Транспортный налог на вертолеты и самолеты санитарной авиации начисляется на льготных условиях

Обновлено: 14.05.2024

Об объектах налогообложения в отношении воздушных транспортных средств

Поскольку речь в статье мы поведем о воздушных транспортных средствах, будет логичным обратиться прежде всего к Воздушному кодексу Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (далее — Воздушный кодекс), содержащему определение воздушного судна. Согласно ст. 32 названного Кодекса воздушное судно представляет собой летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. Также ст. 32 Воздушного кодекса содержит определения легкого и сверхлегкого воздушных судов.

Используемые в этих Правилах термины имеют следующие значения:

  • самолет — воздушное судно тяжелее воздуха, приводимое в движение силовой установкой, подъемная сила которого в полете создается в основном за счет аэродинамических реакций на поверхностях, остающихся неподвижными в данных условиях полета;
  • вертолет — воздушное судно тяжелее воздуха, которое поддерживается в полете в основном за счет реакций воздуха с одним или несколькими несущими винтами, вращаемыми силовой установкой вокруг осей, находящихся примерно в вертикальном положении;
  • дирижабль — летательный аппарат легче воздуха, приводимый в движение силовой установкой;
  • планер — воздушное судно тяжелее воздуха, не приводимое в движение силовой установкой, подъемная сила которого создается в основном за счет аэродинамических реакций на поверхностях, остающихся неподвижными в данных условиях полета;
  • свободный аэростат — воздушное судно легче воздуха, не приводимое в движение силовой установкой.

Авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию. К гражданской авиации согласно ст. 21 Воздушного кодекса отнесена авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики. К государственной авиации ст. 22 Воздушного кодекса отнесена авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач. К экспериментальной авиации в соответствии со ст. 23 Воздушного кодекса отнесена авиация, используемая для проведения НИОКР, а также испытаний авиационной и другой техники.

О государственной регистрации воздушных транспортных средств

Порядок государственной регистрации и государственного учета воздушных судов установлен ст. 33 Воздушного кодекса, согласно которой воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в следующем порядке:

  • гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, — в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации;
  • сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения — в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации;
  • государственные воздушные суда — в порядке, установленном уполномоченным органом в области обороны по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.

Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации утверждены Приказом Минтранса России от 2 июля 2007 г. N 85.

Государственные воздушные суда регистрируются в соответствии с Федеральными авиационными правилами государственной регистрации государственных воздушных судов, утвержденными Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 460.

В соответствии с названным Федеральным законом осуществляется государственная регистрация прав на подлежащие государственной регистрации в соответствии с Воздушным кодексом гражданские воздушные суда, а также на государственные воздушные суда, которые используются в коммерческих целях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Органом, осуществляющим государственную регистрацию гражданских воздушных судов, в соответствии с п. 5.4.19 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396, является, соответственно, Федеральное агентство воздушного транспорта.

  • заявление;
  • квитанция об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав на воздушные суда и сделок с ними (размер государственной пошлины установлен ст. 333.33 НК РФ);
  • документы, подтверждающие идентификацию воздушного судна;
  • документ (справка) о месте базирования воздушного судна;
  • документы, подтверждающие полные наименования юридических лиц с указанием их мест нахождения, и (или) документы, удостоверяющие личность, с указанием фамилии, имени, отчества и адреса места жительства физических лиц;
  • документы, подтверждающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) прав на воздушные суда.

Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав на воздушные суда, изложены в ст. 15 Закона N 31-ФЗ.

Государственная регистрация наличия, возникновения и перехода прав на воздушные суда удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав на воздушное судно, форма которого содержится в Приложении N 14 к Постановлению N 958.

Налогоплательщики в отношении воздушных судов

В Письме Минфина России от 6 апреля 2009 г. N 03-05-05-01/22 отмечено, что в силу норм ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 33 Воздушного кодекса, а также с учетом сложившейся правоприменительной практики налогоплательщиками в отношении воздушных судов должны признаваться лица, обладающие вещными правами (право собственности, оперативного управления, хозяйственного ведения) на воздушные суда.

Следует отметить, что воздушные суда могут быть предметом договора аренды, что вытекает из ст. 61 Воздушного кодекса, согласно которой эксплуатантом воздушного судна является гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Предметом лизинга в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о лизинге могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе транспортные средства. Предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя, что следует из ст. 11 Закона о лизинге. Договором может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора или до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон, такое правило установлено п. 1 ст. 19 Закона о лизинге.

Порядок регистрации предмета договора лизинга и прав на него определен ст. 20 Закона о лизинге, согласно которой предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах, в частности транспортные средства, регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя.

О воздушных транспортных средствах, не являющихся объектами налогообложения транспортным налогом

Перечень транспортных средств, которые не являются объектами налогообложения транспортным налогом, содержит п. 2 ст. 358 НК РФ. Рассмотрим подпункты, касающиеся воздушного транспорта.

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортным налогом пассажирские и грузовые воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Таким образом, если до 1 января 2010 г. применять пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ могли лишь организации, то теперь такое право предоставлено и индивидуальным предпринимателям.

Соответственно, в качестве критерия для определения того, является ли тот или иной вид деятельности основным для организации, может быть применена оценка объема выручки от данной деятельности.

  • положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и другие документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;
  • наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.

Кроме того, подтверждением, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, могут также являться получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок и наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов.

При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с гл. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Перевозка пассажиров, их багажа, грузов, почтовых отправлений, а также соответствующие договоры перевозки регламентируются, в частности, гл. XV Воздушного кодекса.

Воздушные транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, не являются объектами налогообложения согласно пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба, содержится в Приложении к Порядку ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 20 декабря 2004 г. N 317. Такими федеральными органами являются:

  1. Министерство внутренних дел Российской Федерации.
  2. Министерство обороны Российской Федерации.
  3. Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
  4. Федеральная служба охраны Российской Федерации.
  5. Служба внешней разведки Российской Федерации.
  6. Федеральная служба исполнения наказаний.
  7. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы не являются объектами налогообложения транспортным налогом на основании пп. 8 п. 2 ст. 358 НК РФ. Согласно п. 17.5 Рекомендаций N БГ-3-21/177 в соответствии со ст. 34 Воздушного кодекса на воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы, должно быть нанесено изображение красного креста или изображение красного полумесяца в соответствии с ГОСТ 18715-74.

О налоговой базе и ставках налога в отношении воздушных судов

Порядок определения налоговой базы по транспортному налогу установлен ст. 359 НК РФ. В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Исключение составляют воздушные транспортные средства, для которых определяется тяга реактивного двигателя.

Как сказано в п. 19 Рекомендаций N БГ-3-21/177, если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент — 1 кВт = 1,35962 л. с.). При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой.

Итак, мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах. В случае расхождения сведений, представленных государственным органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации, что следует из п. 22 Рекомендаций N БГ-3-21/177. При отсутствии данных о мощности двигателя в технической документации, для определения мощности двигателя к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, представленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со ст. 95 НК РФ.

Налоговая база в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, в соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 359 НК РФ определяется как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы.

При определении налоговой базы в отношении воздушных транспортных средств с реактивными двигателями следует руководствоваться базовой величиной тяги без учета поля допуска, составляющего +-1% (именуемого в Письме отклонением от значения тяги реактивного двигателя, установленного для типа двигателя руководством по эксплуатации), которая, для примера, у двигателя Д-ЗОКП составляет 12 000 кГс.

В качестве подтверждающей информации направляются копии соответствующих страниц из формуляра экземпляра двигателя Д-ЗОКП с паспортными (формулярными) данными завода-изготовителя, которые соответствуют данным, фигурирующим в руководстве по эксплуатации двигателя Д-30, а также данными, полученными при выполнении замеров параметров двигателя после последнего ремонта, о чем говорится в п. 2 рассматриваемого Письма.

Обратите внимание! В отношении воздушных транспортных средств, имеющих двигатели, и воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству, что следует из п. 2 ст. 359 НК РФ.

В отношении иных воздушных транспортных средств налоговая база определяется как единица транспортного средства, о чем сказано в пп. 3 п. 1 ст. 359 НК РФ. Причем налоговая база определяется отдельно от налоговой базы по иным транспортным средствам, являющимся объектом налогообложения для налогоплательщика.

Размеры налоговых ставок, которые могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации, приведены в п. 1 ст. 361 НК РФ. Ставки налога в отношении воздушных транспортных средств установлены в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя, категории транспортных средств в расчете на один килограмм силы тяги реактивного двигателя или единицу транспортного средства.

Налоговые ставки, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Пункт 3 ст. 361 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств.

Вопрос об установлении законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации ставок транспортного налога в связи с принятием Федерального закона N 282-ФЗ рассмотрен в Письме Минфина России от 3 декабря 2009 г. N 03-05-06-04/401. В Письме отмечено, что законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации самостоятельно принимают решения об установлении на подведомственной им территории конкретных размеров налоговых ставок, увеличивая или уменьшая их относительно ставок, указанных в ст. 361 НК РФ.

Принятие Федерального закона N 282-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2010 г., не влечет автоматического увеличения налоговых ставок, установленных субъектами Российской Федерации, а расширяет диапазон возможностей для принятия решений органами власти субъектов по установлению ставок транспортного налога.

В Письме Минфина России от 22 мая 2009 г. N 03-05-06-04/77 обращено внимание на следующее: Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 23 июня 2005 г. N 272-О указал на то, что, принимая во внимание регулируемый федеральным законом объем правомочий субъектов Российской Федерации при введении конкретных ставок транспортного налога, п. 2 ст. 361 НК РФ нельзя рассматривать как ограничивающий конституционные права и свободы налогоплательщиков.

Налоговый и отчетный периоды, отчетность

Налоговым периодом по транспортному налогу согласно ст. 360 НК РФ признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, являются первый квартал, второй квартал и третий квартал, хотя отчетные периоды могут и не устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщики-организации, руководствуясь п. 1 ст. 362 НК РФ, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию воздушных транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налоговую декларацию по истечении налогового периода следует представить в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, что определено п. 1 ст. 363.1 НК РФ.

Местом нахождения имущества на основании п. 5 ст. 83 НК РФ признается для морских, речных и воздушных транспортных средств место (порт) приписки, при отсутствии такового — место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения собственника имущества.

Иной порядок установлен для налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших. Эти организации представляют налоговые декларации по транспортному налогу в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, что определено п. 4 ст. 363.1 НК РФ.

В Письме Минфина России от 30 сентября 2008 г. N 03-05-05-01/59 рассмотрен вопрос о порядке представления налоговой отчетности крупнейшим налогоплательщиком в отношении воздушного судна, переданного на отдельный баланс обособленного подразделения. Как сказано в Письме, в отношении исчисленной и подлежащей уплате суммы транспортного налога по воздушному судну, находящемуся по местонахождению обособленного подразделения организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета крупнейшего налогоплательщика.

Читайте также: