Свободные общинники платившие налоги

Обновлено: 18.05.2024

Кто придумал налоги? Кому пришла в голову идея собирать с населения деньги на содержание чиновников и силовых структур? История не сохранила имени этого гениального человека. Скорее всего, в разных странах процесс изобретения налогов проходил по-разному. Как это происходило у нас, в России? Мы попросили рассказать об этом налогового консультанта, кандидата экономических наук, председателя Партии налогоплательщиков России Евгения Сивкова.

От белки до рубля

Налоги тогда взимались натурой, поскольку денежное обращение ещё было не развито.

Но вот пришли монголы

Но затем русские князья уговорили ханов Золотой Орды сменить систему сбора налогов на более эффективную. Вместо монгольских наместников (баскаков) роль налоговых инспекторов брал на себя великий князь.

Эта система в конечном итоге привела к освобождению Руси от ордынского ига. Московские князья собирали налоги в полном объёме: 10 %. А в Орду отправляли только часть. Благодаря этому Москва поднялась и объединила вокруг себя русские княжества.

Новые времена – новые налоги

Прошло несколько столетий. Московская Русь превратилась в могучую империя, начало которой положили реформы Петра Великого. Реформы эти стоили огромных денег, которые беспощадный царь немилосердно выжимал из населения всеми доступными способами.

Пётр ввёл военные налоги на содержание армии. А поскольку у великого реформатора было очень мало свободного времени – он ввёл должность налоговых криэйторов - прибыльщиков. Эти люди должны были изобретать новые налоги! И прибыльщики не подвели своего работодателя, они придумали налоги на такие вещи, до которых ни один нормальный человек никогда не додумается: гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, с орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже религиозные взгляды. Так, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать, от которой огни старались забраться в глухие скиты в самых дремучих лесах.

В дальнейшем Пётр провёл серьёзную налоговую реформу. Он установил подушную подать, которую обязаны были уплачивать свободные крестьяне. А за крепостных её должен был платить помещик (как сегодня за своих работников перечисляет социальные взносы работодатель). И масса свободного населения России добровольно пошла в кабалу. Страна получила проблемы, с которыми не справилась и спустя 200 лет.

Государство ввело при Петре ещё одну интересную подать – налог с дыма, то есть с каждого отдельного дома. Вроде бы, уклониться от него в принципе невозможно. Ведь у каждого есть изба, в которой он живёт. Но русские крестьяне – люди смышлёные. Они начали селиться по нескольку семей в один дом. Такие сельские коммунальные квартиры получились. Однако и русские налоговые инспекторы тоже глупостью не отличались. Они в ответ стали облагать налогом каждую наружную дверь, поскольку именно их количеством определялось число семей в доме. Тогда крестьяне стали заколачивать лишние двери, потом вообще бросали дома и бежали, куда глаза глядят, становились вольными казаками.

Что интересно: император принципиально не вводил такой очевидный налог, как налог на наследство. Видимо, опасался недовольства богатого купечества и помещиков. Ведь эти люди и так вносили весомый вклад в пополнение государственной казны.

Налоги наследников Петра

По-настоящему великого монарха после смерти Петра I Россия ждала довольно долго. Екатерина II продолжила дело своего предшественника, в том числе и в деле реформирования налоговой системы. До неё на протяжении многих поколений царская казна пополнялась за счёт казённых монополий, особенно на соль и на алкоголь. Екатерина снизила размер некоторых платежей, а отдельные монополии и вовсе отдала на откуп частным лицам. Например, на алкоголь. Это, пожалуй, было ошибкой. К чему приводит отказ государства от алкогольной монополии – мы видели на примере России 90-х годов прошлого века. Рост пьянства в сочетании со снижением налоговых доходов бюджета.

А ещё великолепная царица реформировала сбор налогов с купечества. Для зачисления в одну из трёх гильдий купчина должен был уплатить в казну взнос, размер которого зависел от заявленного им капитала. Ежегодные платежи составляли определённый процент от этого капитала. В дальнейшем императоры несколько раз повышали ставки этого налога.

Изменила Екатерина и систему сбора подушной подати. Крестьянская община получила право самостоятельно распределять размер платежей между односельчанами. Кроме того, размер ставки был в дальнейшем привязан к плодородию земель, на которых жили крестьяне. Современный земельный налог, кстати, учитывает кадастровую стоимость земли.

А главной особенностью налоговой системы императорской России было наличие большой группы косвенных налогов. Они составляли свыше 40 % от всей массы налоговых поступлений. И половина из таких налогов были налоги питейные. Кстати, уровень потребления алкоголя в дореволюционной России был в разы меньше, чем сейчас.

Вот где кроется огромный резерв пополнения напряжённого бюджета Российской Федерации!

Но в конце XIX века правительство России усваивает более прогрессивные методы налогообложения. Главными налогами взамен подушной подати стали налог со строений (крестьяне не могли уже заколотить избу и бежать в Сибирь, поскольку и туда добрались царские чиновники), а также налог за пользование землёй. Появились новые налоги, связанные с развитием рыночных отношений: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, промысловый налог. Так что в России всё шло как у людей: государство отслеживало изменение экономической ситуации и пыталось настроить на волну преобразований налоговую систему.

Продолжилась ли эта традиция в советское время? Об этом в следующем номере.

От античного Рима византийское общество унаследовало развитый сословный строй, основанный на резком отличии правового положения отдельных классов населения. Традиционно сословные различия подразумевали имущественное неравенство и даже неравноправие. В Византии сословные разграничения приобрели дополнительное значение. Принадлежность к тому или другому сословию, к той или другой категории зависимого населения стала взаимосвязана с особым местом в системе государственной бюрократии. Сословная структура общества стала, тем самым, двойственной, в значительной степени завися от государственной политики.

Социально-правовой строй усложнился и в другом отношении. Империя включала в себя множество областей, население которых устанавливало особые правовые отношения с властями, принимая только ему присущие права и обязанности – главным образом, связанные с несением военной службы. Различные привилегии (служебные, налоговые, судебные) создавали столь же различные сословные группы, которые не вполне укладывались в традиционную, характерную для Запада сословную структуру феодального общества.

Сословный строй

Свободное, самостоятельное в экономическом и юридическом отношении население Византии, как и во времена поздней Римской империи, подразделялось на категории почтенных (honestiores) и смиренных (humiliores). Так же традиционно эти разграничения были в большей степени политическими, отражая причастность к государственной службе и наличие (или отсутствие) привилегированного статуса. Собственно юридическая сословная структура как бы накладывалась на это должностное подразделение.

Высшим сословием было сословие сенаторов (ordo senatorius). Оно было взаимосвязано с высшими государственными чинами (первые 12 рангов). Внутренне сословие дополнительно подразделялось на сиятельных (illustres), почтенных (spectabiles) и знатнейших (clarissimi). Звание сенатора означало прежде всего право участия в управлении государством в составе или константинопольского сената, или общего синклита (см. § 41). Звание было наследственно. Однако оно могло быть и пожаловано императором в качестве персонального отличия. В этом случае оно не было обусловлено высоким имущественным цензом.

Сенаторское звание предоставляло его обладателю значительные финансовые и судебные привилегии. Сенаторы не платили основных государственных налогов. Они не могли быть арестованы, заключены в тюрьму, тем более осуждены без разрешения императора и согласия сената. Они пользовались особым статусом в суде: так, в VI в. было принято, что сиятельнейшие сенаторы могут вести дела только через своих представителей (чтобы не ущемлять авторитета судей своим присутствием). Сенаторы всех категорий пользовались значительной неприкосновенностью личности: в их отношении предписывалось не применять наиболее тяжких и позорящих наказаний.

Вместе с тем звание было сопряжено со значительными сословно-государственными обязанностями. Ежегодно сенаторы обязаны были подносить императору подарки в качестве выражения своей преданности – в зависимости от имевшегося состояния (сенаторы высшей категории – по фунту золота). Сенаторы обязаны были проживать в столице и не могли покидать ее без уведомления (потом и разрешения) императора. Сенаторы не могли отказываться от выполнения государственных поручений.

Вторым по значимости было сословие куриалов (ordo curialis). В него включались фактически все находившиеся на государственной службе, обладавшие соответствующим рангом. Для них также устанавливались налоговые и судебные привилегии. В отношении них не применялись тяжкие уголовные наказания. Привилегированное положение куриалов гарантировалось особой их подсудностью.

В качестве крупных землевладельцев и сенаторы, и куриалы располагали дополнительными правами и совершенно особым статусом. На основе признанной государством автократии (самовластия) в своей вотчине они исполняли в ней по существу роль представителей государства. Магнаты сами взимали государственные поземельные налоги в своих землях, сами пользовались правом уголовного суда и приговаривания к наказаниям (для чего имели собственные частные тюрьмы).

Наиболее многочисленным сословием свободных было плебейское (ordo plebeius). В него включались мелкие самостоятельные земельные собственники, торговое население городов, ремесленники, представители иных городских профессий. Законами Юстиниана (VI в.) было уничтожено различие в правах между свободнорожденными и вольноотпущенниками, поэтому сословие было практически единым в своем статусе. Торговому и ремесленному населению предписывалось объединяться в цехи, обладавшие правами юридических корпораций. Членами таких корпораций могли быть и несвободные. Корпоративные требования устанавливались государственной властью, которая тем самым контролировала доступ в сословие. В отношении плебса могли применяться любые уголовные наказания, включая телесные и позорящие. Они платили особые налоги с торговой и ремесленной деятельности (хрисаргир), причем взимались они в отличие от поземельного и подушного вперед за несколько лет.

Особым сословным статусом обладало и духовенство. В Византии духовенство никогда не было ни вполне независимым, ни полностью свободным сословием. Оно было освобождено от некоторых государственных натуральных повинностей, однако, как и другие сословия, уплачивало денежные. Наряду с полностью самостоятельными монастырями существовали и зависимые от государства – такие могли даваться в пожалование лицам высших сословий при условии прокормления монахов. В этом случае положение монашества мало чем отличалось от положения зависимого населения.

Зависимое население

Унаследованное от античного общества рабство занимало в социальном строе Византии подчиненное место. Под влиянием христианства положение рабов постепенно улучшалось в юридическом отношении.

Рабы в Византии рассматривались как люди (а не как вещь). За ними признавался личный статус. Право господина наказывать раба было ограничено, убийство раба с IV в. приравнивалось к убийству свободного человека плебейского сословия. Рабы могли вести дела в судах, кроме как против своего господина. С начала IV в. были разрешены браки со свободными, хотя это и не поощрялось. Вместе с тем рабам полностью запрещался доступ к каким-либо государственным должностям. Несколько различалось дополнительно положение рабов частных лиц и рабов государственных (императорских). Императорские рабы могли владеть собственностью, в том числе земельной.

К VI-VII вв. количество рабов неуклонно сокращалось. Большинство из них трансформировалось в другие категории зависимого или свободного плебейского населения – главным образом, в зависимых землевладельцев-крестьян. К XII в. рабство в империи было уже незначительным.

Основную массу зависимого земледельческого населения в ранний период составляли колоны. Колонат как система аграрных и правовых отношений также был унаследован Византией от поздней Римской империи. Однако здесь он получил новое развитие, приобрел новые правовые формы и стал основным путем преобразования прежнего рабского населения в феодально-зависимое.

* Кодекс Юстиниана. XI.48.19.

Колоны-энапографы (приписные) считались как бы наследственными рабами земельного владения и были как бы прикреплены к нему. Для них запрещались браки со свободными. В случае бегства колона из имения его принудительно возвращали туда вместе с имуществом. Не избавляло от статуса энапографа и поступление в монастырь: при выходе оттуда до истечения особого давностного срока крестьянина возвращали в его прежний статус.

К VII-VIII вв. аграрный строй в Византии существенно изменился. На место крупных латифундий, основанных на труде колонов, пришли государственные хозяйства и военно-служилое землевладение. Колонат внутренне преобразовался в строй крестьянской общины свободных земледельцев, зависимой главным образом только от государства.

Внутри общины разрешались сделки между владельцами угодий и земель: можно было взаимно обменивать участки, сдавать их в аренду. Заключенное при этом соглашение считалось обязательным, т.е. общинники выступали как бы полноправными владельцами участков. Огороженное место считалось самостоятельной владельческой единицей. Всякое посягательство на нее было правонарушением и влекло, как правило, двукратное возмещение ущерба. Правда, соседские права сохранялись: так, пользование чужим виноградником или смоковницей для случайной нужды не считалось противоправным.

Отношения внутри общины и возможные правонарушения предусматривали не только имущественную ответственность членов общины. За существенный вред урожаю, скотине, дому, общие причинения ущерба соседям могли последовать и уголовные наказания: отсечение руки, порка плетьми, даже ослепление. Рабов могли карать и смертью.

Государственный феодализм

К XI в., в тесной связи с преобразованиями военного строя, в Византии сформировались основные элементы государственно-феодальных отношений. Государственная власть предоставляла рыцарству или крупным вотчинникам экскуссии – полное или частичное освобождение от налогов с правом собирать их в свою пользу с крестьянских общин. Следом, как правило, предоставлялись судебные права. Так сформировалась система пожалований, коренным образом преобразовавших аграрный и социально-правовой строй поздневизантийской империи.

Пожалование – прония – предоставлялось служилому человеку пожизненно при строгом соблюдении условий воинской службы. Прониары не имели права ни покупать, ни продавать землю, совершать с нею какие-либо сделки. Верховное право собственности на пронию оставалось за государством. Прониар располагал административными и судебными правами в отношении проживавшего населения, но эти права не были безраздельны. Пронию могли составлять и имущественные права (на землю), и неимущественные (право на сбор налогов с общин). Со временем сложилось так, что под властью прониара жили и находились не только крестьяне-земледельцы, но и горожане, свободные люди, даже лица полупривилегированных сословий. Они могли составлять собственную дружину прониара, вместе с ним выступающую на государственную службу. Соответственно из них формировался как бы второй этаж феодальной иерархии под общим главенством государства.

Прежде свободное земледельческое население в прониях стало зависимым, ограниченным в своих имущественных и неимущественных правах, – париками. Парики располагали надельным владением землей, но с обязательством выплаты ренты. Основную часть этой ренты составлял подворный денежный платеж. Были и натуральные повинности – хлебом, вином. Для париков предполагалось и отбывание барщины: от 12 дней в году до 1 дня в неделю. Взимались также многочисленные особые сборы (десятина скота, за рыбную ловлю, охоту, за пользование мельницей и т.д.), а также судебные, рыночные пошлины. Помимо этих повинностей, шедших непосредственно прониару или феодалу низшего ранга, парики исполняли и государственные повинности: строительство укреплений, кораблей, сборы в пользу церкви.

В отдельных областях Византии (например, в Морее), где феодализм с XIII в. приобрел более выраженный частнособственнический, а не государственный характер, права париков (или аналогичных категорий) были более ограниченными. Земледельцы не могли выдавать дочерей замуж без разрешения владельца земли, они не могли быть свидетелями в уголовном процессе; свободные женщины, вышедшие замуж за париков, теряли свободу.

В эпоху общего политического упадка Византии и ослабления государственного регулирования, пронии превратились в полновесные феодальные владения.

Еще одной существенной особенностью отношений государственного феодализма в Византии было то, что в качестве такого условного владения могли раздаваться не только земледельческие территории с крестьянским зависимым или полусвободным населением (элевтерами), не включенными в податные списки и не платившими податей государству. Нередко в качестве феодального владения давался или монастырь с принадлежащими ему пожалованиями и землями (под условием содержания братии), или город, имевший военное или торговое значение.

В силу государственно-политического влияния Византийской империи на окрестные югославянские и малоазиатские народы, сложившиеся в империи отношения государственного феодализма оказали влияние на формирование социально-правовых институтов в этих странах. Отношения, подобные пронии и зависимости париков, характеризовали почти повсеместно феодализм на Балканах и в Малой Азии. Особенности социально-правового строя Византии, ее сословной организации позднее оказали очевидное влияние на формирование аналогичных институтов и в Московской Руси.

Основным населением Древней Руси были свободные общинники - люди (отсюда термин, обозначающий сбор дани - полюдье). Земледельческая община - вервь - составляла экономическую и социальную основу общества (слово это, вероятно, происходит от "вервь" в значении "веревка", которую поначалу использовали для выделения границ отдельных участков). Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством (например, за труп, найденный на ее территории, она должна была заплатить штраф или найти и выдать убийцу), платила штрафы за своих членов, владела землей, которую периодически разделяла между семьями. За владение землей и охрану от набегов кочевников общинники платили дань князю, который считался верховным собственником земли.

2. Князь и дружина.

Основным источником дохода князя помимо дани была военная добыча. Но уже в конце Xв появились княжеские села, хозяйство которых носило промысловый и коневодческий характер. Добываемая пушнина продавалась наряду с экспортной частью дани на рынках Константинополя.

С умножением числа дружинников дани стало не хватать. Князья стали посылать своих наместников-бояр на "кормление", передавая им право сбора дани в какой-либо волости. В отдельных случаях в виде своеобразного вознаграждения за службу князю отдельные села закреплялись за кормленщиком, переходя по наследству и превращаясь в вотчину.

Зарождению раннефеодальных отношений способствовали следующие факторы:

- увеличение численности княжеско-дружинной верхушки

- сокращение традиционных источников ее существования (дани, виры, военная добыча) и

угасание торгового пути "из варяг в греки" в конце XIв

- развитие земледелия и возрастание ценности пахотной земли

- появление возможности обеспечивать землю рабочей силой в связи с разложением общины и

увеличением численности различного рода социальных изгоев

- изменение стереотипов сознания и поведения дружинников, которые, с одной стороны, все

более стремились не к боевой славе и служению князю, а к богатствам, с другой - главной

ценностью стали считать не движимое имущество, а землю.

3. Зависимое население.

Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они могла жить как в крестьянских общинах, которые несли повинность в пользу государства, так и в вотчинных. Те смерды. которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу.

Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодала в долг "купу" - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения - закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему. пока не вернет долг.

Разорившиеся общинники часто шли в кабалу по договору - "ряду", за что и звались рядовичи.

В княжеской и боярской вотчине были рабы - холопы и челядь. То были военнопленные и даже бездомные соплеменники. Другими источниками холопства были женитьбы на рабе, а также служба тиуном без специального договора на этот счет. Хозяин полностью распоряжался жизнью своего раба, а за его убийство нес лишь церковное наказание. Диапазон использования рабского труда был очень широким - от пашни (ролейные холопы) до управления усадьбой (тиуны, огнищане - от "огнище" - дом). Запрещалось обращение в рабство за долги.

Главной формой эксплуатации различных категорий сельского населения в X-XIIвв была натуральная повинность. Как правило, дважды в год зависимые крестьяне отвозили своим хозяевам оговоренное количество продуктов, скотины, холстов и т.д.

Важным явлением в хозяйственной и политической жизни Древней Руси стало появление большого числа городов. Основной категорией населения в них были ремесленники и торговцы. Несмотря на усиление власти князя и бояр, сохранилась высокая роль вечевых органов власти. Городское вече ведало вопросами войны и мира, объявляло созыв ополчения, порой даже могло сменить князя. Право голоса на вечевых собраниях принадлежало боярам, иерархам церкви, богатым горожанам и купцам.

XI. Государственный строй и политическая жизнь в XIв.

И.Я.Фроянов считает, что на смену федерации племенных княжений во второй половине XIв пришли города-государства с республиканской формой правления (вече).

Большинство историков определяют древнерусское государство как раннефеодальную монархию во главе с великим князем киевским - защитником земли, законодателем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани.

Особенности раннефеодальной монархии проявлялись в сохранении элементов догосударственной системы организации общества, пришедших из эпохи военной демократии и ограничивавших княжескую власть:

1. Вече. Известно, что активно действовало в Новгороде на протяжении всего XIв и позднее. О его существовании в Киеве известно меньше.

2. Двоякую роль играла княжеская дружина. С одной стороны, она была носительницей принципа государственности, а с другой - сохраняла традиции племенной демократии. Дружинники воспринимали себя не подданными, а соратниками и советниками князя. Наиболее авторитетные старшие дружинники, составлявшие постоянный совет князя (думу), назывались боярами. Младшие дружинники - рядовые воины - именовались отроками и гриди.

Салическая правда как основной источник права франков

Основой экономической деятельности Франкского государства являлось домашнее животноводство и земледелие. Во времена правления Хлодвига был принят свод законов - Салическая правда, отображавший особенности общественного и хозяйственного строя франков, специфику их быта и жизнедеятельности. Салическая правда отображает изменение социальных отношений франков.

У свободных франков наблюдались пережитки родового строя. Салическая правда указывает на наличие раннеклассового общества. В жизни франков большое значение играли родственные связи, но в V – начале VI века наметились тенденции к разложению родового строя. Наметился процесс создания франкской служилой знати, в значительной степени укрепившийся благодаря завоевательным походам Хлодвига.

В V–VI вв. во Франкском государстве можно выделить существование таких социальных групп, как:

  • светские феодалы в лице служилой знати;
  • франки-общинники, крестьяне;
  • лица, состоящие на королевской службе;
  • графы;
  • галло-римляне;
  • полусвободное население – литы, которое находилось в материальной или личной зависимости от господина;
  • рабы.

По мере развития и укрепления государства на правовой статус личности стала оказывать большое влияние принадлежность к государственному аппарату и королевской службе. Это нашло отображение в существующей системе штрафов за посягательство на телесную неприкосновенность, на жизнь, на имущественные права лиц, обладающих разным правовым статусом в обществе.

В Салической По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Салическая правда подробнее правде отображены новые общественные отношения: соседские (территориальные), подчинение свободных франков должностным лицам короля или самому королю, связи крестьян-общинников.

Готовые работы на аналогичную тему

Аллоды – участки земли, принадлежавшие отдельным лицам на праве частной собственности. Постепенно в государстве сложился новый слой служилой знати, имеющей на праве аллода возможность получать от короля земли. Владеющие аллодами граждане постепенно становились феодалами.

К крупным собственникам того времени можно отнести:

  • особо приближенных к королю лиц;
  • чиновники (сацебароны, графы);
  • дружинники (антрустионы).

Их жизнь охранялась тройным вергельдом, выделяя из остальной массы франков. Крупные собственники наряду с духовенством формировали привилегированное сословие служилой аристократии.

Франки-общинники

Свободные франки составляли основу социальной организации. Наиболее важные вопросы решались на общем собрании полноправных членов общины. Пахотная земля была в коллективной собственности марки. Личная собственность франка-общинника состояла из дома, скота, приусадебного участка.

В период перехода от родоплеменного строя к раннефеодальному каждый свободный франк-общинник пользовался общинными угодьями, имел свой земельный участок. На общинных угодьях он мог делал заимки и пасти скот. Верховные права на землю сохраняла в целом вся крестьянская община, земля не перераспределялась, а находилась у каждого отдельного крестьянина в наследственном пользовании. Франк не мог отчуждать свой надел, после его смерти земля переходила к прямым наследникам по мужской линии. За правонарушения родственников сородичи должны были заплатить штраф. За убийство на своей территории отвечала вся община.

Свободные члены общины в качестве судебных заседателей, соприсяжников и свидетелей участвовали в окружных и сотенных судебных собраниях, в сельских сходах. Они имели право участвовать в народных собраниях и носить оружие. Любое право франка-общинника одновременно выступало и его обязанностью по отношению к общине и входящим в нее кровнородственным союзам (а не к вотчиной или государственной власти).

К примеру, право носить оружие предполагало и обязанность выступать в качестве участника народного ополчения; отказ выполнять функции свидетелей, судебных заседателей, соприсяжников, неявка на окружное судебное собрание карались нормами обычного права.

Салическая правда фиксирует новые общественные связи, так, община соседская (марка) приходит на смену родовой общине, базирующейся на кровном родстве. Община-марка стала основой социальной и хозяйственной организации франкского общества. При этом пребывание в общине не было обязательным. Любой ее член имел право выйти из общины через отказ от родства. Выход из общины был выгоден наиболее могущественным и богатым франкам.

Постепенно на всей территории страны общинная собственность франков уступила место аллоду. Наблюдается процесс установления зависимости свободного крестьянского населения от светских и духовных феодалов.

Положение полусвободных лиц и рабов

Литы относились к полусвободным гражданам франкского государства. Правовое положение лит было достаточно специфическим. Литы самостоятельно вели свое хозяйство, имели земельные наделы, принимали участие в судебных собраниях и военных походах, могли распоряжаться своим имуществом (частично), заключать сделки с другими лицами. Вергельд, охранявший жизнь лита, был в два раза ниже вергельда, который назначали за жизнь свободного общинника.

Социальные различия явно выражались в правовом положении рабов. Этот слой был самой угнетенной категорией населения государства. Раб с точки зрения обычного права приравнивался к животному и рассматривался, как вещь. Труд рабов в качестве подсобной рабочей силы использовался в хозяйствах свободных франков-общинников и служилой знати. Франкские рабы, в отличие от рабов Рима и Афин, обладали движимым имуществом, и, следовательно, определенной правоспособностью.

В южных районах франкского государства преобладало галло-римское население: королевские сотрапезники, земледельцы, римляне, платившие налоги.

Читайте также: