Ужесточение налоговой политики это
Обновлено: 18.05.2024
· Расширение компетенции ФНС РФ и предоставление ей дополнительных полномочий;
· Ужесточение контрольных и отчетных процедур;
· Усиление налоговой и административной ответственности.
Достаточно сказать, что только за два дня, 20 и 22 апреля 2016 г., депутаты ГосДумы, приняв Федеральные законы № 130-ФЗ и № 134-ФЗ, предоставили ФНС право разрабатывать подзаконные нормативные акты в пяти (!) случаях:
о предоставлении копий документов на бумажном носителе в прошивке;
о предоставлении копий документов в сканированном виде;
о порядке направления апелляционной жалобы по телекоммуникационным каналам связи;
о порядке формирования и размещения сведений о налогоплательщике на сайте ФНС, которые с 01 июня 2016 г. не являются налоговой тайной[3].
А вот и перечень новых полномочий ФНС, полученных ею в 2016 г.:
— ФНС переданы полномочия по администрированию таможенных платежей, а также платежей, ранее администрируемых Росалкогольрегулированием (Указ Президента РФ от 15.01.2016 № 12);
— ФНС переданы полномочия по администрированию контроля за взиманием страховых взносов (Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ и № 250-ФЗ);
— ФНС переданы полномочия по ведению единого реестра ЗАГС (Федеральный закон от 23.06.2016 № 219-ФЗ)[4];
— ФНС переданы полномочия органа валютного контроля (Федеральный закон от 03.07.2016 № 285-ФЗ).
Отдельно хотелось бы отметить предоставление ФНС практически исключительных полномочий при участии в процедурах банкротства. Так, Федеральный закон от 23.06.2016 № 222-ФЗ, установил следующее:
— Налоговые органы могут привлекать к субсидиарной имущественной ответственности бенефициаров, а не только номинальных директоров;
— Для выявления налоговиками бенефициаров срок увеличен с 2 до 3 лет;
— На законодательном уровне введена презумпция виновности руководителя за банкротство;
— Сомнительной стала считаться сделка, которая заключена не только в период, когда компания обладала признаками неплатежеспособности, но и тогда, когда компания стала неплатежеспособной в результате такой сделки;
— Налоговым органам предоставлена возможность быть включенным реестр кредиторов в течение 6 месяцев (а не в течение 2, как было раньше).
Налоговый контроль в 2016 г. продолжал усиливаться. Судите сами:
— Банки по требованию налогового органа, обязаны представлять им фактически любую информацию о своих клиентов без каких-либо исключений и ограничений (Федеральный закон от 03.07.2016 № 240-ФЗ);
— Все организации с 21 декабря 2016 г. обязаны иметь данные по своим бенефициариям (Федеральный закон от 23.06.2016 № 215-ФЗ).
3. Ужесточение налоговой и административной ответственности
В течение 2016 г. происходило постоянное и последовательное введение новых видов штрафов за те или иные нарушения налогового и административного законодательства или имело место повышение размера уже установленных.
— Принята норма об установлении налоговой ответственности (п.1 ст.129.1 НК РФ) за непредставление пояснений в рамках КНП в случае, если налогоплательщик подает в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию в порядке п.3 ст. 88 НК РФ[5] (Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ)[6];
— Повышена административная ответственность за нарушения при работе с ККМ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ);
— Принята норма о повышении в 2 раза ставки пени за неуплату налога свыше 30 календарных дней до 1 ⁄150 ставки ЦБР[7] (Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ);
— В случае отсутствия у юридического лица сведений о бенефициариях на такое лицо может быть возложен штраф в размере 500.000 руб.[8] (Федеральный закон от 23.06.2016 № 215-ФЗ);
— 19 февраля 2016 г. в первом чтении был принят законопроект № 927406-6 о введении уголовной ответственности за неуплату страховых взносов.
[1] Так, количество показателей отчетности по страховым взносам уменьшилось в 1,6 раза после объединения четырех форм отчетности ПФР и ФСС в единую форму — расчет по страховым взносам (утв. приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@).
[3] Как уверяет ФНС обнародование такой информации начнется к июлю 2017 г.
[5] Норма вступила в силу с 1 января 2017 г.
[7] Вступает в силу с 1 октября 2017 г.
Очень хорошо помню, как в начале 2021 года, подводя итоги ушедшего 2020 года, я отмечал, что 2021 год будет годом повышения налогов.
И вот прошло 9 месяцев 2021 года, каков же итог?
А итог в табличке, которая ниже.
Что бы нам не быть голословным, к каждой идее мы сделали ссылку на источник.
Идея
Автор идеи и источник
Сроки введения (приблизительно)
Установление нового взноса на обязательное страхование занятости
Введение прогрессивной шкалы по налогу на прибыль для компаний, выводящих прибыль за рубеж.
Председатель Правительства РФ М.В.Мишустин (подробнее здесь )
Введение фискальных платежей за содержание домашних животных.
Министерство сельского хозяйства РФ (подробнее здесь )
О повышении налогов на дивиденды предприятиям, в которых работникам не поднимают заплаты
Полпред Президента России в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Ю. П. Трутнев.
Об увеличении НДФЛ для богатых до 35%
Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков (подробнее здесь )
О повышении страховых взносов на зарплаты свыше 1,5 млн. руб. в год
Министерство финансов РФ (подробнее здесь , здесь и здесь )
О повышении НДПИ для металлургической отрасли
Правительство РФ (подробнее здесь )
О расширении и корректировке режима налога на дополнительный доход (НДД) для нефтяной отрасли
Об изменении системы уплаты акцизов
О введении налога на роскошь
О наделении всех субъектов РФ правом введения на своей территории курортного сбора
Министерство экономического развития РФ (подробнее здесь )
После снятия ограничений, введенных из-за COVID-19
Председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков (подробнее здесь )
Об обязании иностранных платформ выплачивать налог за рекламу у российских блогеров
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (подробнее здесь и здесь )
Об автоматическом взыскании долгов с бизнеса
Правительство РФ (подробнее здесь )
О введении налога для иностранных IT-компаний, источник дохода которых находится на территории РФ
Замглавы Минфина
А. В. Сазанов (подробнее здесь )
Председатель КПРФ Г.А. Зюганов (подробнее здесь )
О введении налога на старательскую деятельность
Министерство финансов РФ (подробнее здесь )
О введении цифрового налога для иностранных компаний, использующих персональные данные россиян для показа релевантной рекламы
Правительство РФ (подробнее здесь )
Об обязании иностранных компании платить НДФЛ за российских разработчиков ПО
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (подробнее здесь )
О повышении ставки НДФЛ до 45% для высокооплачиваемых работников
Торгово-промышленная палата РФ (подробнее здесь )
О введении новых повышающих коэффициентов по транспортному налогу
Фракция ЛДПР (подробнее здесь )
Однако в обществе, насколько я понимаю, единства по поводу повышения/понижения налогов нет.
Так, исследования, проведенные Высшей школой экономики (ВШЭ) показали, что 60% россиян готовы платить дополнительные налоги. Так, в опросе, как указывают учёные приняли участие 6 тыс. респондентов из 173 населенных пунктов 59 регионов России в возрасте от 15 до 72 лет, 60% из которых согласились платить дополнительные налоги и сборы, если собранные средства пойдут на конкретные программы под контролем общественности (более подробно см. здесь ).
С другой же стороны, больше трети (36%) россиян назвали действующие налоги чрезмерными. Это следует из результатов другого опроса, проведенного ВЦИОМ. Так, по данным этого исследования, больше половины респондентов (52%) посчитали налоговое бремя достаточным. Как недостаточное его оценил только 1% опрошенных. Среди считающих налоги чрезмерными большая часть (49%) входит в возрастную группу 25–34 года. Россияне старше 60 лет относятся к налогам терпимее, как чрезмерные их оценивают 25%. Минфин отреагировал на результаты опроса, указав, что налоговая нагрузка на граждан в России является одной из самых низких в мире. (более подробно см. здесь и здесь ).
Таким образом, тренд на повышение собираемости налогов и на ужесточение налоговой политики в целом продолжается.
Читайте также:
- Лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности если с момента правонарушения прошло
- Налоговый вычет при дарении квартиры близкому родственнику
- Выплата ндфл в 2020 году новый закон сроки и перечисление ндфл
- Установка усн 300 1000 кск
- О введении земельного налога на территории муниципального образования