Требование налоговой в последний день проверки

Обновлено: 16.05.2024

Каждый гражданин обязан вовремя и в полном объеме отдавать государству налоги. Если этого не делать, налоговая начислит штрафы и пени, обратится в суд, и тогда придется платить бóльшие суммы. В течение какого времени могут требовать неуплаченные налоги?

Вовремя не оплаченные налоги тяжелым камнем повиснут на кошельке в будущем. Всегда тщательно следите за финансовой отчетностью

Существует ли вообще срок давности по налогам

Если вы не заплатили один из налогов, будьте уверены, что ФНС это рано или поздно обнаружит и деньги придется платить. На это отводится срок давности — максимально возможный отрезок времени, когда налогоплательщика обяжут вернуть долг в бюджет страны. Ведомство обратится в суд, который вынесет постановление о принудительном удержании сборов. Но это произойдет только если ФНС подаст заявление до истечения срока давности.

Налоговый кодекс РФ гласит: срок давности по налоговым нарушениям составляет три года. Это время отводится на то, чтобы получить долги и пени с налогоплательщика. Помните, что обязанность платить налоги в бюджет РФ не имеет срока давности. Налогами облагаются доходы как физических, так и юридических лиц и ИП.

Когда ФНС начинает процесс по взысканию денег с неплательщика? Это зависит от нескольких факторов.

  • Если налоговый период составляет календарный год, то отсчет начинается на следующий день после его окончания. Взыскание применят, если финансовая отчетность велась неправильно или поступление денег в казну было задержано. Или деньги были уплачены не в полном объеме.
  • В остальных случаях период исковой налоговой давности начинается на следующий день после того, как были обнаружены нарушения. В этом варианте уклонение от уплаты можно увидеть в ходе проверки на предприятии.

Срок исковой давности — три года. Но не стоит прятаться и пережидать это время: злостных неплательщиков тщательно разыскивают

Андрей скрыл от ФНС свои доходы и уклонился от уплаты налогов, пропустив последний день внесения денег — 30 марта 2021 года. Так как Андрей должен был отчитаться за прошлый год, датой его нарушения считается 30 марта 2020 года. Срок давности в этот раз начинается с началом нового периода и длится три года — с 1 января 2021 года и по 31 декабря 2023 года.

Если деньги нужны прямо здесь и сейчас, то лучше оформить заявку на кредит наличными с низкой процентной ставкой. Совкомбанк предлагает выгодные условия по низкой ставке. Для удобства на сайте есть кредитный калькулятор, где можно рассчитать свой ежемесячный платеж.

Срок давности для физических лиц

ФНС может потребовать возмещения неуплаченных налогов в день, когда было обнаружено правонарушение. Срок исковой давности для физлиц подробно описан в ст. 48 НК. Три года также применяются в качестве исковой давности и к начисленным пеням.

Процедура пополнения неуплаченных налогов определяется их видом.

  • Земельный и имущественный могут требовать только за предыдущие три года до даты вручения требования. Например, в 2021 году у ФНС есть законное основание взимать налоги с 2018 по 2020 гг.
  • Оплату транспортного налога ведомство вправе истребовать также за предыдущие три года. Но иногда автомобиль используется на сезонных работах, а это означает, что с собственника не должны взимать плату за период вне сезона.
  • Срок давности в три года действует и в отношении уплаты НДФЛ: если физическое лицо задолжало за пять лет, ФНС имеет право требовать оплатить только последние три года.

При первом нарушении наказание будет мягким, но системное уклонение от уплаты налогов может привести к аресту до полугода

Срок давности для юридических лиц и ИП

Для юрлиц и ИП срок исковой давности также составляет три года, но процесс требования неуплаченных налогов другой.

  • Взыскание долгов в бюджет начинается с того, что ИП или ООО получает требование оплаты в письменной форме.
  • Организация, получив уведомление, обязана погасить долги перед ФНС. Если этого не происходит, то в течение последующих двух месяцев служба уведомляет организацию о принудительном списании средств с ее счетов.
  • Если на счетах не хватает средств для оплаты, ФНС в течение последующих шести месяцев обращается в суд и решает эти вопросы.
  • Если спустя год после получения требования оплаты ООО или ИП не оплатили долг, ФНС имеет законное право описать имущество и конфисковать его.

Если ООО или ИП прекратили свою деятельность, но налоговая служба обнаружила недоплаченные налоги, ответственность за это все равно остается на организации. Иными словами, даже недействительная компания должна заплатить в бюджет за период своей работы. Срок в этом случае также определен в три года.

Есть и обратная ситуация, когда ФНС задолжало налогоплательщику. Это происходит, когда ведомство потребовало заплатить лишние налоги или начислило необоснованные штрафы и пени. Тогда в течение календарного месяца нужно подать заявление в ведомство о возврате переплаты или сразу обращаться в суд.

Ответственность за неуплату налогов

Привлечь к ответственности за уклонение от уплаты налогов нельзя, если прошел срок исковой давности. Если налогоплательщик попался на правонарушении впервые, его ожидают минимальные штрафы и мягкое наказание.

Громкий скандал произошел в 2021 году в Татарстане. Директора крупного кранового завода обвинили в уклонении от уплаты налогового обременения в особо крупном размере. По версии следствия, несколько лет руководитель предприятия подавал недостоверную информацию в ФНС, тем самым уклонившись от уплаты в казну 404 млн рублей.

Что грозит неплательщику:

  • исправительные обязательные работы;
  • штрафы;
  • пени;
  • уголовная ответственность;
  • запрет на деятельность;
  • ограничение свободы.

Неустойки начисляются как организациям, так и физическим лицам на следующий день после наступления просрочки. Штрафы составят до 40% от суммы неуплаченного долга. Реальный тюремный срок грозит тем, чьи долги превысят 2,5 млн рублей.

Те, кто на регулярной основе уклоняется от уплаты налогов, рискуют потерять как деньги, так и свободу.

Размер санкции

Юридическое лицо

Физическое лицо

Весь официальный доход за последние три года или штраф от ста до пятисот тысяч рублей

Весь официальный доход за последние три года или штраф от ста до пятисот тысяч рублей

Руководителя могут приговорить к обязательным работам до пяти лет, арестовать на полгода, поставить запрет на ведение деятельности или запретить занимать определенные должности

Обязательные исправительные работы до трех лет, арест до полугода

В 2010 году Анна решила закрыть свое ИП в Сочи, продать квартиру и переехать в Москву. Девушка продала квартиру, закрыла бизнес, выписалась и зарегистрировалась уже по новому месту жительства. Спустя пять лет Анна получила письмо из налоговой Сочи: оказалось, что за ней числился неоплаченный налог ЕНВД (отменен с 2021 года).

Выяснилось, что Анне начислили этот налог, когда она уже уехала в другой город, а за пять лет набежали крупные неустойки. В ФНС пояснили, что срока давности по этому налогу нет и для разбирательств девушка сама должна явиться в ведомство.

Анна запаниковала, но на помощь пришел юрист. Он предположил, что в 2010 году была проведена камеральная проверка, по итогу которой доначислили налог. ИП Анны уже было ликвидировано, но это не освобождало ее от обременения. Однако служба пропустила все сроки давности обращения в суд, что спасло Анну от выплаты просроченных штрафов и пеней.

Определение сроков давности по уплате налогов кажется запутанным вопросом. Что нужно помнить:

  • Не пытайтесь утаить доходы от государства, не допускайте неуплаты налогов в соответствующее ведомство, исполняйте свои обязательства, возложенные законом.
  • Если вы заплатили в бюджет сверх нужного по закону, вы можете вернуть переплату. Нужно обратиться в налоговую службу с письменным заявлением о возврате переплаты. Можно напрямую обращаться в суд.
  • Будьте готовы к тому, что разбирательство по вашему делу может затянуться.
  • Если вы считаете, что ФНС выставила вам завышенные счета, обращайтесь к юристу.

Держите свою финансовую отчетность прозрачной. Это спасет от проблем и тяжб в будущем. Помните, что мощную государственную машину обмануть невозможно.

Галина Кардашян

Как реагировать на требования налоговиков предоставить документы? Срочно бросать дела и комплектовать запрошенные сведения? А можно ли игнорировать? Такие вопросы наши специалисты слышат ежедневно. В этом материале мы решили рассказать об ответственности налогоплательщиков, которые по тем или иным причинам не предоставили ИФНС информацию.

Можно ли не отвечать на запрос ИФНС?

Право инспекторов на истребование информации (документов) у организаций и предпринимателей закреплено в НК. Контролеров могут интересовать как документация самого налогоплательщика (ст. 93 НК РФ), так и информация о контрагентах предприятия или сведения об определенной сделке (ст. 93.1 НК РФ).

Более того, инспекция имеет право запрашивать данные о конкретной сделке не только у ее непосредственных участников, но и у сторонних лиц, которые, по мнению ИФНС, могут располагать нужной информацией.

Налогоплательщик же, получивший запрос от контролеров, обязан на него ответить. Поэтому игнорировать требование налоговиков нельзя! В противном случае компанию ждут неприятные последствия.

Какие документы могут запросить налоговики

К сожалению, в настоящее время НК не содержит ни конкретного списка документов, которые вправе запрашивать ИФНС, ни ограничений по их количеству. Но на основании положений кодекса можно очертить границы, за рамки которых инспекция выходить не должна:

  1. При проведении налоговой проверки может быть запрошена только та документация, которая относится к проверяемому периоду и налогу.
  2. При запросе данных о контрагенте, представляется документация об отношениях именно с этим контрагентом, иные сведения (например, о других субъектах) компания подавать не обязана.
  3. Налоговики могут требовать только те документы, обязанность оформления и ведения которых установлена налоговым законодательством.
  4. Повторное истребование документации неправомерно. Исключение составляют документы, которые ранее представлялись в ИФНС в подлинниках, а затем были возвращены владельцам.

Срок передачи данных в инспекцию

Если налоговики интересуются конкретной сделкой, срок отправки ответа составляет 10 суток. А вот сообщить информацию о своем контрагенте по встречной проверке придется оперативнее, на подготовку и направление документов (информации) дается всего 5 дн. (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Очень важно правильно определить точку отсчета срока. Так, запрос из ИФНС, переданный по ТКС, считается полученным с даты, указанной в квитанции о его приеме; почтой — на 6 день со дня его отправки; а размещенный в ЛК на портале ФНС — уже на следующий день со дня его размещения.

Ответственность за непредоставление документов по требованию налоговой

Штрафы по статье 126

В этой статье прописаны санкции для хозяйствующих субъектов, не представивших документацию. На нарушителей налагаются штрафы:

  1. 200 руб. за каждый ненаправленный документ, если проводится проверка самой компании. В случае неподачи документации относительно прибыли контролируемой фирмы-иностранца штраф составит уже 100 000 руб.
  2. 10 000 руб., если налогоплательщик не подал в срок документацию по клиенту в рамках встречной проверки или не направил документы по конкретной сделке, запрошенные налоговиками вне каких-либо проверок.

Аналогичная сумма взимается за отказ в представлении документов или передаче заведомо недостоверных данных.

Санкции по ст. 129.1

По этой статье с налогоплательщиков взимаются штрафы за несвоевременное предоставление информации:

  • 5 000 руб., если деяние совершено впервые;
  • 20 000 руб., если компания допустила нарушение повторно в течение одного года.

За игнорирование требования налоговиков о передаче информации взимаются аналогичные суммы.

Обратите внимание!

Если налогоплательщик не представил как документы, так и информацию о контрагенте, контролеры могут выписать одновременно 2 штрафа (по ст. 126 и по ст. 129). Данное право подтверждено решением АС ВСО от 12.11.18 № А33-16694/2017.

Что еще может грозить нарушителям

Кроме санкций по налоговому законодательству, должностные лица предприятия, не сообщившие запрошенные сведения налоговикам, могут быть наказаны штрафом в размере 300–500 руб. по ст. 15.6. КоАП РФ.

Отказ компании предоставить документы инспекторам в рамках выездной проверки может спровоцировать принудительную выемку сведений по ст. 94 НК РФ.

Если налогоплательщик, обязанный отчитываться в ИФНС в электронной форме, не направит квитанцию о получении запроса от инспекторов в 6-дневный срок, ему могут заблокировать расчетный счет.

Неудовлетворение требований ревизоров по представлению документов или информации по встречной проверке может привести к неприятным последствиям:

Кроме того, не стоит забывать, что все риски, связанные с ненадежными клиентами, несет сам налогоплательщик.

1С-WiseAdvice рекомендует быть осмотрительнее в выборе партнеров, так как благодаря системе АСК НДС-2 легко прослеживается вся цепочка контрагентов, а работа с неблагонадежными компаниями может обойтись очень дорого и многократно перевесить все возможные налоговые выгоды.

В каких случаях можно избежать штрафов?

Чиновники тоже люди, поэтому, принимая во внимание человеческий фактор, нужно внимательно изучить полученное требование на предмет ошибок и неточностей.

  1. Ваша ИФНС пересылает поручение из другой налоговой без выставления требования от своего имени.
  2. В поручении не обозначено, на основании какого контрольного мероприятия возникла необходимость в представлении информации или документов.
  3. При истребовании данных об определенной сделке не указаны сведения, позволяющие однозначно идентифицировать эту сделку и т.д.

Можно ли снизить сумму штрафа

Если организация по каким-либо причинам не смогла выполнить требование ревизоров и ей выставили штраф, не нужно спешить с его уплатой. Необходимо внимательно изучить ситуацию и проконсультироваться с квалифицированными юристами, возможно штраф удастся снизить в разы.

Например, при подготовке возражений к акту компания может заявить о наличии смягчающих обстоятельств (ст. 112 НК РФ):

  • нарушение допущено впервые;
  • большое количество запрошенных документов (желательно привести расчет затрат рабочего времени на изготовление нужных копий);
  • незначительность просрочки;
  • нахождение части документации ОП в головной организации;
  • одновременное получение нескольких запросов от ИФНС и т.д.

При наличии хотя бы одного смягчающего фактора, штраф может быть уменьшен в 2 раза и более (п. 3 ст. 114 НК РФ). Неправомерность санкций можно оспорить в судебном порядке.

В частности, суды указывают, что инспекции, назначающие санкции за каждый не представленный документ, тем самым принимают на себя дополнительные обязанности по определению количества этих документов и не могут определять размер штрафа из теоретических предположений (постановление АС ЦО от 04.09.2018 № Ф10-3293/2018). Такая позиция судебных органов помогает налогоплательщикам отбиться от неправомерных притязаний контролеров.

Кроме того, суд может полностью отменить штраф в ситуациях, когда установлены факторы, исключающие вину хозяйствующего субъекта (ст. 111 НК РФ). Например, все документы компании были безвозвратно утеряны при пожаре, и этот факт удостоверяется справкой из органов пожарного надзора.

Истребование документов и информации относится к мероприятиям налогового контроля, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и является одним из способов оперативного получения проверяющими налоговыми органами ключевых сведений о финансово-хозяйственной деятельности вашей компании, чтобы установить возможные факты нарушения налогового законодательства.

В последнее время налоговые органы очень часто злоупотребляют своими полномочиями и требуют те документы и информацию, которые требовать недопустимо.

Общий фон всего того, что касается истребования у компаний документов (информации) таков — с каждым годом оно становится все более изощренным.

Но к этому чуть позже, когда будем рассматривать истребование документов и информации через призму отдельных проверочных мероприятий (выездных и/или камеральных проверок).

Более детально рассмотрим, как и в каких случаях налоговые органы, при возникновении необходимости могут затребовать представить нужные им документы и информацию.

Истребование налоговым органом документов и информации о деятельности компании в двух случаях:

15 топ-менеджеров , которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.

Когда налоговый орган потребует у компании представить документы (информацию)

Начнем с того, что истребование документов при любой налоговой проверке — это стандартная первичная процедура получения налоговым органом базовой информации о финансово-хозяйственной деятельности компании.

Сразу возникает вопрос, а какие документы вправе истребовать налоговый орган, только те, ведение которых предусмотрено Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) и законодательством о бухгалтерском учете или те, ведение которых не является обязательным и не предусмотрено законодательством? Однозначный ответ на данный вопрос не дает даже арбитражная практика.

В идеале любой законопослушный предприниматель должен придерживаться позиции неправомерности истребования налоговым органом документов, не предусмотренных НК РФ и законодательством о бухгалтерском учете. Право обязывать компанию вести те документы, ведение которых не предусмотрено действующим законодательством, у налогового органа отсутствует.

Как истребуются документы при камеральных и выездных проверках (на практических примерах)

  • Истребование документов при выездных проверках

Вопросы регламентации проведения выездных проверок раскрывать не будем, а лишь обратим внимание, что в соответствии со статьей 89 НК РФ, выездная проверка может проводиться, как на территории компании, так и по месту нахождения налогового органа.

Налоговый орган вправе затребовать у проверяемой им компании необходимые для проверки документы на основании соответствующего требования. Требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю компании лично под расписку либо в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 НК РФ. Статья 93 НК РФ нам об этом и говорит.

Срок для представления документов — 10 дней со дня получения требования, но может быть продлен по после соответствующего уведомления от проверяемой компании.

Рассмотрим на конкретном примере, что может попросить налоговый орган при проведении выездной проверки:

Налоговый орган кроме стандартного набора первичных документов по сделке с вашим партнером может попросить у компании и другие документы и информацию.

Так, например, налоговому органу могут быть интересны различные приказы с работниками (приеме, увольнение и перевод), их должностные инструкции и регламенты, действующие в компании.

Кроме того, они могут попросить вас подготовить для них различные справки об имущественном положении, пояснительные записки со информацией об отдельных сотрудниках и аналитические таблицы со сведениями о платежеспособности компании.

Перечень истребуемых документов в нашей практике, как правило, ограничивается только фантазией проверяющего налогового инспектора.

К сожалению, в практике очень много негативных примеров, где налоговые органы и суды намеренно не отличают друг от друга мероприятия налогового контроля, которые проводятся в рамках налоговой проверки от мероприятий, которые уже вне рамок таких проверок.

Необходимо понимать, что в рамках выездной проверки проверяющие должны следовать только положениям статей 89 и 93 НК РФ при их взаимном применении и помнить, что в рамках выездной проверки могут истребоваться только документы, а не информация.

Однако, это идеальная картина, которая в угоду конъюнктурным выгодам крайне неинтересна юрисдикционным органам нашего государства.

Яркий пример тому — три относительно свежих кейса (Арбитражные дела №№ А40-49615/2020, А40-49591/2020, А40-31193/2020), где компания проиграла спор с налоговым органом.

Указанные выше кейсы лишь маленькое напоминание о том, как легко противозаконные действия проверяющих становятся законными. Увы, но на подобную негативную практику необходимо обращать пристальное внимание.

Однако есть и другая практика судов на основании разъяснений, данных самой же ФНС России, все-таки предлагающая идеальный алгоритм, который гипотетически может сработать.

В этом случае все индивидуально, поэтому детально разбирать данный алгоритм не будем, а лишь рассмотрим его ключевые моменты:

  1. Письмом ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/[email protected] отмечается, что налоговые органы вправе требовать от проверяемого лица только документы, которые служат основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налогов, а также документы, которые подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания, перечисления) налогов, сборов (ст. 31 НК РФ), а налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы только документы, которые необходимы для исчисления и уплаты налогов (ст. 23 НК РФ). Вывод: права на истребование у компании документов, не являющиеся первичными, в том числе отчетов или аналитических справок (обобщений), у налоговых органов нет. Постановление Верховного Суда РФ от 09.07.2014 N 46-АД14-15 вышеуказанную позицию полностью подтверждает.
  2. Согласно нормам статей 93 и 93.1 НК РФ законодатель разделяет права налогового органа по основаниям и объему запрашиваемых у налогоплательщика документов в зависимости от проводимой в отношении самой компании или ее контрагентов формы налогового контроля (Арбитражное дело № А40-211149/2018).

При принятии решения об отказе в представлении налоговому органу истребуемых им документов (информации) адекватно оценивать негативные последствия такого отказа, которые будут уже связаны с возможным привлечением к участию сотрудников полиции в выездной проверке вашей компании.

При выборе такого варианта идти до последней судебной инстанции и все-таки попытаться преодолеть порочную практику злоупотреблений со стороны проверяющих налоговых инспекторов.

  • Истребование документов и информации при камеральных проверках

Исходя из пунктов 1 и 7 статьи 88 НК РФ смысл камеральной проверки состоит в том, что такая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией.

При этом обязанность по представлению налогоплательщиком иных документов должна быть прямо предусмотрена НК РФ. Проверяющий налоговый инспектор при камеральной проверке налоговой декларации может попросить у компании только те документы, которые указаны в статье 88 НК РФ.

Однако налоговому органу могут быть интересны и другие документы и информация. Например, налоговые органы часто запрашивают анализы счетов и карточек счетов бухгалтерского учета в разрезе субсчетов и контрагентов, а также оборотно-сальдовые ведомости.

Во всех двух спорах суды были единогласны и соответственно смело выводим общую позицию:

Анализ счетов и карточек счетов бухгалтерского учета в разрезе субсчетов и контрагентов, оборотно-сальдовые ведомости не относятся к первичным документам.

Хоть статья и одна, но полномочия налоговых органов по ней четко дифференцированы по объему запрашиваемых у компании документов в зависимости от проводимой в отношении ее контрагента формы налогового контроля:

  • в ходе налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать у компании документы (информацию), касающиеся деятельности его проверяемого контрагента компании или иных лиц (пункт 1 статьи 93.1 НК РФ);
  • вне рамок проведения налоговых проверок проверяющий налоговый инспектор вправе истребовать лишь документы (информацию) в отношении конкретной сделки (пункт 2 статьи 93.1 НК РФ).

Срок для представления документов — 5 дней или 10 дней (зависит от основания истребования) со дня получения требования, но может быть продлен по после соответствующего уведомления от проверяемой компании.

В общих чертах получение проверяющим налоговым инспектором документов по пунктам 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ представляет собой перекрестную (или встречную) проверку.

Практика классических перекрестных (встречных) проверок не стоит на месте и подвержена влиянию соответствующие экономической конъюнктуры.

На сегодняшний день в практике налогового контроля происходит отраслевая и функциональная специализации направлений налогового контроля, что позволяет выделить несколько причин возможного интереса налоговых органов к вашей компании, которые важно знать и понимать.

Вот примеры некоторых из них:

В указанных выше случаях важно понимать главное — насколько само требование проверяющего налогового инспектора о представлении документов или информации соответствует требованиям налогового законодательства. Разъяснения судов могут в этом помочь.

Важно знать, что основная цель у налоговых органов — это не получение информации и документов, как таковых, а в перспективе вменение вам претензий по не уплаченным кем-то из ваших контрагентов налогов. Здесь имеют место намеренные нарушения со стороны налоговых органов при истребовании документов в рамках статьи 93.1 НК РФ.

Вот несколько возможных примеров, где налоговые органы, либо нарушают порядок получения нужной информации, либо находятся на грани разумных пределов своих полномочий:

  • 1. Налоговый орган запрашивает у компании документы по деятельности его проверяемого контрагента и указывает в требовании, что документы нужны в связи с иными мероприятиями налогового контроля, а запрашивает, при этом, документы и информацию, которые касаются деятельности компании в целом, не конкретной сделки, как того требует пункт 2 статьи 93.1 НК РФ.

В первом случае требование является незаконным. В случает отказа от представления документов и информации по нему будет шанс признать его незаконным. В практике такие случае имеются (Арбитражное дело № А76-15894/2019);

  • 2. Налоговый орган запрашивает у компании документы и информацию о конкретном вашем контрагенте, но за период до начала отношений с ним.

Второй случай — это случай, который, как сказано выше, находятся на грани разумных пределов полномочий налоговых органов. Грань состоит в том, что если в соответствующий период у компании не было отношений с конкретным контрагентом, то достаточно сообщить об этом налоговому органу, и это будет означать надлежащее исполнение такого требования.

Здесь мы также можем обратиться к соответствующей практике применения налогового законодательства (Арбитражное дело № А12-43960/2019).

Рекомендации директору и бухгалтеру компании при взаимодействии с налоговыми органами

Рекомендации при общении с налоговым органом при истребовании у компании документов и информации будут похоже на рекомендации при непосредственном (коммуницированном) общении с налоговыми органами, например, при вызове директора или бухгалтера компании для дачи пояснений или на допрос в качестве свидетеля.

В случае отказа от представления документов и информации статьями 126 и 129.1 Налоговым кодексом РФ предусмотрена ответственность компании. Кроме того, за отказ от представления налоговому органу документов и информации директор компании может быть привлечен к ответственности в соответствии со статьей 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если компания действует добросовестно и уверена в своих контрагентах, не ставила целью получить необоснованную налоговую выгоду и готова это подтвердить, то представлять документы нужно обязательно.

Если требование является необоснованным и противоречит налоговому законодательству, то такое требование необходимо оспаривать.

Давать или не давать документы и информацию налоговому органу — зависит от конкретных обстоятельств. Адекватная оценка, лицами, принимающих решения в компании, последствий неполного представления документов и информации или отказа от представления их в будущем может помочь избежать негативных последствий для компании при общении с налоговыми органами.

Налоговая инспекция вправе требовать, чтобы организация предоставила какие либо документы и информацию вне рамок проверки в двух случаях:

инспекция ведет налоговую проверку контрагента организации;

инспекции для осуществления налогового контроля нужна информация по конкретной сделке.

Рассмотрим оба случая и разберемся, какими должны быть требования ФНС по закону.

Требования при проверке контрагента

Как налоговая направляет требование

Порядок запроса информации у налогоплательщика при проверке его контрагента указан в статье 93.1 НК.

Когда контрагент и организация, у которой запрашивают документы, учтены в одной и той же инспекции, ИФНС напрямую требует нужные документы у организации.

Если в разных — инициатор проверки контрагента сперва направляет поручение в инспекцию по месту учета организации. Последняя направляет требование самой организации. К нему должна быть приложена копия поручения от инспекции, которая инициировала запрос.

В копии поручения указывают, при проведении какого именно мероприятия налоговикам потребовались документы и информация. Также она позволяет проверить, соответствуют ли сведения поручению инспекции-инициатора запроса.

Требование составляется на основании поручения от инспекции контрагента и не может выходить за его рамки. Если налоговая запрашивает другие документы, такое требования является незаконным.

Но если инспекция вовсе не приложит к требованию копию поручения, суд может не признать это грубым нарушением. Поэтому отсутствие копии — не повод игнорировать требование. А вот обжаловать его в таком случае можно. И если налогоплательщик выиграет суд, то сможет потребовать возмещения расходов на исполнение требования согласно статье 35 НК.

Что налоговая может потребовать

Налоговая вправе запросить не только документы по налогам и сборам, но и другие документы и информацию по проверяемому налогоплательщику. При этом налоговики не обязаны обосновывать свои требования и доказывать, что сведения необходимы при проверке контрагента.

Нет ограничений и по периоду проверки контрагента. Если инспекция запросила документы за период, который не охвачен проверкой, организация должна отреагировать на требование.

Требования по конкретной сделке

Согласно пункту 2 статьи 93.1 НК по требованию ИФНС налогоплательщик должен представлять документы и информацию по конкретным договорам с конкретными контрагентами, даже если он не являться стороной договора. Но только если сделка совершена в рамках договора.

Налоговая не может запросить данные в отношении операций:

по получению бюджетных субсидий;

по выплате дивидендов;

по внесению вкладов в имущество организации;

по внесению вкладов в уставный капитал организации.

Других ограничений по составу запрашиваемых документов или информации нет. Адресатом требования может быть участник сделки или другие лица, у которых есть нужные для проверки данные по сделке. Налоговая вправе требовать документы или информацию по нескольким сделкам.

В то же время нельзя запросить документы или информацию, которые не относятся к конкретной сделке. Налоговая должна указать в требовании сведения, которые позволяют идентифицировать сделку, согласно приказу ФНС № ММВ-7-2/628@ от 07.11.2018 года.

Судебная практика показывает, что инспекция не обязана указывать в требовании реквизиты договора или сделки, достаточно обозначить стороны и тип договора. Требование признают обоснованным, если по перечню запрашиваемых документов налогоплательщик может сам определить, какая сделка заинтересовала налоговую.

Штрафы за неисполнение требования

Налогоплательщик обязан отреагировать на требование ИФНС о представлении документов, даже если считает его незаконным.

известить инспекцию об отсутствии запрошенных документов;

исполнить требование в установленный срок;

обратиться в инспекцию с заявлением о продлении срока представления документов.

Если налоговый агент не отреагирует на требование представить документы за 10 рабочих дней со дня его получения, ИФНС может оштрафовать на 10 000 рублей на основании пункта 2 статьи 126 НК .

Если вовремя не выполнить требование по запросу документов и информации, налогоплательщика могут оштрафовать за неисполнение каждой части запроса. За непредставление документов оштрафуют на 10 000 рублей, информации — на 5 000 рублей по статье 129.1 НК.

Более того, согласно статье 138 НК срок на исполнение требования не приостанавливается, когда его обжалуют в вышестоящем управлении ФНС. Приостановить требование, которое обжалуют, может только суд.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ПРАВИЛАХ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ (АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ЖАЛОБЫ) ПО НАЛОГОВЫМ ПРОВЕРКАМ

Бюджетное учреждение наравне с другими налогоплательщиками в силу ст. 137 НК РФ наделено правом на обжалование актов ИФНС ненормативного характера , действий или бездействия должностных лиц налоговой инспекции, если такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц установлен гл. 19 НК РФ.

Недавним Законом N 6-ФЗ внесен ряд поправок в нормы указанной главы, которые изменили порядок рассмотрения апелляционных жалоб, поданных после дня вступления в силу названного Закона, то есть после 17.03.2021. О том, какие конкретно изменения произошли, мы расскажем в данном материале.

Вводная информация

Акты налоговых органов (ИФНС) ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящем налоговом органе (УФНС) или суде в порядке, предусмотренном НК РФ и процессуальным законодательством РФ (п. 1 ст. 138 НК РФ, Письмо Минфина России от 23.11.2020 N 03-03-06/1/101901). Словом, в случае несогласия налогоплательщика с решением, принятым инспекцией по результатам налоговой проверки, он вправе обжаловать такое решение в установленном порядке (Письма Минфина России от 08.04.2020 N 03-03-06/1/29950, от 01.04.2020 N 03-03-07/25644).

Налоговое законодательство различает два вида жалоб - обычная и апелляционная.

Жалобой (то есть обычной жалобой) согласно п. 1 ст. 138 НК РФ признается обращение лица (в данном случае - бюджетного учреждения) в инспекцию с целью обжалования вступивших в силу актов ненормативного характера налогового органа, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права. Наиболее типичные претензии по поводу нарушения прав лица, рассматриваемые в жалобах:

- неправомерное выставление требования об уплате налогов;

- вынесение решения о приостановлении операций по банковским счетам;

- отказ в возврате налога или в предоставлении налоговых вычетов.

Апелляционная жалоба - это обращение лица в ИФНС, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за налоговое правонарушение, вынесенного по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению данного лица, обжалуемое решение нарушает его права. При этом свое несогласие с выводами, сделанными налоговиками по результатам проверки, учреждение может выразить в различных формах и на разных этапах. На первом этапе это письменные возражения на акт налоговой проверки. Процедура их подачи описана в ст. 100 НК РФ. Следующий этап - подача апелляционной жалобы.

В данном материале мы заострим внимание на порядке рассмотрения именно апелляционной жалобы . Это важно, поскольку досудебный порядок обжалования решений по налоговым проверкам обязателен в силу п. 2 ст. 138 НК РФ. В этом пункте прямо сказано, что такие акты могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в УФНС. (В случае подачи заявления сразу в арбитражный суд, без предыдущего досудебного обжалования, это заявление будет возвращено учреждению без рассмотрения.) Однако не оставим без внимания и правила рассмотрения обычной жалобы.

Порядок и срок подачи апелляционной жалобы

К сведению. Апелляционная жалоба может быть подана несколькими способами (ст. 139.2 НК РФ):

- подана непосредственно в налоговый орган;

- направлена по почте;

- передана в электронной форме по каналам ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Формат и Порядок подачи апелляционной жалобы в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 20.12.2019 N ММВ-7-9/645@.

Добавим: при апелляционном обжаловании решение ИФНС по проверке вступает в силу со дня принятия УФНС решения по апелляционной жалобе. То есть подача такой жалобы откладывает вступление в силу спорного решения инспекции.

Порядок и срок подачи обычной жалобы

В случае пропуска месячного срока подачи апелляционной жалобы (п. 9 ст. 101 НК РФ) у учреждения остается возможность дальнейшего обжалования уже вступившего в силу решения ИФНС. В этом случае несогласие с решением по проверке выражается посредством подачи обычной жалобы.

Названная жалоба может быть подана учреждением в течение года, который отсчитывается от даты принятия решения (то есть от даты, которая указана на самом решении). И такая жалоба подается сразу в УФНС. Это следует из п. 2 ст. 139 НК РФ. Причем в случае пропуска указанного срока налогоплательщик вправе ходатайствовать перед УФНС о восстановлении пропущенного срока. Ходатайство будет удовлетворено, если причины пропуска этого срока признают уважительными. То есть решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает УФНС (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Обычная жалоба в силу ст. 139.2 НК РФ может быть подана в УФНС теми же способами, что и апелляционная жалоба.

Обратите внимание! Лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), до принятия решения по ней может отозвать ее полностью или в части путем направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу (то есть в УФНС) (п. 7 ст. 138 НК РФ). Но нужно учесть, что отзыв жалобы (апелляционной жалобы) лишает налогоплательщика права на повторное обращение с такой жалобой по тем же основаниям и, как уточнено Законом N 6-ФЗ, в том же порядке.

И последнее в данном разделе. Обычная жалоба не откладывает вступление в силу решения ИФНС по проверке. Поэтому в период рассмотрения УФНС жалобы с налогоплательщика все равно будут взыскиваться начисленные по проверке налоги, пени и штрафы (ст. 101.2, 101.3, п. 5 ст. 138 НК РФ). Приостановить исполнение решения ИФНС можно только при предоставлении банковской гарантии (п. 5 ст. 74.1, п. 5 ст. 138 НК РФ).

Содержание жалобы (апелляционной жалобы)

Содержание обеих жалоб, по сути, формируется идентично. Обе жалобы должны содержать элементы, поименованные в п. 2 ст. 139.2 НК РФ. Это:

1) наименование УФНС (обычно в тексте указывается, что жалоба подается через налоговый орган, вынесший решение);

2) данные о подателе жалобы (наименование, адрес, ИНН, способы связи - телефон, электронная почта);

3) наименование инспекции, которая приняла обжалуемое решение;

4) основания, по которым учреждение считает, что его права нарушены;

5) требования учреждения, подающего жалобу, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;

6) обстоятельства, на которых основаны доводы учреждения, и их доказательства (например, разъяснения официальных органов, примеры судебных актов);

7) суммы оспариваемых требований (в разрезе налога, вычета, в котором отказано, пени, штрафа);

8) расчеты оспариваемых сумм налогов, пеней и штрафов, которые, по мнению учреждения, инспекторы рассчитали неверно;

9) опись (перечень) прилагаемых документов.

Жалобу (апелляционную жалобу) должны подписать учреждение или его представитель, действующий на основании доверенности (п. 1 ст. 139.2 НК РФ). В последнем случае к жалобе необходимо приложить доверенность представителя (см. Решение ФНС России от 13.12.2018 N СА-3-9/9449@).

Основания для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения

Основания, по которым УФНС оставит жалобу (апелляционную жалобу) налогоплательщика полностью или частично без рассмотрения, указаны в п. 1 ст. 139.3 НК РФ. Причем с 17.03.2021 этот перечень благодаря Закону N 6-ФЗ пополнился тремя новыми позициями - пп. 6, 7 и 8.

Таким образом, начиная с указанной даты основаниями для оставления жалобы (любой) без рассмотрения являются следующие обстоятельства:

1. Жалоба подана с нарушением порядка, установленного п. 1 ст. 139.2 НК РФ, или в ней не указаны акты, действия ИФНС, нарушившие права налогоплательщика.

2. Пропущен срок на подачу жалобы и не приложено ходатайство о восстановлении срока либо УФНС отказало в восстановлении срока.

В случае пропуска срока на апелляционное обжалование УФНС все равно рассмотрит жалобу, но уже как обычную, а не апелляционную. Ходатайство о восстановлении срока в таком случае прикладывать не нужно (пп. 2 п. 1, п. 4 ст. 139.3 НК РФ).

К сведению. Налоговый кодекс не содержит перечня уважительных причин, при наличии которых УФНС может восстановить пропущенный срок на подачу жалобы, в связи с чем оценка уважительности обстоятельств, послуживших основанием для пропуска срока, производится с учетом всех обстоятельств дела. Этот момент отмечен в Постановлении АС СЗО от 14.05.2020 N Ф07-4671/2020 по делу N А56-50698/2019.

3. До принятия решения по жалобе налогоплательщик отозвал ее (полностью или в части).

Отзыв жалобы (любой) лишает лицо, подавшее ее, права на повторное обращение с жалобой по тем же основаниям (п. 7 ст. 138 НК РФ).

4. Ранее была подана жалоба по тем же основаниям, за исключением случая, если после ее рассмотрения разрешен спор о том же предмете и по тем же основаниям в порядке, предусмотренном гл. 20.3 НК РФ (это исключение добавлено Законом N 6-ФЗ, но оно не актуально для бюджетных учреждений).

5. До принятия решения ИФНС уже устранила нарушения, на которые пожаловался налогоплательщик. В этом случае УФНС принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части в течение 5 дней со дня получения информации или документов об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу (пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 139.3 НК РФ).

6. До принятия решения по жалобе налоговый спор о том же предмете и по тем же основаниям был разрешен судом.

7. Жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем, либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя лица на ее подписание (то есть доверенность).

Обратите внимание! На право УФНС оставить жалобу без рассмотрения, если она не подписана лицом, подавшим ее, или представителем такого лица, суды указывали и раньше (см., например, Постановления АС МО от 05.02.2018 N Ф05-874/2018 по делу N А40-174278/2017, АС УО от 21.05.2019 N Ф09-2476/19 по делу N А60-47393/2018). А теперь данная позиция арбитров узаконена.

8. До принятия решения по жалобе организация, подавшая жалобу, исключена из ЕГРЮЛ по решению ИФНС или ликвидирована, и при этом спорное правоотношение не допускает правопреемства.

Обратите внимание! Решение оставить жалобу без рассмотрения (полностью или в части) УФНС должно принять в течение 5 рабочих дней со дня (п. 2 ст. 139.3 НК РФ в редакции Закона N 6-ФЗ):

- получения заявления об отзыве жалобы (полностью или в части);

- получения информации от ИФНС об устранении нарушений;

- получения информации о наличии обстоятельств, указанных в пп. 6 и 8 п. 1 ст. 139.3 НК РФ.

Данное решение направляется налогоплательщику в течение 3 рабочих дней со дня принятия (абз. 4 п. 2 ст. 139.3 НК РФ).

Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы)

Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) определен положениями ст. 140 НК РФ. Перечислим основные моменты.

В каких случаях учреждение может участвовать в рассмотрении жалобы?

По общему правилу жалоба рассматривается УФНС без участия налогоплательщика. Его участие возможно лишь в отдельных случаях и на основании решения налогового органа (сам налогоплательщик не вправе требовать разрешения на участие в рассмотрении жалобы).

Учреждение может быть приглашено на рассмотрение жалобы, если имеются (п. 2 ст. 140 НК РФ):

- противоречия в материалах, которые передала ИФНС;

- противоречия между теми документами, которые поданы налогоплательщиком, и теми, которые получены от ИФНС;

- существенные нарушения со стороны ИФНС при процедуре вынесения решения по проверке.

К сведению. С 17.03.2021 согласно новым положениям п. 2 ст. 140 НК РФ рассмотрение жалобы возможно с использованием видео-конференц-связи в порядке, утверждаемом ФНС. Кроме того, рассмотрение жалобы учреждения может быть приостановлено по решению УФНС:

- до разрешения дела о том же предмете и по тем же основаниям арбитражным судом, судом общей юрисдикции;

- в случае невозможности рассмотрения жалобы до разрешения другого дела судом в конституционном, гражданском, арбитражном, административном, уголовном судопроизводстве.

О приостановлении рассмотрения жалобы УФНС должно сообщить учреждению в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения.

В течение какого срока УФНС рассматривает жалобу?

Срок рассмотрения жалобы составляет месяц со дня получения жалобы и может быть продлен еще на месяц (п. 6 ст. 140 НК РФ).

В случае представления учреждением, подавшим жалобу, дополнительных документов названный срок исчисляется с момента получения УФНС указанных документов. Это уточнение в п. 6 внесено Законом N 6-ФЗ.

Какие решения принимаются по результатам рассмотрения жалобы?

По итогам рассмотрения жалобы УФНС вправе (п. 5 ст. 140 НК РФ):

- оставить решение ИФНС без изменений, а жалобу без удовлетворения;

- отменить решение ИФНС полностью или в части;

- отменить решение ИФНС полностью и принять по делу новое решение.

Когда решение по жалобе должно быть вручено учреждению?

Решение по жалобе подлежит вручению (направлению) учреждению в течение 3 дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Может ли учреждение обжаловать решение УФНС по жалобе?

Если да, то как и в какие сроки?

В случае несогласия с решением УФНС по жалобе учреждение может обратиться с заявлением в арбитражный суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Подать заявление в суд нужно в течение 3 месяцев со дня принятия решения УФНС (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

В настоящее время обжаловать в УФНС учреждение может только не вступившее в законную силу решение по налоговой проверке. Поэтому при подаче апелляционной жалобы важно соблюсти установленный НК РФ срок. Восстановить пропущенный срок могут, но только при подаче обычной жалобы и, конечно, при наличии уважительных причин.

С 17 марта 2021 года у УФНС появилось больше оснований для оставления без рассмотрения апелляционной жалобы (по этим же основаниям может быть отказано в рассмотрении обычной жалобы). Также УФНС теперь вправе приостановить рассмотрение жалобы (любой), но лишь в случаях, которые поименованы в п. 2 ст. 140 НК РФ (в редакции Закона N 6-ФЗ).

Под актом ненормативного характера понимается документ, поименованный в Налоговом кодексе и касающийся конкретного налогоплательщика (например, акт проверки, требование об уплате налогов, решение о взыскании налогов).

Федеральный закон от 17.02.2021 N 6-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".

Добавим: свое несогласие с выводами налоговиков учреждение может выразить еще в ходе рассмотрения материалов и результатов налоговой проверки. На этом этапе оно вправе выразить руководителю инспекции (или его заместителю), рассматривающему результаты налоговой проверки, устное несогласие с выводами, изложенными в акте проверки. Также возможно представление обосновывающих документов. Причем учреждение вправе настаивать на указании этих доводов и представленных дополнительных документов в протоколе, который должен вестись при рассмотрении материалов проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (ст. 61 АПК РФ, ст. 53 ГПК РФ, п. 3 ст. 29 НК РФ).

Читайте также: