Уведомление о погашении налоговой задолженности казахстан

Обновлено: 25.04.2024

В каких случаях налоговый орган может ограничить в распоряжении имущество налогоплательщика? В какой форме производится такое ограничение? Каковы последствия применения данной меры и как ее отменить?

Чье имущество может быть ограничено в распоряжении налоговым органом?

Ограничение в распоряжении имуществом может быть применено в отношении:

  • юридического лица;
  • структурного подразделения юридического лица (филиала, представительства);
  • нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение;
  • индивидуального предпринимателя;
  • частного нотариуса, частного судебного исполнителя и адвоката.

(подпункт 4) пункта 1 статьи 609 Налогового кодекса Республики Казахстан).

В каких случаях налоговый орган может ограничить распоряжение имуществом?

Перечень оснований для ограничения в распоряжении имуществом приводится в пункте 1 статьи 613 Налогового кодекса. Ограничение применяется только в случаях:

  • непогашения налоговой задолженности по истечении 15 рабочих дней со дня получения уведомления о погашении налоговой задолженности;
  • обжалования налогоплательщиком (налоговым агентом), за исключением крупного налогоплательщика, подлежащего мониторингу, уведомления о результатах налоговой проверки и (или) решения вышестоящего органа налоговой службы, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на уведомление. В этом случае ограничение производится налоговым органом без направления уведомления о погашении налоговой задолженности.

Какое имущество может быть ограничено в распоряжении налоговым органом?

Согласно пункту 2 статьи 613 ограничение в распоряжении имуществом налогоплательщика (налогового агента) производится налоговым органом в отношении имущества:

  • в случае непогашения налоговой задолженности по истечении 15 рабочих дней со дня получения уведомления - в отношении любого имущества принадлежащего на праве собственности или хозяйственного ведения, а также состоящего на балансе данного налогоплательщика (налогового агента).
  • в случае обжалования уведомления или решения вышестоящего органа - в отношении имущества, являющегося в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан основным средством, инвестицией в недвижимость и (или) биологическим активом.

Какое имущество не может быть ограничено в распоряжении налоговым органом?

В соответствии с пунктом 2 статьи 613 Налогового кодекса Республики Казахстан не подлежат ограничению в распоряжении:

  • объекты жизнеобеспечения;
  • электрическая, тепловая и иные виды энергии;
  • продукты питания или сырье, срок хранения и (или) годности которых не превышает одного года;
  • имущество, не являющееся основным средством, инвестицией в недвижимость или биологическим активом в случае обжалования уведомления или решения вышестоящего органа.

На какую сумму ограничивается в распоряжении имущество налогоплательщика?

Согласно пункту 3 статьи 613 Налогового кодекса решение об ограничении принимается налоговым органом на сумму:

  • налоговой задолженности по данным, имеющимся на лицевом счете налогоплательщика (налогового агента) на дату вынесения такого решения, - в случае непогашения задолженности;
  • сумму налогов, других обязательных платежей в бюджет и пеней, обжалуемых налогоплательщиком - в случае обжалования уведомления или решения вышестоящего налогового органа.

Вручение налогоплательщику решения об ограничении имущества

Решение об ограничении в распоряжении имуществом должно быть вручено налогоплательщику лично под роспись или по почте заказным письмом с уведомлением. Датой вручения решения налогоплательщику считается:

  • при вручении лично под роспись - дата подписания решения;
  • при направлении по почте заказным письмом с уведомлением -дата отметки в уведомлении почтовой или иной организации связи;
  • при невозможности вручения по причине отказа от подписи или отсутствия по месту нахождения - дата налогового обследования, проведенного в установленном порядке.

(пункт 4 статьи 613 Налогового кодекса).

Если решение об ограничении в распоряжении имуществом принято в отношении имущества, права на которое или сделки по которому подлежат государственной регистрации (например, недвижимости), либо имущества, подлежащего государственной регистрации (например, транспортных средств), то налоговый орган не позднее 5 рабочих дней со дня вручения решения об ограничении в уполномоченные государственные органы для регистрации обременения прав на имущество (в вышеуказанных примерах - в органы юстиции, в дорожную полицию соответственно) (пункт 5 статьи 613 Налогового кодекса).

Опись имущества, ограниченного в распоряжении

Налоговый орган производит опись имущества налогоплательщика, ограниченного в распоряжении, путем составления акта описи в присутствии налогоплательщика по истечении 10 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику решения об ограничении имущества в распоряжении. В акте описи должна быть указана балансовая стоимость имущества, определяемая на основании данных бухгалтерского учета налогоплательщика или рыночная стоимость, определенная в отчете об оценке.

Акт описи ограниченного в распоряжении имущества составляется в 2 экземплярах и подписывается лицом, его составившим, а также налогоплательщиком и (или) его должностным лицом. Один экземпляр такого акта вручается налогоплательщику, в соответствии с пунктом 7 статьи 613 Налогового кодекса) такими же способами какие применяются при вручении решения об ограничении имущества (см. выше).

Сохранность ограниченного в распоряжении имущества

Пункт 8 статьи 613 Налогового кодекса обязывает налогоплательщика обеспечить сохранность, надлежащий уход за ограниченным в распоряжении имуществом до снятия ограничения. Это означает, что налогоплательщик не вправе заключать с ограниченным имуществом какие-либо сделки, влекущие отчуждение данного имущества. При этом налогоплательщик несет ответственность за незаконные действия по растрате и отчуждению имущества.

Отмена ограничения в распоряжении имуществом

В соответствии с пунктом 10 статьи 613 Налогового кодекса налоговый орган отменяет свое решение об ограничении в распоряжении имуществом и акт описи не позднее 1 рабочего дня в следующих случаях:

Иллюстрация Дины Ли специально для Informburo.kz

Иллюстрация Дины Ли специально для Informburo.kz

1,8 млн казахстанцев получили уведомление о налоговой задолженности на общую сумму свыше 41 млрд тенге. Больше всех должны автовладельцы – 39 млрд тенге.

Осенью казахстанцы получили уведомление о задолженности по налогам на имущество, землю и транспорт, хотя раньше извещения рассылали весной. В этом году из-за пандемии коронавируса сроки оповещения сдвинули, а саму систему начисления так и не наладили: граждане, давно продавшие квартиру или машину, оказываются должниками. Как результат – арест банковского счёта и запрет на выезд за границу.

Разбираем, почему налоговые органы выставляют некорректные долги и что делать в такой ситуации.

"Почему люди должны тратить время и нервы, чтобы доказывать свою правоту?"

Казахстанцы в очередной раз начали массово получать уведомления о налоговой задолженности на авто, уже не принадлежащим им. Об этом на пленарном заседании мажилиса заявил депутат Шакир Хахазов. В результате в налоговых органах образуются очереди.

@talgar_akimat

Публикация от _ (@krispi_almaty) 15 Сен 2020 в 4:15 PDT

Вопрос некорректного начисления налогов депутат поднимал ещё в 2018 году, когда казахстанцы получили уведомления о задолженности по налогу на транспорт, хотя никогда не были автовладельцами.

"В 2018 году министр финансов (Алихан Смаилов. – Авт.) заверял, что будет запущен единый сервис, а также обеспечена сверка баз данных. Но, как видим, история повторяется и уполномоченные ведомства не извлекли уроков из ошибок прошлого. Почему люди должны тратить время и нервы, чтобы доказывать свою правоту? Выглядит так, словно государство, которое является гарантом прав, пытается обобрать своих же граждан", – сказал Шакир Хахазов.

Тогда минфин заявлял, что причин несколько:

  • отсутствие интеграции информационных систем;
  • нестыковки в датах;
  • упущения в работе спецЦОНов;
  • продажи автомобилей по доверенности;
  • человеческий фактор.

Министерство обещало до конца 2018 года запустить программу APAI, которая должна была включать в себя данные о налоговой задолженности, предстоящих платежах и оплате налогов.

Прошло два года, но ничего не изменилось – жалобы те же:

  • начисление налоговой задолженности за снятую с учёта машину;
  • ошибочно начисленный долг, уже оспоренный в суде;
  • начисление налоговой задолженности на давно проданные квартиру и землю;
  • начисление налогов на изъятое государством имущество.

В результате 1,8 млн казахстанцев должны государству в виде налогов 41 млрд тенге. Основная масса должников – автовладельцы (прежние и нынешние), которые задолжали больше 39 млрд.

Данные о задолженности физлиц по налогам

Чем Минфин объясняет некорректное начисление налогов

В Министерстве финансов объясняют некорректное начисление налогов двумя причинами. Первая – в интегрированной базе данных (ИБД), которую запустили в тестовом режиме. Её должны были ввести в промышленную эксплуатацию в этом году, но не успели из-за пандемии. Старт перенесли на середину 2021 года.

"С начала 2000-х годов использовалась система РНиОН (регистр налогоплательщиков и объектов налогообложения. – Авт.). У каждого региона своя локальная база РНиОН, у спецЦОНов – своя. Они обменивались информацией на дисках. Интегрированная база данных должна была заменить РНиОН, но пока мы запустили её в опытную эксплуатацию. В переходный период возникают сложности", – поясняет Informburo.kz вице-министр юстиции Руслан Енсебаев.

В некоторых регионах фискалы до сих пор используют устаревшие локальные базы РНиОН, а филиалы "Правительства для граждан" (ЦОНы) вносят новые данные в централизованную базу. Налоговые органы не видят изменений, поэтому часто долги начисляют прежнему хозяину, а не новому владельцу.

Вторая причина – человеческий фактор, когда в локальные базы изначально вносились неверные сведения. В прошлом году проверили более 25 млн данных и нашли свыше 3,6 млн ошибочных данных:

  • по недвижимости – 2,6 млн;
  • по транспорту – 943 тысячи;
  • по земельным участкам – 116 тысяч.

Несмотря на чистку базы данных, в системе остались ошибочные сведения.

"Мы в процессе доведения работы базы данных до совершенства. Так не бывает, что щелчком пальца всё становится идеальным. Ошибки могут быть. Может, при интеграции произошёл сбой при передаче данных конкретного физлица. Может, сотрудник бумаги переделал, а в системе кнопку не нажал", – допускает Руслан Енсебаев.

Почему после снятия авто с учёта долги по налогам за прошлые годы придётся погасить

Основная масса жалоб казахстанцев касается ошибочно начисленного налога на транспорт. В Минфине говорят, что уведомления о налоговой задолженности могут получать те, кто продал машину по доверенности. Согласно Гражданскому кодексу передача права собственности по доверенности не является отчуждением, поэтому налоги начисляют владельцу авто.

Для таких случаев в правилах регистрации транспорта предусмотрен упрощённый режим снятия авто с учёта. Экс-владельцу нужно подать заявление в административную полицию о том, что машиной фактически не владеет более трёх лет. Если информация подтвердится по базе данных, то заявление удовлетворят. После снятия с учёта налоги впредь начислять не будут, но задолженность за предыдущие годы придётся погасить.

Уведомления о задолженности по налогам получают и те, кто в этом году продал машину.

"В настоящее время налоговые органы уведомляют о налоговой задолженности за 2019 год и прошлые периоды, в том числе по проданным транспортным средствам в 2020 году. Таким образом, в адрес физических лиц, продавших транспортное средство в этом году и при этом не уплативших налог за 2019 год, будут приходить уведомления о задолженности", – сообщили в Минфине на запрос Informburo.kz.

Совершить сделку купли-продажи авто без уплаты налога невозможно. Но проблема в том, что обычно органы госдоходов делают расчёт по налогам на транспорт один раз в год – в марте, а в этом году – в сентябре. При продаже машины ранее этого срока сторонам сделки приходится рассчитывать налог самостоятельно.

Что делать, если вам ошибочно начислили налог

Что нужно сделать:

Можно оспорить начисление налогов в суде, но это долгая и затратная процедура. До конца года в Казахстане действует налоговая амнистия для физлиц, когда можно погасить основную задолженность без начисления пени.


При образований задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет у налогоплательщика, налоговыми органами после приминения способов обеспечения, применяются следующие меры принудительного взыскания:
1) за счет денег, находящихся на банковских счетах:
Налоговый орган взыскивает в принудительном порядке с банковских счетов налогоплательщика (налогового агента) суммы налоговой задолженности в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налоговой задолженности налогоплательщиком (налоговым агентом), отнесенным в соответствии с системой управления рисками к категории:
высокого уровня риска, – по истечении пяти рабочих дней со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности;
среднего риска, – по истечении двадцати рабочих дней со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности.
Инкассовые распоряжения отзываются налоговым органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем погашения налоговой задолженности.
2) со счетов дебиторов:
Отсутствия денег на банковских счетах и наличных денег у налогоплательщика налоговому органу даёт право в пределах образовавшихся задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, обращать взыскание на деньги на банковских счетах третьих лиц, имеющих задолженность перед налогоплательщикомплательщиком.
Не позднее десяти рабочих дней со дня получения уведомления о погашении налоговой задолженности Налогоплательщик (налоговый агент) обязан представить в налоговый орган, направивший такое уведомление, список дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности.
На основании представленного налогоплательщиком (налоговым агентом) списка дебиторов и (или) сведений о дебиторах, полученных из информационных систем налоговых органов, и (или) акта проверки налогоплательщика (налогового агента), подтверждающего сумму дебиторской задолженности, налоговым органом направляются дебиторам уведомления об обращении взыскания на деньги с их банковских счетов в счет погашения налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента) в пределах сумм дебиторской задолженности.
Не позднее двадцати рабочих дней со дня получения уведомления дебиторы обязаны представить в налоговый орган, направивший уведомление, акт сверки взаиморасчетов, составленный совместно с налогоплательщиком (налоговым агентом), на бумажном или электронном носителе на дату получения уведомления.
На основании акта сверки взаиморасчетов или акта проверки дебитора, подтверждающего сумму дебиторской задолженности, налоговый орган выставляет на банковские счета дебитора инкассовые распоряжения о взыскании суммы налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента).
В случае погашения дебиторской задолженности, указанной в акте сверки взаиморасчетов между дебитором и налогоплательщиком (налоговым агентом), инкассовые распоряжения о взыскании суммы налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента), выставленные на банковские счета дебитора, подлежат отзыву в течение одного рабочего дня, следующего за днем представления дебитором или налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговый орган акта сверки взаиморасчетов с приложением документов, подтверждающих погашение такой задолженности.
3) За счет реализации ограниченного в распоряжении имущества:
Реализация ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика (налогового агента) в счет налоговой задолженности осуществляется уполномоченным юридическим лицом путем проведения торгов.
Порядок реализации имущества, заложенного налогоплательщиком и (или) третьим лицом, а также ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика (налогового агента) определяется уполномоченным органом.
В случае реализации уполномоченным юридическим лицом ограниченного в распоряжении имущества, на которое наложен арест судебным исполнителем, сумма денег от реализации такого имущества распределяется в соответствии с очередностью удовлетворения требований за счет имущества должника, предусмотренной Гражданским кодексом Республики Казахстан.
4) В виде принудительного выпуска объявленных акций:
В случае непогашения сумм налоговой задолженности налогоплательщиком (налоговым агентом) - акционерным обществом с участием государства в уставном капитале после принятия всех мер, предусмотренных подпунктам 1), 2) и 3) пункта 3 статьи 121 настоящего Кодекса, уполномоченный орган обращается в суд с исковым заявлением о принудительном выпуске объявленных акций в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.
Сроки исполнения налоговых обязательств по уплате налогов, платежей в бюджет, а также обязательств по уплате пени, штрафов, для погашения которых по решению суда производится принудительный выпуск объявленных акций, приостанавливаются со дня вступления в законную силу решения суда о принудительном выпуске объявленных акций и до окончания их размещения.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 126, в случае непогашения налогоплательщиком (налоговым агентом) суммы задолженности в бюджет после принятия всех мер, предусмотренных статьей 121 налогового кодекса, налоговый орган вправе принять меры по признанию его банкротом в соответствии с законодательством Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве.
Порядок ликвидации налогоплательщика (налогового агента), признанного банкротом, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве.

О способах обеспечения исполнения невыполненного в срок налогового обязательства и мерах принудительного взыскания налоговой задолженности рассказали в Управлении государственных доходов Мангистауской области.


Таким образом, с 1 января 2018 года порядок применения способов обеспечения исполнения невыполненного в срок налогового обязательства и мер принудительного взыскания налоговой задолженности существенных изменений не претерпел.

Вместе с тем, изменения коснулись следующего. В связи с многочисленными фактами обжалования уведомлений о погашении налоговой задолженности и требованиями налогоплательщиков о приостановлении его действия в период обжалования, в Налоговом кодексе есть норма, предусматривающая, что в случае обжалования налогоплательщиком уведомления о погашении налоговой задолженности применение способов обеспечения исполнения невыполненного в срок налогового обязательства до вынесения решения по результатам рассмотрения жалобы не приостанавливается(пунктом 6 статьи 116 Налогового кодекса).

В случае приостановления расходных операций по банковским счетам налогоплательщику, помимо уплаты налогов и платежей в бюджет, таможенных платежей и социальных платежей, предоставлена возможность уплаты пени, начисленных за их несвоевременную уплату, а также штрафов, подлежащих внесению в бюджет (подпункт 1) пункта 2 статьи 118 Налогового кодекса).

Налоговым кодексом прямо установлена обязанность налогоплательщика безусловного исполнения распоряжения о приостановлении расходных операций по кассе путем перечисления в бюджет поступающих наличных денег не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их поступления (пункт 2 статьи 119 Налогового кодекса).

При обжаловании уведомления о результатах проверки решение об ограничении в распоряжении имуществом налогоплательщика выносится только в том случае, если такое уведомление содержит сведения о сумме начисленных налогов и платежей в бюджет, и пени, а также о сумме превышения налога на добавленную стоимость, возвращенной из бюджета и не подтвержденной к возврату (подпункт 2 пункта 1 статьи 120 Налогового кодекса).

При наличии у налогоплательщика (налогового агента) на праве собственности имущества, права на которое или сделки по которому подлежат государственной регистрации, либо имущества, подлежащего государственной регистрации, описи, в первую очередь, подвергается такое имущество (часть вторая пункта 7 статьи 120 Налогового кодекса).

Обращаем внимание, что в целях недопущения нарушения очередности применения мер принудительного взыскания налоговой задолженности Налоговым кодексом исключена норма, согласно которой налогоплательщик не позднее десяти рабочих дней со дня получения уведомления о погашении налоговой задолженности представлял в орган государственных доходов акты сверок взаиморасчетов, составленные совместно с дебиторами и подтверждающие суммы дебиторской задолженности, на основании которых орган государственных доходов выставлял инкассовые распоряжения на банковские счета дебиторов до выставления таких распоряжений на банковские счета самого налогоплательщика-должника. Таким образом, налогоплательщик обязан представить только список дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности (пункт 2 статьи 123 Налогового кодекса).

Вместе с тем, орган государственных доходов в целях выявления дебиторов налогоплательщика вправе использовать данные информационных систем органовгосударственных доходов (пункт 2 статьи 123 Налогового кодекса).

При этом сокращены обязательные реквизиты акта сверки взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебитором (пункт 3 статьи 123 Налогового кодекса).

В случае списания денег с банковских счетов дебитора, открытых в нескольких банках, в размере, превышающем сумму, указанную в инкассовом распоряжении, излишне списанная сумма возвращается органом государственных доходов дебитору на основании его заявления(пункт 6 статьи 123 Налогового кодекса).

Изменение сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов, других обязательных платежей в бюджет и (или) плат

Главой 6 Налогового кодекса предусмотрены нормы по изменению сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат, которые в значительной мере переработаны по сравнению с прежним Налоговым кодексом.

Так, введены понятия отсрочки, позволяющей перенести срок уплаты налогов с единовременной уплатой налогов на срок до шести месяцев, а также рассрочки с поэтапной уплатой суммой налогов до трех лет. Таким образом, увеличен максимальный период, на который могут быть изменены сроки уплаты налогов с двенадцати месяцев до трех лет. При этом рассрочка предполагает ежемесячную или ежеквартальную уплату сумм налогов и (или) плат равными долями (пункт 1 статьи 51 Налогового кодекса).

В отличие от прежнего Налогового кодекса новым Налоговым кодексом предусмотрено изменение сроков исполнения налогового обязательства по уплате плат. Для указанных целей под платами понимаются платы за: пользование земельными участками, водными ресурсами поверхностных источников, эмиссии в окружающую среду (пункт 1 статьи 49 Налогового кодекса).

Предусмотрено семь оснований, позволяющих налогоплательщику обратиться с заявлением об изменении сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов (пункт 2 статьи 51 Налогового кодекса). При этом по отдельным основаниям предусмотрено неначисление пени в период действия отсрочки или рассрочки (если налогоплательщику причинен ущерб в результате стихийного бедствия, а также в случае, если судом принято решение о применении в отношении должника процедуры урегулирования неплатежеспособности) (пункт 7 статьи 49 Налогового кодекса).

Вместе с тем, новым Налоговым кодексом сохранены нормы, предусматривающие изменение сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат под залог имущества налогоплательщика и (или) третьего лица, и (или) под банковскую гарантию (пункт 5 статьи 49 Налогового кодекса).

Обращаем внимание, что отсрочка или рассрочка по уплате налогов и (или) плат может быть предоставлена налогоплательщику, финансовое положение которого не позволяет уплатить налог и (или) плату в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность их уплаты возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка (пункт 2 статьи 51 Налогового кодекса).

В этой связи расширен перечень документов, прилагаемых налогоплательщиком к заявлению об изменении сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) платы (пункт 3 статьи 51 Налогового кодекса). Так, налогоплательщик обязан представить перечень дебиторов с указанием сумм задолженности и сроков её погашения, на основании которого орган государственных доходов может сделать вывод о наличии возможности уплаты налогов и (или) плат в течение срока отсрочки или рассрочки.

Читайте также: