История становления и развития местного налогообложения

Обновлено: 03.05.2024

Продолжение экономических реформ в России связано с совершенствованием управления социально-экономическими процессами. Современная налоговая система активно используется не только в целях обеспечения регулярного поступления доходов в бюджеты всех уровней, но и как инструмент стимулирования предпринимательской активности, регулирования доходов населения и решения других задач. В этой связи большое значение приобретает ее реорганизация. При этом развитие и совершенствование института налогообложения невозможно представить без понимания его экономической сущности и проведения анализа исторической ретроспективы. С этой целью авторы рассматривают процесс становления налоговой системы в России в разрезе трех основных этапов. На основе изученного исторического опыта, были сформулированы основные критерии оптимального для населения и организаций и достаточного для государства уровня налогообложения. Также были освещены вопросы реагирования налоговой системы на происходящие изменения внешней среды: с одной стороны – меры фискальных поддержки, с другой – рост налогового бремени для отдельных категорий налогоплательщиков. В результате чего авторы пришли к выводу, что оперативное и гибкое изменение налогового законодательства в значительной степени влияет на эффективности экономики и уровень жизни населения.


1. Азизов А.А., Хорошилов А.С. Налогообложение в Древней Руси // Вопросы российской юстиции. 2020. № 8. С. 338–346.

2. Беппиева Д.А., Балаева Д.А. Происхождение налогов и основные этапы развития налогообложения // Матрица научного познания. 2020. № 7. С. 124–127.

4. Неменова Д.Л., Бугрова С.С. Может ли налог существовать вне права? // Московский экономический журнал. 2020. № 4. С. 11.

5. Петров Ю. И. Фискальные органы в истории налогообложения в России: IX–XIX века. 2-е изд. М.: ЛЕНАНД, 2020. 240 с.

6. Удод О.В. Институциональное формирование налоговой системы Российской Федерации // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2020. № 1–1. С. 635–638.

7. Теория и история налогообложения: учебник для академического бакалавриата / Д.Г. Черник, Ю.Д. Шмелев; под редакцией Д.Г. Черника. М.: Издательство Юрайт, 2019. 364 с.

Социально-экономические реформы последних лет изменили базовые основы экономики России: преобразовали ранее существовавшую систему формирования, распределения и использования государственных доходов, в том числе налоговых доходов, призванных обеспечить выполнение функций, возложенных на государство.

В этой связи большое значение приобретает реорганизация налоговой системы, ее использование для стимулирования предпринимательской деятельности, регулирования доходов населения и обеспечения регулярного поступления доходов в бюджеты всех уровней.

Налоговая реформа в России как составная часть экономических преобразований призвана способствовать решению не только общеэкономических, но и социальных задач. А выделение исторического аспекта в развитии налогообложения и его природы является необходимой мерой.

Целью исследования выступает рассмотрение ретроспективы развития налогообложения в России, поскольку только с пониманием, откуда и как зародился сам налог, можно понять, какое положение и роль он имеет на сегодняшний день. Кроме того, важной представляется возможность сделать определённые выводы и не допустить ошибок прошлых лет.

Материал и методы исследования

Теоретической и методологической основой является общенаучная методология, предусматривающая использование диалектической логики и системного подхода, положений экономической теории и теории налогообложения, трудов отечественных и зарубежных экономистов, законодательных и нормативно-правовых актов.

В процессе исследования применялись различные общенаучные и теоретические методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, научная абстракция, метод теоретизации, группировки, табличный и др. Эмпирическую базу исследования составили: налоговое законодательство Российской Федерации, официальные публикации в научных и деловых периодических изданиях.

Результаты исследования и их обсуждение

Первоначально налоги образовывали незначительную часть общественных фондов, так как публичные затраты главным образом покрывались за счет добровольных пожертвований, военной добычи, доходов от общинной собственности.

Основополагающей стороной всех прошлых налогово-правовых сторон была и остаётся идея о налоге как развивающемся во времени компромиссе, начиная с определённого этапа человеческой истории. Этот компромисс обеспечивает естественное соглашение основополагающих начал общества и государства – частного интереса, частной собственности, с одной стороны, и публичного интереса, публичной собственности – с другой.

В развитии налогообложения принято выделять три основополагающих этапа (таблица 1) [4].

Понятие налогообложения в истории нашей страны также имеет очень глубокие корни. История налогообложения в нашей стране насчитывает более тысячи лет. Затрагивая вопрос возникновения и развития налогов в России, необходимо выделить основные периоды (рис. 1).

Исследуя организацию налогообложения в Древней Руси, мы приходим к выводам, что основной формой поборов в казну князя являлась дань. Её собирали двумя способами: князья с дружиной самостоятельно ездили по подвластным народам с целью её сбора или же они сами привозили дань в столицу – город Киев.

Исследуя организацию налогообложения в Древней Руси, мы приходим к выводам, что основной формой поборов в казну князя являлась дань. Её собирали двумя способами: князья с дружиной самостоятельно ездили по подвластным народам с целью её сбора или же они сами привозили дань в столицу – город Киев.

Но наиболее интенсивное развитие налогообложение получило в 15–20 веках (табл. 2) [7].

Этапы развития налогообложения

Первым этапом развития налогообложения являются Древний мир и Средние века (IV в. до н. э. – V в. н. э). На этом этапе происходит появления и развитие налогов. Так как государственные расходы увеличивались, налоги взимались в денежной форме, регулярно, увеличивался размер налогов. Со временем, налоги стали основным доходом государства.

Вторым этапом развития налогообложения является возникновение и становление капитализма (V–XVIII вв.). Этот этап можно охарактеризовать экономическими и общественными изменениями, и, как следствие, изменениями в налогообложении. Основной доходной частью государственных бюджетов становятся налоги. Налог приобретает те признаки, которые формируют его как правовую категорию.

Третьим этапом развития налогообложения является современный этап (со второй половины XIX в. до настоящего времени). В большинстве стран численность налогов в налоговых системах сокращается, увеличивается роль законодательства при их установлении и взимании.

Doc14.pdf

Рис. 1. Периоды развития налогообложения в России

Развитие налогообложения в России в 15-20 веках

Наиболее значимые события

Зарождение науки о налогах началось в первой половине ХVI века. В 1665 году был создан специальный орган – Счетная палата.

Система прямых налогов была изменена. Поземельное обложение сменилось подворным. Возрос удельный вес непрямых налогов–таможенных и кабацких. Так, в 1679–1680 на прямые сборы дали 53,3% всех доходов государства, а прямые 44%.

Наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия – 21–25%, акцизные и таможенные сборы – 20%, поступления от эксплуатации железных дорог – 18–23% государственных доходов.

В ХХ веке основу налоговых доходов бюджета образовывали: прямые налоги (пошлины, квартирный налог, подоходный налог, поземельный налог и др.).

Налоговая система того периода отличалась многочисленностью налогов и сборов и не имела конкретного принципа формирования.

В условиях планово-распределительной экономики СССР роль налогов в системе доходных источников государства была необоснованно принижена, а прямые налоги с населения не имели большого значения в формировании бюджета. Поступление налоговых платежей обеспечивало приблизительно 20 % доходов бюджета.

В конце XX века в ведущих индустриальных странах мира были проведены масштабные налоговые реформы, которые были направлены на гармонизацию налоговых систем западноевропейских стран, упрощение структуры налогов, сокращение налоговых льгот и бюджетного дефицита. Многие теории, касающиеся налогов, получили теорию обмена. В основе этой теории заключается мнение, что налог является платой, которую каждый гражданин вносит за защиту от преступлений, доступ к правосудию, охрану его личной и имущественной безопасности. Налогом является договор между государством и гражданами, поэтому теорию обмена называют теорией общественного договора, заключённого между государством и обществом [5].

На сегодняшний день налоги являются главным инструментом, при помощи которого происходит регулирование рыночных отношений в государстве, в том числе и в России. Механизм налогообложения обязан приспособиться и к регулярно изменяющейся практике хозяйствования, и к новому уровню производительных сил. В наше время налоги – главная форма доходов государства. Механизм налогов используется для того, чтобы государство оказывало воздействие на научно-технический прогресс и на динамику общественного производства [1].

1) экономически эффективная налоговая система не должна вступать в противоречие с эффективным распределением ресурсов;

2) административная система должна быть простой и недорогой в применении;

3) налоговая система должна относительно быстро реагировать на меняющиеся экономические условия;

4) налоговая система должна суметь убедить людей в том, что они платят, чтобы политическая система отражала их предпочтения;

5) налоговая система должна быть справедливой к различным индивидуумам [6].

В последний год на российскую экономику существенно повлиял шторм антивирусной шоковой терапии, который не мог обойти стороной и налоговую политику. Налоги как наиболее чувствительная с точки зрения денег сфера публичных отношений ожидаемо претерпевает ощутимые трансформации в свете кризисных явлений.

Уникальность текущей ситуации заключается в том, что практически одновременно со схожими проблемами столкнулся весь мир. По опыту других стран, набор фискальных мер поддержки в целом достаточно ограничен и не имеет принципиальных различий. Он осуществляется в следующих направлениях:

За последние месяцы 2020 года в России появился ряд нормативных актов, который в целом подтверждает приверженность нашей страны этим общемировым тенденциям. Ряд принципиальных налоговых предложений был озвучен Президентом Российской Федерации 25 марта 2020 года в обращении к гражданам России. Во исполнение этих предложений оперативно были приняты поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации (Федеральный закон № 102–ФЗ от 01.04.2020 г.), которыми Правительство Российской Федерации наделено широкими полномочиями в части регулирования процедурных аспектов налоговых правоотношений. Правительством 6 апреля (спустя 4 дня после официальной даты подписания) в соответствии с этими поправками и предоставленными ими полномочиями было опубликовано Постановление № 409 от 02.04.2020 г. с основными антикризисными мерами (ключевые из которых сводятся к разного рода отсрочкам). ФНС России и Минфином России также предложен ряд разъяснений, касающихся налогового администрирования (на сайте ФНС России оперативно появился соответствующий справочный раздел). Не стоит забывать и про пласт региональных законов, где каждый из субъектов федерации вправе в пределах полномочий принимать определенные меры.

Тем не менее, принятые в налоговой сфере акты оставляют множество вопросов. Так, Министерством финансов была предложена программа мобилизации доходов на 2021-2023 годы, которая призвана пополнить казну на 1,8 трлн. руб. Она включает ряд непопулярных мер: пересмотр льгот для нефтегазового сектора, повышение акцизов на табак, введение прогрессивной шкалы по НДФЛ, налогообложение доходов населения от банковских вкладов.

В сентябре 2020 года правительство внесло в Государственную Думу законопроект, предполагающий повышение налогов. Поправки уже одобрены депутатами в первом чтении. Инициатива содержит предложение о корректировке и уточнении отдельных параметров налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД), который совмещен с НДПИ. После принятия этих поправок бюджет может получить 237 миллиардов рублей в год [3].

Таким образом, по результатам исследования определено, что исторические аспекты возникновения и развития налогообложения в России основаны на становлении механизмов налогового регулирования. В Российской Федерации идет реформирование существующей налоговой системы. Действующая налоговая система в ее правовых и основных аспектах подвергается аргументированной критике. Чтобы повысить уровень эффективности экономики и уровень жизни населения, а также повысить сбор налогов, необходимо создать благоприятный налоговый климат, а также внести соответствующие поправки в налоговое законодательство, но в первую очередь важна стабильность.

Читайте также: