Уплата единого налога по итогам налогового периода производится не позднее

Обновлено: 25.06.2024

1. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период статьей 289 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящей статьей.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период.

По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

2. Российская организация или иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговые агенты), выплачивающие доход иностранной организации, удерживают сумму налога из доходов этой иностранной организации, за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (в отношении которых применяется порядок, установленный пунктом 4 настоящей статьи), при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.

3. Особенности уплаты налога налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, устанавливаются статьей 288 настоящего Кодекса.

4. По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, налог, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату, не позднее дня, следующего за днем выплаты.

Налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 4 статьи 284 настоящего Кодекса у получателя доходов, уплачивается в бюджет налогоплательщиком - получателем дохода в течение 10 дней по окончании соответствующего месяца отчетного (налогового) периода, в котором получен доход, исходя из дат, признаваемых датами получения дохода в соответствии со статьями 271 и 273 настоящего Кодекса.

5. Вновь созданные организации уплачивают авансовые платежи за соответствующий отчетный период при условии, если выручка от реализации не превышала пять миллионов рублей в месяц либо пятнадцать миллионов рублей в квартал. В случае превышения указанных ограничений налогоплательщик начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место, уплачивает авансовые платежи в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи с учетом требований пункта 6 статьи 286 настоящего Кодекса.

6. Организации, указанные в пункте 3.1 статьи 286 настоящего Кодекса, уплачивают налог за налоговые периоды 2020 и 2021 годов не позднее 28 марта 2022 года.

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.2. Статья 287. Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды, руководствуясь положениями статей 21, 58, 78, 286, 287, 289 Налогового кодекса, принимая во внимание разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении Пленума от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", исходя из того, что 18.04.2016 общество обратилось в инспекцию с заявлением о зачете суммы излишне уплаченного налога на прибыль за 2012 год, а 01.07.2016 - с заявлением в арбитражный суд о возврате излишне уплаченного налога на прибыль за 2012 год, пришли к выводу о пропуске обществом срока подачи заявления на возврат (зачет) излишне уплаченного налога, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса, а также пропуске срока исковой давности для обращения с указанным заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды, руководствовались положениями статей 287, 289 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и исходили из того, что в рамках дела N А40-113969/2015 Арбитражного суда города Москвы действия инспекции по доначислению недоимки по налогу на прибыль организаций за январь 2015 года в размере 448 294 541 рубля и пеней в сумме 1 653 983 рубля 72 копейки, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 17.03.2015 N 25, признаны правомерными. Доказательств отсутствия задолженности на момент выставления требования обществом не представлено.

Признавая оспариваемый ненормативный акт законным, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 21, 39, 78, 247, 248, 249, 271, 274, 285, 286, 287 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" и от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пришли к выводу о доказанности налоговым органом совокупности обстоятельств, свидетельствующих о том, что сделка купли- продажи недвижимого имущества, заключенная между обществом и Ситниковым А.Н., совершена исключительно с целью получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, с чем согласился суд округа.

Признавая законным вынесение инспекцией оспариваемого требования, суды руководствовались положениями статей 44, 52, 54, 58, 75, 78, 80, 287, 289 Налогового кодекса, а также правовой позицией, изложенной в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации". Суды исходили из того, что до вынесения решения по результатам проверки налоговой декларации общества за 2014 год налогоплательщиком не была подтверждена переплата по спорному налогу, и частичная неуплата авансовых платежей по налоговой декларации за январь 2015 года привела к возникновению недоимки по налогу на прибыль организаций, что в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса является основанием для начисления пеней.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 23, 45, 57, 58, 75, 80, 285, 286, 287, 289, 311 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", принимая во внимание положения Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан "Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал" от 18.10.1996, Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@, суды трех инстанций согласились с выводами налогового органа и признали ненормативный акт в оспариваемой части законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями статей 54, 78, 81, 247, 272, 287, 289 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о законности оспариваемого решения налогового органа, а потому отказали в удовлетворении заявленных требований.

Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 78, 80, 81, 88, 287, 289 Налогового кодекса Российской Федерации, суды отказали обществу в удовлетворении требования, признав, что расходы, уменьшающие доходы от реализации за 2008 год, заявлены впервые в уточненной декларации 23.12.2013 с нарушением срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из оспоренных судебных актов, общество, исчисляющее ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль организаций на основании статьи 287 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) исходя из фактической прибыли, до срока, установленного статей 289 НК РФ (28.03.2015), а именно 25.02.2015, представило итоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 2014 год, в которой заявило сумму налога к уменьшению в размере 412 465 086 рублей, образовавшуюся в результате превышения фактически уплаченных в течение 2014 года ежемесячных авансовых платежей над суммой налога, исчисленной в декларации к уплате за 2014 год, исходя из финансовых показателей за декабрь 2014 года (получен убыток в размере 2 291 472 701 рубль).

По реквизиту "Срок уплаты" указывается последний день срока уплаты в федеральный бюджет налога на прибыль с доходов в виде дивидендов (доходов от долевого участия в иностранных организациях) в соответствии с пунктом 1 статьи 287 Кодекса.

8.11. По строке 110 "Срок уплаты налога в бюджет" указывается соответственно дата (число, месяц, год) предельного срока уплаты налога в бюджет Российской Федерации в соответствии с положениями пунктов 2, 4 статьи 287 Кодекса и пункта 11 статьи 310.1 Кодекса.

Одновременно статья 287 НК РФ содержит положения, позволяющие налоговому агенту перечислить сумму уже исчисленного и удержанного налога в бюджет не только в день осуществления выплаты дохода, а в течение трех дней после дня выплаты (перечисления).

При переходе организации на уплату налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса необходимо учитывать, что согласно статьям 285, 287 и 289 Кодекса налог, исчисленный за налоговый период (календарный год), уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие, 9 месяцев) уплачиваются не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Строки 050, 070, 090, 110, 130 предназначены для указания сроков уплаты в федеральный бюджет налога, удержанного налоговым агентом при выплате дохода. Согласно пункту 4 статьи 287 НК налог уплачивается в течение 10 дней со дня выплаты дохода. Соответственно, по строкам 050, 070, 090, 110, 130 указывается последний день срока уплаты налога.

Соответственно, суммы авансовых платежей, исчисленные в налоговых декларациях по консолидированной группе налогоплательщиков за отчетные периоды, истекшие до регистрации договора, отражаются в карточках расчетов с бюджетом с указанием сроков уплаты, установленных статьей 287 Кодекса.

По реквизиту "Срок уплаты" указывается последний день срока уплаты в федеральный бюджет налога на прибыль с доходов в виде дивидендов (доходов от долевого участия в иностранных организациях) в соответствии с пунктом 1 статьи 287 Кодекса.

При выплате дивидендов частично (в несколько этапов) уплата налога на прибыль отражается по строкам 040 подраздела 1.3 Раздела 1 Декларации. При этом срок указывается налогоплательщиком исходя из даты выплаты дивидендов согласно пункту 4 статьи 287 Кодекса.".

По реквизиту "Срок уплаты" указываются сроки уплаты в федеральный бюджет налога на прибыль, удержанного налоговым агентом при выплате дохода. Согласно пункту 4 статьи 287 Кодекса налог на прибыль уплачивается в течение 10 дней со дня выплаты дохода. Соответственно, по указанному реквизиту указывается последний день срока уплаты налога на прибыль.

По реквизиту "Срок уплаты" указывается последний день срока уплаты в федеральный бюджет налога на прибыль с доходов в виде дивидендов (доходов от долевого участия в иностранных организациях) в соответствии с пунктом 1 статьи 287 Кодекса.

1. Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.

2. Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму:

1) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) расходов по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";

3) платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму единого налога, если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

2.1. Указанные в пункте 2 настоящей статьи страховые платежи (взносы) и пособия уменьшают сумму единого налога, исчисленную за налоговый период, в случае их уплаты в пользу работников, занятых в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог.

При этом налогоплательщики (за исключением налогоплательщиков, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) вправе уменьшить сумму единого налога на сумму указанных в пункте 2 настоящей статьи расходов не более чем на 50 процентов.

Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму единого налога на уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в размере, определенном в соответствии с пунктом 1 статьи 430 настоящего Кодекса.

2.2. Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели вправе уменьшить сумму единого налога, исчисленную с учетом пункта 2.1 настоящей статьи, на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники, включенной в реестр контрольно-кассовой техники, для использования при осуществлении расчетов в ходе предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, в размере не более 18 000 рублей на каждый экземпляр контрольно-кассовой техники при условии регистрации указанной контрольно-кассовой техники в налоговых органах с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2019 года, если иное не предусмотрено абзацем вторым настоящего пункта.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, предусмотренную подпунктами 6 - 9 пункта 2 статьи 346.26 настоящего Кодекса, и имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры на дату регистрации контрольно-кассовой техники, в отношении которой производится уменьшение суммы налога, вправе уменьшить сумму единого налога на сумму расходов, указанную в абзаце первом настоящего пункта, при условии регистрации соответствующей контрольно-кассовой техники с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2018 года.

В целях настоящего пункта в расходы по приобретению контрольно-кассовой техники включаются затраты на покупку контрольно-кассовой техники, фискального накопителя, необходимого программного обеспечения, выполнение сопутствующих работ и оказание услуг (услуг по настройке контрольно-кассовой техники и прочих), в том числе затраты на приведение контрольно-кассовой техники в соответствие с требованиями, предъявляемыми Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".

Расходы по приобретению контрольно-кассовой техники не учитываются при исчислении единого налога, если были учтены при исчислении налогов, уплачиваемых в связи с применением иных режимов налогообложения.

3. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

1. Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.

2. Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму:

1) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) расходов по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";

3) платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму единого налога, если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

2.1. Указанные в пункте 2 настоящей статьи страховые платежи (взносы) и пособия уменьшают сумму единого налога, исчисленную за налоговый период, в случае их уплаты в пользу работников, занятых в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог.

При этом налогоплательщики (за исключением налогоплательщиков, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) вправе уменьшить сумму единого налога на сумму указанных в пункте 2 настоящей статьи расходов не более чем на 50 процентов.

Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму единого налога на уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в размере, определенном в соответствии с пунктом 1 статьи 430 настоящего Кодекса.

2.2. Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели вправе уменьшить сумму единого налога, исчисленную с учетом пункта 2.1 настоящей статьи, на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники, включенной в реестр контрольно-кассовой техники, для использования при осуществлении расчетов в ходе предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, в размере не более 18 000 рублей на каждый экземпляр контрольно-кассовой техники при условии регистрации указанной контрольно-кассовой техники в налоговых органах с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2019 года, если иное не предусмотрено абзацем вторым настоящего пункта.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, предусмотренную подпунктами 6 - 9 пункта 2 статьи 346.26 настоящего Кодекса, и имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры на дату регистрации контрольно-кассовой техники, в отношении которой производится уменьшение суммы налога, вправе уменьшить сумму единого налога на сумму расходов, указанную в абзаце первом настоящего пункта, при условии регистрации соответствующей контрольно-кассовой техники с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2018 года.

В целях настоящего пункта в расходы по приобретению контрольно-кассовой техники включаются затраты на покупку контрольно-кассовой техники, фискального накопителя, необходимого программного обеспечения, выполнение сопутствующих работ и оказание услуг (услуг по настройке контрольно-кассовой техники и прочих), в том числе затраты на приведение контрольно-кассовой техники в соответствие с требованиями, предъявляемыми Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".

Расходы по приобретению контрольно-кассовой техники не учитываются при исчислении единого налога, если были учтены при исчислении налогов, уплачиваемых в связи с применением иных режимов налогообложения.

3. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Комментарий к Статье 346.32 НК РФ

Рассчитанная за налоговый период величина ЕНВД может быть уменьшена на суммы, предусмотренные п. 2 ст. 346.32 НК РФ. А именно:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплаченные за этот же период времени. Это касается пенсионных взносов только по тем работникам, которые заняты в сферах деятельности, облагаемых ЕНВД. Если речь идет об индивидуальных предпринимателях, то они уменьшают ЕНВД еще и на сумму обязательного фиксированного платежа в Пенсионный Фонд РФ (ПФР), уплаченного за себя;

- выплаченные за счет средств работодателя пособия по временной нетрудоспособности.

В 2005 г. "вмененный" налог не мог уменьшаться на пенсионные взносы более чем на 50 процентов, для больничных же никаких оговорок в Налоговом кодексе РФ не было. Поэтому "вмененщики" уменьшали единый налог на всю сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных за счет фирмы. С 2006 г. этот порядок изменился: ЕНВД вообще нельзя уменьшить более чем на 50 процентов с учетом выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. Иными словами, в соответствии с поправками сумма пенсионных взносов и больничных, которые фирма может взять в расчет при исчислении ЕНВД, не должна превышать половины налога.

В отношении пособий по временной нетрудоспособности следует обратить внимание на следующее. Такие пособия выплачиваются за счет двух источников:

- средств Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) в размере, не превышающем 1 МРОТ в месяц;

- средств работодателей в размере, превышающем 1 МРОТ в месяц.

Как мы уже говорили, данный порядок предусмотрен ст. 2 Закона N 190-ФЗ. Причем ст. 3 Закона N 190-ФЗ предоставляет работодателям право добровольно уплачивать в ФСС РФ страховые взносы в размере 3% от суммы вознаграждений сотрудникам. В этом случае выплата пособий по временной нетрудоспособности будет осуществляться полностью за счет средств ФСС РФ. Аналогичный порядок действует и в отношении индивидуальных предпринимателей. Они могут уплачивать добровольные страховые взносы на случай собственной временной нетрудоспособности в размере 3,5% от суммы своих доходов.

Обратите внимание: "вмененщики" уменьшают единый налог на сумму именно уплаченных пенсионных взносов. Это предусмотрено ст. 346.32 НК РФ: налог уменьшается только на сумму отчислений в ПФР, уплаченных за тот же период, за который рассчитывается налог. Поэтому если взносы только начислены, но не уплачены, их нельзя брать в зачет.

Может возникнуть и обратная ситуация: сумма перечислений окажется больше, чем начисленные пенсионные платежи. Однако это не поможет налогоплательщику дополнительно уменьшить ЕНВД. Сколько бы взносов в ПФР он ни перечислил, единый налог можно уменьшить лишь на сумму, уплаченную в пределах начислений на зарплату работникам.

При этом возникает вопрос, что считать отчислениями в ПФР, перечисленными за тот же период, за который уплачивается налог? По мнению налоговиков, это пенсионные взносы, перечисленные до 15 числа месяца, следующего за отчетным. То есть до законодательно установленного срока уплаты пенсионных взносов, начисленных с оплаты труда наемных работников. Если же "вмененщик" подал декларацию по ЕНВД раньше, чем заплатил в ПФР, то он отразит в ней только те платежи, которые успел перечислить. После уплаты взносов плательщик ЕНВД может подать уточненную декларацию, где уменьшит сумму налога на величину уплаченных взносов.

Как мы уже отмечали выше, налоговым периодом по ЕНВД является квартал (ст. 346.30 НК РФ). То есть платить налог нужно ежеквартально. В соответствии с п. 1 ст. 346.32 НК РФ заплатить ЕНВД по итогам налогового периода надо не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Какое-либо уменьшение суммы налога при его уплате авансом сразу за несколько налоговых периодов в гл. 26.3 НК РФ не предусмотрено.

Плательщики ЕНВД отчитываются перед налоговыми инспекциями ежеквартально. Сдать декларацию надо не позднее 20-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 3 ст. 346.32 НК РФ).

Форма декларации по ЕНВД и Инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минфина России от 17 января 2006 г. N 8н. Данную форму применяют начиная с расчетов за I квартал 2006 г.

Другой комментарий к Ст. 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации

Форма налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 08.12.2008 N 137н.

Как разъяснено в письме Минфина России от 22.07.2009 N 03-11-06/3/193, если страховые взносы на обязательное пенсионное страхование были уплачены после подачи в налоговый орган декларации по единому налогу на вмененный доход (в следующем налоговом периоде), то после их уплаты организации следует подать уточненную декларацию за тот квартал, за который уплачены указанные взносы.

Сумма, на которую уменьшается единый налог на вмененный доход в связи с подачей уточненной декларации, может быть зачтена в счет предстоящей уплаты данного налога либо возвращена налогоплательщику.

Исходя из норм статьи 346.32 НК, налогоплательщик единого налога на вмененный доход не вправе уменьшить сумму исчисленного за III квартал единого налога на разность между уплаченной суммой страховых взносов в виде фиксированных платежей и суммой, принятой к уменьшению суммы исчисленного за II квартал единого налога на вмененный доход (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 23.06.2005 N А26-846/2005-213, ФАС Дальневосточного округа от 29.12.2004 N Ф03-А73/04-2/3564).

Минфин России в письме от 20.11.2008 N 03-02-08/24 указывает, что если налогоплательщик, фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, в отношении которой введен специальный налоговый режим в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности, подал соответствующее заявление в налоговый орган по месту осуществления предпринимательской деятельности и получил уведомление о снятии с налогового учета в качестве налогоплательщика ЕНВД для отдельных видов деятельности, то у него отсутствует обязанность подавать "нулевые" налоговые декларации по данному налогу.

У налогоплательщиков, временно приостановивших в течение налогового периода осуществление предпринимательской деятельности, отсутствует (утрачивается) обязанность по уплате единого налога на вмененный доход за те налоговые периоды (календарные месяцы налогового периода), в течение которых такая предпринимательская деятельность ими не велась. Вместе с тем указанные налогоплательщики не освобождаются от обязанности представлять за налоговые периоды, в течение которых ими предпринимательская деятельность временно не велась, налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход (см., например, письма Минфина России от 24.04.2007 N 03-11-04/3/126 и от 06.02.2007 N 03-11-04/3/37).

Данную позицию также разделяют налоговые органы (см., например, письмо ФНС России от 01.02.2005 N 22-2-14/092@).

Единый налоговый платеж для юрлиц и ИП: как перейти на новый порядок расчетов с бюджетом

С июля 2022 года у организаций и предпринимателей появится возможность не оформлять большое количество платежек по всевозможным налогам и взносам. Вместо этого бухгалтер сможет перечислить в бюджет всего одну сумму — единый налоговый платеж. Инспекторы сами распределят его по разным КБК. Расскажем, что нужно сделать, чтобы воспользоваться этой возможностью.

Для чего нужен единый налоговый платеж

Заполняйте платежки с актуальными на сегодня КБК, кодами дохода и другими обязательными реквизитами Заполнить бесплатно

Сроки и условия перехода на особый порядок

Юрлица и ИП смогут применять особый порядок перевода платежей в бюджет (то есть перечислять единый налоговый платеж) с 1 июля по 31 декабря 2022 года. Так сказано в пункте 1 новой статьи 45.2 НК РФ.

Для перехода на ЕНП необходимо сделать два шага:

1. Провести сверку расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам. Сверка не должна выявить разногласий.

Запросить в ИФНС акт сверки по налогам через интернет Запросить бесплатно

Из чего состоит единый налоговый платеж

В него входят три вида перечислений, сделанных налогоплательщиком, перешедшим на особый порядок уплаты налогов и иных платежей.

Во-первых, средства, добровольно переведенные на соответствующий счет федерального казначейства, предназначенный для ЕНП.

Во-вторых, переведенные в бюджет налоги, сборы, взносы, авансовые платежи, пени и штрафы, которые налогоплательщик не расценивал как ЕНП.

В-третьих, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы. К единому налоговому платежу их отнесут в момент обнаружения переплаты, но не раньше даты перехода на особый порядок.

Какие уведомления подать в ИФНС

Юрлица и предприниматели, перечислившие ЕНП, будут обязаны подать в инспекцию уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей, страховых взносов.

Компаниям и ИП, выполняющим роль налоговых агентов по НДФЛ, придется присылать налоговикам еще одно уведомление. В нем следует указать суммы перечисленного налога на доходы физлиц. Срок направления — не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов физлицам.

Форму и формат уведомления утвердит ФНС.

Заполнить и подать уведомление по официально утвержденной форме Подать бесплатно

Как ИФНС распределит единый платеж по разным налогам

Инспекторы зачтут единый налоговый платеж в счет исполнения обязанностей перед бюджетом в следующей последовательности:

  1. Недоимка — начиная с более ранней даты ее выявления.
  2. Налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы — с даты возникновения обязанности по их уплате (на основании деклараций, расчетов, уведомлений).
  3. Пени.
  4. Проценты.
  5. Штрафы.

Как быть, если остатка ЕНП не хватает для зачета денег в счет налоговых платежей с совпадающими сроками уплаты? Тогда зачет произведут пропорционально суммам таких платежей.

Обязанность по уплате налога (взносов, сбора) считается исполненной со дня, когда в банк поступило поручение налоговиков на списание средств ЕНП в счет погашения обязанности. Но есть условие — денег для такого погашения должно быть достаточно. Если установленный срок уплаты наступает позже, обязанность считается погашенной в момент наступления данного срока (новая редакция подп. 8 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Сформировать платежки на уплату НДФЛ и взносов с актуальными реквизитами Попробовать бесплатно

Возврат единого налогового платежа

Если на счете организации или предпринимателя останется сумма ЕНП, которая не была зачтена в счет уплаты налогов (взносов, сборов, пеней, штрафов), деньги можно вернуть. Действовать надо по правилам, которые изложены в пунктах 7 — 11 статьи 45.1 НК РФ.

Налогоплательщик должен подать в ИФНС заявление о возврате. Инспекция обязана рассмотреть его в течение 10-ти дней. Если решение будет положительным, остаток единого налогового платежа вернут не позднее одного месяца с даты подачи заявления.

Единый налоговый платеж за организацию или ИП может перечислить иное лицо. Но в этом случае вернуть деньги из бюджета не удастся (п. 5 новой статьи 45.2 НК РФ).

Единый налоговый платеж для юрлиц и ИП: как перейти на новый порядок расчетов с бюджетом

С июля 2022 года у организаций и предпринимателей появится возможность не оформлять большое количество платежек по всевозможным налогам и взносам. Вместо этого бухгалтер сможет перечислить в бюджет всего одну сумму — единый налоговый платеж. Инспекторы сами распределят его по разным КБК. Расскажем, что нужно сделать, чтобы воспользоваться этой возможностью.

Для чего нужен единый налоговый платеж

Заполняйте платежки с актуальными на сегодня КБК, кодами дохода и другими обязательными реквизитами Заполнить бесплатно

Сроки и условия перехода на особый порядок

Юрлица и ИП смогут применять особый порядок перевода платежей в бюджет (то есть перечислять единый налоговый платеж) с 1 июля по 31 декабря 2022 года. Так сказано в пункте 1 новой статьи 45.2 НК РФ.

Для перехода на ЕНП необходимо сделать два шага:

1. Провести сверку расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам. Сверка не должна выявить разногласий.

Запросить в ИФНС акт сверки по налогам через интернет Запросить бесплатно

Из чего состоит единый налоговый платеж

В него входят три вида перечислений, сделанных налогоплательщиком, перешедшим на особый порядок уплаты налогов и иных платежей.

Во-первых, средства, добровольно переведенные на соответствующий счет федерального казначейства, предназначенный для ЕНП.

Во-вторых, переведенные в бюджет налоги, сборы, взносы, авансовые платежи, пени и штрафы, которые налогоплательщик не расценивал как ЕНП.

В-третьих, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы. К единому налоговому платежу их отнесут в момент обнаружения переплаты, но не раньше даты перехода на особый порядок.

Какие уведомления подать в ИФНС

Юрлица и предприниматели, перечислившие ЕНП, будут обязаны подать в инспекцию уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей, страховых взносов.

Компаниям и ИП, выполняющим роль налоговых агентов по НДФЛ, придется присылать налоговикам еще одно уведомление. В нем следует указать суммы перечисленного налога на доходы физлиц. Срок направления — не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов физлицам.

Форму и формат уведомления утвердит ФНС.

Заполнить и подать уведомление по официально утвержденной форме Подать бесплатно

Как ИФНС распределит единый платеж по разным налогам

Инспекторы зачтут единый налоговый платеж в счет исполнения обязанностей перед бюджетом в следующей последовательности:

  1. Недоимка — начиная с более ранней даты ее выявления.
  2. Налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы — с даты возникновения обязанности по их уплате (на основании деклараций, расчетов, уведомлений).
  3. Пени.
  4. Проценты.
  5. Штрафы.

Как быть, если остатка ЕНП не хватает для зачета денег в счет налоговых платежей с совпадающими сроками уплаты? Тогда зачет произведут пропорционально суммам таких платежей.

Обязанность по уплате налога (взносов, сбора) считается исполненной со дня, когда в банк поступило поручение налоговиков на списание средств ЕНП в счет погашения обязанности. Но есть условие — денег для такого погашения должно быть достаточно. Если установленный срок уплаты наступает позже, обязанность считается погашенной в момент наступления данного срока (новая редакция подп. 8 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Сформировать платежки на уплату НДФЛ и взносов с актуальными реквизитами Попробовать бесплатно

Возврат единого налогового платежа

Если на счете организации или предпринимателя останется сумма ЕНП, которая не была зачтена в счет уплаты налогов (взносов, сборов, пеней, штрафов), деньги можно вернуть. Действовать надо по правилам, которые изложены в пунктах 7 — 11 статьи 45.1 НК РФ.

Налогоплательщик должен подать в ИФНС заявление о возврате. Инспекция обязана рассмотреть его в течение 10-ти дней. Если решение будет положительным, остаток единого налогового платежа вернут не позднее одного месяца с даты подачи заявления.

Единый налоговый платеж за организацию или ИП может перечислить иное лицо. Но в этом случае вернуть деньги из бюджета не удастся (п. 5 новой статьи 45.2 НК РФ).

Читайте также: