В европейском союзе введена система полного информирования о неуплате налогов

Обновлено: 19.05.2024

Таким образом, с 05.05.1998 г. физические и юридические лица, находящиеся на территории РФ, в соответствии с ч. 3 ст. 46 Конституции РФ при исчерпании всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты вправе обратиться в Европейский суд по правам человека (далее — ЕСПЧ).

Конституционные права, обязанности и международные обязательства России

Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности – одно из основных прав человека в России, охраняемых законом. Частью 2 данной статьи предусмотрено право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, что подразумевает конституционную защиту частной собственности, в том числе юридических лиц.

Данное положение связывает право каждого на частную собственность (ст. 35 Основного закона) с обязанностью каждого (ст. 57 Конституции РФ) платить законно установленные налоги и сборы. Конституция РФ определяет пределы вмешательства Российской Федерации в право каждого на частную собственность, а также исключительную возможность вмешательства лишь на основании федерального закона.

Особенно важно, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. И если международным договором РФ установлены иные правила, то применяются именно они. Тем самым закреплен приоритет норм международного права над нормами национального права.

Применимые положения Европейской Конвенции

Абзацем вторым рассматриваемой статьи предусматривается широкое усмотрение государств-участниц Конвенции в сфере налогообложения, которое предполагает довольно широкий спектр допустимых со стороны государства мер: наложение ареста на имущество (собственность) в связи с его продажей для покрытия задолженности по налогам или исполнение иных финансовых обязательств, залог в пользу налоговых органов в обеспечение уплаты невыплаченных налогов или штрафов и др. 3

Рассматривая жалобы на нарушение права, предусмотренного ст. 1 Протокола № 1, ЕСПЧ должен установить ряд фактов: являлись ли предпринятые в отношении заявителя меры средством обеспечения уплаты налогов или сборов; составляли ли данные меры вмешательство в осуществление права собственности; было ли это вмешательство оправдано легитимной целью в соответствии с предписаниями Конвенции; соблюдался ли принцип соразмерности используемых средств и преследуемой цели.

Отправным по данному основанию явилось решение по делу Bendenoun v. France 10 . Значимость данного дела обусловлена тем, что в нем впервые была осуществлена автономная квалификации налоговой санкции в качестве уголовной в отношении спора по налоговым вопросам в развитие системы критериев, выработанных в деле Engel v. Netherlands 11 .

Заявитель, являвшийся председателем и исполнительным директором учрежденной в соответствии с французским законодательством компании, полагал, что ему не было гарантировано право на справедливое разбирательство в административном суде, рассматривавшем спор о дополнительно взимаемой сумме налога с него самого как с физического лица и с учрежденной им компании. Правительство утверждало, что судебные процессы не были связаны с предъявлением уголовного обвинения в смысле п. 1 ст. 6, поскольку взыскание дополнительных сумм налоговых платежей с заявителя представляло собой административное наказание и обладало всеми присущими ему признаками.

Общий кодекс о налогах Франции рассматривал данные меры как виды наказания за правонарушения в сфере налогообложения, а не как уголовные наказания. Государственный совет квалифицировал поведение, которое вменялось в вину заявителю, как правонарушение в сфере налогообложения, а не как преступление. Природа и характер наказания также свидетельствовали о том, что речь идет об административном наказании. Обязанность произвести подобные выплаты была возложена на заявителя налоговым органом, решение которого могло быть оспорено в административных, а не в уголовных судах. Осуществление выплат не являлось альтернативой наказанию в виде ареста или заключения под стражу и не влекло утраты прав. Кроме того, в случае смерти заявителя данные суммы должны были бы уплатить его наследники.

В своем решении ЕСПЧ признал, что государства – участники Конвенции могут наделять налоговые органы правом преследования и наказания недобросовестных налогоплательщиков, даже если дополнительная сумма налогов, взимаемых с данных лиц в качестве наказания, достаточно велика. Подобная система совместима с положениями статьи 6 Конвенции до тех пор, пока у налогоплательщика есть возможность оспорить решение, затрагивающее его интересы, в суде, где ему будут предоставлены гарантии, предусмотренные этой статьей.

В делах J.B. v. France 13 , Kadri v. France 14 ЕСПЧ постановил, что имело нарушение п. 1 ст. 6 Конвенции по причине продолжительности налогового производства, которое в обоих делах составило более 12 лет.

Новым основанием в практике ЕСПЧ в сфере налогообложения явился вопрос об обязанности представления документов налоговым органам в контексте уголовного налогового производства.

В деле J.B. v. Switzerland 15 гражданин Швейцарии, родившийся в 1914 г., утверждал, что уголовное производство против него было несправедливым и противоречило пункту 1 статьи 6 (право на справедливое разбирательство), поскольку его обязали представить документы, которые могли бы инкриминировать ему совершение преступления.

Заявитель, против которого было инициировано производство в связи с уклонением от налогообложения, несколько раз запрашивался о представлении документов относительно компаний, в которые он инвестировал денежные средства. Каждый раз он не представлял документы и четыре раза был оштрафован. Европейский суд по правам человека отметил, что право сохранять молчание и право не свидетельствовать против себя являются международными стандартами, составляющими основу понятия справедливого разбирательства в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конвенции. Очевидно, что государственные органы предпринимали попытки принудить заявителя представить документы, которые могли бы раскрыть информацию касательно его дохода для целей исчисления его налогов. Заявитель не мог исключать, что любой дополнительный доход, который бы стал известным из таких документов, из источников, которые не облагались налогами, мог бы являться основанием для усмотрения состава правонарушения по уклонению от налогообложения.

Суд постановил единогласно, что имелось нарушение п. 1 ст. 6.

Заявитель совместно с другим лицом передал землю, денежные средства и некоторое иное имущество компании с ограниченной ответственностью, которая была им учреждена, таким образом, что он прямо и косвенно владел почти всеми акциями компании. Компания, основным видом деятельности которой являлась организация отдыха для туристов, обратилась в налоговые органы для получения снижения применимой ставки соответствующих налогов, применимых к упомянутой передаче имущества в соответствии с законодательством, которое, как она посчитала, должно было применяться, и уплатила суммы, которые она сочла подлежащими уплате.

Данное дело включает три состава разбирательств. Первое имеет отношение, в частности, к уплате налога на прирост капитала, а два других относятся к применению ставки государственной пошлины (stamp duty), налога на регистрацию залога (mortgage registry tax) и налога на передачу капитала (capital transfer tax), а также к применению снижения ставки. В первом составе разбирательств налоговые органы произвели дополнительное налоговое начисление в отношении заявителя 31 августа 1987 года на основании того, что переданное компании имущество было некорректно оценено. Они потребовали уплаты совокупной суммы в размере 43 624,700 итальянских лир, составляющих налоговое обязательство и штрафы. Заявитель обратился в Районную налоговую комиссию Oristano (District Tax Commission) за отменой дополнительного начисления налогов. Дело было прекращено в 1998 году.

В двух других составах разбирательств налоговые органы произвели два дополнительных начисления налогов, поскольку компания не имела права на применение пониженной ставки налога, в отношении применения которой она обращалась. Из уведомления налоговых органов следовало, что неуплата соответствующей суммы в течение шестидесяти дней повлечет наложение на нее 20% административного штрафа.

На ЕСПЧ легла обязанность рассмотреть в свете изменившегося отношения в обществе к правовой защите, которая должна предоставляться физическим лицам в их отношениях с государством, должен ли предмет регулирования пункта 1 статьи 6 распространяться на споры между гражданами и государственными органами касательно законности решений налоговых органов в соответствии с внутренним национальным законодательством.

В следующих статьях автор рассмотрит хронологическое развитие практики ЕСПЧ в сфере налогообложения по статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а затем проведет анализ практики ЕСПЧ по статье 1 Протокола № 1 к Конвенции. Совокупная практика ЕСПЧ, которая будет описана и проанализирована в статьях, включит в себя основные решения с 1994 по 2009 год. Данное исследование впервые проводится в России.

Штраф за неуплату применяется, если вы не уплатили налог, указанный в налоговой декларации, к установленному сроку или утвержденному продленному сроку.

Штраф, который вы должны заплатить, составляет процент от суммы неуплаченных вами налогов.

Как узнать, что у вас есть задолженность по штрафу

Мы отправляем вам уведомление или письмо, если у вас есть задолженность по штрафу за неуплату. Для получения дополнительной информации см. раздел "Как понимать уведомления или письма Налогового управления США".

Как мы высчитываем штраф

Мы рассчитываем штраф за неуплату в зависимости от того, насколько долго ваши просроченные налоги остаются неоплаченными. Неуплаченный налог - это общая сумма налога, которая должна быть указана в вашей декларации, за вычетом сумм, уплаченных в виде удержаний, расчетных налоговых платежей и разрешенных возмещаемых кредитов.

Штраф за неуплату не должен превышать 25% от суммы неуплаченных налогов.

Мы рассчитываем штраф за неуплату на основании того, следующих факторов:

Неуплата суммы, указанной в декларации в качестве налога

Если вы не уплатите сумму, указанную в декларации как налог, который вы должны заплатить, мы рассчитаем штраф за неуплату следующим образом:

  • Штраф за неуплату составляет 0,5% от суммы неуплаченных налогов за каждый месяц или часть месяца, в течение которого налог остается неуплаченным. Штраф не будет превышать 25% от суммы неуплаченных вами налогов.
  • Если штраф за неуплату и штраф за непредставление налоговой декларации (Английский) применяются в одном и том же месяце, штраф за непредставление декларации будет уменьшен на сумму штрафа за неуплату, примененного в этом месяце. Например, вместо 5% штрафа за неуплату за месяц, мы применим 4,5% штрафа за непредставление налоговой декларации и 0,5% штрафа за неуплату.
  • Если вы вовремя подали налоговую декларацию как физическое лицо и у вас есть утвержденная программа уплаты, штраф за неуплату снижается до 0,25% в месяц (или неполный месяц) в течение утвержденной программы уплаты.
  • Если вы не оплатите налог в течение 10 дней после получения от нас уведомления о намерении взыскать налог, штраф за неуплату составит 1% в месяц или неполный месяц.
  • Мы накладываем полную ежемесячную комиссию, даже если вы полностью оплатите налог до конца месяца.

Неуплата налога, о котором вы не сообщили в своей налоговой декларации

Если вы задолжали налог, о котором не сообщили в своей декларации или не заплатили вовремя, мы рассчитываем штраф за неуплату следующим образом:

  • Если обнаружится, что вы должны заплатить налог, который вы не указали в своей декларации, мы пришлем вам уведомление или письмо с указанием суммы задолженности и сроков уплаты. Срок уплаты обычно наступает через 21 календарный день после отправки уведомления или через 10 рабочих дней после отправки уведомления, если сумма налога, который вы должны уплатить, составляет 100 000 долларов или более.
  • Если вы не уплатите налог в срок, указанный нами в отправленном уведомлении или письме, штраф за неуплату составит 0,5% от суммы налога, который вы не уплатили вовремя, за каждый не уплаченный месяц или неполный месяц.
  • Если вы вовремя подали налоговую декларацию как физическое лицо и у вас есть утвержденная программа уплаты, штраф за неуплату снижается до 0,25% в месяц (или неполный месяц) в течение утвержденной программы уплаты.
  • Если вы не оплатите налог в течение 10 дней после получения от нас уведомления о намерении взыскать налог, штраф за неуплату составит 1% в месяц или неполный месяц.
  • Мы накладываем полную ежемесячную комиссию, даже если вы полностью оплатите налог до конца месяца.

Проценты по штрафу

Мы начисляем процент на штрафы.

Дата, с которой мы начинаем начислять проценты, зависит от типа штрафа. Проценты увеличивают сумму вашего долга до тех пор, пока вы не погасите баланс полностью. Для получения дополнительной информации о процентах, которые мы начисляем на штрафы, см. раздел Проценты за недоплату и переплату (Английский).

Оплатить штраф

Снятие или уменьшение штрафа

Мы можем снять или уменьшить некоторые штрафы, если вы действовали добросовестно и можете показать разумные основания (Английский), по которым вы не смогли выполнить свои налоговые обязательства. По закону мы не можем снять или уменьшить проценты, пока не будет снят или уменьшен штраф.

Для получения дополнительной информации см. раздел "Освобождение от штрафов (Английский)".

Оспаривание штрафа

Если вы не согласны с суммой вашего долга, вы можете оспорить штраф.

Позвоните нам по бесплатному номеру, указанному в правом верхнем углу вашего уведомления или письма, или напишите нам письмо, в котором указав, причины почему мы должны пересмотреть штраф. Подпишите и отправьте письмо вместе с любыми подтверждающими документами по адресу, указанному в уведомлении или письме.

Имейте под руками следующую информацию при звонке или отправке письма:

  • Уведомление или письмо, которое мы вам отправили
  • Штраф, который вы хотите, чтобы мы пересмотрели
  • Для каждого штрафа объяснение, почему вы считаете, что мы должны его отменить

Если вы не получили уведомление, воспользуйтесь услугой помощь по телефону.

Предотвращение наложения штрафа

Вы можете избежать штрафа, подав и уплатив налог в установленный срок. Если вы не можете этого сделать, подайте заявление на продление срока подачи налоговой декларации или программу уплаты.

Подать заявление на продление срока подачи налоговой декларации

Если вам нужно больше времени для подготовки налоговой декларации, подайте заявление на продление срока подачи декларации. Это не дает вам права на продление срока оплаты. План выплат может помочь вам платить в течение определенного времени.

Подать заявку на программу уплаты

Если вы не можете вовремя заплатить всю сумму налогов, заплатите то, что можете, сейчас и подайте заявление на программу уплаты. Вы можете уменьшить будущие штрафы, если составите программу уплаты.

Получить помощь

Чтобы получить помощь по поводу штрафа, позвоните по номеру телефона, указанному в уведомлении. Если вы не получили уведомление, воспользуйтесь услугой помощь по телефону.

Читайте также: