Ужесточение налоговой политики это

Обновлено: 18.05.2024

· Расширение компетенции ФНС РФ и предоставление ей дополнительных полномочий;

· Ужесточение контрольных и отчетных процедур;

· Усиление налоговой и административной ответственности.

Достаточно сказать, что только за два дня, 20 и 22 апреля 2016 г., депутаты ГосДумы, приняв Федеральные законы № 130-ФЗ и № 134-ФЗ, предоставили ФНС право разрабатывать подзаконные нормативные акты в пяти (!) случаях:

о предоставлении копий документов на бумажном носителе в прошивке;

о предоставлении копий документов в сканированном виде;

о порядке направления апелляционной жалобы по телекоммуникационным каналам связи;

о порядке формирования и размещения сведений о налогоплательщике на сайте ФНС, которые с 01 июня 2016 г. не являются налоговой тайной[3].

А вот и перечень новых полномочий ФНС, полученных ею в 2016 г.:

— ФНС переданы полномочия по администрированию таможенных платежей, а также платежей, ранее администрируемых Росалкогольрегулированием (Указ Президента РФ от 15.01.2016 № 12);

— ФНС переданы полномочия по администрированию контроля за взиманием страховых взносов (Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ и № 250-ФЗ);

— ФНС переданы полномочия по ведению единого реестра ЗАГС (Федеральный закон от 23.06.2016 № 219-ФЗ)[4];

— ФНС переданы полномочия органа валютного контроля (Федеральный закон от 03.07.2016 № 285-ФЗ).

Отдельно хотелось бы отметить предоставление ФНС практически исключительных полномочий при участии в процедурах банкротства. Так, Федеральный закон от 23.06.2016 № 222-ФЗ, установил следующее:

— Налоговые органы могут привлекать к субсидиарной имущественной ответственности бенефициаров, а не только номинальных директоров;

— Для выявления налоговиками бенефициаров срок увеличен с 2 до 3 лет;

— На законодательном уровне введена презумпция виновности руководителя за банкротство;

— Сомнительной стала считаться сделка, которая заключена не только в период, когда компания обладала признаками неплатежеспособности, но и тогда, когда компания стала неплатежеспособной в результате такой сделки;

— Налоговым органам предоставлена возможность быть включенным реестр кредиторов в течение 6 месяцев (а не в течение 2, как было раньше).

Налоговый контроль в 2016 г. продолжал усиливаться. Судите сами:

— Банки по требованию налогового органа, обязаны представлять им фактически любую информацию о своих клиентов без каких-либо исключений и ограничений (Федеральный закон от 03.07.2016 № 240-ФЗ);

— Все организации с 21 декабря 2016 г. обязаны иметь данные по своим бенефициариям (Федеральный закон от 23.06.2016 № 215-ФЗ).

3. Ужесточение налоговой и административной ответственности

В течение 2016 г. происходило постоянное и последовательное введение новых видов штрафов за те или иные нарушения налогового и административного законодательства или имело место повышение размера уже установленных.

— Принята норма об установлении налоговой ответственности (п.1 ст.129.1 НК РФ) за непредставление пояснений в рамках КНП в случае, если налогоплательщик подает в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию в порядке п.3 ст. 88 НК РФ[5] (Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ)[6];

— Повышена административная ответственность за нарушения при работе с ККМ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ);

— Принята норма о повышении в 2 раза ставки пени за неуплату налога свыше 30 календарных дней до 1 ⁄150 ставки ЦБР[7] (Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ);

— В случае отсутствия у юридического лица сведений о бенефициариях на такое лицо может быть возложен штраф в размере 500.000 руб.[8] (Федеральный закон от 23.06.2016 № 215-ФЗ);

— 19 февраля 2016 г. в первом чтении был принят законопроект № 927406-6 о введении уголовной ответственности за неуплату страховых взносов.

[1] Так, количество показателей отчетности по страховым взносам уменьшилось в 1,6 раза после объединения четырех форм отчетности ПФР и ФСС в единую форму — расчет по страховым взносам (утв. приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@).

[3] Как уверяет ФНС обнародование такой информации начнется к июлю 2017 г.

[5] Норма вступила в силу с 1 января 2017 г.

[7] Вступает в силу с 1 октября 2017 г.

Очень хорошо помню, как в начале 2021 года, подводя итоги ушедшего 2020 года, я отмечал, что 2021 год будет годом повышения налогов.


И вот прошло 9 месяцев 2021 года, каков же итог?

А итог в табличке, которая ниже.

Что бы нам не быть голословным, к каждой идее мы сделали ссылку на источник.

Идея

Автор идеи и источник

Сроки введения (приблизительно)

Установление нового взноса на обязательное страхование занятости

Введение прогрессивной шкалы по налогу на прибыль для компаний, выводящих прибыль за рубеж.

Председатель Правительства РФ М.В.Мишустин (подробнее здесь )

Введение фискальных платежей за содержание домашних животных.

Министерство сельского хозяйства РФ (подробнее здесь )

О повышении налогов на дивиденды предприятиям, в которых работникам не поднимают заплаты

Полпред Президента России в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Ю. П. Трутнев.

Об увеличении НДФЛ для богатых до 35%

Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков (подробнее здесь )

О повышении страховых взносов на зарплаты свыше 1,5 млн. руб. в год

Министерство финансов РФ (подробнее здесь , здесь и здесь )

О повышении НДПИ для металлургической отрасли

Правительство РФ (подробнее здесь )

О расширении и корректировке режима налога на дополнительный доход (НДД) для нефтяной отрасли

Об изменении системы уплаты акцизов

О введении налога на роскошь

О наделении всех субъектов РФ правом введения на своей территории курортного сбора

Министерство экономического развития РФ (подробнее здесь )

После снятия ограничений, введенных из-за COVID-19

Председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков (подробнее здесь )

Об обязании иностранных платформ выплачивать налог за рекламу у российских блогеров

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (подробнее здесь и здесь )

Об автоматическом взыскании долгов с бизнеса

Правительство РФ (подробнее здесь )

О введении налога для иностранных IT-компаний, источник дохода которых находится на территории РФ

Замглавы Минфина
А. В. Сазанов (подробнее здесь )

Председатель КПРФ Г.А. Зюганов (подробнее здесь )

О введении налога на старательскую деятельность

Министерство финансов РФ (подробнее здесь )

О введении цифрового налога для иностранных компаний, использующих персональные данные россиян для показа релевантной рекламы

Правительство РФ (подробнее здесь )

Об обязании иностранных компании платить НДФЛ за российских разработчиков ПО

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (подробнее здесь )

О повышении ставки НДФЛ до 45% для высокооплачиваемых работников

Торгово-промышленная палата РФ (подробнее здесь )

О введении новых повышающих коэффициентов по транспортному налогу

Фракция ЛДПР (подробнее здесь )

Однако в обществе, насколько я понимаю, единства по поводу повышения/понижения налогов нет.

Так, исследования, проведенные Высшей школой экономики (ВШЭ) показали, что 60% россиян готовы платить дополнительные налоги. Так, в опросе, как указывают учёные приняли участие 6 тыс. респондентов из 173 населенных пунктов 59 регионов России в возрасте от 15 до 72 лет, 60% из которых согласились платить дополнительные налоги и сборы, если собранные средства пойдут на конкретные программы под контролем общественности (более подробно см. здесь ).

С другой же стороны, больше трети (36%) россиян назвали действующие налоги чрезмерными. Это следует из результатов другого опроса, проведенного ВЦИОМ. Так, по данным этого исследования, больше половины респондентов (52%) посчитали налоговое бремя достаточным. Как недостаточное его оценил только 1% опрошенных. Среди считающих налоги чрезмерными большая часть (49%) входит в возрастную группу 25–34 года. Россияне старше 60 лет относятся к налогам терпимее, как чрезмерные их оценивают 25%. Минфин отреагировал на результаты опроса, указав, что налоговая нагрузка на граждан в России является одной из самых низких в мире. (более подробно см. здесь и здесь ).

Таким образом, тренд на повышение собираемости налогов и на ужесточение налоговой политики в целом продолжается.

Читайте также: