Уплата налогов сборов и иных платежей

Обновлено: 09.05.2024

Банк России и Минфин в связи с изменениями в законодательстве пересмотрели и частично упростили заполнение платёжных поручений с 01.10.2021, в том числе на основании приказа Минфина от 14.09.2020 № 199н. Про новое и изменения в платёжках с 1 октября 2021 года при уплате налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджет рассказываем в этой консультации.

Новый бланк платёжки и правила заполнения

Кардинальных изменений в оформлении расчётов с бюджетной системой указанный документ не предусматривает.

Приложение 2 к Положению № 762-П закрепило форму платёжного поручения (0401060). Она осталась прежней.

Вот образец платёжного поручения с 1 октября 2021 года:


Какие поля с 01.10.2021 заполняют по-новому

На бланке платёжки выше мы обозначили их жёлтым цветом. Это следующие реквизиты:

  • 101 ‒ статус плательщика;
  • 106 ‒ основание платежа;
  • 108 ‒ номер документа ‒ основания платежа;
  • 109 ‒ дата документа.

Далее разберём новые правила заполнения каждого из этих полей платёжного поручения с 1 октября 2021 года.

Изменения с 01.10.2021 в Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств при перечислении платежей в бюджетную систему Российской Федерации (приказ Минфина от 12.11.2013 № 107н) утверждены приказом Минфина от 14.09.2020 № 199н.

Для полей 106 и 108, идентифицирующих платеж, изменен порядок указания информации в них. А при заполнении поля 101 упразднен ряд статусов, идентифицирующих плательщика.

Поле 101

  • физическое лицо;
  • индивидуальный предприниматель;
  • нотариус, занимающийся частной практикой;
  • адвокат, учредивший адвокатский кабинет;
  • глава крестьянского (фермерского) хозяйства.

Одновременно исключены следующие статусы, идентифицирующие составителя платёжного поручения:

  • 09 ‒ налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) ‒ ИП;
  • 10 ‒ налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) ‒ нотариус, занимающийся частной практикой;
  • 11 ‒ налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) ‒ адвокат, учредивший адвокатский кабинет;
  • 12 ‒ налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) ‒ глава крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • 21 ‒ ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков (КГН);
  • 22 ‒ участник КГН;
  • 25 ‒ банки-гаранты при возврате НДС, излишне полученного налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов;
  • 26 ‒ учредители (участники) должника, собственники имущества должника ‒ унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе банкротства.

Поле 106

В поле 106 с 1 октября 2021 года больше не используют коды ТР, ПР, АП и АР. Вместо них ‒ единый код ЗД для погашения задолженности по истекшим налоговым/расчетным (отчетным) периодам, в том числе в добровольном порядке.

Отметим, что до 01.10.2021 код ЗД применяли только в последнем случае.

Поле 108

Отличить добровольное погашение от принудительного можно по полю 108, где с 1 октября 2021 года указывают использовавшиеся ранее в поле 106 коды ТР, ПР, АП и АР перед номером документа-основания.

  • ТР0000000000000 – номер требования налогового органа об уплате налога (сбора, страховых взносов);
  • ПР0000000000000 ‒ номер решения о приостановлении взыскания;
  • АП0000000000000 ‒ номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в этом;
  • АР0000000000000 ‒ номер исполнительного документа (исполнительного производства).

Номер документа указывают после буквенного значения вида документа. Он должен четко соответствовать значениям и количеству знаков, указанным в соответствующем требовании, решении или исполнительном документе.

При погашении требования налогового органа об уплате налога (сбора, страховых взносов) № 41797 в поле 108 платёжки должно быть указано:

ТР41797

Поле 109

Инструкция по заполнению платежек при уплате налогов, пеней, штрафов, а также взносов во внебюджетные фонды

Настоящий материал является пособием по заполнению платежного поручения при перечислении налогов, взносов, пеней и штрафов. Он составлен в виде таблицы, где пошагово изложены правила заполнения всех граф подобной платежки. Приступая к ее заполнению, бухгалтер может использовать таблицу в качестве шпаргалки. Материал будет обновляться каждый раз после внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты, поэтому обращать внимание на дату размещения статьи не нужно — инструкция будет актуальной всегда.

Чем утверждены формы платежек по налогам и взносам

Для случая, когда деньги перечисляются в бюджет, в том числе на уплату налогов, пеней, штрафов и взносов на обязательное страхование, установлены особые правила. Они утверждены приказом Минфина России от 12.11.13 № 107н (далее приказ № 107н). Данная инструкция составлена с учетом этого приказа.

Содержание платежки

Информация о плательщике и получателе

ИНН плательщика в соответствии со свидетельством о постановке на учет в ИФНС. У плательщиков — юридических лиц допустимое количество знаков составляет 10, у физических лиц — 12. Первые два знака не могут одновременно принимать значение 0.

Инстранные компании, у которых нет ИНН, вправое поставить код иностранной организации (КИО), состоящий из 5 знаков.

3. Консолидированные группы налогоплательщиков указывают ИНН ответственного участника.

4. Организации при удержании денег из зарплаты физлица и перечислении их в бюджет указывают ИНН этого физлица.

КПП плательщика в соответствии со свидетельством или уведомлением о постановке на учет в ИФНС. Допустимое количество знаков составляет 9, первые два знака не могут одновременно принимать значение 0.

2. Консолидированные группы налогоплательщиков указывают КПП ответственного участника.

1. Организации (обособленные подразделения) указывают наименование организации или подразделения.

6. Консолидированные группы налогоплательщиков указывают наименование ответственного участника.

7. Организации при удержании денег из зарплаты физ. лица и перечислении их в бюджет указывают наименование данной организации.

ИНН получателя средств. Указывается ИНН администратора доходов бюджета, осуществляющего администрирование платежа в соответствии с законодательством РФ. Допустимое количество знаков составляет 10. Первые два знака не могут одновременно принимать значение 0.

Если работодатель вычитает из зарплаты сотрудника деньньги в счет погашения задолженности перед бюджетом и переводит их в казну отдельной платежкой, то начиная с 21 июля 2021 года запрещено указывать ИНН работодателя. Вместо этого необходимо указать ИНН работника-должника.

КПП получателя средств. Указывается КПП администратора доходов бюджета, осуществляющего администрирование платежа в соответствии с законодательством РФ. Допустимое количество знаков составляет 9, первые два знака не могут одновременно принимать значение 0.

Сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках — сокращенное наименование администратора доходов бюджета, осуществляющего администрирование платежа в соответствии с законодательством РФ.

Информация о составителе платежного поручения

Статус составителя платежки. Может принимать одно из 26-ти значений, в том числе, следующие:

При перечислении налога или взноса за иное лицо указывается статус того лица, чья обязанность по уплате налогов или взносов исполняется.

Информация о платеже при перечислении налогов, пеней и штрафов

Код бюджетной классификации (КБК), состоящий из 20 знаков. Все знаки не могут одновременно принимать значение 0.

Заполняйте платежки с актуальными на сегодня КБК, кодами дохода и другими обязательными реквизитами Заполнить бесплатно

Платежка составляется только по одному КБК. Это значит, что в одной платежке нельзя указать два и более КБК.

Значение кода, присвоенного в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (ОКТМО). Код состоит из 8, либо 11 знаков, все знаки одновременно не могут принимать значение 0.

Указывается код территории, на которой мобилизуются средства от уплаты налогов и др. платежей. При перечислении налога на основании декларации, в платежке указывается ОКТМО из этой декларации.

Значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения:

Седьмой, восьмой, девятый и десятый знаки — это год, за который уплачивается налог.

2. При досрочной уплате указывается первый предстоящий налоговый период, за который должна производиться уплата налога.

Сформировать платежки на уплату НДФЛ и взносов с актуальными реквизитами Попробовать бесплатно

Номер документа, который является основанием платежа. Может принимать следующий вид:

3. Физические лица при уплате налогов, указанных в уведомлении и извещении, при самостоятельном заполнении платежки указывают 20-ти значный код из извещения. Можно не указывать, если в платежке указан ИНН.

5. Физлица при перечислении налогов на основании декларации указывают дату, когда эта декларация представлена в ИФНС, либо отправлена по почте.

С 1 января 2015 года данное поле не заполняется.

Уникальный идентификатор начисления (УИН).

Данное поле не может быть пустым.

При перечислении суммы, указанной в требовании об уплате налога ( взноса, сбора, пеней или штрафа):

- ИП ставят либо УИН, который значится в этом требовании, либо свой ИНН.

Формируйте платежки автоматически по данным электронного требования из ИФНС Формировать бесплатно

При перечислении суммы, рассчитанной самостоятельно (например, налога на прибыль за год, НДФЛ за месяц и проч.):

Организации при удержании денег из зарплаты физ. лица и перечислении их в бюджет на основании исполнительного документа указывают сведения о физлице: ФИО, ИНН либо адрес регистрации, дату принятия судебного решения и номер исполнительного листа и проч.

Информация о платеже при перечислениях страховых взносов, пеней и штрафов по ним

Код бюджетной классификации (КБК) , состоящий из 20 знаков. Все знаки не могут одновременно принимать значение 0.

Формируйте платежки с актуальными КБК в один клик, используя данные из декларации Попробовать бесплатно

Платежка составляется только по одному КБК. Это значит, что в одной платежке нельзя указать два и более КБК.

Значение кода, присвоенного в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (ОКТМО). Код состоит из 8, либо 11 знаков, все знаки одновременно не могут принимать значение 0.

Указывается код территории, на которой мобилизуются средства от уплаты страховых взносов.

Значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения:

Седьмой, восьмой, девятый и десятый знаки — это год, за который уплачивается налог.

2. При досрочной уплате указывается первый предстоящий период, за который должна производиться уплата взносов.

Номер документа, который является основанием платежа. Может принимать следующий вид:

3. Физические лица при уплате налогов, указанных в уведомлении и извещении, при самостоятельном заполнении платежки указывают 20-ти значный код из извещения. Можно не указывать, если в платежке указан ИНН.

С 1 января 2015 года данное поле не заполняется.

Уникальный идентификатор начисления (УИН).

Организации при удержании денег из зарплаты физлица и перечислении их в бюджет в счет погашения задолженности по иным платежам на основании исполнительного документа указывают сведения о физ. лице: ФИО, ИНН либо адрес регистрации и проч.

Как избежать ошибок при заполнении платежек

При заполнении платежек на уплату взносов наиболее комфортно чувствуют себя те, кто формирует платежные поручения с помощью веб-сервисов. Все необходимые обновления, включая актуальные реквизиты получателя и новые КБК, своевременно устанавливаются в сервисе без участия пользователя. При заполнении платежки нужные значения подставляются автоматически. Если же бухгалтер допускает какую-то ошибку в КБК или других реквизитах платежки, сервис сообщает об ошибке и подсказывает, как следует заполнить данное поле.


Организации бюджетной сферы отражают в 15-17 разрядах номеров счетов коды видов расходов (КВР) с учетом исключений, предусмотренных инструкциями по применению планов счетов учреждений. Кроме того, по КВР проходит оплата расходов. Поэтому ошибка в применении КВР может привести к квалификации расхода в качестве нецелевого, а также - к искажению показателей отчетных форм.

В очередной статье остановимся на том, как применять без ошибок элементы КВР подгруппы 850 "Уплата налогов, сборов и иных платежей": КВР 851 "Уплата налога на имущество организаций и земельного налога", 852 "Уплата прочих налогов, сборов" и 853 "Уплата иных платежей".

Как определять КВР?

C 1 января 2020 года для определения КВР применяется порядок, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее — Порядок № 85н). Перечень КВР приведен в Приложении 4 к Порядку № 85н. Правила применения КВР закреплены в п. 48 Порядка № 85н, а в п. 46 Порядка № 85н перечислены существенные требования утвержденной структуры видов расходов. Например, расходы по уплате задолженности (недоимки) по налогам (включаемым в состав расходов) и сборам, в том числе организацией-правопреемником, отражаются по соответствующим КВР 851 "Уплата налога на имущество организаций и земельного налога" и 852 "Уплата прочих налогов, сборов" (п. 46.8 Порядка № 85н).

КВР применяются во взаимной увязке с расходными кодами КОСГУ. Такая увязка доводится Минфином России в виде таблиц, которые размещаются на официальном сайте Минфина России (www.minfin.ru), Бюджет — Бюджетная классификация — Методический кабинет). Например, на момент написания статьи актуальна "Таблица соответствия КВР и статей (подстатей) КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов, применяемая начиная с 1 января 2020 года", размещенная Минфином России на его официальном сайте 09.04.2020.

Применение КВР 851 и 852

КВР 851 "Уплата налога на имущество организаций и земельного налога", 852 "Уплата прочих налогов, сборов", 853 "Уплата иных платежей" относятся к подгруппе 850 "Уплата налогов, сборов и иных платежей", по которой отражается уплата:

  • налогов (включаемых в состав расходов);
  • государственной пошлины, сборов и обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • иных платежей и взносов.

При этом в Порядке № 85н прямо указано, что по КВР 851 отражаются расходы по уплате налога на имущество организаций и земельного налога (в том числе, в период строительства объектов капитального строительства).

Расходы в отношении транспортного налога и иных налогов, включаемых в состав расходов (за исключением расходов на уплату налога на имущество организаций и земельного налога, отражаемых по КВР 851), отражаются по КВР 852. Также по КВР 852 отражаются расходы по оплате сборов, государственной пошлины (в том числе, уплата государственной пошлины учреждением-ответчиком на основании вступившего в силу решения суда).

Применение КВР 853

В описании КВР 853 приведен перечень иных платежей, относимых на данный элемент видов расходов, который закрытым не является и предусматривает отнесение расходов, аналогичных перечисленным.

Порядок № 85н в части КВР 853 практически идентичен порядку, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н, который применялся до 01.01.2020. В то же время по сравнению с Указаниями № 65н перечень расходов, относимых на КВР 853, расширен. Так, на данный КВР относятся (были дополнены по сравнению с Указаниями № 65н):

- пени за несвоевременную уплату обязательных платежей и (или) взносов собственниками помещений многоквартирного дома в целях оплаты работ, услуг по содержанию и ремонту общего имущества;

- плата оператору в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;

- перечисления профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу;

- выплаты собственникам животных и (или) продуктов животноводства, изъятых по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при ликвидации очагов особо опасных болезней животных;

- платежи в целях возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, понесенного ими в результате отчуждения принадлежащего им имущества (смотрите также письмо Минфина России от 28.02.2020 № 02-05-11/15732).

Отметим, что ранее, во время действия Указаний № 65н, расходы по плате оператору в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и перечисления профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу в перечне относимых на КВР 853 не значились, однако разъяснения по их отнесению на КВР 853 доводились Минфином России в форме писем (письмо Минфина России от 24 12.15 № 02-05-10/76081, письмо Федерального казначейства от 23.03.17 № 02-02-03/201).

Письмами Минфина России в целях выбора КВР можно пользоваться и сейчас. Некоторые ситуации, не урегулированные Порядком № 85н, находят отражение в письмах.

Так, порядок применения КВР при перечислении денежных средств в доход бюджета может быть аналогичным описанному в письме Минфина России от 15.08.16 № 02-05-10/47664, несмотря на то, что письмо строится на Указаниях № 65н. Иными словами, перечислить денежные средства в доход бюджета учреждение может по КВР 853. При этом отметим, что в данном случае КВР 853 будет увязываться с подстатьей 297 "Иные выплаты текущего характера организациям" КОСГУ, если речь идет именно о расходной операции, а не об уменьшении доходов.

Выплата возмещений физическим лицам - собственникам жилых помещений, изымаемых в целях сноса аварийного жилого фонда, осуществляемых на основании заключенных с ними соглашений (ст. 32 ЖК РФ), отражается по КВР 853 в увязке с кодом 298 "Иные выплаты капитального характера физическим лицам" КОСГУ (письмо Минфина России от 26.07.2019 № 02-05-11/56465).

А возмещение собственнику транспортного средства расходов по уплате штрафов за нарушение правил дорожного движения водителем учреждения, управляющим этим транспортным средством, отражается по КВР 853 в увязке с кодом 295 "Иные экономические санкции" КОСГУ (письмо Минфина России от 27.09.2019 № 02-05-10/74927).

Итак, мы рассмотрели порядок применения КВР подгруппы 850 "Уплата налогов, сборов и иных платежей": 851, 852, 853. При выборе конкретного кода необходимо опираться на положения Порядка № 85н, а также можно пользоваться рекомендациями, приведенными в письмах финансового ведомства России.

Читайте также: