Таможенные пошлины на иностранные инвестиции

Обновлено: 20.05.2024

Налоговая политика Российской Федерации: роль и значение в преодолении последствий мирового финансового кризиса: Сборник научных трудов // Под ред. проф. Л.П.Павловой, - М.; Финансовый университет, 2011. С. 25-32. Агаева И.Д. Генеральный директор BRAINCON

Стимулирование притока долгосрочных иностранных инвестиций в национальную экономику, особенно в инновационные сферы экономики, стало одним из основных вопросов экономической политики и ускорения развития как для индустриально развитых, так и для развивающихся стран. При этом, страны, привлекая иностранные инвестиции, стремятся с их помощью решить как можно больше экономических и социальных проблем, а также извлечь другие выгоды.

Система налогообложения является одним из важнейших факторов, влияющих на решение иностранных инвесторов об инвестировании. В этой связи перед государством встает проблема поиска и выбора форм и методов налогового воздействия на развитие инвестиционной активности внешних инвесторов и формирование инвестиционных ресурсов предприятий для развития как российской экономики в целом, так и для развития приоритетных направлений. Неразрывно связанной с данным вопросом является проблема реинвестирования иностранного капитала и предотвращения бегства капитала из страны.

Традиционно рычагами налогового регулирования считаются два основных инструмента налоговой системы: ставки и льготы.

Однако Мировой банк и другие международные организации выступают против предоставления льгот иностранным инвесторам. Напротив, стабильное политическое и экономическое положение страны со сформировавшейся устойчивой налоговой системой являются более предпочтительными для инвесторов, чем предоставление для них тех или иных льгот(См., например: Seid S. H. Global Regulation of Foreign Direct Investment / S. H. Seid. - Aldershot, 2002. - P. 40.).

На наш взгляд, если предоставлять льготы, то это необходимо делать в зависимости от сектора экономики, региона, объема инвестиций, ведения внешнеэкономической деятельности и т.д. Налоговое стимулирование субъектов экономической деятельности (как российских, так и иностранных инвесторов) должно быть направлено на развитие отраслей с высокой степенью износа основных фондов и длительным сроком окупаемости капитальных вложений (машиностроение, легкая промышленность и др.), т.к. в последние годы произошла дифференциация отраслей по привлекательности инвестиций.

По степени участия государства в инвестиционной деятельности налоговые методы стимулирования можно подразделить на три группы.

Первая группа методов направлена на построение четкой и понятной системы налогообложения иностранных организаций в России путем установления однозначных определений и терминов. К ним относятся:

Вторая группа методов направлена на предотвращение уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов при ведении международной экономической деятельности. К ним относятся:

nalogovye_investicii.jpg

Рисунок 1 – Схема вывода капитала с использованием низконалоговых юрисдикций

3) расширение перечня лиц, признающихся налоговыми агентами иностранной организации, а также установление обязанности иностранной организации самостоятельно уплачивать налог с доходов от источников в РФ, если налоговым агентом налог с таких доходов не удержан. В РФ, согласно п. 1 ст. 310 НК РФ, налоговыми агентами иностранной организации могут выступать только два субъекта экономической деятельности: российская организация и иностранная организация, осуществляющая деятельность в РФ через постоянное представительство, выплачивающие доход иностранной организации.

На практике источником выплаты доходов иностранной организации, предусмотренных п.1 ст. 309 НК РФ, могут стать субъекты, не указанные п.1 ст. 310 НК РФ. В этом случае действующим законодательством не установлена обязанность этих субъектов по удержанию и уплате налога с выплачивающих иностранным организациям доходов. Также не установлена обязанность и самой иностранной организации, получающей доход от источников в РФ, по уплате налога, т.к. не определен один из обязательных элементов налогообложения(Согласно п.1 ст. 17 НК РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.), предусмотренных п.1 ст. 17 НК РФ: порядок и сроки уплаты налога иностранной организацией.

4) установление мер, предоставляющих возможность пересмотра международных операций в налоговых целях. В целях уклонения от налогообложения субъекты экономической деятельности широко используют действующие международные соглашения об избежании двойного налогообложения для проведения безналоговых операций через юридические структуры, искусственно созданные на территориях низкооблагаемых государств.

Очевидно, что назрела острая необходимость в устранении этого пробела путем установления нормы, позволяющей пересматривать международные операции в налоговых целях, если одновременно выполняются следующие три условия: 1) юридическая структура, используемая налогоплательщиком искусственно создана и не соответствует обычно применяемым в стране инкорпорации, отсутствует коммерческий базис этой структуры; 2) налоговые соображения признаются единственным мотивом для операции; 3) результатом от проведения операции является получение значительных налоговых преимуществ.

Третья группа методов представляет собой формы прямого воздействия государства (на всех уровнях власти) в инвестиционный процесс для стимулирования вложений иностранных инвестиций в приоритетные направления экономической деятельности с использованием налоговых мер, а именно:

2) снижение или освобождение дивидендов иностранных инвесторов от налога на прибыль в зависимости от размера прямых вложений непосредственно в уставный или добавочный капитал организации, а также отрасли и (или) региона, в котором будет вестись деятельность. Налоговая ставка имеет значение при определении общего налогового бремени, а также она учитывается при определении стратегии финансирования и налогового планирования компании. А размер ставки налога на дивиденды напрямую связан с решением проблемы реинвестирования иностранного капитала. Безусловно, установление льготы в виде 0% ставки налога будет иметь немаловажное значение при выборе иностранным инвестором страну вложения инвестиций;

3) снижение ставок налога на имущество на оборудование и недвижимость, используемое в производственных целях в капиталоемких отраслях, а также дифференциация ставки налога в зависимости от региона;

4) освобождение от таможенных пошлин импортируемое капитальное оборудование для долгосрочных капиталоемких проектов, направленных на модернизацию промышленной базы, а также при внедрении передовых производственных технологий.

Предусмотренные пункты 2-4 необходимы для привлечения инвестиций в фондоемкие отрасли, находящиеся в наиболее тяжелом экономическом положении, а также для развития регионов с неразвитой производственной, транспортной и информационной инфраструктурой.

Меры налогового стимулирования инвестиционной деятельности могут дать существенный положительный результат только при условии существования грамотной многоуровневой инвестиционной политики государства.

Читайте также: