Уведомление о выдаче банковской гарантии в налоговый орган

Обновлено: 05.07.2024

Рассмотрев письмо Ассоциации Российских банков от 05.09.2016 № А-01/2-434 по вопросам применения Порядка уведомления банком налогового органа о факте выдачи банковской гарантии (далее — Порядок) сообщаю следующее.

По вопросам 1, 11.

В соответствии с таблицей 4.6 формата уведомления банком налогового органа о факте выдачи банковской гарантии (далее — Формат), утвержденного ФНС России 03.08.2011, предусмотрена подпись только одного ответственного лица, являющегося либо руководителем банка, либо ответственным исполнителем.

В соответствии с пунктом 4 Порядка при заполнении Уведомления о факте выдаче банковских гарантий далее — Уведомление) необходимо указывать ФИО руководителя банка (филиала банка) и ФИО ответственного исполнителя банка (филиала банка). В настоящее время ФНС России рассматривается вопрос о приведении в соответствие Формата и Порядка.

В целях исключения фактов направления поддельных банковских гарантий, налоговые органы в рамках статей 31, 93.1 (в т. ч. в рамках истребования информации по конкретной сделке) Налогового кодекса Российской Федерации вправе удостовериться в реальности наделения должностных лиц банка соответствующими полномочиями, а также соответствию полномочий структурных подразделений в части направления уведомлений в налоговый орган их функционалам. При этом требование о нотариальном заверении доверенности для юридических лиц в целях налогообложения не предусмотрено.

По вопросам 3, 8 и 15.

В соответствии с пунктом 13 Порядка датой представления Уведомления банком считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки, при наличии соответствующей квитанции о приеме, полученной от налогового органа.

По всем случаям задержки получения документов необходимо обращаться в службу технической поддержки оператора электронного документооборота (ЭДО). Регламентируемое время получения документов определено в Приказе ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@.

Для каждого конкретного случая есть свои причины задержек у участников электронного документооборота (программное обеспечение Организации, почтовый сервер оператора ЭДО, Приемный комплекс инспекций ФНС России, само программное обеспечение ЭОД). Кроме того, в случае своевременного обращения в службу технической поддержки, проблема решается совместно со специалистами технической поддержки. В противном случае вопросы решаются конфликтной комиссией.

Так как ни Порядок, ни Формат не устанавливают жестких ограничений по использованию КПП, в случае наличия более одного, то при направлении Банком Уведомления в налоговый орган, Банку в качестве обязательных реквизитов правомерно указывать КПП Банка, присвоенного налогоплательщику определенному в качестве крупнейшего.

Налоговые органы при принятии Уведомлений обязаны руководствоваться:

- приказом ФНС России от 25.10.2010 № ММВ-7-3/515@ (в редакции от 14.12.2015) "Об утверждении Порядка уведомления банком налогового органа о факте выдачи банковской гарантии";
- приказом ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@ "Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи";
- форматом уведомления банком налогового органа о факте выдачи банковской гарантии от 03.08.2011 (Письмо ФНС России от 08.12.2011 № 6-3-04/0081@ "О направлении формата уведомления банком налогового органа о факте выдачи банковской гарантии").

Реквизит БИК Банка относится к реквизитам, поименованным в пункте 4 Порядка и является обязательным реквизитом. При его отсутствии, в соответствии с пунктом 5 Порядка, налоговым органом может быть направлено уведомление об отказе в приеме.

При направлении Уведомлений в отношении налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших в Межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. в которых они состоят на учете, выявлены случаи ошибок при заполнения реквизитов ИНН/КПП налогоплательщика. Для более детального анализа ситуации необходимо предоставление информации о выявленных случаях отказа налоговых органов в приеме Уведомлений.

В качестве способа решения проблемы часовых поясов. возможно использование оператора электронного документооборота (ЭДО), территориально расположенного между филиалом банка и налоговым органом. В таком случае отметка о времени получения электронных документов будет соответствовать часовому поясу оператора электронного документооборота (ЭДО).

В соответствии с письмом Минфина России от 27.12.2011 № 03-07-15/132 и согласно подпункту 4 пункта 6 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в полном объеме, и принимая во внимание, что налоговый орган согласно пункту 8 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации принимает одно решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, налогоплательщик может реализовать право на применение заявительного порядка возмещения налога при представлении в налоговый орган одной банковской гарантии, выданной на заявленную к возмещению сумму налога в полном размере.

По вопросам 13 и 14.

Вопрос о доработке программного обеспечения в части автоматизации использования реквизитов налогового органа при формировании Уведомления и об объединении программного обеспечения для формирования уведомлений и программного обеспечения для отправки уведомления в налоговый орган будет рассмотрен после внесения изменений в форматы уведомления банком налогового органа о факте выдачи банковской гарантии от 03.08.2011.

С уважением,
Заместитель Руководителя ФНС России,
Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса

В соответствии с Законом о контрактной системе в качестве обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта, в качестве обеспечения гарантийных обязательств предусмотрено применение банковской гарантии.

Сфера применения банковской гарантии не ограничивается нормами 44-ФЗ. Банковская гарантия применяется в налоговом законодательстве, в таможенной сфере, а также в законах о туристической деятельности.

В 44 федеральном законе у банковской гарантии особая роль – она выступает в качестве обеспечительной меры. Акцент банковской гарантии, применяемой в сфере закупок, построен на интересах бенефициара, то есть на интересах заказчика.

В соответствии с законом о банках и банковской деятельности банковская гарантия относится к банковским операциям. ЦБ РФ устанавливает для этих целей специальные нормативные акты и законы, гражданское законодательство регулирует выдачу банковской гарантии как сделку.

В Законе о контрактной системе понятие банковской гарантии используется в значении, указанном в ГК РФ.

В банковской гарантии сам банк именуется гарантом, заказчик именуется бенефициаром, участник закупки — принципалом. Данные определения берутся из Гражданского кодекса.

Учитывая, что в 44-ФЗ есть упоминание о банковской гарантии и определение независимой гарантии в Гражданском кодексе, в разработанном пакете поправок предусматривается переход от определения банковской гарантии к независимой. В законопроекте предусмотрены гарантии, которые будут выдаваться:

Требования к банкам, выдающим банковские гарантии

Заказчики принимают гарантии банков, отвечающих требованиям Правительства РФ (требования к размеру собственных средств (капитала) банка уровню кредитного рейтинга). Перечень таких банков формирует и размещает на своем сайте регулятор — Минфин РФ на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации.

Для того чтобы банковская гарантия соответствовала требованиям закона, необходимо понимать, какие требования и чем они установлены. Эти знания нужны участнику закупки, чтобы та банковская гарантия, которую он получит от банка, в дальнейшем была принята заказчиком.

В законе о контрактной системе в ст.45 установлено, что участники закупки в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов могут принимать банковские гарантии, которые были выданы банками, включенными в предусмотренный статьей 45 Перечень банков, отвечающих требованиям Правительства РФ.

Алгоритм получения банковской гарантии

Для оформления банковской гарантии участнику нужно определить банк, который будет выступать гарантом исполнения контракта по банковской гарантии. При этом указанный банк должен входить в перечень банков, которые вправе выдавать, размещенный на официальном сайте Министерства финансов России (ч.1 и ч.1.1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ)

С перечнем банков, которые могут выдавать банковские гарантии, можно ознакомиться на официальном сайте Минфина. Обратите внимание — необходимо зайти в последний вариант этого перечня, так как в течение года в данный перечень вносятся изменения.

После выбора подходящего банка необходимо уточнить условия выдачи банковской гарантии и перечень документов, которые необходимы для ее оформления:

  1. правоустанавливающие документы,
  2. финансовая отчетность,
  3. документы о закупке, для которой нужна банковская гарантия.

У каждого из банков могут быть отличия в списке предоставляемых документов для оформления банковской гарантии.

Примерный перечень документов, необходимых для рассмотрения банком вопроса о выдаче банковской гарантии

  1. Заявление о предоставлении банковской гарантии (по форме банка);
  2. Информация о лице, которому предоставляется банковская гарантия (как правило, в форме анкеты);
  3. Копии учредительных документов названного лица, выписка из ЕГРЮЛ, выданная не ранее чем за 30 дней до момента подачи заявления на получении банковской гарантии;
  4. Копии документов, подтверждающих полномочия руководителя и иных лиц, уполномоченных на осуществление действий от имени организации;
  5. Бухгалтерская отчетность за последние отчетные периоды (как правило, за год) и расшифровки к ней;
  6. Проект заключаемого контракта, № закупки;
  7. Иные документы на усмотрение банка.

Оформление банковской гарантии происходит непосредственно при обращении в банк, либо банки активно предлагают услуги по выдаче банковских гарантий через различные электронные сервисы. Банковские гарантии через электронные сервисы выдаются на небольшие суммы. Чем больше сумма банковской гарантии, тем больше будет запрошено документов, тем серьезней будет происходить проверка со стороны банка.

Проверка условий получения банковской гарантии

  1. Условие о безотзывности (ч.2. ст.45 Закона № 44-ФЗ).
  2. Сведения о сумме гарантии (п.1 ч.2 ст.45 Закона № 44-ФЗ).
  3. Перечень обязательств, исполнение которых обеспечивается гарантией (п.2 ч.2 ст.45 Закона № 44-ФЗ).
  4. Указание на обязанность банка уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% от суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки (п.3 ч.2 ст.45 Закона № 44-ФЗ).
  5. Условие, согласно которому обязательства банка по гарантии считаются исполненными с момента поступления денежных сумм на счет заказчика (п.4 ч.2 ст.45 Закона № 44-ФЗ).
  6. Срок действия банковской гарантии.
  7. Установленный Правительством РФ перечень документов, предоставляемых заказчиком банку.

Что содержит банковская гарантия

Необходимо проверить банковскую гарантию на условия, которые запрещено в нее включать – это требования о предоставлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

Бывают ситуации, когда заказчик указывает в документации о закупке, что в банковской гарантии должно быть условие на бесспорное списание.

Что означает бесспорное списание для участника закупки

Как правило, банк, выдавая банковскую гарантию с таким условием, проводит тщательную проверку — может запросить больше документов на стадии оформления банковской гарантии. Для своей подстраховки он может включить дополнительные условия. Такие дополнения могут обернуться для участника закупки проблемой.

Требования к банковской гарантии

  1. Банковская гарантия (БГ) оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа с учетом требований, установленных законодательством РФ (требовать бумажный оригинал заказчик не вправе).
  2. В БГ обязательно должно быть закреплено в том числе право заказчика представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по БГ, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта или в качестве обеспечения заявки.
  3. В реестр включаются БГ, которые выданы банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством РФ в соответствии с частью 1 статьи 45 ЗАкона № 44-ФЗ.
  4. Реестр в открытой части ЕИС не размещается. Работа ведется через Личный кабинет ЕИС.

Работа с банковской гарантией осуществляется через реестр банковских гарантий.

Порядок формирования информации и документов для ведения реестра банковской гарантии

Ведение реестра и размещение его в ЕИС осуществляет Федеральное казначейство.

Порядок формирования информации и документов для ведения реестра банковских гарантий установлен Приказом Минфина России № 126-н от 18.12.2013.

Участник закупки никакой информации в данный реестр не вносит, наполняет этот реестр банк и заказчики.

Реестр банковских гарантий

Реестр, размещенный в ЕИС, содержит следующую информацию:

  1. Наименование, место нахождения банка, являющегося гарантом, ИНН или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика.
  2. Наименование, место нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося принципалом, ИНН или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера.
  3. Денежная сумма, указанная в банковской гарантии и подлежащая уплате гарантом в случае неисполнения участником закупки в установленных случаях требований Закона о контрактной системе.
  4. Срок действия банковской гарантии.
  5. Копия банковской гарантии за исключением той, информация о которой подлежит включению в закрытый реестр банковских гарантий в соответствии с частью 8.1 статьи 45.
  6. Иная информация и документы, перечень которых установлен Правительством РФ.

Основания для отказа в принятии банковской гарантии

Заказчик рассматривает поступившую БГ в срок, не более 3 рабочих дней.

В Законе о контрактной системе установлены основания для отказа от принятия заказчиком банковской гарантии:

  • отсутствие в реестре банковских гарантий;
  • отсутствие необходимой информации в банковской гарантии;
  • несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении, документации и проекте контракта при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Этапы осуществление проверки заказчиком

  1. Наличие банка в соответствующем Перечне*.
  2. Наличие в Реестре БГ (проверить в Личном кабинете).
  3. Срок действия БГ ≥ сроку:
    • подачи заявок + 2 месяца;
    • действия обязательств по контракту + 1 месяц.
  4. Соответствие содержания БГ требованиям действующего законодательства и подзаконным актам.

Также осуществляется проверка соответствия документов статье 45 и требованию Постановления №1005 и тем требованиям, которые установлены в документации о закупке.

Помимо установленных оснований для отказа принятия банковской гарантии в статье 45 Закона о контрактной системе, в Постановлении №1005 установлены дополнительные требования банковской гарантии, которые могут являться основанием для отказа:

  • условия, указанные как недопустимые для включения в БГ (например, требование о предоставлении заказчиком гаранту отчета об исполнении контракта);
  • техническое требование к оформлению БГ (отсутствие нумерации на всех листах банковских гарантий, которые должны быть прошиты, подписаны и скреплены печатью гаранта, в случае ее оформления в письменной форме на бумажном носителе на нескольких листах).

В случае отказа в приеме БГ заказчик информирует лицо, предоставившее гарантию, в письменной форме или в форме электронного документа с указанием причин.

В Приказе №126Н указываются причины отказа в банковской гарантии, а также код причины отказа.

Вся информация, которая размещена в реестре, должна быть доступна для заказчика, чтобы ее можно было скачать и в полной мере ознакомиться.

Персональная ответственность за формирование информации и документов, за их полноту и достоверность несет уполномоченное от имени банка и/или заказчика лицо, чьей подписью подписаны соответствующие сведения.

Закрытый реестр банковских гарантий формируется на основании Приказа Минфина России от 22.06.2020 № 118Н «О порядке формирования и направления информации, подлежащей включению в закрытый реестр банковских гарантий, направления Федеральным казначейством выписок и протоколов, а также формах предоставления указанной информации в целях формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий.

Практические ситуации в отношении банковских гарантий предоставляемых услуг участникам закупки в качестве обеспечительных мер

Банковская гарантия предоставляется в единственном числе по отношению к контракту. Если говорить об обеспечении исполнения контракта, то предоставить участник закупки должен всего одну банковскую гарантию. Если закупка составляет 1 миллион, то предоставить две банковских гарантии по 500 тысяч от разных банков участник не вправе.

Также нельзя представить одну банковскую гарантию на несколько контрактов.

На практике у участника закупки возникают вопросы, может ли он при отказе заказчика оперативно обратиться в банк, внести соответствующие изменения и заново предоставить банковскую гарантию. Законом о контрактной системе данная ситуация не урегулирована и обязанности у заказчика дважды рассматривать представленные документы нет. Заказчик вправе, если исполнитель не вышел за пределы срока, установленного в законе о предоставлении обеспечительных мер, рассмотреть повторную исправленную банковскую гарантию.

Если закупка проводится в электронной форме без ограничений для СМП и СОНКО, можно продлить срок подписания контракта за счет оформления протокола разногласий. Но при этом необходимо помнить, что должны быть такие разногласия. Обратите внимание — указание в протоколе разногласий на необходимость дополнительного времени для получения банковской гарантии будет неправомерным (Определение ВС РФ от 20.01.2020 №307-ЭС19-25951).

Если победитель не успевает получить банковскую гарантию

Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней. После этого у поставщика (подрядчика, исполнителя) есть еще три рабочих дня на размещение в ЕИС подписанного со своей стороны контракта. И снова 3 рабочих дня дается заказчику на подписание контракта со своей стороны. Таким образом, есть шанс немного увеличить срок подписания контракта законным способом без какого-либо риска попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

Внесение в качестве обеспечения денежных средств с последующей заменой на банковскую гарантию в ходе исполнения контракта (ч.7 ст.96 Закона о контрактной системе) применимо, только если нет ограничений по ч.7.3 статьи 96 (отсутствие неуплаченной неустойки и ограничений по ПП РФ).

Если закупка проводилась для СМП и СОНКО, то есть в такой закупке может участвовать субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, то есть еще возможность не предоставлять обеспечение исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств и применять антидемпинговые меры.

Частью 8 статьи 96 эти моменты предусмотрены. В ней указаны, какие условия должен соблюдать участник закупки, чтобы его освободили от обеспечительных мер. К таким условиям относятся:

  • предоставление информации о своей добросовестности без учета правопреемства;
  • исполнение трех контрактов без неустоек в течение трех лет до даты подачи заявки, при этом сумма цен этих контрактов должна составлять не меньше максимальной цены контракта, которая указаны в извещении.

При закупках по 223-ФЗ заказчик может использовать в своем Положении о закупке терминологию и требования к содержанию банковской гарантии из норм 44-ФЗ и подзаконных НПА.

При этом заказчик не должен использовать инструменты, предусмотренные Законом о контрактной системе, для проверки БГ:

  • наличие ее в Реестре банковских гарантий;
  • наличие банка в Перечне банков, имеющих право выдавать банковские гарантии.

Также заказчик не должен устанавливать требование о предоставлении банковской гарантии, выданной конкретным банком.

Эксперты Астрал.Тендер знают все о банковской гарантии в закупках. Вы можете доверить подготовку и участие в тендере нашим специалистам, или получить знания, воспользовавшись курсами подготовки к торгам.

В соответствии с Законом о контрактной системе в качестве обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта, в качестве обеспечения гарантийных обязательств предусмотрено применение банковской гарантии.

Сфера применения банковской гарантии не ограничивается нормами 44-ФЗ. Банковская гарантия применяется в налоговом законодательстве, в таможенной сфере, а также в законах о туристической деятельности.

В 44 федеральном законе у банковской гарантии особая роль – она выступает в качестве обеспечительной меры. Акцент банковской гарантии, применяемой в сфере закупок, построен на интересах бенефициара, то есть на интересах заказчика.

В соответствии с законом о банках и банковской деятельности банковская гарантия относится к банковским операциям. ЦБ РФ устанавливает для этих целей специальные нормативные акты и законы, гражданское законодательство регулирует выдачу банковской гарантии как сделку.

В Законе о контрактной системе понятие банковской гарантии используется в значении, указанном в ГК РФ.

В банковской гарантии сам банк именуется гарантом, заказчик именуется бенефициаром, участник закупки — принципалом. Данные определения берутся из Гражданского кодекса.

Учитывая, что в 44-ФЗ есть упоминание о банковской гарантии и определение независимой гарантии в Гражданском кодексе, в разработанном пакете поправок предусматривается переход от определения банковской гарантии к независимой. В законопроекте предусмотрены гарантии, которые будут выдаваться:

Требования к банкам, выдающим банковские гарантии

Заказчики принимают гарантии банков, отвечающих требованиям Правительства РФ (требования к размеру собственных средств (капитала) банка уровню кредитного рейтинга). Перечень таких банков формирует и размещает на своем сайте регулятор — Минфин РФ на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации.

Для того чтобы банковская гарантия соответствовала требованиям закона, необходимо понимать, какие требования и чем они установлены. Эти знания нужны участнику закупки, чтобы та банковская гарантия, которую он получит от банка, в дальнейшем была принята заказчиком.

В законе о контрактной системе в ст.45 установлено, что участники закупки в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов могут принимать банковские гарантии, которые были выданы банками, включенными в предусмотренный статьей 45 Перечень банков, отвечающих требованиям Правительства РФ.

Алгоритм получения банковской гарантии

Для оформления банковской гарантии участнику нужно определить банк, который будет выступать гарантом исполнения контракта по банковской гарантии. При этом указанный банк должен входить в перечень банков, которые вправе выдавать, размещенный на официальном сайте Министерства финансов России (ч.1 и ч.1.1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ)

С перечнем банков, которые могут выдавать банковские гарантии, можно ознакомиться на официальном сайте Минфина. Обратите внимание — необходимо зайти в последний вариант этого перечня, так как в течение года в данный перечень вносятся изменения.

После выбора подходящего банка необходимо уточнить условия выдачи банковской гарантии и перечень документов, которые необходимы для ее оформления:

  1. правоустанавливающие документы,
  2. финансовая отчетность,
  3. документы о закупке, для которой нужна банковская гарантия.

У каждого из банков могут быть отличия в списке предоставляемых документов для оформления банковской гарантии.

Примерный перечень документов, необходимых для рассмотрения банком вопроса о выдаче банковской гарантии

  1. Заявление о предоставлении банковской гарантии (по форме банка);
  2. Информация о лице, которому предоставляется банковская гарантия (как правило, в форме анкеты);
  3. Копии учредительных документов названного лица, выписка из ЕГРЮЛ, выданная не ранее чем за 30 дней до момента подачи заявления на получении банковской гарантии;
  4. Копии документов, подтверждающих полномочия руководителя и иных лиц, уполномоченных на осуществление действий от имени организации;
  5. Бухгалтерская отчетность за последние отчетные периоды (как правило, за год) и расшифровки к ней;
  6. Проект заключаемого контракта, № закупки;
  7. Иные документы на усмотрение банка.

Оформление банковской гарантии происходит непосредственно при обращении в банк, либо банки активно предлагают услуги по выдаче банковских гарантий через различные электронные сервисы. Банковские гарантии через электронные сервисы выдаются на небольшие суммы. Чем больше сумма банковской гарантии, тем больше будет запрошено документов, тем серьезней будет происходить проверка со стороны банка.

Проверка условий получения банковской гарантии

  1. Условие о безотзывности (ч.2. ст.45 Закона № 44-ФЗ).
  2. Сведения о сумме гарантии (п.1 ч.2 ст.45 Закона № 44-ФЗ).
  3. Перечень обязательств, исполнение которых обеспечивается гарантией (п.2 ч.2 ст.45 Закона № 44-ФЗ).
  4. Указание на обязанность банка уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% от суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки (п.3 ч.2 ст.45 Закона № 44-ФЗ).
  5. Условие, согласно которому обязательства банка по гарантии считаются исполненными с момента поступления денежных сумм на счет заказчика (п.4 ч.2 ст.45 Закона № 44-ФЗ).
  6. Срок действия банковской гарантии.
  7. Установленный Правительством РФ перечень документов, предоставляемых заказчиком банку.

Что содержит банковская гарантия

Необходимо проверить банковскую гарантию на условия, которые запрещено в нее включать – это требования о предоставлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

Бывают ситуации, когда заказчик указывает в документации о закупке, что в банковской гарантии должно быть условие на бесспорное списание.

Что означает бесспорное списание для участника закупки

Как правило, банк, выдавая банковскую гарантию с таким условием, проводит тщательную проверку — может запросить больше документов на стадии оформления банковской гарантии. Для своей подстраховки он может включить дополнительные условия. Такие дополнения могут обернуться для участника закупки проблемой.

Требования к банковской гарантии

  1. Банковская гарантия (БГ) оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа с учетом требований, установленных законодательством РФ (требовать бумажный оригинал заказчик не вправе).
  2. В БГ обязательно должно быть закреплено в том числе право заказчика представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по БГ, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта или в качестве обеспечения заявки.
  3. В реестр включаются БГ, которые выданы банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством РФ в соответствии с частью 1 статьи 45 ЗАкона № 44-ФЗ.
  4. Реестр в открытой части ЕИС не размещается. Работа ведется через Личный кабинет ЕИС.

Работа с банковской гарантией осуществляется через реестр банковских гарантий.

Порядок формирования информации и документов для ведения реестра банковской гарантии

Ведение реестра и размещение его в ЕИС осуществляет Федеральное казначейство.

Порядок формирования информации и документов для ведения реестра банковских гарантий установлен Приказом Минфина России № 126-н от 18.12.2013.

Участник закупки никакой информации в данный реестр не вносит, наполняет этот реестр банк и заказчики.

Реестр банковских гарантий

Реестр, размещенный в ЕИС, содержит следующую информацию:

  1. Наименование, место нахождения банка, являющегося гарантом, ИНН или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика.
  2. Наименование, место нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося принципалом, ИНН или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера.
  3. Денежная сумма, указанная в банковской гарантии и подлежащая уплате гарантом в случае неисполнения участником закупки в установленных случаях требований Закона о контрактной системе.
  4. Срок действия банковской гарантии.
  5. Копия банковской гарантии за исключением той, информация о которой подлежит включению в закрытый реестр банковских гарантий в соответствии с частью 8.1 статьи 45.
  6. Иная информация и документы, перечень которых установлен Правительством РФ.

Основания для отказа в принятии банковской гарантии

Заказчик рассматривает поступившую БГ в срок, не более 3 рабочих дней.

В Законе о контрактной системе установлены основания для отказа от принятия заказчиком банковской гарантии:

  • отсутствие в реестре банковских гарантий;
  • отсутствие необходимой информации в банковской гарантии;
  • несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении, документации и проекте контракта при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Этапы осуществление проверки заказчиком

  1. Наличие банка в соответствующем Перечне*.
  2. Наличие в Реестре БГ (проверить в Личном кабинете).
  3. Срок действия БГ ≥ сроку:
  • подачи заявок + 2 месяца;
  • действия обязательств по контракту + 1 месяц.
  1. Соответствие содержания БГ требованиям действующего законодательства и подзаконным актам.

Также осуществляется проверка соответствия документов статье 45 и требованию Постановления №1005 и тем требованиям, которые установлены в документации о закупке.

Помимо установленных оснований для отказа принятия банковской гарантии в статье 45 Закона о контрактной системе, в Постановлении №1005 установлены дополнительные требования банковской гарантии, которые могут являться основанием для отказа:

  • условия, указанные как недопустимые для включения в БГ (например, требование о предоставлении заказчиком гаранту отчета об исполнении контракта);
  • техническое требование к оформлению БГ (отсутствие нумерации на всех листах банковских гарантий, которые должны быть прошиты, подписаны и скреплены печатью гаранта, в случае ее оформления в письменной форме на бумажном носителе на нескольких листах).

В случае отказа в приеме БГ заказчик информирует лицо, предоставившее гарантию, в письменной форме или в форме электронного документа с указанием причин.

В Приказе №126Н указываются причины отказа в банковской гарантии, а также код причины отказа.

Вся информация, которая размещена в реестре, должна быть доступна для заказчика, чтобы ее можно было скачать и в полной мере ознакомиться.

Персональная ответственность за формирование информации и документов, за их полноту и достоверность несет уполномоченное от имени банка и/или заказчика лицо, чьей подписью подписаны соответствующие сведения.

Закрытый реестр банковских гарантий формируется на основании Приказа Минфина России от 22.06.2020 № 118Н «О порядке формирования и направления информации, подлежащей включению в закрытый реестр банковских гарантий, направления Федеральным казначейством выписок и протоколов, а также формах предоставления указанной информации в целях формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий.

Практические ситуации в отношении банковских гарантий предоставляемых услуг участникам закупки в качестве обеспечительных мер

Банковская гарантия предоставляется в единственном числе по отношению к контракту. Если говорить об обеспечении исполнения контракта, то предоставить участник закупки должен всего одну банковскую гарантию. Если закупка составляет 1 миллион, то предоставить две банковских гарантии по 500 тысяч от разных банков участник не вправе.

Также нельзя представить одну банковскую гарантию на несколько контрактов.

На практике у участника закупки возникают вопросы, может ли он при отказе заказчика оперативно обратиться в банк, внести соответствующие изменения и заново предоставить банковскую гарантию. Законом о контрактной системе данная ситуация не урегулирована и обязанности у заказчика дважды рассматривать представленные документы нет. Заказчик вправе, если исполнитель не вышел за пределы срока, установленного в законе о предоставлении обеспечительных мер, рассмотреть повторную исправленную банковскую гарантию.

Если закупка проводится в электронной форме без ограничений для СМП и СОНКО, можно продлить срок подписания контракта за счет оформления протокола разногласий. Но при этом необходимо помнить, что должны быть такие разногласия. Обратите внимание — указание в протоколе разногласий на необходимость дополнительного времени для получения банковской гарантии будет неправомерным (Определение ВС РФ от 20.01.2020 №307-ЭС19-25951).

Если победитель не успевает получить банковскую гарантию

Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней. После этого у поставщика (подрядчика, исполнителя) есть еще три рабочих дня на размещение в ЕИС подписанного со своей стороны контракта. И снова 3 рабочих дня дается заказчику на подписание контракта со своей стороны. Таким образом, есть шанс немного увеличить срок подписания контракта законным способом без какого-либо риска попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

Внесение в качестве обеспечения денежных средств с последующей заменой на банковскую гарантию в ходе исполнения контракта (ч.7 ст.96 Закона о контрактной системе) применимо, только если нет ограничений по ч.7.3 статьи 96 (отсутствие неуплаченной неустойки и ограничений по ПП РФ).

Если закупка проводилась для СМП и СОНКО, то есть в такой закупке может участвовать субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, то есть еще возможность не предоставлять обеспечение исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств и применять антидемпинговые меры.

Частью 8 статьи 96 эти моменты предусмотрены. В ней указаны, какие условия должен соблюдать участник закупки, чтобы его освободили от обеспечительных мер. К таким условиям относятся:

  • предоставление информации о своей добросовестности без учета правопреемства;
  • исполнение трех контрактов без неустоек в течение трех лет до даты подачи заявки, при этом сумма цен этих контрактов должна составлять не меньше максимальной цены контракта, которая указаны в извещении.

При закупках по 223-ФЗ заказчик может использовать в своем Положении о закупке терминологию и требования к содержанию банковской гарантии из норм 44-ФЗ и подзаконных НПА.

При этом заказчик не должен использовать инструменты, предусмотренные Законом о контрактной системе, для проверки БГ:

  • наличие ее в Реестре банковских гарантий;
  • наличие банка в Перечне банков, имеющих право выдавать банковские гарантии.

Также заказчик не должен устанавливать требование о предоставлении банковской гарантии, выданной конкретным банком.

Эксперты Астрал.Тендер знают все о банковской гарантии в закупках. Вы можете доверить подготовку и участие в тендере нашим специалистам, или получить знания, воспользовавшись курсами подготовки к торгам.


Настоящий документ описывает требования к XML файлам передачи в электронном виде сведений описания уведомления банком налогового органа о факте выдачи банковской гарантии налогоплательщику.

2.1. Общие сведения по файлу обмена

Имя файла обмена должно иметь следующий вид:

Расширение имени файла - xml. Расширение имени файла может указываться как строчными, так и прописными буквами.

Параметры первой строки файла обмена

Первая строка XML файла должна иметь следующий вид:

Имя файла, содержащего схему файла обмена

Имя файла, содержащего XSD схему файла обмена, должно иметь следующий вид:

VO_FVBG_2_700_11_09_01_xx, где xx - текущая версия схемы.

Расширение имени файла - xsd.

2.2. Логическая модель файла обмена

Логическая модель файла представлена в графическом виде в Разделе 3 на рис. 1. Элементами логической модели файла обмена являются элементы и атрибуты XML файла. Полный перечень структурных элементов логической модели файла и сведения о них приведены в Разделе 4.

Для каждого структурного элемента логической модели файла в Разделе 4 приводятся следующие сведения:

- Наименование элемента. Приводится полное наименование элемента.

- Сокращенное наименование элемента. Приводится сокращенное наименование элемента. Сокращенные наименования могут записываться буквами и цифрами.

- Признак типа элемента. Может принимать следующие значения: "С" - сложный элемент (имеющий вложенные), "П" - простой элемент (не имеющий вложенных); А - атрибут. Если для определения элемента используется пользовательский тип данных, наименование типа данных (типового элемента) указывается в графе "Дополнительные сведения".

- Формат элемента. Формат представляется в условных обозначениях, которым соответствуют следующие значения: T - символьная строка; N - числовое значение (целое или дробное).

При описании структуры формата файла обмена используются следующие металингвистические конструкции:

| - метасимвол, обозначающий возможность выбора среди нескольких вариантов значений элемента металингвистической структуры.

Формат числового значения указывается в виде N(m.k), где m - максимальное количество знаков в числе, включая знак (для отрицательного числа), целую и дробную часть числа без разделяющей десятичной точки, а k - максимальное число знаков дробной части числа. Если число знаков дробной части числа равно 0 (т.е. число целое), то формат числового значения имеет вид N(m).

Для простых элементов, являющихся базовыми в XML (определенными в /content/base/), например, элемент с типом "date", поле "Формат элемента" не заполняется. Для таких элементов в поле "Дополнительная информация" указывается тип базового элемента.

- Признак обязательности элемента определяет обязательность наличия элемента в XML файле. Признак обязательности элемента может принимать следующие значения: "О" - обязательное наличие элемента (наименование элемента и его значение должны присутствовать в файле обмена); "Н" - присутствие элемента необязательно (наименование элемента и его значение в файле обмена могут отсутствовать). Если элемент может принимать ограниченный перечень значений (по классификатору, кодовому словарю и т.п.), то признак обязательности элемента дополняется символом "К". Например: "ОК". В случае если количество реализаций элемента может быть более одной, то признак обязательности элемента дополняется символом "М". Например: "ОМ, ОКМ".

- Дополнительная информация. Для сложных элементов указывается ссылка на таблицу, в которой описывается состав данного элемента. Для элементов, принимающих ограниченный перечень значений из классификатора (кодового словаря и т.п.), указывается соответствующее наименование классификатора (кодового словаря и т.п.) или приводится перечень возможных значений. Для классификатора (кодового словаря и т.п.) может указываться ссылка на его местонахождение. Для элементов, использующих пользовательский тип данных, указывается наименование типового элемента.

Рис.1. Диаграмма структуры файла обмена

Перечень структурных элементов логической модели файла обмена приведен в табл. 4.1

Читайте также: