Территориальная принадлежность налоговой льготы зтр индустриальный парк рик спик тосэр и т д

Обновлено: 17.05.2024

Настоящие рекомендации разработаны в целях применения субъектами Российской Федерации единых подходов при формировании информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов субъектов Российской Федерации (далее - Информация), предоставляемой в Минфин России в порядке и в сроки, установленные общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796 (далее - Общие требования):

- до 1 июня текущего года - Информацию в соответствии с подпунктом "г" пункта 8 Общих требований;

- до 20 августа текущего года - уточненную Информацию (в том числе с учетом результатов проведенной сверки данных по стимулирующим налоговым расходам субъектов Российской Федерации, обусловленных льготами по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций) в соответствии с подпунктом "з" пункта 8 Общих требований.

Сроки предоставления информации взаимоувязаны с процессом распределения межбюджетных трансфертов, осуществляемым Минфином России, в связи с чем обязательны к соблюдению всеми субъектами Российской Федерации.

Обращаем внимание, что Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ статья 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) дополнена новым пунктом 11, согласно которому в целях урегулирования вопросов, связанных с предоставлением налоговыми органами сведений, необходимых для проведения оценки налоговых расходов в соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, составляющих налоговую тайну, руководителем соответствующего органа власти (в том числе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) определяется круг должностных лиц, имеющих доступ к таким сведениям (в форме правового акта).

В информации к 1 июня данные об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за год, предшествующий отчетному, и иные отчетные периоды заполняются на основе сведений органов Федеральной налоговой службы, предоставленных уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункт 8 Общих требований. Данные об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за отчетный год, на текущий год, на очередной год и плановый период формируются (оцениваются, прогнозируются) уполномоченными органами субъекта Российской Федерации самостоятельно.

В информации к 20 августа в Форме уполномоченными органами субъектов Российской Федерации на основе сведений органов Федеральной налоговой службы, сформированных по итогам обработки данных налоговой отчетности за отчетный год, уточняются данные об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за отчетный период. Также при необходимости (в том числе по результатам проведенной сверки) актуализируется информация за предыдущие отчетные периоды. При этом уполномоченным органом субъекта Российской Федерации может быть уточнена оценка объемов налоговых расходов за текущий год и прогноз на очередной год и плановый период.

Ячейки Формы, в которых проводилась корректировка информации, выделяются цветом (используется заливка ячеек). Если информация корректируется впервые - используется желтая заливка ячеек, при повторной корректировке - оранжевая, третья корректировка - красная.

Начиная с 2021 года, информация о налоговых расходах субъекта Российской Федерации формируется из 2-х блоков:

1. Основной блок информации - действующие налоговые расходы субъекта Российской Федерации, т.е. действующие с отчетном году и/или в году, предшествующем отчетному.

2. Дополнительный блок информации - архивные налоговые расходы субъекта Российской Федерации, т.е. утратившие силу по состоянию на 1 января года, предшествующего отчетному.

При этом ежегодно базовым годом в части учета сведений об объемах выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, обусловленных предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций, является 2011 год.

Формирование информации по действующим налоговым расходам

субъекта Российской Федерации

В текущем году сбор и учет Информации осуществляется в отношении налоговых расходов, обусловленных налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями (далее - льготы), установленными законодательством субъектов Российской Федерации и действующими в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году.

В целях объективной оценки выпадающих доходов региональных бюджетов на текущий год и прогнозе на плановый в Информацию также включаются льготы с началом действия с 1 января текущего года и позже. При этом субъектом Российской Федерации по таким льготам необходимо указывать оценку/прогноз выпадающих доходов от их применения.

Учет Информации о льготах в Форме ведется, начиная с шестого года, предшествующего отчетному. При этом следует учитывать, что корректировка данных об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за отчетные периоды может проводиться органами Федеральной налоговой службы за три последних года на основе уточненных налоговых деклараций, представленных налогоплательщиками.

Дополнительно по действующим налоговым расходам субъекта Российской Федерации, также ведется учет объемов выпадающих доходов, обусловленных предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций, начиная с базового 2011 года (архивная информация). В 2021 году в архивную информацию будут включены графы с данными об объемах выпадающих доходов за 2011 - 2013 годы. Далее количество "архивных" граф ежегодно будет увеличиваться на 1 год (в 2022 году - 2011 - 2014 гг.; в 2023 году - 2011 - 2015 гг. и т.д.). Соответственно ежегодно будут корректироваться годы, включаемые в период при проведении оценки налоговых расходов в текущем году (графы N N 24 - 34 формы) в соответствии с Общими требованиями.

В перечень налоговых расходов субъекта Российской Федерации включаются все льготы (включая льготы по инвестиционному налоговому вычету, право на применение которого введено статьей 286.1 Налогового кодекса начиная с 01.01.2018 по 31.12.2027 и реализуется при наличии принятого субъектом Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта (далее - НПА), льготы по налогу на имущество организаций, установленные НПА субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3.2 статьи 380 Налогового кодекса, льготы в соответствии с пунктами 21 и 24 статьи 381 Налогового кодекса, в отношении которых статьей 381.1 Налогового кодекса предусмотрено принятие соответствующего НПА субъекта Российской Федерации), действующие в соответствии с НПА субъекта Российской Федерации в отчетном году и/или в году, предшествующем отчетному году, установленные по следующим видам налогов:

- налог на прибыль организаций;

- налог на имущество организаций;

- налоги, подлежащие уплате в связи с применением специальных налоговых режимов (УСН, патентная система налогообложения, ЕНВД, ЕСХН);

- земельный налог (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);

- налог на имущество физических лиц (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);

- торговый сбор (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Льготы, утратившие силу, до 1 января года, предшествующего отчетному году, в Информации отражаются в блоке архивных налоговых расходов.

Для льгот длящегося характера, действующих в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году, в Форме отражается информация (структурные единицы НПА, наименование льготы, условия и срок ее применения, код вида экономической деятельности и т.д.), соответствующая редакции положений НПА, действующих в отчетном году.

При отражении в Форме сведений об оценке объема конкретного налогового расхода субъекта Российской Федерации за текущий год, прогнозе объема этого налогового расхода на очередной год и плановый период необходимо учитывать дату прекращения действия льготы и период ее действия (например, норма в отношении льготы прекратила свое действие, но может продолжать применяться налогоплательщиком до срока окончания действия соглашения о реализации инвестиционного проекта, т.е. льгота имеет длящийся характер). Год, в котором льгота является не действующей, в Форме всегда отмечается знаком "X".

Данные об оценке и прогнозе объема налогового расхода в Форме указываются в виде целого числа (при этом ячейка не должна содержать формул и ссылок на другие ячейки таблицы).

Расчет совокупного бюджетного эффекта в отношении стимулирующих налоговых расходов по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций осуществляется за год, предшествующий отчетному.

При заполнении Формы следует учитывать следующее.

Не являются новой льготой случаи, связанные с уточнением положений по действующей льготе (например, изменение размера льготной ставки; изменение требований к объему инвестиций; изменение периода применения льготы; введение/изменение условий для получения льготы и т.д.), а также случаи переутверждения действующих льгот (в том числе с уточнениями) в новом "долгосрочном" региональном НПА (например, в связи с большим количеством поправок в ранее действующем НПА или необходимостью изменения внутренней структуры НПА). Соответственно, такие изменения по льготе отражаются в Форме в одной строке.

Льгота длящегося характера, утверждаемая решением субъекта Российской Федерации ежегодно новым НПА, заполняется одной строкой.

Льгота, имеющая разные размеры пониженной ставки в течение срока ее применения, заполняется одной строкой (например, льгота по налогу на прибыль на резидентов ТОСЭР в течение первых пяти налоговых периодов и далее в течение следующих пяти налоговых периодов).

При отражении в Форме информации о льготах следует избегать обобщения множества целевых категорий получателей в одну строку, особенно в случаях, когда у таких целевых категорий разная дата вступления в силу положений НПА о льготе (например, согласно ст. 4 п. 1 пп. 1 Закона Красноярского края от 08.11.2007 N 3-676 "О транспортном налоге" целевые категории получателей в отношении льготы в форме освобождения от уплаты транспортного налога на одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) вкл. с 1 января 2019 года пополнились новой категорией "физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года", информацию по которой следует отразить в Форме в отдельной строке) или конкретная льгота прекращает действовать только для одной целевой категории получателей из общей группы. При этом, в случае отсутствия возможности разделения общего объема налогового расхода (а также численности получателей) между целевыми категориями получателей, допускается объединение в таблице соответствующих ячеек по отдельным строкам (графы N N 24 - 34, а также графы N N 35 - 41 Формы).

Дополнительно в отношении данных, размещаемых до 1 августа текущего года для проведения сверки на официальном сайте Минфина России (подпункт "ж" пункта 8 Общих требований), уполномоченным органам субъектов Российской Федерации необходимо учитывать следующее.

При проведении сверки данных об объемах налоговых расходов субъектов Российской Федерации стимулирующего характера (по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций), имеющих положительный бюджетный эффект, используются данные Федеральной налоговой службы (т.е. центрального аппарата ФНС России), представленные в Минфин России до 25 июля текущего года в соответствии с подпунктом "ж" пункта 8 Общих требований.

В случае наличия расхождений в сверяемых данных уполномоченному органу субъекта Российской Федерации необходимо инициировать урегулирование проблемы с органом Федеральной налоговой службы по соответствующему региону. При этом необходимо учитывать, что Минфином России к учету принимаются исключительно сведения, предоставляемые Федеральной налоговой службой (в том числе уточненные, при необходимости, на основе данных органов Федеральной налоговой службы в период с 1 по 20 августа текущего года).

Если период действия льготы стимулирующего характера составляет менее 6 лет, то субъект Российской Федерации при расчете совокупного бюджетного эффекта такого налогового расхода использует свои прогнозные данные за отчетный год и позднее, а также данные, представленные органом Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации за отчетный период. В случае отсутствия прогнозных данных субъекта Российской Федерации на отчетный год и позднее совокупный бюджетный эффект по таким годам считается нулевым. Соответственно совокупный бюджетный эффект считается по имеющимся данным.

В отношении льгот, принятых субъектом Российской Федерации в 2020 году в целях поддержки экономики в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и утративших силу по состоянию на 1 января 2021 года, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о нецелесообразности проведения оценки совокупного бюджетного эффекта стимулирующих налоговых расходов, обусловленных указанными льготами, учитывая 5-летний период самоокупаемости, предусмотренный в Общих требованиях.

Формирование информации по архивным налоговым расходам

субъекта Российской Федерации

Ведение информации об архивных налоговых расходах субъекта Российской Федерации осуществляется в сокращенном виде и представляет собой учет нормативных / целевых показателей налогового расхода, а также данных об объемах выпадающих доходах бюджета.

Субъектом Российской Федерации ежегодно проводится инвентаризация дат прекращения действующих налоговых расходов, по результатам которой льготы, утратившие силу по состоянию на 1 января года, предшествующего отчетному, переносятся в блок архивных налоговых расходов субъекта Российской Федерации.

Настоящие рекомендации разработаны в целях применения субъектами Российской Федерации единых подходов при формировании информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов субъектов Российской Федерации (далее - Информация), предоставляемой в Минфин России в порядке и в сроки, установленные общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796 (далее - Общие требования):

- до 1 июня текущего года - Информацию в соответствии с подпунктом "г" пункта 8 Общих требований;

- до 20 августа текущего года - уточненную Информацию (в том числе с учетом результатов проведенной сверки данных по стимулирующим налоговым расходам субъектов Российской Федерации, обусловленных льготами по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций) в соответствии с подпунктом "з" пункта 8 Общих требований.

Сроки предоставления информации взаимоувязаны с процессом распределения межбюджетных трансфертов, осуществляемым Минфином России, в связи с чем обязательны к соблюдению всеми субъектами Российской Федерации.

В информации к 1 июня данные об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за год, предшествующий отчетному, и иные отчетные периоды заполняются на основе сведений органов Федеральной налоговой службы, предоставленных уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункт 8 Общих требований. Данные об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за отчетный год, на текущий год, на очередной год и плановый период формируются (оцениваются, прогнозируются) уполномоченными органами субъекта Российской Федерации самостоятельно.

В информации к 20 августа в Форме уполномоченными органами субъектов Российской Федерации на основе сведений органов Федеральной налоговой службы, сформированных по итогам обработки данных налоговой отчетности за отчетный год, уточняются данные об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за отчетный период (при необходимости также актуализируется информация за предыдущие отчетные периоды). При этом уполномоченным органом субъекта Российской Федерации может быть уточнена также оценка объемов налоговых расходов за текущий год и прогноз на очередной год и плановый период. Ячейки Формы, в которых проводилась корректировка информации, выделяются цветом (используется заливка ячеек). Если информация корректируется впервые - используется желтая заливка ячеек, при повторной корректировке - оранжевая, третья корректировка - красная.

В текущем году сбор и учет Информации осуществляется в отношении налоговых расходов, обусловленных налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями (далее - льготы), установленными законодательством субъектов Российской Федерации и действующими в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году.

Учет Информации о льготах в Форме ведется, начиная с шестого года, предшествующего отчетному. При этом следует учитывать, что корректировка данных об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за отчетные периоды может проводиться органами Федеральной налоговой службы за три последних года на основе уточненных налоговых деклараций, представленных налогоплательщиками.

В перечень налоговых расходов субъекта Российской Федерации включаются все льготы (включая льготы по инвестиционному налоговому вычету, право на применение которого введено статьей 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) начиная с 01.01.2018 по 31.12.2027 и реализуется при наличии принятого субъектом Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта (далее - НПА), льготы по налогу на имущество организаций, установленные НПА субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3.2 статьи 380 Налогового кодекса, льготы в соответствии с пунктами 21 и 24 статьи 381 Налогового кодекса, в отношении которых статьей 381.1 Налогового кодекса предусмотрено принятие соответствующего НПА субъекта Российской Федерации), действующие в соответствии с НПА субъекта Российской Федерации в отчетном году и/или в году, предшествующем отчетному году, установленные по следующим видам налогов:

- налог на прибыль организаций;

- налог на имущество организаций;

- налоги, подлежащие уплате в связи с применением специальных налоговых режимов (УСН, патентная система налогообложения, ЕНВД, ЕСХН);

- земельный налог (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);

- налог на имущество физических лиц (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);

- торговый сбор (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Льготы, утратившие силу, до 1 января года, предшествующего отчетному году, в Информацию не включаются.

Для льгот длящегося характера, действующих в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году, в Форме отражается информация (структурные единицы НПА, наименование льготы, условия и срок ее применения, код вида экономической деятельности и т.д.), соответствующая редакции положений НПА, действующих в отчетном году.

При отражении в Форме сведений об оценке объема конкретного налогового расхода субъекта Российской Федерации за текущий год, прогнозе объема этого налогового расхода на очередной год и плановый период необходимо учитывать дату прекращения действия льготы и период ее действия (например, норма в отношении льготы прекратила свое действие, но может продолжать применяться налогоплательщиком до срока окончания действия соглашения о реализации инвестиционного проекта, т.е. льгота имеет длящийся характер). Год, в котором льгота является не действующей, в Форме всегда отмечается знаком "X".

Данные об оценке и прогнозе объема налогового расхода в Форме указываются в виде целого числа (при этом ячейка не должна содержать формул и ссылок на другие ячейки таблицы).

Расчет совокупного бюджетного эффекта в отношении стимулирующих налоговых расходов по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций осуществляется за год, предшествующий отчетному.

При формировании заполнении Формы следует учитывать следующее.

Не является новой льготой случаи, связанные с уточнением положений по действующей льготе (например, расширение/сокращение видов экономической деятельности; изменение требований к объему инвестиций; изменение размера льготной ставки; введение/изменение условий для получения льготы и т.д.).

Льгота длящегося характера, утверждаемая решением субъекта Российской Федерации ежегодно новым НПА, заполняется одной строкой.

Льгота, имеющая разные размеры пониженной ставки в течение срока ее применения, заполняется одной строкой (например, льгота по налогу на прибыль на резидентов ТОСЭР в течение первых пяти налоговых периодов и далее в течение следующих пяти налоговых периодов).

При отражении в Форме информации о льготах следует избегать обобщения множества целевых категорий получателей в одну строку, особенно в случаях, когда у таких целевых категорий разная дата вступления в силу положений НПА о льготе (например, согласно ст. 4 п. 1 пп. 1 Закона Красноярского края от 08.11.2007 N 3-676 "О транспортном налоге" целевые категории получателей в отношении льготы в форме освобождения от уплаты транспортного налога на одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) вкл. с 1 января 2019 года пополнились новой категорией "физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года", информацию по которой следует отразить в Форме в отдельной строке) или конкретная льгота прекращает действовать только для одной целевой категории получателей из общей группы. При этом, в случае отсутствия возможности разделения общего объема налогового расхода (а также численности получателей) между целевыми категориями получателей, допускается объединение в таблице соответствующих ячеек по отдельным строкам (графы NN 24 - 34, а также графы NN 35 - 41 Формы).

Дополнительно в отношении данных, размещаемых до 1 августа текущего года для проведения сверки на официальном сайте Минфина России (подпункт "ж" пункта 8 Общих требований), уполномоченным органам субъектов Российской Федерации необходимо учитывать следующее.

При проведении сверки данных об объемах налоговых расходов субъектов Российской Федерации стимулирующего характера (по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций), имеющих положительный бюджетный эффект, используются данные Федеральной налоговой службы (т.е. центрального аппарата ФНС России), представленные в Минфин России до 25 июля текущего года в соответствии с подпунктом "ж" пункта 8 Общих требований.

В случае наличия расхождений в сверяемых данных уполномоченному органу субъекта Российской Федерации необходимо инициировать урегулирование проблемы с органом Федеральной налоговой службы по соответствующему региону. При этом необходимо учитывать, что Минфином России к учету принимаются исключительно сведения, предоставляемые Федеральной налоговой службой (в том числе уточненные, при необходимости, на основе данных органов Федеральной налоговой службы в период с 1 по 20 августа текущего года).

Если период действия льготы стимулирующего характера составляет менее 6 лет, то субъект Российской Федерации при расчете совокупного бюджетного эффекта такого налогового расхода использует свои прогнозные данные за отчетный год и позднее, а также данные, представленные органом Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации за отчетный период. В случае отсутствия прогнозных данных субъекта Российской Федерации на отчетный год и позднее совокупный бюджетный эффект по таким годам считается нулевым. Соответственно совокупный бюджетный эффект считается по имеющимся данным.

Содержание

Содержание

Территория опережающего социально-экономического развития в РФ (сокращенно – ТОР либо ТОСЭР) – это своего рода экономическая зона с различными привилегиями, налоговыми льготами, предоставляемыми ее резидентам (участникам). ТОСЭР создают на территориях моногородов со сложным социально-экономическим положением с целью привлечения туда инвестиций, способствуя, таким образом, развитию экономики, улучшению уровня жизни местных жителей.

Главными правовыми актами, которые регулируют процесс формирования ТОСЭР, осуществление деятельности резидентов в ее пределах, а также правовой режим и вопросы льготирования, являются:

К сведению, резиденты ТОСЭР вправе пользоваться особыми налоговыми льготами, пониженными тарифами при уплате общеобязательных взносов по страхованию. По отношению к ним установлен и применяется упрощенный порядок осуществления контроля.

Из письма Минэкономразвития РФ № Д14н-1954 от 08.07.2015.

Как стать резидентом ТОСЭР и получить право на использование льгот

Стать полноправным резидентом ТОСЭР можно на определенных условиях. Об этом говорится в ст. 3 и ст. 13 ФЗ РФ № 473. Собственно требования, предъявляемые к будущим потенциальным резидентам, изложены в ПП РФ № 614.

Настоящие требования применяются, условно говоря, по умолчанию, если иное не предписано правительственным решением. Юрлица (ИП), чьи инвестпроекты соответствуют предъявляемым требованиям, могут претендовать на приобретение статуса резидента, а также на создание юрлица на территории ТОСЭР. При этом претендентам надлежит также отвечать требованиям, выдвигаемым ФЗ РФ № 473.

В общем случае претендентам необходимо подать заявку в управляющую компанию. К ней следует приложить оригинал бизнес-плана по требуемой форме, а также ксерокопии учредительных документов юрлица вместе со свидетельствами о госрегистрации и постановке на учет в ИФНС. Иностранным лицам нужно будет представить заверенный перевод всей подаваемой документации на русский язык.

Как принято, заявка рассматривается не более 15 раб. дн. По итогам с заявителем заключается соглашение об осуществлении деятельности либо нет. Отказать могут по причине несоответствия требованиям, заявки, бизнес-плана, из-за отсутствия обязательных документов и по иным законным основаниям (п. 7 ст. 13 ФЗ РФ № 473). После заключения соглашения на протяжении 3 раб. дн. в реестре резидентов делается соответствующая регистрационная запись.

Данная ТОСЭР со сроком действия на 10 лет учреждена ПП РФ № 44 от 28.01.2016. Стать ее резидентом могут лица, которые отвечают выдвигаемым в Постановлении требованиям. К таковым относят:

  • размер кап. вложений не меньше 50 млн. руб. (при этом 5 млн. руб. надлежит внести на протяжении первого года);
  • создание не менее 30 постоянных новых раб. мест (при этом 20 мест создается на протяжении первого года).

Специальный правовой режим, введенный для резидентов ТОСЭР: что это такое и как применяется

Особый правовой режим, предусмотренный именно для резидентов ТОСЭР, установлен ст. 17 ФЗ РФ № 473. Он подразумевает ряд послаблений, касающихся налогообложения, уплаты общеобязательных взносов, предоставления госуслуг, регулирования отдельных отношений в рамках функционирования ТОСЭР.

Так, к примеру, управляющая компания предоставляет в пользование резидентам ТОСЭР собственные объекты недвижимости, устанавливая при этом льготные ставки для оплаты их аренды. Резиденты могут пользоваться своим привилегированным положением и при подключении к объектам инфраструктуры ТОСЭР.

Говоря о налоговых послаблениях, следует отметить, прежде всего, высвобождение от уплаты земельного, имущественного налога и снижение ставки налога на прибыль. Особенности и порядок ее применения обозначен ст. 284.4 НК РФ. Статьей определен также круг льготников, которые вправе ее использовать в принципе и требования к ним.

Существенным послаблением для плательщиков со статусом резидента ТОСЭР является снижение тарифов общеобязательных страховых взносов.

Важно! Данные заниженные тарифы сборов применяются исключительно в отношении вознаграждений, которые выплачивают за работу (услуги) физлицам, занятым в осуществлении инвестиционных проектов.

Чтобы применять названые тарифы, необходимо вести раздельный учет по выплатам, которые производятся физлицам в рамках деятельности по соглашению, заключенному с резидентом ТОСЭР и по иным видам деятельности.

В этой связи ФНС РФ предупреждает, что начиная с 03.08.2022 лица, получившее статус резидента ТОСЭР до этой даты, могут использовать сниженные тарифы общеобязательных взносов только по тем выплатам, которые производятся физлицам, занятым на новых рабочих местах. Детально этот вопрос освещен в письме ФНС РФ № БС-4-11/2740@ от 18.02.2022.

Николай Андреев

В 28 регионах России есть льготы для на упрощенке. Они могут снизить налоговые ставки: например, в Татарстане можно платить 1% с доходов.

В этой статье — региональные льготы, которые могут помочь тем, кто не попал под условия налогового маневра для ИТ. Объясняем, сколько можно сэкономить и что обычно нужно для получения.

Какие бывают льготы в регионах

Условно налоговые льготы можно поделить на две разновидности:

  1. Экономические зоны — это и особые экономические зоны, и территории опережающего социально-экономического развития. Получить льготы таких зон сложно, но они существенно помогают бизнесу сэкономить на налогах.
  2. Локальные льготы — это все остальные региональные льготы. Получить их гораздо проще, но и экономия на налогах куда меньше.

Экономические зоны. Их могут называть ОЭЗ или ТОСЭР — это разные понятия, но суть у них одна: поддержка бизнеса. Для этого на территориях таких мест строят индустриальные парки, технопарки, бизнес-инкубаторы, акселераторы. Там предприниматели могут получить преференции. Приведем пример.

  • налоговые льготы;
  • гранты;
  • инвестиции;
  • таможенные и визовые льготы;
  • помощь в выходе на зарубежные рынки;
  • доступ к инфраструктуре и экосистеме технопарка.

Большие льготы экономических зон компенсируются жесткими условиями. Стать резидентом сложно, удержаться — еще сложнее. Приведем примеры, с которыми сталкиваются предприниматели.

В экономических зонах можно заниматься только тем, что соответствует профилю зоны. Например, если зона для технологичных компаний, резиденту там кофейню не открыть с такими же льготами.

Вести бизнес можно только на территории ТОСЭР. Никаких филиалов открыть не получится: ни в Москве, ни в Питере, ни где-либо еще.

Изменение ставки на доходы в Белгородской области

В Белгородской области можно платить в шесть раз меньше, чем обычно

Собрали локальные льготы в Экселе: внутри налоговые преференции, основные условия получения и ссылки на законы. Вот выдержка.

РегионВид УСНСтавкаУсловия получения
Тульская областьДоходы3%Получать 70% доходов по ОКВЭД 62 — разработка компьютерного ПО, консультации и сопутствующие услуги. Среднемесячная зарплата работника — не ниже размера минимальной зарплаты в Тульской области
Республика БашкортостанДоходы1%Работать по одному из таких кодов ОКВЭД:

62 — разработка компьютерного ПО, консультации и сопутствующие услуги;

62 — разработка компьютерного ПО, консультации и сопутствующие услуги;

По каким условиям нужно подходить

Конкретные условия зависят от самой льготы. нужен только подходящий ОКВЭД, а нужно еще соблюдать определенную среднесписочную численность сотрудников. Давайте пройдемся по условиям, которые чаще всего встречаются.

Вести бизнес в регионе. Чтобы получить льготу в регионе, нужно вести бизнес на территории этого региона. Для этого ИП нужно оформить прописку в регионе, а ООО — зарегистрировать там юридический адрес.

Бывает, компания пытается обмануть налоговую: получает льготы в регионе, открывает офис для вида, но на деле ведет бизнес из Москвы. Для компании это экономия на налогах, а для налоговой — уход от них. Если соседи заметят пустующий офис и расскажут инспекторам, у налоговой появятся вопросы.

Чтобы у налоговой не было к вам вопросов, нужно не только юридически быть на территории региона, но и реально вести там бизнес: работать в офисе, нанимать местных программистов, закупаться канцелярией у местных поставщиков.

Таких требований нет в законе, формально вы можете этого не делать. Но если вы не сумеете доказать налоговой, что бизнес действительно ведется именно здесь, инспектор может доначислить налоги за все время применения льготы.

ОКВЭД. Чтобы получить региональные льготы, нужно получать доходы по одному из таких кодов ОКВЭД или тому, что в них входит:

  • 62 — разработка компьютерного ПО, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги;
  • 63 — деятельность в области ИТ.

Часто нужно, чтобы 70 или 90% выручки поступали именно по ОКВЭД. Давайте разберем это на примере доходов компании в разные годы.

В 2020 году компания получала 91% выручки по кодам ОКВЭД, которые чаще всего нужны для получения региональных льгот. Эта структура доходов подходит под условие большинства льгот В 2021 году структура компании изменилась: только 75% доходов идут по ОКВЭД. Если для получения льготы нужно получать 90% дохода за , структура выручки не подходит для этого

Численность сотрудников. Чтобы получить региональные льготы, иногда нужно, чтобы в компании было определенное количество сотрудников. Чаще всего бывает, как в Воронежской области: там требуют, чтобы средняя численность сотрудников была не меньше трех. Но иногда встречается такое требование, как в Бурятии: чтобы среднесписочная численность за последний квартал была больше на десять человек, чем за такой же период в прошлом году.

Чтобы правильно рассчитать среднюю и среднесписочную численность, следуйте указаниям Росстата или попросите бухгалтера это сделать.

Среднемесячная зарплата сотрудников. Чтобы получить региональные льготы, иногда нужно, чтобы у ваших сотрудников была достойная зарплата. В регионах определяют, какой размер у нее должен быть.

В Тульской области требуют, чтобы среднемесячная зарплата работника была не ниже размера МРОТ в области — это 14 200 ₽.

В Смоленской области требуют, чтобы зарплата сотрудника была не ниже двукратного федерального МРОТ — 25 584 ₽.

Аккредитоваться как . Если коротко, нужно подать два документа в Минцифры и подождать месяц. Об этой процедуре мы написали в статье о налоговом маневре для ИТ. Внутри инструкция и шаблоны документов.

Как получить льготы на примере Татарстана

Разберем конкретный алгоритм получения льгот для ИТ на примере бизнеса в республике Татарстан.

В Татарстане на УСН можно платить 1% от доходов вместо 6%: грубо говоря, заработали миллион, отдаете 10 000 ₽ вместо 60 000 ₽. Это в шесть раз меньше стандартной ставки.

Чтобы Татарстана платить 1% на УСН, нужно соблюсти два условия:

  1. Получать 90% выручки по кодам ОКВЭД 63 или 62 — деятельность в области ИТ или разработка компьютерного ПО вместе с консультационными и сопутствующими услугами.
  2. Компании нужно зарегистрироваться в городе Татарстана с населением до 7000 человек. Сейчас такой только один — Иннополис.

Если вы подходите по первому условию о выручке, для получения льготы достаточно зарегистрироваться в Иннополисе. Для этого ИП нужно оформить прописку в регионе, а ООО — зарегистрировать там юридический адрес.

Что нужно ИП. Оформить прописку через сайт госуслуг — этого достаточно. Налоговая сама узнает, что предприниматель сменил прописку, от миграционной службы. Обычно этот процесс занимает десять дней.

Чтобы убедиться, что ведомства все сделали как надо, можно проверить реестр юридических лиц. Вбейте свой ИНН или ОГРНИП и проверьте в документе, где вас зарегистрировали.

Что нужно ООО. Если вы еще не открыли ООО, укажите во время регистрации, что будете вести бизнес в Иннополисе. А если ООО открыто и вы хотите сменить юридический адрес, все сложнее — об этом мы написали отдельную инструкцию.

Когда зарегистрируетесь в Иннополисе, начинайте применять льготу. Если вы подходите под условия, налоговая это сама увидит и с вопросами не придет.

Как искать информацию о региональных льготах

Если среди льгот, которые мы собрали в табличке, вы не нашли ничего подходящего, можно самостоятельно поискать другие в трех источниках:

  1. Сайт налоговой.
  2. Специализированные блоги.
  3. Базы законов.

Если так найти не получается, воспользуйтесь инструкцией из нашей статьи о поиске льгот.

Специализированные блоги. О налоговых льготах пишут в разных блогах, например в Deloitte. Там ведут ежемесячный дайджест о налоговых льготах. Если посмотреть выпуски за несколько лет, можно найти подходящее для своего бизнеса.

Главный принцип поиска — искать по юридическим признакам вашей компании. Можно так:

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Сейчас читают

Как открыть валютный счет

Валютный счет понадобится любому бизнесу, если собираетесь работать с зарубежными партнерами. Разбираемся, на что стоит обратить внимание при открытии валютного счета

Правила работы с самозанятыми

Компании и ИП привлекают самозанятых для разовых или нерегулярных проектов. Для бизнеса это выгоднее, чем работать с физлицами, но есть несколько правил, которые важно учитывать при таком сотрудничестве.

Как подготовить и провести презентацию

Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Николай Андреев

В 28 регионах России есть льготы для на упрощенке. Они могут снизить налоговые ставки: например, в Татарстане можно платить 1% с доходов.

В этой статье — региональные льготы, которые могут помочь тем, кто не попал под условия налогового маневра для ИТ. Объясняем, сколько можно сэкономить и что обычно нужно для получения.

Какие бывают льготы в регионах

Условно налоговые льготы можно поделить на две разновидности:

  1. Экономические зоны — это и особые экономические зоны, и территории опережающего социально-экономического развития. Получить льготы таких зон сложно, но они существенно помогают бизнесу сэкономить на налогах.
  2. Локальные льготы — это все остальные региональные льготы. Получить их гораздо проще, но и экономия на налогах куда меньше.

Экономические зоны. Их могут называть ОЭЗ или ТОСЭР — это разные понятия, но суть у них одна: поддержка бизнеса. Для этого на территориях таких мест строят индустриальные парки, технопарки, бизнес-инкубаторы, акселераторы. Там предприниматели могут получить преференции. Приведем пример.

  • налоговые льготы;
  • гранты;
  • инвестиции;
  • таможенные и визовые льготы;
  • помощь в выходе на зарубежные рынки;
  • доступ к инфраструктуре и экосистеме технопарка.

Большие льготы экономических зон компенсируются жесткими условиями. Стать резидентом сложно, удержаться — еще сложнее. Приведем примеры, с которыми сталкиваются предприниматели.

В экономических зонах можно заниматься только тем, что соответствует профилю зоны. Например, если зона для технологичных компаний, резиденту там кофейню не открыть с такими же льготами.

Вести бизнес можно только на территории ТОСЭР. Никаких филиалов открыть не получится: ни в Москве, ни в Питере, ни где-либо еще.

Изменение ставки на доходы в Белгородской области

В Белгородской области можно платить в шесть раз меньше, чем обычно

Собрали локальные льготы в Экселе: внутри налоговые преференции, основные условия получения и ссылки на законы. Вот выдержка.

РегионВид УСНСтавкаУсловия получения
Тульская областьДоходы3%Получать 70% доходов по ОКВЭД 62 — разработка компьютерного ПО, консультации и сопутствующие услуги. Среднемесячная зарплата работника — не ниже размера минимальной зарплаты в Тульской области
Республика БашкортостанДоходы1%Работать по одному из таких кодов ОКВЭД:

62 — разработка компьютерного ПО, консультации и сопутствующие услуги;

62 — разработка компьютерного ПО, консультации и сопутствующие услуги;

По каким условиям нужно подходить

Конкретные условия зависят от самой льготы. нужен только подходящий ОКВЭД, а нужно еще соблюдать определенную среднесписочную численность сотрудников. Давайте пройдемся по условиям, которые чаще всего встречаются.

Вести бизнес в регионе. Чтобы получить льготу в регионе, нужно вести бизнес на территории этого региона. Для этого ИП нужно оформить прописку в регионе, а ООО — зарегистрировать там юридический адрес.

Бывает, компания пытается обмануть налоговую: получает льготы в регионе, открывает офис для вида, но на деле ведет бизнес из Москвы. Для компании это экономия на налогах, а для налоговой — уход от них. Если соседи заметят пустующий офис и расскажут инспекторам, у налоговой появятся вопросы.

Чтобы у налоговой не было к вам вопросов, нужно не только юридически быть на территории региона, но и реально вести там бизнес: работать в офисе, нанимать местных программистов, закупаться канцелярией у местных поставщиков.

Таких требований нет в законе, формально вы можете этого не делать. Но если вы не сумеете доказать налоговой, что бизнес действительно ведется именно здесь, инспектор может доначислить налоги за все время применения льготы.

ОКВЭД. Чтобы получить региональные льготы, нужно получать доходы по одному из таких кодов ОКВЭД или тому, что в них входит:

  • 62 — разработка компьютерного ПО, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги;
  • 63 — деятельность в области ИТ.

Часто нужно, чтобы 70 или 90% выручки поступали именно по ОКВЭД. Давайте разберем это на примере доходов компании в разные годы.

В 2020 году компания получала 91% выручки по кодам ОКВЭД, которые чаще всего нужны для получения региональных льгот. Эта структура доходов подходит под условие большинства льгот В 2021 году структура компании изменилась: только 75% доходов идут по ОКВЭД. Если для получения льготы нужно получать 90% дохода за , структура выручки не подходит для этого

Численность сотрудников. Чтобы получить региональные льготы, иногда нужно, чтобы в компании было определенное количество сотрудников. Чаще всего бывает, как в Воронежской области: там требуют, чтобы средняя численность сотрудников была не меньше трех. Но иногда встречается такое требование, как в Бурятии: чтобы среднесписочная численность за последний квартал была больше на десять человек, чем за такой же период в прошлом году.

Чтобы правильно рассчитать среднюю и среднесписочную численность, следуйте указаниям Росстата или попросите бухгалтера это сделать.

Среднемесячная зарплата сотрудников. Чтобы получить региональные льготы, иногда нужно, чтобы у ваших сотрудников была достойная зарплата. В регионах определяют, какой размер у нее должен быть.

В Тульской области требуют, чтобы среднемесячная зарплата работника была не ниже размера МРОТ в области — это 14 200 ₽.

В Смоленской области требуют, чтобы зарплата сотрудника была не ниже двукратного федерального МРОТ — 25 584 ₽.

Аккредитоваться как . Если коротко, нужно подать два документа в Минцифры и подождать месяц. Об этой процедуре мы написали в статье о налоговом маневре для ИТ. Внутри инструкция и шаблоны документов.

Как получить льготы на примере Татарстана

Разберем конкретный алгоритм получения льгот для ИТ на примере бизнеса в республике Татарстан.

В Татарстане на УСН можно платить 1% от доходов вместо 6%: грубо говоря, заработали миллион, отдаете 10 000 ₽ вместо 60 000 ₽. Это в шесть раз меньше стандартной ставки.

Чтобы Татарстана платить 1% на УСН, нужно соблюсти два условия:

  1. Получать 90% выручки по кодам ОКВЭД 63 или 62 — деятельность в области ИТ или разработка компьютерного ПО вместе с консультационными и сопутствующими услугами.
  2. Компании нужно зарегистрироваться в городе Татарстана с населением до 7000 человек. Сейчас такой только один — Иннополис.

Если вы подходите по первому условию о выручке, для получения льготы достаточно зарегистрироваться в Иннополисе. Для этого ИП нужно оформить прописку в регионе, а ООО — зарегистрировать там юридический адрес.

Что нужно ИП. Оформить прописку через сайт госуслуг — этого достаточно. Налоговая сама узнает, что предприниматель сменил прописку, от миграционной службы. Обычно этот процесс занимает десять дней.

Чтобы убедиться, что ведомства все сделали как надо, можно проверить реестр юридических лиц. Вбейте свой ИНН или ОГРНИП и проверьте в документе, где вас зарегистрировали.

Что нужно ООО. Если вы еще не открыли ООО, укажите во время регистрации, что будете вести бизнес в Иннополисе. А если ООО открыто и вы хотите сменить юридический адрес, все сложнее — об этом мы написали отдельную инструкцию.

Когда зарегистрируетесь в Иннополисе, начинайте применять льготу. Если вы подходите под условия, налоговая это сама увидит и с вопросами не придет.

Как искать информацию о региональных льготах

Если среди льгот, которые мы собрали в табличке, вы не нашли ничего подходящего, можно самостоятельно поискать другие в трех источниках:

  1. Сайт налоговой.
  2. Специализированные блоги.
  3. Базы законов.

Если так найти не получается, воспользуйтесь инструкцией из нашей статьи о поиске льгот.

Специализированные блоги. О налоговых льготах пишут в разных блогах, например в Deloitte. Там ведут ежемесячный дайджест о налоговых льготах. Если посмотреть выпуски за несколько лет, можно найти подходящее для своего бизнеса.

Главный принцип поиска — искать по юридическим признакам вашей компании. Можно так:

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Сейчас читают

Как открыть валютный счет

Валютный счет понадобится любому бизнесу, если собираетесь работать с зарубежными партнерами. Разбираемся, на что стоит обратить внимание при открытии валютного счета

Правила работы с самозанятыми

Компании и ИП привлекают самозанятых для разовых или нерегулярных проектов. Для бизнеса это выгоднее, чем работать с физлицами, но есть несколько правил, которые важно учитывать при таком сотрудничестве.

Как подготовить и провести презентацию

Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Читайте также: