Уведомление об неуплате налогов

Обновлено: 02.05.2024

В последнее время часть наших клиентов на бухгалтерском обслуживании столкнулась с тем, что по уже оплаченным своевременно налогам приходят требования об уплате. Несвоевременное или некорректное разнесение налога налоговыми органами приводят к тому, что налогоплательщики вынуждены решать несуществующие проблемы.

Например, индивидуальным предпринимателем была сдана декларация по УСН за 2018 г. Как известно в разделе 1.1. Декларации УСН указываются суммы квартальных авансовых платежей, а также сумма налога, подлежащая к доплате или уменьшению по итогам года. Индивидуальный предприниматель своевременно платил авансовые платежи по УСН за 2018 г. В начале мая предпринимателем было получено требование об уплате налога по УСН за 1, 2 и 3 квартал 2018 г., а также суммы пеней. При выяснении вопроса оказалось, что в карточке расчетов с бюджетом не были соотнесены налоговые периоды по уплаченным квартальным авансовым платежам и начисленные суммы, отраженные в сданной годовой декларации по УСН. Платили за 1, 2, 3 и 4 квартал 2018 г. (графа 107 в платежном поручения заполнялась как КВ.01.2018, КВ.02.2018 и т.д.), а в карточке расчетов с бюджетом нам отразили начисление по декларации в целом за 2018 год, т.е. период указали ГД.2018. Нестыковка по периоду и как следствие - требование из ИФНС.

Еще один пример нестыковки налоговых периодов возник по организации, которая начисляет и уплачивает ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль. В декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2019 года были отражены ежемесячные авансовые платежи на 2 квартал 2019 г. Организация произвела оплату ежемесячного авансового платежа по прибыли за апрель и в поле налоговый период в платежном поручении указала КВ.02.2019. Организация получила требование об уплате налога и пени. При решении вопроса оказалось, что также не были соотнесены начисления и уплаты по налоговым периодам. Как сообщил налоговый инспектор по телефону это связано с внедрением нового программного обеспечения в ИФНС.

Последствия неуплаты налога по требованию

Требование направляется налогоплательщику и считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69 НК РФ). Как правило, в требовании указаны сроки для уплаты налога, если данные о сроках отсутствуют, то оплатить налог по требованию необходимо в течение 8 дней с даты получении такого требования (пункт 4 статьи 69 НК РФ).

Если по требованию налог не будет уплачен, то налоговая инспекция может принудительно взыскать налог путем направления решения о взыскании. Обратите внимание! Решение о взыскании будет принято не раньше срока, установленного в требовании, и не позже двух месяцев после окончания этого срока. Если решение о взыскании будет принято после двухмесячного срока, то такое решение не должно подлежать исполнению. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании суммы налога.

Налогоплательщик должен быть уведомлен о вынесенном налоговой инспекцией решении о взыскании не позднее 6 дней с момента вынесения решения. Поручение налогового органа о взыскании денежных средств направляется в банк, в котором обслуживается налогоплательщик, а банк должен безусловно исполнить поручение налогового органа на списание денежных средств с рублевого счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения требования (пункт 6 статьи 46 НК РФ).

Как не допустить блокировки счета и повторного снятия денежных средств

В случае получения требования первое, что необходимо сделать, – это заказать выписку операций по расчетам с бюджетом. Лучше это сделать по электронным каналам связи. По выписке будет видно, когда возникла нестыковка. На данный момент выписка операций по расчетам с бюджетом предоставляется по конкретным годам, и в выписке за 2019 год, можно увидеть все, что было только в 2019 году.

Обратите внимание! По Индивидуальным предпринимателям выписки операций по счетам из Личного кабинета можно получить только за 2019 год, при этом в связи с настройкой нового программного обеспечения информация некорректна.

В результате внедрения нового программного обеспечения все нестыковки платежей легли на налогоплательщиков и теперь наша задача самостоятельно отслеживать платежи и начисления и своевременно принимать меры для устранения этих проблем.

Получили требование об уплате налога? Делегируйте нам эту проблему. Многолетний опыт взаимодействия с налоговой позволяет нам решать такие проблемы с наименьшими последствиями. Узнайте стоимость бухгалтерских услуг по тел.: (495) 661-35-70, или оставьте заявку на сайте.

Если вы хотите сдать квартиру в аренду, нужно заключить договор. Традиционно подписывается 2 экземпляра — один для арендатора, другой для съёмщика. При этом в большинстве случаев договор заключается на срок менее одного года, потому что тогда государ­ственная регистрация в Росреестре не требуется, а договор при этом не теряет юридической силы. Чтобы не заниматься бумагами через год снова, можно оформить договор на 11 месяцев с возможностью дальнейшей пролонгации.

Однако не стоит забывать, что срок договора не влияет на ваши обязательства перед государством. Заключая договор на 11 месяцев, собственник точно так же должен оплачивать налог с дохода от сдачи квартиры. В противном случае владельцу жилья грозят не только штрафы за неуплату налогов за сдачу квартиры, но и – в некоторых случаях – даже уголовное наказание за нелегальную сдачу жилья.

Налоговая легко может узнать, что вы сдаёте квартиру неофициально

Отсутствие регистрации в Росреестре не делает доход невидимым для государства. Да и доказать факт сдачи жилья, как правило, нетрудно. Помогают в этом, что закономерно, бывшие арендаторы, с которыми вы не очень мирно разошлись, или даже соседи.

Известны случаи, когда сотрудники госслужбы узнавали о факте получения денег с аренды вообще совершенно случайно.

Например, вы сдаёте квартиру компании – соответственно, в ней проживают её сотрудники. Налоговая проверяет эту организацию и находит договор аренды. В данном случае они могут установить арендодателя и выяснить, что за прошлые периоды он налог не выплачивал.

Кроме того, такую информацию в налоговую инспекцию способен сообщить участковый. Он имеет право составлять акты нахождения в квартире посторонних людей, фиксировать договоры аренды жилья и брать объяснения у арендаторов в письменной форме.

Налоговики проверяют счета. Если на них ежемесячно приходят одинаковые суммы от одних и тех же людей, может быть проведена проверка.

Какая ответственность грозит за сдачу квартиры без уплаты налогов?

С учётом судебных тяжб, штрафов и других рисков ответственность за нелегальную сдачу квартиры всегда выше той мнимой выгоды, которую собственники стремятся получить.

Вот что происходит, когда налоговая подозревает собственника в сокрытии доходов.

Для начала инспекция вызовет собственника для дачи пояснений. ИФНС достаточно установить факт получения арендной платы и узнать её размер – из этих двух сумм рассчитываются налог, пени и штраф.

Конечно, можно не признавать вину и надеяться, что инспекторы не смогут доказать факт сдачи квартиры за деньги. Но как правило, установить факты передачи денег бывает несложно, независимо от того, получаете вы их на карту или наличными.

Сколько придётся заплатить?

  1. Штраф за просрочку сдачи декларации 3-НДФЛ — 5% от неуплаченной суммы налога за каждый месяц просрочки. Минимальный размер штрафа — 1000 рублей, максимальный — 30% от неуплаченной суммы.
  2. Штраф за неуплату налога — 20% или 40% от неуплаченной суммы. 20% — если неуплата была неумышленной, 40% — если умышленной. Умысел доказывают работники инспекции, поскольку арендодатель может сказать, что не знал о необходимости платить подобный налог или полагал, что налоговая сама должна рассчитывать налог и извещать арендодателя.
  3. Пени за просрочку — 1/300 ключевой ставки Центробанка за каждый календарный день просрочки уплаты налога. Расчёт делается за период не более трёх лет.

Сервис Аренда от Яндекс.Недвижимости берёт на себя всё. Собственник заключает договор и сразу начинает получать деньги, а Аренда ищет и проверяет жильцов. Ни дня простоя: в среднем жильцы находятся за 10 дней, а сервис возмещает до 1 месяца поиска арендаторов. Кликайте на блок, чтобы узнать подробнее о Яндекс.Аренде.

Однако важно понимать, что не исключены и более серьёзные последствия. В ряде случаев за неофициальную сдачу жилого помещения вообще предусмотрена уголовная ответственность (ст. 198 Уголовного кодекса РФ). Если уклоняться от налогов на протяжении трёх лет, при этом сумма неуплаченного налога в месяц составляет не менее 75 тысяч рублей, то данная статья может быть применена. Срок неоплаты может быть и более коротким, если размер сокрытого налога превысит семьдесят пять тысяч рублей в месяц.

Если мы говорим об уголовной ответственности, нарушителю грозит одно из следующих наказаний: лишение свободы сроком до одного года, арест на полгода, штраф от 100 до 300 тысяч рублей или принудительные работы. Если владелец имущества не является ИП, могут привлечь по статье 171 УК (за незаконное предпринимательство) и по статье 116 НК (за нарушения правила постановки на учёт).

Три случая из реальной судебной практики

Пример 1:

Районная администрация узнала, что собственник квартиры сдаёт её неофициально. На вызов ФНС арендодатель не откликнулся. Тогда к мировому судье поступило заявление от ФНС с требованием привлечь к ответственности собственника квартиры, и для начала суд наложил на хозяина квартиры штраф за прогул — 600 рублей.

Дальше в игру вступил съёмщик жилья. Он подтвердил, что почти два года живёт в квартире этого собственника за 15 тысяч рублей в месяц. ФНС выставила требование об уплате недоимки, пеней и штрафа — 20% от суммы налога.

Пример 2:

Хозяин квартиры сам случайно сдал информацию в налоговую.

В суд были представлены копии договоров коммерческого найма квартиры и расписок, согласно которым собственник получил от своего жильца 150 000 рублей арендной платы.

А всё потому, что в этом же суде рассматривалось дело об убытках по договору найма. Съёмщик некоторое время не платил за аренду жилья и частично испортил имущество. Из-за этого хозяин квартиры обратился в суд и предоставил документы, исходя из которых ФНС выяснила, что арендодателем налог на аренду жилья не был уплачен.

Суд взыскал с собственника недоимку по налогу, пени и госпошлину — всего на сумму 24 тысяч рублей.

Пример 3:

Соседи пожаловались, что в квартире проживают два человека. Формально на лицевом счёте квартиры никто не числился, плата начислялась собственникам только за содержание жилья и отопление, счётчиков в квартире не было.

Составили акт о проживании в квартире нелегальных жильцов, который уже способен послужить основанием для взыскания недоимки по налогу.

В итоге УК попросила собственника выплатить 116 тысяч рублей.

Стоит отметить, что съёмщик за незаконную сдачу жилья никакой ответственности не несёт. Отчитываться перед ФНС будет владелец.

Минстрой обещает до конца 2021 года подготовить законопроект, который создаст условия для формирования рынка частного наёмного жилья. Будет запущена цифровая система учёта договоров о найме жилья, которую позже свяжут с системами ФНС.

Однако представители юридических компаний считают, что взять под контроль рынок аренды жилья, который работал без регулирования более 30 лет, так быстро не получится.

Усугубляет проблему и высокий уровень безработицы: по некоторым данным, она сейчас держится на уровне 10–12%. Соответственно, для некоторых арендодателей доход от сдачи жилья – это всё, что осталось после потери официальной работы. Что тоже не добавляет энтузиазма и уверенности в оплате НДФЛ.

При этом в прошлом году доля российских граждан, которые купили квартиры с инвестиционной целью, выросла в 3 раза – с 6 до 18%. 40% планировали сдавать купленное жильё в аренду и зарабатывать на ренте.

Пандемия и общее состояние экономики в мире ударили и по рынку недвижимости. Но постепенно всё встаёт на свои места, люди возвращаются в крупные города, выходят из полного локдауна, количество арендуемого жилья снова растёт. Тем не менее на сегодняшний день 80–90% рынка съёмного жилья остаётся в тени.

Сдавая квартиру с помощью сервиса Яндекс.Аренда, вы освобождаете своё время на то, чтобы заняться легальным оформлением своих отношений с жильцами. А менеджеры сервиса помогут советами, как сделать это быстрее и наиболее выгодно.

Блокировка счета налоговой в 2021 году: как проверить ее на сайте ИФНС и что делать

Современный бизнес сложно представить без расчетного счета и безналичных расчетов. Даже заработная плата сегодня в большинстве случаев выдается не через кассу, а направляется со счета работодателя напрямую на карточки работников. Поэтому блокировка счета становится большой проблемой. Под удар в такой ситуации попадает значительная часть хозяйственной жизни: нельзя рассчитаться с контрагентами и сотрудниками, заплатить налоги и т.п. Избежать этого можно, если знать, в каких случаях возможна блокировка счета в 2021 году, и как правильно действовать, чтобы быстрее снять ограничения.

Как на сайте ФНС проверить наличие ограничений по счету

Запросить в ИФНС акт сверки по налогам через интернет Запросить бесплатно

Узнайте о налогах, уплаченных контрагентом, и допущенных им нарушениях Начать проверку

Причины введения ограничений по счету

ВАЖНО

За непредставление промежуточной отчетности, даже если она называется декларацией (например, по налогу на прибыль), а также бухгалтерской отчетности счета не блокируются. Об этом неоднократно заявляли чиновники Минфина (письма от 04.07.13 № 03-02-07/1/25590 и от 19.08.16 № 03-11-03/2/48777) и ФНС (п. 20 приложения к письму от 17.04.17 № СА-4-7/7288@).

СПРАВКА

К числу лиц, обязанных отчитываться в электронном виде, относятся крупнейшие налогоплательщики, а также организации и ИП, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий год превысила 100 человек. Кроме того, это вновь созданные организации со среднесписочной численностью работников более 100 человек (п. 3 ст. 80 НК РФ). Наконец, это почти все организации и ИП, которые сдают декларации по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ), а также те, кто выплачивает доходы более чем 10 физлицам в год (п. 2 ст. 230 и п. 10 ст. 431 НК РФ).

Чем грозит блокировка расчетного счета

Что делать, если заблокирован расчетный счет

После того, как выяснена причина ареста, можно предпринимать меры, направленные на разблокировку счета.

Как разблокировать расчетный счет

По общему правилу, решение об отмене ареста счета принимается инспекцией в течение следующего дня после получения документов, подтверждающих устранение причины блокировки. Еще один день требуется для передачи этого решения в банк. Таким образом, ограничения по счету должны быть сняты через два рабочих дня после того, как налогоплательщик совершил необходимые действия (п. 3.1, 3.2 и 4 ст. 76 НК РФ).

Но в некоторых случаях освободить счет от ареста вышеуказанным способом не получится. Это может быть следствием как специфики причины блокировки, так и неправомерности действий ИФНС. В этих ситуациях нужно поступить следующим образом.

Если же арест счета стал следствием ошибок или неправомерных действий инспекции, то единственный способ снять ограничения — обжаловать соответствующее решение.

Как оспорить решение о блокировке счета

Решение ИФНС о приостановлении операций по счету можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган, то есть в управление ФНС по субъекту РФ. Для этого надо подготовить письменную жалобу с изложением всех мотивов, которые, по мнению налогоплательщика, свидетельствуют о незаконности решения. В жалобе нужно указать данные о налогоплательщике (ФИО и место жительства — для ИП, наименование и адрес — для организации), и сообщить сведения об обжалуемом решении (дата, номер, данные об ИФНС и лице, подписавшем решение). Также необходимо отметить, что вы требуете признать решение о блокировке незаконным и отменить его. Помимо этого, нужно обозначить, в каком виде вы хотите получить решение по жалобе: на бумажном носителе, по ТКС или через личный кабинет.

Жалоба подписывается руководителем организации (лично ИП) или другим уполномоченным лицом (по доверенности). Жалоба вместе со всеми прилагаемыми к ней документами (включая доверенность) сдается в инспекцию, которая приняла решение (п. 1 ст. 139 НК РФ). Сделать это можно в том числе в электронном виде через ТКС (п. 13 Порядка, утв. приказом ФНС от 20.12.19 № ММВ-7-9/645@).

Подать жалобу на решение ИФНС через оператора ЭДО Подать бесплатно

За неуплату или несвоевременную уплату налогов унитарное предприятие может быть привлечено к налоговой ответственности, а должностные лица – к административной или даже уголовной. В каких случаях наступает та или иная ответственность – вы узнаете из данной статьи.

Налоговая ответственность предприятия как налогоплательщика.

Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога[1] в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) предусмотрена ст. 122 НК РФ. Согласно этой норме производится взыскание штрафа в размере:

20 % неуплаченной суммы налога (п. 1);

40 % неуплаченной суммы налога – если указанные деяния совершены умышленно (п. 3).

Согласно п. 5 ст. 108 НК РФ привлечение лица к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает это лицо от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога и пени.

Бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения по ст. 122 НК РФ. В этом случае с плательщика подлежат взысканию пени по ст. 75 НК РФ. Такой вывод сделан в п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57.

Если налогоплательщик не уплатил налог в установленный срок, но при этом:

налог рассчитал правильно – с него взыщут только пени;

налог рассчитал неправильно – с него взыщут штраф согласно п. 1, 3 ст. 122 или п. 3 ст. 120 НК РФ, а также пени.

Напомним, что п. 3 ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, предусматривает взыскание штрафа в размере 20 % суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Иными словами, чтобы избежать штрафов в соответствии с нормами п. 3 ст. 120 или п. 1, 3 ст. 122 НК РФ, следует внести исправления в расчет налогов и подать уточненную декларацию.

Внесение изменений в налоговую декларацию и расчеты регулируется ст. 81 НК РФ, в которой предусмотрены случаи, когда налогоплательщик освобождается от ответственности.

Согласно п. 3 ст. 81 НК РФ налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога и до момента, когда налогоплательщик узнал:

об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога;

либо о назначении выездной налоговой проверки (ВНП).

до момента, когда плательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении ВНП по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

после ВНП за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

…как налогового агента.

Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 % суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению, – п. 1 ст. 123 НК РФ.

При этом согласно п. 2 указанной статьи налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной п. 1, при одновременном выполнении следующих условий:

налоговый расчет представлен в налоговый орган в установленный срок;

в налоговом расчете отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджет;

налоговый агент самостоятельно перечислил в бюджет сумму налога, не перечисленную в срок, и пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении ИФНС факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

В случае с налоговыми агентами также применяется положение п. 5 ст. 108 НК РФ, согласно которому лицо, привлеченное к ответственности за совершение налогового правонарушения, не освобождается от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.

Обратите внимание

Налоговые агенты могут избежать ответственности в виде штрафов за неуплату налогов, если представят уточненные расчеты. Согласно п. 6 ст. 81 НК РФ положения, предусмотренные п. 3 и 4 данной статьи, касающиеся освобождения от ответственности, применяются также в отношении налоговых агентов при представлении ими уточненных расчетов.

Административная ответственность должностных лиц предприятия.

В силу п. 4 ст. 108 НК РФ привлечение предприятия к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его должностных лиц (при наличии оснований) от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Напомним, что согласно ст. 7 Закона о бухучете[2] ведение бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта (п. 1). Руководитель обязан:

либо возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта;

либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета.

Таким образом, административный штраф будет начислен лицу, ответственному за ведение бухучета, – директору, главбуху или иному должностному лицу организации.

Административную ответственность должностное лицо предприятия несет за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, выразившееся, например, в занижении сумм налогов и сборов не менее чем на 10 % вследствие искажения данных бухгалтерского учета. За это нарушение согласно ст. 15.11 КоАП РФ на должностное лицо может быть наложен штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. (п. 1). При повторном правонарушении это лицо ждут штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет (п. 2). Указанная ответственность наступает и для налогоплательщика, и для налогового агента.

Исходя из смысла п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, если в отношении должностного лица было начато производство по делу об административном правонарушении, а затем было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, административное производство подлежит прекращению.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Уголовная ответственность предусмотрена:

ст. 199 УК РФ – за уклонение от уплаты налогов, сборов и (или) страховых взносов, подлежащих уплате предприятием, совершенное в крупном или особо крупном размере;

ст. 199.1 УК РФ – за неисполнение обязанностей налогового агента.

При этом уголовная ответственность по ст. 199 УК РФ наступает, если неуплата налога произошла по одной из следующих причин:

непредставление налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых обязательно;

включение в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений.

По статье 199.1 УК РФ могут привлечь к ответственности за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих согласно налоговому законодательству исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет.

Частями 1 обеих статей предусмотрен размер уголовной ответственности за неуплату налогов (сборов) в крупном размере, а ч. 2 – за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере (см. таблицу).

Вид уголовной ответственности
по ст. 199 и 199.1 НК РФ

Ответственность за неуплату налогов

В крупном размере

В особо крупном размере

От 100 000 руб. до 300 000 руб.

От 200 000 руб. до 500 000 руб.

  1. Штраф в размере зарплаты (иного дохода) осужденного

За период от 1 года до 2 лет

За период от 1 года до 3 лет* / от 2 до 5 лет**

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

На срок до 2 лет.

На срок до 3 лет или без такового

На срок до 5 лет.

На срок до 3 лет или без такового

На срок до 6 месяцев

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

На срок до 2 лет.

На срок до 3 лет или без такового

На срок до 6 лет.

На срок до 3 лет или без такового

* Относится к ст. 199 НК РФ.

** Относится к ст. 199.1 НК РФ.

В примечаниях 1 к ст. 199 и 199.1 УК РФ установлено следующее.

Крупным размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах 3 финансовых лет подряд 15 000 000 руб.

Особо крупным размером признается сумма, превышающая за период в пределах 3 финансовых лет подряд 45 000 000 руб.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное этими статьями, освобождается от уголовной ответственности, если:

этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом сообразно НК РФ (примечание 2 к ст. 199 УК РФ);

этим лицом либо организацией, не исполнившими обязанности налогового агента, полностью перечислены в соответствующий бюджет суммы неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом сообразно НК РФ (примечание 2 к ст. 199.1 УК РФ).

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, может быть лицо, уполномоченное в силу закона либо на основании доверенности подписывать документы, представляемые в налоговые органы организацией-налогоплательщиком в качестве отчетных за налоговый (отчетный) период. Такими лицами являются (ст. 29 НК РФ):

уполномоченный представитель организации.

Субъектом данного преступления может быть также лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя организации-налогоплательщика (п. 7 Постановления № 48).

В пункте 4 Постановления № 48 отмечено, что к способам уклонения от уплаты налогов относятся:

действия, состоящие в умышленном включении в налоговую декларацию (расчет) или иные документы, представление которых в соответствии с НК РФ обязательно, заведомо ложных сведений;

бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации (расчета) или иных указанных документов.

Под иными документами, указанными в ст. 198, 199 УК РФ, понимаются предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами, региональными законами и нормативными правовыми актами муниципальных образований документы, подлежащие приложению к налоговой декларации (расчету) и служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, непредставление которых либо включение в которые заведомо ложных сведений могут служить способами уклонения от уплаты налогов (п. 5 Постановления № 48).

Пленум ВС РФ разъяснил (п. 9 Постановления № 48), что следует понимать под включением в декларацию или в иные документы заведомо ложных сведений. Это умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, о расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов.

Включение в декларацию или иные обязательные для представления документы заведомо ложных сведений может выражаться:

в умышленном неотражении в них данных о доходах из определенных источников, объектов налогообложения;

в уменьшении действительного размера дохода;

в искажении размеров произведенных расходов, которые учитываются при исчислении налогов (например, расходы, вычитаемые при определении совокупного налогооблагаемого дохода);

в искажении данных о времени (периоде) несения расходов, получения доходов и т. п.

К сведению

Согласно ч. 1 ст. 76.1 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199, 199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если ущерб, причиненный бюджету в результате преступления, возмещен в полном объеме.

До недавнего времени лицо освобождалось от ответственности, если ущерб бюджету возмещался до назначения первого судебного заседания по уголовному делу.

26.10.2020 вступил в силу Федеральный закон от 15.10.2020 № 336-ФЗ, который внес изменения в ст. 28.1 УПК РФ. Согласно поправке лицо, впервые совершившее налоговое преступление, может избежать уголовной ответственности за неуплату налога даже в случае, если компенсирует ущерб уже в ходе судебного заседания.

Читайте также: