Требование о взыскании с граждан недоимок по налогам сборам и другим обязательным платежам

Обновлено: 30.06.2024

Несмотря на то что погашение обязательных платежей в процессе добровольной ликвидации регулируется теми же нормами, что и удовлетворение требований иных кредиторов, существует ряд вопросов, которые прояснить следует отдельно. Могут ли налоговые органы взыскивать в бесспорном порядке долги, налагать арест на расчетный счет, отказывать в завершении ликвидации недоимщику? Постараемся дать ответы на эти вопросы в статье.

Очередность погашения налоговых и иных обязательных платежей

В соответствии с п. 3 ст. 49 НК РФ очередность исполнения ликвидируемой организацией обязанностей по уплате налогов и сборов среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ, то есть НК РФ отсылает к ст. 64 ГК РФ [1] .

Из анализа норм ст. 64 ГК РФ следует, что все платежи, включая обязательные, делятся на очередные платежи и текущие расходы. Под последними понимаются расходы, необходимые для осуществления ликвидации. Согласно п. 1 и 2 ст. 5 Закона о банкротстве текущими платежами считаются те, что возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом и не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Применительно к добровольной ликвидации под текущие расходы подпадают те, которые возникли после составления промежуточного ликвидационного баланса и, соответственно, не вошли в промежуточный ликвидационный баланс. Текущие налоговые платежи могут образоваться, например, по результатам проверки, которую имеют право назначить налоговые органы на основании п. 11 ст. 89 НК РФ, или в результате реализации имущества для погашения обязательств перед кредиторами во исполнение п. 4 ст. 63 ГК РФ.

Очередные платежи – требования кредиторов, которые включены в промежуточный ликвидационный баланс. Задолженность по очередным обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу п. 1 ст. 64 ГК РФ погашается в третью очередь.

Итак, очередные обязательные платежи гасятся в третью очередь среди очередных платежей. Текущие расходы гасятся в первоочередном порядке по отношению ко всем очередным платежам. Внутри группы текущих расходов обязательные текущие платежи погашаются в четвертую очередь.

Порядок списания налогов при ликвидации

Согласно пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога, штрафа прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом в соответствии со ст. 49 НК РФ. При этом то, что все действия во время ликвидации осуществляет ликвидатор, не имеет значения. Если у ликвидируемой организации из-за действий ликвидатора возникают обороты, все налоги с этих оборотов платить придется, в противном случае ликвидация являлась бы весьма удобным способом уклонения от налогов. Об этом, в частности, говорится в Письме Минфина России от 29.11.2011 № 03‑02‑07/1-410, с указанием на то, что НК РФ не предусмотрено прекращение обязанности налогоплательщика-организации по уплате налогов (пеней, штрафов) в период нахождения ее в стадии ликвидации.

На основании п. 1 ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Как же погашаются налоговые обязательства ликвидируемой организации, если денежных средств на это не хватает? В этом случае организация ликвидируется не в добровольном порядке, а по упрощенной процедуре банкротства, описанной в гл. 11 Закона о банкротстве. Далее недоимка по налогам (пеням, штрафам) признается налоговым органом безнадежной к взысканию в связи с недостаточностью имущества организации на основании ст. 59 НК РФ и списывается в установленном порядке [4] .

Налоговая служба – обычный кредитор?

В целом бюджет как кредитор не имеет каких-то преимуществ во время ликвидации налогоплательщика. Это же подтверждает обзор арбитражной практики, в которой одной из сторон является ликвидируемая организация, а другой – налоговый орган. Проиллюстрируем ситуацию несколькими примерами.

Недействительность ликвидационного баланса

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 № 7075/11, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчетов с кредиторами, нужно квалифицировать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения.

  • требования направлялись налогоплательщику после начала процедуры добровольной ликвидации данного юридического лица и утверждения ликвидатора;
  • на момент составления промежуточного ликвидационного баланса общество извещалось об обнаружении налоговым органом фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях;
  • доказательств представления обществом в налоговый орган возражений не представлено;
  • обществом не представлено доказательств исполнения обязанности по уплате штрафа до составления ликвидационного баланса, то есть задолженность имелась на момент утверждения промежуточного ликвидационного баланса. [6]

Непредъявленные требования оплате не подлежат

В соответствии с п. 5.1 ст. 64 ГК РФ считаются погашенными при ликвидации юридического лица требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд.

В Определении ВАС РФ от 12.05.2009 № ВАС-5652/09 суд пришел к выводу, что несоблюдение налоговым органом как кредитором установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации организации влечет установленные налоговым законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора.

Аналогично в Постановлении ФАС ПО от 29.03.2011 № А55-17287/2010 суд отказал в удовлетворении требований ИФНС, поскольку инспекция не предъявляла требований к ликвидационной комиссии, в связи с чем у последней отсутствовали основания для включения в промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс каких-либо сумм задолженности и для их выплаты налоговому органу.

Не признанные ликвидатором налоговые требования взыскиваются в судебном порядке

В Постановлении ФАС ЦО от 28.01.2009 № А23-1737/08А-14-83 суд указал, что налоговая служба не может требовать включения заявленных ею требований, если с ними не согласна ликвидационная комиссия. В данном случае налоговая служба наряду с другими кредиторами должна действовать в порядке, установленном п. 4 ст. 64 ГК РФ. Указанная норма закона прямо предусматривает способ защиты интересов кредитора, которому отказано в удовлетворении его требования (предъявление иска в суд), а также способ удовлетворения его требований в случае их обоснованности (за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица). [7]

Налоговая проверка – не препятствие для ликвидации

Что делать, если налоговая проверка не завершена, а момент составления ликвидационного баланса уже подошел? Должна ли ликвидируемая организация ожидать результатов проверки или же можно завершить ликвидацию без оглядки на факт проверки?

Согласно Письму ФНС России от 07.08.2012 № СА-4-7/13101 если организация в установленном порядке уведомила налоговый орган о начале процедуры ликвидации, а налоговый орган какие-либо требования об уплате налогов и сборов не предъявлял, то организация может продолжать процедуру ликвидации на общих основаниях. В частности, в соответствии с п. 6 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица.

Возможно ли бесспорное взыскание обязательных платежей с ликвидируемой организации?

Вправе ли налоговый орган взыскивать с ликвидируемой организации в бесспорном порядке долги, а если нет, то с какого момента процедуры ликвидации он лишается этого права?

В Определении ВАС РФ от 09.06.2014 № ВАС-6279/14 суд расценил действия банка по безакцептному списанию средств как противоречащие положениям ст. 64 ГК РФ о порядке и очередности удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, что влечет ничтожность соответствующих операций. Но это про банки – а как насчет налоговых органов? Например, в Постановлении ФАС ВСО от 26.09.2013 № А19-1757/2013 суд посчитал, что в период нахождения налогоплательщика в процессе ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов в порядке, установленном положениями ст. 46, 47 НК РФ.

Минфин также неоднократно высказывался по этому поводу. В Письме от 29.07.2008 № 03‑02‑07/1-319 Минфин отмечает, что со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса налоговый орган не вправе осуществлять взыскание налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, о чем также свидетельствует практика арбитражных судов (постановления ФАС СЗО от 25.11.2004 № А05-6517/04-13, ФАС ПО от 27.02.2007 № А55-7518/06, от 18.12.2007 № А55-6435/2007).

Одновременно Минфин заметил, что НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов по отзыву инкассовых поручений и отмене решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в случае принятия решения о его ликвидации.

В более позднем письме – от 24.08.2011 № 03‑02‑07/1-303 – в ответ на запрос банка, обслуживающего ликвидируемую организацию, Минфин пояснил, что при наличии документов о принятии юридическим лицом решения о добровольной ликвидации и (или) об утверждении ликвидационной комиссией промежуточного ликвидационного баланса банком не могут исполняться решения налоговых органов о взыскании налогов.

С учетом уточненной позиции Минфина, а также судебной практики можно утверждать, что срок исчисляется с момента принятия решения о ликвидации, а не с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В упомянутом Постановлении ФАС СЗО № А05-6517/04-13, на которое, кстати, сослался Минфин в Письме № 03‑02‑07/1-319, указано прямо: вынесение ИМНС оспариваемого решения о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств учреждения на счетах в банке и выставление на основании данного решения инкассовых поручений в банк после принятия решения о ликвидации учреждения следует признать неправомерным.

Поскольку действия по ликвидации подлежат госрегистрации, срок, соответственно, исчисляется не с момента совершения действия, а с момента его регистрации. На это, в частности, указано в Постановлении ФАС СЗО от 01.10.2012 № А26-11436/2011: в период нахождения Общества в стадии ликвидации (то есть после принятия решения о ликвидации и внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ) у Инспекции в силу ст. 49 НК РФ и 64 ГК РФ отсутствовало право бесспорного взыскания налога и пеней, поскольку это повлекло бы нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика… особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации не зависит от даты составления ликвидационного баланса. Для применения этого порядка, как правильно указали суды, достаточно наличия решения о ликвидации организации и внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. [8]

Эти правила распространяются и на обязательные взносы в социальные фонды. Так, в Постановлении ФАС ВСО от 15.08.2013 № А19-917/2013 указано, что исходя из того факта, что данный вопрос Законом № 212-ФЗ [9] не урегулирован, применению подлежат общие нормы права, содержащиеся в ГК РФ. То есть в период нахождения организации-страхователя в стадии ликвидации фонд не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию страховых взносов, пеней и штрафов, поскольку такие действия влекут за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика (Постановление ФАС ВСО от 14.03.2013 № А19-14698/2012). Схожий подход выражен судом в Постановлении ФАС УО от 21.03.2012 № А76-12541/2011.

Правомерны ли обеспечительные меры?

В соответствии с п. 1 ст. 76 НК РФ налоговый орган вправе для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа приостанавливать операции по счетам в банке налогоплательщиков. Является ли процесс добровольной ликвидации защитой от данной обеспечительной меры? На первый взгляд, да: раз действующее налоговое и гражданское законодательство не предусматривает возможности бесспорного списания средств со счета налогоплательщика в период ликвидации без соблюдения условий, установленных ст. 49 НК РФ, ст. 64 ГК РФ, то и обеспечение исполнения обязанности по уплате налога в виде приостановления операций по счетам в период ликвидации налогоплательщика противоречит налоговому и гражданскому законодательству (постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012 № 18АП-8114/2012 [10] , ФАС ПО от 31.07.2012 № А57-23213/2011, от 02.02.2011 № А65-7933/2010, от 21.12.2010 № А65-5800/2010 и № А65-5799/2010).

Однако в постановлениях АС ЗСО от 13.08.2014 № А67-6056/2013, № А67-6065/2013, № А67-6062/2013 суд счел иначе. Позиция его основывалась на том, что приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов (ст. 76 НК РФ). Более того, суд уточнил, что даже в период нахождения юридического лица в процедуре банкротства, которая, как и добровольная ликвидация, является одним из видов ликвидации юридического лица, влекущим его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК РФ), допускается реализация налоговым органом прав, предусмотренных ст. 76 НК РФ.

Заключение

Налоговая служба не освобождена от обязательных процедур, которые возлагаются на всех кредиторов ликвидируемой организации. Правда, иногда, пользуясь своими правами государственного регистратора, налоговики препятствуют завершению ликвидации – увязывают ее с погашением всех числящихся за налогоплательщиком долгов. Однако, как неоднократно подчеркивали суды, налоговые органы не могут игнорировать нормы законодательства о ликвидации, это чревато проигранными процессами и потерями для бюджета.

[6] Обоснования по данному процессу приведены в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 № А33-18667/2010.

[7] Определением ВАС РФ от 21.05.2009 № ВАС-6063/09 в передаче дела в Президиум ВАС отказано.

[8] Определением ВАС РФ от 20.02.2013 № ВАС-917/13 в передаче дела в Президиум ВАС отказано.

[10] Данное решение не было обжаловано в порядке кассационного производства.

О. Е. Орлова
эксперт журнала
Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения

"Основания, сроки и условия для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций"

Статьей 30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ) предусмотрено, что налоговые органы, будучи единой централизованной системой, осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и иных обязательных платежей. В целях наиболее эффективного осуществления деятельности налоговых органов, направленной исключительно на защиту публично-правовых интересов, налоговым органам, в том числе предоставлено право обращения в арбитражные суды с заявлениями о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения, в случаях предусмотренных налоговым кодексом.

Налоговый орган обращается в суд в случае, если налоговый орган не успел принять решение о взыскании в течение 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, в случае взыскания налоговой санкции.

Налоговые санкции являются следствием установления налоговым органом налогового правонарушения налогоплательщиком (иным лицом) и принятия решения о взыскании налоговых санкций. С 1 января 2006 г. в связи с принятием Федерального закона от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" изменен порядок взыскания налоговых санкций. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 103.1 НК РФ взыскание налоговой санкции на основании решения налогового органа производится в бесспорном порядке в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает 5 тыс. руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - 50 тыс. руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно пункту 7 статьи 114 НК РФ налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном НК РФ, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на] налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, не превышает 5 тыс. руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - 50 тыс. руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.

В случае если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, превышает 5 тыс. руб. по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - 501 тыс. руб. по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, а также в случае, если к ответственности привлекается Я физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, такая сумма штрафа взыскивается в судебном порядке в соответствии с НК РФ.

В случае обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании налоговых санкций, не превышающих размер, установленный пунктом 1 статьи 103.1 НК РФ производство по делу подлежит прекращению на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Так, например, налоговая инспекция обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к сельской администрации о взыскании 100 рублей налоговых санкций.

Определением от 29 августа 2006 года производство по делу было прекращено в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекШИ Российской Федерации.Не согласившись с вынесенным определением, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просила отменить определение, ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального права, и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель кассационной жалобы считал, что судом неправильно применены положения статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку налогоплательщик является бюджетным учреждением и применение процедуры бесспорного взыскания налоговых санкций к данному субъекту неправомерно в связи с тем, что обращений!
взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

Проверив правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Арбитражным судом Республики Бурятия было установлено, что при проведении камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком 29.03.2006 декларации по налогу на прибыль за 2005 год выявлен пропуск установленного законом срока представления налоговой декларации по данному налогу.

Решением от 14.04.2006 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения администрация сельского поселения была привлечена к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации в установленный законом срок в виде штрафа в сумме 100 рублей.

Требованием от 24.04.2006 администрации предложено в срок до 04.05.2006 уплатить 1 налоговую санкцию в добровольном порядке.

Неисполнение указанного требования в установленный срок явилось основанием для обращения налоговой инспекции в суд с заявлением о взыскании штрафа.

Прекращая производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд мотивировал это тем, что сумма штрафа не превышает 50000 рублей и согласно статье 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию во внесудебном порядке, в связи с чем данное дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа посчитал выводы суда первой инстанции законными и обоснованными. Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций,если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Статьей 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ, вступившим в законную силу с 01.01.2006, установлен иной (внесудебный) порядок взыскания штрафов, налагаемых на организации.

Пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если сумма штрафа налагаемого на организацию, не превышает пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно пункту 7 статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Таким образом, с 01.01.2006 дела о взыскании налоговых санкций, не превышающих 50000 рублей, не подлежат рассмотрению в арбитражных судах. В случае принятия к, производству такого заявления, поданного после 31.12.2005, производство по делу'^Ж соответствии с позицией пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего! Арбитражного Суда Российской Федерации N 105 от 20.02.2006 "О некоторых вопросах: связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.Из материалов дела усматривалось, что налоговая инспекция обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о взыскании с администрации сельского поселения 100 рублей налоговых санкций 31.07.2006, поэтому суд правильно руководствовался действовавшими нормами процессуального права, изложенными в статье 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Довод налоговой инспекции о том, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, отклонен в силу следующего.

В порядке, предусмотренном главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (пункт 4 статьи 29, пункт 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а статьей 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен внесудебный порядок взыскания налоговых санкций в установленных:; пределах. При этом законодательством не установлено каких-либо особенностей применения этого порядка в отношении бюджетных учреждений.

Пололнения статей 239, 242.1, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации,предусматривающие, что обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам бюджетного учреждения производится по решению суда на основании исполнительного листа (судебного приказа), направляемого в орган Федерального казначейства, не могут рассматриваться как относящие к подведомственности арбитражных судов рассмотрение дел о взыскании с бюджетных учреждений обязательных платежей и санкций, в отношении которых установлен внесудебный порядок взыскания.

Кроме того, на момент вынесения решения суда первой инстанции 100 рублей налоговых санкций были уплачены платежными поручениями N 425 от 16.08.2006, N 426 от 16.08.2006.

Учитывая изложенное, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оставил определение суда первой инстанции без изменения, а кассационную жалобу без, удовлетворения (постановление ФАС ВСО от 05.12.2006 №А10-4007/06-Ф02-6477/06-С1)

Отражение сумм штрафа, начисленных по результатам налоговой проверки, однойЦ суммой без разбивки по налоговым периодам, в случае если за каждый налоговый период;! сумма штрафа не превышает размер, установленный пунктом 1 статьи 103.1 НК РФ, не является основанием для взыскания налоговых санкций в судебном порядке (постановление ФАС ВСО от 05.11.2008 №АЗЗ-14049/06-Ф02-5405/08).

Процесс взыскания в судебном порядке обязательных платежей и санкций в бюджет Российской Федерации регулируется процессуальным законодательством.

В процессуальном законодательстве существует понятие досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком. В данном случае досудебный порядок урегулирования, спора предусмотрен НК РФ. Общий смысл данного порядка заключается в обязанности налогового органа информировать в соответствии с требованиями кодекса налогоплательщика о необходимости добровольно заплатить недоимку по налогам, пени,и исполнить налоговые санкции. Согласно статье 70 НК РФ, обращению налогового органа в суд должно предшествовать направление требования об уплате налога, которое должно быть
направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент выставления требования, сроке уплаты налога,установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также меры по взысканию налога, которые применяются в случае неисполненш налогоплательщиком указанного требования. Требование передается руководите организации, индивидуальному предпринимателю (их представителям) лично под расписку, или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае уклонения налогоплательщика от получения требования, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Непредставление налоговым органом в суд доказательств, подтверждающих факт вручения налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю) требования об уплате налога и пеней лично под расписку или иным способом подтверждающим факт и дату получения этого требования, является основанием для оставления заявления налогового органа без рассмотрения (постановление ФАС ВСО от 13.12.2006 №А19-12155/06-24-Ф02-6132/06-С1).

Данная позиция также изложена в пункте 31 Постановления Пленума ВАС РФ От 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса - Российской Федерации".

Следует отметить, что признание требований об уплате налога, сбора пени и штрафа недействительными не свидетельствует о несоблюдении налоговым органом досудебного порядка урегулирования спора.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предъявляет определенные требования к содержанию и форме заявления о взыскании обязательных платежей.

Статьей 214 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В заявлении должно быть указано: наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы; нормы федерального закона и иного нормативного правового акта предусматривающие уплату платежа; сведения о направлении требования об уплате платежа
в добровольном порядке. К заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций, прилагаются документы, указанные в пунктах 1-5 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.

Установив при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству что оно подано с нарушением установленных требований к составу документов, а также требований к форме и содержанию заявления, суд выносит определение об оставлении заявления без движения по пункту 1 статьи 128 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

В случае если обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, не будут устранены в срок, установленный в определении,арбитражный суд возвращает исковое заявление и прилагаемые к нему документы на основании пункта 4 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Недавние поправки в первую часть НК РФ: новые правила взыскания недоимки, зачет переплаты и другие изменения

Федеральный закон от 29.09.19 № 325-ФЗ внес большой пакет изменений в Налоговый кодекс. Сегодня мы расскажем о поправках, которые внесены в первую часть НК РФ. Речь пойдет о скорректированных правилах взыскания задолженности с банковских счетов, о возможности зачесть переплату в счет недоимки по налогу другого вида, о новой обязанности организаций-плательщиков транспортного и земельного налогов и других изменениях.

Новые правила взыскания задолженности

По действующему правилу на принятие решения о взыскании задолженности инспекторам отводится два месяца после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога (взноса, сбора, пени, штрафа). Причем срок, отведенный на вынесение такого решения, не зависит от суммы задолженности и давности ее возникновения.

После вступления в силу комментируемых поправок для небольших сумм задолженности будет действовать особый порядок взыскания.

Налоговики не станут взыскивать долги до тех пор, пока их общая сумма не превысит 3 000 руб. Когда это случится, ИФНС сможет принять решение о взыскании в течение двух месяцев с даты превышения. Если налоговики пропустят этот срок, решение будет считаться недействительным.

Из данного правила есть исключение. Как только пройдут три года с момента окончания срока, указанного в самом раннем из невыполненных требований об уплате, инспекторы получат право на взыскание, даже если общая сумма долга не превысила 3 000 руб. В этом случае на принятие решения о взыскании у налоговиков есть два месяца с момента истечения указанного трехлетнего срока (новая редакция п. 3 ст. 46 НК РФ).

Соответствующие изменения начнут действовать с 1 апреля 2020 года.

Зачет переплаты в счет налога другого вида

В действующей редакции пункта 1 статьи 78 НК РФ сказано, что зачесть переплату по налогу можно только в счет налога того же вида. Другими словами, федеральные налоги засчитываются в счет недоимки (предстоящих платежей) по федеральным налогам, региональные — по региональным, местные — по местным.

Подать заявление о зачете или возврате налогов (взносов) через интернет Подать бесплатно

Также есть норма, в которой говорится, как можно вернуть излишне уплаченные налоги, если у налогоплательщика есть недоимка по другим налогам. Сначала налоговики зачтут переплату в счет недоимки по налогам того же вида, а также по соответствующим пеням и штрафам. И только после этого вернут оставшуюся часть излишне уплаченного налога (п. 6 ст. 78 НК РФ). Что касается излишне взысканной налоговой суммы, то ее возврат возможен только при отсутствии недоимки по налогам того же вида (п. 1 ст. 79 НК РФ).

Начиная с 1 октября 2020 года, указанные правила перестанут действовать. Переплату разрешат зачесть в счет любой недоимки и предстоящих платежей независимо от вида налога. Например, излишне перечисленный федеральный налог можно будет зачесть в счет недоимки по местному налогу и наоборот. Изменится и порядок возврата. Как и сейчас, налоговики сначала зачтут переплату в счет недоимки, и только оставшуюся часть излишне уплаченных сумм вернут налогоплательщику. Но при зачете инспекторы спишут переплату в счет недоимки не только по налогам того же вида, но и по любым другим налогам, а также по соответствующим пеням и штрафам. Возврат излишне взысканной суммы будет запрещен при наличии любой налоговой задолженности, даже если она возникла по налогу иного вида.

Новая обязанность для организаций — плательщиков транспортного и земельного налогов

Как известно, начиная с отчетности за 2020 год, организации не будут сдавать декларации по транспортному и земельному налогам.

Тем, кто вопреки новым правилам не уведомит налоговиков о наличии транспортного средства или земельного участка, грозит штраф по статье 129.1 НК РФ. Размер санкции составляет 20% от суммы неуплаченного налога.

Постановка на учет иностранцев и лиц без гражданства

Законодатели добавили в первую часть НК РФ положения, посвященные иностранцам и лицам без гражданства, у которых нет ни статуса ИП, ни места жительства или места пребывания в России, ни транспорта или недвижимости в нашей стране. Если такое лицо до сих пор не состоит на российском налоговом учете, но получает доходы в РФ, его необходимо поставить на учет в ИФНС. Это сделает инспекция по месту нахождения организации или месту жительства предпринимателя, от которых иностранец (лицо без гражданства) получает доходы.

Поставить указанное лицо на учет должны сами налоговики. Основанием послужат сведения по форме 2-НДФЛ, представленные на иностранца его работодателем (новый п. 7.4 ст. 83 НК РФ).

Иностранец будет состоять на налоговом учете до тех пор, пока работодатель представляет в ИФНС информацию о доходах этого гражданина. Когда сведения перестанут поступать, налоговики подождут три года с момента последней подачи формы 2-НДФЛ. Если за этот период иностранец не задекларирует свои доходы самостоятельно, его снимут с российского налогового учета. Никаких уведомлений об этом инспекторы рассылать не станут (новый п. 5.7 ст. 84 НК РФ).

Указанный порядок впервые применят к сведениям о доходах, представленным после 1 января 2020 года.

Обмен налоговыми документами через МФЦ

В Налоговом кодексе появились нормы, регулирующие порядок передачи и получения некоторых налоговых документов через многофункциональные центры представления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Так, через МФЦ можно будет сдать:

  • заявление о постановке на налоговый учет или о снятии с учета (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • уведомление о выборе обособленного подразделения для постановки организации на налоговый учет (если несколько ОП находятся в одном муниципальном образовании, городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам) (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • уведомление об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 января 2020 года);
  • документ, подтверждающий, что налоговый агент направил иностранному гражданину или лицу без гражданства уведомление о постановке этого лица на налоговый учет (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • документ о предоставлении льготы по транспортному налогу (новая редакция п. 3 ст. 361.1 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет (новая редакция п. 6.1 ст. 391 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • уведомление о выбранных объектах налогообложения налогом на доходы физлиц, в отношении которых предоставляется налоговая льгота (новая редакция п. 7 ст. 407 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года).

Датой представления того или иного документа будет считаться день, когда человек принес документ в МФЦ. Этот день зафиксируют в расписке или другой бумаге, подтверждающей факт представления (новый п. 1.1 ст. 21 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года).

Через МФЦ можно будет получить:

  • налоговые уведомления, если налогоплательщик написал соответствующее заявление (новая редакция п. 4 ст. 52 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • свидетельство о постановке на налоговый учет физического лица (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • документ о рассмотрении налоговиками сведений (кроме деклараций), представленных физическими лицами в ИФНС через многофункциональный центр. Для получения в МФЦ такого документа необходимо письменное заявление физлица (новая редакция п. 8 ст. 31 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • документ, содержащий сведения о физическом лице, которые составляют налоговую тайну. Для получения в МФЦ такого документа необходимо письменное согласие физлица (новая редакция п. 8 ст. 31 НК РФ; вступает в силу 29 октября 2019 года).

Датой получения любого из перечисленных документов в МФЦ будет считаться день, следующий за днем, когда этот документ поступил из налоговой инспекции в многофункциональный центр (новая редакция п. 4 ст. 31 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года).

Другие новшества, внесенные в первую часть НК РФ комментируемым законом

Новшество

Соответствующая норма НК РФ

Дата вступления в силу

Плательщики взносов будут обязаны сообщать в ИФНС о наделении полномочиями (о снятии полномочий) по начислению выплат физлицам только тех обособленных подразделений, у которых открыт счет в банке.

Новая редакция подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ

1 января 2020 года

Новый п. 7 ст. 31 НК РФ

1 апреля 2020 года

В состав единого налогового платежа физлиц будут включать, в том числе средства, добровольно перечисленные в бюджет на уплату НДФЛ, который не был удержан налоговым агентом.

Зачесть единый налоговый платеж в счет уплаты конкретного налога должны не позднее 10 дней с более поздней из двух дат: даты направления уведомления или даты поступления единого платежа в бюджет (прежде зачет производили в сроки, установленные для уплаты налога). При этом уточняется, что зачет производится не позднее срока уплаты налога.

Новые редакции п. 1 и п. 5 ст. 45.1 НК РФ

1 января 2020 года

Инспекторов обязали учитывать переплату физлица по НДФЛ, по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам при расчете суммы, подлежащей уплате в бюджет на основании налогового уведомления. Указанные суммы не учитываются, если до даты составления уведомления получено заявление налогоплательщика о зачете (возврате) переплаты.

Новая редакция п. 2 ст. 52 НК РФ

1 января 2021 года

Подать заявление о зачете или возврате налогов (взносов) через интернет Подать бесплатно

Новая редакция п. 4 ст. 55 НК РФ

29 сентября 2019 года (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года)

Установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 1 года со дня выявления недоимки, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам составляет: для физлиц — менее 500 руб., для компаний и ИП — менее 3 000 руб. (сейчас 500 руб. для всех).

Новая редакция п. 1 ст. 70 НК РФ

1 апреля 2020 года

Налогоплательщики смогут просить заменить арест имущества банковской гарантией, залогом имущества или поручительством третьего лица (сейчас арест можно заменить только залогом).

Новая редакция п. 12.1 ст. 77 НК РФ

1 апреля 2020 года

Новый п. 8.1 ст. 78 НК РФ

29 октября 2019 года

Пенсионный фонд будет сообщать в ИФНС о лицах, которым назначена пенсия или прекращена выплата пенсии, о лицах, соответствующих условиям для назначения пенсии в соответствии с законодательством, которое действовало до 2019 года, а также о лицах, внесенных в федеральный реестр инвалидов.

Новая редакция п. 9.4 ст. 85 НК РФ

1 января 2020 года

Новый п. 1.2 ст. 88 НК РФ

1 января 2021 года

Налоговикам дали право при взыскании недоимки на сумму свыше 1 млн. руб. один раз провести осмотр территорий, документов, предметов и помещений организации при ее согласии, а также истребовать документы (информацию) об имуществе, имущественных правах и обязательствах должника (организации и ИП). Указанные меры применяются, если должник не погасил недоимку в течение 10 дней с даты принятия решения о взыскании.

Новая редакция п. 1 ст. 92 НК РФ, новый п. 2.1 ст. 93.1 НК РФ

1 апреля 2020 года

Сведения о принятии обеспечительных мер по уплате налогов перестанут быть налоговой тайной.

Решения о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение имущество (о снятии запрета) будут публиковаться на сайте ФНС.

Новый п. 4 ст. 72 НК РФ, новый подп. 14 п. 1 ст. 102 НК РФ

1 апреля 2020 года

Дополнено, что определение рыночной цены методом распределения прибыли применяется, в числе прочего, если стороны сделки контролируют НМА, оказывающие существенное влияние на уровень рентабельности.

Новая редакция подп. 2 п. 4 ст. 105.13 НК РФ

1 января 2020 года (применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ с 1 января 2020 года независимо от даты заключения договора).

Так, в соответствии со статьей 121 ГПК РФ, судебным приказом является судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным статьей 122 ГПК РФ, если размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или стоимость движимого имущества, подлежащего истребованию, не превышает пятьсот тысяч рублей. Судебный приказ является одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.

Т.е. судебный приказ выносит судья единолично, без проведения заседания суда, без приглашения истца и ответчика, если требование не превышает 500 000 руб. Судебный приказ (иными словами, решение судьи по данному делу) является одновременно и исполнительным листом, который можно напрямую направлять на взыскание в банк или судебным приставам-исполнителям. В этом состоят главные отличия приказного производства от обычного (искового) производства в районном суде общей юрисдикции:

— сумма до 500 000 руб.

— нет необходимости получать исполнительный лист.

Кроме того, размер государственной пошлины за рассмотрение дела мировым судом в порядке приказного производства, существенно меньше, чем государственная пошлина за рассмотрение дела судом общей юрисдикции.

Требования, по которым мировой судья правомочен выносить судебные приказы, изложены в статье 122 ГПК РФ:

— требование основано на нотариально удостоверенной сделке;

— требование основано на сделке, совершённой в простой письменной форме;

— требование основано на совершённом нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;

— заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;

— заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;

— заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;

— заявлено органом внутренних дел требование о взыскании расходов, произведённых в связи с розыском ответчика, или должника, или ребёнка, отобранного у должника по решению суда.

Т.е. это требования так называемого бесспорного порядка, по правоотношениям, в которых лицо (как правило, должник) обязан по закону совершать какие-либо действия: платить налоги, алименты, своевременно вносить плату за жилищно-коммунальные услуги, исполнять условия сделки, выплачивать заработную плату.

Именно поэтому судья рассматривает дело в заочной форме, без приглашения и прений сторон – по делам приказного производства отсутствует спор, но есть возложенная законом обязанность, которая не исполняется.

Заявление о вынесении судебного приказа подается в мировой суд по месту жительства (регистрации) должника. Согласно статье 124 ГПК РФ, заявление подается в письменной форме. В заявлении о вынесении судебного приказа должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) наименование взыскателя, его место жительства или место нахождения;

3) сведения о должнике: для гражданина-должника — фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства, а также дата и место рождения, место работы (если они известны) и один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), для организации-должника — наименование и адрес, а также идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер, если они известны. В заявлении гражданина-взыскателя один из идентификаторов гражданина-должника указывается, если он известен гражданину-взыскателю;

4) требование взыскателя и обстоятельства, на которых оно основано;

5) документы, подтверждающие обоснованность требования взыскателя;

6) перечень прилагаемых документов.

В случае истребования движимого имущества в заявлении должна быть указана стоимость этого имущества.

3. Заявление о вынесении судебного приказа подписывается взыскателем или имеющим соответствующие полномочия его представителем. К заявлению, поданному представителем, должен быть приложен документ, удостоверяющий его полномочия.

Пункт 3 в ст. 123 был прописан законодателем так строго сравнительно недавно и вступил в силу в апреле 2020 года. Ранее достаточно было указать только дату и место рождения должника. Данная поправка в законодательство вызвала большой резонанс, особенно среди управляющих МКД организаций, так как часто последние не имеют этих сведений. В настоящее время Правительство РФ разрабатывает механизм получения Управляющими компаниями указанных сведений о должниках. Тем временем Минстрой РФ направил в Правительство РФ инициативу об освобождении Управляющих компаний от обязанности указывать идентификаторы должников при обращении в суды, если такими сведения организация не обладает, а также разработать систему получения Управляющими компаниями персональных данных должников посредством ГИС ЖКХ с помощью уникальных единых лицевых счетов граждан.

Как правило, в настоящий момент при оформлении Единого жилищного документа на должника при подаче заявления на судебный приказ, удается узнать паспортные данные должника, так как эти сведения были поданы им ранее и содержатся в ЕЖД,

Необходимыми документами, которые истец (управляющая компания) прикладывает к заявлению на выдачу судебного приказа являются:

— Платежное поручение об оплате государственной пошлины

— Единый жилищный документ

— Справка о финансовом состоянии лицевого счета

— Выписка из лицевого счета о задолженности по квартплате и коммунальным услугам

— Выписка из домовой книги

— Копии уставных документов (Устава, Свидетельства о государственной регистрации и о постановке на налоговый учет)

— Копии Протоколов собраний собственников по вопросам утверждения или изменения тарифов на жилищно-коммунальные услуги

— Копия Договора с ГКУиС в случае необходимости

— Копии заявлений по количеству должников

Заявление на выдачу судебного приказа может быть передано в мировой суд как лично, так и направлено по почте. В случае личной передачи заявления, при себе необходимо иметь оригинал паспорта и документа, подтверждающего полномочия (как правило, оригинал доверенности). В случае направления заявления почтой, к комплекту документов в обязательном порядке прилагается оригинал доверенности и копия паспорта представителя истца.

В отличие от арбитражного процесса и случаев, прямо указанных в законодательстве, должнику до подачи на него в мировой суд не надо направлять досудебную претензию и каким-либо образом уведомлять его о намерении взыскать с него суммы задолженности. Также нет необходимости направлять ему копию заявления на выдачу судебного приказа – это делает канцелярия суда и именно для этих целей к заявлению о вынесении судебного приказа прилагаются его копии по количеству должников. Некоторые судьи требуют от заявителя вместе с копиями заявления о выдаче судебного приказа прилагать к комплекту документов также копии расчетов задолженности и пеней по количеству должников для последующей отправки. Некоторые, напротив, направляют только копию заявления истца. В любом случае, приложенная копии расчетов задолженности для должников не будет ошибкой при подаче заявления, а вот их отсутствие может на какое-то время затормозить движение дела.

Судья имеет право вернуть поданное заявление о вынесении судебного приказа по основаниям, указанным в статьях 125, и 135 ГПК РФ. Данными основаниями, среди прочего, являются:

— дело неподсудно данному суду общей юрисдикции или подсудно арбитражному суду;

— исковое заявление подано недееспособным лицом;

— исковое заявление не подписано или исковое заявление подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд;

— в производстве этого или другого суда либо третейского суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

— до вынесения определения суда о принятии искового заявления к производству суда от истца поступило заявление о возвращении искового заявления;

— не устранены обстоятельства, послужившие основаниями для оставления искового заявления без движения, в срок, установленный в определении суда.

— не представлены документы, подтверждающие заявленное требование;

— заявленное требование не оплачено государственной пошлиной;

— не соблюдены требования к форме и содержанию заявления о вынесении судебного приказа, установленные статьей 124 настоящего Кодекса.

— заявлено требование, не предусмотренное статьей 122 настоящего Кодекса;

— место жительства или место нахождения должника находится вне пределов Российской Федерации;

— из заявления и представленных документов усматривается наличие спора о праве.

Возвращение заявления о вынесении судебного приказа не является препятствием для повторного обращения взыскателя в суд с заявлением к тому же должнику, с тем же требованием и по тем же основаниям после устранения допущенного нарушения. О возвращении заявления о вынесении судебного приказа или об отказе в его принятии судья в течение трех дней со дня поступления заявления в суд выносит определение.

Кроме этого, суд может отказать в принятии заявления о выдаче судебного приказа по основаниям, изложенным в статье 134 ГПК РФ, а именно:

заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя;

2) имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон;

3) имеется ставшее обязательным для сторон и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Об отказе в принятии искового заявления судья выносит мотивированное определение, которое должно быть в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд вручено или направлено заявителю вместе с заявлением и всеми приложенными к нему документами.

В данном случае, отказ в принятии искового заявления препятствует повторному обращению заявителя в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям. На определение судьи об отказе в принятии заявления может быть подана частная жалоба.

Возвращенное судьей заявление о вынесении судебного приказа направляется заявителю почтой, в случае, если он оперативно не явился и не забрал его лично.

В случае, если суд вынес судебный приказ и удовлетворил требования заявителя, канцелярия суда направляет принятый судебный приказ должнику по почте. Как гласит статья 128 ГПК РФ, судья в пятидневный срок со дня вынесения судебного приказа высылает копию судебного приказа должнику, который в течение десяти дней со дня получения приказа имеет право представить возражения относительно его исполнения. При поступлении в установленный срок возражений должника относительно исполнения судебного приказа судья отменяет судебный приказ. В определении об отмене судебного приказа судья разъясняет взыскателю, что заявленное требование им может быть предъявлено в порядке искового производства. Копии определения суда об отмене судебного приказа направляются сторонам не позднее трех дней после дня его вынесения (статья 129 ГПК РФ).

В случае, если в установленный срок от должника не поступят в суд возражения, судья выдает взыскателю второй экземпляр судебного приказа, заверенный гербовой печатью суда, для предъявления его к исполнению. По просьбе взыскателя судебный приказ может быть направлен судом для исполнения судебному приставу-исполнителю, в том числе в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 130 ГПК РФ).

На практике, с момента вынесения судебного приказа до вступления его в законную силу проходит около 30 (тридцати) дней. Это связано с тем, что канцелярия суда ждет сначала 10-ти дневный срок с момента направления судебного приказа по почте, а потом еще около 20–ти дней в случае неполучения должником судебного приказа и его возврата. Плюс около десяти дней требуется канцелярии суда для того, чтобы непосредственно изготовить сам документ с подписью судьи и гербовой печатью для заявителя. Если должников в заявлении на вынесение судебного приказа указано несколько и они несут солидарную ответственность по заявленным требованиям, еще на этапе подачи заявления о выдаче судебного приказа, необходимо попросить мировой суд выдать судебные приказы по количеству должников. Таким образом, если заявлено требование к трем солидарным должникам (например, собственнику и двум членам его семьи), канцелярия суда выдает три одинаковых экземпляра судебного приказа на каждого должника. Эти документы заявитель по своему усмотрению направляет в банк или судебным приставам-исполнителям.

Образцы заявлений о выдаче судебного приказа доступны в разделе Документы

Пошаговая инструкция для получения судебного приказа по взысканию задолженности за жилищно-коммунальные услуги доступна по ссылке.

Читайте также: