Сведения о земельных участках признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу

Обновлено: 30.06.2024

1. Установить на территории сельского поселения Подъем-Михайловка муниципального района Волжский Самарской области земельный налог на 2022 год, порядок и сроки уплаты налога на земли, находящиеся в пределах границ сельского поселения Подъем-Михайловка.

2. Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового Кодекса РФ на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие кампании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.

3. Объектами налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах границ сельского поселения Подъем-Михайловка муниципального района Волжский Самарской области.

4. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

4.1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

4.2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица, либо установлены различные налоговые ставки.

4.3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом участке, принадлежащим им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащим им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговым органом на основании сведений, которые предоставляются в налоговый орган органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение кадастра недвижимости и регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

5. Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности.

5.1. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

5.2. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

5.3. Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.

Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

6. Установить налоговые ставки в размерах, не превышающих:

1) 0,3% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);

- не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства, для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

2) 1,5% от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.

6.1. Налоговым периодом признается календарный год.

6.2. Отчетными периодами для налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал календарного года;

6.3. Срок уплаты земельного налога установлен - 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

7. Налоговые льготы.

7.1. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками-организациями как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с абзацем 1 пункта 9, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

7.2. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка.

7.3. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного, бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения на земельный участок (его долю) исчисления суммы налога в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течении которых данный земельный участок находился в собственности (постоянного, бессрочного) пользования, пожизненном наследуемом владении налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15 –го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

Уменьшение налоговой базы (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика. Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, предоставляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет.

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Уведомление о выбранном земельном участке может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.

7.5. При наличии в собственности гражданина более одного земельного участка (независимо от вида разрешенного использования) в пределах сельского поселения льгота предоставляется в отношении только одного участка. При этом льгота предоставляется в отношении участка, имеющего наибольшую кадастровую стоимость.

7.6. Также освобождаются от налогообложения:

- ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны; а также ветераны и инвалиды боевых действий;

-инвалиды 1 и 2 группы инвалидности;

-участники локальных войн;

-граждане, достигшие 80 летнего возраста;

-вдовы погибших и умерших участников Великой Отечественной войны;

- учреждения и организации образования, здравоохранения, социального обеспечения и культуры. Льгота предоставляется на основании заявления о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу и справки Финансового управления в муниципальном районе Волжский Самарской области о финансировании из местного бюджета;

- органы местного самоуправления сельского поселения Подъем-Михайловка, их отраслевые (функциональные) и территориальные органы, а также подведомственные им учреждения – в отношении земельных участков, используемых ими для выполнения возложенных на них функций. Льгота предоставляется на основании заявления о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу и копии учредительных документов;

- несовершеннолетние дети-сироты и дети, находящиеся под опекой (попечительством);

- лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;

Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно, ежегодно предоставляют необходимые документы, подтверждающие принадлежность в налоговые органы в срок не позднее 1 октября текущего года (либо в течении 10 дней с момента возникновения права на льготу), являющегося налоговым периодом.

Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, указанных в п.12, а также

- пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

7.7. Налоговая льгота предоставляется на основании заявления о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу и документов, подтверждающих принадлежность к указанной категории налогоплательщиков.

При наличии в собственности гражданина более одного земельного участка (независимо от вида разрешенного использования) в пределах сельского поселения Подъем-Михайловка – льгота предоставляется в отношении только одного участка. При этом льгота предоставляется в отношении участка, имеющего наибольшую кадастровую стоимость.

7.8. Лица, претендующие на льготу, предоставляют в налоговый орган следующие документы:

- копию удостоверения или справку, подтверждающую принадлежность к льготной категории, выданную уполномоченным органом;

8. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу.

Установить следующие сроки уплаты платежей по земельному налогу:

- налогоплательщиками - организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями:

- авансовые платежи по земельному налогу уплачиваются ежеквартально, за 1 квартал не позднее 30 апреля, за 2 квартал не позднее 31 июля, за 3 квартал не позднее 31 октября;

- платежи по итогам налогового периода не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

- Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом

9.Налоги уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового Кодекса.

10. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

11. Налогоплательщики-организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивающие в течение налогового (отчетного) периода авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода предоставляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по налогу. Форма налогового расчета по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

12. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Расчеты сумм по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим периодом.

13. Администрация сельского поселения Подъем-Михайловка ежегодно до 1 февраля предоставляет информацию в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ по состоянию на 1 января текущего года.

В соответствии с пунктами 12 и 13 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3340; 2004, N 49, ст. 4840) приказываю:

1. Утвердить форму "Сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу" согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Рекомендации по заполнению формы "Сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу" согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

Министр А. Кудрин

Приложение N 2 к приказу

Рекомендации по заполнению формы "Сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу"

На основании пункта 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

I. Общие положения

1.1. Сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, необходимые для исчисления земельного налога, уплачиваемого юридическими и физическими лицами, заполняются на основании сведений государственного земельного кадастра.

1.2. Сведения о земельных участках (далее - сведения) представляются в налоговые органы в электронном виде в соответствии с единым форматом передачи данных.

1.3. В случае если территориальными органами Роснедвижимости ведение государственного земельного кадастра осуществляется только на бумажных носителях, сведения представляются в налоговые органы на бумажных носителях.

1.4. Сведения подписываются руководителем территориального органа Роснедвижимости, осуществляющего ведение государственного земельного кадастра, или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем.

1.5. Сведения, представляемые в электронном виде, формируются в виде файла передачи данных, подписанного электронной цифровой подписью (ЭЦП) в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 127), который передается в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи или на электронном носителе (при отсутствии ЭЦП с актом о передаче информации сформированным и заверенным территориальным органом Роснедвижимости, осуществляющим ведение государственного земельного кадастра).

1.6. Форма "Сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу" (далее - Форма) структурно состоит из Листов, содержащих реквизиты (строки), подлежащие заполнению органом, осуществляющим ведение государственного земельного кадастра на территории соответствующего кадастрового округа.

В состав Формы включены следующие листы:

- Лист "А" (Титульный лист);

- Лист "Б" "Сведения о земельном участке, в отношении которого выполнены учетные кадастровые записи в течение года, предшествующего налоговому периоду";

- Лист "В" "Сведения о кадастровых кварталах";

- Лист "Г" "Сведения о земельных участках, в отношении которых в течение года, предшествующего налоговому периоду, не проводились учетные кадастровые записи";

- Лист "Д" "Сведения о земельных участках, прекративших существование в течение года, предшествующего налоговому периоду".

1.7. Информация должна быть расположена строго в пределах отведенного для нее поля, ограниченного специальной рамкой внутри поля ввода.

Для исправления ошибок (в случае представления сведений на бумажном носителе) следует перечеркнуть неверное значение показателя, вписать правильное значение и проставить подпись должностного лица, подписавшего Форму, заверив ее печатью органа, осуществляющего ведение земельного кадастра, которым представляются сведения о земельных участках, с указанием даты исправления. Не рекомендуется исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.

II. Заполнение Титульного листа (Лист "А")

2.1. В верхнем поле каждой страницы Формы указывается идентификационный номер органа, осуществляющего ведение государственного земельного кадастра (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), который присвоен органу, осуществляющему ведение государственного земельного кадастра, тем налоговым органом, в который представляется Форма.

2.2. По строке 1.1. указывается наименование налогового органа, в который представляется Форма, и его код.

2.3. По строке 1.2. указывается количество страниц, на которых составлена Форма.

2.4. В строках 2.1. - 4.2. указываются сведения об органе, осуществляющем ведение государственного земельного кадастра.

При заполнении следует указать:

по строке 2.1. полное наименование органа, осуществляющего ведение государственного земельного кадастра, и его код;

по строке 2.3. указывается субъект Российской Федерации, на территории которого происходит передача сведений, и его код в соответствии с приложением N 1 к настоящим Рекомендациям.

по строкам 3-3.2. указывается полностью, без сокращений, фамилия, имя, отчество руководителя территориального органа Роснедвижимости, осуществляющего ведение государственного земельного кадастра, или иного лица, уполномоченного руководителем, в соответствии с документом, удостоверяющим его личность, а также занимаемая должность;

по строке 3.3. руководитель территориального органа Роснедвижимости, осуществляющего ведение государственного земельного кадастра, или иное лицо, уполномоченное руководителем, ставит свою подпись, указывает дату составления Формы и проставляется печать;

по строкам 4.1. - 4.2. указывается полностью, без сокращения, фамилия, имя, отчество непосредственного исполнителя, контактный телефон, факс (при наличии).

III. Заполнение Листа "Б" "Сведения о земельном участке, в отношении которого выполнены учетные кадастровые записи в течение года, предшествующего налоговому периоду"

3.1. Лист "Б" заполняется отдельно по каждому земельному участку, находящемуся на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения у юридического или физического лица.

3.2. По строке 1 указывается кадастровый номер существующего земельного участка.

3.3. По строке 2 указывается код категории земель в соответствии с приложением 2 к настоящим Рекомендациям на основании сведений, приведенных в строке "8" формы Ф.1.1 ГРЗ КР.

3.4. По строке 3 указываются данные о кадастровой стоимости земельного участка из графы "4" строки "3" формы Ф.1.4 ГРЗ КР в целых рублях. Сумма менее 50 копеек в расчет не включается, а 50 копеек и более округляется до целого рубля.

3.5. По строке 4 указывается разрешенное использование земельного участка в соответствии со сведениями, приведенными в строке "9" формы Ф.1.1 ГРЗ КР. В случае отсутствия сведений в строке "9" формы Ф.1.1 ГРЗ КР по строке 4 указывается фактическое использование земельного участка в соответствии со сведениями, указанными в строке "11" формы Ф.1.1 ГРЗ КР.

3.6. Строки 5-5.3. заполняются для описания местоположения земельного участка в соответствии со сведениями, приведенными в строках "7", "7.1" - "7.3" формы Ф.1.1 ГРЗ КР.

Строка 5 заполняется путем перечеркивания по диагонали квадрата, расположенного после соответствующего ему текста.

В строке 5.1. указывается наименование объекта, расположенного в границах земельного участка или за его пределами и выбранного в качестве ориентира, относительно которого устанавливается местоположение земельного участка.

Если объекту, выбранному в качестве ориентира, в установленном порядке присвоен почтовый адрес, то заполняются строки 5.2.1.- 5.2.4., в противном случае по данным строкам ставится прочерк.

Если ориентир расположен за пределами земельного участка, то заполняется строка 5.3. в следующем порядке:

в поле "участок находится примерно в____" заносятся величина и единица измерения расстояния от ориентира до земельного участка;

в поле "от ориентира по направлению на_____" заносится направление от ориентира на земельный участок.

При невозможности составления однозначно понимаемого описания местоположения земельного участка на основе положения ориентира в строках 5.1. - 5.3. ставится прочерк, а местоположение земельного участка определяется в соответствии с положением на дежурной кадастровой карте кадастрового квартала (ДКК) и по строке 5.4. указывается условное обозначение фрагмента дежурной кадастровой карты (плана) кадастрового квартала, на котором подлежит отображению центральная часть земельного участка.

3.8. По строкам 6.2.1. - 6.2.N. указываются предыдущие кадастровые номера земельного участка в соответствии со строкой "5" формы Ф.1.1 ГРЗ КР.

3.9. По строке 7 указывается площадь земельного участка и код единицы измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (МК002-97) (ОКЕИ), согласно приложению N 3 к настоящим Рекомендациям.

Площадь земельного участка указывается в соответствии со сведениями, приведенными в строке "13" формы Ф.1.1 ГРЗ КР. В случае отсутствия сведений в данной строке формы указывается значение площади в соответствии со строкой "12" формы Ф. 1.1 ГРЗ КР.

3.10. По строкам 8 - 8.N. указываются сведения о правах на земельный участок при наличии этих сведений в Едином государственном реестре земель, а при их отсутствии в указанных строках ставится прочерк.

При этом по строкам 8.1.1.- 8.1.6. заносятся данные о правообладателе земельного участка.

По строке 8.1.1. заносятся данные о физическом лице - фамилия, инициалы или юридическом лице - сокращенное наименование на основании сведений, приведенных в графе "3" таблицы "3" формы Ф. 1.2 ГРЗ КР. По строке 8.1.2. указываются ИНН правообладателя на основании сведений, приведенных в графе "3" таблицы "3" формы Ф.1.2 ГРЗ КР, размер доли, КПП на основании сведений, приведенных в графе "6" таблицы "3" формы Ф.1.2 ГРЗ КР.

В случае отсутствия ИНН физического лица в строку 8.1.3. заносятся сведения о документе, удостоверяющем личность, серия и номер документа, кем выдан документ и дата выдачи документа на основании сведений, приведенных в графе "3" таблицы "3" формы Ф.1.2 ГРЗ КР, а также проставляется код документа в соответствие с приложением N 4 к настоящим Рекомендациям.

По строке 8.1.4. указываются вид права на земельный участок (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения) и код вида права. Вид права указывается на основании сведений, указанных в графе "2" таблицы "3" формы Ф.1.2 ГРЗ КР. Код вида права заполняется в соответствии с приложением N 5 к настоящим Рекомендациям.

По строке 8.1.5. указываются дата и номер регистрации права (возникновения) на основании сведений, указанных в графе "4" таблицы "3" формы Ф.1.2 ГРЗ КР.

По строке 8.1.6. указывается дата прекращения права на основании сведений, указанных в графе "5" таблицы "3" формы Ф.1.2 ГРЗ КР.

Строки 8.2. - 8.N. заполняются аналогично пунктам 8.1.1. - 8.1.6.

IV. Заполнение Листа "В" "Сведения о кадастровых кварталах"

Таблица, приведенная в Листе "В" "Сведения о кадастровых кварталах", заполняется путем сопоставления номера кадастрового квартала с описанием прохождения границ кадастрового квартала с указываемыми справочно кодами объектов административно-территориального деления в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95 (код ОКАТО).

V. Заполнение Листа "Г" "Сведения о земельных участках, в отношении которых в течение года, предшествующего налоговому периоду, не проводились учетные кадастровые записи"

5.1. Лист "Г" заполняется по земельным участкам, в отношении которых в течение года, предшествующего налоговому периоду, не проводились учетные кадастровые записи, находящимся на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения юридических или физических лиц.

5.2. По строкам 1.1. - 1.1.N. указываются кадастровые номера земельных участков, сведения о которых в течение предшествующего года не изменялись.

VI. Заполнение Листа "Д" "Сведения о земельных участках, прекративших существование в течение года, предшествующего налоговому периоду"

6.1. Лист "Д" заполняется в отношении земельных участков, прекративших существование в течение года, предшествующего налоговому периоду, находящихся на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения юридических или физических лиц.

1. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

2. Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;

3) утратил силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ;

4) земельные участки из состава земель лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;

6) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Комментарии к ст. 389 НК РФ

Текст комментария: "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 31 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ" ()

Пункт 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Новая редакция дополнена еще одним городом федерального значения - городом Севастополем.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.

При этом часть 2 данной нормы устанавливает, что до 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулировались нормативными правовыми актами соответственно автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что объектом налогообложения земельным налогом является земельный участок, под которым в соответствии с ЗК РФ понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Данный земельный участок, чтобы быть объектом налогообложения земельным налогом, должен быть расположен в границах муниципального образования или города федерального назначения, на территории которого введен налог.

В письме Минфина РФ от 02.04.2009 N 03-05-04-02/23 разъяснено, что если земельный участок не сформирован в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и законодательством о градостроительной деятельности, то в отношении указанного земельного участка отсутствует не только налоговая база, но и объект налогообложения.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" также разъяснено, что объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.

В письме Минфина России от 08.12.2014 N 03-05-06-02/62855 рассмотрен вопрос о налогообложении земельных участков налогом на имущество организаций и земельным налогом. По данному вопросу Департамент Минфина России сообщил, что, поскольку земельные участки исключены из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций, поскольку они подлежат налогообложению самостоятельным налогом - земельным налогом, положения статьи 374 Налогового кодекса не противоречат статье 389 Налогового кодекса.

Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает те виды земельных участков, которые не признаются объектами земельного налога.

В подпункте 1 пункта 2 комментируемой статьи установлено, что объектом налогообложения не признается земельный участок, изъятый из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень земельных участков, изъятых из оборота и, соответственно, не являющихся объектом налогообложения земельным налогом, закреплен в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ. В соответствии с данной нормой изъятыми из оборота земельными участками являются земельные участки, которые заняты следующими объектами, находящимися в федеральной собственности:

1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ);

2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

5) объектами организаций органов государственной охраны;

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Подпункт 2 пункта 2 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Новая редакция по отношению к предыдущей дополнена словами "музеями-заповедниками". Таким образом, земельные участки, занятые такими объектами, не подлежат налогообложению земельный налогом.

В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" музей-заповедник - музей, которому в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 389 НК РФ также закреплено, что объектом налогообложения не являются земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

Категории земельных участков, ограниченных в обороте, закреплены в пункте 5 статьи 27 ЗК РФ. В данной норме закрепляется, что такие земельные участки должны быть в муниципальной и государственной собственности, а также занятыми особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

В практике часто возникает вопрос: является ли объектом налогообложения земельным налогом земельный участок, который перешел в частную собственность, но на котором находится особо ценный объект культурного наследия? В данной ситуации земельный участок, выбывший из государственной или муниципальной собственности, будет являться объектом налогообложения.

Так, в Определении ВАС РФ от 16.07.2013 N ВАС-9192/13 разъяснено, что земельный участок является объектом обложения земельным налогом в силу того, что выбыл из муниципальной собственности, а для исключения земельного участка из числа объектов обложения земельным налогом необходимо, чтобы земельный участок был занят объектами культурного наследия, признанными особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации или включенными в список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия и одновременно находился в государственной или муниципальной собственности.

Пункт 3 комментируемой статьи утратил силу с 1 января 2013 года (Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").

До 1 января 2013 года не признавались объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Подпунктом 4 пункта 2 комментируемой статьи установлено, что земельные участки из состава земель лесного фонда не являются объектом налогообложения земельным налогом.

На основании статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Зачастую в практике суды ошибочно делают вывод о том, что отсутствие в Государственном кадастре недвижимости сведений о конкретном участке как отнесенном к землям лесного фонда не свидетельствует о том, что такой участок в действительности не является участком лесного фонда. Надлежащим доказательством того, что земельный участок включен в земли лесного фонда и, соответственно, не подлежит налогообложению, являются данные государственного кадастрового учета.

Отношения по кадастровому учету регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).

Обращаем внимание, что 23.07.2013 года вступил в силу Федеральный закон от 23.07.2013 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости" (далее - Закон N 250-ФЗ), который закрепил новые требования к информационному взаимодействию при ведении государственного кадастра недвижимости.

С 23.07.2013 утратила силу норма, которая раньше обязывала орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, или орган, осуществляющий ведение государственного водного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такие реестры сведений соответственно о лесах, водных объектах представлять документы о данных природных объектах в орган кадастрового учета.

Также зачастую возникает вопрос, кто должен предоставлять доказательства о том, что земельный участок включен в состав земель лесного фонда. Бремя доказывания такого факта лежит на налогоплательщике.

Подпункт 5 пункта 2 комментируемой статьи устанавливает, что земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, не являются объектом налогообложения земельным налогом.

В Водном кодексе РФ содержится понятие водного объекта, под которым понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

В соответствии со статьей 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли: покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Проблемы, возникающие в судебной практике относительно определения объекта налогообложения данных категорий земельного участков, аналогичны тем, которые мы раскрывали при комментировании предыдущего пункта статьи 389 НК РФ.

Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" пункт 2 комментируемой статьи дополнен подпунктом 6, который освобождает от налогообложения земельным налогом земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Данная норма применяется с 1 января 2015 года.

В части 1 статьи 36 ЖК РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Также в части 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" регламентировано, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Так, в письме Минфина России от 29.12.2014 N 03-05-06-02/68085 рассмотрен вопрос об освобождении от налогообложения земельным налогом земельных участков, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома. Минфин России указал, что если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, то налогоплательщиками земельного налога признаются собственники жилых и нежилых помещений этого дома. С 1 января 2015 года земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не подлежат налогообложению земельным налогом.

При этом в письмах Минфина России от 10.12.2014 N 03-05-04-02/63602, от 02.12.2014 N 03-05-04-02/61589 особо обращается внимание, что исчисление земельного налога и его администрирование в отношении земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, могут осуществляться налоговыми органами только на основании сведений о земельных участках, содержащихся в государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При этом обращаем внимание на отсутствие механизма привлечения собственников помещений в многоквартирных домах к налогообложению, поскольку не определен на законодательном уровне орган, ответственный за расчет долей земельного участка, приходящихся на каждого собственника помещений многоквартирного дома, в обязанности которого входило бы представление сведений о долях в налоговые органы, а также не установлен порядок актуализации размера долей в праве при изменениях в составе собственников помещений в многоквартирных домах.

Также в письме ФНС России от 06.11.2014 N БС-2-11/795@ содержится разъяснение относительно нововведений в комментируемую статью. Официальный орган указал, что собственники помещений признаются налогоплательщиками земельного налога, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован, данному земельному участку присвоен кадастровый номер. Налоговые органы для исчисления земельного налога физическим лицам применяют размер доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме по информации, поступающей от органов муниципальных образований.

При этом ФНС России сообщает, что статьей 2 Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Федеральный закон N 284-ФЗ) внесены изменения в пункт 2 статьи 389 Кодекса, согласно которым не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Согласно статье 5 Федерального закона N 284-ФЗ указанное положение, исключающее земельные участки под многоквартирными домами из числа объектов налогообложения по земельному налогу, вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования данного Федерального закона (опубликован 06.10.2014) и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу.

Учитывая изложенное, с 1 января 2015 года собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме не уплачивают земельный налог за находящийся в общей долевой собственности земельный участок, расположенный под многоквартирным домом.

Задайте вопрос юристу:


Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия)

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

ПОДЛЕЖИТ ЛИ КАЗНА НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ?

ПОДЛЕЖИТ ЛИ КАЗНА НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ?

Земельный участок как объект права представляет собой часть земной поверхности и имеет уникальные характеристики. К таким характеристикам относятся кадастровый номер земельного участка, площадь, категория земель, вид разрешенного использования, кадастровая стоимость земельного участка и другие характеристики. Все эти сведения о земельном участке отражаются в государственном кадастре недвижимости.

Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка путем проведения государственной кадастровой оценки.

По общему правилу, налогоплательщиками земельного налога являются граждане и юридические лица, имеющие земельные участки в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненно-наследуемом владении. При этом, земельные участки могут находиться в публичной собственности (собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

Публичные образования – Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования – выступают в гражданских правоотношениях наравне с юридическими лицами (организациями) и гражданами через органы государственной или муниципальной власти.

Например, от имени городских и сельских поселений администрации соответствующих поселений своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности в рамках их компетенции. Они могут распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования, заключать договоры аренды и купли-продажи земельных участков, регистрировать право собственности в порядке разграничения земельных участков и другое.

Соответственно, орган государственной власти, орган местного самоуправления, распоряжаясь земельными участками, находящимися в публичной собственности и реализуя полномочия по учету имущества казны, не выступают налогоплательщиками по этому имуществу независимо от способа его учета. Суды высших инстанций неоднократно высказывались о том, что органы местного самоуправления не могут признаваться организацией - налогоплательщиком в смысле, придаваемом этому понятию Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, налогообложению не подлежат:

  1. земельные участки, составляющие казну муниципальных образований, казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации;
  2. земельные участки, не предоставленные юридическим лицам или гражданам.

Ефремова И.И., заместитель руководителя Департамента по земельным отношениям Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я)

А как на практике? С требованиями налоговых органов о предоставлении налоговых деклараций по земельному налогу в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), столкнулось и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия). В базе данных налоговых органов республики содержатся сведения, предоставленные органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о 399 земельных участках, правообладателем которых числится Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия). При этом основная часть земельных участков находится в индивидуальной собственности министерства (?), а остальная часть на праве постоянного (бессрочного) пользования. Стоит отметить, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) осуществляет регистрацию права государственной собственности Республики Саха (Якутия) на земельные участки, возникающего в процессе разграничения государственной собственности на землю, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации; управляет и распоряжается в установленном порядке находящимися в государственной собственности Республики Саха (Якутия) земельными участками; осуществляет учет государственного имущества, ведение реестра государственного имущества, в том числе земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия).

Если учесть, что налоговыми органами осуществляются мероприятия по подъему в федеральное хранилище данных сведений об объектах имущественной собственности, учтенных в базе данных налоговых органов, то в целях их актуализации, а также синхронизации баз данных налоговых и регистрирующих органов, органам публичной власти необходимо правильно заполнять заявления на государственную регистрацию права публичной собственности на земельные участки, а также проводить сверку сведений о правообладателях таких земельных участков.

Ефремова И.И., заместитель руководителя Департамента по земельным отношениям Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я)

Читайте также: