Уплачивая налоги граждане вступают с государством в налоговые

Обновлено: 30.06.2024

Россияне стали чаще оправдывать уклонение от налогов, на что влияет не только падение доходов и рост неуверенности в будущем, но и нежелание государства отчитываться перед налогоплательщиками за расходование их денег.

Динамику эксперты ЦСР связывают в первую очередь с шоковым падением уровня доходов россиян в марте – мае и опасениями о будущем. Более 60% респондентов отметили снижение доходов в мае по сравнению с февралем 2020 г. Около 53% респондентов ЦСР в мае высоко оценили риск снижения заработной платы в дальнейшем.

В такой ситуации идея не платить налоги оправдывается людьми стремлением выжить, которое оказывается сильнее при изначально слабой поддержке государства и невозможности заработать. Но само по себе все это едва ли привело бы к такому сильному изменению настроений – падение доходов и страхи о будущем, похоже, усилили имеющиеся представления россиян и ухудшили отношение к институту налогообложения в России.

Занятые, полузанятые и совсем не занятые

Еще 38% респондентов о расходах государством собранных налогов не знают ничего – чаще других это люди со средним образованием, безработные, бюджетники, госслужащие и военные (среди них – 60%). Также чаще встречаются люди с низким уровнем дохода и сложным материальным положением. Абсолютное большинство из незнающих все же хотели бы знать, куда государство тратит налоги.

В кризис у одной части людей – со слабой налоговой и финансовой грамотностью – обострилось непонимание, куда идут их налоги, которые воспринимаются нередко просто как обязательное изъятие денег, которые нужно платить под угрозой наказания.

У другой – меньшинства, имеющего представление, как работает бюджет, – сомнения, что налоги действительно эффективно расходуются. Это люди, разочаровавшиеся в действиях правительства в кризис из-за того, что они платят налоги, а в результате помощи от государства не дождались или получили ее мало и поздно, считает руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина.

Да, в кризис государство демонстрирует интенсивную поддержку (счет мер пошел на десятки). Но обычным гражданам сложно уследить из новостей за информацией и разобраться, на что конкретно идут деньги из бюджета, считает Айрапетян: в результате непонимание, куда тратятся средства бюджета, растет, что в условиях снижающихся доходов граждан дополнительно снижает мотивацию платить налоги.

Сергей Гуриев о главных проблемах российской экономики, несправедливости пенсионной реформы и программе Навального

Государство в лице ФНС старалось улучшить налоговую культуру – в последние годы налоговики стали более сервисно-ориентированными, удобными в онлайне. Но налоговая культура – это не вопрос доступности и удобства сайта, замечает Суслина. Россияне часто не знают основ рыночной экономики, не понимают, для чего платить налоги, почему их нельзя не платить, как их контролировать, чтобы расходовать эффективно.

Понять, что такое налоги, мешает само государство, которое не отчитывается перед гражданами за расходы, а его высшие руководители и чиновники регулярно заявляют, что деньги в бюджете – государственные (а не налогоплательщиков) т. е. не надо к ним даже подходить. Высокопоставленные лица в России самого высокого ранга тоже впитали советскую парадигму, у них нет понимания, что они ответственны перед налогоплательщиками, говорит Суслина.

Сейчас эта проблема обострилась: политики демонстрируют непонимание, что оказание помощи обычным налогоплательщикам – это не проедание денег, а то, что будет способствовать выходу из кризиса. Обывателям с федерального экрана повторяют: государственные деньги, бюджет поможет – это создает впечатление, что бюджет к ним не имеет никакого отношения, они тут ни при чем. Зачем тогда платить налоги в бюджет?

Сильный рост готовности россиян не платить налоги показывает среди прочего и роль денег в сегодняшней России. Когда резко падают доходы, возникает высокая неопределенность, а поддержки особо ждать не от кого, то деньги компенсируют слабую институциональную среду в стране и низкое доверие к государственным институтам. Человек мало на что может опереться, кроме как на деньги, – если они у него останутся, у него есть шанс, например, откупиться. Такое представление также работает на усиление стимулов не платить налоги в кризис.

Ухудшение отношения к институту налогообложения еще не означает автоматически переход к неуплате налогов, тем более что мониторинг ФНС значительно улучшила, а репрессивные функции автоматизировала. Но время играет, похоже, против налоговой культуры. Возвращение к прежним показателям отношения к уплате налогов прямо зависит от динамики безработицы и уровня доходов, прогнозирует Айрапетян. Когда они вернутся на прежние, докризисные, показатели, полагает он, тогда можно попытаться обнаружить возврат налоговой дисциплины к прежнему уровню. К концу 2020 г. ЦСР на основе экономических ожиданий прогнозирует рост количества безработных до 10–12 млн человек, что в 2,7 раза выше, чем в 2014–2015 гг.

НК РФ Статья 232. Устранение двойного налогообложения

(в ред. Федерального закона от 08.06.2015 N 146-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Фактически уплаченные физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных в иностранном государстве, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрен зачет в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, такой зачет производится налоговым органом в порядке, установленном пунктами 2 - 4 настоящей статьи.

Налогоплательщик, перешедший на уплату налога с фиксированной прибыли, отказывается от уменьшения суммы налога, исчисленного с фиксированной прибыли, на суммы налога, уплаченного физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов. Основанием для такого отказа является факт представления в налоговый орган уведомления о переходе на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли.

2. Зачет в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, производится по окончании налогового периода на основании представленной таким физическим лицом налоговой декларации, в которой указывается подлежащая зачету сумма налога, уплаченного в иностранном государстве. При этом суммы налога, уплаченного физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, подлежащие зачету в Российской Федерации, могут быть заявлены в налоговых декларациях, представляемых в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором были получены такие доходы.

3. В целях зачета в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, к налоговой декларации прилагаются документы, подтверждающие сумму полученного в иностранном государстве дохода и уплаченного с этого дохода налога в иностранном государстве, выданные (заверенные) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства, и их нотариально заверенный перевод на русский язык.

В документах, прилагаемых к налоговой декларации, должны быть отражены вид дохода, сумма дохода, календарный год, в котором был получен доход, а также сумма налога и дата его уплаты налогоплательщиком в иностранном государстве.

Вместо указанных документов налогоплательщик вправе представить копию налоговой декларации, представленной им в иностранном государстве, и копию платежного документа об уплате налога и их нотариально заверенный перевод на русский язык.

В случае, если налог с доходов, полученных в иностранном государстве, был удержан у источника выплаты дохода, сведения о суммах дохода в разрезе каждого месяца соответствующего календарного года, а также о суммах налога, удержанных у источника выплаты дохода в иностранном государстве, представляются налогоплательщиком на основании документа, выданного источником выплаты дохода, вместе с копией этого документа и его нотариально заверенным переводом на русский язык.

4. Сумма налога, подлежащая зачету, определяется с учетом положений соответствующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения. При исчислении засчитываемой в Российской Федерации суммы налога применяются положения настоящего Кодекса, действующие в отношении порядка исчисления налога в том налоговом периоде, в котором был получен доход в иностранном государстве.

5. В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрено полное или частичное освобождение от налогообложения в Российской Федерации каких-либо видов доходов физических лиц, являющихся налоговыми резидентами иностранного государства, с которым заключен такой договор, освобождение от уплаты (удержания) налога у источника выплаты дохода в Российской Федерации либо возврат ранее удержанного налога в Российской Федерации производится в порядке, установленном пунктами 6 - 9 настоящей статьи.

6. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, налоговый агент - источник выплаты дохода при выплате такого дохода физическому лицу не удерживает налог (или удерживает его в ином размере, чем предусмотрено положениями настоящего Кодекса) в случае, если это физическое лицо является налоговым резидентом иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, предусматривающий полное или частичное освобождение от налогообложения в Российской Федерации соответствующего вида дохода. Для подтверждения статуса налогового резидента такого иностранного государства физическое лицо вправе представить налоговому агенту - источнику дохода паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Если представленные вышеперечисленные документы не позволяют подтвердить наличие у иностранного гражданина статуса налогового резидента иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, на основании которого производится освобождение дохода от налогообложения в Российской Федерации, налоговый агент - источник выплаты дохода физическому лицу запрашивает у этого физического лица официальное подтверждение его статуса налогового резидента государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения.

Указанное подтверждение должно быть выдано компетентным органом соответствующего иностранного государства, уполномоченным на выдачу таких подтверждений на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, физическим лицом представляется и его нотариально заверенный перевод на русский язык.

7. В случае, если подтверждение статуса налогового резидента иностранного государства, указанное в пункте 6 настоящей статьи, представлено физическим лицом налоговому агенту - источнику выплаты дохода после даты выплаты дохода, подлежащего освобождению от налогообложения на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, и удержания налога с такого дохода, такой налоговый агент осуществляет возврат удержанного налога в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 231 настоящего Кодекса для возврата сумм излишне уплаченного налога.

8. Сведения об иностранных физических лицах и о выплаченных им доходах, с которых на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения не был удержан налог, о суммах налога, возвращенных налоговым агентом - источником выплаты дохода, представляются таким налоговым агентом в налоговый орган по месту своего учета в тридцатидневный срок с даты выплаты такого дохода.

Указанные сведения должны позволять идентифицировать налогоплательщика, вид выплаченных доходов, суммы выплаченных доходов и даты их выплаты.

К сведениям, позволяющим идентифицировать налогоплательщика, относятся в том числе паспортные данные, указание на гражданство.

9. При отсутствии налогового агента на дату получения физическим лицом подтверждения статуса налогового резидента иностранного государства, дающего право на освобождение от уплаты налога на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, такое физическое лицо вправе представить подтверждение статуса налогового резидента иностранного государства и его нотариально заверенный перевод на русский язык вместе с заявлением на возврат налога, налоговой декларацией и документами, подтверждающими удержание налога и основания для его возврата, в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) физического лица в Российской Федерации, а в случае отсутствия места жительства (места пребывания) физического лица в Российской Федерации в налоговый орган по месту учета налогового агента.

Возврат сумм налога производится налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

10. Сумма налога, исчисленного в отношении прибыли контролируемой иностранной компании за соответствующий период, уменьшается на величину налога, исчисленного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) законодательством Российской Федерации (в том числе налога на доходы, удерживаемого у источника выплаты дохода), а также на величину налога на прибыль организаций, исчисленного в отношении прибыли постоянного представительства этой контролируемой иностранной компании в Российской Федерации, пропорционально доле участия контролирующего лица в этой компании.

Сумма налога, исчисленного в соответствии с законодательством иностранного государства, должна быть документально подтверждена, а в случае отсутствия у Российской Федерации с иностранным государством (территорией) действующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения заверена компетентным органом иностранного государства, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов.

(п. 10 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

11. Сумма налога, исчисленного с признанного отраженным налогоплательщиком в налоговой декларации дохода, указанного в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 208 настоящего Кодекса, уменьшается на сумму налога на прибыль организаций, удержанного у источника выплаты дохода в Российской Федерации при выплате такого дохода.

Письмо ФНС России от 09.12.2020 N БС-4-11/20298@ "По вопросу зачета в Российской Федерации сумм налога, уплаченных физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве" (вместе с Письмом Минфина России от 03.12.2020 N 03-04-07/106247)

В целях зачета в РФ суммы налога, уплаченного в иностранном государстве, к налоговой декларации физлицу необходимо приложить документы, подтверждающие сумму полученного в иностранном государстве дохода и уплаченного налога, выданные (заверенные) уполномоченным органом иностранного государства, и их нотариально заверенный перевод на русский язык.

Вместо указанных документов налогоплательщик вправе представить копию налоговой декларации, представленной им в иностранном государстве, и копию платежного документа об уплате налога и их нотариально заверенный перевод на русский язык.

Если налог был удержан у источника выплаты дохода, сведения о суммах дохода в разрезе каждого месяца соответствующего года, а также об удержанных суммах налога, представляются налогоплательщиком на основании документа, выданного источником выплаты дохода, вместе с копией этого документа и его нотариально заверенным переводом на русский язык.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 9 декабря 2020 г. N БС-4-11/20298@

ПО ВОПРОСУ

ЗАЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СУММ НАЛОГА, УПЛАЧЕННЫХ

ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦОМ - НАЛОГОВЫМ РЕЗИДЕНТОМ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ В ИНОСТРАННОМ ГОСУДАРСТВЕ

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 03.12.2020 N 03-04-07/106247 по вопросу зачета в Российской Федерации сумм налога, уплаченных физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве, направленный в адрес ФНС России в ответ на запрос от 19.02.2020 N БС-3-11/1279@.

Доведите указанное письмо до нижестоящих налоговых органов.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 декабря 2020 г. N 03-04-07/106247

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо Федеральной налоговой службы от 19.02.2020 N БС-3-11/1279@ по вопросу зачета в Российской Федерации сумм налога, уплаченных физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве, и сообщает следующее.

Порядок зачета в Российской Федерации сумм налога, уплаченных физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве, в том числе требования к документам, представляемым в налоговый орган в целях проведения такого зачета, установлен в статье 232 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Абзацем вторым пункта 1 статьи 232 Кодекса предусмотрено, что в случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрен зачет в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, такой зачет производится налоговым органом в порядке, установленном пунктами 2 - 4 статьи 232 Кодекса.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 232 Кодекса в целях зачета в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, к налоговой декларации прилагаются документы, подтверждающие сумму полученного в иностранном государстве дохода и уплаченного с этого дохода налога в иностранном государстве, выданные (заверенные) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства, и их нотариально заверенный перевод на русский язык.

В документах, прилагаемых к налоговой декларации, должны быть отражены вид дохода, сумма дохода, календарный год, в котором был получен доход, а также сумма налога и дата его уплаты налогоплательщиком в иностранном государстве.

Вместо указанных документов налогоплательщик вправе представить копию налоговой декларации, представленной им в иностранном государстве, и копию платежного документа об уплате налога и их нотариально заверенный перевод на русский язык.

В случае, если налог с доходов, полученных в иностранном государстве, был удержан у источника выплаты дохода, сведения о суммах дохода в разрезе каждого месяца соответствующего календарного года, а также о суммах налога, удержанных у источника выплаты дохода в иностранном государстве, представляются налогоплательщиком на основании документа, выданного источником выплаты дохода, вместе с копией этого документа и его нотариально заверенным переводом на русский язык.

Вспомните, вы ничего не забыли? А заплатить налоги? Осталось несколько дней, чтобы внести в государственную казну деньги за имущество, землю и транспорт. По правилам, уведомление уже должно ждать в почтовом ящике или личном кабинете налогоплательщика. Бывает, что квитанции нет, а обязанность платить — есть. Или наоборот. Квитанция есть, а обязанности платить — нет. Как правильно поступить, чтобы не заплатить лишнего и не нарваться на штрафы, пени и судебные разбирательства? Об этом и расскажем.


Если не заплатить вовремя

Если у вас долг больше 10 000 рублей, вам будут какое-то время поступать извещения с требованием об оплате. Потом ФНС подаст в суд. Через месяц, два или пять это произойдет, точно никто не скажет. Срок исковой давности — 3 года.

Если задолженность меньше 10 000 рублей, она будет копиться в течение 3 лет — для текущих долгов до 1 декабря 2024 года. В этом случае разницы уже нет, какой будет итоговая сумма: налоговики пойдут в суд.

Резюме: если долг больше 10 000 рублей — идут в суд сразу, если меньше — ждут, пока станет больше. Если в течение 3 лет больше не становится — все равно идут в суд.

Если налог не уплачен к 1 декабря 2021 года, ФНС начислит штраф в размере 20% от рассчитанной суммы долга. Если неуплата вызвана умышленными действиями налогоплательщика, то единоразовый штраф возрастает до 40%. Умышленно или нет физическое лицо вышло на просрочку, разбираются следственные органы, по заявлению ФНС.

Также за каждый день просрочки начисляется пеня, составляющая 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ на момент возникновения долга.

Ставка рефинансирования ЦБ на начало декабря 2021 года — 7,5%. Значит, за каждый день просрочки будет начисляться пеня 7,5%/300=0,025%. При задолженности в 10 000 рублей — 2,5 рубля в день. Месяц просрочки уплаты налогов будет обходиться в 75 рублей.

Согласитесь, дешевле, чем взять эту же сумму в кредит. Но за долги по налогам предусмотрено и другое наказание. Например, должнику могут запретить выезжать за пределы РФ, если долг превысит отметку в 30 000 рублей.

Во внесудебном порядке задолженность списывается при участии плательщика в налоговой амнистии. Все остальные варианты предполагают взыскание долга через суд.

Кто освобожден от уплаты налога

Налог на имущество платят не все. Налоговым законодательством предусмотрены льготные категории граждан, получающих скидку в размере 100% или 50%.

  • ветераны ВОВ,
  • герои СССР и РФ,
  • инвалиды I и II групп,
  • военнослужащие и их близкие родственники,
  • пенсионеры.

В ст. 407 НК РФ есть полный список льготных категорий граждан.

Важно: льгота действует на имущество, не используемое в предпринимательских целях. Еще одно ограничение — только один тип имущества подпадает под это правило. Если у льготника 2 квартиры, то за одну из них заплатить налог он обязан.

Налоговые льготы могут быть установлены на региональном уровне. Например, в Кировской области от уплаты налога на недвижимость освобождаются ипотечные заемщики. Но льгота предоставляется только в заявительном порядке.

Проверить наличие льгот можно на сайте ФНС своего региона.

Если имущества нет, то и налог платить не надо. Многие об этом знают и удивляются, почему ФНС прислала уведомление на уплату налога за проданное имущество.

Причина в том, что в текущем году мы уплачиваем налоги за предыдущий. В 2021 — за 2020. В 2022 — за 2021.

Что делать, если уведомление не пришло

  1. У налогоплательщика есть личный кабинет. Все уведомления поступают туда и на бумаге не дублируются.
  2. У налоговой зафиксирован неверный адрес.
  3. У налоговой нет информации об имуществе. Например, если квартира или машина куплены сравнительно недавно.


Лучше до 1 декабря уточнить, почему нет уведомлений. В первую очередь зайти в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Не надо его путать с Госуслугами. Это разные сервисы, использующие одну учетную запись для входа. Иногда на Госуслугах уведомления от налоговой может не оказаться.

Если личного кабинета нет или доступ к нему утерян, то следует обратиться в территориальное отделение ФНС, чтобы получить копию квитанции.

Если же оказалось, что ФНС не учла объекты налогообложения, то об этом тоже надо уведомить. Рано или поздно данные в налоговой появятся, и придётся платить налог задним числом.

Как заплатить налог?

Читайте также: