Типовое межправительственное соглашение об обмене налоговой информацией

Обновлено: 18.05.2024

В самое ближайшее время будет налажена система обмена информацией между российскими и большинством зарубежных налоговых органов. О том, какие данные о зарубежных структурах станут известны российским властям и почему нельзя будет скрыться от налогов в офшорах, нам рассказал Алексей Карпенко, старший партнер адвокатского бюро Forward Legal.

В последнее время вопросы, связанные с международным обменом налоговой информацией, становятся все более актуальными. О том, как этот обмен происходит сегодня и что изменится завтра, мы решили поговорить с Алексеем Карпенко, старшим партнером адвокатского бюро Forward Legal.

Карпенко Алексей Александрович – адвокат, старший партнер адвокатского бюро Forward Legal, член Международной налоговой группы (International Tax Specialist Group), ассоциированный член Outer Temple Chambers, сопредседатель российского отделения New York State Bar Association (NYSBA).

Карпенко Алексей Александрович – адвокат, старший партнер адвокатского бюро Forward Legal, член Международной налоговой группы (International Tax Specialist Group), ассоциированный член Outer Temple Chambers, сопредседатель российского отделения New York State Bar Association (NYSBA).

Стаж адвокатской деятельности – 20 лет. Специализируется в области международного коммерческого арбитража, судебного представительства, сделок M&A, реструктуризации бизнеса, банкротства, корпоративных конфликтов, налогового планирования.

Имеет успешный опыт ведения судебных дел в юрисдикциях других стран.

– Не секрет, что налоговые органы разных стран все теснее сотрудничают друг с другом и предоставляют различную информацию по запросам. А между тем в России идет так называемый процесс деофшоризации. Скажите, пожалуйста, что в связи с этим волнует тех налогоплательщиков, которые с помощью зарубежных структур пытаются минимизировать налоги?

– Тот процесс, который идет в России, я бы не стал называть деофшоризацией. Я бы сказал шире: раскрытие налоговой тайны, налоговых покровов. И деофшоризация является лишь частью такого раскрытия, причем не самой важной.

Подробнее о деофшоризации читайте интервью с Александром Гуськовым, руководителем Департамента налогового консультирования и трансфертного ценообразования IBFS united

– А когда в России всерьез задумались об обмене налоговой информацией?

– Сразу скажу, что обмен налоговой информацией никак не связан с законом о КИК 1 . Работа в сфере налогового обмена идет сама по себе. И началась она в активной фазе где-то с 2010 года. Я помню глаза налоговых инспекторов, с которыми мы обсуждали какие-то зарубежные структуры лет 10 назад. Они в принципе не хотели вдаваться в подобные вопросы. От любого документа, где были латинские буквы, они бежали как от огня. И начиная где-то с 2010 года ФНС России и Минфин России обратили очень серьезное внимание на образование налоговых инспекторов, которые имеют дело с зарубежными структурами налогоплательщиков. Так, в 2014 году для налоговых инспекторов были проведены курсы о порядке подготовки информационных запросов и составлены справочники по вопросам международного обмена налоговой информацией.

– Как сегодня строится обмен налоговой информацией?

На практике получение информации по запросу – сложный и длительный процесс. На первом этапе территориальная налоговая инспекция изучает информацию из открытых источников, готовит мотивированный запрос и приложения к нему, после чего направляет весь пакет документов в УФНС России по субъекту. Там все данные проверяют и анализируют. Затем Управление готовит сопроводительное письмо и направляет запрос в следующую инстанцию (в Контрольное управление ФНС России или в межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных). А если налоговому органу необходима информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную тайну, может потребоваться решение иностранного суда. Для этого придется подавать запрос через Минюст России. Кроме того, может потребоваться легализация или апостилирование документов. А теперь представьте, что в итоге ответ на запрос может быть формальным или вообще не поступить!

Очевидно, что вероятность успеха, например, при выявлении конечного бенефициара иностранной компании пока невелика.

– Когда изменится такое положение вещей?

– В 2014 году произошло одно очень важное событие. Оно, на мой взгляд, даже более важно, чем принятие закона о КИК. В ноябре 2014 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию об административной помощи по налоговым делам 2 .

Обратите внимание, что к Конвенции об административной помощи присоединились 87 участников. Среди них Британские Виргинские Острова, Белиз, Бермуды, Джерси, Каймановы острова и остов Мэн, Сейшелы и так далее 3 . Кстати, Британские Виргинские Острова в 2016 году внесли изменения в свое корпоративное законодательство, в соответствии с которыми они теперь будут вести реестры директоров и бенефициарных собственников. И финансовые институты, которые там функционируют, будут обязаны по запросу иностранных налоговых органов раскрывать всю информацию в отношении этих директоров и собственников. Представляете, какая часть российской экономики теперь будет полностью видна?!

В 2014 году Правительство России утвердило форму типового соглашения об информационном обмене 4 . Оно разработано на основе Модельного соглашения ОЭСР об обмене информацией в сфере налого­обложения, утвержденного в рамках Глобального форума по налоговой транспарентности. Типовое соглашение предусматривает возможность получения информации, в том числе о собственниках компаний, включая данные обо всех участниках цепочки владения. В рамках процедуры обмена информацией не требуется ни легализации, ни апостилирования предоставляемых документов.

– Каким образом налоговые органы будут обмениваться налоговой информацией в рамках конвенции и типового соглашения?

– Существует три вида обмена.

Первый – обмен по запросу. В этом случае одно государство запрашивает у другого информацию относительно конкретных лиц и операций. В конвенции определен формат запроса, сказано, какая информация и по каким основаниям может запрашиваться. Определены сроки ответа: общий – 60 дней, а если налоговому органу соответствующей юрисдикции необходимо предпринять какие-то шаги для того, чтобы получить информацию, срок может быть продлен до 90 дней. В общем, процесс обмена информацией детально регламентирован.

Следующий вид – автоматический обмен. Это бомба, которая в России взорвется в 2018–2019 годах и приведет к настоящей революции. Тогда финансовые институты (в первую очередь – банки) фактически станут информаторами налоговых инспекций.

Наконец, третий вид обмена – инициативный (спонтанный). Он заработает позже всех. В рамках этого вида обмена налоговый орган по своей инициативе будет сгружать всю информацию, которая у него есть, без всяких запросов и автоматических обменов. Например, если у налогового органа какой-то юрисдикции появились подозрения в отношении лица, то все, что на него собрано, будет по собственной инициативе передано в налоговые органы соответствующего государства.

Интересно, что конвенция устанавливает возможность проведения одновременных налоговых проверок. При наличии соглашения между государствами их налоговые органы смогут одновременно проводить проверки на своих территориях, после чего обмениваться полученными сведениями. Кроме того, конвенция предусматривает возможность участия налоговых органов одного государства в проверке на территории другого государства.

– Но ведь Россия, насколько мне известно, пока не подписала ни одного типового соглашения. На основании чего тогда мы обмениваемся налоговой информацией?

– Россия действительно пока не подписала ни одного соглашения. Но она активно ведет переговоры с целым рядом юрисдикций, прежде всего европейских, где много счетов и активов наших соотечественников. Это Швейцария, Великобритания, Андорра, Монако, Кипр и, естественно, все офшорные структуры.

Несмотря на отсутствие новых соглашений, налоговые органы получают информацию от многих юрисдикций. Они научились эффективно работать. У меня есть небольшая справка о достижениях российских налоговых органов в судах в 2015 году. Из нее видны успехи, которые налоговые органы пожинают на ниве информационного обмена.


Все перечисленные дела выиграны налоговыми инспекциями. А доказательства были добыты средствами информационного налогового обмена.

– Давайте поговорим об автоматическом обмене налоговой информацией. Как он будет происходить?

– Возможно, у некоторых читателей есть представление о том, что такое FATCA 5 . Автоматический обмен налоговой информацией – это европейский аналог FATCA, только гораздо жестче. Он регламентируется Единым стандартом обмена налоговой информацией – The Common Reporting Standard for automatic exchange of tax information.

Как я уже сказал, финансовые институты (банки, инвестиционные фонды, брокеры, депозитарии, доверительные управляющие, страховые компании и другие) фактически становятся информаторами налоговых органов. На них переносятся функции по сбору и передаче информации, а главное – по выявлению налогового резидентства. Если в США налоги собирают по паспорту, то в большинстве европейских юрисдикций – по резидентству. А резидентство может не совпадать с паспортом. Во многих европейских налоговых юрисдикциях резидентство устанавливается не по количеству дней, которые человек там провел, а по центру жизненных интересов. Близкие родственники, дети, друзья, дом, образование, медицина – это, безусловно, центр жизненных интересов.

Так вот, теперь при наличии на счете компании суммы от 250 000 долларов США (а в отношении физических лиц – независимо от суммы) банки будут сообщать налоговым органам соответствующего государства о получении любого вида инвестиционного дохода (дивиденды, роялти, проценты), об остатках на счетах, о крупных реализационных операциях. Но самое главное, что они должны будут устанавливать резидентство лица и направлять всю информацию в налоговые органы соответствующей страны. Это достаточно тяжелый, трудоемкий для банков процесс. Он уже начался в Европе. И банки очень тщательно проверяют даже тех клиентов, которые держат у них счета по 10–15 лет.

– Каким оно будет для российских налогоплательщиков?

Вся информация будет поступать в российские налоговые органы. Мир становится полностью прозрачным. С 2017 года 40 стран и зависимых территорий, включая пресловутые Британские Виргинские Острова, Джерси, Белиз, начнут этой информацией обмениваться. Обратите внимание: уже в 2017 году! У нас все это заработает, может быть, в 2018 6 или в 2019 году.

Хотите по-прежнему не платить налоги? Не получится. Нас ждет другой мир, другая реальность. И готовиться к ней нужно уже сейчас. У вас есть время до 2019 года. Но проверяться будут, в том числе и прошлые налоговые периоды. Это значит, что в 2018 или в 2019 году по автоматическому налоговому обмену российский налоговый орган получит информацию о российском налогоплательщике (внимание!) за 2016 год. А по уголовно наказуемым деяниям (опять внимание!) – за 2012 год. Если в действиях налогоплательщика есть состав налогового преступления, то, пользуясь автоматическим налоговым обменом, можно заглянуть аж в 2012 год.

Отмечу, что от Каймановых островов уже получено подтверждение о готовности обменяться информацией с ФНС России по налоговым периодам, начиная с 1 января 2012 г., в том числе по делам, содержащим признаки налоговых преступлений.

– Алексей, как Вы думаете, смогут ли хакеры атаковать систему информационного обмена и обрушить ее?

– В октябре 2015 года ФНС России представила специальную криптографическую программу, которая будет обеспечивать защиту данных при обмене информацией с налоговой службой Финляндии, начиная с 2017 года. Наша налоговая служба показала, как будет работать эта программа, и все остались довольны. Я не уверен, что в Финляндии найдется много наших резидентов, но если финны хотят быть первыми, пусть будут первыми.

Допускаю, что мы сможем узнать о доходах друг друга, съездив на один известный рынок. Я не удивлюсь, если так будет. Но деваться нам некуда, автоматический обмен заработает несмотря ни на что.

– Выходит, что экономить, используя низконалоговые юрисдикции, становится невозможно?

В статье сопоставляются заключенные Российской Федерацией Соглашения об избежании двойного налогообложения и Типовое соглашение об избежании двойного налогообложения (утв. Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. N 84). Автором отмечается, что налоговые органы практически не используют доказательства и информацию, полученные от иностранного компетентного органа, при вынесении решения по результатам налоговой проверки.

Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. N 84 был одобрен новый проект Типового соглашения между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество . Принятие данного документа стало следствием того, что ранее действовавшее типовое Соглашение, которое было разработано и утверждено в 1992 г. , уже не соответствовало новым Комментариям 2008 г. к Модельной конвенции ОЭСР 1977 г. (с учетом ее последующих модификаций) . Заметим, указанные Комментарии (согласно п. 12 принятой на 1163 секции Совета ОЭСР 30 ноября 2007 г. "Дорожной карты" присоединения Российской Федерации к Конвенции об учреждении ОЭСР ) Россия обязана имплементировать в свои нормативные правовые акты и правоприменительную практику, поскольку они являются стандартами и правилами, признаваемыми всеми членами ОЭСР.

Среди прочего в указанном Типовом соглашении 2010 г. закрепляются положения, регулирующие обмен налоговой информацией со второй стороной - государством, заключившим с Россией соответствующее соглашение. В частности, ст. 26 предусматривает право компетентных органов договаривающегося государства запросить информацию по любым лицам и любым налогам, даже не предусмотренным Соглашением, а также норму, согласно которой незаинтересованность компетентных органов в сборе и предоставлении информации, банковская тайна, необходимость истребования информации у номинального держателя, агента или доверительного управляющего не могут являться основаниями для отказа от предоставления информации.

Тем не менее есть некоторая опасность того, что процитированное положение останется лишь декларацией о намерениях сторон и не будет реализовываться на практике. В первую очередь, если не считать отсутствие необходимых организационных механизмов, обеспечивающих использование инструментария, который предоставляет международный обмен налоговой информацией, это обусловлено тем, что нормы ст. 26 Типового соглашения являются материально-правовыми нормами и не подкреплены процессуальными (процедурными) нормами, устанавливающими конкретные юридические механизмы обмена налоговой информацией. Данных процессуальных (процедурных) норм и правил нет ни в международных договорах, заключенных Российской Федерацией, ни в российском законодательстве о налогах и сборах. Отметим, что нередко в других государствах данные отношения подробно регламентируются национальными и наднациональными нормативными правовыми актами и документами. Например, в Европейском Союзе действует обязательная для применения Директива 2008/55/EC , а в Соединенных Штатах детальному регулированию данного вопроса посвящена отдельная глава Руководства службы внутренних доходов (Internal Revenue Manual) .

В то же время в Российской Федерации, если проанализировать ставшую доступной за последние десять лет правоприменительную практику (в первую очередь акты арбитражных судов), то почти невозможно найти случаев, когда налоговые органы кладут в основу своего решения, вынесенного по результатам налоговой проверки, доказательства и информацию, полученные от иностранного компетентного органа, либо такие случаи являются редким исключением и связаны в основном с подтверждением регистрации места нахождения лица, получившего доходы из Российской Федерации. При этом на протяжении последних лет в арсенале налоговых органов было уже около 70 соглашений (договоров) об избежании двойного налогообложения, которые содержали положения, если не идентичные положениям рассматриваемого Типового соглашения, то как минимум схожие (в настоящее время Россия имеет 77 ратифицированных соглашений об избежании двойного налогообложения).

Между тем в силу общепризнанных тенденций глобализации и интенсификации движения капиталов между юрисдикциями необходимость наличия на вооружении налоговых органов средств по получению налоговой информации от иностранных компетентных органов очевидна. При этом если сравнить мировые тенденции в сфере обмена налоговой информацией с современным состоянием правовой базы обмена налоговой информацией в Российской Федерации, то невозможно не заметить явное отставание последней и даже, более того, выпадение ее из этого процесса.

См., например: Mutual assistance and information exchange / Roman Seer and Isabel Gabert - editors & reporters. European Association of Tax Law Professors and authors, 2010. P. 21 - 22.

В связи с этим после соотнесения системы международных договоров и национальных нормативных правовых актов, регламентирующих обмен налоговой информацией, с имеющимся мировым трендом в сфере обмена налоговой информацией становится очевидной необходимость скорейшего развития в Российской Федерации правовых основ обмена налоговой информацией и присоединения к процессу выстраивания эффективной международной системы обмена налоговой информацией в глобальном измерении.

Если перейти к частностям, то работа по развитию правовых основ в данной сфере видится по двум направлениям:

во-первых, это расширение базы международных договоров и соглашений, связывающих договаривающиеся стороны обязательствами по обмену налоговой информацией;

во-вторых, это приведение национального законодательства и практики его применения в соответствие с заключенными международными договорами и соглашениями, в том числе дополнение его нормами и институтами, позволяющими реализовать положения международных договоров.

В рамках расширения базы международных договоров и соглашений, на наш взгляд, мероприятия могут быть разбиты на несколько поднаправлений, которые при этом могут развиваться параллельно:

во-первых, целесообразно привести положения действующих договоров (соглашений, конвенций) об избежании двойного налогообложения, касающиеся обмена налоговой информацией, к стандарту, закрепленному в Типовом соглашении, утвержденном Правительством РФ от 24 февраля 2010 г. N 84, поскольку есть соглашения, в которых данные нормы либо вообще отсутствуют , либо изложены в усеченном варианте ;

во-вторых, необходимо расширять базу международных договоров об избежании двойного налогообложения, которая в настоящее время не охватывает некоторые юрисдикции, с резидентами которых российские налогоплательщики вступают в хозяйственные связи.

См., например: Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией от 15 ноября 1995 г. "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" // Бюллетень международных договоров. 1997. N 9.
См., например: Соглашение между Правительством РФ и Правительством Ирландии от 29 апреля 1994 г. "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы" // Бюллетень международных договоров. 1996. N 6.

При этом, учитывая, что переговоры по заключению того или иного договора об избежании двойного налогообложения могут занимать длительное время, необходимо рассмотреть вопрос о возможности и целесообразности заключения самостоятельных соглашений об обмене налоговой информацией. За основу для переговорного процесса можно взять в некоторой степени модифицированное Модельное соглашение об обмене налоговой информацией (Agreement on Exchange of Information on Tax Matters), разработанное в рамках ОЭСР . По аналогии с уже упомянутым выше Типовым соглашением об избежании двойного налогообложения Правительство РФ для упорядочения переговорного процесса может утвердить Типовое соглашение об обмене налоговой информацией.

При этом такие соглашения об обмене информацией целесообразно заключать в первую очередь с юрисдикциями, которые с точки зрения Банка России или Министерства финансов РФ предоставляют льготный налоговый режим и (или) не предусматривают раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций , а также с теми юрисдикциями, которые, по данным ОЭСР, только заявили о принятии стандартов транспарентности и обмена налоговой информацией, но находятся пока в процессе их внедрения (ранее большинство из этих юрисдикций находились в так называемом черном списке ОЭСР).

В такой ситуации приоритет ведения переговоров о заключении в первую очередь соглашений об обмене налоговой информацией, а не о заключении полноценного и всестороннего соглашения об избежании двойного налогообложения обусловлен тем, что вопросы избежания двойного налогообложения могут быть решены на основе общих положений законодательства о налогах и сборах, а обмен налоговой информацией необходимо наладить как можно скорее для того, чтобы предоставить налоговым органам возможность осуществлять контрольные мероприятия, которые будут обеспечены доказательствами, в том числе полученными из иностранных юрисдикций. Кроме того, подобная расстановка акцентов диктуется тем, что отток капитала из Российской Федерации в эти юрисдикции, как правило, обусловлен не инвестициями и деятельностью в реальном секторе экономики, а имеет, скорее, целью минимизацию налогов, которая не всегда достигается налогоплательщиками исключительно законными средствами.

Дополнительным аргументом в пользу использования в качестве основы для заключения соглашений об обмене налоговой информацией упомянутого Модельного соглашения ОЭСР служит то, что в нем в отличие от ст. 26 Типового соглашения России содержатся процедурные (процессуальные) нормы, регламентирующие порядок обмена налоговой информацией, и даже процедуры взаимного участия представителей компетентных органов в мероприятиях налогового контроля, проводимых в юрисдикции второй стороны соглашения.

В целом отмеченная работа могла бы обеспечить включение Российской Федерации в международную сеть соглашений (договоров), определяющих эффективный обмен налоговой информацией, развитием которой занимается, в частности, Глобальный форум по транспарентности и обмену информацией в налоговых целях (The Global Forum on Transparency and Exchange of Information for Tax Purposes) .

Использование данной сети, которая в настоящее время только с юрисдикциями, рассматриваемыми ОЭСР как не вполне соответствующими стандартам транспарентности, включает в себя более 600 соглашений , должно, на наш взгляд, облегчить создание системы эффективного обмена налоговой информацией, поскольку международным партнерам Российской Федерации не потребуется учитывать и внедрять какой-то отдельный стандарт и регламент, адаптированный под нашу страну. Вместо этого они будут использовать уже апробированные процедуры, внедренные при сотрудничестве в рамках Глобального форума по транспарентности и обмену информацией в налоговых целях.

Второе направление развития правовых основ обмена налоговой информацией, а именно приведение национального законодательства и практики его применения в соответствие с заключенными международными договорами и соглашениями, безусловно, связано с результатами работы по первому направлению (развитие системы международных договоров). Однако такая обусловленность не должна означать приостановление какой бы то ни было деятельности до тех пор, пока не будет создана обширная сеть международных соглашений.

При этом по большому счету внедрение правовых норм, регулирующих участие российских налоговых органов в обмене налоговой информацией, должно начаться с нуля, поскольку ни в Налоговом кодексе РФ , ни в Законе РФ "О налоговых органах Российской Федерации" не содержится системных положений, регулирующих данные отношения. Более того, создание правовых основ участия в обмене налоговой информацией с компетентными органами иностранных государств также должно затронуть и другие институты российского налогового права. В первую очередь это коснется процедур проведения некоторых мероприятий налогового контроля (например, истребование документов и информации), норм о налоговой тайне, а также статуса должностных лиц иностранных компетентных органов и российских налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля за пределами национальной юрисдикции.

Исключением являются нормы пп. 2 п. 9 ст. 89 и пп. 4 п. 1 ст. 102 НК РФ, устанавливающие право налогового органа приостановить проведение налоговой проверки для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, а также исключение из общего режима налоговой тайны для случаев обмена информацией с иностранным налоговым (таможенным) органом в рамках международного договора.

При разработке и внедрении согласованной системы норм об обмене налоговой информацией необходимо руководствоваться, на наш взгляд, принципами, которые влияли бы на содержание всех юридических конструкций и отдельных норм, релевантных для соответствующего института. Наиболее разумный подход к разработке таких принципов, по нашему мнению, предполагает принятие за основу критериев оценки юрисдикций, которые используются в рамках Глобального форума , что позволит легче включиться в процесс обмена налоговой информацией.

Безусловно, эти критерии необходимо детализировать и адаптировать применительно к российской специфике, но уже сейчас они могут быть использованы как общий ориентир. Данные критерии подразделены на три группы: 1) какая информация доступна компетентным органам; 2) как осуществляется доступ компетентных органов к информации; 3) как осуществляется обмен информацией с иностранными партнерами. Остановимся на этих вопросах подробнее.

A. Доступность информации

A.1. Запрашиваемая юрисдикция должна удостовериться, что идентифицирующая информация всех ключевых лиц и образований (субъектов), а также сведения об их собственниках (учредителях) доступны ее компетентным органам.

A.2. Запрашиваемая юрисдикция должна удостовериться, что все ключевые лица и образования (субъекты) ведут достоверный бухгалтерский учет.

A.3. Банковская информация должна быть доступной относительно всех владельцев счетов.

B. Доступ к информации

B.1. Компетентные органы должны иметь полномочия по получению и предоставлению информации, являющейся предметом запроса в соответствии с соглашением об обмене информацией, от любого лица в рамках их юрисдикции, владеющего или контролирующего такую информацию.

B.2. Права и гарантии лиц в юрисдикции, из которой запрашивается информация, должны быть совместимы с эффективным обменом информацией.

C. Обмен информацией

C.1. Механизмы соглашений об обмене информацией должны обеспечивать эффективный обмен информацией.

C.2. Сеть юрисдикций, участвующих в обмене информацией, должна включать всех ключевых партнеров.

C.3. Механизмы обмена информацией, применяемые юрисдикцией, должны иметь адекватные положения, обеспечивающие конфиденциальность полученной информации.

C.4. Обмен информацией должен осуществляться таким образом, чтобы соблюдались права и выполнялись гарантии налогоплательщиков и третьих лиц.

C.5. Юрисдикция должна предоставлять информацию в рамках своей сети соглашений своевременно.

Отметим, что и без детального анализа очевидно, что Российская Федерация в настоящее время пока не может обеспечить выполнение эти стандартов в полной мере. К такому выводу можно прийти уже исходя из того, что российским налоговым органам часто неизвестны реальные владельцы компании, например когда участником общества является номинальное лицо, ведущее асоциальный образ жизни (типичный случай для так называемых фирм-однодневок). Кроме того, если говорить об анализе исключительно трансграничных операций, то российское законодательство о налогах и сборах не предусматривает даже права налоговых органов запрашивать документы и информацию у налогоплательщиков в связи с выполнением запроса иностранного компетентного органа.

О критерии, характеризующем своевременность предоставления информации в рамках сети соглашений об информационном обмене вообще трудно сказать что-либо определенное, имея в виду, что на настоящий момент в этой части соответствующие правоотношения совершенно не урегулированы на законодательном уровне.

В целом работа по созданию правовых основ обмена налоговой информацией, безусловно, требует комплексного и системного подхода. К сожалению, в настоящее время она проводится темпами, которые пока не позволяют в полной мере успевать за мировыми тенденциями и, более того, рассматриваемый нами вопрос не упоминается даже в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг. . Остается надеяться, что интенсивно развивающееся международное сотрудничество в экономической сфере на уровне хозяйствующих субъектов естественным образом заставит налоговые и финансовые органы России задействовать адекватные механизмы международного сотрудничества с соответствующими институтами из государств-партнеров, чтобы обеспечить эффективность налогового контроля деятельности налогоплательщиков в трансграничных ситуациях.

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов (одобрено Правительством РФ 20.05.2010) // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".

кафедры финансового права

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Рассмотрим изменения в международном законодательстве в части налогового и финансового обмена информацией, в раскрытии информации по счетам физических и юридических лиц, имеющих активы за рубежом. В дополнение к этому представим модели обмена информацией на примере разных юрисдикций.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Многостороннее соглашение компетентных органов (Multilateral Competent Authority Agreement, MCAA) и Единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (Common Reporting Standard, CRS) были разработаны на основании ст. 6 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам 1988 г. в ред. Протокола от 27.05.2010 (далее — Конвенция 1988/2010).

Что означает для российских налогоплательщиков, для нерезидентов, имеющих счета в России, подписание МССА? Какая именно информация и в каком объеме будет подпадать под автоматический обмен? Кто, как и с кем будет обмениваться такой информацией?

МЕЖДУ КАКИМИ СТРАНАМИ БУДЕТ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН?

Согласно ст. 6 Конвенции 1988/2010 процедуры автоматического обмена определяются по взаимной договоренности двух или более сторон. На практике за основу взята модель многостороннего соглашения, в силу чего странам, подписавшим такое соглашение, уже не потребуется подписывать между собой отдельные двусторонние соглашения.

К СВЕДЕНИЮ

На 28.06.2016 Многостороннее соглашение компетентных органов подписали 83 юрисдикции. Часть стран обязалась осуществить первый (по сути — тестовый) автоматический обмен информацией в сентябре 2017 г., часть — в сентябре 2018 г.

В сентябре 2017 г. осуществить первый автоматический обмен обязались Ангилья, Аргентина, Барбадос, Бельгия, Бермуды, Болгария, Британские Виргинские острова, Великобритания, Венгрия, Германия, Гернси, Гибралтар, Гренландия, Греция, Дания, Джерси, Индия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Каймановы острова, Кипр, Колумбия, Корея (Южная), Кюрасао, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Мексика, Монтсеррат, Нидерланды, Ниуэ, Норвегия, Остров Мэн, острова Теркс и Кайкос, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сейшельские острова, Словакия, Словения, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония, ЮАР.

В сентябре 2018 г. осуществить первый автоматический обмен обязались Австралия, Австрия, Албания, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Гана, Гренада, Израиль, Индонезия, Канада, Китай, Коста-Рика, Маврикий, Малайзия, Маршалловы острова, Монако, Науру, Новая Зеландия, Острова Кука, Россия, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Синт-Маартен, Чили, Швейцария, Япония.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ?

В рамках автоматического обмена компетентные (обычно налоговые) органы участвующей юрисдикции будут:

  • получать от финансовых учреждений своей страны информацию о счетах физических и юридических лиц — резидентов других стран — участников MCAA;
  • ежегодно передавать данную информацию компетентным органам этих стран;
  • получать от компетентных органов других стран — участников MCAA информацию о счетах физических и юридических лиц — резидентов своей страны.

Обмен информацией будет осуществляться между компетентными органами стран — участниц MCAA (полученной ими от подотчетных финансовых учреждений в своих странах) ежегодно на автоматической основе в унифицированном электронном формате.

Подотчетными финансовыми учреждениями (Reporting Financial Institutions) являются любые финансовые учреждения юрисдикции, участвующей в автоматическом обмене (банки, брокеры, депозитарии, страховые и другие компании), за исключением правительственных учреждений, международных организаций, центральных банков, государственных пенсионных фондов и прочих юридических лиц, имеющих низкий уровень риска быть использованными в целях уклонения от уплаты налогов.

Обмен информацией за конкретный календарный год между компетентными органами соответствующих стран может осуществляться при условии, если:

  • для данных органов MCAA вступило в силу;
  • в их странах имеется и действует внутреннее законодательство, требующее от подотчетных финансовых учреждений отчитываться за такой календарный год в объеме и порядке, предусмотренном Стандартом CRS.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Подписывая MCAA, каждое государство определяет месяц и год начала обмена информацией. Обмен должен быть осуществлен в течение 9 месяцев после окончания календарного года, за который предоставляется информация.

КАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ БУДЕТ ПЕРЕДАВАТЬСЯ АВТОМАТИЧЕСКИ?

Информация, подлежащая автоматическому обмену, включает (п. 2 ст. 2 MCAA):

  • имя физического лица, наименование юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, дата и место рождения физического лица, адрес юридического лица, а также имя, ИНН, дата и место рождения физических лиц, контролирующих юридические лица (после проведения процедуры due diligence компетентными органами в соответствии со Стандартом CRS);
  • номер банковского счета (или аналогичный по функции эквивалент, если номер счета отсутствует);
  • наименование и идентификационный номер подотчетного финансового учреждения (банка);
  • остаток денежных средств на счете на конец соответствующего календарного года или на момент закрытия счета, если счет был закрыт в этом году;
  • поcчетамдепо (Custodial Account):

- общая сумма процентов, дивидендов или иного дохода, полученного в отношении активов, размещенных на таком счете за календарный год или иной отчетный период;

- общая поступившая на счет выручка от продажи или выкупа активов, в отношении которых подотчетное финансовое учреждение выступало депозитарием, брокером, номинальным держателем или агентом держателя счета;

  • по депозитным счетам (Depository Account) — общая сумма процентов, поступивших на счет за календарный год или иной отчетный период;
  • по остальным типам счетов — общая сумма, поступившая держателю счета за календарный год или иной отчетный период.

Обмену будет подлежать информация как о вновь открываемых счетах (начиная с определенной даты), так и об существующих счетах (уже открытых на определенную дату). Эти даты каждое государство указывает в приложении к подписываемому MCAA.

ПОДГОТОВКА К АВТОМАТИЧЕСКОМУ ОБМЕНУ В РАМКАХ CRS

Банки передают информацию о подотчетных счетах в налоговые органы своей страны в календарном году, следующем за годом, к которому данная информация относится.

До начала автоматического обмена все банки (и другие подотчетные финансовые учреждения) стран — участниц MCAA должны будут осуществить специальные процедуры due diligence в отношении существующих и вновь открываемых счетов своих клиентов (как физических, так и юридических лиц). Цель — категоризация счетов для целей последующей передачи данных в налоговые органы и восполнение недостающей для этого информации.

Информацию банки будут выявлять на основе:

DUE DILIGENCE СУЩЕСТВУЮЩИХ СЧЕТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

CRS выводит из-под автоматического обмена существующие счета юридических лиц (Preexisting Entity Accounts), агрегированный остаток на которых не превышает 250 000 долл. США на 31 декабря соответствующего года. То есть идентификация, сверка и передача информации о таких счетах осуществляться не будет.

Подотчетные счета (Reportable Accounts), то есть счета, информация о которых подлежит передаче, — это счета, держателями которых выступает:

  • одно или более подотчетное лицо (Reportable Person), то есть физическое или юридическое лицо — резидент юрисдикции, участвующей в автоматическом обмене;
  • (или) пассивная нефинансовая организация (Passive NFE) (далее — пассивная НФО), одно или более контролирующее лицо которой является резидентом участвующей юрисдикции.

К СВЕДЕНИЮ

Активные и пассивные организации для целей обмена информацией

Пассивная НФО — это нефинансовая организация, не являющаяся активной.

Активная НФО — нефинансовая организация, пассивный доход которой за прошедший календарный год составил менее 50 %, а объем активов, порождающих пассивные доходы или предназначенных для их получения, составил за тот же период менее 50 %.

Стандарт CRS предусматривает ряд других признаков, каждый (любой) из которых также позволит отнести организацию к активной НФО:

Акции НФО регулярно обращаются на организованных рынках ценных бумаг

НФО является государственной или международной организацией, центральным банком или организацией, которой полностью владеет какая-либо из упомянутых организаций

Холдинговые нефинансовые организации (при определенных условиях)

НФО пока не ведет деятельность и не имеет истории ведения деятельности, но инвестирует капитал в активы с намерением вести нефинансовую деятельность

НФО находится в процессе ликвидации или реорганизации в целях продолжения или возобновления нефинансовой деятельности

Нефинансовая организация осуществляет финансирование или хеджирование сделок со связанными нефинансовыми организациями и не предоставляет услуг финансирования другим лицам

Нефинансовая организация является некоммерческой организацией (отвечающей ряду признаков)

  • дивиденды;
  • проценты;
  • доходы, аналогичные процентам;
  • рентные платежи и роялти;
  • аннуитеты;
  • превышение доходов над убытками в результате продажи или обмена финансовых активов, порождающих пассивные доходы;
  • превышение доходов над убытками от сделок с любыми финансовыми активами (в том числе фьючерсные, форвардные, опционные и аналогичные сделки);
  • превышение доходов над убытками от сделок с иностранной валютой;
  • чистый доход от своп-сделок;
  • суммы, полученные по договорам накопительного страхования жизни.

Подотчетное финансовое учреждение (банк) должно осуществить следующие процедуры due diligence (сбора или актуализации информации о клиенте):

1) определить, является ли организация (entity) подотчетным лицом. Для этого банк проверяет имеющуюся информацию, собранную в рамках процедур AML/KYC, чтобы определить налоговое резидентство держателя счета.

Если согласно имеющейся информации держатель счета является налоговым резидентом участвующей юрисдикции, то данный счет будет рассматриваться как подотчетный (то есть информацию о нем банк должен будет передать налоговому органу своей страны);

2) определить, является ли организация пассивной НФО с одним или более контролирующим подотчетным лицом. Для этого необходимо установить:

  • является ли держатель счета пассивной НФО. Банк анкетирует клиента, чтобы установить его статус (кроме случаев, когда банк располагает информацией, позволяющей сделать обоснованный вывод о том, что держатель счета является активной НФО);
  • контролирующих лиц держателя счета. Для этого банк опирается на информацию, полученную им ранее в рамках процедур AML/KYC;
  • является ли контролирующее лицо подотчетным. Здесь банк также опирается на информацию, полученную им ранее в рамках процедур AML/KYC, в случае, если агрегированный остаток существующего счета пассивной НФО не превышает 1 000 000 долл. США (либо специально анкетирует держателя счета или контролирующее лицо в целях выяснения юрисдикции, в которой такое контролирующее лицо является налоговым резидентом).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Если какое-либо из контролирующих лиц пассивной НФО является подотчетным лицом, то обмену будет подлежать не только информация о счете клиента, но и о контролирующем его (клиента) лице.

DUE DILIGENCE СУЩЕСТВУЮЩИХ СЧЕТОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Для определения принадлежности клиента к участвующей юрисдикции банк на основании имеющейся информации устанавливает налоговое резидентство данного клиента.

Стандарт CRS разделяет существующие счета физических лиц на две группы:

  • счета с низкой стоимостью (Lower Value Account), агрегированный остаток на которых по состоянию на 31 декабря отчетного года не превышает 1 000 000 долл. США;
  • счета с высокой стоимостью (Higher Value Account), агрегированный остаток на которых превышает 1 000 000 долл. США на 31 декабря отчетного года или на 31 декабря любого последующего года. Сбор информации о данной категории счетов (а соответственно, и обмен информацией по ним) будет проводиться в первоочередном порядке.

Важная деталь: автоматическому обмену будет подлежать информация обо всех счетах физических лиц в банках участвующих стран, поскольку CRS не устанавливает для таких счетов какой-либо пороговой суммы баланса, непревышение которой выводило бы счет из-под автоматического обмена.

СРОКИ DUE DILIGENCE ДЛЯ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ УЧАСТВУЮЩИХ СТРАН

Банки стран, приступающих к автоматическому обмену в 2017 г. (например, Кипра, Латвии, Эстонии), должны:

  • осуществлять due diligence для целей обмена (в частности, устанавливать налоговое резидентство клиента, активный/пассивный характер юридического лица и др.) в отношении новых клиентов (физических и юридических лиц — нерезидентов страны банка) перед установлением с ними деловых отношений — начиная с 01.01.2016;
  • завершить due diligence существующих клиентов — физических лиц (нерезидентов страны банка), остаток на счетах которых превышает 1 000 000 долл. США, — до 31.12.2016;
  • завершить due diligence всех существующих клиентов (физических и юридических лиц — нерезидентов страны банка) — до 31.12.2017.

СРОКИ DUE DILIGENCE ДЛЯ ВТОРОЙ ОЧЕРЕДИ УЧАСТВУЮЩИХ СТРАН

Банки стран, приступающих к автоматическому обмену в 2018 г. (например, России, Швейцарии, Австрии), должны:

  • осуществлять due diligence для целей обмена (в частности, устанавливать налоговое резидентство, активный/пассивный характер юридического лица и др.) в отношении новых клиентов (физических и юридических лиц — нерезидентов страны банка) — с 01.01.2017;
  • завершить due diligence существующих клиентов — физических лиц (нерезидентов страны банка), остаток на счетах которых превышает 1 000 000 долл. США, — до 31.12.2017;
  • завершить due diligence всех существующих клиентов (физических и юридических лиц — нерезидентов страны банка) — до 31.12.2018.

Международный обмен финансовой информацией по запросу позволяет фискальным органам из разных стран получать актуальные данные о движении по счетах своих резидентов, бенефициарах компаний. Это касается и резидентов России. В соответствии с действующим валютным законодательством, если российский налоговый резидент не предоставляет информации об иностранных счетах: личных и корпоративных, КИК, к нему применяются штрафы и санкции. Однако это не означает, что пользоваться иностранными платежными инструментами нельзя, наоборот даже нужно – если это повышает рентабельность бизнеса и обеспечивает защиту активов. Просто необходимо придерживаться законодательства и ориентироваться в процессах международного автоматического обмена налоговой информацией.

Обмен информацией CRS

Разновидности международного обмена налоговой информацией

Обмен финансовыми данными между налоговыми органами разных государств позволяет получить информацию о заграничных счетах резидентов, в том числе бенефициаров контролируемых иностранных компаний. Если лица не отчитывались налоговой о наличии и использовании подобных платежных инструментов их ждет штраф и доначисление налогов. Узнать о наличии иностранных счетов фискальные органы могут благодаря таким способам международного обмена налоговой информацией:

  • по запросу;
  • автоматический;
  • спонтанный.

Международный обмен налоговой информацией по запросу, спонтанный и автоматический проводится на основании следующих соглашений:

Как финансовые организации узнают об нерезиденте?

Если клиент является нерезидентом и открывает иностранный счет в банке, тогда последний периодически передает данные о нем в местный налоговый орган, а последний уже дальше – в другие юрисдикции.

Информацию о счетах нерезидента банки передают в уполномоченные органы в апреле-мае, после чего последние ее систематизируют – и 1 августа осуществляют международный обмен.


Внимание. До 1 августа разрешается внести коррективы в отчет или отменить передачу данных, если клиент сменил налоговое резидентство. Суть отсрочки отправки заключается в том, что банки отправляют информацию о счете по состоянию на 31.12., а информация о клиенте отображается на момент открытия счета. Однако часто случается, что клиент сменил налоговое резидентство, не обновил информацию или сотрудник банка не актуализировал данные, что прямо влияет на процесс передачи данных.

Международный обмен налоговой информацией по запросу (Exchange of Information on Request, EOIR)

Это достаточно распространенный способ получить востребованную информацию о налогоплательщике. Не нужно его путать с автоматическим обменом финансовыми данными (Automatic Exchange of Information, AEOI).

В данном случае информация предоставляется по индивидуальным запросам компетентных органов. Подобный тип обмена чаще всего используется налоговыми органами в расследованиях, когда они ищут информацию о конкретных лицах, компаниях, фондах. Полученные данные играют важную роль в качестве доказательства неправомерного получения налоговой выгоды.

Главное отличие международного обмена налоговой информацией по запросу от автоматического – право получить любую информацию о налоговом резиденте. AEOI же предусматривает четко регламентированный CRS перечень передаваемых данных.

Запросить данные налоговые органы могут при наличии заключенных между странами любого из договоров: DTA, TIEA либо Конвенции о взаимопомощи. Также информация может передаваться на основании региональных соглашений.

Международный обмен налоговой информацией по запросу с РФ

По состоянию на 2021 год Россия не подписала ни одного соглашения TIEA, поэтому обмен по запросу осуществляется на основании:

  • Соглашений DTA;
  • Конвенции о налоговой взаимопомощи.

Международный обмен по запросу на основании соглашений об избежании двойного налогообложения

Каждое соглашение DTA содержит ст.26, посвященную обмену данными между государствами. В ней содержится обязательство обмениваться информацией, которая относится к выполнению условий договора, в частности данных влияющих на размер налогов любого вида. Учитывая последнее страны могут в рамках DTA запрашивают практически любые данные, которые могут повлиять на фискальную нагрузку резидента.

Однако ст.26 также устанавливает ряд ограничений. Международный обмен по запросу не осуществляется, если:

  • проводятся административные мероприятия, которые противоречат законодательству и административной практики;
  • речь идет о информации, которую нельзя получить по закону либо в ходе обычной административной практики;
  • информация раскрывает какую-либо тайну, например, торговую, коммерческую, профессиональную и т.д. (но не банковскую).

Вышеуказанные условия существенно ограничивают возможности обмена по запросу.

Международный обмен по запросу на основании Конвенции о взаимной админпомощи по налогам

Указанное соглашение дает право сторонам осуществлять международный обмен любой информацией по запросу, которая оказывает влияние на процессы администрирования и соблюдение налогового законодательства (ст.4).

Конвенция дает возможность российским налоговым органам получать финансовые данные от юрисдикций, с которыми нет подписанного DTA. Речь идет об оффшорных территориях и странах, с которыми просто нет логического смысла подписывать соглашения об избежании двойного налогообложения.

Однако кроме оффшоров, DTA не подписано между Россией и такими популярными среди россиян странами, как Эстония и Грузия.

sign

информация от специалиста о налогах
и возможных налоговых льготах юрисдикции,
подходящей структуре компании.

информация от специалиста о налогах и возможных налоговых льготах юрисдикции, подходящей структуре компании.

Процесс борьбы с оффшорами, инициированный государством, проводится с целью защитить налоговую систему от уклонения крупных компаний от уплаты налогов.

В процессе финансовой интеграции были проделаны очень благоприятные изменения для межгосударственного налогового планирования. В полной степени исключить оффшорную деятельность остается невозможным, поэтому представители власти и налоговые инстанции активно работают над идентификацией реальных обладателей оффшорных организаций и ужесточением контроля над финансовыми операциями.

автоматический обмен налоговой информацией

Чтобы вернуть выведенные деньги обратно в страну, из которой они вышли, и обложить их налогами, государства начали с проведения процедуры эффективного обмена информацией о действительных владельцах денег в оффшорах.

Конвенция МСАА

Одним из важнейших инструментов, который способствует обнаружению необлагаемых заграничных доходов, является Многосторонняя конвенция о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией (Multilateral Competent Authority Agreement). Еще один важный документ - Конвенция ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией.

Она предполагает, что все присоединившиеся государства обязуются передавать налоговую информацию другим странам-участницам конвенции.

Виды обмена информацией:

  1. Обмен информацией по запросу применяется в случае ведения дела в отношении единого налогоплательщика. Запросы могут быть устными или письменными.
  2. Автоматический обмен информацией. Для осуществления необходимо наличие двустороннего международного соглашения.
  3. Произвольный обмен информацией. Тут также необходимо двустороннее соглашение. Но инициатором должна выступать государственная организация, у которой имеются данные о налогоплательщике и которыми она считает нужным поделиться.

Обмен по запросу имеет некоторые отличия от автоматического:

2. Предоставляемая информация:

3. Время и форма обмена:

автоматический обмен налоговой информацией россия

Должностные обязанности служб налогообложения

В ходе процесса передачи и приема финансовой информации органы служб налогообложения обязаны:

  • принимать от финансовых учреждений своего государства информацию о финансовых процессах юридических и физических лиц, являющихся резидентами других государств-участников MCAA;
  • каждый год передавать в электронном виде нужную информацию уполномоченным органам этих государств;
  • принимать от уполномоченных органов других государств-участников MCAA данные о счетах юридических и физических лиц, являющихся резидентами своей страны.

Какие организации обязуются передавать данные

В автоматическом обмене налоговой информацией участвуют:

  • банки;
  • страховые компании;
  • брокерские компании;
  • другие коммерческие финансовые организации.

швейцария автоматический обмен налоговой информацией

В автоматическом обмене финансовой и налоговой информацией не участвуют такие учреждения:

  • правительственные учреждения;
  • международные организации;
  • центральные банки;
  • государственные пенсионные фонды;
  • другие госорганизации с заниженным уровнем риска, которые практически не могут быть заподозрены в совершении махинаций с целью уклонения от выплаты налогов.

Счета, попадающие под сбор данных

Данные будут собираться о личных счетах юридических и физических лиц и счетах корпораций, трастов и частных фондов.

Если собственник счета значится как налоговый резидент государства, с которым будет осуществляется обмен налоговыми данными, то он попадет под автоматический обмен. Такие физические лица будут именоваться "подотчетными лицами", а их счета - "подотчетными счетами".

Подотчетными станут и счета компаний:

  • если они подконтрольны одному или нескольким "подотчетным лицам";
  • если они подконтрольны "пассивной нефинансовой структуре", которая по факту подконтрольна "подотчетному лицу" (под таковой принимается любая организационная форма бизнеса, большая часть дохода которой создается пассивными доходами, это холдинги, фонды, трасты).

конвенция оэср об автоматическом обмене налоговойинформацией

Информация, которая подлежит обмену

Исходя из типа счёта, будут происходить сбор и передача следующей информации:

  1. Личные данные, адрес проживания, государство, которому резидент платит налоги, идентификационный код, дата и место рождения собственника счёта.
  2. Номер открытого банковского счета.
  3. Международный идентификационный номер финансовой организации и ее наименование.
  4. Состояние и баланс счета на конец подотчетного года или дату закрытия счета.
  5. Общая сумма начисленных процентов по счету.
  6. Валюта счёта и остаток денежных средств на балансе.

"Принцип невзаимности"

При присоединении к Конвенции MCAA любое государство имеет право следовать "Принципу невзаимности". Это предполагает, что такая страна-участница обязуется передавать финансовую информацию о счетах налоговых плательщиков-резидентов других государств-участников Конвенции, но не будет получать от них данные о собственных резидентах-налогоплательщиках.

Сутью такого принципа является интерес более не осложнять и так сложные вещи: некоторые оффшорные процессы предусматривают полную невыплату налогов, и для государства эта информация от других стран является бесполезной.

Штрафы за нарушения в предоставлении информации

При подаче в финансовое учреждение запроса из зарубежной уполномоченной организации на предоставление информации, перед тем как дать ответ, финучреждение должно оповестить местный орган налогообложения и предоставить информацию, которая необходима зарубежной организации. Срок передачи сведений составляет десять дней. Налоговый орган имеет полномочия запретить передачу данной информации.

автоматический обмен налоговой информацией список стран

В случае нарушения финучреждением налогового запрета предусмотрены штрафные санкции:

  1. За произвольный неоправданный отказ учреждения от предоставления информации о налогах и счетах физических и юридических лиц или предоставления информации, но с нарушением порядка, объема и сроков взимается штраф порядка 500 тысяч рублей.
  2. Если финансовое учреждение не предпринимает мер по установлению налогового резидентства клиента, с него производится взыскание в 300 тысяч рублей.
  3. Если одна из международных групп компаний не уведомила об участии, взимается штраф в пятьдесят тысяч рублей.
  4. За неоправданное непредоставление участником группы каких-либо данных или предоставление недостоверных данных накладываются санкции в размере ста тысяч рублей по каждому из списка сведений.

Плюсы и минусы обмена информацией

Автоматический обмен имеет как преимущества, так и недостатки. Плюс, например, таков: не нужно отправлять запрос на предоставление информации об оффшорах. Данные поступают в государство в автоматическом порядке, что регулируется на законодательном уровне и сокращает время работы.

Минус: финансовые и налоговые данные очень легко скрыть, особенно если денежные средства находятся вне государства-заявителя. Поэтому придется разрабатывать новые постановления, законы, проводить мониторинг бизнеса и проверять полностью всю банковскую систему.

Международный автоматический обмен налоговой информацией сопряжен и с рисками. Например, существует риск лишения мотивации малого и среднего бизнеса.

автоматический обмен финансовой и налоговой информацией

Список государств, обязующихся осуществлять обмен информацией

По данным Конвенции МСАА, в автоматическом обмене информацией обязуются участвовать:

  • с сентября 2017 г. начать осуществлять автоматический обмен должны: Ангилья, Аргентина, Барбадос, Бермуды, Бельгия, Болгария, Британские Виргинские острова, Венгрия, Великобритания, Германия, Гибралтар, Греция, Гренландия, Гернси, Джерси, Дания, Ирландия, Индия, Испания, Италия, Исландия, Кипр, Каймановы острова, Южная Корея, Колумбия, Кюрасао, Люксембург, Лихтенштейн, Литва, Латвия, Монтсеррат, Мальта, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Ниуэ, остров Мэн, острова Теркс и Кайкос, Португалия, Польша, Румыния, Сейшельские острова, Сан-Марино, Словения, Словакия, Франция, Фарерские острова, Финляндия, Чехия, Хорватия, Швеция, ЮАР, Эстония;
  • с сентября 2018 г. осуществить АОНИ должны: Австрия, Австралия, Андорра Албания, Аруба, Антигуа и Барбуда, Белиз, Гренада, Гана, Индонезия, Израиль, Китай, Канада, Коста-Рика, Маврикий, Маршалловы острова, Монако, Малайзия, Новая Зеландия, Науру, Острова Кука, Россия, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Синт-Маартен, Самоа, Швейцария (автоматический обмен налоговой информацией страна, по данным СМИ, откладывает до 2019), Чили, Япония.

Это официальные данные. Автоматический обмен налоговой информацией (список стран выше) полностью должен быть введен к 2019 году.

Автоматический обмен налоговой информацией в России

В мае 2016 года в рамках Форума "Организации экономического сотрудничества и развития по налоговому администрированию" (ОЭСР) Федеральная налоговая служба России подписала международный договор об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах. Начало такой практики в России намечено на сентябрь 2018 года.

Кроме общих (подписания соглашения об автоматическом обмене налоговой информацией), предусматривается подписание ряда других налоговых договоров о сотрудничестве и обмене сведениями для борьбы с уклонениями от налоговых платежей, а также договоров об обоюдной помощи государств в борьбе с нарушениями налогового законодательства. Таковые обычно предполагают передачу данных о регистрации налогоплательщиков, о счетах, зачислении на них дополнительных доходов и другой налоговой информации. Страны автоматического обмена налоговой информацией обязуются сделать тоже самое.

Что необходимо для автоматического обмена с другими странами

  1. Принять на государственном уровне закон об автоматической передаче информации.
  2. Разработать кадровую политику, средства для осуществления процессов на местах.
  3. Разработать системы кодирования и пакет государственных документов для передачи данных.
  4. Обеспечить надежную защиту передаваемой информации, кодирование.
  5. Обеспечить полную засекреченность, безопасность передачи данных.
  6. Создать перечень тех государств, с которыми Российская Федерация желает сотрудничать в сфере обмена, то есть обмениваться финансовой информацией.

Стране необходимо выполнить немало требований, чтобы стать участницей Соглашения об автоматическом обмене налоговой информацией (Латвия, Швейцария и все остальные государства тоже обязаны подгонять свое законодательство к общим требованиям).

Российская Федерация вполне подготовлена к изменениям. Автоматический обмен налоговой информацией Россия совсем скоро сможет осуществлять. Сам по себе АОНИ непременно выгоден для государств-участников. К примеру, Россия передаёт другим государствам данные об их налоговых резидентах, которых сама РФ уже обложила налогами на доходы. А взамен ей предоставляются данные обо всех ее налоговых резидентах, у которых имеются счета за границей, то есть предположительно доход в бюджет государства.

международный автоматический обмен налоговой информацией

Чем автоматический обмен грозит гражданам?

Если у корпорации открыт оффшорный счет, который она пытается скрыть, то это может:

  1. Привести к проблемам и санкциям за незадекларированный счет.
  2. За неуплату налогов могут взиматься значительные штрафы.
  3. Привести к большим проблемам из-за проведения валютных операций незаконно (штрафы, запрещение деятельности компании, лишение лицензии и так далее).

В заключение

Так, справедливо будет сделать вывод, что в 2018 году наши финансовые процессы практически станут видны насквозь и о банковской тайне уже можно будет забыть. Практически любые финансовые действия по счетам попадают под автоматический обмен: изменение баланса, личная информация и другие персональные данные.

Правда, для тех, кто выводит свои доходы на оффшорные счета, с автоматическим обменом налоговой информацией останется намного меньше возможностей сделать это в дальнейшем времени - что, конечно, хороший плюс. Именно поэтому бизнесменам и физическим лицам стоит навести порядок в своих банковских и других счетах во избежание будущих проблем с налоговыми инстанциями.

Россия вполне готова к автоматическому обмену налоговой информацией с остальными странами. Осталось только окончательно определить технические и кадровые средства. Остальное – дело рук мировой политики.

Читайте также: