В елизаветинские времена если люди не посещали церковь по воскресеньям им приходилось платить штраф

Обновлено: 16.05.2024

В исповедных текстах неизменно присутствует большое количество статей, посвящённых нарушению церковных канонов, обрядов, осквернению церковных святынь и т. п. Эта тема волновала составителей покаянных текстов, и вопросники постоянно пополнялись новыми статьями, отличающимися разнообразием, новыми формулировками, попытками обобщить или, наоборот, уточнить уже существующие статьи. В целом, все вопросы можно разделить на несколько обширных тем: причастие, физическая чистота при исполнении обрядов и таинств, пост, посещение богослужений и поведение в церкви. Составители некоторых текстов вносили новые вопросы, касающиеся прегрешений против церковных канонов; так, редактор одного из вопросников внёс пять новых статей о грехах против церкви. Вопросы на эту тему продолжали развиваться на протяжении всей истории исповедных текстов.

В исповедных вопросниках имеется ряд статей, говорящих об осквернении причастия как святыни. Сюда относится рвота после причащения, 1070 блуд после причастия, причащение без отпущения грехов и некоторые другие.

1. Посещение церкви и нечистота

2. Употребление просвиры нечистым

3. Осквернение причастия

4. Посещение богослужений

Процитированные правила читаются в древнейших покаянных текстах XIV в., близких к епитимийным правилам. Между тем в более поздіпгх исповедных вопросниках они либо исчезают, либо теряют первоначальный канонический смысл. Так, в исповедном вопроснике конца XV в. мы находим вопрос о непосещении праздничной службы из-за пьянства или блуда (епитимья – 3 недели поста) и об опоздании к службе по тем же причинам (епитимья – 40 дней поста, т. е. в два раза больше). Очевидна нелогичность подобных епитимий, поскольку в первом случае человек вообще не пришёл на службу, а во втором он все же явился на литургию, пусть с опозданием. Путаница возникла из-за того, что составитель свёл воедино две разные статьи, прибавив к вопросу об опоздании на службу епитимью за непосещение церкви в течение года.

5. Смех и разговоры в церкви

В вопросниках присутствуют два типа епитимий за разговоры и смех в церкви. Более древняя епитимья, читающаяся в большинстве вопросников и в епитимийном тексте Вопрошание исповеданию, заключается в 12-дневном посте. 1108 По другим вопросникам кающемуся следует только положить 30 поклонов. 1109 В обоих случаях епитимья весьма небольшая.

6. Посты и праздники

7. Исповедь и духовничество

Таким образом, завет, возложенный на себя человеком, фактически равноценен накладываемой духовником епитимье. Именно поэтому подчёркивалось, что оценить меру того, что способен вынести человек, может только духовник. Отсюда требование брать благословение на пост у духовника, который является последней инстанцией, утверждающей размеры и тяжесть поста. Следовательно, многочисленные церковные правила, регламентирующие употребление пищи во время поста, – не более чем ориентировочные указания, которые всегда подлежат окончательному утверждению со стороны духовника и могут быть изменены им.

См. Главу 13, посвящённую чревоугодию.

М-КДА 174: О.I.100, л. 37 об.–40 об.; ЧЖ-О.I.100: Хлуд. 120, л. 322 об.–324, О.I.100, л. 30 об.–32 об.; Ж- Соф. 1090 : Соф. 1090 , л. 473 об.–482, ЧЖ-Погод. 308: Погод. 308, л. 313–314 об.; М- Соф. 839 : Соф. 1061 , л. 191–193 об., М- Соф. 838 : Соф. 838 , л. 191–191 об.; М-Хлуд. 120: Хлуд. 120, л. 367 об.–370.

ЧЖ-Печ. тр.: Кир.-Бел. 547/804, л. 42–44 об.; М-Погод. 310: Погод. 310, л. 95 об.–98, 130 об.–135, 236–237 об.; Ж- Соф. 1090 : Соф. 1090 , л. 473 об.– 482; ЖQ.I.235: Q.I. 235, л. 12–12 об.; М-КДА 174: О.I.100, л. 37 об.–40 об.

ЧЖ-Печ. тр.: Кир.-Бел. 547/804, л. 42–44 об.; ЧЖПогод. 308: Погод. 308, л. 313–314 об., М-Погод. 310: Погод. 310, л. 95 об.–98. 238–238 об. и 130 об.–135, 236–237 об.; МПетр. 94: П.I.А 94, л. 225–228.

Ж- Соф. 848 : Арханг. Д. 163, л. 172 об.–174, Вят. 157, л. 237–238, Кир.-Бел. 528/785, л. 232 об.–234, Соф. 716 , л. 108 об. 109 об., Соф. 845 , л. 221 об.–223, Соф. 848 , л. 246а об.–249, Соф. 1062 , л. 211–213, Q.I.729, л. 173–174 об., 33.4.32, л. 94 об.–96.

Солов. 858/968, л. 371 об.–378 об.

М-Мих. Q 9: Мих. Q 9, л. 165 об.–167.

М-Погод. 310: Погод. 310, л. 95 об.–98, 130 об.–135, 236–237 об.

Святого Василия Великого третье каноническое послание к Амфилохию, епископу Иконийскому. Прав. 18 // Книга Правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных, и Святых Отец. М., 1874. С. 328–329.

Погод. 31, л. 156–156 об. См. также: Корогодина М. В. Состав сборника № 31 Погодинского собрания (ОР РНБ), как памятника XIV в. // Проблемы социально-политической и культурной истории и культуры Средних веков. СПб., 1998. С. 32–33.

Смирнов С.И. Древнерусский духовник: Исследование по истории церковного быта. М., 1913. С. 116–118.

М-Мих. Q 9: Соф. 1090 , л. 460–472.

ЧЖ-Погод. 308: Погод. 308, л. 313–314 об.

Ж-Калик. 1: Калик. 1, л. 17 об.–19 об.; Ж-О.I.100: О.I.100, л. 46 об.–49.

Ж-О.I. 473: Кир.-Бел. 6/1083, л. 97–99.

Ж-О.I. 473: Кир.-Бел. 6/1083, л. 97–99: ЖПеч. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270: ЧЖ-О.І. 100: О.I. 100, л. 46 об.–49; Ж-О.I.100: Хлуд. 120, л. 322 об.–324, О. I.100, л. 30 об.–32 об.; Ж-Перетц 12: Перетц 12, л. 112 об.–117 об.

Ж-Калик. 1. Калик. 1, л. 17 об.–19 об.

М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431– 433 об.

М-Петр. 94: П.І.А 94, л. 225–228; ЧЖ-Погод. 308: Погод. 308, л. 313–314 об.

Будовская Е. Э., Морозов И. А. Банник // Славянские древности. Т. 1. С. 137–140.

См. также Главу 9, посвящённую колдовству.

М-Арханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 71–74, Арханг. Д. 72, л. 46–50, Арханг. Д. 73, л. 39–42, Солов. 1092/1201, л. 187 об.–191, Соф. 1062 , л. 185–189, Q.I. 851, л. 153 об.–157 об.; Ж-Печ тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270.

М- Соф. 839 : Соф. 1061 , л. 191–193 об.; М- Соф. 838 : Соф. 838 , л. 191–191 об.; М- Соф. 1101 Соф. 1101 , л. 182–185 об.; Ж-Соф. 1101: Соф. 1101 , л. 185 об.–188. М-Погод. 314: Арханг. Д. 71, л. 164–165 и 170 об.–171, Погод. 314, л. 179 об.–181, Солов. 1099/1208, л. 179–180, Соф. 1089 , л. 103–104; ММих Q 9: Соф. 1090 , л. 460–472; М Соф. 875 : Соф. 875 , л. 129 об.–132 об.; М-КБ 22/1099 Кир.– Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.; Ж-Погод. 439: Погод. 439. л. 179 об.–181; М-Хлуд 120: Хлуд. 120, л. 367 об.–370; Ж-Хлуд. 120: Хлуд. 120, л. 382 об.–385.

Мих. Q 9 Соф. 1090 , л. 460–472; Ж- Соф. 875 : Соф. 875 ,. л. 133–134 об.; М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.

М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.

Вопрошание исповеданию: Чуд. 5, л. 72 об.–78 об.

М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431– 433 об.; Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294.

Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294; Вопрошание исповеданию: Чуд. 5, л. 72 об.–78 об.

МКБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.; ЧЖ-Погод. 308: Погод. 308, л. 313–314 об.; Ж-Соф. 1065; Соф. 1065 , л. 1–3; M-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.; М-Мих. Q 9: Соф. 1090 , л. 460–472.

М-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об

М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431– 433 об.

ЧЖ-Погод. 308: Погод. 308, л 313–314 об.

ВВ-Погод. 308: Погод. 308, л. 278–278 об.

В Главе 10, посвящённой развлечениям, говорилось, что смех до слез, даже не в церкви, считался грехом.

М-Соф. 838: Соф. 838 , л. 191–191 об.

ЧЖПеч. тр.: Кир.-Бел. 547/804, л. 42–44 об.; ЧЖ-Погод. 308: Погод. 308, л. 313–314 об.

М- Соф. 875 : Соф. 875 , л. 129 об.– 32 об.

М- Соф. 848 : Волок 85, л. 263–265. Вят. 157, л. 236–237, Кир.-Бел. 528/785, л. 229–232 об., Погод. 305, л. 24 об.–28. Соф. 716 , л. 107–108 об., Соф. 845 , л. 220 об.–221 об., Соф. 848 , л. 243 об.–246а об., Соф 1062 , л. 207–211, Q.I. 729, л. 171 об.–173, 33.4.32, л. 91 об.–94. М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.– 84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.; Вопрошание исповеданию: Чуд. 5, л 72 об.–78 об.

М Соф. 839 : Соф. 1088 , л. 358–360, Соф. 839 , л. 195 об.–197.

М-КБ 22/1099: Кир-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431– 433 об.; Покаянье: Синод (ГИМ) 3, л. 293 об.–294.

Вопрошание исповеданию: Чуд 5, л. 72 об.–78 об.

Вопрошание исповеданию: Чуд. 5, л. 72 об.–78 об.; прос просьба (Срезневский И.И. Материалы для Словаря. Т. 2, ч. 2. С. 1588).

М- Соф. 875 : Соф. 875 . л. 129 об.–132 об.; Ж- Соф. 875 : Соф. 875 , л. 133–134 об.

М-КДА 174: КДА 174л, л. 262–265, О.I.100, л. 37 об.–40 об.; Ж-О.I.100: О.I. 100, л. 46 об.–49; М- Погод. 310: Погод. 310, л. 95 об.–98, 130 об.–135 и 98–101 об.; М-Петр. 94: П.I А 94, л. 225–228; Ж-О.I. 473: КДА 174л, л. 265 об.–268, П.I.А 94, л. 228–230; М-КБ 530/787: Кир.-Бел. 530/787, л. 147 об. –149 об.; Ж-Мих. Q 9: Мих. Q 9, л. 167 об.–168 об.; Ж-Печ.тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270.

См. также Введение.

М-Погод. 310: Погод. 310, л. 95 об.–98, 130 об.–135 и 98–101 об.; М- Соф. 890 : Соф. 890 , л. 165 об.–168.

ЧЖ-О.I.100: Хлуд. 120, л. 322 об.–324, О.I.100, л. 30 об.–32 об.; М- Соф. 875 : Соф. 875 , л. 129 об.–132 об.; Ж- Соф. 875 : Соф. 875 , л. 133–134 об.

Ж-Соф. 1090: Соф. 1090 , л. 473 об.–482; М-Печ.тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.; Ж-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сн (БАН), л. 264 об.–270.

Ж- Соф. 1090 : Соф. 1090 , л. 473 об.–482; Ж-Перетц 12: Перетц 12, л. 112 об.–117 об.; Ж-Печ. тр.: В-5636/37 (ВСМЗ), л. 13–17.

М-Петр. 94: П.I. А 94, л. 225–228. ЖО.I.473: П.І.А 94, л. 228– 230; ЖВдов-Хлуд. 120: Хлуд. 120, л. 415 об.–418; Ж-Свир. 91: Ал.-Св. 91, л. 240 об.–242 об., Арханг. Д. 168, л. 9 об.–12, КДА 174л. л. 299–301, Колоб. 176, л. 6 об.–8 об., Соф. 890 , л. 172 об.–174 об., Соф. 1061 , л. 193 об.– 195 об., ТСЛ 232, л. 35–36 об., ТСЛ 235, л. 22–23 об., F.I.100, л. 156–157; Ж-Перетц 12: Перетц 12, л. 112 об. –117 об.; ЖТипогр. 385: Типогр. 385, л. 48–49.

М-Мих. Q 9: Соф. 1090 , л 460–472; Ж- Соф. 1090 : Соф. 1090 , л. 473 об.–482, М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел 22/1099, л. 431–433 об.; Ж-Q.I.235: Q.I.235, л. 12–12 об.; М- Соф. 8 75: Соф. 875 , л. 129 об.–132 об.; М-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.; Ж-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270; М- Соф. 890 : Соф. 890 , л. 165 об.–168.

М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир Бел. 22/1099, л. 431–433 об.

ЧЖ-Погод. 308: Погод. 308, л. 313–314 об.

ЧЖ-Печ. тр.: Кир.-Бел. 547/804, л. 42–44 об.


Если вы считаете, что ведьмы боятся церкви как огня, то глубоко заблуждаетесь. Колдуны обожают ходить туда, чтобы проворачивать свои темные делишки.

Печально, что люди, пришедшие в храм для молитвы, ненароком могут стать жертвами чужого колдовства. Чтобы не попасть в ловушку, не привлечь беду и не лишиться здоровья, ни под каким предлогом не делайте в храме семь вещей, о которых пойдет речь далее.


Не ставьте чужие свечи

Даже если в церкви много желающих поставить свечу за здравие или за упокой, никогда не торопитесь и не помогайте торопящимся. Ни в коем случае не ставьте свечу за другого человека, если он просит об этом. Лучше пропустите его вперед, но пусть он сделает это сам.


Не ругайтесь

Некоторые ведьмы нарочно провоцируют прихожан на грубость. Они пытаются ругаться, спорить, а некоторые и вовсе начинают развязывать драку.

Не хотите неприятностей и проблем со здоровьем — игнорируйте любые призывы к агрессии и держите все эмоции при себе. Также старайтесь обходить стороной все конфликты, которые видите на территории храма.

Ничего не считайте по чужой просьбе

Если в церкви к вам подойдет старушка и в ходе разговора попросит пересчитать купола на церкви, ссылаясь на свое любопытство и плохое зрение, ни в коем случае не делайте этого. Матушка Богородица говорила:

Кто купола посчитает, тот хворью овладевает, ибо сам дьявол сей счет поджидает.

По той же причине старайтесь не пересчитывать мелочь в руках по чьей-то просьбе (очень часто под предлогом плохого зрения старушки просят молодых и красивых женщин отсчитать какое-то количество монет, после чего те начинают болеть).


Не подпускайте никого к своей свече

Поставив свечу в храме, не отходите от нее далеко. Следите за тем, чтобы ее никто не перевернул и не поджег с другой стороны, не позволяйте другим гасить огонь вашей свечи или переставлять ее. Также следите за тем, чтобы свечу, поставленную вами, никто не украл — так ведьмы воруют здоровье, красоту и удачу людей.


Не набирайте воду чужому человеку

Находясь в церкви, ни под каким предлогом нельзя набрать воду для посторонних людей, как бы вас об этом ни просили. Даже если речь идет о немощной, очень старой бабушке, которая ссылается на то, что у нее совсем нет сил держать бутылку с водой. Сердобольные найдутся, а вы берегите свои силы и здоровье, которые ведьмы запросто отбирают таким способом.


Не принимайте подарки

Подарков в церкви никто не делает, поэтому и вы ничего не берите из рук чужих людей, под каким предлогом они ни пытались бы дать это. Частая ведьминская практика — угостить заговоренным яблочком, отведав которое человек рискует принять на себя весь негатив, переложенный на продукт. Оно может быть заговорено и на болезнь — берегите здоровье.


Очень часто ведьмы приходят в церковь с такими "подарками" в большие церковные праздники, поэтому в такие дни проявляйте особую бдительность.

Не надевайте чужой платок

Возле входа в храм обычно есть платки, которые предлагают повязать на пояс женщинам, пришедшим в брюках. Ими часто пользуются для покрытия головы те женщины, которые пришли в храм без своего платка.


Делать этого нельзя. Причины две: во-первых, это противоречит всем нормам гигиены, а во-вторых, на таких платках ведьмы часто оставляют порчи, болезни и всякие неурядицы. Не приманивайте их.

Находясь в церкви, старайтесь меньше общаться с другими прихожанами и тем более не отвечайте на странные вопросы и просьбы. Согласитесь, немного странно, если человек, который пришел просто помолиться, начинает расспрашивать о том, как называется храм, сколько на нем куполов и так далее.


Заметив любые странности в поведении собеседника, под миловидным предлогом завершите это общение и отойдите подальше от этого человека. Стесняться тут нечего — последствия могут оказаться очень непростыми.

Речь идет о старинном церковном правиле, в котором говорится. что не посещающий без важной причины храм должен быть отлучен. В таком виде это правило давно не соблюдается, но помнить мы его должны.

Дело в том, что любой тяжкий грех отлучает христианина от Церкви. Потому священник и молится на исповеди, прося "примири и соедини его (исповедающегося) Святей Церкви". Непосещение храма без серьезной причины - весьма тяжкий грех. В этом необходимо каяться и всячески избегать.

80 правило 6 вселенского Собора. И отнюдь не старинное (в смысле устаревшее) , но действующее и поныне.

Правило Вселенского собора выше мнения отдельных святых отцов. И если мы говорим что это старинное правило, это не значит , что оно не должно соблюдаться. Может мы и Евангелие так назовем? Ведь оно более "старинное". Однако Есть принципы акривии и икономии но здесь я не силен.

"не смогу это Вам объяснить в формате комментария"
Мне не сможете, а св. Марии Египетской сможете? Думаю, что нет. И познать "ум Господень" (1Послание Св. Ап. Павла коринфянам гл 2) можно только Духом Святым, а не с помощью логики, к которой Вы апеллируете. И, ежели мы ссылаемся на то, что трёхнедельный срок установили Святые отцы, то и верим в то, что не "от ветра головы своея" повелевали, имея "ум Христов". И единственное объяснение, почему до сих пор фигурирует этот срок - это послушание Святым отцам, и с моей точки зрения, не более того. Простите за контроверзу 🙂

"Иначе причащаться нужно было бы раз в жизни" А почему бы и нет? По крайней мере, и единое соединение с Господом нашим Иисусом Христом не лишает святости.
Разве Божьи дела познаются логикой и ощущениями? У одного одни ощущения, у другого - другие, одному показательно одно, другому - другое

Ольго, если Вы не понимаете, почему не достаточно причаститься один раз в жизни, я не смогу это Вам объяснить в формате комментария. Может быть Вам помогут разобраться труды прот. Александра Шмемана, его "Литургическое Богословие" или "Святая святым". И, конечно, многие святые отцы писали об этом.

священникАлексийВеселов "Не потому, что Церковь через три недели человека отлучает, а потому что за три недели человек сам себя отлучает от Бога"

А через 2 недели человек сам себя не отлучает? А через день? Через 2, 5 недели человек ещё "во Христе", а через 3 уже не во Христе? 🙂 Почему не "отлучает сам себя", пропустив ежедневную Литургию? И, ежели Литургия - не молитва (?), а исключительно Евхаристия, то по сути она, как соединение Небесной Церкви и земной вне времени и пространства.

Евхаристия вне времени и пространства, а вот участие в ней конкретного человека очень таки связано со временем. Иначе причащаться нужно было бы раз в жизни, как и принимать крещение и миропомазание.

Что касается срока трех недель - это вполне логичный срок. К примеру любой человек, который живет в счастливом браке, знает - одно дело, супруг уехал в командировку на неделю или две, и совсем другое дело, совсем другие ощущения, если его нет три недели и больше. Для многих супругов такое длительное пребывание без друг друга просто не представимо. Конечно не нужно вдаваться в схоластику - 20 дней ещё в Церкви, а 21 - уже вне. В конечном итоге только Сам Господь знает, где находиться человек. Но все же 3 недели вне храма - это показательно. Вот и правило.

Святослав, это 80 правило VI Вселенского собора: "Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения"

Корни этого правила гораздо глубже, чем грех непосещения храма.

Церковь - это евхаристическая община, т.е. общество людей, которые объединяются со Христом и во Христе с другими людьми. "Тело Христово". Человек входит в это Тело через Причастие. А если человек долгое время не причащается - то он перестает быть частью этого Тела, он выходит из Церкви. Не потому, что Церковь через три недели человека отлучает, а потому что за три недели человек сам себя отлучает от Бога, от храма, от Евхаристии. Он опускается в мирские заботы, суету, но, самое главное - он не причащается Святых Христовых Таин, он уже не во Христе. А Церковь только свидетельствует - этот человек сам ушел, он уже не член Церкви. До тех пор, пока не воссоединиться через Исповедь и Причастие.

В соборном постановлении на прямую не говориться о Причастии, только о посещении храма. Но это "старинное правило" было утверждено во времена, когда Причащение в воскресение - было нормой. Литургия ведь не для того, чтобы молиться, а для того, чтобы причащаться.



Считается, что все, кто верит в Бога и был крещен, непременно должны посещать церковь и не только по большим праздникам, а в каждое воскресенье отстаивать службу. Не делать этого для верующего – большой грех. Действительно ли это так? В последние годы все чаще люди высказывают свое нежелание идти в храм и объясняют свою позицию примерно так:

Многие, веруют в Бога, но не верят Церкви, и причина этого - сама Церковь. Чем привлекали паству Апостолы и первые проповедники? Они своей жизнью соответствовали тому, что проповедовали. Нестяжательство, человеколюбие, всепрощение, готовность идти на муки и смерть за Веру. Не на мерседесах с золотыми крестами, усыпанными бриллиантами и сапфирами, на огромных животах. Не торгующие совестью в угоду правящей власти. Без прейскурантов за совершение Таинств…

Верующие высказываются на форумах:

Церковь дискредитировала себя в глазах многих верующих. И это и есть основная причина отхода людей не от Веры, а от храмовой обрядовости…

Говорят также о том, что носят Бога в душе и не видят необходимости искать его в церкви. В Сети можно встретить и противоположные суждения на этот счет:

"Кому Церковь не мать - тому Бог не Отец", - сказал епископ Киприан Карфагенский еще в 3-м веке. Сейчас многие любят носить "Бога в душе", ничего не зная о Нем и не представляя, как должна выглядеть жизнь настоящего христианина. Только в храме можно участвовать в таинствах, получать Божью благодать и правильную информацию о Боге и христианской вере…

Кто прав из участников этой дискуссии?


О трех типах православных

Иерей Андрей Лобашинский выделяет три типа верующих:

  • Немногочисленная группа активных прихожан с определенной степенью церковных знаний и выработанной церковной позицией, которая выражается в особо активной духовной жизни. Чаще всего такие православные встречаются в мегаполисах и столицах, на периферии они встречаются редко.
  • Наиболее духовно уязвимая, склонная к участию в различных маргинальных течениях группа прихожан с незначительными церковными знаниями, отличающаяся духовной невоспитанностью и церковной неграмотностью. Этот тип подвержен влиянию различных лжепророков, способствующих церковным разделениям и расколам.
  • Наиболее многочисленный тип верующих, которых правильнее было бы назвать обрядоверами, т. е. теми, кто, считая себя церковными, обманывается, верит не в Бога, а в обряды и суеверия. Вера людей, принадлежащих к этому типу, не имеет положительного духовного, канонического или догматического содержания.


Еретические мысли о вере и церкви

Святые отцы относят позицию человека, считающего, что если он крещен, значит, ему уготовано место в раю, к категории еретических. Они считают, что для спасения важно, как живет православный, ходит ли он в церковь, если нет, какие мысли его отводят от этого. По мнению священников, всякий раз, когда в воскресенье или в праздничный день люди отказываются идти в храм, они принимают очень важное, едва ли не самое главное для себя решение, влияющее не только на их сегодняшнюю жизнь, но и на вечную.


Откуда приходит мысль отказаться от посещения церкви? Людям кажется, что они это придумали сами. Но все мысли приходят к нам или от Бога, или от лукавого. Не трудно догадаться, кто посылает человеку мысли, препятствующие походу в церковь. Далее – о самых распространенных из них.


Наиболее частое оправдание

"Но я же посещаю храм…" - говорят верующие, пытаясь оправдаться: они время от времени бывают в церкви, запасаются там крещенской водой, святят куличи, участвуют в обрядах крестин, похорон и т. д., ставят свечку. Но они не подозревают, что церковь требует упорного труда и усердного учения. Как утверждают святые отцы, именно в постоянном очищении и духовном питании нуждается человеческая душа. Душа питается благодатью Святого Духа, которую получает в церкви. Это позволяет ей жить и духовно расти.


Основой веры является Христово Воскресение. Благодаря страданиям Христа на Кресте крещеные люди получили надежду на спасение. По словам священника Глеба Грозовского, прийти в воскресенье на литургию – значит, на деле подтвердить свою любовь к Богу.

Участвовать в литургии — значит жить одной семьей, и это не просто христианская обязанность человека, считающего себя православным, а необходимая потребность его души. Потому что когда любишь людей, тогда стремишься к единению с ними. Это единение с Богом и братьями и сестрами по вере происходит в храме.

Батюшка считает, что просьба провести крещение индивидуально, то есть отдельно от других христиан, и им подобные свидетельствуют о том, что другие прихожане не воспринимаются человеком в качестве братьев и сестер.

Если у человека по воскресеньям бывают более важные, нежели церковь, дела, это означает, что главной целью его жизни пока еще является отнюдь не спасение его души.

О Таинстве Причастия


По словам преподобного Серафима Саровского: "Кто причащается, спасен будет. А кто не причащается – не мню…"

Отцы церкви утверждают, что для спасения верующим необходимо регулярно исповедоваться и причащаться, а это возможно только в храме.

Вот как о Таинстве Причастия говорит священник Глеб Грозовский:

…В Православии возможно не просто общаться с Богом (молиться), а быть с Ним в полном единстве, причащаться. Причащаться Ему, то есть становиться Его частью и принимать Его Самого внутрь себя. Таким образом, через причащение Богу в Иисусе Христе человек уподобляется Ему, получая от Него любовь, мир, радость, долготерпение, кротость, милосердие… Наш Бог Иисус Христос не словом, а делом явил Свою любовь к нам…


Одной из важных причин, почему человек должен посещать церковь, является необходимость в покаянии. Отец Глеб Грозовский поясняет:


Другие отговорки

Не хожу в церковь, потому что это стало просто модой.

В церковь стало ходить много людей напоказ: политики стоят со свечками в руках, бандиты, я не хочу им уподобляться.

Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять свое мировоззрение.

Я не знаю, как себя вести в церкви. А вдруг меня плохо встретят?

Все эти и многие другие отговорки шлет людям дьявол, для того чтобы отвадить их от посещения храма. Но на каждую из них ваш батюшка даст вам резонное возражение. Надо только потрудиться над собой и смиренно подойти к нему со своими проблемами.

Читайте также: