Уведомление о принятии налоговой декларации

Обновлено: 18.05.2024

Все, что нужно знать об уведомлении.

Применять УСНО или нет – это решение, которое определяется только волей налогоплательщика. В силу п. 1 ст. 346.11 НК РФ возможность перейти на данный спецрежим не требует разрешения налогового органа и никак не связана с его мнением. Словом, налоговики не наделены полномочиями запрещать или разрешать налогоплательщику применять УСНО.

К сведению:

Возможность применения УСНО не ставится в зависимость от наличия или отсутствия у налогоплательщика статуса налогового резидента РФ (см. письма Минфина России от 29.12.2018 № 03-04-05/96589, от 14.09.2018 № 03-11-11/65819).

О своем намерении перейти на УСНО с начала налогового периода (то есть с 1 января) или с начала деятельности налогоплательщики сообщают в ИФНС посредством подачи уведомления по форме 26.2-1, утвержденной Приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@.

Подчеркнем: данная форма носит рекомендательный характер (!), что следует из названного приказа. Безусловно, этот нюанс важен, поскольку указывает на возможность применения альтернативных вариантов уведомления ИФНС.

Обратите внимание:

В соответствии с пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ организации и ИП, не уведомившие о переходе на УСНО в сроки, установленные п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ, не вправе применять названный режим налогообложения. Как подчеркнуто в Постановлении АС СЗО от 22.04.2019 № Ф07-3501/2019 по делу № А26-9853/2018, в названной норме содержится императивное правило о запрете на применение специального режима в случае неуведомления о переходе на УСНО в установленные кодексом сроки.

Правовая позиция Верховного суда.

Споры по вопросу о правомерности применения УСНО в связи с неподачей налогоплательщиками уведомления начались давно. Верховный суд обобщил судебную практику и в п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства[1] (далее – Обзор), указал следующее.

Иными словами, Верховный суд считает, что налоговый орган не вправе ссылаться на несвоевременность уведомления вновь созданным субъектом предпринимательства о выборе УСНО, если ранее фактически признал обоснованность применения специального налогового режима налогоплательщиком.

Отсутствие уведомления о переходе на УСНО при совершении налогоплательщиком иных действий, свидетельствующих о применении им данной системы налогообложения, не влечет запрета в ее применении и возникновения обязанностей по представлению налоговых деклараций по общей системе налогообложения.

Примеры из практики.

Для ответа на поставленный вопрос обратимся к делу № А62-5153/2017 и вкратце поясним суть спорной ситуации.

С 01.01.2006 компания применяла УСНО на основании уведомления, выданного налоговым органом 05.12.2005. Однако в период с 25.12.2007 по 24.06.2012 она не соответствовала требованиям, установленным п. 3 ст. 346.12 НК РФ, поскольку согласно данным ЕГРЮЛ единственным участником общества в указанный период являлось другое ООО с долей участия в уставном капитале 100 %. Поэтому компания утратила право на применение УСНО.

Суды трех инстанций, руководствуясь положениями ст. 346.11, 346.12 и 346.13 НК РФ в совокупности, сочли правомерным решение налоговиков (см. Постановление АС ЦО от 06.12.2018 № Ф10-291/2018 по делу № А62-5153/2017). В обоснование арбитры привели следующие доводы:

компания не подавала уведомление о переходе на УСНО, следовательно, она была обязана применять общую систему налогообложения и исполнять обязанность по представлению налоговых деклараций, в том числе по НДС, налогам на прибыль и на имущество;

подача компанией деклараций по УСНО за 2013 – 2015 годы и принятие их налоговым органом не могут рассматриваться как подтверждение ее права на применение этой системы налогообложения, поскольку налоговый орган не вправе отказать в принятии поданной декларации.

Не согласившись с решением кассационной инстанции, компания подала заявление в Верховный суд, приведя такие аргументы:

налоговики не сообщили (в порядке и сроки, установленные ст. 88 НК РФ) об отсутствии уведомления о переходе на УСНО;

никакие дополнительные сведения и документы у компании не запрашивались.

По мнению компании, отсутствие выявленных инспекцией нарушений в части сдаваемой отчетности свидетельствует о выполнении обязанности по информированию налогового органа о переходе на УСНО и обоснованности ее применения в спорный период. Следовательно, в указанных обстоятельствах сам по себе факт отсутствия уведомления не может служить основанием для самостоятельного изменения инспекцией налогового режима в отсутствие воли заявителя.

Судья Верховного суда (см. Определение от 29.05.2019 № 310-ЭС19-1705) счел этот довод заслуживающим внимания и передал дело № А62-5153/2017 для пересмотра в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ. И что-то нам подсказывает, что окончательное решение по данному спору будет вынесено в пользу налогоплательщика. Согласитесь, основания для оптимизма имеются.

Смена объекта налогообложения по умолчанию.

Есть еще одна ситуация, в которой налоговики сначала отмалчиваются, а затем предъявляют претензии. Речь о смене объекта налогообложения при УСНО.

Типичный спор был рассмотрен недавно АС МО (см. Постановление от 08.05.2019 № Ф05-4303/2019 по делу № А40-245402/2017).

Компания оспорила это доначисление. Она настаивала, что надлежаще уведомила налоговый орган (в декабре 2011 года) о смене объекта налогообложения (как того требуют п. 2 и 3 ст. 346.14 НК РФ). Но контролеры указывали на его отсутствие.

Между тем кассация отменила решение нижестоящих судов. Какие доводы при этом она привела, вы, полагаем, уже догадались. Совершенно верно, доводы все те же.

Налоговые органы обязаны своевременно осуществлять налоговый контроль и принимать меры в отношении состоящих на учете налогоплательщиков, в том числе требовать представления налоговой отчетности, приостанавливать операции налогоплательщика по счетам в банках в случае ее непредставления по установленной форме в отношении тех налогов, которые налогоплательщик обязан уплачивать (п. 2 ст. 22, пп. 1 и 5 п. 1 ст. 31, п. 2 ст. 32 НК РФ).

Иными словами, АС МО счел возможным применить при рассмотрении данного спора приведенную выше правовую позицию Президиума ВС РФ, изложенную в п. 1 Обзора (о чем, кстати, прямо сказано в судебном акте).

Вероятно, при других обстоятельствах итог спора относительно смены изначально выбранного объекта налогообложения при УСНО может оказаться другим. Это следует учитывать, тем более что Минфин по данному вопросу довольно категоричен.

Обратите внимание:

Минфин допускает возможность изменения первоначально выбранного объекта налогообложения по УСНО только до начала его применения. Об этом свидетельствуют разъяснения чиновников ведомства в письмах от 16.01.2015 № 03-11-06/2/813, от 14.10.2015 № 03-11-11/58878.

Раньше действовали несколько приказов, устанавливающих правила для обмена разными видами электронных документов:

порядок передачи акта совместной сверки расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утверждённый приказом от 29.12.2010 N ММВ-7-8/781@;

порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа, утверждённый приказом ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@;

порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, утверждённый приказом ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@;

порядок представления заявлений, уведомлений и запросов в налоговые органы в электронном виде для целей учёта в налоговых органах организаций и физических лиц, утверждённый приказом от 07.11.2011 N ММВ-7-6/735@.

Новый документ объединил все актуальные требования и правила. Теперь налогоплательщикам не придётся разбираться во множестве нормативных актов, чтобы понять, как им нужно работать.

Документ закрепляет правила отправки и получения электронных документов, а также порядок предоставления документов по требованию налоговой.

Правила обмена электронными документами с ФНС

Электронные документы можно подписывать только усиленной квалифицированной электронной подписью.

Утверждён список технологических электронных документов, которые сопровождают основной документ:

подтверждение даты отправки;

квитанция о приёме;

уведомление об отказе в приёме;

извещение о получении, которое формируется на каждый документ, в том числе технологический;

Участники электронного документооборота обязаны хранить все эти документы, за исключением извещений о получении, а также квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи.

Датой направления документов в налоговые органы считается та, которая закреплена в подтверждении даты отправки. Дата принятия фиксируется в квитанции о приёме.

Кроме этого, в приказе прописан алгоритм отправки электронных документов через оператора ЭДО.

Отправитель заполняет документ в электронной форме, подписывает его своей УКЭП и отправляет оператору ЭДО, отметив при этом дату отправки.

Оператор ЭДО в течение часа направляет ответное извещение о получении документа, а затем, не позднее следующего рабочего дня — подтверждение даты отправки. Отправитель, получив подтверждение, направляет оператору извещение о получении электронного документа.

Оператор ЭДО не позднее следующего рабочего дня отправляет получателю основной документ и подтверждение даты отправки, подписанное своей УКЭП. Получатель в течение часа должен прислать ему извещения о получении обоих документов.

Получатель проверяет документ и формирует квитанцию о приёме или, если есть основания, уведомление об отказе в приёме, подписывает своей УКЭП и в течение шести рабочих дней после приёма отправляет оператору ЭДО.

Оператор ЭДО в течение часа направляет получателю извещение о получении электронного документа. Не позднее следующего рабочего дня он направляет документ, полученный от получателя, отправителю. Отправитель в течение часа направляет оператору извещение о получении электронного документа.

Отказать в приёме могут в трёх случаях:

документ направлен не тому получателю;

у отправителя нет УКЭП или сертификат не соответствует ключу;

документ составлен не по утверждённому ФНС формату.

Если получатель не отправил квитанцию о приёме, он отправляет бумажный документ. Но есть три документа, которые налоговая никогда не отправляет на бумаге:

требования о представлении документов;

требования о представлении пояснений;

уведомления о вызове в налоговый орган.

Эти документы направляются налогоплательщику, который не сдал налоговую декларацию в электронном виде.

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • В. э. образование.
  • Работала 5 лет в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик. . .

Когда нужно подавать декларацию

Налоговый кодекс указывает, при получении каких доходов гражданин должен составлять декларацию. Обратите внимание, что от вида дохода зависит и ставка налогообложения. В одном случае это будет 9%, в другом — все 35%.

За что нужно подавать декларацию:

  • получение дохода по облигациям с ипотечным покрытием. Только в этом случае назначается самый низкий налог в 9%;
  • продажа имущества, которое находилось в собственности менее 3-5 лет. Это может быть любая недвижимость или транспортное средство. Налог на прибыль — 13%;
  • сдача недвижимости в аренду — 13%;
  • получение дивидендов. Если речь о резиденте РФ, ставка — 13%, если о нерезиденте — 15%;
  • иные доходы граждан РФ от любой деятельности — 13%;
  • иные доходы нерезидентов РФ от любой деятельности — 30%;
  • получение выигрышей и подарков на сумму более 4000 рублей в год — 35%.

Программа налогообложения зависит от вашего дохода

Налоговая декларация за текущий год подается до 30 апреля следующего года.

Если речь о продаже квартиры

Больше всего вопросов возникает в связи с продажей недвижимости, поэтому рассмотрим этот момент более подробно. Если квартира или иной объект получена в наследство или стала собственностью путем приватизации, минимальный срок владения — 3 года. В ином случае — 5 лет.

Если продажа выполняется раньше минимального срока, появляется необходимость подачи декларации через Госуслуги или иным методом. Но если все деньги были потрачены на покупку другого жилья, налог платить не нужно (декларация все равно подается, просто покупка нового объекта подтверждается документально).

Если квартира продана, а новая не покупается, тогда возникает необходимость уплаты налога. По закону применяется налоговый вычет в 1 000 000 рублей. Например, если квартира продана за 2,5 млн., налогом в 13% будет облагаться сумма в 1,5 млн.

Можно заплатить налог и только с разницы, полученной в результате купли-продажи. Например, квартира была куплена за 3 000 000, а через 2 года продана за 3 700 000. Если подтвердить цифры документами, налог платится только с 700 000.

При сделках с имуществом лучше предварительно получить консультацию у специалистов, потому что есть некоторые исключения и нюансы. Но если вы владеете имуществом более 5 лет, подавать декларацию уже не нужно.

Как подать налоговую декларацию через Госуслуги

Так как речь о налогах, то декларация направляется в ФНС, это можно сделать такими способами:

Для полностью удаленного составления и подачи налоговой декларации через Госуслуги нужна электронная подпись. Без нее можно только составить документ.

Без электронной подписи нельзя подать декларацию дистанционно

Как составить и подать декларацию онлайн через Госуслуги:

подача декларации через госуслуги

2. Предварительно система предупредит, что для отправки декларации онлайн через Госуслуги гражданину нужна электронная подпись. После согласия с этим система открывает страницу, где располагается ссылка на программу Налогоплательщик ЮЛ:

3. Госуслуги перенаправляют заявителя на сайт ФНС, откуда и скачивается программа Налогоплательщик ЮЛ. Именно через нее гражданин сформирует декларацию и после загрузит ее на Госуслуги.

установка программы

4. Устанавливаете программу на свое устройство и открываете ее. Процесс установки занимает 10-15 минут. После указываете в программе свои данные, далее кликаете по разделу 3-НДФЛ, откроется окно, где нужно нажать на кнопку “Создать”.

создать декларацию

5. Открываете налоговую декларацию. Указанные ранее данные налогоплательщика уже будут в нее внесены. Останется заполнить другие разделы самостоятельно прямо в программе.

заполнить декларацию

6. Документ готов к отправке. Теперь нужно снова заходить на портал Госуслуг в раздел подачи деклараций и загружать документ. Клиент соглашается с обработкой данных и подписывает обращение своей электронной подписью.

загрузить декларацию на госуслугах

Документ сразу отправляется в ФНС. Посещать налоговый орган не нужно, так как заявление заверено электронной подписью.

Налоговая декларация подается до 30 апреля, сам же указанный в ней налог нужно заплатить до 15 июля этого же года.

Если у вас нет электронной подписи

Чаще всего граждане не имеют электронной подписи и, соответственно, не могут полностью подать декларацию через Госуслуги без посещения налоговой службы. Но заполнить саму 3-НДФЛ все же можно полностью онлайн, это частично упрощает дело.

Если обратиться к порталу Госуслуги, то он укажет на необходимость установки программы Декларация:

декларация на госуслугах

Это специальное программное обеспечение, которое создано именно для самостоятельного составления деклараций. Если сравнить с программой Налогоплательщик ЮЛ, то последняя более функциональна.

Устанавливаете программу, открываете ее и заполняете все необходимые разделы. Для начала нужно открыть раздел Сведения о декларанте и заполнить все обязательные поля:

заполнение условий

Затем гражданин переходит во вкладку указания доходов и заполняет там все поля. Чтобы выбрать вариант источника дохода, нужно нажать на зеленый плюс:

заполнение информации о доходах

После указания основной информации можно нажимать в программе на кнопку “Создать” и выбирать вариант 3-НДФЛ. После заполнения всех полей система даст вывести на печать годовую налоговую декларацию.

создать 3ндфл

Останется только распечатать документ, подписать его и передать в Налоговую службу.

Заполнять все три раздела можно в любой хронологии.

Как передать декларацию в ФНС

Если вы планируете лично посетить налоговый орган, можете после формирования декларации записываться через Госуслуги в ФНС. Для этого найдите через поиск на госпортале соответствующий раздел:

запись на прием в фнс

После выбора удобного отделения ФНС система откроет свободные места, можно выбрать любое удобное. Приходите на прием с паспортом и заполненной декларацией. Ее примут на проверку.

Если личное посещение неудобно, можно выбрать вариант отправки декларации заказным ценным письмом с описью вложения. И лучше отправлять с уведомлением, чтобы быть уверенным в том, что письмо пришло.

Так что, подать декларацию через Госуслуги можно, если у вас есть электронная подпись. Если же ее нет, придется идти в ФНС или отправлять 3-НДФЛ почтой. Но в любом случае документ можно сформировать самостоятельно с помощью программ ФНС.

Когда мы сдали отчетность в налоговую, по факту это еще не означает, что инспекция ее приняла. За несоблюдение сроков сдачи отчетности можно получить требование о пересдаче декларации, вслед за ним придет решение о наложении штрафа. И как неприятный бонус: грозит опасность в виде блокировки счета и отказ в вычете по НДС. Возникает резонный вопрос: в каких случаях инспекция имеет право отказать в приеме деклараций, а в каких случаях такой отказ является незаконным.

В каких случаях налоговики могут не принять декларацию

В п. 19 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343 указан перечень оснований для отказа в приеме деклараций. Они могут различаться для бумажной и электронной декларации.

Для бумажной декларации:

  1. Декларация сдана не в тот налоговый орган.
  2. Отсутствие подписи ответственного лица за предоставление достоверных и полных сведений, указанных в отчетности.
  3. Отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, ответственного за предоставление деклараций в инспекцию.
  4. Отсутствие документов, подтверждающих полномочия представителя, ответственного за подачу деклараций в налоговую инспекцию.
  5. Сдача декларации не по установленной форме.
  6. Представление деклараций и отчетности, в которых допущены ошибки, например, в отчете расчета по страховым взносам, суммы выплат и страховых взносов по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику взносов.
  7. Указаны недостоверные данные, например, в расчете по страховым взносам, допущены ошибки в персональных данных работников.
  8. Декларация подписана лицом, у которого отсутствует полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации.

Для электронной декларации:

  1. Декларация сдана не по установленной форме/формату.
  2. Декларация не подписана усиленной квалификационной электронной подписью лица ответственного за предоставление достоверных и полных сведений, указанных в отчетности (руководитель или уполномоченное лицо организации), в т.ч. для ИП, предоставляющих налоговые декларации/расчет через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС.
  3. Декларация сдана не в ту налоговую инспекцию.
  4. Представление деклараций и отчетности, в которых допущены ошибки, например, в отчете расчета по страховым взносам, суммы выплат и страховых взносов по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику взносов.
  5. Указаны недостоверные данные, например, в расчете по страховым взносам, допущены ошибки в персональных данных работников.
  6. Декларация подписана лицом, у которого отсутствует полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации.

Примечание по п. 6: если декларация подписана руководителем организации, у которого отсутствуют полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, то декларация будет считаться подписанной неуполномоченным лицом.

В каких случаях ИФНС приходит к такому выводу:

  1. Декларацию подписал дисквалифицированный руководитель ООО/ИП.
  2. Декларация подписана умершим руководителем ООО/ИП (согласно сведениям о государственной регистрации смерти).
  3. Декларация подписана руководителем, отказавшимся от руководства (участия) в организации.
  4. Декларация подписана недееспособным/ограниченно дееспособным руководителем, в т.ч. безвестно отсутствующим (нет сведений о его месте пребывания в течение года по месту жительства).
  5. Декларация подписана руководителем, в отношении которого внесена запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о руководителе организации.

При наличии хотя бы одного из вышеуказанных пунктов, налоговая инспекция формирует уведомление об отказе в приеме декларации, с последующим уведомлением плательщика. В таком уведомлении в обязательном порядке должна быть указана конкретная причина отказа в приеме деклараций.

Дополнительные причины не принять декларацию

И если вы думаете, что мы разобрали весь перечень причин для отказа – все еще нет. Есть дополнительные основания для отказа в приеме налоговой отчетности.

П. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС РФ от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343 информирует нас о том, какой ряд обязательных реквизитов должна содержать декларация (независимо, бумажная она или электронная), без которых отчетность считается непринятой.

Реквизиты для ИП: в декларации обязательно должны быть указаны фамилия, имя и отчество (при его наличии) ИП.

Реквизиты для ООО:

  1. Полное наименование организации.
  2. ИНН.
  3. Вид документа (первичный, корректирующий).
  4. Наименование налоговой инспекции.
  5. Подпись лиц, ответственных за подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации/расчете.

Причины незаконного отказа в приеме деклараций

Мы рассмотрели полный перечень оснований для отказа в приеме деклараций. Данный перечень не подлежит расширению. Налоговые инспекторы не могут толковать его на свое усмотрение. Именно поэтому следующие причины не являются основанием для отказа:

Важно отметить, что налоговые инспекторы не имею права оценивать добросовестность организации и проверять расчеты, указанные в декларации. Данные действия выполняются только в рамках камеральной налоговой проверки. Именно поэтому все вышеуказанные причины не являются законным основанием для отказа в приеме отчетности, налоговые инспекторы обязаны принять отчетность.

Кроме того, налоговые органы не имеют права аннулировать декларации (письмо ФНС РФ от 02.11.2018 № ЕД-4-15/21496@). Даже при недостоверности сведений, содержащихся в декларации или при ее недобросовестной подаче ООО/ИП.

Это влечет за собой нарушение сроков сдачи декларации, что является основанием для привлечения ООО/ИП к налоговой ответственности (согласно ст.119 НК РФ). А где налоговая ответственность, там и штраф. В данном случае это 5% неуплаченной по декларации суммы налога (за каждый полный или неполный месяц просрочки сдачи). Штраф может достигать от 1000 руб. до 30% от суммы налога. И самая неприятна санкция – это блокировка счета если декларация не сдана + 10 дней (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

В случае необоснованного отказа в принятии декларации налоговым органом, необходимо оспорить отказ в вышестоящий налоговый орган – подать жалобу. В жалобе на действия налоговой инспекции максимально подробно указывается суть претензии с ссылкой на п. 19 и п. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343, где содержится исчерпывающий список оснований для непринятия деклараций.

Следующий шаг: обжалование действий налогового инспектора в судебном порядке. Суды зачастую принимают сторону организации, сходясь во мнении, что налоговая инспекция не вправе отказать в принятии декларации, представленной в установленной форме.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Читайте также: