они возникают в процессе распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав Российской Федерации, ее субъектов, административно-территориальных единиц в области бюджета, в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, составления и утверждения отчетов об их исполнении, а также при осуществлении государственного и муниципального финансового контроля.

Для принятия действенных и эффективных решений, как на федеральном, так и на местном уровнях, изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма, тщательный анализ возникающих в ходе формирования и исполнения бюджета проблем, имеют актуальность на любом историческом этапе развития.

Исходя из этого, целью работы является изучение и анализ доходов регионального бюджета на примере Пензенской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- исследовать теоретические аспекты доходов региональных бюджетов пензенской области;

- выполнить анализ исполнения доходов консолидированного бюджета пензенской области в 2011-2013;

- изучить проблемы и перспективы доходов Пензенского регионального бюджета.

Объектом изучения курсовой работы являются доходы Пензенского регионального бюджета.

Предметом исследования является совершенствование управления доходами Пензенского регионального бюджета.

Методологической основой работы послужили Бюджетный кодекс РФ, Законодательные акты Пензенской области, постановления Правительства Пензенской области, работы российских экономистов, посвященные проблемам бюджета.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Доходы регионального бюджета и порядок их формирования.

1 Теоретические аспекты формирования доходов регионального бюджета ………………………………………………………………..………….4

1.1 Экономическая сущность планирования доходов регионального бюджета……………………………………………………………………..……..4

1.2 Роль налогов в формировании доходов регионального бюджета…………………………………………………………………………. 7

1.3Методика планирования доходов регионального бюджета……………………………………..……………………………………10

1.4 Зарубежный опыт планирования доходов регионального бюджета…………………………………………………………………………..16

2 Анализ планирования и прогнозирования доходов регионального бюджета Оренбургской области……………………………………………………………………………19

2.1 Анализ формирования доходов бюджета Оренбургской области………………………………………………………..………. 19

2.2 Прогнозирование доходов регионального бюджета с применением статистических методов…………………………………………………………22

3 Совершенствование порядка формирования доходов регионального бюджета…………………………………………………………………………..31

Список использованных источников…………………………………. 36

Приложение А Таблица 1 – Действующая модель формирования доходов региональных бюджетов (бюджетов субъектов Федерации………………………………………………………………………..38

Приложение Б Таблица 2 – Взаимодействие участников процесса планирования и прогнозирования на федеральном и региональном уровне . .………………..………………………………………………………….39

Введение

Важной формой проведения региональной политики является прогнозирование и планирование.

Формирование региональных бюджетов основывается на прогнозировании и планировании налоговых и неналоговых поступлений. Планирование доходов является довольно сложной работой, требующей учета множества различных факторов: экономических, политических, социальных.

В современных условиях результативность и положительный эффект экономических преобразований во много определяется грамотным планированием в сфере налогообложения, умением и реальной способностью государственных и местных органов четко реагировать на различные изменения макроэкономических показателей и спрогнозировать их дальнейшее развитие. Систематическое несоответствие между планируемыми и фактическими объемами мобилизации налоговых платежей является следствием недостаточного внимания к проблемам налогового планирования доходов бюджета.

Важное место в проведении грамотной финансовой политики занимает бюджетное планирование и прогнозирование. Поэтому тема данной работы является актуальной.

Цель данной работы состоит в разработке предложений по совершенствованию порядка формирования доходов регионального бюджета. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

- рассмотреть методику планирования доходов регионального бюджета;

- проанализировать структуру и динамику доходов регионального бюджета;

- спрогнозировать поступление доходов в региональный бюджет с применением статистических методов;

- предложить основные направления совершенствования порядка формирования доходов регионального бюджета.

Предметом исследования является совокупность финансовых отношений, возникающих по поводу формирования и исполнения доходной части региональных бюджетов.

Объектом исследования выступает доходная часть областного бюджета Оренбургской области.

Информационной базой работы послужили материалы и отчетность Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства Российской Федерации и другие нормативные и правовые документы, издания периодической печати в области планирования доходов бюджета.

1 Теоретические аспекты формирования доходов бюджета

Экономическая сущность планирования доходов регионального бюджета

Бюджет субъекта федерации представляет собой экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного денежного фонда субъекта федерации, находящегося в распоряжения соответствующего органа власти, являющегося его основным финансовым планом, утверждаемым законодательным органом.

Роль и социально-экономическое значение бюджетов субъектов Федерации определяется в основном теми же характеристиками, что я федерального бюджета, однако их роль специфична - соответственно специфике задач, решаемых на региональном уровне. Формирование бюджетов субъектов РФ осуществляется на основе общих принципов, установленных в Бюджетном кодексе РФ и иных федеральных законах. /1/

Бюджет каждого уровня бюджетной системы РФ состоит из доходов и расходов. /2,с.23/.

Доходы бюджета – это денежные средства, полученные в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Доходы бюджетов субъектов Федерации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов Федерации полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

1) собственные налоговые доходы: региональные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами определяются законами о бюджетах субъектов Федерации на очередной финансовый год;

2) регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов РФ, поступающие от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Неналоговые доходы бюджета субъекта РФ формируются за счет различных видов доходов от собственности и операций с ней (например, части прибыли унитарных предприятий, находящихся в ведении субъектов РФ, остающейся после уплаты налогов, - в размерах, установленных законами соответствующих субъектов РФ), сборов на специальные услуги, доходов от внешнеэкономической деятельности, поступлений из федерального бюджета и некоторых других.

В Приложении А представлена действующая модель формирования доходов региональных бюджетов (бюджетов субъектов Федерации)

Процесс планирования доходов строится на основе норм бюджетного и налогового законодательства РФ.

Планирование доходов регионального бюджета – важнейший элемент налоговой и бюджетной политики государства, в процессе которого соответствующие государственные органы принимают решения о внесении изменений в налоговое законодательство, сокращении доли государственных расходов; разрабатывают меры по улучшению общеэкономической обстановке в стране и созданию необходимых условий для развития экономики.

Планирование доходов регионального бюджета представляет собой формализованную последовательность действий всех ветвей власти, связанных с разработкой прогнозных данных по собираемости налоговых и неналоговых платежей, их рассмотрением, утверждением и распределением по уровням бюджетной системы, т.е охватывает сферу планирования доходов в масштабе федерального, регионального и местного бюджетов.

Планирование доходов регионального бюджета служит основой для выработки прогноза социально – экономического развития страны, субъектов РФ и муниципальных образований на среднесрочный и долгосрочные периоды для своевременного и обоснованного составления проектов федерального, регионального и местных бюджетов на предстоящий год, для принятия необходимых политических, экономических и социальных решений в ходе исполнения соответствующих бюджетов.

Планирование доходов осуществляется в соответствии с прогнозом важнейших макроэкономических и социально- экономических показателей, таких, как:

- валовой внутренний продукт;

- валовой национальный продукт;

- чистый национальный продукт;

-личный доход населения и т.д.

Каждый из этих показателей служит основой для расчета как общей суммы поступлений бюджетных доходов, таки отдельных групп, видов налогов и прочих неналоговых поступлений в бюджеты. ./3,с.337/

Региональные бюджеты представляют собой второй уровень иерархически построенной бюджетной системы. В этом выражается их особенность. По своему статусу они занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам. Названные взаимосвязи отражают сущность региональных бюджетов в бюджетном устройстве Российской Федерации и указывают на необходимость анализа данного понятия в тесной связи с механизмом действия принципа федерализма. /4,с.15/

Похожие страницы:

Доходы бюджета в России

. неналоговых доходов федерального бюджета и порядок их формирования (Статья 51); Передача собственных доходов федерального бюджета в бюджеты других . стать серьезным источником доходов региональных и местных бюджетов, а принципы их взимания должны .

Доходы федерального бюджета (4)

. региональных бюджетов. В доходы федерального бюджета зачисляются: собственные налоговые доходы (за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов . дополнительных доходов. Эти доходы остались, однако теперь порядок их формирования и .

Формирование доходов региональных бюджетов

. формирования доходов региональных бюджетов 9 1. Экономическая сущность региональных бюджетов 9 Глава 3. Формирование регионального бюджета РФ на примере бюджета . в региональный бюджет с их материально- . полномочия и в порядок разграничения бюджетных .

Региональный бюджет

. . 1. Региональный бюджет Формирование и использование региональных финансов осуществляются . их исполнением и утверждение отчетов об исполнении региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; - распределение доходов .

Формирование и исполнение регионального бюджета Республики Татарстан

. бюджетов субъектов РФ 1.1 Доходы регионального бюджета: их структура и динамика 1.2 Региональные бюджеты – их характеристики 2 Анализ формирования и исполнения регионального бюджета Республики Татарстан 2.1 Налоговые доходы бюджета .


В статье рассмотрены способы формирование региональных бюджетов, и их роль в налоговой системе Российской Федерации. Рассмотрены задачи, поставленные перед региональными бюджетами, и проблемы с их осуществлением. Приведены способы по оптимизации налоговых поступлений в региональный бюджет.

Ключевые слова: система налогообложения, налогообложение, региональный бюджет, оптимизация налогов.

В Российской Федерации существует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные, региональные и местные налоги. Данная система устанавливается и регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации.

В рамках предложенной темы следует акцентировать внимание на налогах, которые входят в региональный бюджет. Итак, региональные налоги включают в себя: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. [1], [3, с. 34], [4, с. 369], [8, с. 31].

Что касается региональных налогов, то подробное описание дается во второй части Налогового кодекса. Глава 30 полностью посвящена налогу на имущество организаций, в главе 29 освещается налог на игорный бизнес, 28 глава включает в себя описание транспортного налога [2]. В вышеуказанных главах можно найти исчерпывающую информацию о налогоплательщиках, объектах налогообложения, налоговой базе, налоговом периоде и ставках по налогам.

Стоит отметить, что региональные налоги обязательны к уплате на всей территории субъектов Российской Федерации, в которых они установлены. Субъекты Российской Федерации имеют право вводить или отменять региональные налоги на своей территории и устанавливать отдельные элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством. [8, с.31].

Сложившаяся бюджетная система Российской Федерации предполагает независимое и самостоятельное функционирование бюджетных систем различных уровней: федерального, регионального, муниципального. [6, с. 128]. Предполагается, что бюджеты различных уровней должны функционировать автономно, опираясь на четкие нормы, закрепленные законодательством.

Первоочередной задачей является обеспечение единство общегосударственных интересов, интересов населения, проживающего на территориях субъектов нашей страны, именно для этого доходы распределяются и перераспределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации. [6, с. 127].

Составной частью финансовой системы Российской Федерации являются региональные и местные бюджеты. Развитие любого субъекта зависит от наличия определенных ресурсов, главным образом финансовых. Территориальный бюджет является гарантом финансовой независимости и самодостаточности региональных и местных органов власти. [5, с. 2].

Роль региональных бюджетов усилилась во многом благодаря переходу функции регулирования экономических и социальных процессов от центральных органов государственной власти к региональным органам власти. Значительная часть общественных фондов потребления финансируется через региональные бюджеты. Свыше 80 % приходится на здравоохранение, около 90 % на социальное обеспечение, 65 % на образование, коммунальное хозяйство финансируется из регионального бюджета на 100 %.

Именно через региональные бюджеты государством проводится выравнивание экономического и социального роста различных по уровню развития регионов.

Бюджетная система формировалась довольно быстро, в условиях переходного процесса, что повлекло за собой возникновение ряда недостатков. В первую очередь, сложившаяся система нацелена только на распределительную функцию. Так как цель распределения — восполнить недостатки региональных бюджетов, обеспечить население условиями к существованию. Поэтому необходимо акцентировать внимание бюджетной политики на преодолении экономической отсталости регионов. Это может быть достигнуто путем оказания федеральной поддержки регионам по программам реконструкции и подъёма производства, а так же бюджетное финансирование инвестиционных и инновационных программ. [6, с. 128].

За отдельными бюджетами законодательство закрепляет определенные виды доходов. Если же для сбалансирования доходов и расходов регионального бюджета собственных средств не хватает, существует передача части средств из вышестоящего бюджета в виде отчислений от доходов и налогов в порядке бюджетного регулирования. Такие доходы носят название — регулирующих. [7, с. 315].

При распределении доходов и расходов между отдельными бюджетами решается большой спектр задач:

– достижение сбалансированности доходов и расходов каждого бюджета;

– заинтересованность местных органов власти в выполнении планов по своевременному поступлению в территориальный бюджет общегосударственных доходов и налогов;

– равномерность и своевременность поступления доходов в бюджет в течение года во избежание временных кассовых разрывов бюджета для своевременного финансирования всех предусмотренных событий и процедур;

– приоритет государственного бюджета в финансировании общегосударственных программ и мероприятий по руководству экономикой, координации деятельности всех сфер общественного воспроизводства, в перераспределении финансовых ресурсов между территориями для выравнивания уровня их развития. [7, с. 313–314].

– К сожалению, стоит признать, что большинство регионов Российской Федерации формируют бюджеты с дефицитом.

Регионы, которым требуется поддержка для решения финансовых проблем, следует разделить на две группы:

– регионы, в которых высокая зависимость от федеральной помощи определяется плохим финансовым управлением;

– регионы, в которых депрессивная ситуация возникла по объективным обстоятельствам. [7, с. 315].

Причинами ухудшения финансового самочувствия некоторых регионов являются:

– отсутствие сбалансированности между расходами и доходами субъектов;

– снижение налоговых доходов, прежде всего налога на прибыль;

– сокращение объемов федеральных трансфертов;

– внушительная закредитованность некоторых регионов;

– неравенство между регионами.

Отдельно стоит сказать, о налоге на игорный бизнес. Данный налог как уже было сказано выше, входит в число региональных налогов, и также имеет ряд своих недостатков. В связи с выделением игорных зон на территории Российской Федерации, в большинстве регионов основной проблемой является полное отсутствие поступлений от налога на игорный бизнес в региональный бюджет. Это привело к значительному снижению доли налоговых поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Таким образом, во избежание ухудшения состояния региональных бюджетов страны, первоочередной задачей является повышение налоговых поступлений, которая решается путем совершенствования имеющихся способов взимания налогов и улучшения налогового регулирования. Вот, некоторые пути усовершенствования системы налогообложения:

– провести ревизию имеющихся налоговых льгот, которые могут являться причиной значительного снижения налоговых доходов, с целью устранения неэффективных льгот;

– расширить имеющийся перечень региональных и местных налогов, и закрепить дополнительные доходные источники;

– передать часть расходных полномочий с регионального уровня на федеральный;

– расширить полномочия субъектов РФ, где это возможно, в регулировании регионального налогообложения и дать возможность проведения самостоятельной налоговой политики в рамках федерального законодательства;

– обеспечить полную прозрачность в предоставлении межбюджетных трансфертов;

– ограничить снижение налоговых ставок по региональным налогам, необходимо установить ставки в пределах интервала, который определяется федеральным законодательством;

– создать благоприятные условия для развития малого предпринимательства, путем государственной поддержки этого сектора экономики;

– проводить проверки за соблюдением всех установленных способов взиманию налогов.

Итак, для оптимизации налоговых поступлений в региональный бюджет необходимо проводить регулярный мониторинг по своевременности и правильности уплаты налогов. Создание прозрачной и слаженной системы налогообложения на региональном уровне, приведет к развитию инфраструктуры регионов, их социальных программ, и в целом улучшит качество жизни граждан. Система налогообложения, которая не утяжеляет налоговую нагрузку, а совершенствует имеющиеся способы взимания налогов, плодотворно скажется не только на ситуации связанной с региональным налогообложением, но и поспособствует улучшению ситуации в стране, что благоприятно скажется на конкурентоспособности Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, налог, региональный бюджет, бюджет, игорный бизнес, Налоговый кодекс, регион, региональный уровень, первоочередная задача, региональное налогообложение.

Читайте также: