Сумма налога исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов зачисляется в

Обновлено: 31.05.2024

В период с 3 по 31 января 2022 года будет произведено списание свободных денежных средств с брокерских счетов в пользу уплаты НДФЛ.

Сумма налога рассчитывается от прибыли, полученной в результате операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.

Стандартная ставка НДФЛ составляет 13% от суммы дохода. В случае, если доход превышает 5 млн. рублей, применяется повышенная ставка НДФЛ в размере 15% от суммы дохода.

Удержание НДФЛ произойдет автоматически из свободных денежных средств на брокерском счёте. Если на вашем брокерском счёте не окажется необходимой суммы, мы не сможем удержать налог и подадим извещение в налоговый орган с информацией о начисленной, но не уплаченной сумме налога по вашим операциям (п. 14 ст. 226.1 НК РФ). В этом случае уплату НДФЛ вам будет необходимо произвести самостоятельно.

! Если вы торгуете фьючерсами и опционами, при недостаточности свободных денежных средств на счёте налог будет удержан из суммы гарантийного обеспечения. Это вызовет принудительное закрытие позиции.

! По операциям на валютном рынке, а также по операциям купли-продажи валюты брокер не может выступать налоговым агентом. Для уплаты НДФЛ необходимо самостоятельно подать налоговую декларацию через ФНС.

Мы собрали дополнительную информацию по этой теме, которая может быть также вам полезна:

Как рассчитываются доходы по сделкам в иностранной валюте?

Доходы и расходы по сделкам с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте, рассчитываются по курсу ЦБ РФ на дату фактических расчётов.

Как правильно подать декларацию 3-НДФЛ, если у меня также есть доходы, не связанные с инвестиционной деятельностью?

За один календарный год вы можете подать только одну декларацию 3-НДФЛ и в нее необходимо внести все цели ее представления.

Если в 2021 году у вас были доходы, при получении которых налоговым агентом не был удержан налог (например, доходы по операциям на валютном рынке Московской биржи, доходы от продажи недвижимости и пр.), был получен доход от источников, находящихся за пределами Российской Федерации (например, дивиденды иностранных компаний и пр.), или вы хотите воспользоваться налоговыми вычетами, то вам необходимо до 30 апреля 2022 года подать в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию за 2021 год по форме №3-НДФЛ.

В этом случае в налоговой декларации должны быть указаны все полученные в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные всеми налоговыми агентами, и суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Сумма налога, исчисленная к доплате исходя из налоговой декларации, должна быть уплачена в бюджет в срок не позднее 15 июля 2022 года.

Как скорректировать цену покупки ценных бумаг, зачисленных от другого брокера или депозитария?

Если в течение 2021 года вы продали ценные бумаги, которые зачислялись со счёта регистратора или от другого депозитария/брокера, то для учёта этих затрат вы имеете право в срок до 24 декабря 2021 года (включительно) представить в любой наш офис заполненное заявление (по форме приложения №2 к Регламенту) и полный комплект оригиналов или нотариально заверенных копий необходимых документов, подтверждающих расходы на приобретение этих ценных бумаг.

В случае отсутствия до указанного срока документов, подтверждающих расходы на приобретение ценных бумаг, налоговая база по НДФЛ будет рассчитана без учёта понесённых расходов. Для корректного расчёта налога вам придётся самостоятельно обратиться в налоговый орган по месту своей регистрации для оформления вычета по произведённым расходам путём предоставления налоговой декларации с приложением подтверждающих документов.

Проверить, учтены ли расходы на приобретение ценных бумаг, можно в личном кабинете:

Как вернуть излишне удержанный налог?

Возврат НДФЛ производится в течение трёх месяцев с момента получения заявления.

Для нерезидентов: Возврат налога в связи с перерасчетом НДФЛ по итогам 2021 года в соответствии с приобретенным клиентом-нерезидентом РФ статуса налогового резидента РФ производится только налоговым органом, в котором клиент поставлен на учёт по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации за 2021 год. Вместе с декларацией необходимо предоставить документы, подтверждающие статус налогового резидента РФ в этом налоговом периоде.

Как подтвердить налоговое резидентство РФ?

Если вы не являетесь гражданином Российской Федерации (или имеете второе гражданство, кроме РФ), но претендуете на расчёт и уплату НДФЛ по ставке 13% (15% для доходов свыше 5 млн рублей) для налоговых резидентов РФ, то вам следует в срок до 24 декабря 2021 года представить в любой офис Брокера документы, подтверждающие фактическое время пребывания на территории РФ в 2021 году, которое не должно быть менее 183 календарных дней в течение последних 12 месяцев.

При отсутствии у Брокера вышеуказанных документов НДФЛ будет рассчитан и удержан по ставкам для налоговых нерезидентов РФ в размере 30% для всех доходов, кроме дивидендов, и 15% – для дивидендов.

Как происходит сальдирование прибыли и убытков предыдущих периодов и финансовых результатов, полученных у разных брокеров?

При расчёте налоговой базы Брокер учитывает суммы доходов и убытков по клиенту в рамках одного отчётного периода.

Зачёт убытков по операциям с обращающимися ценными бумагами и/или с обращающимися финансовыми инструментами срочных сделок, полученных в предыдущих налоговых периодах, с доходами по итогам 2021 года осуществляется клиентом (налогоплательщиком) самостоятельно. Для этого клиенту необходимо обратиться в налоговый орган по месту своей регистрации посредством подачи налоговой декларации.

Сальдирование финансовых результатов по операциям с ценными бумагами и /или срочными сделками по итогам налогового периода, полученных у разных брокеров, также необходимо производить самостоятельно посредством подачи налоговой декларации в налоговые органы по месту своей регистрации.

Если опоздали с представлением документов, подтверждающих право на применение пониженных налоговых ставок…

По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 284 НК РФ, ставка налога на прибыль устанавливается в размере 20 % (если иное не предусмотрено данной статьей). При этом:

  • в федеральный бюджет зачисляется сумма налога, исчисленная по ставке 2 % (3 % в 2017 – 2024 годах);
  • в бюджеты субъектов РФ – по ставке 18 % (17 % – в 2017 – 2024 годах).

В этой же норме говорится, что в случаях, предусмотренных гл. 25 НК РФ, ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами этих субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков [1] .

Чтобы воспользоваться правом на применение пониженной ставки, налогоплательщик должен отвечать определенным требованиям, подтвердить этот факт документально. Причем сделать это нужно в установленный срок.

Возникает вопрос: если налогоплательщик отвечает установленным требованиям, однако представил документы позднее установленного срока, имеет ли он право на применение пониженных ставок?

Сам по себе пропуск срока подачи сведений о выполнении условий для применение пониженных ставок не является основанием для лишения налоговой льготы. Такой вывод можно найти в судебной практике.

В качестве примера рассмотрим недавнее Постановление АС УО от 24.04.2019 по делу № А34-8389/2018 и приведем нормы, которыми руководствовался суд, принимая решение в пользу налогоплательщика.

Суть дела заключалась в следующем. Обществом представлена декларация по налогу на прибыль за 2016 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчислялась по ставке 20 %, в том числе в федеральный бюджет – по ставке 2 %, в бюджет субъекта РФ – 18 %.

При этом законом того субъекта РФ, где работал налогоплательщик, предусмотрены применение пониженных ставок для осуществляющих капвложения организаций (в зависимости от доли капвложений в размере от 13,5 % до 17 %), при условии представления соответствующих документов (их копий) в налоговый орган не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Общество 21.07.2017 представило в ИФНС уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2016 год, исчислив налог на прибыль в бюджет субъекта РФ по ставке 17 %, а 25.07.2017 – документы в обоснование применения пониженные налоговые ставки (в ответ на требование налогового органа, проводившего камеральную проверку).

Однако судьи не согласились с такими выводами налогового органа.

В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Установленное законом субъекта РФ применение пониженные налоговые ставки в соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ является налоговой льготой.

По общему правилу о реализации своего права на использование налоговой льготы налогоплательщик заявляет в налоговой декларации (п. 1 ст. 80 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 88 НК РФ в рамках камеральной налоговой проверки контролю подвергаются данные представленной налогоплательщиком декларации, а также документы о деятельности налогоплательщика, представленные им самим, имеющиеся у налогового органа документы. При этом в силу п. 5 ст. 88 и п. 4 ст. 101 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть поданные налогоплательщиком пояснения и документы, а руководитель налогового органа (его заместитель) – исследовать эти документы при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Вопрос о предоставлении налоговой льготы решается по результатам налоговой проверки, в рамках которой должны быть исследованы все направленные налогоплательщиком (имеющиеся у налогового органа) документы, подтверждающие наличие предусмотренных законом условий для использования льготы, в том числе поступившие после представления декларации до окончания налоговой проверки.

Обратите внимание:

Исходя из п. 1 ст. 81 НК РФ и разъяснений, данных в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, право на налоговую льготу также может быть заявлено в уточненной налоговой декларации и подтверждено по результатам ее проверки.

Следовательно, подача налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой заявлено право на льготу, и, соответственно, пропуск срока подачи сведений о выполнении условий для применение по налогу на прибыль не могут сами по себе являться основанием для лишения налогоплательщика права на применение налоговой льготы.

В данном случае, как установлено судом, налоговый орган действовал непоследовательно, приняв решение о доначислении налога на прибыль по результатам камеральной проверки представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2016 год, без соблюдениях тех правил проведения камеральной налоговой проверки и рассмотрения ее результатов, которые установлены ст. 88 и 101 НК РФ, что не может быть признано правомерным.

Так, согласно п. 6 с. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.

Между тем налоговый орган, истребовав у налогоплательщика документы в подтверждение права на применение пониженные ставки налогов, отказал в применении льготы, мотивируя это только нарушением налогоплательщиком положений закона субъекта РФ и непредставлением в установленный данным нормативным актом срок (не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть 28.03.2017) документов и сведений, подтверждающих обоснованность пониженные ставки налогов.

При этом каких-либо претензий или установленных фактических обстоятельств относительно самих представленных налогоплательщиком в подтверждение налоговой льготы документов, их несоответствие форме либо несоответствие их содержания критериям, закрепленным в законе субъекта РФ, налоговым органом в ходе камеральной проверки не было выявлено.

Обратите внимание:

Судьи также отметили: положения закона субъекта РФ, на который ссылается налоговой орган, предусматривают срок представления документов в подтверждение права на применение пониженной ставки, но указанной нормой не установлен запрет на использование пониженной ставки по налогу на прибыль в бюджет субъекта, если допущенное нарушение сводится только к несоблюдению срока представления сведений (документов) и названное нарушение устранено на момент проведения камеральной налоговой проверки, рассмотрения ее материалов.

При ином подходе обязанность по исчислению и уплате налога на прибыль в бюджет субъекта РФ с применением ставки 18 % приобретает характер штрафной санкции (меры ответственности) за нарушение срока представления документов, которая возлагается на налогоплательщика, чье соответствие условиям применения пониженной налоговой ставки 17 %, обозначенной в законе субъекта РФ, не опровергается по результатам налоговой проверки, а налогоплательщик использовал льготу фактически при исчислении налога за налоговый период, отразив это в соответствующей уточненной налоговой декларации.

В итоге решение ИФНС было признано недействительным в части отказа в применении пониженной ставки по налогу на прибыль за 2016 год.

Сам по себе пропуск срока подачи первичной декларации и сведений о выполнении условий для применения ставки 0 % не является основанием для лишения налоговой льготы, которая применялась налогоплательщиком в течение истекшего налогового периода.

Высшие арбитры отметили, что в п. 6 ст. 284.1 НК РФ констатируется наличие обязанности по уплате налога в том случае, когда необходимые сведения к установленному сроку не были представлены налогоплательщиком, но не содержится запрет на использование налоговой ставки 0 %, если допущенное нарушение сводится только к несоблюдению срока представления сведений (документов) и указанное нарушение устранено на момент проведения налоговой проверки, рассмотрения ее материалов.

При ином подходе обязанность по исчислению и уплате налога с применением налоговой ставки 20 % приобретает характер штрафной санкции (меры ответственности) за нарушение срока представления сведений. Однако меры налоговой ответственности должны быть прямо предусмотрены гл. 16 и 18 НК РФ, а их применение – отвечать требованиям соразмерности и справедливости.

Читайте также: