Следователь федеральной налоговой службы

Обновлено: 16.06.2024

Тотальные зачистки в столичных налоговых инспекциях, громкое дело с пятью фигурантами о незаконном возврате НДС в Туве, задержание главы управления ФНС по Пензенской области — 2021 год оказался непростым для сотрудников налоговой службы, отмечающих 21 ноября свой профессиональный праздник. Кто еще из подчиненных Даниила Егорова попался на коррупции, а кто уже получил срок за взятки и злоупотребления, — читайте в обзоре ПАСМИ.

Столичный набег

Следственные действия в столичных налоговых органах сотрудники ФСБ и антикоррупционных отделов МВД проводили с конца прошлого года. Работали во всех районных инспекциях одинаково: приходили с силовой поддержкой, выгоняли посетителей, перекрывали вход, а затем всех сотрудников собирали в одном помещении, изымали у них телефоны и изучали переписку и информацию о денежных переводах.

К весне обыски сменились масштабной зачисткой — только за первую половину апреля были задержаны и арестованы пять сотрудников разных московских ИФНС. 1 апреля Басманный суд заключил под стражу начальника отдела регистрации и учета налогоплательщиков в инспекции ФНС № 24 Романа Евлуженкова, а Хамовнический суд отправил в СИЗО главного государственного налогового инспектора отдела оперативного контроля ИФНС № 10 Мурата Мурадова. 12 апреля под стражу были отправлены два экс-налоговика — бывший инспектор ИФНС №15 Владимир Купцов и бывший старший инспектор ИФНС №26 Михаил Александров. Спустя три дня был задержан старший налоговый инспектор отдела оперативного контроля ИФНС № 23 Максим Бекшаев.

Всем им вменили получение взяток — в крупном или в особо крупном размере. Но, как выяснилось, инспекторов объединяла не только статья, но и взяткодатель. Показания на сотрудников ФНС дал предприниматель из Санкт-Петербурга Даниил Мартинсон, находящийся под домашним арестом с июля 2020 года. Как установило следствие, в 2016-2018 годах он передал московским налоговым инспекторам порядка 4 млн рублей за оперативную регистрацию нескольких десятков юрлиц. Дело Мартинсона было рассмотрено судом в особом порядке — в августе 2021 его приговорили к 6 годам колонии общего режима.

Регион с традициями

Масштабную схему по незаконному возврату НДС вскрыли сотрудники ФСБ и ГУЭБиПК в Республике Тыва. В феврале фигурантами уголовного дела о превышении должностных полномочий с тяжкими последствиями стали два заместителя руководителя регионального управления ФНС и три замначальника межрайонной инспекции №1.

По данным местных СМИ, по этому делу был допрошен и глава республиканского управления ФНС Алдын-Херел Кара-Сал. Сообщалось даже о его задержании, но эта информация не подтвердилась. А предшественница Кара-Сала Вероника Суге-Маадыр была задержана по делу о коррупции в 2019 году, сейчас это дело уже слушается в суде. Ей вменяют получение взяток, мошенничество, легализацию денег и неправомерный доступ к компьютерной информации.

Гниет с головы

Экс-руководитель Управления ФНС по Пензенской области Юрий Калабин был задержан в апреле по делу о злоупотреблении должностными полномочиями. Суд отправил его под домашний арест. По версии следствия, сотрудники регионального УФНС не проводили налоговые проверки в одной из компаний, зная о том, что организация не уплатила налоги на сумму более 40 млн рублей и пени — около 20 млн рублей. В августе дело Калабина, которое расследовали сотрудники региональных управлений СКР и ФСБ, было передано в суд.

Бывший глава УФНС по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Сергей Родионов в феврале был приговорен к восьми годам строгого режима и штрафу в размере 28 млн рублей. Родионов был задержан с поличным при получении взятки в 8,5 млн рублей за снижение объема недоимки, назначенной по итогам налоговой проверки коммерческой компании. Позднее всплыла еще одна взятка от предпринимателя — 1 млн рублей. Правда в апелляции приговор не устоял — Архангельский облсуд отправил дело на новое рассмотрение из-за процессуальных нарушений.

Бывшему и.о. замглавы УФНС Кемеровской области Игорю Маджаре уже дали 2 года 4 месяца лишения свободы по делу о взятках. Незаконное вознаграждение он получил на посту руководителя отдела по обеспечению процедуры банкротства регионального УФНС. Налоговик предложил арбитражному управляющему ежемесячно платить по 10 тыс. рублей за его ипотеку. В обмен Маджара обещал не применять санкции за налоговые нарушения в ходе процедуры банкротства. Общий объем взятки составил 60 тыс. рублей.

Золотые проверки

Налоговики, занимающие более мелкие должности, и рядовые инспекторы не отстают от руководства. Так, в октябре сотрудники УФСБ по Ставропольскому краю задержали с поличным заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС №4 Наталью Соболеву. Ее заподозрили в получении взятки в 1 млн рублей за сокрытие выявленных нарушений налогового законодательства местной компанией.

Три сотрудника УФНС Дагестана придумали недоимку, чтобы получить взятку. Они сообщили представителю коммерческой компании, что в ходе проверки якобы выявлены нарушения на 35 млн рублей, но эту сумму можно снизить в пять раз, цена вопроса — 8 млн рублей. Бизнесмен обратился к правоохранителям, и налоговиков с поличным задержали сотрудники ФСБ. В августе СУ СКР по Дагестану возбудило уголовное дело о взяточничестве.

Замначальника межрайонной инспекции №1 УФНС по Воронежской области Андрей Водолазкин за те же 8 млн рублей согласился перенести проверку одной из компании. Деньги удалось получить, но в июле 2021 налоговика и его коллегу-посредника задержали.

Сотрудница одного из территориальных подразделений УФНС Самарской области взялась передать 1,8 млн рублей взятки коллеге. За эти деньги местную компанию должны были не включить в в график проведения выездных налоговых проверок, а также уменьшить ей налоговые доначисления. В июле на замначальника отдела самарского УФНС по материалам региональных УФСБ и ГУ МВД возбудили уголовное дело о посредничестве во взяточничестве.

Условки и отсидки

Ряд сотрудников Федеральной налоговой службы уже признаны виновными в коррупционных преступлениях и заслушали свои приговоры. 4 года лишения свободы получил бывший налоговый инспектор из Оренбургской области Константин Курьянов по делу о получении взятки и покушении на мошенничество. Незаконное вознаграждение было не денежным — взяткодатель за общее попустительство фиктивно трудоустроил супругу налоговика и выплатил ей в общей сложности свыше 390 тыс. рублей. Еще 1 млн рублей Курьянов запросил с коммерсантов за исключение компании из плана выездных проверок. Но, как выяснили правоохранители, эти деньги он планировал просто присвоить. При получении денег инспектора и задержали.

Почти такой жей срок — 3 года лишения свободы, но гораздо за менее значительную взятку получил бывший главного инспектора московской ИФНС №31 Геворг Сафарян. Его признали виновным в получении 100 тыс. рублей. За эти деньги налоговик, который занимался выявлением фирм-однодневок, отказался проверять достоверность адресов девяти подозрительных компаний.

Читинского налогового инспектора приговорили к 2 годам лишения свободы условно. Его признали виновным в незаконном разглашении налоговой тайны и неправомерном доступе к компьютерной информации. Как установило следствие, сотрудник ФНС организовал платные консультации, на которых подробно рассказывал о способах ухода от налогов. Компания, которую для этих целей организовал знакомый налоговика, успела заработать 410 тыс. рублей. По данным чекистов, пресечение преступной деятельности помогло сохранить в бюджете более 400 млн рублей.

Условными 4 годами в первой инстанции отделался и бывший руководитель межрайонной инспекции ФНС № 14 Алтайского края Алексей Шлегель. Но апелляция заменила наказание на аналогичный реальный срок. Как установило следствие, налоговик и его знакомый экс-полицейский пообещали предпринимателю повлиять на результаты налоговой проверки за 3 млн рублей. Они убеждали бизнесмена, что проверка его компании якобы выявит недостачу налогов на 30 млн рублей. Коммерсант обратился в краевое УФСБ, в итоге Шлегеля и его подельника задержали после получения аванса в 1,5 млн рублей.

С целью установления механизма контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного преступлениями, предусмотренными статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации , а также порядка взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов для обеспечения эффективности возмещения ущерба, причиненного налоговыми преступлениями , и поступления в бюджетную систему Российской Федерации налоговой задолженности приказываем:

Отдельные положения Инструкции могут распространять действие и в отношении других преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ, что специально оговаривается в соответствующих ее пунктах.

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей руководителей министерств и ведомств по направлениям деятельности.

Федеральной налоговой службы

Министр внутренних дел

приказом Генеральной прокуратуры

ФНС России, МВД России,

от 08.06.2015 N 286/ММВ-7-2/232@

ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ФАКТИЧЕСКИМ ВОЗМЕЩЕНИЕМ УЩЕРБА,

ПРИЧИНЕННОГО НАЛОГОВЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция определяет, что органам прокуратуры Российской Федерации, МВД России, Следственного комитета Российской Федерации (далее - Следственный комитет) и ФНС России в вопросах противодействия преступлениям в сфере налогообложения одним из приоритетных направлений необходимо считать возмещение ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации, свою деятельность осуществлять в пределах установленной компетенции и в строгом соответствии с действующим федеральным законодательством.

II. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ

И КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ И ПРОВЕДЕНИИ

ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

2. Подразделениями территориальных органов МВД России, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в территориальные органы ФНС России в порядке, предусмотренном ст. 36 Налогового кодекса Российской Федерации , направляется информация о налогоплательщиках, в отношении которых имеются сведения, позволяющие предполагать о совершении налогового правонарушения.

3. Следственными органами Следственного комитета при выявлении в процессе расследования уголовных дел обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения, соответствующие материалы направляются в территориальные органы ФНС России в порядке, предусмотренном ст. 36 НК РФ.

Копии указанных материалов направляются в территориальные органы МВД России для оперативного использования.

При наличии в обращениях информации о признаках налогового или иного преступления, сопряженного с незаконным возмещением налогов, материалы направляются в соответствии с требованиями ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в органы предварительного следствия.

5. Территориальными органами ФНС России:

при разработке и утверждении плана выездных налоговых проверок на следующий квартал учитывается информация, поступившая из подразделений территориальных органов МВД России, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, Следственного комитета и органов прокуратуры Российской Федерации;

по результатам ее рассмотрения не позднее квартала, следующего за кварталом поступления, в план включаются и назначаются выездные налоговые проверки налогоплательщиков, в отношении которых имеются сведения о возможных нарушениях законодательства о налогах и сборах;

не позднее 10 суток после утверждения плана выездных налоговых проверок на следующий квартал с целью своевременного проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий информируются соответствующие подразделения территориальных органов МВД России об имеющихся в отношении конкретных налогоплательщиков сведениях о возможном уклонении от уплаты налогов и (или) сборов на сумму, подпадающую под признаки налогового преступления.

6. Территориальными органами ФНС России при назначении выездной налоговой проверки, а также в ходе ее проведения при выявлении признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, влекущего уголовную ответственность, направляется мотивированный запрос об участии в выездной (повторной выездной) налоговой проверке сотрудников территориальных органов МВД России.

Подразделениями территориальных органов МВД России, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, обеспечивается участие сотрудников в проведении выездной налоговой проверки в соответствии с п. 9 Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347.

7. Территориальными органами ФНС России в целях обеспечения надзора за исполнением федерального законодательства и организации взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов по защите публичных интересов, в том числе по пресечению возможного сокрытия имущества, за счет которого может быть возмещен причиненный ущерб, и иных неправомерных действий, при вынесении решения по результатам налоговой проверки о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, свидетельствующего об уклонении налогоплательщика от уплаты налоговых платежей либо незаконном возмещении налогов в особо крупных размерах, незамедлительно направляется информация в прокуратуру города (района) по месту фактического нахождения налогоплательщика (его структурного подразделения, филиала), в отношении которого проводилась налоговая проверка.

8. Территориальными органами ФНС России после проведения выездной налоговой проверки и вынесения решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в случаях и порядке, предусмотренных п. 10 ст. 101 НК РФ, своевременно принимаются обеспечительные меры (запрет на отчуждение, передачу в залог имущества, приостановление операций по счетам налогоплательщика) и используются предоставленные полномочия в соответствии со ст. 31, 33, 46, 47, 77 НК РФ для обеспечения взыскания недоимки, пеней и штрафов по всем проверкам, выявившим признаки налогового преступления.

9. Территориальными органами ФНС России, МВД России в процессе проведения налоговой проверки и до вынесения решения по ее результатам осуществляется сбор сведений о действиях налогоплательщика в отношении принадлежащих ему денежных средств и имущества. Данные сведения отражаются в материалах, направляемых в порядке п. 3 ст. 32 НК РФ.

10. Территориальными органами ФНС России информируется прокуратура города (района) по месту фактического нахождения налогоплательщика (его структурного подразделения, филиала) обо всех материалах, направленных в территориальный орган Следственного комитета для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о налоговом преступлении.

Прокурорами городов (районов) ежемесячно сверяются данные о материалах, направленных из территориальных органов ФНС России, подразделений территориальных органов МВД России и поступивших в следственные органы Следственного комитета.

О результатах надзорной деятельности на указанном направлении, наиболее серьезных нарушениях закона и возникающих проблемах правоприменения информируется Главное управление по надзору за следствием и Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации по итогам работы за полугодие и год в срок не позднее 20 августа и 20 февраля соответственно.

11. Органами прокуратуры Российской Федерации по каждому поступившему в следственные органы Следственного комитета материалу проверяется исполнение налоговым органом предписаний закона о взыскании налоговой задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При выявлении нарушений органы прокуратуры требуют от территориальных органов ФНС России исполнения данной обязанности или представления документов, свидетельствующих о невозможности взыскания недоимки, пеней и штрафов с указанием причин. В случае реализации предусмотренных ст. 77 НК РФ полномочий руководствуются соответствующим приказом Генерального прокурора Российской Федерации об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов.

III. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ

И КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ ПРИ ВОЗБУЖДЕНИИ И РАССЛЕДОВАНИИ

УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

12. Следственными органами Следственного комитета о результатах рассмотрения материалов, поступивших из территориальных органов ФНС России, в зависимости от принятого процессуального решения в налоговые органы направляется письменное уведомление о возбуждении уголовного дела либо копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

В случаях недостаточности оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по материалу, поступившему из территориальных органов ФНС России, направляется запрос налоговому органу о представлении дополнительных документов.

Территориальными органами ФНС России по мотивированному запросу следователя, руководителя следственного органа представляются в течение 7 дней заверенные копии запрашиваемых документов.

13. Территориальными органами ФНС России информируются следственные органы Следственного комитета об обращении налогоплательщика в суд с заявлением о признании решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности недействительным, принятых в соответствии со ст. 101 НК РФ обеспечительных мерах и об их отмене, а также о принятых судом обеспечительных мерах в форме приостановления действия решения налогового органа.

При этом учитывается, что обжалование налогоплательщиком в суд вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности и применение судом обеспечительных мер в форме приостановления действия решения налогового органа не являются основаниями для отказа в возбуждении уголовного дела.

14. Территориальными органами МВД России представляются в следственные органы Следственного комитета результаты оперативно-розыскной деятельности, имеющие значение для решения вопроса о возбуждении и расследовании уголовного дела о налоговом преступлении .

Материалы представляются в соответствии с приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд".

15. Подразделениями территориальных органов Следственного комитета во взаимодействии с подразделениями территориальных органов МВД России, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и иными заинтересованными ведомствами проводятся регулярные рабочие встречи (совещания) по вопросам установления имущества подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих в соответствии с законом материальную ответственность за причиненный преступлением вред.

16. До возбуждения уголовного дела следственными органами Следственного комитета при получении информации об имуществе налогоплательщика, не указанном в решении налогового органа о принятии обеспечительных мер, данные сведения направляются в территориальные органы ФНС России для принятия обеспечительных мер в отношении этого имущества.

17. Следственными органами Следственного комитета обеспечивается приобщение к уголовному делу всех необходимых документов, подтверждающих наличие недоимки. После установления окончательной суммы налоговой задолженности и при невозмещении ущерба об этом информируются органы прокуратуры Российской Федерации для решения вопроса о предъявлении гражданского иска в уголовном судопроизводстве.

Если в результате принятых налоговыми и следственными органами мер по взысканию недоимки, пени, штрафов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, налогоплательщик не уплатил в полном объеме указанные суммы, органами прокуратуры Российской Федерации предъявляется гражданский иск в соответствии с ч. 3 ст. 44 УПК РФ. При подготовке гражданского иска истребуются из территориальных органов ФНС России и Следственного комитета документы, подтверждающие предмет и основание иска.

18. Следственными органами Следственного комитета при решении вопроса о возбуждении уголовного дела безотлагательно принимаются меры по установлению имущества и последующему наложению ареста на него в порядке ст. 115, 160.1 УПК РФ в целях обеспечения возмещения ущерба, причиненного налоговым преступлением. В необходимых случаях оперативным подразделениям направляются поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий по выявлению имущества, за счет которого может быть возмещен ущерб.

19. Органами прокуратуры Российской Федерации:

обеспечивается системный надзор за исполнением законов при расследовании налоговых преступлений, при этом особое внимание обращается на: своевременное принятие следователем мер по установлению имущества и наложению на него ареста в порядке ст. 115, 160.1 УПК РФ; доказанность умысла подозреваемого, обвиняемого на уклонение от уплаты налогов; подтверждение размера недоимки, соответствующей примечанию к ст. 198, 199 УК РФ; способ уклонения, предусмотренный ст. 198, 199 УК РФ;

при проверке законности и обоснованности прекращения уголовного дела по ст. 28.1 УПК РФ проверяется наличие в уголовном деле сведений налогового органа об уплате недоимки, пеней, штрафов, подтверждающих возмещение ущерба в полном объеме;

при прекращении уголовного дела по иным основаниям проверяется законность принятого решения, а также исполнение следователем требований закона о направлении в налоговый орган копии процессуального решения в соответствии с ч. 4 ст. 213 УПК РФ. В дальнейшем осуществляется надзор за соблюдением налоговыми органами законодательства о налогах и сборах при взыскании налоговой задолженности.

IV. МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВОЗМЕЩЕНИЯ УЩЕРБА,

ПРИЧИНЕННОГО НАЛОГОВЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, НА СУДЕБНЫХ СТАДИЯХ

20. Прокуроры, поддерживающие государственное обвинение в суде по делам о налоговых преступлениях, способствуют принятию судом законных, обоснованных и справедливых решений.

21. Если ущерб, причиненный налоговым преступлением, не возмещен и гражданский иск не заявлен, несмотря на то, что для этого имеются основания, государственными обвинителями информируется прокурор, имеющий право на предъявление гражданского иска.

22. В необходимых случаях государственные обвинители ходатайствуют перед судом о предоставлении времени для подготовки искового заявления и обоснования своей позиции по иску.

23. Государственными обвинителями, а также вышестоящим прокурором при наличии обстоятельств, свидетельствующих о неправильном применении по делам о налоговых преступлениях уголовного закона и (или) о существенном нарушении уголовно-процессуального закона, своевременно обжалуются судебные решения, в том числе и относительно гражданского иска.

Государственными обвинителями и вышестоящим прокурором уделяется должное внимание оценке законности и обоснованности решений судов об освобождении лиц от уголовной ответственности по делам о налоговых преступлениях в соответствии с положениями ст. 76.1 УК РФ.

В случае обжалования судебного решения иными участниками уголовного судопроизводства и отсутствия оснований для принесения представления государственный обвинитель излагает свое отношение к существу жалобы посредством подачи возражений на изложенные в ней доводы.

24. При установлении фактов непринятия мер для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска государственными обвинителями заявляется ходатайство о вынесении судом частных постановлений (определений).


Тотальные зачистки в столичных налоговых инспекциях, громкое дело с пятью фигурантами о незаконном возврате НДС в Туве, задержание главы управления ФНС по Пензенской области — 2021 год оказался непростым для сотрудников налоговой службы, отмечающих 21 ноября свой профессиональный праздник. Кто еще из подчиненных Даниила Егорова попался на коррупции, а кто уже получил срок за взятки и злоупотребления, — читайте в обзоре ПАСМИ.

Столичный набег

Следственные действия в столичных налоговых органах сотрудники ФСБ и антикоррупционных отделов МВД проводили с конца прошлого года. Работали во всех районных инспекциях одинаково: приходили с силовой поддержкой, выгоняли посетителей, перекрывали вход, а затем всех сотрудников собирали в одном помещении, изымали у них телефоны и изучали переписку и информацию о денежных переводах.

К весне обыски сменились масштабной зачисткой — только за первую половину апреля были задержаны и арестованы пять сотрудников разных московских ИФНС. 1 апреля Басманный суд заключил под стражу начальника отдела регистрации и учета налогоплательщиков в инспекции ФНС № 24 Романа Евлуженкова, а Хамовнический суд отправил в СИЗО главного государственного налогового инспектора отдела оперативного контроля ИФНС № 10 Мурата Мурадова. 12 апреля под стражу были отправлены два экс-налоговика — бывший инспектор ИФНС №15 Владимир Купцов и бывший старший инспектор ИФНС №26 Михаил Александров. Спустя три дня был задержан старший налоговый инспектор отдела оперативного контроля ИФНС № 23 Максим Бекшаев.

Всем им вменили получение взяток — в крупном или в особо крупном размере. Но, как выяснилось, инспекторов объединяла не только статья, но и взяткодатель. Показания на сотрудников ФНС дал предприниматель из Санкт-Петербурга Даниил Мартинсон, находящийся под домашним арестом с июля 2020 года. Как установило следствие, в 2016-2018 годах он передал московским налоговым инспекторам порядка 4 млн рублей за оперативную регистрацию нескольких десятков юрлиц. Дело Мартинсона было рассмотрено судом в особом порядке — в августе 2021 его приговорили к 6 годам колонии общего режима.

Регион с традициями

Масштабную схему по незаконному возврату НДС вскрыли сотрудники ФСБ и ГУЭБиПК в Республике Тыва. В феврале фигурантами уголовного дела о превышении должностных полномочий с тяжкими последствиями стали два заместителя руководителя регионального управления ФНС и три замначальника межрайонной инспекции №1.

По данным местных СМИ, по этому делу был допрошен и глава республиканского управления ФНС Алдын-Херел Кара-Сал. Сообщалось даже о его задержании, но эта информация не подтвердилась. А предшественница Кара-Сала Вероника Суге-Маадыр была задержана по делу о коррупции в 2019 году, сейчас это дело уже слушается в суде. Ей вменяют получение взяток, мошенничество, легализацию денег и неправомерный доступ к компьютерной информации.

Гниет с головы

Экс-руководитель Управления ФНС по Пензенской области Юрий Калабин был задержан в апреле по делу о злоупотреблении должностными полномочиями. Суд отправил его под домашний арест. По версии следствия, сотрудники регионального УФНС не проводили налоговые проверки в одной из компаний, зная о том, что организация не уплатила налоги на сумму более 40 млн рублей и пени — около 20 млн рублей. В августе дело Калабина, которое расследовали сотрудники региональных управлений СКР и ФСБ, было передано в суд.

Бывший глава УФНС по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Сергей Родионов в феврале был приговорен к восьми годам строгого режима и штрафу в размере 28 млн рублей. Родионов был задержан с поличным при получении взятки в 8,5 млн рублей за снижение объема недоимки, назначенной по итогам налоговой проверки коммерческой компании. Позднее всплыла еще одна взятка от предпринимателя — 1 млн рублей. Правда в апелляции приговор не устоял — Архангельский облсуд отправил дело на новое рассмотрение из-за процессуальных нарушений.

Бывшему и.о. замглавы УФНС Кемеровской области Игорю Маджаре уже дали 2 года 4 месяца лишения свободы по делу о взятках. Незаконное вознаграждение он получил на посту руководителя отдела по обеспечению процедуры банкротства регионального УФНС. Налоговик предложил арбитражному управляющему ежемесячно платить по 10 тыс. рублей за его ипотеку. В обмен Маджара обещал не применять санкции за налоговые нарушения в ходе процедуры банкротства. Общий объем взятки составил 60 тыс. рублей.

Золотые проверки

Налоговики, занимающие более мелкие должности, и рядовые инспекторы не отстают от руководства. Так, в октябре сотрудники УФСБ по Ставропольскому краю задержали с поличным заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС №4 Наталью Соболеву. Ее заподозрили в получении взятки в 1 млн рублей за сокрытие выявленных нарушений налогового законодательства местной компанией.

Три сотрудника УФНС Дагестана придумали недоимку, чтобы получить взятку. Они сообщили представителю коммерческой компании, что в ходе проверки якобы выявлены нарушения на 35 млн рублей, но эту сумму можно снизить в пять раз, цена вопроса — 8 млн рублей. Бизнесмен обратился к правоохранителям, и налоговиков с поличным задержали сотрудники ФСБ. В августе СУ СКР по Дагестану возбудило уголовное дело о взяточничестве.

Замначальника межрайонной инспекции №1 УФНС по Воронежской области Андрей Водолазкин за те же 8 млн рублей согласился перенести проверку одной из компании. Деньги удалось получить, но в июле 2021 налоговика и его коллегу-посредника задержали.

Сотрудница одного из территориальных подразделений УФНС Самарской области взялась передать 1,8 млн рублей взятки коллеге. За эти деньги местную компанию должны были не включить в в график проведения выездных налоговых проверок, а также уменьшить ей налоговые доначисления. В июле на замначальника отдела самарского УФНС по материалам региональных УФСБ и ГУ МВД возбудили уголовное дело о посредничестве во взяточничестве.

Условки и отсидки

Ряд сотрудников Федеральной налоговой службы уже признаны виновными в коррупционных преступлениях и заслушали свои приговоры. 4 года лишения свободы получил бывший налоговый инспектор из Оренбургской области Константин Курьянов по делу о получении взятки и покушении на мошенничество. Незаконное вознаграждение было не денежным — взяткодатель за общее попустительство фиктивно трудоустроил супругу налоговика и выплатил ей в общей сложности свыше 390 тыс. рублей. Еще 1 млн рублей Курьянов запросил с коммерсантов за исключение компании из плана выездных проверок. Но, как выяснили правоохранители, эти деньги он планировал просто присвоить. При получении денег инспектора и задержали.

Почти такой жей срок — 3 года лишения свободы, но гораздо за менее значительную взятку получил бывший главного инспектора московской ИФНС №31 Геворг Сафарян. Его признали виновным в получении 100 тыс. рублей. За эти деньги налоговик, который занимался выявлением фирм-однодневок, отказался проверять достоверность адресов девяти подозрительных компаний.

Читинского налогового инспектора приговорили к 2 годам лишения свободы условно. Его признали виновным в незаконном разглашении налоговой тайны и неправомерном доступе к компьютерной информации. Как установило следствие, сотрудник ФНС организовал платные консультации, на которых подробно рассказывал о способах ухода от налогов. Компания, которую для этих целей организовал знакомый налоговика, успела заработать 410 тыс. рублей. По данным чекистов, пресечение преступной деятельности помогло сохранить в бюджете более 400 млн рублей.

Условными 4 годами в первой инстанции отделался и бывший руководитель межрайонной инспекции ФНС № 14 Алтайского края Алексей Шлегель. Но апелляция заменила наказание на аналогичный реальный срок. Как установило следствие, налоговик и его знакомый экс-полицейский пообещали предпринимателю повлиять на результаты налоговой проверки за 3 млн рублей. Они убеждали бизнесмена, что проверка его компании якобы выявит недостачу налогов на 30 млн рублей. Коммерсант обратился в краевое УФСБ, в итоге Шлегеля и его подельника задержали после получения аванса в 1,5 млн рублей.

Законопроект о возбуждении уголовных дел по налогам будет смягчен

Владимир Путин готов смягчить свой вызвавший возмущение бизнеса законопроект о возвращении правоохранителям права возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям. В ходе вчерашней встречи с главой Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаилом Мишустиным президент объявил о компромиссе: возбуждая такие дела, следователи будут обязаны запросить мнение налоговой службы. Каков будет статус этих материалов, решит рабочая группа СКР и ФНС. По мнению юристов, если налогоплательщики не смогут оспаривать выводы налоговиков и насчитанные ими суммы, новая система обретет исключительно обвинительный уклон.


Руководитель ФНС Михаил Мишустин смог доказать, что без его материалов на налоговых уклонистов Следственному комитету не обойтись

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Вынесенный вчера президентом вердикт: в готовящемся законе следует зафиксировать обязанность Следственного комитета запрашивать материалы ФНС "с тем, чтобы в деле документы из налоговой службы всегда присутствовали". Напомним, в октябре президент внес в Госдуму законопроект СКР, возвращающий силовикам утраченное в 2011 году право возбуждать уголовные дела по налоговым статьям УК без получения материалов от налоговых органов. Обоснование новации: проведенная по инициативе Дмитрия Медведева либерализация этих статей кодекса привела к обвалу числа подобных дел. Если в 2009-2010 годах возбуждалось по 12-13 тыс. дел в год, то в 2012-м — лишь 2 тыс. Законопроект вызвал горячие возражения не только у бизнес-ассоциаций, но и у чиновников — самым высокопоставленным оппонентом СКР стал премьер Дмитрий Медведев.

Для отработки деталей два ведомства уже создали рабочую группу. Как сказали "Ъ" в СКР, скорее всего, сформулированные ею нормы в виде поправок ко второму чтению законопроекта внесет сам президент. Пока решений по процедуре нет: "Зафиксировано главное — налоговые органы будут представлять суждения о нарушениях законодательства о налогах и информацию о том, привели ли они к возникновению недоимки и в каком размере". В СКР отметили, что статус документа и момент, когда он будет запрашиваться,— до возбуждения дела или после — не определены, "но в любом случае он будет учитываться как следователем, так и судом".

В ФНС, однако, уверены, что Владимир Путин говорил о запросе материалов еще до возбуждения дела. "Я понял поручение президента именно таким образом,— сказал "Ъ" заместитель главы ФНС Сергей Аракелов.— Далее уже вопрос к Следственному комитету, будет ли документ от ФНС носить обязательный для исполнения характер или он будет использоваться наравне с оперативными материалами, полученными от органов внутренних дел". По словам заместителя главы службы, вопрос о том, сможет ли налогоплательщик узнать о подготовке материала для СКР и, главное, будет ли у него возможность оспорить его выводы, пока не обсуждался. По словам другого представителя ФНС, служба считает необходимым представление своей позиции именно до принятия решения о возбуждении уголовного дела: "Эта позиция будет основываться на судебно-арбитражной практике, правоприменении НК, а также на результатах налоговой проверки".

Управляющий партнер "Пепеляев групп" Сергей Пепеляев считает, что форма, в которой налоговый орган сможет выразить свое мнение, является сейчас "главной развилкой закона". Он напомнил, что предложения РСПП по этой теме предусматривают проведение полноценной налоговой проверки с составлением акта. "Такой вариант представляется наиболее разумным,— сказал он "Ъ".— Акт проверки — это отработанный институт, всем понятно, как на него реагировать". По его словам, если же ФНС будет направлять следователям иной документ, например оформленное письмом "мнение", то велика вероятность того, что налоговые инспекторы ради своего спокойствия будут писать то, чего от них ждут правоохранители. "Если у налогоплательщика не будет никакой возможности повлиять на такое "мнение", на практике оно, скорее всего, будет сервильным по отношению к СКР",— говорит Сергей Пепеляев. Гендиректор юридической компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин также полагает, что система "писем ФНС" не повредит бизнесу лишь в случае, если выводы налоговиков (в частности, о суммах недоимки) можно будет оспаривать в арбитражном суде.

Читайте также: