Лицо которое несет экономическую тяжесть налогообложения называют

Обновлено: 17.05.2024

Последствия нечёткости, двусмысленности или неполноты закона. Характеристика понятия носителя налога. Изучение основных видов субъектов налогообложения. Рассмотрение порядка исчисления налогооблагаемой базы. Основы пересчета доходов в иностранной валюте.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 30.03.2014
Размер файла 33,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт - Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова

Кафедра налоги и налогообложение

Налог должен быть точно определён. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, который позволил бы конкретно утвердить:

обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения;

границы требований государства в отношении имущества налогоплательщика;

Нечёткость, двусмысленность или неполнота закона о налоге могут привести:

к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях;

к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, выражающимся в расширительном толковании положений закона.

Хотя число налогов велико и структура их различна, тем не менее слагаемые юридического состава налога имеют универсальное значение.

Исходя из смысла ст. 57 установить налог - это не значит только дать ему название. Нельзя выполнить обязанность по уплате налога, если неизвестны обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения. Поэтому установить налог - это значит установить и определить все существенные элементы его юридического состава (налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый период и т.п.)

Так, в ст. 13-15 части первой НК РФ содержится перечень федеральных, региональных и местных налогов. Однако нельзя сказать, что кодекс устанавливает эти налоги. Непосредственно на основании указанных статей ни один налог не может взиматься, поскольку в них не определены существенные условия исчисления и уплаты налогов.

Только совокупность элементов юридического состава налога устанавливает обязанность плательщика по уплате налога.

Целью и задачей элементов налогообложения является установить налог, т.к элементы внутренне - исходные функциональные единицы, которые в своей совокупности составляют юридическую конструкцию налога. Только совокупность элементов устанавливает обязанность плательщика по уплате налога.

налог доход валюта

1. Понятие субъекта налогообложения

Субъект налогообложения - это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счёт собственных средств.

Носитель налога - это лицо, которое несёт тяжесть налогообложения в конечном итоге, т.е. по завершении процессов переложения налога.

Законодательные акты устанавливают субъект налога, а не носителя налога.

Не существует универсального налогоплательщика. Применительно к каждому налогу и сбору устанавливается конкретный круг лиц, привлекаемых к его уплате.

Так, НК РФ запрещает при заключении договоров и иных сделок включать в них налоговые оговорки, в соответствии с которыми работодатель принимает на себя обязанность нести расходы, связанные с уплатой налога работников. Если налог на доходы всё же уплачен за счёт средств организации, то налоговый орган вправе увеличить подлежащий налогообложению доход физических лиц на сумму этого налога.

Стоимость работ по договору 10 тыс. руб. Налог на доходы с этой суммы составляет:

10 000 руб. * 13 % =1300 руб.

Налогоплательщик должен получить:

10 000 руб. - 1300 = 8700 руб.

В том случае, если используется налоговая оговорка в отношении налога на доходы, налогоплательщик получает на руки 10 000 руб., а сумму налога 1300 руб. уплачивает работодатель.

При обнаружении этого факта налоговый орган добавляет к доходу налогоплательщика сумму уплаченного работодателем налога и рассчитывает сумму налога, которая должна быть уплачена самим налогоплательщиком:

11 300 * 13% = 1469 руб. Поскольку часть суммы уже была перечислена в бюджет организацией, то налогоплательщик обязан доплатить 169 руб. (1469 руб. - 1300 руб.)

Обязанность уплатить налог за счёт собственных средств не означает, что налогоплательщик должен уплатить налог непосредственно. От имени

налогоплательщика налог может быть уплачен и иным лицом, если при этом соблюдается правило налоговых оговорок.

Не следует отождествлять с налогоплательщиками лиц, на которых в соответствии с законом возложена обязанность рассчитывать, удерживать и перечислять в бюджет налог с доходов, выплачиваемых этими лицами налогоплательщиками. Таких лиц называют налоговыми агентами.

2. Виды субъектов налогообложения

В отличие от других отраслей публичного права, где определяющими являются политико-правовые отношения лица и государства, в налоговом праве, прежде всего, учитывают экономические связи налогоплательщика и государства.

Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства), согласно которомуналогоплательщиков подразделяют на лиц:

* имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты);

* не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты) (схема 1).

Схема 1 Виды субъектов налогообложения

Важное различие этих двух групп налогоплательщиков состоит в том, что у резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории данного государства, так и вне его (полная налоговая обязанность), у нерезидентов - только доходы, полученные из источников в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность). Есть и другие различия в налогообложении этих двух групп плательщиков - порядок декларирования и уплаты налога и др.

3. Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц, т.е. прямой налог на их личные доходы, существует практически во всех странах. В последние годы во всех экономически развитых странах происходит смещение в сторону увеличения удельного веса в структуре бюджета подоходного налога и взносов в фонды социального страхования. В США, например, доля подоходного налога составляет 41 %, в Англии -- 46, во Франции -- 20%. В этом же направлении эволюционирует и налоговая система России. В настоящее время в Российской Федерации налогу на доходы физических лиц по сумме поступлений в бюджет занимает третье место после налога на прибыль организаций и НДС и является основным налогом с населения.

Главный документ, которым регулируется порядок взимания рассматриваемого налога,-- глава 23 НК РФ.

Особенность налога на доходы физических лиц состоит в том, что хотя он и удерживается из доходов физических лиц, ответственность за его исчисление, удержание и перечисление в бюджет несут организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие доход работнику, выступая при этом в качестве налоговых агентов государства.

Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. К лицам, которые рассматриваются как имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, относятся лица, находящиеся в Российской Федерации в общей сложности не менее 183 дней в календарном году. Российским налоговым законодательством предусмотрен ряд особенностей налогообложения иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих постоянное местожительство в России, а также доходов, получаемых лицами, не имеющими постоянного местожительства в Российской Федерации.

Для целей налогообложения возраст физического лица не влияет на признание его плательщиком налога на доходы физических лиц.

Объектом налогообложения для физических лиц -- налоговых резидентов Российской Федерации является доход, полученный ими от источников как в Российской Федерации, так и за рубежом, а для физических лиц -- нерезидентов -- от источников только в Российской Федерации.

В случаях невозможности однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, либо к доходам от источников за рубежом их отнесение осуществляет Минфин России. Аналогично определяется доля указанных доходов.

Законодательством установлен следующий порядок исчисления налогооблагаемой базы. Учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, они не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база исчисляется отдельно по каждому виду доходов, которые облагаются налогом по разным ставкам.

Для доходов, облагаемых по ставке 13%, налоговая база определяется как денежное выражение этих доходов, уменьшенных на сумму стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов. Если сумма вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, то в этом периоде налоговая база считается равной нулю.

На следующий налоговый период разница между суммой вычетов в этом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена ставка 13%, не переносится.

Для доходов, облагаемых по иным ставкам, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов. Налоговые вычеты в этом случае не применяются.

Доходы (расходы, принимаемые к вычету) налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Банка России на дату получения доходов (на дату осуществления расходов).

Налог на доходы физических лиц является федеральным прямым налогом. Он представляет собой часть дохода физического лица, который изымается в пользу государства для выполнения его функций. Он играет значительную роль в формировании бюджета страны наряду с такими налогами как НДС и акцизы. Налог на доходы физических лиц установлен главой 23 Налогового кодекса РФ с 01.01.2001 г. Плательщиками налога являются физические лица - резиденты и нерезиденты, получающие доход от источников в РФ. Объектом обложения является доход, полученный физическим лицом, а базой- доход, выраженный в денежной, натуральной форме, а также в форме материальной выгоды. В налогооблагаемую базу не включаются не облагаемые налогом виды доход, а также вычитаются из нее налоговые вычеты - стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Налоговая ставка является фиксированной и составляет 13, 30, 35 и 9 процентов. Налоговым периодом является календарный год, по истечении которого налогоплательщики сдают декларацию в налоговые органы. Самостоятельно рассчитываю и уплачивают налог индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой. Граждане, работающие на работодателя получают доход уже за вычетом налога на доходы физических лиц. Обязанность в данном случае исчислить, удержать и перечислить налог в налоговый орган возлагается на работодателя - налогового агента.

Во многих промышленно-развитых странах установлен необлагаемый налогом минимум дохода и прогрессивные ставки, что соответствует принципу социальной справедливости. Кроме того из налоговой базы вычитаются расходы социального характера.

В настоящее время система обложения доходов граждан, как и вся налоговая система в РФ нуждается в совершенствовании. В частности необходимо ввести прогрессивную шкалу ставок, усовершенствовать социальные льготы и вычеты, определить четкий порядок обложения доходов индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, устранить проблему двойного налогообложения.

Список используемой литературы

1. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ (учебник по экономическим специальностям и направлениям. - М: МЦФЭР, 2002 г.

2. Черник Д.Г. Налоги и сборы в РФ. - М: МЦФЭР, 2000 г.

3. Воронова Т.В. О налоге на доходы физических лиц / Т.В. Воронова // Налоговый вестник. 2007. №3. С. 36-41.

4. Воронова Т.В. О налоге на доходы физических лиц / Т.В. Воронова // Налоговый вестник. 2007. №1. С. 77-81

5. Назарова Т.В. О налоге на доходы физических лиц / Т.В. Назарова // Налоговый вестник. 2006. №3. С. 57 - 60.

Подобные документы

Изучение основных элементов и сущности транспортного налога, порядка его исчисления. Описание объектов налогообложения, ставок, базы, а также порядка и сроков уплаты данного налога. Рассмотрение порядка исчисления на примере Москвы и Санкт-Петербурга.

курсовая работа [78,5 K], добавлен 21.04.2015

Исследование сущности и основных положений упрощенной системы налогообложения. Характеристика объекта налогообложения. Изучение порядка исчисления единого налога. Особенности документооборота и налогообложения при упрощенной системе налогообложения.

курсовая работа [127,4 K], добавлен 01.03.2014

Понятия и элементы налогообложения доходов игорного бизнеса: налогоплательщики и объекты налогообложения, период и ставки. Порядок исчисления налога и сроки его уплаты. Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр.

курсовая работа [31,6 K], добавлен 15.08.2011

Особенности налогообложения банков, пути его совершенствования. Расчет налогооблагаемой базы. Льготы по налогу. Порядок исчисления налога и сроки уплаты его в бюджет. Устранение двойного налогообложения. Зарубежный опыт банковского налогообложения.

курсовая работа [34,8 K], добавлен 24.03.2011

Особенности порядка исчисления и уплаты налога на землю. Характеристика налогоплательщиков, объекта налогообложения, порядка определения налоговой базы. Изучение понятий: налоговый период, налоговая ставка. Порядок исчисления налога и авансовых платежей.

контрольная работа [25,3 K], добавлен 13.03.2010

Налогоплательщики упрощенной системы налогообложения. Преимущества упрощенной системы налогообложения. Объекты налогообложения. Налоговая база и ставка налога. Особенности исчисления налоговой базы. Порядок исчисления и уплаты налога.

курсовая работа [35,8 K], добавлен 16.09.2007

Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения. Объект налогообложения. Порядок определения доходов и расходов. Налоговая база. Порядок исчисления и уплаты налога. Особенности исчисления налоговой базы.


Налоговое бремя, обременение подразумевают под собой определенную нагрузку, тяжесть. На кого она ложится и что собой представляет, разберемся в данной статье.

Понятие налогового бремени

Налоговое бремя — экономические ограничения, которые возникают у хозяйствующих субъектов в результате отчисления средств на уплату налогов. Это значит, что налоги отбирают у юридических лиц и ИП определенную долю доходов, которые они могли бы потратить на свое развитие.

В рамках страны налоговое бремя равно доле общей суммы налоговых платежей за конкретный год в валовом национальном продукте за этот же год.

Точной методики расчета данного показателя для юридических лиц нет. В научной литературе предлагается рассчитывать этот показатель как долю налогов к выручке, прибыли (балансовой или чистой). Предлагается включать в этот показатель и расходы, связанные с уплатой налогов (например, на содержание сотрудников, занимающихся формированием отчетности в налоговые органы, судебные издержки и т. п.).

С физическими лицами ситуация тоже непростая, поскольку население платит не только прямые налоги, но и косвенные.

Налоговое бремя и налоговая нагрузка

Несмотря на схожесть этих понятий, налоговая нагрузка все-таки не является синонимом налогового бремени. Налоговая нагрузка — сумма денежных средств, которую заплатил налогоплательщик в ходе исполнения своих обязанностей по уплате налогов. Тогда как налоговое бремя — это прямые и косвенные обязанности по уплате налогов.

Налоговое бремя — обязанность по уплате. Налоговая нагрузка — свершившийся факт уплаты налогов.

Такие критерии общедоступны, они утверждены приказом ФНС России от 30.07.2007 № ММ-3-06/333@.

Так, поводом для проверки может стать налоговая нагрузка налогоплательщика меньшая, чем у других хозяйствующих субъектов в этой же отрасли или виде деятельности (п. 1 приложения 2 к приказу № ММ-3-06/333@).

Расчет налоговой нагрузки достаточно прост:

где: Нн — уплаченные налоги (по данным налоговых органов);

В — выручка (по данным Росстата).

Избыточное налоговое бремя и его последствия

У налогоплательщиков в РФ существует обязанность по уплате достаточно большого количества налогов. Даже физические лица платят не только НДФЛ, но и транспортный, земельный налоги, налог на имущество. У организаций этот список гораздо больше.

Помимо налогов, есть еще и страховые взносы во внебюджетные фонды. Это прямо не относится к налоговому бремени, но тоже обязанность со всеми вытекающими из нее последствиями.

Рост величины налогов теоретически должен повышать доходы бюджета. Но в жизни получается так, что избыточное налоговое бремя способно задушить любую деятельность. А значит, налоги в бюджет платить будет некому. Следовательно, доходы бюджета, скорее всего, уменьшатся.

Ярким примером того, как увеличение бремени обязательных платежей приводит не к росту доходов, а к сворачиванию деятельности предпринимателей, является попытка увеличения страховых взносов для ИП в 2014 году. После такого маневра многие ИП формально закрылись. При этом они продолжали свою деятельность, но неофициально. В результате запланированного увеличения доходов бюджетов не получилось.

Налоговое бремя в России в 2020 - 2021 годах

Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 г. и на плановый период 2021 - 2022 гг. намечено значительное количество мер налогового регулирования, направленных на стимулирование инвестиционной и инновационной активности налогоплательщиков.

Но в 2020 году условия реализации экономической и налоговой политики сильно изменились. Правительству пришлось принимать беспрецендентные в послевоенной истории меры, направленные на сдерживание быстрораспространяющейся по территории РФ пандемии новой коронавирусной инфекции. Предпринятые действия привели к сокращению экономической активности в мире и вызвали глубокое падение на глобальных сырьевых и финансовых рынках.

В связи с этим экономическая политика в 2020 году, в первую очередь, ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития.

Об основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, рассказал Минфин. О планируемых нововведениях вы можете узнать в КонсультантПлюс. Получите пробный бесплатный доступ к системе К+ и узнайте мнение чиновников.

Итоги

Налоговое бремя несут все хозяйствующие субъекты во всем мире. Без уплаты налогов невозможно существование тех сфер, которые финансируются за счет бюджета. Самое главное при установлении налоговых ставок и правил уплаты налогов — выдержать баланс между обременением и возможностью существования коммерческих организаций.

Избыточное налоговое бремя может поставить под вопрос ведение деятельности многими организациями и ИП. Если хозяйствующие субъекты будут отдавать львиную долю государству, у них не останется средств на развитие.

В настоящее время политика Минфина России направлена на то, чтобы наполнять бюджет не за счет увеличения налогов, а благодаря развитию производства и поддержке малого и среднего предпринимательства. Организациям и ИП дают возможность работать, чтобы они, в свою очередь, могли платить налоги и тем самым формировать доходную часть бюджетов всех уровней.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: