Кодификация налогового законодательства в рф

Обновлено: 17.05.2024

1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.

2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

3. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, страховых взносов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.

4. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.

5. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

6. Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса "законодательство о налогах и сборах".

7. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

8. Федеральными законами может быть предусмотрено проведение в течение ограниченного периода времени на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, муниципальных образований экспериментов по установлению налогов, сборов, специальных налоговых режимов.

Правоотношения, возникающие в ходе проведения указанных экспериментов, регулируются законодательством о налогах и сборах с учетом особенностей, установленных федеральными законами о проведении экспериментов.

В период проведения эксперимента, но не позднее чем за шесть месяцев до его окончания Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отчет об эффективности (неэффективности) проведенного эксперимента, а также предложения о его продлении, об установлении настоящим Кодексом соответствующего налога, сбора, специального налогового режима либо о прекращении такого эксперимента.

Комментарий к Ст. 1 Налогового кодекса

Комментируемая статья посвящена понятию и структуре законодательства о налогах и сборах.

Конституция РФ относит установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, а органы местного самоуправления наделяет полномочиями по установлению местных налогов и сборов. Из этих конституционных норм следует, что законодательство о налогах и сборах включает три уровня нормативно-правового регулирования: федеральный, региональный и местный.

Федеральный уровень - законодательство Российской Федерации о налогах и сборах - представлен Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах.

Региональный уровень - это законодательство субъектов Российской Федерации о налогах, состоящее из законов субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ. В отличие от законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующего на всей территории Российской Федерации, региональное налоговое законодательство действует только на территории данного субъекта Российской Федерации.

Наконец, третий уровень нормативно-правового регулирования - местный - образуют нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах, которые принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и действуют в границах соответствующих муниципальных образований.

Все три уровня в совокупности составляют понятие "законодательство о налогах и сборах".

Законодательство о налогах и сборах. Осью, вокруг которой формируется законодательство о налогах и сборах, является Налоговый кодекс Российской Федерации.

В основании российского налогового права лежит кодифицированный акт прямого действия. Это означает то, что для "запуска" (приведения в действие) норм Налогового кодекса РФ не нужно принимать подзаконные акты. В этом смысле нормы Налогового кодекса РФ самоисполнимы. Для сравнения отметим, что многие нормы предшественника Налогового кодекса РФ - Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" 1991 г. - не были самоисполнимыми. Для их применения на практике требовалось принятие многочисленных подзаконных актов.

Кодификация российского налогового законодательства началась с принятием в 1998 г. первой части Налогового кодекса Российской Федерации и продолжается до сих пор - очередная новая глава Налогового кодекса, посвященная налогообложению имущества физических лиц, вступает в силу 1 января 2015 г.

Налоговый кодекс состоит из двух частей. В первой части Кодекса, введенной в действие 1 января 1999 г., закрепляются основы российского налогового права, принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов, правовые основы налоговой обязанности, правовой статус налогоплательщика, формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Вторая часть Налогового кодекса РФ, введенная в действие 1 января 2001 г., регулирует налоги и сборы, входящие в состав налоговой системы Российской Федерации, а также специальные налоговые режимы, предусмотренные налоговым законодательством.

Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ комментируемая статья была дополнена пунктом 7, в соответствии с которым внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Комментируемая статья очерчивает предмет правового регулирования Налогового кодекса РФ, относя к нему следующие вопросы:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

В п. 3 комментируемой статьи особо оговаривается, что действие Налогового кодекса РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено самим Налоговым кодексом РФ.

Налоговый кодекс РФ остается отраслеобразующей осью для регионального налогового законодательства. Все законы субъектов Российской Федерации принимаются в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ. Их предметом становятся региональные налоги и иные аспекты налогового регулирования по вопросам, отнесенным к компетенции субъекта Российской Федерации. Вот несколько примеров законов субъектов Российской Федерации, отражающих основные области предметного регулирования на региональном уровне: Закон Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)"; Закон г. Москвы "О патентной системе налогообложения"; Закон Ставропольского края "Об инвестиционном налоговом кредите"; Закон Калининградской области "О налоге на имущество организаций"; Закон Республики Татарстан "Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков"; Закон Карачаево-Черкесской Республики "О предоставлении налоговых льгот" и т.д.

Муниципальные нормативные правовые акты о налогах. Налоговый кодекс РФ и на муниципальном уровне остается эталоном, в соответствии с которым представительными органами муниципальных образований принимаются решения по местным налогам и иным аспектам налогового регулирования, по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления. Например: решение Селезневского сельского Совета народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области "О введении в действие на территории Селезневского сельсовета земельного налога", Постановление Совета депутатов ЗАТО "Сибирский" (Алтайский край) "О ставках налога на имущество физических лиц", решение Совета народных депутатов города Владимира "Об установлении дополнительных оснований признания безнадежными к взысканию и списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам по местным налогам", решение Вологодской городской Думы "Об утверждении Положения о порядке установления льгот по местным налогам на территории муниципального образования "Город Вологда" и т.д.

1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.

2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

3. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, страховых взносов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.

4. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.

5. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

6. Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса "законодательство о налогах и сборах".

7. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

8. Федеральными законами может быть предусмотрено проведение в течение ограниченного периода времени на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, муниципальных образований экспериментов по установлению налогов, сборов, специальных налоговых режимов.

Правоотношения, возникающие в ходе проведения указанных экспериментов, регулируются законодательством о налогах и сборах с учетом особенностей, установленных федеральными законами о проведении экспериментов.

В период проведения эксперимента, но не позднее чем за шесть месяцев до его окончания Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отчет об эффективности (неэффективности) проведенного эксперимента, а также предложения о его продлении, об установлении настоящим Кодексом соответствующего налога, сбора, специального налогового режима либо о прекращении такого эксперимента.

Статья 1 НК РФ открывает кодекс о налогах и сборах и представляет собой его преамбулу, устанавливающую значение основных понятий, цели и задачи налогового законодательства, дающую общее представление о том, что такое налоги и сборы, какие у них могут быть виды, какой ответственности подвергаются субъекты в случае их неуплаты и способах обжалования решений налоговых органов.

Комментарии к ст. 1 НК РФ

Текст комментария: "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ()

Уже 17 лет в РФ действует часть первая Налогового кодекса РФ (введена в действие с 1 января 1999 года). До принятия НК РФ налоговое законодательство России по большому счету только формировалось. В то время действовало множество нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы налогов и сборов, в которых наличествовало огромное число пробелов и противоречий.

Однако с момента введения Кодекса в действие многое изменилось. Российская экономика пережила несколько взлетов и падений. В повседневный оборот введены новые технологии. Поэтому неудивительно, что налоговое законодательство также существенно изменилось и в настоящее время представляет собой действительно современный, эффективный механизм, направленный на обеспечение жизнедеятельности нашего государства. И налогоплательщики, и налоговые органы теперь имеют защищаемые права и исполняют четкие и ясные обязанности. Можно с уверенностью сказать, что налоговые правоотношения подробно и качественно регламентированы, а налоговое законодательство РФ отвечает требованиям современных экономических реалий.

Комментируемой статьей регламентировано понятие законодательства РФ о налогах и сборах, определены его составные части.

Налоговое законодательство включает непосредственно сам НК РФ, принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законы о налогах субъектов РФ, принятые в соответствии с НК РФ, а также нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Данный перечень нормативных правовых актов, составляющих понятие законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, является исчерпывающим.

В связи с этим любые иные нормативные правовые акты не могут считаться устанавливающими налоговые обязанности для налогоплательщиков либо предусматривающими какие-либо налоговые льготы и преференции. Например, не относится к налоговому законодательству вступивший с 1 января 2013 года в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

В Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 23.10.2015 N Ф09-7413/15 суд признал необоснованной ссылку Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан на необходимость применения разъяснений, изложенных в письме Министерства финансов Российской Федерации от 03.02.2014 N 03-05-04-03/4114. Разъяснения о необходимости уплаты при государственной регистрации ипотеки государственной пошлины в размерах, аналогичных размерам, установленным в подпункте 28 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, по существу означают введение органом исполнительной власти правового регулирования в нарушение статьи 57 Конституции Российской Федерации, а также пункта 3 комментируемой статьи, в соответствии с которым действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено данным НК РФ.

Данный вывод подтверждается и иной судебной практикой (см. Постановления ФАС Центрального округа от 29.09.2010 N А23-5464/2009А-14-233, Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2012 N 09АП-34574/2012, 09АП-36475/2012).

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 N 09АП-33404/2012-АК указано, что письма Минфина России не отвечают критериям нормативного правового акта, в силу пункта 1 статьи 1 НК РФ не относятся к законодательству о налогах и сборах, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц. Следовательно, содержащиеся в них положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налогоплательщиков правила поведения.

В Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 25.01.2016 N Ф06-4906/2015 суд отклонил довод организации о том, что судом первой инстанции не учтены письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.06.2015 N Д13И-435 и Федеральной службы государственной статистики от 02.04.2015 N 02-02-6/1613-ТО, поскольку Минэкономразвития России и Росстат не являются органами, уполномоченными осуществлять официальное толкование нормативных правовых актов, и в этой связи разъяснения, содержащиеся в указанных письмах, не являются обязательными для применения.

Кроме того, суд указал, что в силу комментируемой статьи вышеуказанные письма государственных органов не относятся к актам законодательства о налогах и сборах и не могут регулировать вопросы налогообложения.

Кроме того, таможенное законодательство и законодательство о страховых взносах отделены от налогового законодательства, и положения Таможенного кодекса Таможенного союза, Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" никак не могут применяться при разрешении вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов.

В Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 11.08.2015 N Ф06-26227/2015 суд отметил, что договор на реализацию инвестиционного проекта не включается в налоговое законодательство.

На основании Закона об инвестиционной деятельности и распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.12.2007 N 2303-р между организацией - субъектом инвестиционной деятельности и Минэкономики РТ был заключен договор на реализацию инвестиционного проекта. Пунктом 2.3 указанного договора организации как субъекту инвестиционной деятельности предоставлены налоговые льготы по налогу на имущество в виде пониженной ставки по этому налогу. Суммы налоговых льгот, указанные в договоре, являются ориентировочными. Налоговые льготы предоставляются исходя из фактических показателей бухгалтерской и налоговой отчетности.

Сам по себе факт отсутствия в договоре размера предоставляемых льгот, как отметил суд, не может повлечь отказ налогоплательщику в их применении.

В силу комментируемой статьи договор не относится к актам законодательства о налогах и сборах и не может регулировать вопросы налогообложения.

Ставка налога, установленная законом, обязательна для применения всеми налогоплательщиками, для которых эта ставка установлена, независимо от того, указана она в договоре или нет, поскольку налоговое законодательство не предусматривает возможность установления налоговых льгот и их объема на основании соглашения налогоплательщика и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Комментируемая статья также определяет перечень вопросов, которые могут быть урегулированы только непосредственно нормами НК РФ.

Это означает, что другие нормативные правовые акты, в том числе входящие в налоговое законодательство, никак не могут устанавливать правовое регулирование по данным вопросам. Речь идет о видах взимаемых в России налогов и сборов, основаниях возникновения (изменения, прекращения) и порядке исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, принципах установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов, правах и обязанностях участников налоговых правоотношений, формах и методах налогового контроля, ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также порядке обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Данные положения имеют не только декларативный, но и весьма практический характер.

В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 04.06.2015 N Ф05-6496/2015 суд отказал в удовлетворении требований организации к налоговому органу в части доначисления и предложения уплатить пени по налогу на добычу полезных ископаемых и штрафных санкций, отметив, что Порядок заполнения декларации по НДПИ, утвержденный Приказом Минфина России от 29.12.2006 N 185н, не является письменным разъяснением финансового органа о порядке исчисления и уплаты налога (сбора).

Порядок заполнения декларации не может дополнять либо изменять положения НК РФ, поскольку не относится к законодательству о налогах и сборах.

Как отметил суд, в соответствии с пунктами 1, 4, 5 комментируемой статьи законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, законов субъектов Российской Федерации о налогах, нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Следовательно, Порядок заполнения декларации, утвержденный Приказом Минфина России, не является законодательством РФ о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 4 НК РФ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов, в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Согласно пункту 2 комментируемой статьи именно НК РФ устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

НК РФ устанавливает элементы налогообложения, в том числе налоговую базу и порядок исчисления налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ).

Элементы налогообложения и порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых установлены в нормах главы 26 НК РФ.

Учитывая, что Порядок заполнения декларации по НДПИ был издан Минфином России и ФНС России во исполнение норм НК РФ, следовательно, он должен применяться налогоплательщиками с учетом положений пункта 4 статьи 340 НК РФ в толковании, данном Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2013 N 11498/12.

В Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.01.2016 N Ф02-7799/2015 суд удовлетворил иск администрации муниципального образования к организации о взыскании на основании договора аренды земельного участка задолженности по арендной плате и пеней, исходя из того, что расчет задолженности по арендной плате проверен и признан правильным.

Суд пришел к выводу, что, поскольку удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в размере 691 рубль 11 копеек за 1 кв. м установлен Постановлением от 15.11.2013 N 517-пп, в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 05.05.2014 N 239-пп "О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп" (далее - Постановление от 05.05.2014 N 239-пп), которое распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 03.12.2013 (пункт 2 Постановления от 05.05.2014 N 239-пп), данный показатель верно применен истцом в расчете арендной платы на 2014 год. Соответственно, в 2015 году к размеру арендной платы верно применен коэффициент инфляции.

Ссылка ответчика на положения пункта 1 комментируемой статьи отклонена судом, учитывая, что в силу пункта 4 статьи 1 НК РФ Постановление от 15.11.2013 N 517-пп, Постановление от 05.05.2014 N 239-пп не могут быть отнесены к актам законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах.

С 2013 года действует положение о том, что любые изменения налогового законодательства, приостановление и отмена норм данного законодательства требуют принятия отдельных федеральных законов и соответствующие изменения не могут быть включены в текст "непрофильных" законов.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года. Об этом указано в статье 15 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Задайте вопрос юристу:

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах

ГАРАНТ:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 1 статьи 1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 2 статьи 1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 3 статьи 1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

3. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, страховых взносов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

4. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.

5. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Статья 1 дополнена пунктом 5.1 с 1 января 2022 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 199-ФЗ

6. Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса "законодательство о налогах и сборах".

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ статья 1 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7

ГАРАНТ:

Положения пункта 7 статьи 1 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ) применяются к проектам федеральных законов, внесенным в Государственную Думу Федерального Собрания РФ после дня вступления в силу названного Федерального закона

7. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Информация об изменениях:

Статья 1 дополнена пунктом 8 с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 425-ФЗ

8. Федеральными законами может быть предусмотрено проведение в течение ограниченного периода времени на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, муниципальных образований экспериментов по установлению налогов, сборов, специальных налоговых режимов.

Правоотношения, возникающие в ходе проведения указанных экспериментов, регулируются законодательством о налогах и сборах с учетом особенностей, установленных федеральными законами о проведении экспериментов.

В период проведения эксперимента, но не позднее чем за шесть месяцев до его окончания Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отчет об эффективности (неэффективности) проведенного эксперимента, а также предложения о его продлении, об установлении настоящим Кодексом соответствующего налога, сбора, специального налогового режима либо о прекращении такого эксперимента.

Цель освоения дисциплины

Получение обучающимися углубленного представления о понятии и системе российского финансового права имперского и советского периодов;

Знакомство со становлением и развитием теории финансового права, финансового законодательства Российской империи и СССР, порядком функционирования органов финансового управления.

Планируемые результаты обучения

Знает историю правотворчества в России в XIX и XX веках по вопросам, регулирующим установление и формирование публичных доходов и расходов;

Знает организацию государственного финансового контроля, ответственность за нарушения финансового законодательства, государственный кредит, государственный долг и иные финансовые отношения;

Умеет дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать свои аргументы в области истории финансового права России;

Умеет оперировать юридическими понятиями и категориями в области финансового права и истории финансового права;

Имеет навыки применения разработки нормативных правовых актов, с учетом опыта правотворчества в России в XIX и XX веках, регулирующих установление и формирование публичных доходов и расходов, организацию государственного финансового контроля, ответственность за нарушения финансового законодательства, государственный кредит, государственный долг и иные финансовые отношения;

Содержание учебной дисциплины

Становление финансового права как отрасли права и учебной дисциплины, преподавание финансового права в университетах

Наука финансового права о понятии, предмете и системе финансового права. К вопросу о соотношении предмета финансовой науки и финансового права (Ф.Б. Мильгаузен, В.П. Безобразов, И.И. Янжул). Эволюция понятия предмета финансового права. Позиция В.А. Лебедева о предмете и системе финансового права, его юридическо-догматический подход при определении предмета финансового права как отрасли права. Расширение им предмета науки финансового права. И.Т. Тарасов о предмете и системе финансового права. Правовые нормы, определяющие сферу государственного хозяйства как предмет финансового права. Государственные доходы, расходы и управление ими как предмет науки финансового права. Положительное финансовое право и наука финансового права. И.И. Янжул о финансовом хозяйстве как об общем предмете финансовой науки и науки финансового права. Вопросы обеспечения государства доходами как предмет финансового права. А.И. Буковецкий о догматической разработке позитивного финансового права и о месте финансового права в системе финансовой науки. Юридическо-догматическое и историческое направления в науке финансового права И.Х. Озеров как представитель социологического направления в финансовом праве. Источники финансового права: законы, правительственные распоряжения, административные циркуляры, судебные решения и обычаи. Понятие финансового закона. Финансовые законы как предмет науки финансового права.

Финансовая система и финансовое законодательство постсоветского периода российской истории (1991 г. - начало XXI в.)

Финансовое управление и бюджетное законодательство в постсоветский период. Изменения бюджетной системы и реформы бюджетного процесса. Кодификация бюджетного законодательства. Государственный долг. Налоговое право и новое налоговое законодательство в постсоветский период. Валютное право и валютное законодательство в постсоветский период. Появление и развитие правового регулирования финансовых рынков.

Аппарат финансового управления в XVIII в. Переход от Приказного порядка управления к Коллегиям. Использование шведского опыта финансового управления. Центральные и местные органы финансового управления в XIX – начале XX в. Переход к министерской системе финансового управления. Министерство финансов и его функции по составлению росписи доходов и расходов. Структура министерства финансов. Департаменты в системе центральных распорядительных учреждений. Статус министра финансов. Главное казначейство и его полномочия. Государственная комиссия погашения долгов. Экспедиция заготовления государственных бумаг. Иные министерства, наделенные отдельными полномочиями в сфере финансового управления. Комитет финансов. Финансовое управление в губерниях. Казенная палата. Место государственного контроля в системе правительственного аппарата, права и задачи контрольных органов. Ответственность органов финансового управления.

Налоговая система. Система реальных или объектных налогов, промысловый налог, налоги с доходов. Косвенные налоги как бюджетообразующие налоги. Законопроект от 6 апреля 1916 г. о подоходном налоге. Бюджетная система. Новый порядок утверждения бюджета. Доходы и расходные части бюджета. Кредитная система. Государственный банк. Сберегательные кассы. Акционерные банки. Городские кредитные общества. Биржевое дело. Финансовое управление, финансовая политики и законодательство Временного правительства.

Финансовые мероприятия Советского государства в первые годы советской власти (1917—1921 гг.). Декретное финансовое право

Финансовое управление и финансовое законодательство в предвоенные годы. Финансовая система и финансовое законодательство в годы Великой Отечественной войны. Особенности финансового управления в военное время. Финансовое управление и финансовое законодательство в 1950-1980 гг. Правовое регулирование налоговых отношений в СССР. Классификация налогов в СССР. Система налогов, пошлин и сборов с предприятий и организаций социалистического хозяйства. Налоги, пошлины и сборы с населения. Государственный бюджет СССР, союзных и автономных республик; местные бюджеты. Распределение доходов и расходов между союзным, республиканскими и местными бюджетами. Государственное имущественное и личное страхование. Организация кредита. Денежная система СССР. Денежные реформы в СССР. Децентрализованные финансы. Валютная система СССР. Правовое регулирование валютных операций в СССР.


Рассматривая кодификацию норм налогового права как реакцию законодателя на потребность в правовой определенности регулирования общественных отношений с помощью налоговой политики, автор обосновывает необходимость гармонизации, оптимизации налогов и систематизации норм налогового законодательства на основе определенных принципов.

Е.В. Черникова,

Рассматривая кодификацию норм налогового права как реакцию законодателя на потребность в правовой определенности регулирования общественных отношений с помощью налоговой политики, автор обосновывает необходимость гармонизации, оптимизации налогов и систематизации норм налогового законодательства на основе определенных принципов.

Ключевые слова: кодификация, налоговое законодательство, систематизация налогового законодательства, принципы систематизации налогового законодательства.

Как и Реми Кабрияк, автор принадлежит к национально ориентированному кругу юристов, ратующих за сохранение национальных юридических культур и традиций, обеспечивающих актуальные потребности общества и государства. В законодательстве легкость восприятия чужих новшеств, с одной стороны, требует завершенности в их правовой имплементации, с другой — мониторинга эффективности их действия в отечественном механизме правового регулирования. Чтобы познать сущность любого явления, его следует рассматривать в динамике, с исторической точки зрения.

Кодификация — это не просто одна из форм рационализации права, это, одновременно, реакция законодателя на потребность в правовой определенности регулирования общественных отношений. Процесс кодификации порождается, как правило, кризисом источников права, связанным с беспорядочным разрастанием их количества и возникновением трудностей и противоречий в правоприменении, либо достижением в государстве определенной фазы экономического подъема или спада в развитии.

Целиком разделяя данную точку зрения, отметим, что при создании кодифицированного законодательного акта, направленного на урегулирование налоговых отношений, должны одновременно учитываться экономическая, административная и правовая составляющие регулирующего воздействия.

Первая часть НК РФ была принята в 1998 году (Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ), вторая — в 2000 году (Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ). Первая часть НК РФ содержит 7 разделов, 20 глав, 142 статьи и, по сути, является общей частью, вторая часть имеет 4 раздела, 31 главу и 398 статей. По содержанию это — часть особенная, поскольку регулирует федеральные, региональные и местные налоги и сборы, их конкретные виды, налоговые режимы. Разделы и главы, посвященные вопросам о полномочиях и ответственности всех уровней власти (федеральных и региональных органов) в проведении налоговой политики, введении и отмене налогов, сборов и налоговых льгот, отсутствуют.

На наш взгляд, это не совсем верно в силу следующего. Налоговые отношения являются объектом налогово-правового регулирования. Властно-имущественная природа налогового правоотношения предопределяет недопустимость упущения интересов ни одной из сторон налогового правоотношения в угоду другой стороне [1, с. 51]. При этом борьба с уклонением от уплаты налогов – одна из глобальных задач современного этапа развития экономики любого государства.

В ст. 57 Конституции Российской Федерации 1993 года закреплена норма об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют. Конституции многих стран закрепляют уплату налогов в качестве конституционной обязанности граждан. Так, ст. 53 Конституции Италии предусмотрено, что все обязаны участвовать в государственных расходах в соответствии со своими возможностями, и налоговая система строится на началах прогрессивности [2, с. 254]. Статья 30 Конституции Японии устанавливает, что население подлежит обложению налогами в соответствии с законами [2, с. 297]. В Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года, являющейся составной частью Конституции Французской Республики, предусмотрено, что для содержания вооруженных сил и администрации необходимо общественное обложение; оно должно быть равномерно распределено между всеми гражданами сообразно их состоянию (ст. 13) [2, с. 137].

Акцент обязательности и принудительности в природе налога предопределяет в правовом регулировании четкость, стабильность и непротиворечивость. Налоговые отношения как никакие другие нуждаются в высококачественном правовом регулировании. Недоработки в налоговом законодательстве напрямую влекут нарушения прав и свобод граждан, а также снижение уровня собираемости налогов. Понимание гражданами налогового законодательства, восприятие норм налогового права как регулирующих, а не фискальных сказывается на выполнении ими своих конституционных обязанностей и пополнении доходной части бюджета, а значит, способствует повышению уровня жизни общества.

Согласно Адаму Смиту налог — это бремя, накладываемое государством в форме закона, который предусматривает и размер налога, и порядок его уплаты [5, с. 341—343], поэтому важное значение в правовом регулировании налоговой сферы приобретает определенность норм налогового законодательства.

НК РФ — достаточно объемный законодательный акт, и это вызывает определенные трудности его применения и налоговыми органами, и налогоплательщиками. К сожалению, существующие противоречия в налоговом законодательстве с принятием кодифицированного акта не были до конца устранены. В связи с этим для России характерна значительная роль судов в гармонизации и развитии правоприменительной практики, в том числе правообразующей. В российском налоговом законодательстве не создан блок подзаконных актов, которые обеспечивали бы правоприменение НК РФ и регулировали процесс взаимодействия между налоговым органом и налогоплательщиком, предотвращая возникновение споров между ними. НК РФ почти не содержит процессуальных норм, регулирующих процедуры взаимоотношений между налоговым органом и налогоплательщиком, что приводит к возникновению спорных ситуаций, нарушений с обеих сторон. Отсутствие правового регулирования налоговых процедур является серьезной проблемой в российском налоговом законодательстве. В этой связи следует отметить роль высших судов Российской Федерации, особенно Конституционного Суда РФ, в формировании правовых позиций в сфере налогообложения по созданию правообразующей практики.

Поиск новых объектов налогообложения в соответствии с экономическими реалиями, задачи пополнения бюджета и одновременного облегчения налогового бремени для добросовестного налогоплательщика, на наш взгляд, напрямую связаны с развитием института налогового администрирования, который нуждается в правовом обеспечении своих процедур. Нам видится, что процессуальные нормы должны закрепляться в самостоятельных законодательных актах, разъясняющих и дополняющих применение НК РФ. В противном случае мы можем сместить баланс в пользу налоговых органов, ухудшить ситуацию с налоговым администрированием, налоговым климатом в целом и нанести урон выстраиванию правильных взаимоотношений между государством и налогоплательщиком.

Учитывая отечественный исторический опыт, а также подходы французской доктрины налогового права, неверно оценивать кодекс в качестве нового законодательного акта, отменяющего все предыдущие. В теории права кодекс представляет собой результат кодификации, т. е. является формой приведения в единое целое рассеянных по различным источникам правовых норм, регулирующих общественные отношения одной сферы. Здесь важна цель — достижение правовой определенности путем ликвидации правовой неопределенности, порожденной раздробленностью правовых источников.

Положительным примером в этом аспекте может служить Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — АПК РФ): с 1992 по 2004 год было принято три кодекса (в 1992, 1995 и 2002 годах), и АПК РФ 2002 года уже в полной мере отражает все оправдавшие себя на практике категории и институты предыдущих редакций, а также содержит некоторые нормы дореволюционного российского процессуального права, гражданского и торгового судопроизводства. При этом законодательный акт адекватен современным отечественным экономическим реалиям, учитывает тенденции развития российского и зарубежного законодательства, регулирующего разрешение хозяйственных споров.

Любое правовое государство стремится иметь совершенное законодательство. Россия имеет большой опыт систематизации законодательства за весьма длительный период. Например, в Полном собрании законов Российской империи было сосредоточено законодательство Государства Российского и Российской империи за период с 1649 по 1913 гг. В этой связи, полагаем, развитие российского налогового законодательства должно идти по пути его систематизации. При этом важным моментом является определение принципов систематизации налогового законодательства, и тут нельзя обойтись без научно-методической базы, позволяющей в процессе научного обоснования данных принципов произвести согласование потребностей права, экономики, а также выявить социальные, культурные, технические, информационные возможности эффективного правоприменения.

Исходя из функционального назначения систематизации налогового законодательства (достижение правовой ясности и обеспечение простоты правоприменения), стоит назвать (не раскрывая содержания) следующие принципы: принцип конституционности и законности налоговых норм; принцип научной обоснованности; принцип объективности и необходимости систематизации; принцип преемственности и объективности имплементации.

Все вышеизложенное, безусловно, не претендует на абсолютную истину, но призывает к научному поиску и дискуссии.

1. Бюджетное и налоговое правовое регулирование: единство и дифференциация: монография / под ред. М.В. Карасевой. — М., 2012. С. 51.

2. Конституции зарубежных государств. — М., 1996.

3. Львов Д. Курс финансового права. — Казань, 1888. С. 285.

4. Нитти Ф. Основные начала финансовой науки. — М., 1904. С. 240.

5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 2. — М., 1935. С. 341-343.

6. Финансовое право: учеб./ под. ред. О.Н. Горбу-новой. — М., 1996. С. 178.

7. Цыпкин С.Д. Доходы государственного бюджета СССР. Правовые вопросы. — М., 1973. С. 49.

8. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике.— М., 1997. С. 4.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Читайте также: