Толкование норм налогового права понятие и значение

Обновлено: 19.05.2024

Толкование (лат. interpritatio; нем. auslegung, deutung; англ. interpretation) налогово-правовых правовых норм, являясь важней­шим способом изучения налогового права, служит выявлению их сущности и значения. Толкование представляет собой процесс выяс­нения содержания правовой нормы, а равно ее целей применительно к конкретной ситуации и ее связей с иными правовыми нормами. При этом указанный процесс применительно к налогово-правовым нормам способствует изучению налогово-правовой теории.

а) уяснение (внутренний интеллектуальный процесс лица по выявлению и уяснению для себя требований налогово-правовой нормы);

б) разъяснение(процесс разъяснения их значения третьим лицам - это выражение вовне сделанных в ходе внутреннего уяснения выводов).

Поэтому цель толкования норм налогового права - выявление и изучение объективной воли законодателя, выраженной в конкретном властном предписании, выступающем, источником нало­гового права.Потребность в толковании возникает, когда норма до­пускает двоякое прочтение или при выявлении смыслового содер­жания нормы возникают противоречия.

В целом же возможно утверждать, что проблема толкования s традиционно находится в центре внимания юридической науки и практики. В разные годы к проблеме толкования норм права обра­щались такие зарубежные ученые, как Вах, Жени, Эннекцерус, Фюрцель, Гуго Гроций, Брютт, Томас Гоббс, Монтескье, Штамм-лер, Биндинг, Регельсберг, Цительман и др.




Применительно к толкованию норм налогового права нами мо­гут быть выделены следующие виды такого толкования:

1.По субъекту толкования(в зависимости от того, кто осуществляет толкование) необходимо различать:

а) официальное (когда толкователем выступает орган, принявший разъясняемый акт, например, оно имеет место, когда МНС России в письме разъясняет порядок применения своего приказа);

б) неофициальное, которое, в свою очередь, может быть текущим (когда сотрудник налогового органа или налогоплательщик уясняет для себя налогово-правовую норму при принятии какого-либо решения в процессе налоговых правоотношений) и доктринальным (например, в научно-практических комментариях к Налоговому кодексу).

2.По объему толкованияследует различать:

а) адекватное (или буквальное) - когда содержание налогово-правовой нормы полностью соответствует ее текстуальному выражению (совпадают дух и буква налогового закона);

б) расширительное (или распространительное) - когда содержание нормы шире его буквального понимания (дух закона шире буквы закона);

в) ограничительное - когда действительное значение налогово-правовой нормы уже ее текстуального значения (дух налогового закона уже его буквы).

3. Наконец, необходимо различать толкование по применяемо­му способуего осуществления на:

а) грамматическое - то есть уяснение смысла налогово-правовой нормы путем анализа ее текста с точки зрения лексики, этимологии, стилистики языка;

б) систематическое - анализ налогово-правовой нормы как одного из элементов системы налогово-правового регулирования в ее взаимосвязи с целями, задачами, функциями и принципами налогового права, а равно и с иными нормами права, в том числе нормами смежных отраслей;

в) логическое - оно заключается в анализе налогово-правовой нормы при помощи использования логического инструментария;

г) историческое - когда для выяснение смысла налогово-правовой нормы анализируются исторические предпосылки и фактические политические условия ее принятия. В частности, такой способ толкования требует изучения проекта соответствующего акта налогового законодательства, пояснительной записки к нему, результатов парламентского обсуждения.

Таким образом, суммируя вышесказанное, необходимо под­черкнуть, что правильное толкование налогово-правовых норм по­зволяет глубже понять позицию законодателя, сущность самого на­логового закона, с тем чтобы эффективно применить его на практи­ке. Толкование норм налогового права имеет особое значение, и в этой части налоговое право отличается от других отраслей права.

Во-первых, нормы налогового права регламентируют важную и весьма конфликтологичную сферу общественных отношений по по­воду законного изъятия у организаций и физических лиц части их собственности, находящихся на стыке государственных и частных интересов. Ситуация осложняется низким юридическим качеством принимаемых в последние годы актов налогового законодательст­ва, их противоречивостью, большим числом экономических, техни­ческих и юридических дефектов. В таких условиях любая ошибка при толковании тех или иных норм налогового права ведет либо к незаконному ограничению права частной собственности, либо к бюджетным потерям государства.

Во-вторых, важнейшим принципом толкования налогово-пра­вовых норм является презумпция толкования в пользу налогопла­тельщиков всех неустранимых сомнений и неясностей российского законодательства о налогах и сборах (п. 7 ст. 3 НК РФ). При этом симптоматично, что даже сама норма, закрепляющая указанный принцип, уже не раз становилась предметов яростных споров, раз­горающихся по поводу должного порядка ее толкования.

Толкование (лат. interpritatio; нем. auslegung, deutung; англ. interpretation) налогово-правовых правовых норм, являясь важней­шим способом изучения налогового права, служит выявлению их сущности и значения. Толкование представляет собой процесс выяс­нения содержания правовой нормы, а равно ее целей применительно к конкретной ситуации и ее связей с иными правовыми нормами. При этом указанный процесс применительно к налогово-правовым нормам способствует изучению налогово-правовой теории.

а) уяснение (внутренний интеллектуальный процесс лица по выявлению и уяснению для себя требований налогово-правовой нормы);

б) разъяснение(процесс разъяснения их значения третьим лицам - это выражение вовне сделанных в ходе внутреннего уяснения выводов).

Поэтому цель толкования норм налогового права - выявление и изучение объективной воли законодателя, выраженной в конкретном властном предписании, выступающем, источником нало­гового права.Потребность в толковании возникает, когда норма до­пускает двоякое прочтение или при выявлении смыслового содер­жания нормы возникают противоречия.

В целом же возможно утверждать, что проблема толкования s традиционно находится в центре внимания юридической науки и практики. В разные годы к проблеме толкования норм права обра­щались такие зарубежные ученые, как Вах, Жени, Эннекцерус, Фюрцель, Гуго Гроций, Брютт, Томас Гоббс, Монтескье, Штамм-лер, Биндинг, Регельсберг, Цительман и др.




Применительно к толкованию норм налогового права нами мо­гут быть выделены следующие виды такого толкования:

1.По субъекту толкования(в зависимости от того, кто осуществляет толкование) необходимо различать:

а) официальное (когда толкователем выступает орган, принявший разъясняемый акт, например, оно имеет место, когда МНС России в письме разъясняет порядок применения своего приказа);

б) неофициальное, которое, в свою очередь, может быть текущим (когда сотрудник налогового органа или налогоплательщик уясняет для себя налогово-правовую норму при принятии какого-либо решения в процессе налоговых правоотношений) и доктринальным (например, в научно-практических комментариях к Налоговому кодексу).

2.По объему толкованияследует различать:

а) адекватное (или буквальное) - когда содержание налогово-правовой нормы полностью соответствует ее текстуальному выражению (совпадают дух и буква налогового закона);

б) расширительное (или распространительное) - когда содержание нормы шире его буквального понимания (дух закона шире буквы закона);

в) ограничительное - когда действительное значение налогово-правовой нормы уже ее текстуального значения (дух налогового закона уже его буквы).

3. Наконец, необходимо различать толкование по применяемо­му способуего осуществления на:

а) грамматическое - то есть уяснение смысла налогово-правовой нормы путем анализа ее текста с точки зрения лексики, этимологии, стилистики языка;

б) систематическое - анализ налогово-правовой нормы как одного из элементов системы налогово-правового регулирования в ее взаимосвязи с целями, задачами, функциями и принципами налогового права, а равно и с иными нормами права, в том числе нормами смежных отраслей;

в) логическое - оно заключается в анализе налогово-правовой нормы при помощи использования логического инструментария;

г) историческое - когда для выяснение смысла налогово-правовой нормы анализируются исторические предпосылки и фактические политические условия ее принятия. В частности, такой способ толкования требует изучения проекта соответствующего акта налогового законодательства, пояснительной записки к нему, результатов парламентского обсуждения.

Таким образом, суммируя вышесказанное, необходимо под­черкнуть, что правильное толкование налогово-правовых норм по­зволяет глубже понять позицию законодателя, сущность самого на­логового закона, с тем чтобы эффективно применить его на практи­ке. Толкование норм налогового права имеет особое значение, и в этой части налоговое право отличается от других отраслей права.

Во-первых, нормы налогового права регламентируют важную и весьма конфликтологичную сферу общественных отношений по по­воду законного изъятия у организаций и физических лиц части их собственности, находящихся на стыке государственных и частных интересов. Ситуация осложняется низким юридическим качеством принимаемых в последние годы актов налогового законодательст­ва, их противоречивостью, большим числом экономических, техни­ческих и юридических дефектов. В таких условиях любая ошибка при толковании тех или иных норм налогового права ведет либо к незаконному ограничению права частной собственности, либо к бюджетным потерям государства.

Во-вторых, важнейшим принципом толкования налогово-пра­вовых норм является презумпция толкования в пользу налогопла­тельщиков всех неустранимых сомнений и неясностей российского законодательства о налогах и сборах (п. 7 ст. 3 НК РФ). При этом симптоматично, что даже сама норма, закрепляющая указанный принцип, уже не раз становилась предметов яростных споров, раз­горающихся по поводу должного порядка ее толкования.

Законы о налогах и сборах должны не только формально содержать все существенные элементы налогового обязательства. Конституционный Суд Российской Федерации определил еще один критерий, которому должно соответствовать содержание законов о налогах и сборах:

Но как быть в том случае, если введенный в действие закон о налоге все же является неконкретным и непонятным? В связи с этим возникает ряд проблем, и прежде всего — проблема толкования такого закона и используемых при этом презумпций.

Законы о налогах должны быть понятны всем, так как обязанность платить налоги является всеобщей. Основа стабильности, ясности, конкретности закона — это его текст. Любое толкование, не основанное на тексте закона, есть произвол, независимо от оправдания необходимости такого толкования.

При толковании норм законодательства о налогах необходимо руководствоваться следующим.

1 Собрание законодательства Российской Федерации.— 1999.— № 28.— Ст. 3493. 2 Пункт 5 Постановления КС РФ от 8 октября 1997 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года «О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году"//Собрание законодательства Российской Федерации.— 1997.— № 42— Ст. 4901.

В ряде постановлений Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства1.

Отсюда следует, что толкование статьи закона о налоге, в отношении смысла которой имеется неопределенность, должно проводиться строго на основании и в пределах закона.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. № 9-П отмечено, что налогообложение всегда ограничивает право собственности, закрепленное в ст. 35 Конституции РФ (п. 5). Право собственности первично по отношению к праву государства требовать отторжения части собственности в виде налога. На это ограничение, как и на любое другое ограничение основных прав и свобод, распространяет свое действие ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод, что в спорных случаях должна действовать презумпция правоты собственника, поступающего наиболее выгодным для себя способом в случаях, когда законодательство допускает толкования. Собственность первична. Налогообложение как ограничение права собственности законно ровно настолько, насколько это установлено законом. Любое исключение должно быть осознано только в связи с правилом. Правило же в данном случае — неприкосновенность собственности.

В практике российского законотворчества нередки случаи, когда тот или иной элемент налогового обязательства не установлен либо установлен, но не определен. Недостатки закона в таких случаях восполняются ведомственными нормативными актами, а порой — решениями судебных органов.

Как справедливо отметил немецкий государствовед К. Фогель, ясность содержания нормативного акта о налоге, границы полномочий административных органов могут быть установлены лишь в пределах разумного. Но «это не означает, однако, что любая неточность правового выражения ввиду спешки или расчета на политический эффект принимается и должна исправляться судебной практикой. Из предложенной конституционным правом строгой привязки налогового регулирования к закону следует, что осуществление налоговых законов не может быть целиком отдано на усмотрение государственных органов управления (следует добавить: и судебных органов.—Прим. С.П.>. В налоговом праве ради соблюдения конституции действует принцип законности.

По смыслу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, в тех случаях, когда законодатель не установил и/или не определил хотя бы один из существенных элементов налогового обязательства, налогоплательщик имеет все законные основания уплачивать налог наиболее выгодным для себя способом.

Налоговый кодекс Российской Федерации в целом воспринял этот подход. Он установил, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 6,7 ст. 3 НК РФ).

1 Государственное право Германии. В 2-х т. Т. 2.— М.: Ин-т государства и права РАН, 1994.—С. 127.

В статье 6 НК РФ определено, что одним из проявлений несоответствия Кодексу нормативного правового акта о налогах и сборах являетсяпротиворечие общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса (подп. 9 п. 1). Таким образом, НК РФ не допускает толкований, выходящих за рамки буквального смысла положений Кодекса.

Налоговый кодекс Российской Федерации закладывает основы толкования законов о налогах. Как показала практика, одной из проблем является толкование понятий, присущих различным отраслям права (гражданскому, трудовому, семейному и др.) и используемых в налоговом законодательстве. Нередко высказывается суждение, что при толковании этих понятий необходимо исходить из целей, содержания и иных характеристик соответствующего налогового закона.

1. Толкование нормы закона о налоге, в отношении которой есть неопределенность, должно проводиться строго на основании и в пределах закона.(Постановления КС РФ от 8.10.1997 № 13-П, от 11.11.1997 № 16-П, от 18.02.1997 № 3-П, от 4.04.1996 № 9-П)

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (часть 6 статьи 3 НК РФ).

Один из принципов налогообложения – его определенность для налогоплательщиков в налоговом законодательстве во всех существенных элементах налогового обязательства.

Законы о налогах должны быть конкретными и понятными всем, так как обязанность по уплате налога всеобщая, основа толкования закона о налоге – его текст. Иное ведет к несогласующемуся с принципом правового государства произволу государственных органов и их должностных лиц.

2. Толкование нормы закона о налоге не должно противоречить аутентичному, грамматическому смыслу слов и их лексических связей и целям законоположений, сути возникающих на их основе правоотношений, результаты толкования не должны нарушать конституционных принципов налогообложения и сборов и расходиться с конституционно-правовым смыслом нормы закона о налоге. Нормы закона о налоге должны толковаться в системной связи и нормативном единстве.(Постановление КС РФ от 28.03.2000 № 5-П)

Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если такой акт противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ (п. 9 ч. 1 ст. 6 НК РФ).

Налоговый кодекс РФ не допускает толкований норм закона о налоге, выходящих за рамки буквального смысла норм НК РФ. Если результаты толкования противоречат аутентичному смыслу толкуемой нормы или аутентичному смыслу иных норм, находящихся в системной связи и нормативном единстве с толкуемой нормой, то нарушаются пределы и условия толкования. Если без таких нарушений истолковать норму невозможно, то следует сделать вывод о наличии в ее содержании неустранимых сомнений. Аналогичный вывод следует сделать при обнаружении и других нарушений пределов и условий толкования.

3. Толкование нормы закона о налоге при ее неопределенности, которая не может быть устранена применением приемов толкования, в пользу налогоплательщика.(Постановление КС РФ от 4.04.1996 № 9-П)

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (ч. 7 ст. 3 НК РФ).

Право собственности первично, налогообложение – его ограничение, поэтому оно как ограничение должно быть установлено законом и применяться в предусмотренных им пределах (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Поэтому, если законодатель не установил и/или не определил хотя бы один из существенных элементов налогового обязательства, налогоплательщик имеет все законные основания уплачивать налог наиболее выгодным для себя способом.

Сомнения, противоречия и неясности актов налогового законодательства могут быть устранимыми и неустранимыми.

Устранение сомнений, противоречий и неясностей достигается толкованием нормы закона о налоге, то есть уяснением смысла и содержания правовой нормы с целью устранения сомнений, противоречий и неясностей для правильного ее применения, если сомнения, противоречия и неясности являются устранимыми.

Если же сомнения, противоречия и неясности нельзя исключить толкованием, то они являются неустранимыми.




Таким образом, только если после применения всех правил толкования, они не дали никаких результатов по установлению содержания нормы закона о налоге, можно говорить о том, что сомнения, противоречия и неясности являются неустранимыми, а налогоплательщик может действовать наиболее выгодным для себя способом при налогообложении.

Ситуация, при которой один термин имеет несколько значений приводит к созданию казуистичного законодательства, которое становится непонятным для правоприменителей, которым адресовано, поэтому в части 1 статьи 11 НК РФ предусмотрено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ, то есть в НК РФ предусмотрена корректировка общих понятий для целей налогообложения, исходя из его задач и принципов.

Толкование норм закона о налоге с учетом классификации (по основаниям классификации и видам) и правовой конструкции (элементам юридического состава) налогов основано на учете фактической способности налогоплательщика к уплате налога и бюджетной обеспеченности.

1) Невозможность возврата излишне уплаченных косвенных налогов в отличие от прямых налогов (ст. 78, ч. 5 ст. 173 НК РФ);

Читайте также: