Сверка пенсионного фонда с налоговой

Обновлено: 17.05.2024

"Профессиональная бухгалтерская компания "Главный бухгалтер"", предлагающая бухгалтерское обслуживание в Москве, предоставляет и услугу проведения сверки с налоговой службой. Как часто ее необходимо выполнять? Исходя из накопленного опыта, мы рекомендуем минимум один раз в год. Нашим же клиентам, которые находятся на постоянном бухгалтерском обслуживании в нашей компании, мы регулярно оказываем эту услугу абсолютно бесплатно.

Мы проводим сверки налогов и сборов с налоговой службой и разными внебюджетными фондами. С налоговой инспекцией осуществляются

  • сверка по всем налогам;
  • сверка по одному выбранному налогу;
  • сверка по начислению и оплате подоходного налога (сверка по этому налогу выполняется отдельно от остальных).
  • сверку расчетов по начислению и оплате страховой и накопительной части пенсии с Пенсионным фондом России;
  • сверку начислений и оплаты сборов в фонд социального страхования.

Любая процедура сверки с ИНФС и фондами, осуществляемая нашими специалистами, завершается составлением акта, в котором документально фиксируются результаты.

Случаи, когда сверка с налоговой инспекцией обязательна

Сверка расчетов с налоговой инспекцией в ряд случаев является обязательной процедурой. Порядок ее проведения закреплен Регламентом организации работы с налогоплательщиками, который утвержден Приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444. В соответствии с ним сверка расчетов с ИФНС осуществляется обязательно

  • для крупных налогоплательщиков;
  • для получения справки в налоговой службе, подтверждающей отсутствие задолженности;
  • в случае снятия с учета организации в одной налоговой для перехода в другую;
  • при ликвидации организации;
  • в случае проведения плановой сверки по инициативе руководства организации или ИФНС.

Результаты сверки должны оформляться в соответствующем документе, который называется акт сверки с налоговой инспекцией или фондом.

Как правильно оформить акт сверки расчетов с налоговой инспекцией или фондами?

Результаты сверки с налоговой оформляются в акт установленного образца. Его форма регламентирована приказом ФНС России от 20.08.2007 № ММ-3-25/494. В соответствии с этим документом акт сверки должен состоять из титульного листа и двух разделов.

Первый раздел включает итоговую сводную информацию по каждому налоговому отчислению, пене, сборам, штрафам и т. п., начисленным и уплаченным на день сверки. Если эти данные разнятся с информацией, содержащейся в базах налоговой службы, то следует указать позиции, по которым имеются разногласия.

Второй раздел представляет собой детальный отчет по каждому виду налога на начало и конец периода сверки, а также расчеты за весь отчетный период, которые включают начисленные, уплаченные, списанные и погашенные задолженности. В этом разделе содержатся подробные данные налогоплательщика и налоговой службы, их несоответствия и числовые результаты проведенной сверки. Помимо этого, данный раздел может включать комментарии о причинах тех или иных несоответствий, а также предложения по их устранению.

Вышеописанные два раздела акта сверки расчетов с налоговой службой должны представлять подробную информацию по каждому виду налога и каждому коду бюджетной классификации. Результаты проведенной сверки расчетов по сборам и налогам могут оформляться как в бумажном, так и в электронном виде. Акт в электронном виде отправляется посредством современных телекоммуникационных каналов связи, что значительно ускоряет процесс взаимодействия налогоплательщика и налоговой службы.

Преимущества проведения сверки с налоговой службой специалистами ПБК "Главный бухгалтер"

ПБК "Главный бухгалтер" – это штат профессиональных специалистов, которые имеют богатый опыт в бухгалтерском сопровождении юридических лиц разной формы собственности. Мы тщательно отслеживаем все изменения и нововведения в законодательной базе, регламентирующей ведение и контроль учета, что позволяет нам четко и своевременно решать задачи наших клиентов.

Заказывая у нас проведение сверки расчетов с налоговой инспекцией, наши клиенты получают ряд преимуществ, среди которых можно выделить следующие:

  • оперативное выполнение поставленной задачи;
  • доступная стоимость услуги;
  • получение грамотных консультаций по спорным моментам;
  • высокая точность результатов;
  • профессиональное обоснование спорных моментов.

С нами сверка с ИФНС всегда проходит с положительным для клиента результатом. В этом уже на собственном опыте убедились многие компании, которые обслуживаются у нас на постоянной основе. Мы готовы помочь и Вам.

Налогоплательщики имеют право на осуществление совместной с налоговыми органами сверка расчетов с бюджетом по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки могут быть оформлены либо справками (о состоянии расчетов по налоговым платежам или об исполнении обязанности по уплате таких платежей), либо соответствующим актом.

Поясним различия между указанными документами, а также рассмотрим порядок их получения.

Обязан ли налогоплательщик проводить сверку расчетов с бюджетом?

Обязанность проверять состояние расчетов с бюджетом прямо не вменена ни одному из участников налоговых правоотношений: ни налогоплательщику (налоговому агенту), ни налоговому органу. Справедливость сказанного подтверждает содержание норм пп. 10 и 11 п. 1 ст. 32 НК РФ, в которых говорится об обязанности налоговых инспекторов представить налогоплательщику справку о состоянии расчетов по налогам (справку об исполнении обязанности по уплате налогов) или осуществить с ним совместную сверка расчетов с бюджетом.

Между тем отправной точкой для исполнения указанных обязанностей являются запрос или заявление самого налогоплательщика (например, бюджетного учреждения). Это также следует из вышеупомянутых норм. Причем последний вправе (но никак не обязан!) обратиться в налоговую инспекцию с подобным запросом или заявлением. Данное право налогоплательщика закреплено в п. 5.1 ст. 21 НК РФ.

Для чего нужны справки и акт сверки?

И справки (о состоянии расчетов и об исполнении обязанности), и акт сверки нужны прежде всего для выявления и устранения расхождений в сведениях о состоянии расчетов с бюджетом, которые имеются у налогоплательщика и инспекторов (что особенно актуально перед составлением отчетности по итогам года), поскольку от ошибок не застрахована ни одна из сторон налоговых правоотношений.

Более того, в регулярной проверке состояния расчетов с бюджетом заинтересованы обе стороны (несмотря на указанные выше право налогоплательщика и обязанность контролеров), поскольку такие действия позволят в дальнейшем избежать (не нужных никому) споров, связанных, например, с взысканием с учреждения налоговой задолженности.

Также поводом для получения справок или проведения сверки по налогам для учреждения могут стать следующие обстоятельства:

Реорганизация. Согласно ч. 1 ст. 58 ГК РФ в передаточном акте или разделительном балансе должны содержаться достоверные сведения о налоговых обязательствах.

Получение лицензий, кредитов (претенденты на получение лицензии или кредита, как правило, должны представить информацию о состоянии расчетов с бюджетом).

Смена налоговой инспекции.

Необходимость для внутреннего использования.

Налоговики, в свою очередь, инициируют проведение справка сверка расчетов с бюджетом в ситуациях, которые предусмотрены абз. 3 п. 7 ст. 45, абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ (например, в случае обнаружения возможной переплаты по налогам), или в иных случаях, установленных налоговым законодательством (п. 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@).

Алгоритм получения справок.

Как говорилось ранее, в п. 1 ст. 32 НК РФ упоминаются два вида справок:

справка о состоянии расчетов по налоговым платежам;

справка об исполнении обязанности по уплате налогов.

Форма первой справки утверждена Приказом ФНС РФ от 28.12.2016 № ММВ-7-17/722@, а второй – Приказом ФНС РФ от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20@.

Указанные справки можно получить в налоговом органе на основании соответствующего запроса. Форма такого запроса нормативными актами не утверждена, но рекомендована в приложении к Письму ФНС РФ от 28.11.2019 № ГД-4-19/24309@. Полагаем, что учреждение вправе использовать рекомендованную налоговиками форму или разработать свою: например, взять за основу форму запроса, приведенную в приложениях 8 и 9 к регламенту, утвержденному Приказом Минфина РФ от 02.07.2012 № 99н (в настоящее время этот документ утратил силу).

Административным регламентом (действует с 05.05.2020) определена следующая процедура выдачи справок налоговым органом.

Вид запрашиваемой справки

Справка о состоянии расчетов по налогам

Справка об исполнении обязанности по уплате налогов

Основание для представления справки

Запрос может быть подан:

в письменной форме (п. 79, 113);

в электронной форме (п. 96, 129)

Способы подачи запросов

Письменный запрос может быть представлен:

непосредственно или по почте (п. 81, 115);

по каналам ТКС (п. 98, 131)

Срок исполнения запроса*

Со дня поступления запроса…

…в течение 5 рабочих дней (п. 80, 97)

…в течение 10 рабочих дней (п. 114, 130)

Способы выдачи справок**

Указанным в запросе способом – непосредственно или по почте (п. 82, 116) или по каналам ТКС (п. 98, 131)

Дата, на которую формируется справка

На дату, указанную в запросе. Если она не указана (или указана более поздняя дата, чем дата подачи запроса), то на дату регистрации запроса в инспекции (п. 88, 108, 118)

* Согласно пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ справка о состоянии расчетов должна быть передана учреждению в течение 5 дней, а справка об исполнении обязанности – в течение 10 дней со дня поступления в ИФНС соответствующего запроса. Эти же сроки продублированы в Административном регламенте.

** Если в письменном запросе не указан способ получения справки, она направляется налогоплательщику по почте (п. 82, 116).

Основания для оставления запроса налогоплательщика без ответа приведены в п. 18, 21 Административного регламента (п. 83, 101, 126, 138 данного документа). В их числе – отсутствие идентифицирующих сведений об учреждении, направившем запрос, отсутствие у лица, подписавшего запрос, полномочий на подобные действия, предоставление запроса, текст которого либо не поддается прочтению либо не позволяет определить суть предложения (вопроса). В этом случае налогоплательщику направляется письмо (уведомление) об отказе в предоставлении государственной услуги (п. 94, 111, 127, 139 Административного регламента).

на которые предоставлены отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит в соответствии с налоговым законодательством;

которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ;

по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной.

Алгоритм получения акта сверки.

Акт сверки расчетов по налогам, в отличие от справок, в которых указываются данные только из карточек РСБ налоговиков, является двусторонним документом, так как в нем отражается информация каждой из сторон.

Форма акта утверждена Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@, электронный формат документа – Приказом ФНС РФ от 04.10.2010 № ММВ-7-6/476@. Порядок проведения справка сверка расчетов по налогам определен Регламентом и Временным порядком. А порядок передачи акта сверки в электронном виде по каналам ТКС – Приказом ФНС РФ от 29.12.2010 № ММВ-7-8/781@.

Срок проведения сверки и оформления акта по ней при отсутствии расхождений между данными налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений – не более 15 рабочих дней. В установленных сроках не учитываются дни на доставку актов сверки налогоплательщикам по почте (п. 3.1.2 Регламента, п. 14 Временного порядка).

Как упоминалось ранее, инициатором проведения сверки расчетов в равной степени могут быть как налогоплательщик (учреждение), так и контролеры.

Если проверку инициирует инспекция, то она формирует акт, основываясь на своих сведениях, и направляет его для согласования налогоплательщику.

Акт сверки подписывается, чтобы выявить и устранить расхождения в расчетах между налогоплательщиком и инспекцией. Нормы Налогового кодекса не дают налоговикам права составить акт по собственной инициативе или отказаться от его подписания (см. Постановление АС МО от 14.03.2019 № Ф05-1914/2019 по делу № А41-45928/2018).

Если сверку инициирует налогоплательщик, то он подает в инспекцию соответствующее заявление в произвольной форме (поскольку форма его не установлена законодательно) лично или по почте (п. 3.4.1 Регламента).

Получив заявление, инспекция должна сформировать акт сверки расчетов по налогам на основе имеющихся у нее данных о начисленных и уплаченных налогах (пенях, штрафах) в течение 5 рабочих дней (п. 3.4.3 Регламента, п. 18 Временного порядка).

Дальнейшие действия налогоплательщика при сверке расчетов по налогам (не зависящие от того, кто именно инициировал проведение сверки) таковы.

По результатам сравнения данных из акта проверки, направленного налоговым органом, со сведениями, имеющимися у налогоплательщика, возможны два варианта развития событий.

Расхождения в сведениях не выявлены. В этом случае акт сверки подписывается обеими сторонами. Один экземпляр акта будет находиться у налогоплательщика, другой – в налоговом органе (п. 3.4.5 Регламента).

Выявлены расхождения в сведениях. В этом случае вначале устанавливаются причины расхождений. Они могут быть обусловлены рядом причин, например:

ошибками или неточностями, допущенными налогоплательщиком при отражении в учете начисления и уплаты налогов (пеней, штрафов). Подобные расхождения устраняются внесением корректировок в учет налогоплательщика;

ошибками, допущенными при заполнении платежных поручений. Большая часть таких ошибок исправляется путем подачи в инспекцию заявления об уточнении платежа (абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ). Если в платежных документах были неправильно указаны счет Федерального казначейства или наименование банка получателя, налог придется уплатить заново (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ).

После устранения выявленных расхождений составляется новый акт, который подписывается обеими сторонами.

Если расхождения устранить не удалось, в акте сверки делается пометка, что расхождения не устранены. Отсутствие такой оговорки в акте будет означать согласие налогоплательщика с отраженной в акте недоимкой (п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25).

Вместо заключения.

Итак, проведение сверки расчетов по налогам не является обязательной процедурой. Однако подобное мероприятие позволяет своевременно выявить и устранить расхождения в сведениях о состоянии расчетов с бюджетом, которые имеются у налогоплательщика-учреждения и налогового органа. Ведь вернуть или зачесть налоговую переплату учреждение вправе лишь в течение трех лет (со дня уплаты налога или со дня, когда оно узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога). После истечения срока исковой давности решить вопрос о возврате или зачете переплаты намного сложнее. (Кстати, аналогичный трехлетний срок ст. 48 НК РФ установлен для взыскания налоговой недоимки.)

В то же время справка (о состоянии расчетов по налоговым платежам или об исполнении обязанности по уплате налоговых платежей) или акт сверки не являются безусловным основанием для возврата (зачета) налоговой переплаты (см. Постановление АС ПО от 18.08.2017 № Ф06-23272/2017 по делу № А55-18404/2016). Названные документы лишь указывают на наличие переплаты, но не доказывают факт и момент ее возникновения. Для ее возврата необходимы убедительные доказательства факта и момента излишней уплаты (взыскания) налога.

Примеры из арбитражной практики свидетельствуют о том, что наличие переплаты по налогу должно быть подтверждено следующими документами (см., например, Определение ВС РФ от 28.07.2016 № 305-КГ16-8620 по делу № А40-135619/2015):

решение о начислении налогов, пени, штрафа;

платежные документы, инкассовые поручения, подтверждающие перечисление со счета налогоплательщика денежных средств в бюджет.

Если же налогоплательщик не представит указанные документы, то ему, скорее всего, откажут в возврате (зачете переплаты). Об этом свидетельствует, например, Постановление АС МО от 12.02.2018 № Ф05-19042/2017 по делу № А40-10733/2017.

Галичевская Е. Н.

В статье рассмотрим два вопроса: первый - регламент проведения сверки и второй - требования налоговиков и законодательства - какие существуют нормативные документы.

Регламент проведения сверки расчетов с бюджетом по налогам

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

В этом документе сказано, что сверка расчетов проводится обязательно в следующих случаях:

  • ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками. Для этого до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, составляется график;
  • при снятии компании с учета, при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
  • при ликвидации (реорганизации) компании;
  • по инициативе налогоплательщика — ч аще всего это бывает в конце года, когда организация готовится к составлению годового отчета, — для подтверждения остатков по счетам учета расчетов с бюджетом. Налогоплательщик должен подать з аявление (запрос) о сверке расчетов в произвольной форме.

Также инспекция может предложить сверить расчеты, если она обнаружила возможную переплату налогов в бюджет ( 3 ст. 78 Налогового кодекса РФ).

Совет: если сверку инициирует налоговый орган, то рекомендуем вам принять предложение налогового органа о проведении сверки. Хотя участие в ней является вашим правом, а не обязанностью (пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ). Сверка позволяет своевременно выявить переплату, а также обнаружить ошибки и несовпадения данных.

В перечисленных случаях налогоплательщикам рассылаются письменные уведомления о датах проведения проверок. Если налогоплательщик не явится для оформления результатов сверки в срок, указанный в уведомлении, акт сверки расчетов в двух экземплярах отправляется ему по почте. В уведомлении сообщается о необходимости возврата подписанного экземпляра акта сверки.

Как получить акт сверки от налоговой инспекции

Акт сверки формирует налоговая инспекция. Налогоплательщику, чтобы его получить, необходимо сделать следующее:

Шаг 1: подать в свою ИФНС (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 3 Регламента ФНС):

Если вы не согласны с данными в электронном акте, то для устранения разногласий надо будет подать заявление о сверке в бумажном виде.

Шаг 2: получить акт и сверить его данные со своими. При этом возможны два варианта развития событий.

Получив акт с разногласиями, ИФНС проверит свои данные по внутренним информационным ресурсам и предложит вам представить документы, подтверждающие данные вашего учета (например, платежные поручения на уплату налога).

  • Если ошибку допустили налоговики, то они должны ее устранить (п. п. 3.1.5, 3.1.6 Регламента ФНС). С веряются первичные документы компании и данные информационных систем в инспекции. В тот же день готовится служебная записка. В течение 5 рабочих дней на основании записки ошибка исправляется.
  • Если причина расхождений — ваши ошибки, допущенные, например, при заполнении декларации или платежного поручения, то ИФНС известит вас о том, какая именно ошибка повлекла за собой расхождение данных (инспектор позвонит или направит вам уведомление) (п. 3.4.6 Регламента ФНС). Устранить допущенные вами ошибки можно, подав уточненную декларацию, уточнив налоговые платежи, доплатив налог и т.п.

После анализа расхождений и их устранения ИФНС подготовит и передаст вам новый акт сверки и согласует дату его подписания (п. п. 3.1.6, 3.1.7 Регламента ФНС).

Совет: всегда возвращайте подписанный акт сверки в ИФНС. В инспекциях есть негласное правило о том, что новый акт компаниям не выдается до тех пор, пока они не сдадут подписанный предыдущий.

Срок проведения сверки и подписания итогового акта не должен превышать 15 рабочих дней со дня получения ИФНС вашего заявления о сверке (п. 3.1.2 Регламента ФНС). Однако на практике редко удается завершить сверку в этот срок.

Информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом

В соответствии с приказом № 9н компания может получить из инспекции не акт сверки, а справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам. Она выдается по письменному запросу в срок 5 рабочих дней. Причем как запрос, так и сама справка могут быть представлены лично, по почте или по электронным каналам связи. Таким образом, мы видим, что есть два документа, которые являются итогом сверки.

Справку могут не выдать только в двух случаях:

СВЕРКА РАСЧЕТОВ С НАЛОГОВОЙ: НОВЫЙ ПОРЯДОК

ФНС в целях актуализации и оптимизации процедуры проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам разработала Временный порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам (далее - Временный порядок) и направила его в территориальные налоговые органы (Письмо ФНС России от 16.04.2020 N АБ-4-19/6371@). Разберемся в деталях.

Случаи проведения сверки расчетов

Временный порядок предполагает следующие случаи проведения сверки расчетов:

- обязательная ежеквартальная сверка с крупнейшими налогоплательщиками;

- по инициативе налогоплательщика при представлении заявления о предоставлении акта сверки расчетов;

- в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах, в том числе по инициативе налогового органа.

Проведение сверки расчетов по инициативе налогоплательщика

Сверка расчетов с бюджетом может осуществляться по инициативе налогоплательщика. Как минимум такая сверка необходима перед составлением годовой отчетности, а также в других случаях (п. 27, 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ).

В соответствии с пп. 1 и 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик вправе получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию, в частности о наличии (об отсутствии) у налогоплательщика недоимки, а также имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и на получение акта совместной сверки расчетов, который составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@.

С указанными правами налогоплательщиков корреспондируют обязанности налоговых органов, установленные пп. 4 и 11 п. 1 ст. 32 НК РФ.

Кроме того, согласно пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны предоставлять налогоплательщикам по их запросам справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налоговых органов.

При этом налогоплательщик вправе обращаться в налоговые органы лично или через своих представителей (гл. 4 НК РФ) непосредственно в устной форме, а также в письменной форме по почте и в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через официальный сайт ФНС, в том числе с использованием личного кабинета налогоплательщика (ст. 11.2 НК РФ).

Административные процедуры по предоставлению заявителем истребуемой информации регулируются Административным регламентом (Письмо Минфина России от 23.06.2017 N 03-02-08/39433).

Отметим, что налогооблагаемый доход (учтенный налогоплательщиком и налоговым органом) как основание для начисления налога в целом и квартальных авансовых платежей в разрезе конкретного налогового (отчетного) периода не является предметом сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.

В акте сверки отражаются начисленные налоговые платежи (в том числе авансовые) с привязкой к конкретным датам, как и произведенные налогоплательщиком налоговые платежи с привязкой к конкретному налоговому (отчетному) периоду (Письмо ФНС России от 25.12.2018 N ГД-3-19/10036).

Платежные документы отражаются в информационных ресурсах налоговых органов в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов налогоплательщиков, прилагаемых к выписке из лицевого счета, полученной из органов Федерального казначейства.

Заявление на проведение сверки расчетов. Согласно Временному порядку сверка расчетов с бюджетом по инициативе налогоплательщика проводится на основании заявления налогоплательщика. Налогоплательщик вправе:

- представить заявление лично в налоговый орган;

- представить заявление в электронной форме по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи;

Форма заявления не установлена, поэтому его можно составить в произвольном виде, указав необходимые данные, в том числе:

- период проведения сверки;

- платежи и КБК, по которым проводится сверка;

- способ получения акта.

Полученные заявления регистрируются в информационном ресурсе налогового органа не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления, должностным лицом структурного подразделения, ответственного за сверку расчетов. Заявления, представленные в электронной форме, регистрируются автоматически.

Период проведения сверки расчетов. Максимальный период осуществления сверки расчетов составляет три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие году проведения сверки расчетов.

В заявлении налогоплательщик вправе указать период, за который он хочет провести сверку. В случае отсутствия в заявлении периода проведения сверки расчетов сверка расчетов проводится за период с 1 января текущего года по состоянию на дату получения заявления.

Если в заявлении дата окончания периода проведения сверки расчетов превышает дату представления заявления в налоговый орган, то датой окончания периода проведения сверки расчетов будет считаться дата подачи заявления в налоговый орган.

Код бюджетной классификации, по которому проводится сверка. Если в заявлении налогоплательщика не проставлен нужный код бюджетной классификации (КБК), то сверка расчетов проводится по всем КБК, по которым у налогоплательщика имеется обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов в налоговом органе, отраженном в заявлении.

В случае отсутствия у налогоплательщика обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по всем указанным в запросе КБК за запрашиваемый период формируется уведомление о невозможности проведения сверки расчетов по причине отсутствия обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.

Срок формирования акта сверки. Акт сверки расчетов формируется не позднее пяти рабочих дней с даты регистрации заявления. Сформированный акт сверки расчетов подписывается должностным лицом структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов.

Получение акта сверки. Акт сверки расчетов может быть получен налогоплательщиком непосредственно при предъявлении документа, удостоверяющего личность (подтверждающего полномочие уполномоченного представителя налогоплательщика на получение акта сверки расчетов). При личном получении акта на втором экземпляре этого акта сверки расчетов налогоплательщик проставляет отметку в получении оригинала акта сверки расчетов и подпись, указывает свои фамилию и инициалы, дату получения. Также на акте сверки расчетов проставляется подпись должностного лица структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов.

В случае если налогоплательщиком не предъявлен удостоверяющий документ, названный акт сверки расчетов направляется по почте по имеющемуся у налогового органа адресу налогоплательщика.

Если налогоплательщик, указавший в письменном запросе о представлении акта сверки расчетов на его личное получение, не обратился за получением этого акта сверки расчетов в течение пяти рабочих дней со дня истечения установленного срока для его представления, то не позднее следующего рабочего дня акт сверки расчетов передается для направления его налогоплательщику по почте. Акт будет отправлен по почте заказным письмом не позднее следующего рабочего дня за днем его получения.

Основания для отказа в проведении сверки

Налоговый орган вправе отказать в проведении сверки расчетов:

- при обращении налогоплательщика не по месту учета;

- при отсутствии в заявлении наименования организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем), ИНН (КПП организации), подписи руководителя организации (индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем);

- в случае представления заявления представителем налогоплательщика без приложения копии документа, подтверждающего полномочия представителя, в соответствии со ст. 29 НК РФ - доверенности.

При наличии хотя бы одного из приведенных оснований налоговики в течение пяти дней со дня поступления заявления в налоговый орган направят налогоплательщику информационное письмо об отказе в проведении сверки расчетов с указанием причины отказа.

При личном обращении налогоплательщика должностное лицо, ответственное за прием заявления, проверит представленное заявление на наличие оснований для отказа и при наличии хотя бы одного из указанных оснований не примет заявление, вернув его налогоплательщику, а также проинформирует о причинах отказа, предложив их устранить.

Проведение сверки расчетов по инициативе налогового органа

В случае осуществления сверки расчетов по инициативе налоговиков соответствующее должностное лицо территориального налогового органа направляет налогоплательщику акт сверки расчетов:

- если налогоплательщик взаимодействует с налоговым органом в электронной форме, то акт подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью и направляется налогоплательщику в электронной форме по ТКС;

- если налогоплательщик не является участником электронного документооборота, то акт сверки расчетов направляется по почте заказным письмом.

Урегулирование разногласий по акту сверки

Если данные акта сверки полностью соответствуют данным учета налогоплательщика, то акт сверки подписывается налогоплательщиком без разногласий и второй экземпляр направляется в налоговый орган.

При выявлении разногласий они должны быть урегулированы. Для этого в графе 4 разд. 1 акта сверки указываются данные налогоплательщика, в поле "согласовано" прописывается "с разногласиями" и один экземпляр акта передается в налоговый орган.

При выявлении разногласий налоговики осуществляют сверку расчетов по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения разногласий. Должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, при необходимости направит служебную записку в заинтересованное структурное подразделение для устранения разногласий. Для выявления и фиксирования разногласий оформляется разд. 2 акта сверки расчетов.

После получения разд. 2 акта нужно проверить все данные и сравнить их с имеющимися. Если расхождения имеют место, то они должны быть урегулированы. Для этого налогоплательщик указывает свои данные в разд. 2 акта сверки в графе "Данные заинтересованного лица", подписывает акт с расхождениями и направляет его в налоговый орган. Целесообразно приложить копии документов, подтверждающих данные налогоплательщика.

При получении от налогоплательщика разд. 1 акта сверки расчетов с разногласиями после завершения процедуры сверки должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, рассматривает акт сверки расчетов с разногласиями и приложенные к нему документы (при наличии) с привлечением соответствующих структурных подразделений инспекции и направляет налогоплательщику ответ о результатах рассмотрения разногласий в течение 30 календарных дней с даты регистрации возвращенного акта сверки расчетов с разногласиями.

Завершение сверки расчетов

Сверка расчетов завершается в следующих случаях:

- отсутствие разногласий после подписания налогоплательщиком разд. 1 акта сверки расчетов;

- невозвращение налогоплательщиком в инспекцию ФНС разд. 1 акта сверки расчетов в течение 10 рабочих дней с даты регистрации заявления;

- подписание налогоплательщиком и должностным лицом структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, разд. 2 акта сверки расчетов;

- невозвращение налогоплательщиком в инспекцию ФНС разд. 2 акта сверки расчетов с подписью налогоплательщика в течение 15 рабочих дней с даты регистрации заявления.

Срок проведения сверки расчетов

Срок осуществления сверки расчетов при отсутствии разногласий не должен превышать 10 рабочих дней с даты регистрации заявления.

При выявлении разногласий срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов не должен превышать 15 рабочих дней с даты регистрации заявления.

Особенности проведения сверки расчетов

с крупнейшими налогоплательщиками

Сверка расчетов с крупнейшими налогоплательщиками в обязательном порядке ежеквартально проводится межрегиональными инспекциями ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, межрайонными инспекциями ФНС по крупнейшим налогоплательщикам и территориальными налоговыми органами по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика.

Для этого до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, составляется график проведения ежеквартальной сверки расчетов, который утверждается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Налогоплательщикам направляются уведомления в электронном виде по ТКС о планируемой дате проведения сверки (форма уведомления приведена в Приложении 1 Временного порядка).

Согласно утвержденному графику проведения ежеквартальной сверки расчетов должностное лицо структурного подразделения, ответственного за осуществление сверки расчетов, формирует акты сверки расчетов по каждому крупнейшему налогоплательщику и направляет их по ТКС.

ФНС разработала Временный порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам.

Сверка расчетов может осуществляться как по инициативе налогоплательщика, так и по инициативе налогового органа. Отдельный порядок проведения сверки расчетов предусмотрен для крупнейших налогоплательщиков.

Для осуществления сверки расчетов по инициативе налогоплательщика он должен представить в налоговый орган по месту учета соответствующее заявление.

Срок проведения сверки расчетов при отсутствии разногласий не должен превышать 10 рабочих дней, а при наличии разногласий - 15 рабочих дней с даты регистрации заявления.

Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Утвержден Приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@ "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)".

Читайте также: