Установление налогов и сборов осуществляет гос дума или совет федерации

Обновлено: 18.05.2024

Обязанность граждан платить налоги и сборы впервые была включена в Конституцию с переходом страны к рыночной экономике. Это было прямым следствием того, что сфера государственной собственности была в значительной степени сокращена, активно развивалась частная собственность, свобода предпринимательства, различные виды экономической деятельности. Поэтому обязанность уплаты налогов и сборов в новой Конституции Российской Федерации была закреплена как одна из важнейших.

Вопросы налогообложения в Российской Федерации регулируются Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах, а также законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемыми в соответствии с Кодексом.

Обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы по аналогии со статьей 57 Конституции РФ закреплена и в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Из комментируемой статьи выводится конституционный принцип равенства налогообложения. Это означает, что налоговое бремя должно распределяться равным образом; каждый налогоплательщик находится в равном положении перед налоговым законом, а форма собственности не может быть критерием для какой-либо дифференциации в налоговой сфере.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

В статье 13 Налогового кодекса РФ определено, что к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Согласно статье 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Не опубликованный налоговый закон применению не подлежит.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

За уклонение от уплаты налогов, сокрытие доходов и за другие нарушения налогового законодательства плательщики несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Налоги и сборы для государства являются основными источниками доходов бюджета, с помощью которых государство финансирует реализацию своих функций.

В конечном счете налоги и сборы возвращаются населению в виде бесплатного здравоохранения, бесплатного образования, различных видов социальной помощи. Действующая налоговая система направлена на обеспечение социальной защищенности инвалидов, детей, студентов, многодетных и других категорий граждан.

Статья 57 Конституции РФ предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В комментируемой статье конституционный принцип, согласно которому установление или отягчение ответственности не имеет обратной силы (статья 54 Конституции РФ), применен к налогам.

Данный принцип распространяет свое действие на акты о налогах и сборах, не только устанавливающие новые налоги и (или) сборы, но и ухудшающие положение налогоплательщиков и плательщиков сборов, а также иных участников отношений.

К обстоятельствам, свидетельствующим об ухудшении положение налогоплательщиков или плательщиков сборов можно отнести: расширение круга налогоплательщиков, повышение налоговых ставок и размеров сборов, изменение порядка уплаты налогообложения, создающего дополнительное обременение и т.д. Ухудшение условий налогообложения может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.

Необратимость закона означает, что такой закон подлежит применению лишь к тем действиям и последствиям, которые возникли после его издания, и не распространяется на деяния, имевшие место до его принятия.


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

1. В соответствии с частью 3 статьи 105 Конституции Российской Федерации принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.

2. Вместе с принятым Государственной Думой федеральным законом в Совет Федерации направляются также постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — постановление Государственной Думы) о принятии федерального закона, стенограмма заседания Государственной Думы, документы и материалы, которые были представлены при внесении законопроекта в Государственную Думу.

Вместе с принятым Государственной Думой федеральным законом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в Совет Федерации направляется информация о позиции органов государственной власти субъектов Российской Федерации по этому федеральному закону (абзац второй введен в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ).

3. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон регистрируется в Совете Федерации в течение одного часа и в срок, не превышающий 24 часов, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется всем сенаторам Российской Федерации. Дополнительно поступившие из Государственной Думы документы и материалы, сопровождающие федеральный закон, регистрируются в Совете Федерации и рассматриваются на заседании палаты вместе с этим федеральным законом (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

4. Отсутствие в документах и материалах, сопровождающих поступившие из Государственной Думы федеральные законы по вопросам введения или отмены налогов, освобождения от уплаты налогов, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, другие федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, заключения Правительства Российской Федерации может служить основанием для отклонения Советом Федерации указанных федеральных законов.

5. Установленный частью 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации четырнадцатидневный срок, в течение которого Совет Федерации рассматривает поступивший из Государственной Думы федеральный закон, исчисляется со дня, следующего за днем регистрации этого федерального закона в Совете Федерации.

6. Если федеральный закон, подлежащий в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поступил в Совет Федерации менее чем за пять рабочих дней до очередного заседания Совета Федерации, то он принимается к рассмотрению и не рассматривается на этом заседании палаты. Федеральный закон может быть рассмотрен по решению Председателя Совета Федерации или Совета палаты на очередном заседании Совета Федерации.

Началом рассмотрения в Совете Федерации федерального закона, подлежащего в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается включение в повестку дня заседания палаты соответствующего вопроса или издание Председателем Совета Федерации соответствующего распоряжения.

(Часть 6 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 85-СФ.)

9. Для подготовки заключений комитету Совета Федерации, ответственному за рассмотрение федерального закона, Правовому управлению Аппарата Совета Федерации устанавливается срок, как правило, не менее 72 часов с момента поступления в Совет Федерации принятого Государственной Думой федерального закона.

Статья 105. Предварительное рассмотрение федерального закона комитетом Совета Федерации

1. Комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона, предварительно рассматривает принятый Государственной Думой федеральный закон и принимает по нему заключение.

2. Предварительное рассмотрение комитетом Совета Федерации принятого Государственной Думой федерального закона происходит открыто. Комитет может приглашать на свои заседания инициатора законопроекта, ученых и специалистов в качестве экспертов, а также представителей средств массовой информации.

При рассмотрении федерального закона, являвшегося объектом общественной экспертизы, членам Общественной палаты Российской Федерации, уполномоченным советом Общественной палаты Российской Федерации, предоставляется слово для выступления (абзац второй введен в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 апреля 2009 года № 149-СФ).

3. Заключение по рассматриваемому федеральному закону принимается путем открытого голосования большинством голосов от общего числа членов комитета Совета Федерации.

4. Если федеральный закон направлен нескольким комитетам Совета Федерации для подготовки заключения, то комитет Совета Федерации — соисполнитель представляет свое заключение в комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона, как правило, до начала заседания этого комитета (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 85-СФ).

5. В комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона, не позднее чем за 24 часа до начала заседания комитета представляется заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по рассматриваемому федеральному закону.

(Часть 5 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ.)

Статья 106. Заключение комитета Совета Федерации по федеральному закону

1. В заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, должны содержаться:

указание о том, подлежит ли рассматриваемый федеральный закон в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации;

при рассмотрении федерального закона, относящегося к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обобщенная позиция органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принявших соответствующие решения и направивших их в Совет Федерации;

информация о принятых (отклоненных) Государственной Думой поправках Совета Федерации, сенаторов Российской Федерации к проекту рассматриваемого федерального закона (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ);

(абзац пятый исключен в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 апреля 2013 года № 110-СФ);

оценка политико-правовых и социально-экономических последствий реализации федерального закона.

2. В заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, формулируется одно из следующих решений:

а) рекомендовать Совету Федерации одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой;

б) рекомендовать Совету Федерации отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой. При этом в заключении излагаются мотивы, по которым комитет палаты считает необходимым его отклонить.

3. В заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, формулируется одно из следующих решений:

б) рекомендовать Совету Федерации рассмотреть на своем заседании принятый Государственной Думой федеральный закон.

4. В заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, указывается позиция комитетов Совета Федерации – соисполнителей.

5. Заключение комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, представляется Председателю Совета Федерации.

Статья 107. Рассмотрение федерального закона на заседании Совета Федерации

1. Рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона на заседании Совета Федерации начинается с доклада представителя комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение федерального закона, который информирует палату о позиции комитета. Продолжительность доклада не может составлять более 10 минут. С содокладом продолжительностью не более 5 минут может выступить представитель комитета Совета Федерации – соисполнителя по рассматриваемому федеральному закону. Если проект принятого федерального закона вносился в Государственную Думу сенатором (сенаторами) Российской Федерации, рассмотрение федерального закона на заседании Совета Федерации по предложению комитета, ответственного за рассмотрение федерального закона, может начинаться с доклада сенатора Российской Федерации (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ; от 17 февраля 2021 года № 24-СФ). Продолжительность доклада не может составлять более 5 минут. С содокладом продолжительностью не более 5 минут выступает представитель комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение федерального закона, а также может выступить представитель комитета Совета Федерации – соисполнителя по рассматриваемому федеральному закону. Слово для выступления продолжительностью не более 5 минут может быть предоставлено представителю Правительства Российской Федерации. Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по рассматриваемому федеральному закону представляется сенаторам Российской Федерации в письменной форме (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

(Абзац первый в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 марта 2019 года № 83-СФ.)

На заседании Совета Федерации подлежит обязательному рассмотрению, в случае его поступления в Совет Федерации, заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы рассматриваемого федерального закона. Членам Общественной палаты Российской Федерации, уполномоченным советом Общественной палаты Российской Федерации, предоставляется слово для выступления при рассмотрении федерального закона, являвшегося объектом общественной экспертизы, в случае если:

федеральный закон содержит нормы, предусматривающие основания и (или) порядок, и (или) условия предоставления отдельным категориям граждан Российской Федерации мер социальной поддержки, для реализации которых необходимо принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации (за исключением федерального закона о федеральном бюджете на очередной год и на плановый период и федерального закона об исполнении федерального бюджета за истекший год и плановый период) (абзац четвертый в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 ноября 2008 года № 375-СФ; от 29 апреля 2009 года № 149-СФ; от 10 февраля 2016 года № 52-СФ).

После выступления представителя Правительства Российской Федерации Совет Федерации большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации принимает решение одобрить или отклонить федеральный закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

Для выступления в прениях по обсуждаемому федеральному закону предоставляется до 3 минут (абзац шестой введен в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10 февраля 2016 года № 52-СФ).

3. По результатам обсуждения принятого Государственной Думой федерального закона Совет Федерации принимает одно из следующих решений:

а) одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон;

б) отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон.

4. Федеральный закон считается одобренным, если за его одобрение проголосовало более половины от общего числа сенаторов Российской Федерации. Решение об одобрении федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

5. По результатам рассмотрения принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации, председательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении федерального закона. В случае недостаточной подготовленности вопроса о рассмотрении указанного федерального закона, в частности отсутствия стенограммы заседания Государственной Думы, документов и материалов, которые были представлены при внесении законопроекта в Государственную Думу, заключения Правительства Российской Федерации, указанного в части 4 статьи 103 настоящего Регламента, заключения комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение федерального закона, заключения Правового управления Аппарата Совета Федерации, проекта постановления Совета Федерации, палата вправе принять решение о переносе вопроса о рассмотрении федерального закона на следующее заседание Совета Федерации. Указанное решение принимается большинством голосов от числа сенаторов Российской Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации. Если указанное решение не принято, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

6. В случае принятия решения о переносе на следующее заседание Совета Федерации вопроса о рассмотрении принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации, его рассмотрение должно быть завершено на следующем заседании Совета Федерации принятием решения об одобрении или отклонении этого федерального закона. По результатам рассмотрения председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона.

7. Решение об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона, переданного на рассмотрение Совета Федерации и не подлежащего в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения четырнадцатидневного срока, исчисляемого в соответствии с частью 5 статьи 103 настоящего Регламента.

8. Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число сенаторов Российской Федерации. Решение об отклонении федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

Статья 108. Особенности рассмотрения федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации

В случае если четырнадцатидневный срок рассмотрения федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, истекает до очередного заседания Совета Федерации, то Совет палаты вправе принять одно из следующих решений:

(Статья 108 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 85-СФ.)

Статья 109. Отклонение федерального закона Советом Федерации

1. В постановлении Совета Федерации об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона могут содержаться:

а) предложение о создании согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой;

Обоснование решения об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона может быть оформлено в виде пояснительной записки к постановлению Совета Федерации с указанием тех положений федерального закона, по которым необходимо преодолеть возникшие разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой.

2. Постановление Совета Федерации об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона вместе с федеральным законом в пятидневный срок со дня принятия постановления Председателем Совета Федерации направляется в Государственную Думу.

3. Председатель Совета Федерации может проинформировать о мотивах отклонения федерального закона Советом Федерации Президента Российской Федерации.

(Часть 3 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 июля 2007 года № 260-СФ.)

Статья 110. Направление одобренного Советом Федерации федерального закона Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования

1. Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон и постановление Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления Председателем Совета Федерации направляются Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования.

Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона направляется также в Государственную Думу.

2. Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации без рассмотрения федеральный закон по истечении четырнадцатидневного срока, исчисляемого в соответствии с частью 5 статьи 103 настоящего Регламента, Председателем Совета Федерации направляется Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования, о чем уведомляется Государственная Дума (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 мая 2002 года № 254-СФ).


Задание 13 № 7976

Установите соответствие между функциями и осуществляющими их органами государственной власти: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

Б) назначение выборов Президента Российской Федерации

В) назначение на должность судей Конституционного Суда

Г) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации

Д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка

1) Совет Федерации

2) Государственная Дума РФ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации — Совет Федерации.

Б) назначение выборов Президента Российской Федерации — Совет Федерации.

В) назначение на должность судей Конституционного Суда — Совет Федерации.

Г) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации — Государственная Дума РФ.

Д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка — Государственная Дума РФ.


Задание 13 № 8487

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

Б) принятие решения об отставке Правительства Российской Федерации

В) утверждение по представлению Президента Российской Федерации Председателя Правительства Российской Федерации

Г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты

1) Совет Федерации

2) Государственная Дума

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации — Совет Федерации, 102 ст. Конституции РФ.

Б) принятие решения об отставке Правительства Российской Федерации — Президент РФ, 83 ст. Конституции РФ.

В) утверждение по представлению Президента Российской Федерации председателя Правительства Российской Федерации — Государственная Дума, 103 ст. Конституции РФ.

Д) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности — Правительство РФ, 114 ст. Конституции РФ.


Задание 13 № 10803

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения

Б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации

В) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека

Г) выносит заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления

1) Президент Российской Федерации

2) Конституционный суд

3) Государственная Дума

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения — Совет Федерации

Б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации — Государственная Дума.

В) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека — Государственная Дума.

Г) выносит заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления — Конституционный суд.

Д) ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации — Президент Российской Федерации.


Задание 13 № 8458

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации

Б) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения

В) утверждение военной доктрины Российской Федерации

Г) отрешение Президента РФ от должности

Д) обеспечение проведения в государстве

1) Совет Федерации

3) Правительство РФ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации — Государственная Дума.

Б) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения — Совет Федерации.

В) утверждение военной доктрины Российской Федерации — Президент РФ.

Г) отрешение Президента РФ от должности — Совет Федерации.

Д) обеспечение проведения в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики — Правительство РФ.


Задание 13 № 9482

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил РФ за пределами территории

Б) объявление амнистии

В) назначение на должность Председателя Центрального банка РФ

Г) утверждение изменения границ между субъектами РФ

Д) осуществление управления федеральной собственностью

1) Совет Федерации

2) Государственная дума

3) Правительство РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство РФ решает следующие общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, а именно: утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов; вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.

К общим полномочиям Правительства РФ относятся: организация реализации внутренней и внешней политики РФ; осуществление регулирования в социально-экономической сфере; обеспечение единства системы исполнительной власти в РФ, направление и контроль деятельности ее органов; формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации; реализация права законодательной инициативы.

Основной функцией парламента является функция законотворчества. В законодательном процессе участвует множество субъектов, однако основную роль в законотворческой деятельности играет нижняя палата Федерального Собрания — Государственная Дума. Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним: дача согласия президенту Российской Федерации на назначение председателя Правительства Российской Федерации; заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой; решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним. В порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.

К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; назначение выборов Президента Российской Федерации; отрешение Президента Российской Федерации от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

А) решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил РФ за пределами территории — Совет Федерации.

Б) объявление амнистии — Государственная дума.

В) назначение на должность Председателя Центрального банка РФ — Государственная дума.

Г) утверждение изменения границ между субъектами РФ — Совет Федерации.

Д) осуществление управления федеральной собственностью — Правительство РФ.

Собрали 10 громких нововведений, которые заработают в наступившем году: ознакомьтесь, чтобы быть в курсе своих прав — и ничего не нарушить.


С 1 января начнут вступать в силу законы, которые мы обсуждали весь прошлый год. Рассказываем, что сулят 10 основных нововведений 2022 года.

Пенсии, зарплаты и социальные выплаты поднимут на новую величину

С 1 января в России подняли прожиточный минимум и МРОТ. Согласно закону о бюджете на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов прожиточный минимум увеличили на 1 тысячу рублей — до 12 654 рублей. Для трудоспособного населения этот показатель чуть выше — 13 793 рубля, но для пенсионеров — 10 882 рубля, для детей — 12 274 рубля. Минимальный размер оплаты труда тоже подняли — до 13 890 рублей. В 2022 году в России будут ориентироваться именно на эти цифры. Как отмечают в правительстве, от размера этих величин зависят почти все социальные пособия на детей, федеральная и региональная доплата к пенсии, страховые выплаты по больничным листам. Вице-премьер Татьяна Голикова подчеркнула, что повышение выплат затронет порядка 16 млн россиян, а увеличение МРОТ отразится на зарплатах 3 млн человек. Из федерального бюджета направят около 30 млрд рублей на то, чтобы поднять эти основополагающие величины на уровень выше инфляции. МРОТ, например, вырос сразу на 8,6%. Однако, и инфляция на конец года уже была выше 8,5%.

Увеличится в 2022 году и размер материнского капитала. Но индексацию проведут не 1 января, а 1 февраля, а чем говориться в ФЗ-415. Размер маткапитала будут рассчитывать по уровню фактической инфляции, а не прогнозируемой. Как заявила вице-премьер Татьяна Голикова, в ближайшие три года на выплаты материнского капитала бюджет потратит больше 1,6 трлн рублей. В 2022 году при рождении или усыновлении первого ребенка, по словам Голиковой, семья получит 503 237 тысяч рублей. За второго и последующих детей дадут 665 тысяч рублей.

Также с 1 февраля на 5,9% проиндексируют страховую пенсию по старости. По словам Голиковой, средний размер ежемесячных выплат пенсионерам в 2022 году составит 18 521 рубль. Закон об индексации пенсий работающим пенсионерам так и не приняли.

Зато утвердили документ, по которому страховые и социальные пенсии по инвалидности теперь будут назначать в беззаявительном порядке. После установления инвалидности ПФР назначит пенсию автоматически и пришлет извещение.

ЦБ сможет устанавливать ограничения на выдачу кредитов

Банк России получил право ограничивать выдачу необеспеченных потребительских кредитов. Закон вступает в силу 1 января 2022 года. По сути он дает право регулятору вводить лимиты на отдельные виды кредитов для отдельных банков — по своему усмотрению.

Прожиточный минимум должников защитят от списаний

С 1 февраля 2022 года вступит в силу закон, задача которого — защитить доходы должников от взысканий. Им оставят только самое необходимое — прожиточный минимум. Ориентироваться будут на среднюю цифру по стране или на величину прожиточного минимума в регионе проживания, если она выше.

Защищать деньги должников будут не автоматически. Для того, чтобы сохранить прожиточный минимум, нужно написать заявление в то подразделение судебных приставов, которое занимается взысканием, приложить к заявлению данные банковской карты или счета, на который поступают деньги, а также сведения о размере и источнике дохода. Приставы зафиксируют требование сохранить прожиточный минимум в постановлении, и банки будут обязаны его соблюдать.

Защищать будут не всех должников. Установленные ограничения не будут действовать при взыскании алиментов, возмещении причиненного преступлением ущерба и вреда здоровью, компенсации морального вреда или вреда в связи со смертью кормильца. Также ограничения не будут распространяться на административные и судебные штрафы.

Больничные начнут выдавать только в электронном виде

Электронные листки нетрудоспособности существуют не первый год, но с 1 января 2022 года их будут оформлять только в электронном виде. Соответствующие поправки в законодательство внес 126-ФЗ и приказ Минздрава № 1089н от 23 ноября 2021 года.

Это сделано для того, чтобы россияне могли в случае временной нетрудоспособности получать выплаты напрямую из Фонда социального страхования — в беззаявительном порядке.

Цифровые больничные врачи будут подписывать электронной подписью и отправлять в ФСС, где автоматически начислят выплаты (напомним, раньше работодатели оплачивали больничные листы из своих средств, а потом получали компенсацию из ФСС, теперь выплаты будут прямыми). Об открытии, продлении или закрытии электронного листка нетрудоспособности работодателям будут сообщать через систему электронного документооборота ФСС, к которой они должны подключиться с 1 января.

Бумажные больничные в виде исключения продолжат выдавать только тем россиянам, сведения о которых составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.

Обязательный техосмотр отменят, но не для всех

Для легковых автомобилей и мотоциклов не старше четырех лет техосмотр перестанет быть обязательным требованием для оформления полиса ОСАГО. При условии, что транспортное средство принадлежит физическому лицу и не используется в коммерческих целях. Закон принят Госдумой, одобрен Советом Федерации, и ожидает подписания президентом.

С 1 января 2022 года вступает в силу ряд положений закона, который обязывает иностранные IT-компании с суточной аудиторией больше 500 тысяч пользователей открывать представительства в России. Роскомнадзор уже включил в список Google, Apple, Meta Platforms, Twitter, TikTok, Telegram и других IT-гигантов.

Компаниям, помимо создания российского филиала, придется зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора — для взаимодействия с государственными органами РФ, установить на своем сайте рекомендованный ведомством счетчик посещаемости и разместить электронную форму обратной связи для российских пользователей. Также они должны будут ограничивать доступ к информации, нарушающей российское законодательство.

Игнорирование этих требований, а также ранее предусмотренных законодательством РФ запретов и ограничений в отношении иностранных платформ, повлечет за собой применение мер понуждения со стороны Роскомнадзора. Среди них — запрет на распространение рекламы, ограничение переводов денежных средств и приема платежей российских физических и юридических лиц, запрет на поисковую выдачу, запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных, частичная или полная блокировка. Указанные меры понуждения предполагается применять на основании решения Роскомнадзора.

Fan ID для болельщиков станет обязательным

В июне 2022 года вступит в силу закон о паспорте болельщика. Правительство определит список спортивных соревнований, попасть на которые можно будет только при наличии действующей персонифицированной карты и соблюдении установленного порядка идентификации и аутентификации, говориться на сайте Госдумы. Иными словами, Fan ID станет доступом к покупке билетов на соревнования из списка. Также его нужно будет предъявить на входе. Такое решение принято в целях обеспечения безопасности и общественного порядка, объяснили в Госдуме.

Напомним, что Fan ID использовался на Олимпиаде в Сочи в 2014 году, а также на Кубке конфедераций-2017 и на Чемпионате мира-2018.

Биометрические данные будут собирать в единую систему

Госдума приняла закон о создании в России единой государственной биометрической системы, в которой россияне, в том числе проживающие за рубежом, смогут самостоятельно, при наличии учетной записи и с использованием российского программного обеспечения, размещать свои биометрические данные без посещения государственных органов. Поскольку система будет носить статус государственной, правительству вменяется в обязанность обеспечивать безопасность этих данных.

Порядок функционирования этой системы и ее взаимодействия с другими информационными системами правительство утвердит после согласования с министерствами.

Пока понятного в этой истории со сбором биометрических данных в единую базу не много. Напомним, что депутаты приняли нормы о создании этой системы в оперативном порядке и без широкого обсуждения. Соответствующие изменения в отдельные законодательные акты были приняты Госдумой не самостоятельным законопроектом, а в виде поправок.

В качестве разъяснений председатель Госдумы Вячеслав Володин отметил, что закон будет учитывать отказ от идентификации по биометрии. Иными словами, если гражданин не захочет проходить аутентификацию с использованием его биометрических данных, то ему не смогут отказать в предоставлении госуслуги.

Налоговый вычет можно будет оформить за фитнес

Весной 2021 года Госдума приняла закон, разрешающий получать налоговый вычет на физкультурно-оздоровительные услуги. Возврат налогов можно будет оформить с той суммы, которая была потрачена на занятия фитнесом и спортом начиная с 1 января 2022 года. Это значит, что сам вычет придет в 2023 году, но чеки и договоры нужно собирать уже с начала 2022 года. Ограничение по сумме установлены в размере фактически произведенных расходов, но не больше 120 тысяч рублей за налоговый период в совокупности с другими социальными налоговыми вычетам. Максимальный размер вычета составит 15,6 тыс. рублей.

Законом также разрешается возвращать гражданам часть оплаченной суммы за занятия спортом детей в возрасте до 18 лет.

Россиянам впервые придут налоги на проценты по вкладам

Закон об уплате налогов по банковским вкладам свыше 1 млн рублей действует уже год, но первые налоговые извещения — по итогам 2021 года — придут россиянам уже в наступившем 2022 году. Подавать налоговую декларацию не нужно, банк сам передаст все данные в ФНС. Сотрудники налоговой соберут информацию обо всех счетах во всех банках, определят налоговую базу, рассчитают, сколько денег придется заплатить в бюджет, после чего вкладчику придет налоговое уведомление по почте или в личном кабинете налогоплательщика. При этом разбивать деньги по нескольким вкладам бессмысленно — учитываться будут все.

Если сумма вкладов не превышает 1 млн рублей, если ставка — меньше 1% годовых, налог платить не придется. Также освобождаются от уплаты НДФЛ владельцы эскроу-счетов.

Напомним, что обложить налогом доходы от вкладов свыше 1 млн рублей впервые предложил президент Владимир Путин в ходе своего мартовского телеобращения к россиянам. 1 апреля он уже подписал принятый Госдумой закон.

Читайте также: