Уклонение от постановки на учет в налоговом органе

Обновлено: 02.07.2024

влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

(п. 2 введен Федеральным законом от 09.07.1999 №154-ФЗ)

Статья 229. Нарушение правил государственной регистрации или постановки на государственный учет транспортных средств и прохождения ими технического осмотра

Статья 229. Нарушение правил государственной регистрации или постановки на государственный учет транспортных средств и прохождения ими технического осмотра (1) Нарушение правил государственной регистрации или постановки на государственный учет транспортных

Статья 84. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика (в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

Статья 84. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика (в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ) 1. Нормативные акты министерств и ведомств, официальные

Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе 1. Законодательные и иные нормативные акты2. Нормативные акты министерств и ведомств, официальные разъяснения3. Судебная практика1. На налогоплательщика, вставшего на учет по одному из предусмотренных в

Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе

Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе 1. Нормативные акты министерств и ведомств, официальные разъяснения2. Судебная практика1. Постановка налогоплательщика на учет по инициативе налогового органа не освобождает этого налогоплательщика от

Статья 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

Статья 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе 1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда –влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в

Статья 84. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика

Статья 84. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика 1. Постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления. При подаче

Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе 1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного

Порядок признания жителей г. Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Порядок признания жителей г. Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом

Статья 15. 3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

Статья 15. 3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе 1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда –влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в

Статья 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

Статья 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе 1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в

Статья 84. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика

Статья 84. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика (в ред. Федерального закона от 23.12.2003 №185-ФЗ)1. Постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется

Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе КонсультантПлюс: примечание.По вопросу, касающемуся административной ответственности должностных лиц за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, см. статью 15.3 Кодекса РФ об административных

Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе

Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе 1. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов

Статья 84. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика

Статья 84. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика (в ред. Федерального закона от 23.12.2003 №185-ФЗ)1. Постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется

Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе КонсультантПлюс: примечание.По вопросу, касающемуся административной ответственности должностных лиц за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, см. статью 15.3 Кодекса РФ об административных

Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе

Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе 1. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов

Штраф за непостановку обособленного подразделения на учет.

Налоговые органы придают большое значение учету налогоплательщиков, их своевременной регистрации как плательщиков налогов. Только так налоговый контроль эффективен, никакой налогоплательщик не избежит своих обязанностей.

Налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Каждый из них пополняет соответствующий бюджет. Поэтому если налогоплательщик работает на территории, подведомственной иному налоговому органу, нежели тот, в котором он зарегистрировался первоначально, то он должен встать на учет и там, заявив об открытии обособленного подразделения.

Нередко налогоплательщики забывают об этой обязанности. Какое наказание их ждет? Ведь по месту нахождения обособленного подразделения бюджет может недополучить положенных ему налогов. Данная ситуация стала предметом рассмотрения ВС РФ.

Ответственность за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе обозначена в ст. 116 НК РФ. Данная статья содержит два основания для взыскания штрафа за нарушение указанного порядка, и размеры соответствующих штрафов существенно различаются:

Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 116 НК РФ)

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 2 ст. 116 НК РФ)

10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность преду­смотрена Налоговым кодексом.

В подпункте 3 п. 2 данной статьи отдельно указана обязанность налогоплательщика сообщить [1] в налоговый орган обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств).

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.

Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно.

Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении [2] , представляемом российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

Можно ограничиться штрафом в 200 руб.

В Письме ФНС России от 27.02.2014 № СА-4-14/3404 была отражена благоприятная для налогоплательщиков позиция, из которой следовало, что, по мнению налоговиков, за непредставление сведений о создании обособленного подразделения организация подлежит ответственности всего лишь по п. 1 ст. 126 НК РФ, то есть в виде штрафа в размере 200 руб., что, конечно, намного меньше, чем санкция, предусмотренная п. 1 ст. 116 НК РФ.

Важно также другое замечание налоговиков в этом письме: налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, преду­смотренной п. 2 ст. 116 НК РФ, если ведет свою деятельность без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика (иначе говоря – не обособленного подразделения).

Подобную позицию изложил и Минфин в Письме от 17.04.2013 № 03‑02‑07/1/12946.

Но есть риск гораздо большего ущерба.

Однако на практике территориальные налоговые органы, озабоченные, очевидно, пополнением, прежде всего, местного бюджета, часто квалифицируют данное нарушение по п. 2 ст. 116 НК РФ. Более того, нередко их в этом до сих пор поддерживали и суды.

Так, в Постановлении АС ЗСО от 27.01.2017 № Ф04-5897/2016 по делу № А70-2645/2016 указывается, что объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, характеризуется неисполнением налогоплательщиком установленной законом обязанности представить налоговому органу документы, необходимые для налогового контроля, тогда как налогоплательщик привлечен к ответственности именно за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений.

Именно в соответствии с этой логикой и принимались аналогичные решения в ряде других случаев [4] (см., например, Постановление АС ЗСО от 10.05.2017 по делу № А70-6845/2016). Один из примеров – Постановление АС ДВО от 12.12.2016 № Ф03-5024/2016 по делу № А04-12175/2015.

Налоговая инспекция установила, что организация фактически создала вне места своего нахождения два обособленных подразделения, осуществляла деятельность через них, но не встала на налоговый учет по месту их нахождения, поскольку не считала, что у нее появились обособленные подразделения.

Контролеры привлекли организацию к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ, с чем судьи согласились. Они подтвердили, что обособленные подразделения были созданы.

Справедливость восторжествовала.

Налогоплательщик оспорил этот вывод в ВС РФ, и такой шаг оказался правильным. ВС РФ в Определении от 26.06.2017 № 303‑КГ17-2377 по делу № А04-12175/2015 изложил более обоснованную позицию, которой теперь и должны руководствоваться суды.

Судебная коллегия по экономическим спорам признала, что п. 2 ст. 116 НК РФ установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе как за один из видов нарушений порядка постановки на налоговый учет.

Но при этом арбитры установили: взаимосвязанные положения пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ.

Что касается предусмотренного в п. 2 ст. 116 НК РФ изъятия соответствующей части дохода налогоплательщика, то оно сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и, соответственно, определить, какие налоги и в каком размере должен уплатить налогоплательщик в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности.

Судьи подчеркнули, что, конечно, в рамках налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных налогоплательщиком через обособленные подразделения, но при этом организацией не было допущено неполной уплаты налогов от деятельности, осуществляемой через названные обособленные подразделения.

Поэтому у налоговиков не было оснований для применения санкции в виде изъятия части дохода налогоплательщика, как это преду­смотрено п. 2 ст. 116 НК РФ. ВС РФ отменил это решение налоговиков.

То есть, по сути, налогоплательщик избежал каких‑либо санкций за то, что не сообщил налоговикам о создании обособленных подразделений. Поэтому пока понятно, что в этом случае нельзя применять п. 2 ст. 116 НК РФ, но остается неясным, какая санкция должна быть вместо этой (а она должна быть, ведь нарушение налицо) – по п. 1 ст. 116, п. 1 ст. 126 или п. 1 ст. 129.1 НК РФ.

[2] Форма 1‑6‑Учет, утв. Приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.

[3] Определением ВС РФ от 17.02.2016 № 309‑КГ15-19568 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Комментарий к Статье 116 НК РФ

Комментируемая статья посвящена такому виду налогового правонарушения, как нарушение срока постановки на учет в налоговом органе.

Объектом данного налогового правонарушения являются налоговые отношения (ст. 2 НК РФ), возникающие в процессе осуществления одной из форм налогового контроля (ст. 82 НК РФ). Непосредственным объектом данного налогового правонарушения является установленный порядок учета налогоплательщиков. При этом виновный нарушает не только правила ст. 83 Налогового кодекса (к которой нас до 2007 г. прямо отсылала комментируемая статья), но и правила ст. ст. 23, 84 НК РФ. Опасность указанного налогового правонарушения состоит в том, что нарушается не только система учета налогоплательщиков, но и нормальная деятельность налоговых органов (которые вынуждены предпринимать дополнительные меры по выявлению не ставших на учет налогоплательщиков), иных госорганов (например, контролирующих, осуществляющих лицензирование индивидуальных предпринимателей и организаций, правоохранительных, статистических и т.д.). Кроме того, создаются благоприятные условия для совершения более опасных налоговых правонарушений (неуплата налога, нарушение правил составления налоговой декларации и т.п.) и даже преступлений, предусмотренных в ст. ст. 198, 199 УК РФ.

Объективная сторона анализируемого деяния состоит в том, что виновный:

а) не подает в налоговый орган заявление о постановке на учет по месту нахождения своего обособленного подразделения. При этом следует учесть, что заявление не считается поданным и в случаях, когда оно не соответствует установленной форме либо к нему не приложены заверенные копии соответствующих документов (п. 1 ст. 84 НК РФ);

б) не подает указанное заявление в установленный срок, который предусмотрен в ст. 83 НК РФ.

К сожалению, в комментируемой статье не учтено, что в новой редакции ст. 83 НК РФ не содержатся сроки подачи заявления о постановке на учет. Дело в том, что и регистрацию, и постановку на учет (после принятия Закона о регистрации юридических лиц) осуществляют сами налоговые органы (ст. 83 НК РФ).

Именно объективной стороной отличается данное налоговое правонарушение не только от правонарушения, указанного в ст. 117 НК РФ, но и от налоговых правонарушений, предусмотренных в ряде других норм гл. 16 настоящего Кодекса, при которых виновный также нарушает различные сроки, установленные Кодексом (например, ст. 118 НК РФ предусматривает ответственность за просрочку передачи сведений о банковском счете, в ст. 119 НК РФ установлена ответственность за нарушение срока подачи налоговой декларации и т.п.);

в) допускает нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения:

- до 90 календарных дней включительно. В этом случае виновный привлекается к ответственности по п. 1 ст. 116;

- более 90 календарных дней, в этом случае ответственность наступает по п. 2 ст. 116 НК РФ.

Данное деяние совершается в форме бездействия.

Субъектами правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются не все категории налогоплательщиков, а только организации (включая филиалы и представительства), индивидуальные предприниматели, а также лица, занимающиеся частной практикой (частные нотариусы, охранники и детективы). Для остальных категорий налогоплательщиков (т.е. для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, частными охранниками или частными детективами) не предусмотрена обязанность самостоятельно подавать в налоговые органы заявления о постановке на учет. Их регистрацию в качестве налогоплательщиков налоговый орган осуществляет самостоятельно на основе информации, предоставляемой органами, осуществляющими регистрацию физических лиц, актов рождения и смерти, учет и регистрацию имущества и др.

Привлечение налогового агента (не учтенного в качестве налогоплательщика) к ответственности по ст. 116 НК РФ было бы неправомерным.

Не могут рассматриваться самостоятельными субъектами данного налогового правонарушения филиалы и представительства, иные обособленные подразделения российских организаций. Привлечение самой организации к ответственности по ст. 116 НК РФ не освобождает ее руководителя (иных лиц, осуществляющих в организации управленческие функции) при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной и иной ответственности (в том числе и за нарушение законодательства о налогах), предусмотренной федеральными законами (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Нужно учесть, что в соответствии со ст. 15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

а) нарушение установленного в комментируемой статье срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или ОВФ - влечет наложение административного штрафа на руководителей юридических лиц в размере до 10 МРОТ;

б) то же деяние, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или ОВФ, - влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 30 МРОТ.

По ст. 15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях к административной ответственности привлекаются только должностные лица юридических лиц, но не индивидуальных предпринимателей.

Субъективная сторона рассматриваемого налогового правонарушения характеризуется наличием как умышленной формы вины, так и неосторожной формы вины (ст. 110 НК РФ).

В любом случае (т.е. независимо от вины) лицо привлекается к налоговой санкции в виде штрафа в размере 5 тыс. руб. (10 тыс. руб. - по п. 2 ст. 116 НК РФ).

При наличии смягчающих обстоятельств, указанных в ст. 112 НК РФ, и с учетом правил п. 3 ст. 114 НК РФ размер штрафа должен быть уменьшен не меньше чем в два раза; при наличии отягчающего обстоятельства, указанного в п. 2 ст. 112 НК РФ, он увеличивается на 100% (п. 4 ст. 114 НК РФ).

Другой комментарий к Ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Статьей 116 Кодекса предусмотрена налоговая ответственность налогоплательщиков за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе.

В пункте 1 ст. 83 Кодекса установлено, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом. Сроки подачи заявлений о постановке на учет в налоговом органе установлены ст. 83 Кодекса (см. комментарий к ст. 83 Кодекса).

Пленум ВАС России в п. 39 и 40 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 дал следующие разъяснения по применению ст. 116 и 117 Кодекса:

принимая во внимание, что ст. 83 Кодекса регламентирует порядок постановки на налоговый учет самих налогоплательщиков, а не принадлежащего им имущества, на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных ст. 83 Кодекса оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию. Президиум ВАС России в Постановлении от 12 апреля 2002 г. N 6653/01 при разрешении конкретного дела еще раз подтвердил изложенную позицию (до налоговых органов Постановление ВАС России доведено письмом МНС России от 26 июля 2002 г. N ШС-6-14/1098 ). МНС России продублировало позицию ВАС России в письме от 8 августа 2001 г. N ШС-6-14/613@ ;

Справочные правовые системы.

Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2001. N 10.

пункт 10 ст. 83 Кодекса обязывает соответствующий налоговый орган, в случае несоблюдения налогоплательщиком в установленные сроки своих обязанностей по постановке на налоговый учет, принимать меры к учету такого налогоплательщика. При этом постановка налогоплательщика на учет по инициативе налогового органа не освобождает этого налогоплательщика от ответственности за нарушение срока постановки на налоговый учет (ст. 116) или уклонение от постановки на налоговый учет (ст. 117).

Административная ответственность руководителей и других работников организаций, являющихся налогоплательщиками, за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе предусмотрена ч. 1 ст. 15.3 КоАП.

Согласно ч. 1 ст. 15.3 КоАП нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 МРОТ.

2. Пункт 2 ст. 116 Кодекса предусматривает квалифицированный состав налогового правонарушения. Квалифицирующим признаком является нарушение срока постановки на учет на срок более 90 дней.

Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, определен ст. 6.1 Кодекса (см. комментарий к ст. 6.1 Кодекса).

Согласно ст.83 Налогового кодекса РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Заявление о постановке на учет организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган соответственно по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации.

Заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.

Ответственность за пропуск срока постановки на налоговый учет

Согласно ст.116 Налогового кодекса РФ нарушение налогоплательщиком установленного ст.83 настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб., если срок не превысил 90 дней; если превысил - 10 000 руб.

Пропуск срока постановки на налоговый учет не является длящимся правонарушением. Правонарушение считается оконченным с момента истечения срока подачи заявления либо с момента истечения 90 дней после пропуска указанного срока. С этого же времени начинается течение срока давности взыскания санкций. Истечение срока влечет невозможность взыскания налоговой санкции.

Напомним, что в соответствии со ст.115 Налогового кодекса РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

За указанное нарушение Л. была привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 руб. на основании п.1 ст.116 НК РФ. Штраф не был уплачен, поэтому налоговая инспекция обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском о его взыскании.

Суд первой инстанции в иске налоговой инспекции отказал, мотивируя свое решение истечением срока давности взыскания налоговых санкций, установленного ст.115 НК РФ.

Суд исходил из того, что:

налоговая инспекция обнаружила нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговый орган на основании сведений о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя, которые были получены налоговой инспекцией 30.08.1999;

по истечении 10-дневного срока подачи заявления о постановке на учет с момента регистрации правонарушение считается совершенным и начинается течение срока давности взыскания налоговых санкций (ч.1 ст.115 НК РФ). Исковое заявление подано налоговой инспекцией 29.03.2000, т.е. по истечении 6-месячного срока давности взыскания налоговых санкций.

Суды апелляционной и кассационной инстанций оставили решение без изменения .

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно - Сибирского округа от 19.09.2000 по делу N А19-2914/00-41-Ф02-2097/00-С1.

Однако тот же Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа вынес другое постановление, которое иначе как парадоксальным назвать нельзя. В постановлении от 02.10.2000 по делу N А33-3368/00-С3-ФО2-2043/00-С1 Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа указал, что "постановка на учет в налоговом органе - это длящееся нарушение, которое было установлено налоговым органом в момент подачи ответчиком заявления о постановке на налоговый учет".

Этот подход является необоснованным, поскольку нарушение срока происходит в определенный момент, после которого правонарушение считается совершенным. Один срок может быть нарушен только один раз и только в определенный момент времени. Дальнейшие действия нарушителя уже не могут повлиять на состав данного правонарушения. Поэтому нарушение срока не может рассматриваться как длящееся правонарушение.

Данное постановление противоречит иным постановлениям Федерального арбитражного суда Восточно - Сибирского округа, в которых указывается на невозможность привлечения налогоплательщика к ответственности по ст.116 Налогового кодекса РФ по истечении 6-месячного срока. При этом срок исчисляется с момента совершения правонарушения, учитывая то, что к этому времени налоговые органы уже имеют сведения от регистрирующих органов о государственной регистрации налогоплательщика .

Постановления Федерального арбитражного суда Восточно - Сибирского округа от 05.10.2000 по делу N А19-2913/00-41-Ф02-2078/00-С1 и от 03.10.2000 по делу N А19-6003/00-15-Ф02-2180/00-С1.

Особое внимание необходимо обратить на то, что все сроки в ст.116 Налогового кодекса РФ установлены в календарных днях. Поэтому, если часть срока приходится на праздничные и выходные дни и прием документов для постановки на налоговый учет осуществляется не ежедневно, подать заявление в установленный срок сложно.

Срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе исчисляется с момента регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а не с момента выдачи свидетельства о регистрации. Поэтому при возникновении спора должны быть исследованы сроки выдачи свидетельства о государственной регистрации.

На необходимость такого выяснения указывается, в частности, в постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11.11.1999 по делу N 130/12, суть которого состоит в следующем.

Арбитражный суд первой инстанции отказал налоговой инспекции в иске о взыскании штрафа, так как свидетельство о регистрации было выдано ответчику 20.05.1999, а на налоговый учет он встал 27.05.1999 (в пределах 10 дней). Поэтому гражданин Ю. не может быть привлечен к ответственности по ст.116 Налогового кодекса РФ, так как отсутствует событие налогового правонарушения.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа признал данный вывод суда недостаточно обоснованным и указал, что согласно пп.2 п.1 ст.111 Налогового кодекса РФ обстоятельствами, исключающими привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, являются отсутствие события налогового правонарушения или отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.

Названные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения спора; суду следовало дать им оценку с учетом исследования причин нарушения срока выдачи регистрационной палатой свидетельства о регистрации.

Дело было направлено на новое рассмотрение.

Пример. В деле, рассмотренном ФАС ЦО, регистрация имела место 27.04.1999. Заявление о постановке на налоговый учет в налоговый орган было подано 14.05.1999.

Суд указал, что в соответствии со ст.6.1 НК РФ установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. В случае когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. С учетом указанного невключение праздничных дней в течение срока, если они приходятся не на последний день срока, неправомерно .

Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30.11.1999 по делу N А09-3307/99-15.

Для избежания пропуска соответствующих сроков имеет смысл направлять заявление и прилагающиеся к нему документы по почте заказным письмом. В этом случае днем подачи заявления будет считаться день сдачи почтового отправления в отделение связи.

Для привлечения к ответственности за непостановку на учет по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика или принадлежащего налогоплательщику имущества налоговый орган должен доказать наличие основания постановки на налоговый учет. Если такие доказательства не представлены, привлечение к ответственности неправомерно.

Пример. Налоговой инспекцией по Лоухскому району Республики Карелия была проведена проверка соблюдения сроков постановки на налоговый учет Мурманским отделением ОЖД своих филиалов и представительств по месту их нахождения, а также имущества, подлежащего налогообложению. По результатам проверки ГНИ наложила на истца штраф в размере 5000 руб. в соответствии с п.3 ст.83 и ст.116 НК РФ.

Суд указал, что ГНИ не представила доказательств совершения истцом налогового правонарушения. В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, свидетельствующие о наличии на территории Лоухского района обособленных структурных подразделений Мурманского отделения ОЖД, а также имущества, подлежащего налогообложению. ГНИ представила только копии писем с требованием встать на налоговый учет, направленных ею истцу. Из указанных документов не ясно, какие именно обособленные структурные подразделения Мурманского отделения ОЖД находятся на территории Лоухского района, а также каково имущество, подлежащее налогообложению.

Дело было решено в пользу налогоплательщика .

Постановление Федерального арбитражного суда Северо - Западного округа от 01.09.1999 по делу N А26-1157/99-02-07/53.

Однако следует помнить, что факт наличия у организации обособленного подразделения устанавливается не на основании учредительных документов, а по факту наличия стационарных рабочих мест и осуществления деятельности.

Это подтверждается и постановлением Федерального арбитражного суда Северо - Западного округа от 31.01.2000 по делу N А56-16358/99. Суд указал, что отсутствие сведений об обособленном подразделении в учредительных документах истца не свидетельствует о фактическом отсутствии у истца такого подразделения. Данное обстоятельство только подтверждает нарушение истцом требований п.3 ст.55 ГК РФ и умышленное уклонение его от уплаты налогов, зачисляемых в соответствующий бюджет.

Правила ст.83 Налогового кодекса РФ имеют своей целью обеспечить учет налогоплательщика в каждом из оговоренных данной статьей мест: по месту нахождения (жительства) самого налогоплательщика, по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика - организации, по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств.

Поэтому если налогоплательщик по одному из предусмотренных ст.83 Налогового кодекса РФ оснований встал на налоговый учет в конкретном налоговом органе, на него не может быть возложена обязанность повторно вставать на налоговый учет в том же самом налоговом органе по предусмотренному в указанной статье основанию . И приобретая несколько объектов недвижимости или транспортных средств на территории, находящейся в пределах юрисдикции одной налоговой инспекции, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности по ст.116 Налогового кодекса РФ отдельно по каждому объекту.

Постановление Федерального арбитражного суда Северо - Западного округа от 06.06.2000 по делу N 960.

Так, если организация приобретает 8 объектов недвижимости, расположенных вне места ее нахождения, необходимо подать в налоговый орган по месту нахождения указанных объектов заявление о постановке на налоговый учет. Если организация своевременно этого не сделала, она может быть оштрафована на 5000 руб., но не на 40 000 руб.

Ответственность за осуществление деятельности без постановки на налоговый учет

Правонарушения, предусмотренные ст.117 Налогового кодекса РФ (уклонение от постановки на учет в налоговом органе) и ст.116 Налогового кодекса РФ (нарушение срока постановки на учет в налоговом органе) тесно связаны между собой. Поэтому необходимо разграничить сферу действия этих статей.

В ст.116 Налогового кодекса РФ указано на правонарушение, совершаемое в определенный момент времени, и установлен фиксированный размер штрафа. В ст.117 Налогового кодекса РФ предусмотрена ответственность за длящееся правонарушение, которое считается совершенным в момент начала осуществления деятельности без постановки на налоговый учет и продолжается по мере ее ведения; размер штрафа в данном случае зависит от доходов, полученных в результате деятельности.

Сущность нарушения, предусмотренного в ст.116 Налогового кодекса РФ, - несовершение в срок определенных действий; в ст.117 Налогового кодекса РФ, напротив, указано на неправомерное осуществление деятельности.

Законодатель не случайно использует термин "деятельность" вместо термина "предпринимательская деятельность" , так как это расширяет круг операций, подпадающих под действие данной статьи. Статья 117 Налогового кодекса РФ устанавливает ответственность за деятельность, которая может приносить доход, хотя получение дохода не является обязательным условием. Поэтому следует принимать во внимание возможность извлечения дохода посредством осуществления деятельности. Эта позиция является не бесспорной, однако она может послужить основой для построения защиты в суде.

Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). - М.: МЦФЭР, 1999. - С. 534.

К сожалению, ст.117 Налогового кодекса РФ сформулирована некорректно, что порождает неоднозначность в ее толковании. Проблема заключается в противоречии между диспозицией статьи, т.е. описанием правонарушения, и санкцией - установленной мерой ответственности.

В соответствии с п.1 ст.117 Налогового кодекса РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа. Пункт 2 статьи указывает на то же самое правонарушение, но определена его длительность - более 3 месяцев.

Сравнивая диспозиции п.п.1 и 2, мы видим, что вторая "поглощает" первую, т.е. применение п.2 означает невозможность привлечения к ответственности по п.1.

Санкция второй части сформулирована таким образом, что ответственность за осуществление деятельности без постановки на налоговый учет наступает только спустя 90 дней после истечения срока исполнения обязанности постановки на учет. Если данное правонарушение обнаружено спустя 100 дней с момента истечения срока постановки на налоговый учет, штраф можно взыскать только за период, превышающий 90 дней, т.е. за 10 дней.

В комментариях к Налоговому кодексу РФ С.Д. Шаталов предлагает в случае ведения деятельности без постановки на налоговый учет более 90 дней привлекать к ответственности одновременно по п.п.1 и 2 ст.117 НК РФ , что не бесспорно.

Там же, с. 536.

За первые 3 месяца предлагается взимать 10% суммы дохода, но не менее 20 000 руб. (с этими положениями следует согласиться). За период, превышающий 90 дней, следует взимать 30% суммы дохода, полученного в результате ведения деятельности . То есть необходимо просуммировать санкции, предусмотренные первым и вторым пунктами данной статьи, что недопустимо. Поэтому в период свыше 90 дней штраф должен составлять 20% дохода.

Шаталов С. Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). - М.: МЦФЭР, 1999. - С. 536.

Часто возникает вопрос: могут ли применяться меры ответственности, предусмотренные ст.ст.116 и 117 Налогового кодекса РФ, одновременно? Если на момент выявления налоговыми органами организации или индивидуального предпринимателя, не вставшего на учет, имеются признаки налогового правонарушения, предусмотренного ст.117 Налогового кодекса РФ, то ответственность по ст.116 Налогового кодекса РФ не применяется .

Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: "Аналитика - Пресс", 1999. - С. 340.

Привлечение налогоплательщика к ответственности одновременно по ст.ст.116 и 117 Налогового кодекса РФ неправомерно, поскольку диспозиция ст.116 поглощается диспозицией ст.117, и, соответственно, происходит привлечение к ответственности дважды за одно и то же правонарушение.

Однако если налогоплательщик уже был привлечен к ответственности по ст.116, а впоследствии налоговые органы получили информацию об осуществлении им деятельности, налогоплательщик может быть оштрафован на основании ст.117 Налогового кодекса РФ, поскольку правонарушение уже приобретает иной характер.

Привлечение налогоплательщика одновременно к ответственности за осуществление деятельности без постановки на налоговый учет (ст.117 Налогового кодекса РФ) и за неуплату (неполную уплату) налогов (ст.122 Налогового кодекса РФ) противоречит принципу однократности ответственности, так как неуплата налогов является следствием противоправного деяния (уклонения от регистрации) .

Налоговое право: учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М., 2000. - С. 440.

Из текста ст.117 Налогового кодекса РФ однозначно не следует, что взыскание штрафа может производиться как в случае непостановки на налоговый учет по месту регистрации, так и по месту осуществления деятельности через обособленное подразделение. Однако именно такое толкование данной статьи наиболее верно, поскольку санкция ее указывает на взыскание штрафа в размере 10% (20%) доходов, полученных в результате такой деятельности.

Таким образом, можно сделать два вывода.

Во-первых, штраф по ст.117 Налогового кодекса РФ может взиматься даже в том случае, если организация встала на налоговый учет по месту государственной регистрации, но не встала на учет по месту осуществления деятельности через обособленное подразделение.

Во-вторых, размер взыскиваемого штрафа в этом случае определяется исходя не из дохода, полученного всей организацией, а только на основании доходов, полученных в результате осуществления деятельности через обособленное подразделение за соответствующий период.

Налоговые органы, привлекая налогоплательщика к ответственности по ст.117 Налогового кодекса РФ, должны доказать: а) наличие обязанности по постановке на налоговый учет; б) факт неисполнения налогоплательщиком этой обязанности; в) факт осуществления налогоплательщиком деятельности; г) размер доходов, полученных в результате такой деятельности . При невыполнении данной обязанности привлечение к ответственности становится невозможным.

Если доказан факт осуществления деятельности, но не установлен размер доходов, налогоплательщик может быть оштрафован на 20 тыс. руб.

Налоговая инспекция не может предъявлять иск о принудительной постановке налогоплательщика на налоговый учет, поскольку такое право ей не предоставлено законодательством. Это же касается постановки на учет и в социальных внебюджетных фондах.

Согласно действующему законодательству плательщик налога (страхового взноса) обязан самостоятельно исполнить обязанность по постановке на учет в налоговом органе (внебюджетном фонде). В соответствии с п.16 ст.31 Налогового кодекса РФ предъявление указанного иска не предусмотрено .

Начальник юридического отдела

г. Санкт - Петербург

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: