Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода

Обновлено: 01.06.2024

1. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

Абзац утратил силу с 1 января 2015 года. - Федеральный закон от 04.11.2014 N 347-ФЗ.

3. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

4. Утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками-организациями как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

6. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка.

7. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

7.1. В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода кадастровой стоимости вследствие изменения характеристик земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 7 настоящей статьи.

8. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству, налог исчисляется начиная со дня открытия наследства.

9. Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

10. Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, в том числе в виде налогового вычета, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется налоговая льгота, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

14. Утратил силу с 1 января 2020 года. - Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ.

15. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

16. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

17. В случае, если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка в соответствии с настоящей статьей (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.

Положения настоящего пункта не применяются при исчислении налога с учетом положений пунктов 15 и 16 настоящей статьи.

18. Орган, осуществляющий государственный земельный надзор, обязан в течение десяти дней со дня выдачи предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, связанного с неиспользованием для сельскохозяйственного производства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абзацах четвертом и пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 394 настоящего Кодекса), представлять в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведения о неиспользовании такого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

При установлении органом, осуществляющим государственный земельный надзор, факта устранения указанного нарушения либо при отмене указанного предписания сведения об установлении такого факта либо об отмене такого предписания в течение десяти дней представляются в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.

Форма, порядок ее заполнения, формат и порядок представления сведений, предусмотренных настоящим пунктом, в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются также органом, осуществляющим государственный земельный надзор, в налоговый орган по его запросу в течение пяти дней со дня получения соответствующего запроса.

Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются в налоговые органы бесплатно.

19. Уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или находящееся в его ведении учреждение, которые в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации осуществляют функции в сфере социальной защиты населения, обязаны представлять в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведения о физических лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который представляются указанные сведения.

Форма, порядок ее заполнения, формат и порядок представления сведений, предусмотренных настоящим пунктом, в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются также уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или находящимся в его ведении учреждением, которые в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации осуществляют функции в сфере социальной защиты населения, в налоговый орган по его запросу в течение пяти дней со дня получения соответствующего запроса.

Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются в налоговые органы бесплатно.

20. Орган или иное лицо, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти, федеральным государственным органом, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, обязаны представлять в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведения о кадастровых номерах земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования указанным федеральным органам и находящимся в их ведении органам и иным лицам и относящихся к земельным участкам, изъятым из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, и к земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который представляются указанные сведения.

Форма представления сведений, предусмотренных настоящим пунктом, порядок ее заполнения, формат и порядок представления таких сведений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются также органом или иным лицом, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, федеральным государственным органом, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, в налоговый орган по субъекту Российской Федерации по его запросу в течение пяти дней со дня получения соответствующего запроса.

Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются в налоговые органы бесплатно.

Положения настоящего пункта не распространяются на органы федеральной службы безопасности и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

3. Сумма налога , подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками-организациями как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

6. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка.

7. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

7.1. В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода качественных и (или) количественных характеристик земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 7 настоящей статьи.

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

8. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству, налог исчисляется начиная со дня открытия наследства .

9. Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

10. Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, в том числе в виде налогового вычета, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

(абзац введен Федеральным законом от 30.09.2017 N 286-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ , от 29.09.2019 N 325-ФЗ )

В случае, если налогоплательщик, относящийся к одной из категорий лиц, указанных в подпунктах 2 — 4 , 7 — 10 пункта 5 статьи 391 настоящего Кодекса, и имеющий право на налоговую льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

15. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке .

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

16. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

17. В случае, если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка в соответствии с настоящей статьей (без учета положений пунктов 7 , 7.1 , абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка (без учета положений пунктов 7 , 7.1 , абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей (без учета положений пунктов 7 , 7.1 , абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 7 , 7.1 , абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.

Положения настоящего пункта не применяются при исчислении налога с учетом положений пунктов 15 и 16 настоящей статьи.

18. Орган, осуществляющий государственный земельный надзор, обязан в течение десяти дней со дня выдачи предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства , связанного с неиспользованием для сельскохозяйственного производства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абзацах четвертом и пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 394 настоящего Кодекса), представлять в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведения о неиспользовании такого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

При установлении органом, осуществляющим государственный земельный надзор, факта устранения указанного нарушения либо при отмене указанного предписания сведения об установлении такого факта либо об отмене такого предписания в течение десяти дней представляются в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.

Форма , порядок ее заполнения, формат и порядок представления сведений, предусмотренных настоящим пунктом, в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются также органом, осуществляющим государственный земельный надзор, в налоговый орган по его запросу в течение пяти дней со дня получения соответствующего запроса.

19. Уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или находящееся в его ведении учреждение, которые в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации осуществляют функции в сфере социальной защиты населения, обязаны представлять в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведения о физических лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который представляются указанные сведения.

Форма , порядок ее заполнения, формат и порядок представления сведений, предусмотренных настоящим пунктом, в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются также уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или находящимся в его ведении учреждением, которые в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации осуществляют функции в сфере социальной защиты населения, в налоговый орган по его запросу в течение пяти дней со дня получения соответствующего запроса.


Налоговый период по УСН 2021-2022 в общем случае равен году. Однако есть особые ситуации. А еще в НК существует и такое понятие, как отчетный период. Рассмотрим, в чем отличие налогового периода от отчетного, а так же укажем один важный нюанс, незнание которого может привести упрощенца к штрафу.

Что такое УСН

Перейти на УСН можно добровольно с 1 января следующего года — это право налогоплательщика, а вернуться на другие системы налогообложения с УСН можно не только по собственному желанию, но и в обязательном порядке на основании законодательных норм.

Как перейти на УСН

Применять УСН в своей деятельности могут далеко не все налогоплательщики. Возможность перехода на нее с 2022 года ограничивается следующими критериями (ст. 346.12 НК РФ):

    .
  • Средняя численность работников — не выше 130 человек.
  • Процент доли участия других организаций в уставном капитале юрлица — не больше 25%.
  • Отсутствуют филиалы (другие ОП допустимы).
  • Остаточная стоимость основных средств не превышает 150 млн руб. за 9 месяцев 2021 года согласно последним разъяснениям Минфина — не более 123,3 млн руб.

Утрата права на применение УСН по нормам законодательства наступает при превышении полученным в течение 2021 года доходом суммы 200 млн руб. или численности 130 человек. При доходах от 150 до 200 млн руб. или/и численности свыше 100 и до 130 человек, применяются повышенные ставки налога. На 2022 год суммы предельных доходов будут проиндексированы.

Как с 2021 г. рассчитать налог при УСН по повышенным налоговым ставкам, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Существует несколько способов перехода на УСН.

ВАЖНО! Уведомить о применении УСН необходимо и правопреемнику реорганизованного юрлица.

Объекты налогообложения при УСН

На УСН налогоплательщик сам выбирает объект налогообложения, используемый для расчета налога (ст. 346.14 НК РФ). Для данной системы их 2:

    — когда объектом является выручка, получаемая предприятием при осуществлении основной деятельности, и внереализационные доходы. Обычная ставка для расчета налога в этом случае составит 6% (8% при превышении одного из лимитов). — когда объектом является выручка за минусом расходов, которые понесло предприятие в своей деятельности. При этом обычная расчетная ставка по налогу составляет 15% (20% в случае превышения лимитов).

Для обоих вариантов налогообложения законами субъектов ставки могут снижаться и быть установленными в пределах:

При расчете налога по ставке 6% налог можно уменьшить на сумму уплаченных за период страховых взносов. Величина уменьшения может составить 100%, если у налогоплательщика – индивидуального предпринимателя отсутствуют наемные работники. Однако если наемные работники есть, то уменьшение не должно превысить 50% от начисленной суммы налога. Плательщики торгового сбора могут дополнительно уменьшить УСН-налог на величину оплаченного за период сбора.

Налоговый и отчетный период при УСН

Налоговым периодом является период времени по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (п. 1 ст. 55 НК РФ).

Налоговый период по УСН 2021-2022 составляет год (ст. 346.19 НК РФ). Т. е. если налогоплательщик является упрощенцем, рассчитывать налог он должен на основании данных по году. Отчетные периоды при упрощенке — квартал, полугодие, 9 месяцев. По итогам этих периодов определяются суммы авансовых платежей.

На практике существуют особые случаи по определению налогового периода.

1. При утрате права на УСН.

Для таких упрощенцев первым налоговым периодом будет промежуток года с момента регистрации и до 31 декабря.

3. Для закрывающихся налогоплательщиков.

У них налоговый период будет длиться до даты ликвидации с начала года либо с даты регистрации, если она случилась в этом же году.

Уплата налога и отчетность по УСН

По окончании отчетного периода не позднее 25 числа следующего месяца плательщик должен уплачивать авансовые платежи, которые он рассчитал исходя из полученных результатов деятельности за этот период. По окончании налогового периода он должен уплатить налог, но не позже сроков, законодательно установленных для сдачи декларации.

Декларация по УСН организациями представляется в ФНС не позже 31 марта года, наступающего по завершении налогового периода. Уплата налога ими также осуществляется не позже этой даты. Предприниматели сдают отчетность и уплачивают налог до 30 апреля года, следующего за отчетным. Для декларации за 2021 год это будут 31.03.2022 и 04.05.2022 (30 апреля суббота) соответственно.

Если налогоплательщик прекращает свою деятельность по УСН или лишается возможности применять этот режим, то декларацию в ФНС он должен сдать до 25 числа месяца, следующего за месяцем прекращения его деятельности (п. 2 ст. 346.23 НК РФ) или до 25 числа месяца, наступающего по окончании квартала, в котором право на применение УСН утрачено (п. 3 ст. 346.23 НК РФ).

Какую еще налоговую отчетность сдают упрощенцы, узнайте из этой статьи.

Помимо налоговой организации на УСН составляют и сдают также бухгалтерскую отчетность.

Итоги

Отчетный и налоговый период при применении упрощенки разный. Отчетный период — это 3, 6 и 9 месяцев текущего года, по итогам которых налогоплательщик исчисляет и перечисляет в бюджет авансовые платежи. Налоговый период равен 1 году. По итогам налогового периода сдается декларация и уплачивается налог за минусом авансовых платежей. В некоторых ситуациях налоговый период определяется в специальном порядке.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Почепский Олег

Исходя из действующих законодательных норм, закрепленных в рамках п. 1 статьи 17 НК РФ и определяющих порядок налогообложения, обязательными условиями для установления налога являются определение налогоплательщиков (организаций или физических лиц), а также сопутствующих элементов, определяющих конкретные критерии и аспекты применения. Перечень последних включает в себя объект, базу, ставку, принципы исчисления и сроки уплаты. Есть и еще один фактор, который также формирует совокупную структуру — налоговые периоды, достаточно часто путаемые с отчетными. Чтобы не допустить ошибок при подаче декларации, важно знать, в чем конкретно разница между ними и как правильно определять этот показатель.

Общее представление

Дефиниция, приведенная в содержании пункта первого ст. 55 НК РФ, раскрывает содержательную специфику рассматриваемого термина. В соответствии с определением, приведенным законодателем, в данном случае речь идет об ограниченном временном интервале, по истечении которого должны быть подведены итоги осуществлявшейся деятельности и сформирована база, подлежащая налогообложению. Окончание налогового периода означает возникновение у субъектов обязательств, которые должны быть погашены в отведенный срок.

Продолжительность подобных отрезков времени определяется нормами Кодекса, устанавливается для каждого типа налога, и варьируется от одного месяца до года. Стоит отметить, что в законодательных положениях также применяется понятие периодичности по подаче отчетности, и в этом случае временные интервалы могут отличаться. Конкретные требования закреплены в содержании НК РФ.

Сколько длится налоговый период

Особенности утверждения

Один из характерных признаков — применение принципа однократной уплаты обязательного налога. Это означает, что в текущем налоговом периоде обязательства перед государством погашаются только один раз. Подобные правила не распространяются на нерегулярные или разовые сборы. При этом нужно учитывать, что действующий порядок корректировки не универсален, и не может применяться во время работы на ЕНВД. Кроме того, в особых случаях для ряда субъектов допускается отмена отчетных временных рамок, инициированная государственными органами, тогда как в случае с рассматриваемым элементом подобная возможность отсутствует.

Практика показывает, что путаница нередко возникает при рассмотрении понятий налогового периода и срока выплат по налогу. Здесь разница заключается в том, что первое из них характеризует временной промежуток, отведенный на подведение итогов коммерческой деятельности и расчет суммы обязательств, возникших перед бюджетами различного уровня. Второе, в свою очередь, обозначает конкретный диапазон дат, в рамках которого должна быть произведена выплата.

Изменение статуса организации

Учреждение юридического лица или ИП после начала календарного года.

Индивидуальный налоговый период завершится вместе с окончанием общего, и будет короче, чем следующий за ним.

Продление базового срока, объединяющего как оставшийся укороченный, так и будущий нормативный отрезок.

Ликвидация и реорганизация.

Крайний интервал определяется началом стандартного периода и датой окончания существования организации.

Стоит отметить, что, если предприятие было создано после 1 января, и снято с регистрации меньше чем за 12 месяцев, фактическая продолжительность установленного налогового периода будет меньше года. Все указанные принципы действуют в отношении налогов годичного характера, тогда как для квартальной и ежемесячной периодичности корректировка должна согласовываться с территориальной инспекцией ФНС.

Коды в 2021 году

Суммы обязательств перед государственными бюджетами различных уровней фиксируются в содержании подаваемой субъектом хозяйственной деятельности декларации (в тех случаях, когда отчетность предусмотрена), форма которой предусматривает в качестве одного из заполняемых реквизитов конкретный налоговый расчетный период. Важно учитывать, что отражение сведений осуществляется не словами, а в закодированном виде, что обуславливается машинной обработкой представляемых документов, ускоряющей процесс сведения данных в общей учетной системе.

Отчетная периодичность

Рассматривая специфику временных ограничений, нельзя не упомянуть о рамках, определяемых для подачи отчетов. В этом случае речь идет о сроках, отведенных для подведения промежуточных итогов — расчета авансовых платежей, а также подачи отдельной документации, обязательной для некоторых субъектов налогообложения. Основной критерий, определяющий, чем отличается налоговый период от отчетного — это разница в принципах установления, а также общая продолжительность — как правило, первый интервал может включать в себя сразу элементов второго типа.

Кодификаторы для отчетности в 2021 году

В рамках бухгалтерского учета, порядок ведения которого определяется сводом правил ПБУ и федеральными законами, установлено, что основным временным отрезком, отведенным на подачу отчетов, является календарный год. К числу исключений относятся уже упомянутые ранее ситуации, связанные с учреждением, реорганизацией (но не преобразованием!), а также ликвидацией юридического лица. Порядок оформления не предусматривает использование кодировки — в документах, будь то титульный лист, или таблица с показателями, проставляется обычная дата. Таким же образом оформляется и документация, содержащая сведения о финансовых результатах деятельности.

Продолжительность по видам

Для каждой категории бюджетных обязательств сроки определяются отдельно, исходя из специфики. Рассмотрим их подробнее.

На прибыль

В данном случае стандартным показателем, определенным положениями п. 1 ст. 285 Кодекса, считается календарный год. При этом способ, выбранный для уплаты авансовых платежей, в соответствии с содержанием второго пункта статьи НК РФ, определяет длительность отчетного периода по налогу, которая может составлять от одного до двенадцати месяцев.

Только квартальные выплаты

Квартал, полугодие, девять мес.

Ежемесячное, с доплатой по итогу

Один месяц, два, три и т. д. — до завершения годового периода

На основании фактической прибыли

Стоит отметить, что налогоплательщики в данном случае должны представлять декларацию как по истечении каждого из временных интервалов — данное обязательство регламентировано положениями п. 1 ст. 289, и строго контролируется надзорными органами, что обуславливает необходимость соблюдения озвученного порядка.

Налоговый период 34

Этот код обычно используется в отчетности, подаваемой субъектами на УСН, а также декларантами НДФЛ и налога на имущество юридических лиц, и определяет, что установленный срок приравнивается к одному календарному году. Важный нюанс, который следует учитывать при оформлении документации: в рамках подачи годовой декларации кодовое обозначение применяется субъектами, работающими по ежеквартальной системе, тогда как для тех, кто ежемесячно отчитывается по прибыли, используется кодификатор 46, также обозначающий годовой отрезок.

Налоговый период 31

Код, применяемый в рамках декларирования доходов, полученных в результате осуществления деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья, а также в отчетах по налогу на прибыль. Обозначаемый временной интервал — полугодие.

НП 22

Проставляется в отчетности за второй квартал, и используется при заполнении деклараций по НДС, водному сбору, а также ЕНВД.

Акцизы и косвенное налогообложение

В данном случае критерием для определения служит порядковый номер месяца, за который предоставляются сведения:

01-12 — январь/декабрь;
71-82 — аналогичный отрезок при реорганизации или ликвидации.

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с положениями, закрепленными в рамках статьи 163, стандартным временным промежутком считается квартал. При этом отчетная периодичность законодателем не предусматривается.

В случае с физическими лицами используется календарный год, что определено положениями ст. 216. Любопытно, что периоды по отчетам, несмотря на отсутствие в правовых нормах данного регламента, фактически существуют. Так, например, обязанностью работодателей является предоставление расчета по форме 6-НДФЛ не только на момент завершения основного отрезка, но и поквартально — это требование статьи 230 НК РФ.

Упрощенная система налогообложения

Порядок, аналогичный предыдущему, но на этот раз все временные интервалы закреплены законодательно — год для налоговых (ст. 346.19, пункт первый) и квартал для отчетных (там же, п.2).

Имущество организаций

В данном случае для налогов также применяется годовой период (п. 1, статья 379), а вот для промежуточной отчетности все зависит от имущественной стоимости, выступающей в качестве базы для расчета:

Первый квартал, полугодие, девять месяцев

Важно учитывать, что речь идет о региональном сборе, поэтому субъектные власти вправе самостоятельно принимать решения об отказе от установления временных рамок. Для уточнения информации по конкретному региону достаточно ознакомиться с местным законодательством.

Имущество физических лиц

Налоговый период, исходя из ст. 405, составляет один календарный год. Промежуточная отчетность не предусмотрена.

Транспортный сбор

Стандартная схема определяет годовую и поквартальную периодичность, при этом во втором случае допускается отмена ограничений региональными властями.

Земельный налог

Аналогично предыдущему разделу, с учетом возможности местного муниципалитета не вводить обязательные отчетные периоды.

Платная система налогообложения

Для субъектов, работающих по патенту, общими правилами устанавливается налоговый интервал в один календарный год, однако в 2021 году, на основании п. 1.1 статьи 346.49, в качестве временного отрезка определяется один месяц. В тех случаях, когда разрешение на ведение деятельности выдается на меньший срок, дата его истечения является определяющим критерием.

Единый сельскохозяйственный налог

Регламентируется Кодексом в рамках ст. 346.7, и предусматривает годовую и полугодовую периодичность.

Первый и последний периоды

Рассмотрев стандартные регламенты, стоит уделить внимание ситуациям, когда продолжительность хозяйственной деятельности правового субъекта фактически отличается от установленного периода по датам. Подобные расхождения обуславливаются тем, что учреждение или ликвидация крайне редко привязаны к началу или числу месяца — в законодательстве нет подобных требований. Чтобы лучше разобраться в возможных вариантах, и понять, когда следует предоставлять отчетность, представим их в виде сводных таблиц.

Если общий порядок определяет продолжительностью налогового периода календарный год:

При регистрации предприятия

Первый временной интервал

1 января — 30 ноября

Со дня создания и до 31 декабря включительно

Оставшийся промежуток + следующие 12 месяцев

При реорганизации или ликвидации

Прекращение деятельности субъекта, работавшего на начало года

С 1 января до даты регистрации записи в реестре

Создание и расформирование в течение 12 календарных месяцев

Период фактического существования

Учреждение в декабре и внесение изменений в статус на следующий год

Если законом устанавливается квартальная продолжительность:

Первый временной интервал

Со дня оформления и до окончания текущего

Меньший временной интервал

Оставшийся промежуток + следующие 3 месяца

При реорганизации или ликвидации

Прекращение деятельности субъекта, работавшего на начало налогового периода

С первичной даты до момента регистрации записи в реестре

Создание и расформирование в течение квартала

Период фактического существования

Учреждение за 10 дней до окончания и ликвидация в следующий отрезок

Если законом устанавливается месячный интервал, в качестве первого промежутка берется срок с момента регистрации и до завершения месяца. Обратный порядок применяется при внесении изменений иного типа — начальной датой служит 1-е число, а завершающей — день реорганизации или ликвидации.

Стоит также отметить, что указанные правила применяются не только для организаций, но и для индивидуальных предпринимателей, однако не распространяются на налогоплательщиков, применяющих специальные режимы уплаты налогов. В подобных случаях лучше всего дополнительно изучить регламенты, установленные региональными законодателями, в том числе обладающими правом отмены сроков для промежуточного представления.

Читайте также: